Научная статья на тему 'Организационно-методическое обеспечение муниципальных детско-юношеских спортивных школ на межведомственной основе'

Организационно-методическое обеспечение муниципальных детско-юношеских спортивных школ на межведомственной основе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
365
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЕ СПОРТИВНЫЕ ШКОЛЫ / СОЛИДАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / МЕЖВЕДОМСТВЕННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / LOCAL GOVERNMENT BODIES / MUNICIPAL CHILDREN''S AND YOUTH SPORTS SCHOOLS / JOINT LIABILITY / INTERDEPARTMENTAL INTERACTION / ORGANIZATIONAL AND METHODICAL PROVIDING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Абрамов Эдуард Николаевич

Представлен механизм модернизации системы подготовки спортивного резерва в сельских муниципальных районах на основе внедрения модели совместной (межведомственной) координации и методического обеспечения деятельности муниципальных детско-юношеских спортивных школ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Абрамов Эдуард Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL AND METHODICAL PROVIDING OF MUNICIPAL CHILDREN''S AND YOUTH’S SPORTS SCHOOLS ON THE INTERDEPARTMENTAL BASIS

The mechanism of upgrade of system of preparation of a sports allowance in rural municipal districts on a basis implementation of model of joint (interdepartmental) coordination and methodical ensuring activities of municipal children's and youth sports schools is provided.

Текст научной работы на тему «Организационно-методическое обеспечение муниципальных детско-юношеских спортивных школ на межведомственной основе»

СПОРТ

УДК 796:374

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИХ СПОРТИВНЫХ ШКОЛ НА МЕЖВЕДОМСТВЕННОЙ ОСНОВЕ

Э.Н. Абрамов

Представлен механизм модернизации системы подготовки спортивного резерва в сельских муниципальных районах на основе внедрения модели совместной (межведомственной) координации и методического обеспечения деятельности муниципальных детско-юношеских спортивных школ.

Ключевые слова: органы местного самоуправления, муниципальные детско-юношеские спортивные школы, солидарная ответственность, межведомственное взаимодействие, организационно-методическое обеспечение.

В настоящее время в соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 11 мая 2016 года № Пр-905 осуществляется разработка проекта Концепции подготовки спортивного резерва в Российской Федерации до 2025 года. Можно ожидать, что в основу проекта Концепции будут положены новые механизмы, обеспечивающие поступательное развитие.

Модернизация внутриотраслевого сегмента системы подготовки спортивного резерва требует, прежде всего, мобилизации внутренних ресурсов, построения эффективной системы организационно-методического обеспечения сети организаций спортивной подготовки, внедрения системы нормативно-подушевого финансирования оказания услуг.

Значительно больших усилий, тонкой настройки, проявления договороспособности, стратегического расчета и достижения консенсуса потребует модернизация системы подготовки спортивного резерва на муниципальном уровне, поскольку она напрямую затрагивает интересы смежной отрасли - сферы образования, а главное - местного социума.

На сегодняшний день значительная часть сельских муниципальных ДЮСШ находится в статусе организаций дополнительного образования, и на этом основании имеют принадлежность к отрасли образования. При этом органы управления образованием субъектов Российской Федерации осуществляют в отношении данных организаций государственный контроль и надзор, формируют финансовую политику, систему отчетности и т. д.

Вместе с тем, детско-юношеские спортивные школы также являются частью системы подготовки спортивного резерва субъекта Российской Федерации, кроме того, обеспечивая решение и иных задач в области физической культуры и спорта (выступают в качестве муниципальных центров тестирования, участвуют в организации и проведении физкультурных и спортивных мероприятий муниципального уровня и т. д.).

Таким образом, муниципальные ДЮСШ на паритетной основе реализуют, как полномочия в сфере образования, так и в сфере спорта. При этом довольно сложно определить, что относится к цели, а что к средству ее достижения.

Межведомственное положение муниципальных ДЮСШ фактически закрепил своими нормами приказ Министерства спорта Российской Федерации от 30 октября 2015 года № 999 «Об утверждении требований к обеспечению подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд Российской Федерации».

Специфичность положения сельских муниципальных ДЮСШ также связана с рядом обстоятельств:

1) в структуре значительного количества местных администраций сельских районов нет органа управления, осуществляющего полномочия в области физической культуры и спорта, либо отсутствует готовность данного органа к выполнению полномочий учредителя ДЮСШ;

2) для нужд ДЮСШ используется материально-техническая база и прочие ресурсы отрасли образования, без которых эффективное функционирование ДЮСШ не представляется возможным;

3) бухгалтерское обслуживание ДЮСШ обеспечивается через централизованные бухгалтерии сферы образования.

Существующее межведомственное положение муниципальных детско-юношеских спортивных школ порождает солидарную ответственность отраслей образования и спорта и требует создания и внедрения модели совместной координации и методического обеспечения деятельности ДЮСШ.

Иными словами, в данной организационной формуле каждое из ведомств призвано координировать и методически обеспечивать деятельность муниципальных ДЮСШ в пределах собственных полномочий и отраслевых интересов.

Этому способствует Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273 «Об образовании в Российской Федерации», который своими нормами провозгласил смещение акцента с управления учреждениями к управлению программами, функциями, полномочиями.

Так, роль органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта может выражаться в организационно-методическом обеспечении деятельности муниципальных ДЮСШ в части решения спортивных задач (в соответствии с Федеральным законом от 4 декабря 2007 года № 329-ФЗ «О физической культуре спорте в

Российской Федерации»).

Речь идет:

- о реализации в муниципальных ДЮСШ программ спортивной подготовки на основе федеральных стандартов спортивной подготовки;

- об участии муниципальных ДЮСШ в организации и проведении физкультурных и спортивных мероприятий муниципального уровня (в том числе в рамках Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО);

- о подготовке спортивного резерва для спортивных сборных команд муниципального образования и субъекта российской Федерации.

Реализуя данную организационную формулу в Курганской области, региональный орган управления физической культурой и спортом взял на себя следующие обязательства в отношении муниципальных ДЮСШ:

- направлять информационные письма и материалы в части выполнения муниципальными ДЮСШ полномочий в области физической культуры и спорта, размещая их также в специализированном информационно-методическом разделе на сайте органа власти в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

- проводить методическую работу с муниципальными ДЮСШ в части выполнения ими полномочий в области физической культуры и спорта, в том числе готовить и направлять методические рекомендации;

- проводить организационные мероприятия с участием представителей муниципальных ДЮСШ по вопросам, касающимся выполнения полномочий в области физической культуры и спорта;

- готовить проекты нормативных актов, затрагивающих полномочия муниципальных ДЮСШ, в части выполнения ими полномочий в области физической культуры и спорта, а также модельные локальные акты для ДЮСШ;

- разрабатывать и реализовывать меры, направленные на поддержку и развитие муниципальных ДЮСШ, в части выполнения ими полномочий в области физической культуры и спорта (в том числе, принимать необходимые для этого региональные документы планово-стратегического характера);

- организовывать курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки для работников муниципальных ДЮСШ по вопросам спортивной подготовки;

- осуществлять контроль за реализацией в муниципальных ДЮСШ программ спортивной подготовки;

- обеспечивать поддержку развитию в муниципальных ДЮСШ инновационной деятельности в соответствии с порядком, утвержденным приказом Министерства спорта Российской Федерации от 30 сентября 2015 года № 914 «Об утверждении порядка осуществления экспериментальной и инновационной деятельности в области физической культуры и спорта»;

- обеспечивать формирование региональных рейтингов муниципальных ДЮСШ на основе критериев, отражающих, прежде всего, спортивную результативность.

При этом было бы логичным ожидать, что органы управления образованием субъектов Российской Федерации сохранят практику организационно-методического обеспечения деятельности муниципальных ДЮСШ в части реализации образовательных программ, осуществления обучения и воспитания, социально-профилактической деятельности и иных вопросов, возложенных Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» на ДЮСШ, как образовательных организаций.

Инструментом, фиксирующим распределение ответственности за функционирование и развитие муниципальных ДЮСШ между региональными органами управления в отраслях образования и спорта в Курганской области, является заключенное соглашение.

На уровне муниципалитетов вопрос межведомственного взаимодействия урегулирован посредством возложения функции координаторов деятельности ДЮСШ на заместителей глав муниципальных районов по социальным вопросам (в соответствии с поручением Губернатора Курганской области № ПГ-01-87/015 от 16 марта 2015 года).

Таким образом, одним из перспективных механизмов модернизации системы подготовки спортивного резерва в сельских муниципальных районах является создание и внедрение модели совместной (межведомственной) координации и методического обеспечения деятельности муниципальных детско-юношеских спортивных школ.

Список литературы

1. Абрамов Э.Н., Антонов Д.П. Организация методической работы в системе подготовки спортивного резерва на региональном уровне (опыт Курганской области) // Вестник спортивной науки: научный и теоретический журнал. 2015. № 6. С. 26-31.

2. Абрамов Э.Н. Некоторые аспекты перехода муниципальных детско-юношеских спортивных школ в организации, осуществляющие спортивную подготовку: матер. I Межд. форума «Большая наука -большому спорту». М., 2016. С. 12-18.

3. Федеральный закон от 4 декабря 2007 года № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 73038/ (дата обращения: 11.09.2016).

4. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru/document/ cons doc LAW 140174/ (дата обращения: 11.09.2016).

5. Приказ Министерства спорта Российской Федерации от 30 октября 2015 года № 999 «Об утверждении требований к обеспечению подготовки

спортивного резерва для спортивных сборных команд Российской Федерации». URL: http://www.garant.ru/hotlaw/federal/708663/ (дата обращения: 11.09.2016).

6. Приказ Министерства спорта Российской Федерации от 30 сентября 2015 года № 914 «Об утверждении порядка осуществления экспериментальной и инновационной деятельности в области физической культуры и спорта» URL: http://base.garant.ru/71288342/ (дата обращения: 11.09.2016).

Абрамов Эдуард Николаевич, канд. биол. наук, доц., старший инструктор-методист, abram-sport@,mail.ru, Россия, Москва, Федеральный центр подготовки спортивного резерва

ORGANIZATIONAL AND METHODICAL PROVIDING OF MUNICIPAL CHILDREN'S AND YOUTH'S SPORTS SCHOOLS ON THE INTERDEPARTMENTAL BASIS

E.N. Abramov

The mechanism of upgrade of system of preparation of a sports allowance in rural municipal districts on a basis implementation of model of joint (interdepartmental) coordination and methodical ensuring activities of municipal children's and youth sports schools is provided.

Key words: local government bodies, municipal children's and youth sports schools, joint liability, interdepartmental interaction, organizational and methodical providing.

Abramov Eduard Nikolaevich, candidate of biological Sciences, assistant professor, senior instructor-methodologist, abram-sport@,mail. ru, Russia, Moscow, Federal Center of preparation of a sports reserve

УДК 793.3:377

СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОСТРОЕНИЯ МАКРОЦИКЛА ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ТАНЦОРОВ

В. А. Александрова, В.В. Шиян

Представлена цикличность процесса подготовки танцоров. Разработана схема периодизации макроцикла подготовки высококвалифицированных танцоров.

Ключевые слова: макроцикл подготовки, анализ календарного плана, высококвалифицированные танцоры.

При планировании физической подготовки танцоров в макроцикле необходимо учитывать календарь соревнований. Даты соревнований, их количество, интервалы между ними. Эти параметры будут являться ориентирами, обусловливающими структуру макроцикла подготовки спортсменов, динамику соотношения различных по специфичности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.