Научная статья на тему 'Организационно-методическое обеспечение муниципальных детско-юношеских спортивных школ на межведомственной основе'

Организационно-методическое обеспечение муниципальных детско-юношеских спортивных школ на межведомственной основе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
299
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЕ СПОРТИВНЫЕ ШКОЛЫ / СОЛИДАРНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / МЕЖВЕДОМСТВЕННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / LOCAL GOVERNMENTS / MUNICIPAL DETSKO-YOUTHFUL SPORTS SCHOOLS / SHARED RESPONSIBILITY / INTERAGENCY COOPERATION / ORGANIZATIONAL AND METHODOLOGICAL SUPPORT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Абрамов Э.Н., Антонов Д.П., Новиков А.О.

В значительной части сельских муниципальных районов не представляется возможным возложение на органы управления в области физической культуры и спорта полномочий учредителя детско-юношеских спортивных школ. Более того, существующий статус муниципальных детско-юношеских спортивных школ порождает солидарную ответственность отраслей образования и спорта и требует создания механизма межведомственной координации. В нашем представлении каждое из ведомств должно координировать деятельность муниципальных ДЮСШ в пределах собственных полномочий и отраслевых интересов. Данное обстоятельство породило своего рода развязку создание межведомственной модели организационно-методического обеспечения деятельности муниципальных детско-юношеских спортивных школ. В статье предлагается формула (модель) распределения ответственности за развитие и функционирование муниципальных детско-юношеских спортивных школ между органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области спорта и образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Абрамов Э.Н., Антонов Д.П., Новиков А.О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organizational and methodological support of the municipal youth sports schools on a multiagency basis

In large parts of rural municipal districts, it is not possible to attribute to the government in the field of physical culture and sport of the powers of the founder of youth sports schools. Moreover, the existing status of municipal detsko-youthful sports schools gives rise to joint and several liability industries of education and sports and requires the creation of inter-Agency coordination mechanisms. In our view, each institution must coordinate the activities of the municipal DYUSSH within its own authority and sectoral interests. This fact gave rise to decoupling the creation of an interagency model of organizational and methodical support activities of municipal children and youth sports schools. The article provides a formula (model) distribution of responsibility for the development and functioning of municipal youth sports schools between the Executive authorities of the Russian Federation in the field of sports and education.

Текст научной работы на тему «Организационно-методическое обеспечение муниципальных детско-юношеских спортивных школ на межведомственной основе»

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО СПОРТА

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИХ СПОРТИВНЫХ ШКОЛ НА МЕЖВЕДОМСТВЕННОЙ ОСНОВЕ

Э.Н. АБРАМОВ, Д.П. АНТОНОВ, ФГБУ «Федеральный центр подготовки спортивного резерва»;

А.О. НОВИКОВ, ФГБУ ФНЦ ВНИИФК

Аннотация

В значительной части сельских муниципальных районов не представляется возможным возложение на органы управления в области физической культуры и спорта полномочий учредителя детско-юношеских спортивных школ. Более того, существующий статус муниципальных детско-юношеских спортивных школ порождает солидарную ответственность отраслей образования и спорта и требует создания механизма межведомственной координации. В нашем представлении каждое из ведомств должно координировать деятельность муниципальных ДЮСШ в пределах собственных полномочий и отраслевых интересов. Данное обстоятельство породило своего рода развязку - создание межведомственной модели организационно-методического обеспечения деятельности муниципальных детско-юношеских спортивных школ. В статье предлагается формула (модель) распределения ответственности за развитие и функционирование муниципальных детско-юношеских спортивных школ между органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области спорта

и образования.

Ключевые слова: органы местного самоуправления, муниципальные детско-юношеские спортивные школы, солидарная ответственность, межведомственное взаимодействие, организационно-методическое обеспечение.

Abstract

In large parts of rural municipal districts, it is not possible to attribute to the government in the field of physical culture and sport of the powers of the founder of youth sports schools. Moreover, the existing status

of municipal detsko-youthful sports schools gives rise to joint and several liability industries of education and sports and requires the creation of inter-Agency coordination mechanisms. In our view, each institution must coordinate the activities of the municipal DYUSSH within its own authority and sectoral interests. This fact gave rise to decoupling - the creation of an interagency model of organizational and methodical support activities of municipal children and youth sports schools. The article provides a formula (model) distribution of responsibility for the development and functioning of municipal youth sports schools between the Executive authorities of the Russian Federation in the field of sports and education.

Keywords: local governments, municipal detsko-youthful sports schools, shared responsibility, interagency cooperation, organizational and methodological support.

В настоящее время в соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 11 мая 2016 года № Пр-905 осуществляется разработка проекта Концепции подготовки спортивного резерва в Российской Федерации до 2025 года. Можно ожидать, что в основу

проекта Концепции будут положены новые механизмы, обеспечивающие поступательное развитие.

Модернизация внутриотраслевого сегмента системы подготовки спортивного резерва требует, прежде всего, мобилизации внутренних ресурсов, построения

эффективной системы организационно-методического обеспечения сети организаций спортивной подготовки, внедрения системы нормативно-подушевого финансирования оказания услуг.

Значительно больших усилий, тонкой настройки, проявления договороспособности, стратегического расчета и достижения консенсуса потребует модернизация системы подготовки спортивного резерва на муниципальном уровне, поскольку она напрямую затрагивает интересы смежной отрасли - сферы образования, а главное - местного социума.

На сегодняшний день значительная часть сельских муниципальных ДЮСШ находится в статусе организаций дополнительного образования и на этом основании имеют принадлежность к отрасли образования. При этом органы управления образованием субъектов Российской Федерации осуществляют в отношении данных организаций государственный контроль и надзор, формируют финансовую политику, систему отчетности и т.д.

Вместе с тем детско-юношеские спортивные школы также являются частью системы подготовки спортивного резерва субъекта Российской Федерации, кроме того, обеспечивая решение и иных задач в области физической культуры и спорта (выступают в качестве муниципальных центров тестирования, участвуют в организации и проведении физкультурных и спортивных мероприятий муниципального уровня и т.д.).

Таким образом, муниципальные ДЮСШ на паритетной основе реализуют полномочия как в сфере образования, так и в сфере спорта. При этом довольно сложно определить, что относится к цели, а что к средству ее достижения.

Межведомственное положение муниципальных ДЮСШ фактически закрепило своими нормами приказ Министерства спорта Российской Федерации от 30 октября 2015 года № 999 «Об утверждении требований к обеспечению подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд Российской Федерации» [5].

Специфичность положения сельских муниципальных ДЮСШ также связана с рядом обстоятельств:

- в структуре значительного количества местных администраций сельских районов нет органа управления, осуществляющего полномочия в области физической культуры и спорта, либо отсутствует готовность данного органа к выполнению полномочий учредителя ДЮСШ;

- для нужд ДЮСШ используется материально-техническая база и прочие ресурсы отрасли образования, без которых эффективное функционирование ДЮСШ не представляется возможным;

- бухгалтерское обслуживание ДЮСШ обеспечивается через централизованные бухгалтерии сферы образования.

Существующее межведомственное положение муниципальных детско-юношеских спортивных школ порождает солидарную ответственность отраслей образования и спорта и требует создания и внедрения модели совместной координации и методического обеспечения деятельности ДЮСШ.

Иными словами, в данной организационной формуле каждое из ведомств призвано координировать и методически обеспечивать деятельность муниципальных ДЮСШ в пределах собственных полномочий и отраслевых интересов.

Этому способствует Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273 «Об образовании в Российской Федерации» [4], который своими нормами провозгласил смещение акцента с управления учреждениями к управлению программами, функциями, полномочиями.

Так, роль органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта может выражаться в организационно-методическом обеспечении деятельности муниципальных ДЮСШ в части решения спортивных задач (в соответствии с Федеральным законом от 4 декабря 2007 года № 329-ФЗ «О физической культуре спорте в Российской Федерации»).

Речь идет:

• о реализации в муниципальных ДЮСШ программ спортивной подготовки на основе федеральных стандартов спортивной подготовки;

• об участии муниципальных ДЮСШ в организации и проведении физкультурных и спортивных мероприятий муниципального уровня (в том числе в рамках Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО);

• о подготовке спортивного резерва для спортивных сборных команд муниципального образования и субъекта Российской Федерации.

Реализуя данную организационную формулу, например, в Курганской области, региональный орган управления физической культурой и спортом взял на себя следующие обязательства в отношении муниципальных ДЮСШ:

• направлять информационные письма и материалы в части выполнения муниципальными ДЮСШ полномочий в области физической культуры и спорта, размещая их также в специализированном информационно-методическом разделе на сайте органа власти в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

• проводить методическую работу с муниципальными ДЮСШ в части выполнения ими полномочий в области физической культуры и спорта, в том числе готовить и направлять методические рекомендации;

• проводить организационные мероприятия с участием представителей муниципальных ДЮСШ по вопросам, касающимся выполнения полномочий в области физической культуры и спорта;

• готовить проекты нормативных актов, затрагивающих полномочия муниципальных ДЮСШ, в части выполнения ими полномочий в области физической культуры и спорта, а также модельные локальные акты для ДЮСШ;

• разрабатывать и реализовывать меры, направленные на поддержку и развитие муниципальных ДЮСШ, в части выполнения ими полномочий в области физической культуры и спорта (в том числе принимать необходимые

для этого региональные документы планово-стратегического характера);

• организовывать курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки для работников муниципальных ДЮСШ по вопросам спортивной подготовки;

• осуществлять контроль реализации программ спортивной подготовки в муниципальных ДЮСШ;

• обеспечивать поддержку развития в муниципальных ДЮСШ инновационной деятельности в соответствии с порядком, утвержденным приказом Министерства спорта Российской Федерации от 30 сентября 2015 года № 914 «Об утверждении порядка осуществления экспериментальной и инновационной деятельности в области физической культуры и спорта» [6];

• обеспечивать формирование региональных рейтингов муниципальных ДЮСШ на основе критериев, отражающих, прежде всего, спортивную результативность.

При этом было бы логичным ожидать, что органы управления образованием субъектов Российской Федерации сохранят практику организационно-методического обеспечения деятельности муниципальных ДЮСШ в части реализации образовательных программ, осуществ-

ления обучения и воспитания, социально-профилактической деятельности и иных вопросов, возложенных Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» на ДЮСШ как образовательных организаций.

Инструментом, фиксирующим распределение ответственности за функционирование и развитие муниципальных ДЮСШ между региональными органами управления в отраслях образования и спорта в Курганской области, является заключенное соглашение.

На уровне муниципалитетов вопрос межведомственного взаимодействия урегулирован посредством возложения функции координаторов деятельности ДЮСШ на заместителей глав муниципальных районов по социальным вопросам (в соответствии с поручением губернатора Курганской области от 16 марта 2015 года № ПГ-01-87/015).

Таким образом, одним из перспективных механизмов модернизации системы подготовки спортивного резерва в сельских муниципальных районах является создание и внедрение модели совместной (межведомственной) координации и методического обеспечения деятельности муниципальных детско-юношеских спортивных школ.

Литература

1. Абрамов, Э.Н., Антонов, Д.П. Организация методической работы в системе подготовки спортивного резерва на региональном уровне (опыт Курганской области) // Вестник спортивной науки. - 2015. - № 6. - С. 26-31.

2. Абрамов, Э.Н. Некоторые аспекты перехода муниципальных детско-юношеских спортивных школ в организации, осуществляющие спортивную подготовку: Материалы I Международного форума «Большая наука -большому спорту». - Москва, 2016. - С. 12-18.

3. Федеральный закон от 4 декабря 2007 года № 329-Ф3 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».

4. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273 «Об образовании в Российской Федерации».

5. Приказ Министертсва спорта Российской Федерации от 30 октября 2015 года № 999 «Об утверждении требований к обеспечению подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд Российской Федерации».

6. Приказ Министерства спорта Российской Федерации от 30 сентября 2015 года № 914 «Об утверждении порядка осуществления экспериментальной и инновационной деятельности в области физической культуры и спорта».

References

1. Abramov, E.N., Antonov, D.P. Organization of methodical work in the system of sports reserve training at the regional level (experience of the Kurgan region) // Vestnik sportivnoy nauki. - 2015. - No. 6. - Pp. 26-31.

2. Abramov, E.N. Some aspects of transition in the municipal children and youth sports schools in the organization that conducts athletic training: proceedings of the I International forum "Great science - for great sport". - Moscow, 2016. - Pp. 12-18.

3. Federal law of 4 December 2007 No. 329-FZ "On physical culture and sport in the Russian Federation".

4. Federal law of 29 December 2012 No. 273 "On education in Russian Federation".

5. The order of the Ministry of sport of the Russian Federation from October 30, 2015 No. 999 "On approval of requirements for training of sports reserve for sports national teams of the Russian Federation".

6. Order of the Ministry of sport of the Russian Federation from September 30, 2015 No. 914 "On the approval of procedure for implementation of experimental and innovative activities in the field of physical culture and sport".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.