Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ИНФОРМАТИКЕ В ПРОФИЛЬНЫХ КЛАССАХ'

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ИНФОРМАТИКЕ В ПРОФИЛЬНЫХ КЛАССАХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
17
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
проект / сервисы Веб 2.0 / облачные технологии / сквозные цифровые технологии / виртуальная реальность / дополненная реальность / project / Web 2.0 services / cloud technologies / end-to-end digital technologies / virtual reality / augmented reality

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Круподерова Климентина Руслановна, Амосова Наталья Сергеевна, Бойко Анастасия Владимировна

Для профилизации школьников, особенно, в ИТ-сфере, большое значение имеет организация проектной деятельности. Несмотря на то, что проектному методу более ста лет, его использование актуально и сегодня. Объясняется это адаптируемостью метода ко времени и его вызовам. Сегодня инструментальной основой проектной деятельности выступают различные цифровые инструменты. Рассмотрены варианты организации проектной деятельности обучающихся на уроках информатики в профильных классах. Приведены примеры проектных заданий для изучения дисциплины «Информатика» в 10-11 классах на углубленном уровне. Рассмотрено использование облачных технологий, сервисов Веб 2.0, виртуальной и дополненной реальности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Круподерова Климентина Руслановна, Амосова Наталья Сергеевна, Бойко Анастасия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

For the profiling of schoolchildren, especially in the IT field, the organization of project activities is of great importance. Despite the fact that the design method is more than a hundred years old, its use is still relevant today. This is explained by the adaptability of the method to time and its calls. Today, various digital tools act as the instrumental basis for project activities. The options for organizing the project activities of students in informatics lessons in specialized classes are considered. Examples of project assignments for studying the discipline "Informatics" in grades 10-11 at an advanced level are given. The use of cloud technologies, Web 2.0 services, virtual and augmented reality is considered.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ИНФОРМАТИКЕ В ПРОФИЛЬНЫХ КЛАССАХ»

Литература:

1. Круподерова, Е.П. Построение информационно-образовательной среды преподавателя колледжа на основе сетевых сервисов / Е.П. Круподерова, И.В. Дудин, АП. Тихонов // Проблемы современного педагогического образования. -2017.-№54-6.-С. 114-120

2. Круподерова, Е.П. ИКТ-инструменты для реализации смешанного обучения в условиях предметной цифровой среды / Е.П. Круподерова, K.P. Круподерова, Н.С. Кадиленко // Проблемы современного педагогического образования. -2019.-№64-1.-С. 179-182

3. Круподерова, K.P. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: учебное пособие / K.P. Круподерова. -Н. Новгород: Мининский университет, 2022. - 112 с.

4. Маркелова, О.В. Проблемы развития познавательной активности обучаемых при изучении информатики в профессиональном колледже / О.В. Маркелова //Личность и общество. - 2019. - №2. -С. 20-23

5. Михалкина, Е.Е. Организация проектной деятельности обучающихся колледжа в условиях предметной цифровой образовательной среды / Е.Е. Михалкина // Цифровые технологии в науке и образовании: Сборник статей по материалам Региональной студенческой научно-практической конференции (декабрь 2020 г.). - Н. Новгород: Мининский университет, 2021.-С. 53-56

6. Поначугин, A.B. Цифровые образовательные ресурсы вуза: проектирование, анализ и экспертиза / A.B. Поначугин, Ю.Н. Лапыгин // Вестник Мининского университета. - 2019. - Т.7. - № 2 (27). - С. 5.

7. Ремизов, В.В. Формирование общих компетенций студентов колледжа при обучении информатике с помощью облачных технологий / В.В. Ремизов // В сборнике: Образование в цифровую эпоху: опыт, проблемы, перспективы. Сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции преподавателей, студентов, аспирантов, докторантов и заинтересованных лиц. - Н. Новгород: Мининский университет, 2021. - С. 161-164

8. Самерханова, Э.К. Цифровые ресурсы для организации образовательного процесса и оценки достижений обучающихся в дистанционном формате: обзор цифровых ресурсов для дистанционного образования / Э.К. Самерханова, Е.П. Круподерова, И.В. Панова. -Н. Новгород: Мининский университет, 2020. - 50 с.

9. Тихонов, А.П. Развитие критического мышления обучающихся с помощью сетевых сервисов / АП. Тихонов, Т.И. Канянина // «Психология и педагогика: методология, теория и практика». Сборник статей международной научно-практической конференции. -2016. - С. 151-153

10. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 15.02.08 «Технология машиностроения», утвержденный 18.04.2014 г., № 350. - URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-15-02-08-tehnologiya-mashinostroeniya-350/ (дата обращения: 29.07.2023)

11. Ширшова, Н.Г. Использование сетевых сервисов для построения персональной цифровой среды преподавателя колледжа / Н.Г. Ширшова, АП. Тихонов // Цифровая педагогика в системе современного образования. Сборник статей по материалам Открытой Всероссийской научно-практической интернет-конференции. - Н. Новгород: Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина, 2018. - С. 46-50

УДК 372.8

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ИНФОРМАТИКЕ В ПРОФИЛЬНЫХ КЛАССАХ

старший преподаватель кафедры прикладной информатики и информационных технологий в образовании Круподерова Климентина Руслановна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород);

студентка Амосова Наталья Сергеевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород);

студентка БойкоАнастасия Владимировна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

Постановка проблемы. Для профилизации школьников, особенно, в ИТ-сфере, большое значение имеет организация проектной деятельности. Потребность в 1Т-специалистах со временем будет только возрастать, учитывая, что в нынешних обстоятельствах в России необходимо активно заниматься разработкой собственного программного обеспечения и развитием уже существующих проектов. Поэтому так важно сегодня содействовать ускоренному техническому развитию обучающихся, подготовке их к жизни и работе в условиях цифровой экономики. Возможности для подготовки обучающихся к жизни в условиях цифровой экономики должны создаваться в каждой школе. И здесь особая роль принадлежит предмету «Информатика». Организации исследовательской и проектной деятельности на уроках информатики посвящены статьи [10, 11]. Большое значение имеет и организация внеурочной деятельности обучающихся, например, через участие в Интернет-проектах [12]. Авторы обосновывают возможности формирования универсальных учебных действий, развития познавательной активности обучающихся, профилизации с помощью метода проектов.

Несмотря на достаточное внимание исследователей к проблеме использования метода проектов с использованием возможностей цифровых инструментов, актуальным является поиск теоретических основ и практических путей достижения предметных и метапредметных результатов обучающихся на уроках информатики в профильных классах через организацию проектной деятельности с использованием возможностей предметной цифровой образовательной среды. Особого внимания требует подбор отечественных цифровых инструментов для организации проектной деятельности, разработка собственного ресурсного обеспечения. Данный факт позволил нам сформулировать проблему исследования -как организовать проектную деятельность обучающихся на уроках информатики в профильных классах с помощью современных цифровых инструментов для достижения требуемых предметных и метапредметных результатов, для ускоренного технического развития, подготовки их к жизни и работе в условиях цифровой экономики?

Изложение основного материала исследования. Проектный метод имеет практически вековой опыт апробации, при этом не только сохраняется его актуальность, но и с каждым годом растет востребованность. Организации проектной деятельности посвящены публикации [3, 9].

Проектная деятельность по информатике становится отличным полем для знакомства обучающихся профильных классов с современными цифровыми технологиями, потому что именно во время разработки проекта обучающиеся могут пройти все этапы создания, от разработки идеи до защиты готового информационного продукта. Такие проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. Сегодня инструментальную основу проектной деятельности составляют различные цифровые инструменты. Некоторые из них представлены в пособии [14].

Несомненной дидактической ценностью при организации проектной деятельности обладают облачные технологии и сервисы Веб 2.0. Анализ публикаций по применению сервисов Веб 2.0 в проектной деятельности [6, 8] передового педагогического опыта показал, что разработчики проектов наиболее часто используют такие сервисы, как создание совместных гипертекстовых документов, сервисы онлайн-визуализации, интерактивные онлайн-доски, социальные сети и т.п. Возможности сервисов Веб 2.0 в проектной деятельности представлены с помощью авторской ментальной карты https://goo.su/pL9Z2.

Рассмотрим варианты организации проектной деятельности обучающихся профильных классов при изучении дисциплины «Информатика» в 10-11 классах на углубленном уровне (УМК И.Г. Семакин, Т.Ю. Шеина «Информатика.10-11 класс. Углубленный уровень»), В разделе «Теоретические основы информатики» обучающимся можно предложить проектные задания на создание инфографики по теме «Системы счисления», создание игры на основе алгоритма машины Тьюринга (тема «Алгоритмы обработки информации»), В разделе «Компьютер» можно предложить создание совместной ленты времени «Смена поколений ЭВМ», разработку интерактивной викторины (тема «Программное обеспечение ПК»), а в разделе «Информационные технологии» - создать видео фильм (тема «Технологии обработки изображения и звука»), разработать плакат со сравнительным анализом возможностей текстового редактора и текстового процессора. Создание персонального сайта можно предложить в теме «Основы сайтостроения». Совместный подбор информационных систем из разных предметных областей, проектирование реляционной базы данных - возможные проектные задания в разделе «Информационные системы», а в разделе «Компьютерное моделирование» обучающимся можно предложить индивидуальные и групповые проекты на разработку моделей систем массового обслуживания, физических, экономических и экологических моделей. В разделе «Методы программирования» кроме собственно программирования обучающиеся могут построить ленту времени «Эволюция языков программирования», выполнить SWOT-анализ одного из языков программирования. В рамках раздела «Информационная деятельность человека» обучающимся можно предложить проведение исследований в группах по поиску ответов на проблемные вопросы, связанные с построением в России информационного общества. При этом учитель может создать портфолио проекта с помощью сайта, блога, вики, в социальной сети.

Приведем пример авторского проекта «Связанные одной сетью» в рамках раздела «Глобальные компьютерные сети». Проект предназначен для обучающихся 10 классов, изучающих информатику на углубленном уровне. Обучающиеся делятся на три группы для поиска ответов на проблемные вопросы: Какова история развития Интернета? Как сервисы Веб 2.0 помогают в обучении? Как устроена сетевая модель DoD? Вики-портфолио проекта размещено по адресу: https://clck.ru/34WJzx. Результаты исследования обучающиеся представляют с помощью документов совместного редактирования (Яндекс-таблиц, презентаций, документов), ментальных карт, облаков слов, лент времени, инфографики. Примеры информационных продуктов обучающихся: лента времени «История развития сети Интернет» (https://time.graphics/line/451); совместная презентация «История возникновения сети Интернет» (https://clck.ru/34WG8u); Яндекс-таблица «Отечественные Интернет-сервисы» (https://clck.ru/33BCXb).

При организации проектной деятельности следует уделить внимание цифровым инструментам для организации оценивания как итогового, так и формирующего. Современные средства и технологии оценивания результатов обучения рассматриваются в статье [2]. Для организации критериального оценивания продуктов проектной деятельности, самооценивания, взаимооценивания, рефлексии могут использоваться документы совместного редактирования, онлайн анкеты, виртуальные доски, ментальные карты, блоги, страницы обсуждений на вики-сайтах.

Для формирования исследовательских умений обучающихся в рамках предметной цифровой образовательной среды обучения информатике важна не только учебная деятельность, но и организация внеучебной работы. Во внеурочной деятельности школьники погружаются в творческую исследовательскую среду, где вырабатываются не только познавательные способности, но и решаются задачи воспитания и социализации, происходит формирование универсальных учебных действий, развивается информационная культура [4].

Важным является организация внеурочной сетевой проектной деятельности. Интересным примером проектной деятельности являются образовательные веб-квесты. Образовательные возможности технологии веб-квестов рассматриваются в статье [1]. Примеры веб-квестов по информатике, разработанные студентами Мининского университета: веб-квест «Отдел тайн и секретов» (https://sites.google.com/view/information-society-glavnai), посвященный всемирному дню информационного общества; веб-квест «Отечественная информатика: Вчера-Сегодня» (https://clck.ru/hUwrc).

Сегодня одним из направлений внеурочной деятельности по информатике может стать направление, связанное с освоением школьниками сквозных цифровых технологий, необходимость применения которых в школе закреплена на уровне Распоряжения Минпросвещения России [15]. Например, в статье [5] рассмотрены возможности и риски применения в образовании технологии виртуальной и дополненной реальности, а в статье [13] - варианты организации проектной деятельности по разработке и применению VR и AR. В качестве программного обеспечения для создания VR-приложений может использоваться отечественный конструктор Varwin Education, а для создания AR-приложений - EV Toolbox.

Приведем примеры возможных проектных заданий для обучающихся: создание VR-приложения для контроля по астрономии «Планеты», создание VR-приложения для контроля по информатике «Алгебра логики», создание виртуальной экскурсии по школе в формате 3600, создание AR-приложения для уроков в начальной школе «Ожившие» картинки» (приложение позволяет визуализировать, анимировать изображение и тем самым привлечь больше внимания младших школьников к страницам учебника.).

Выводы. Технологии продолжают стремительно развиваться, поэтому растут и требования рынка к квалификации и компетентности специалистов. Вследствие чего современная цифровая эпоха выстраивает новые требования к образовательной системе. Способность выпускников ориентироваться в цифровом пространстве, находить пути решения

проблем, взаимодействовать в командной работе, применять на себя различные роли, включая лидерство и исполнительство, развивать критическое и системное мышление, уметь подстраиваться под любые ситуации и быть стресс устойчивыми приобретает первостепенное значение. Роль проектной деятельности обучающихся профильных классов в условиях предметной цифровой образовательной среды обучения информатике в решении данной задачи переоценить сложно.

Несмотря на то, что проектному методу более ста лет, его использование сегодня является очень актуальным. Объясняется это адаптируемостью метода к изменениям, происходящим в российском образовании. В данной статье мы рассмотрели варианты организации проектной деятельности обучающихся на уроках информатики в профильных классах с помощью современных цифровых инструментов для подготовки школьников к жизни и работе в условиях цифровой экономики.

Аннотация. Для профилизации школьников, особенно, в ИТ-сфере, большое значение имеет организация проектной деятельности. Несмотря на то, что проектному методу более ста лет, его использование актуально и сегодня. Объясняется это адаптируемостью метода ко времени и его вызовам. Сегодня инструментальной основой проектной деятельности выступают различные цифровые инструменты. Рассмотрены варианты организации проектной деятельности обучающихся на уроках информатики в профильных классах. Приведены примеры проектных заданий для изучения дисциплины «Информатика» в 10-11 классах на углубленном уровне. Рассмотрено использование облачных технологий, сервисов Веб 2.0, виртуальной и дополненной реальности.

Ключевые слова: проект, сервисы Веб 2.0, облачные технологии, сквозные цифровые технологии, виртуальная реальность, дополненная реальность.

Annotation. For the profiling of schoolchildren, especially in the IT field, the organization of project activities is of great importance. Despite the fact that the design method is more than a hundred years old, its use is still relevant today. This is explained by the adaptability of the method to time and its calls. Today, various digital tools act as the instrumental basis for project activities. The options for organizing the project activities of students in informatics lessons in specialized classes are considered. Examples of project assignments for studying the discipline "Informatics" in grades 10-11 at an advanced level are given. The use of cloud technologies, Web 2.0 services, virtual and augmented reality is considered.

Keywords: project, Web 2.0 services, cloud technologies, end-to-end digital technologies, virtual reality, augmented reality.

Литература:

1. Барсук, H.C. Формирование универсальных учебных действий обучающихся с помощью веб-квест технологии / Н.С. Барсук, М.М. Маркосян // Цифровые технологии в науке и образовании. Сборник статей по материалам VII Всероссийской научно-практической конференции. - Нижний Новгород: Мининский университет. - 2021. - С. 21-24

2. Брыксина, О.Ф. Оценивание результатов проектной деятельности учащихся / О.Ф. Брыксина, Е.П. Круподерова // Современные исследования социальных проблем. -2015. -№ 1(21). - С. 223-228

3. Васильева, Е.В. Технологии развития навыков проектной деятельности в общеобразовательной организации / Е.В. Васильева // Социальные процессы в современном российском обществе: проблемы и перспективы. Иркутский государственный университет. - 2021. - С. 112-116

4. Груздева, М.Л. Современные концепции формирования информационной культуры: сравнительный анализ / М.Л. Груздева, Н.И. Тукенова // Вестник Мининского университета. - 2015. - № 4(12). - С. 13.

5. Иванова, A.B. Технологии виртуальной и дополненной реальности: возможности и препятствия применения / A.B. Иванова // СРРМ. - 2018. - №3 (108). - С. 88-107

6. Круподерова, Е.П. Интернет-сервисы для построения персональной цифровой среды современного учителя / Е.П. Круподерова, K.P. Круподерова // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 61-4. -С. 176-179

7. Круподерова, K.P. Мотивация студентов и школьников к освоению информационных технологий через проектную деятельность / K.P. Круподерова, М.Р. Зайцева, К.О. Тимофеева // Проблемы современного педагогического образования. -2019.-№63-4,-С. 125-128

8. Круподерова, K.P. Формирование универсальных учебных действий обучающихся через проектную деятельность с использованием Интернет-сервисов / K.P. Круподерова, Н.С. Барсук, A.B. Бойко // Образование в цифровую эпоху. Сборник статей по материалам международной научно-практической конференции преподавателей, студентов, аспирантов, докторантов и заинтересованных лиц. - Нижний Новгород: Мининский университет. - 2019. - С. 148-151

9. Лобанова, Т. Ю. Проектная деятельность как способ повышения познавательной активности в урочной и внеурочной деятельности школьников / Т.Ю. Лобанова, A.A. Лобанов // Информатика в школе. - 2015. - № 4. - С. 3-10

10. Мовсесян, С.Р. Проектная деятельность по информатике и некоторые ошибки при ее организации / С.Р. Мовсесян // Актуальные проблемы методики обучения информатике и математике в современной школе: материалы Международной научно-практической интернет-конференции, г. Москва, 22-26 апреля 2019. - С. 189-194

11. Мункоев, A.A. Педагогические условия, способствующие формированию исследовательских умений на уроках информатики / A.A. Мункоев // Вопросы педагогики. - 2020. -№ 8-1. - С. 58-60

12. Павлычева, Л.Ю. Организация внеурочной деятельности обучающихся через участие в Интернет-проектах / Л.Ю. Павлычева / В сборнике: Информационные технологии в организации единого образовательного пространства. - 2016. -С. 141-144

13. Пичужкина, Д.Ю. Проектная деятельность с использованием технологии дополненной реальности / Д.Ю. Пичужкина, Е.А. Гордеева // В сборнике «Цифровые технологии в науке и образовании». Сборник статей по материалам VIII Всероссийской студенческой научно-практической конференции. - Нижний Новгород: Мининский университет. - 2022. - С. 38-41

14. Проектирование учебных заданий на основе использования Интернет-сервисов: учебно-методическое пособие / Т.И. Канянина, В.Б. Клепиков, Е.П. Круподерова [и др.]. -Н. Новгород: НИРО, 2019. - 188 с.

15. Распоряжение Минпросвещения России от 18.05.2020 № Р-44 «Об утверждении методических рекомендаций для внедрения в основные общеобразовательные программы современных цифровых технологий». - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_355762 (дата обращения: 29.07.2023)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.