Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ ПО ПРОБЛЕМАМ БЮДЖЕТНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ'

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ ПО ПРОБЛЕМАМ БЮДЖЕТНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
14
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОМПЕТЕНЦИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кириллова Светлана Серафимовна

Статья посвящена актуальному вопросу реализации элементов проектной деятельности при подготовке обучающихся высшей школы по проблемам бюджетных правоотношений. На примере темы «Формирование проекта местного бюджета» представлены основные этапы проектной деятельности, а также обозначены педагогические и воспитательные цели ее реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кириллова Светлана Серафимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF PROJECT ACTIVITIES OF HIGHER SCHOOL STUDENTS ON ISSUES OF BUDGETARY RELATIONSHIPS

The article is devoted to the topical issue of the implementation of the elements of project activities in the preparation of students of higher education on the problems of budgetary legal relations. On the example of the topic "Formation of the draft local budget", the main stages of the project activity are presented, as well as the pedagogical and educational goals of its implementation.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ ПО ПРОБЛЕМАМ БЮДЖЕТНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ»

УДК 378.147

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ ПО ПРОБЛЕМАМ БЮДЖЕТНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ

Светлана Серафимовна Кириллова

кандидат экономических наук, доцент

ву_кт11оуа@ша11. ги Мичуринский государственный аграрный университет

г. Мичуринск, Россия

Аннотация. Статья посвящена актуальному вопросу реализации элементов проектной деятельности при подготовке обучающихся высшей школы по проблемам бюджетных правоотношений. На примере темы «Формирование проекта местного бюджета» представлены основные этапы проектной деятельности, а также обозначены педагогические и воспитательные цели ее реализации.

Ключевые слова: проектная деятельность, компетенции, образовательная деятельность, педагогические и воспитательные цели

При подготовке будущих специалистов финансового профиля большое значение уделяется умениям и навыкам, формирующим компетенции в области бюджетных правоотношений. Будущие финансисты, не зависимо от выбранного вектора своей профессиональной деятельности, обязаны владеть навыками работы в бюджетном секторе, поскольку бюджетные вопросы проникают во все сферы жизнедеятельности и требуют тщательного изучения. В рамках подготовки обучающихся по направлению 38.03.01 Экономика, направленность (профиль) Финансы и кредит предусмотрены следующие дисциплины бюджетной ориентации: «Бюджетная система Российской Федерации», «Финансы бюджетных организаций», «Доходы бюджета», «Налоги и налогообложение», «Налоговое администрирование», «Таможенное дело». Рассмотрим более подробно организацию исследовательской деятельности обучающихся в рамках дисциплины (модуля) «Бюджетная система Российской Федерации».

Совершенствование высшего образования при подготовке будущих финансистов должно предполагать существенное расширение навыков самостоятельной работы [2]. Это позволит в дальнейшем им принимать самостоятельные эффективные управленческие решения, дает возможность развивать аналитические способности. Кроме того, она должна формировать навыки практической работы.

В рамках достижения ключевых образовательных целей на занятиях целесообразно широкое применение основ проектной деятельности [4]. Выбор тем проектов обуславливается основными целями и задачами бюджетной политики и очередной финансовый год и плановый период.

В качестве примера проектной работы можно рассмотреть тему: «Формирование проекта местного бюджета». Данная работа позволяет привить обучающимся навыки практической работы в сфере бюджетного планирования и прогнозирования. Условия выполнения проекта могут корректироваться с изменением показателей бюджета, а также с учетом корректировки

действующего законодательства (в том числе указаний по применению действующей бюджетной классификации).

Разработка данного проекта позволяет закрепить профессиональные навыки, полученные обучающимися в процессе изучения дисциплины «Бюджетная система Российской Федерации». Также ее проведение преследует одновременно педагогические и воспитательные цели.

Педагогические цели:

-фиксация знаний обучающихся в сфере формирования доходов местных бюджетов и осуществления расходов;

-формирование навыков в области проведения расчетов базовых показателей местного бюджета;

- дальнейшее развитие навыков принятия коллегиальных решений;

- развитие коммуникативных умений [5].

Воспитательные цели:

-формирование и дальнейшее развития творческих элементов в проектной деятельности;

-развитие навыков работы в команде;

-учет индивидуальных приоритетов в коллективной деятельности;

-преодоление психологических барьеров, развитие опыта производственной коммуникативной рефлексии [6].

Проектная работа по данной теме предполагает последовательную реализацию следующих этапов:

1 Работа в группах по формированию доходной и расходной частей бюджета. «Сотрудники» отдела доходов прогнозируют объем доходов местного бюджета на очередной финансовый год. При этом используются вспомогательные справочные материалы.

«Сотрудники» бюджетного отдела проводят расчет расходных статей бюджета с учетом расходных полномочий местного бюджета, на основе Постановления администрации Тамбовской области о единых нормах. Работа в группах предполагает проведение расчетов по отдельным показателям и

объединение данных по всем доходным статьям и разделам расходных полномочий.

2 Проверка формирования доходной и расходной части. «Начальники» отделов сообщают о полученных расчетных данных. При необходимости вносятся необходимые уточнения.

3 Проведение расчета размера дотации на выравнивание минимальной бюджетной обеспеченности. Расчет проводится «начальниками» отделов. Затем обосновывается потребность в дополнительном финансировании и предоставлении межбюджетных трансфертов.

4 Производится окончательное формирование проекта бюджета в форме аналитической таблицы и подводятся итоги всей проведенной работы.

Полагаем, что реализация в образовательном процессе проектной деятельности позволяет повысить качество подготовки обучающихся и становится дополнительной гарантией успешного трудоустройства будущих выпускников.

Список литературы:

1. Кириллова С.С., Мягкова Е.А. Направления активизации научно-исследовательской работы обучающихся//Наука и Образование. 2021. Т. 4. № 2

2. Кириллова С.С. Опыт практикоориентированного проведения занятий по дисциплине «Бюджетная система Российской Федерации» // Современные методики учебной и научно-исследовательской работы. Сборник статей по материалам II Всероссийской (национальной) научно-практической конференции. Под общей редакцией Сухановой С.Ф. 2019. С. 44-47

3. Кириллова С.С. Роль проблемной лекции в современном образовательном пространстве // Наука и Образование. 2022. Т.5. № 1.

4. Корепанова Е.В. Организация выполнения студентом научного исследования // Наука и Образование. 2020. Т. 3. № 4. С. 204

5. Манаенкова М.П. К проблеме реализации компетентностного подхода к высшей школе // Личностные и профессиональное развитие будущего

специалиста. Материалы XVII Международной научно-практической Internet-конференции. Отв. Редактор Л.Н. Макарова. Тамбов, 2021. С. 61-65

6. Хорохорин Д.А., Сидорова И.В., Хатунцева М.А. Формирование коммуникативных компетенций обучающихся // Наука и Образование. 2022. Т. 5. № 1

7. Щербаков Н.В., Кирина И.Б., Кириллова С.С. О внедрении онлайн-курсов в образовательный процесс // Наука и образование. 2020. Т. 3. № 1. С. 64

8. Щербаков Н.В. Внедрение онлайн-курсов в образовательные программы высшего образования // Наука и Образование. 2021. Т 4. № 1

ШС 378.147

ORGANIZATION OF PROJECT ACTIVITIES OF HIGHER SCHOOL STUDENTS ON ISSUES OF BUDGETARY RELATIONSHIPS

Svetlana S. Kirillova

candidate of economic Sciences, associate Professor

sv_kirillova@mail .ru Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia

Annotation. The article is devoted to the topical issue of the implementation of the elements of project activities in the preparation of students of higher education on the problems of budgetary legal relations. On the example of the topic "Formation of the draft local budget", the main stages of the project activity are presented, as well as the pedagogical and educational goals of its implementation.

Keyword: project activities, competencies, educational activities, pedagogical and educational goals.

Статья поступила в редакцию 27.06.2022; одобрена после рецензирования 26.08.2022; принята к публикации 20.10.2022.

The article was submitted 27.06.2022; approved after reviewing 26.08.2022; accepted for publication 20.10.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.