Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ'

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
220
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИННОВАЦИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лукьянова Елена Анатольевна, Филимонов Сергей Иванович

Статья содержит сведения об инновационных методах преподавания на уроках биологии с целью повышения мотивации школьников к обучению этого предмета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лукьянова Елена Анатольевна, Филимонов Сергей Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF COGNITIVE INTEREST OF STUDENTS IN BIOLOGY LESSONS

The article contains information about innovative teaching methods in biology lessons in order to increase the motivation of schoolchildren to learn biology.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ»

УДК 371.372.8.373

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ОБУЧАЮЩИХСЯ

НА УРОКАХ БИОЛОГИИ

Елена Анатольевна Лукьянова

кандидат сельскохозяйственных наук, доцент

lpl6@mail.ru Сергей Иванович Филимонов

студент

sergeydonskov.97@bk.ru Мичуринский государственный аграрный университет

г. Мичуринск, Россия

Аннотация. Статья содержит сведения об инновационных методах преподавания на уроках биологии с целью повышения мотивации школьников к обучению этого предмета.

Ключевые слова: познавательный интерес, педагогические технологии, инновации, образовательный процесс.

Согласно ФГОС, главным способом влияния учителя на личность обучающегося должна быть стимуляция его мотивации к активной деятельности во всех областях образовательно - воспитательного процесса [1]. Проблема активной познавательной деятельности обучающихся актуальна и предусматривает разработку системы учебных занятий по с использованием современных инновационных технологий. Без познавательного интереса невозможно добиться успеха в изучении любого школьного предмета. Чтобы подняться хотя бы на одну ступеньку познания, нужно захотеть приложить усилия для этого. Познавательный интерес - это тот рычаг, который позволяет учителю воздействовать на учеников, мотивировать их к получению новых знаний, поиску решений образовательных задач, усвоению новых алгоритмов обучающих действий [2,6].

Для успешной реализации этой задачи учителю необходимо использовать на уроках качественно новое учебно-методическое и дидактическое обеспечение образования, применять подходы к развитию способностей учеников.

Учебный предмет «Биология», с точки зрения мотивации и развития познавательной активности школьников к учебной деятельности, обладает огромным потенциалом средств наглядности, лабораторным практикумом и экскурсионным резервом для изучения объектов живой природы, процессов, динамики и закономерностей развития окружающей природы [3,5]. Доказательством этого служат данные наших наблюдений за развитием познавательного интереса школьников к предмету «Биология» при использовании элементов развивающего обучения.

Началом эксперимента явилось проведение диагностики по

определению уровня мотивации и обученности обучающихся. У школьников были исследованы: познавательные интересы к предмету.

- Высокую степень интереса к биологии проявили 35% школьников. Они с увлеченностью участвовали в подготовке сообщений о жизни известных

биологов, активно участвовали в написании сценариев к внеклассным мероприятиям, участвовали в биологических олимпиадах и конкурсах.

- 47% обучающимся интересны лишь определенные разделы по биологии. Они помогали нам в проведении классного часа о лекарственных растениях.

- около 18% школьников не проявили интереса к биологии и неохотно принимали участие в мероприятиях по биологии.

Проведение интегрированного урока на тему: «Закономерности изменчивости. Фенотипическая, или модификационная изменчивость» с использованием ИКТ и практической работы с натуральными объектами способствовало заметному возрастанию интереса к изучению темы урока (диагр. 1).

Рисунок 1. - Уровень познавательного интереса к биологии до и после применения элементов развивающего обучения и использования научного эксперимента

Дидактической целью урока явилась передача знаний обучающимся об особенностях формирования модификационной изменчивости, о причинах ее появления; статистических закономерностях модификационной (ненаследственной) изменчивости, а также закрепление навыков построения вариационного ряда и вариационной кривой с помощью ИКТ [4]. На уроке был

использован рассказ учителя, диалог, постановка проблемы, мозговой штурм, самостоятельная работа, работа на персональном компьютере в мастере MS Office. При подборке вопросов и заданий учитывались индивидуальные возможности детей. Чередование различных форм и методов развивающего обучения позволило снизить утомляемость школьников и добиться их заинтересованности изучаемой темой на протяжение всего урока, и обучающиеся проявили максимальную активность.

Во время практической части школьники сами планировали свою деятельность, оценивали личные достижения, если допускали ошибки при выполнении задания, тут же проводили самокоррекцию. Интегрированный урок был доступен для понимания.

Таким образом, использование комбинированной организации урока биологии в сочетании с современными методами развивающего обучения, способствовало наращиванию уровня мотивации школьников к обучению этого предмета и, как следствие, повышению степени усвоения материала.

Список литературы:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) основного общего образования утвержден Приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. N1897 [Электронный ресурс] http://window.edu.ru/resource/768/72768

2. Лукьянова М. Учебная мотивация как показатель качества образования // Народное образование. 2001, № 8

3. Протасова Е. С., Зайцева А.А. Активизация учебно-познавательной деятельности школьников по биологии при изучении раздела "животные" // Наука и Образование. 2021. Т. 4. № 4. - EDN LZMPRP.

4. Чмир Р. А., Привалов А.А., Демочкина С.С. Применение it технологий в школьном курсе биологии. Интегрированные проекты // Наука и Образование. 2020. Т. 3. № 1. С. 62. - EDN CSUXRV.

5. Федулова Я. А., Федулова Ю.А., Иванова Е.Н. Проектно-исследовательская деятельность обучающихся в образовательном пространстве школы // Наука и Образование. 2022. Т. 5. № 2. - EDN HXGZQA.

6. Modern educational formats: technology of flipped chemistry teaching / S. V. Popova, L. P. Petrischeva, E. E. Popova, O. V. Ushakova // Journal of Physics: Conference Series, Krasnoyarsk, 08-09 октября 2020 года / Krasnoyarsk Science and Technology City Hall. Vol. 1691. Krasnoyarsk, Russian Federation: IOP Publishing Limited. 2020. P. 12193. - DOI 10.1088/1742-6596/1691/1/012193. -EDN UEZHZM.

UDC 371.372.8.373

DEVELOPMENT OF COGNITIVE INTEREST OF STUDENTS IN

BIOLOGY LESSONS

Elena A. Lukyanova

Candidate of Agricultural Sciences, Associate Professor

lpl6@mail.ru Sergey I. Filimonov Student

sergeydonskov.97@bk.ru Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia

Annotation. The article contains information about innovative teaching methods in biology lessons in order to increase the motivation of schoolchildren to learn biology.

Keywords: cognitive interest, pedagogical technologies, innovations, educational process.

Статья поступила в редакцию 27.06.2022; одобрена после рецензирования 26.08.2022; принята к публикации 20.10.2022.

The article was submitted 27.06.2022; approved after reviewing 26.08.2022; accepted for publication 20.10.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.