Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПО ПОЛУЧЕНИЮ ПЕРВИЧНЫХ НАВЫКОВ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ (ПО БИОЛОГИИ) СТУДЕНТОВ СПИ МИЧГАУ'

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПО ПОЛУЧЕНИЮ ПЕРВИЧНЫХ НАВЫКОВ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ (ПО БИОЛОГИИ) СТУДЕНТОВ СПИ МИЧГАУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
62
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / ЭКСКУРСИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Протасова Екатерина Сергеевна

В данной статье рассматриваются вопросы планирования и инновационного подхода к организации работы студентов в период прохождения научно-исследовательской практики. А также роли учебной практики в подготовке будущих современного учителя биологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Протасова Екатерина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION AND CONDUCT OF EDUCATIONAL PRACTICE FOR OBTAINING PRIMARY SKILLS OF RESEARCH WORK (IN BIOLOGY) OF STUDENTS OF SPI MICHGAU

This article discusses the issues of planning and innovative approach to the organization of students' work during the period of research practice. As well as the role of educational practice in the preparation of future modern biology teachers.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПО ПОЛУЧЕНИЮ ПЕРВИЧНЫХ НАВЫКОВ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ (ПО БИОЛОГИИ) СТУДЕНТОВ СПИ МИЧГАУ»

УДК 378.016

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПО ПОЛУЧЕНИЮ ПЕРВИЧНЫХ НАВЫКОВ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ (ПО БИОЛОГИИ) СТУДЕНТОВ

СПИ МИЧГАУ

Екатерина Сергеевна Протасова

кандидат сельскохозяйственных наук, доцент

katya.pr07@yandex.ru Мичуринский государственный аграрный университет

г. Мичуринск, Россия

Аннотация. В данной статье рассматриваются вопросы планирования и инновационного подхода к организации работы студентов в период прохождения научно-исследовательской практики. А также роли учебной практики в подготовке будущих современного учителя биологии.

Ключевые слова: учебная практика, научно-исследовательская работа, обучающиеся, экскурсии.

Важной частью учебного процесса студентов социально-педагогического института представляет проведение учебной практики научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы) (по биологии). Она осуществляется дискретно (по видам практики путем выделения в календарном учебном графике непрерывного периода учебного времени для проведения каждого вида (совокупности видов) практики) [5]. Основными направлениями учебной практики становятся совершенствование и расширение теоретической базы знаний бакалавров, получение навыков и умений практической деятельности, формирование общекультурных и профессиональных компетенций в ходе выполнения определенных видов работ, которые связаны с выбором будущей профессии [1; 4].

Основополагающими задачами данной практики явились: формирование компетенций бакалавра в научно-исследовательской деятельности; расширение и закрепление теоретической базы, полученной при освоении дисциплин предметной области; усвоение разнообразных форм и методов научно-исследовательской работы; освоение умений сбора, анализа, обработки научной информации по заданиям учебной практики. Основные требования по организации учебной практики научно-исследовательской работ (по биологии) определяются перечнем нормативно-правовой базы: приказом Минобрнауки РФ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности ...»; приказом Минобрнауки РФ «Об утверждении положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования»; локальных нормативных актов ФГБОУ ВО «Мичуринский ГАУ» [2; 3].

Главным приоритетом практики является то, что студенты смогут наглядно изучить опыт работы ведущих научных организаций города и молодых ученых, а также получить научно-исследовательские навыки работы. Кроме того, обучающиеся знакомятся с направлениями работы ученых-

педагогов, студентов-исследователей, приобретают умения опыта анализа и написание научных статей в вузовский сборник.

Учебная практика научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы) (по биологии) состоит из трех последующих этапов:

Подготовительный. На этом этапе обучающиеся знакомятся с целями и задачами, этапами, требованиями, условиями проведения учебной практики.

Важным является знакомство с техникой безопасности. На этом этапе разрабатывается план-график прохождения практики и знакомство с ним.

Основной. На этапе происходит знакомство с тематикой индивидуальных научно-исследовательских работ по избранному направлению. Студенты в ходе практики посещают научно- исследовательские учреждения. В ходе чего формируют портфолио профессиональных достижений, слагающиеся из кейсов (задания для индивидуальной работы на выбранную тему исследования, дневник практики, отчет по практике). В ходе учебной практики студенты знакомятся с научным потенциалом города Мичуринска, посещают научно-исследовательские учреждения. Результатом становится разработка познавательных экскурсий, которые непосредственно связаны с будущей профессией учителя-исследователя.

Так, в рамках учебной практики научно-исследовательской работы, студенты профиля биологии и химии, посещают Дом-музей достижения мичуринской науки П.Н. Яковлева, который соседствует с мемориальным домом И.В. Мичурина и это неслучайно. Достопримечательность хранит в себе память о последователе Ивана Владимировича и известном ученом Павле Никаноровиче Яковлеве, где в выставочном зале можно познакомиться и узнать о создании значимых сортов плодовых культур. Посещение дома-музея И.В. Мичурина, удивительного сокровища истории нашего родного края является важным в формировании ценностных ориентаций, основ исследовательской деятельности, знакомство с научным потенциалом города-сада. Будущие педагоги посещают «Центр развития современных компетенций детей», где в

рамках интенсива «Научно-исследовательская и проектная деятельность школьников в образовательном пространстве», изучают основные аспекты организации и проведения исследовательской деятельности в урочное время (по биологии) и внеурочное. Кроме того, изучают современные возможности реализации научно-исследовательских дополнительных общеобразовательных программ.

Важными компетенциями современного учителя биологии являются умение использовать достижения биотехнологии, молекулярной биологии, в образовательном процессе. Для знакомства с новейшими технологиями в области биологии, студенты принимают участи в образовательном интенсиве по биотехнологии. Так, на практическом занятии в лаборатории биотехнологии научного центра мичуринского ГАУ, будущие учителя биологии и химии изучают технологию клонального микроразмножения растений in vitro и знакомятся с особенностями производства оздоровленного посадочного материала. Кроме того, приобретают умения планировать и осуществлять научные проекты с использованием современных биотехнологических методик в условиях лаборатории школы [6].

На заключительном этапе производится анализ первичной информации и составление отчетной документации о результатах научно-исследовательской практики.

Список литературы:

1. Протасова Е.С., Использование технологии модерации в образовательном процессе // Наука и Образование. Мичуринск: Изд-во Мичуринского ГАУ, 2020. Т. 2. С. 11-13.

2. Протасова Е.С. Клональное микроразмножение и укоренение андрогенных побегов-регенерантов Fragaria ananassa Duch. // Проблемы современной науки и их решения: материалы Международной научно-практической конференции. Липецк. 2012. С.231-232.

3.Протасова Е.С., Особенности проведения учебно-ознакомительной практики (по биологии) // Наука и Образование. Мичуринск: Изд-во Мичуринского ГАУ, 2020. Т. 3. С. 11-13.

4. Старикова Л. Д., Стариков А.С. Методология педагогического исследования: учебник для академического бакалавриата. 2-е изд., испр. и доп. М. : Издательство Юрайт. 2017

5. Чмир Р.А. К.Ю. Панфилов, А.А. Привалов К.Ю. Реализация школьного проекта «Образование» в ФГБОУ ВО Мичуринский ГАУ // Актуальные проблемы образования и воспитания: интеграция, теории и практики. Материалы Национальной контент-платформы (г. Мичуринск, 12 декабря 2019 года). Мичуринск, 2019 г. С.195-198.

6. Modern educational formats: technology of flipped chemistry teaching / S. V. Popova, L. P. Petrischeva, E. E. Popova, O. V. Ushakova // Journal of Physics: Conference Series, Krasnoyarsk, 08-09 октября 2020 года / Krasnoyarsk Science and Technology City Hall. Vol. 1691. Krasnoyarsk, Russian Federation: IOP Publishing Limited. 2020. P. 12193. - DOI 10.1088/1742-6596/1691/1/012193. -EDN UEZHZM.

UDC 378.016

ORGANIZATION AND CONDUCT OF EDUCATIONAL PRACTICE

FOR OBTAINING PRIMARY SKILLS OF RESEARCH WORK (IN BIOLOGY) OF STUDENTS OF SPI MICHGAU

Ekaterina S. Protasova

Candidate of Agricultural Sciences, Associate professor

katya.pr07@yandex.ru Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia

Annotation. This article discusses the issues of planning and innovative approach to the organization of students' work during the period of research practice. As well as the role of educational practice in the preparation of future modern biology teachers.

Key words: educational practice, research work, students, excursions.

Статья поступила в редакцию 27.06.2022; одобрена после рецензирования 26.08.2022; принята к публикации 20.10.2022.

The article was submitted 27.06.2022; approved after reviewing 26.08.2022; accepted for publication 20.10.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.