Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ БИОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС'

СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ БИОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
210
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ФГОС / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС / КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ / МОТИВАЦИЯ К ОБУЧЕНИЮ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лукьянова Елена Анатольевна, Майорова Виктория Константиновна

Статья содержит сведения об инновационной организации учебной деятельности с использованием новых образовательных технологий на уроках, предусмотренных ФГОС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лукьянова Елена Анатольевна, Майорова Виктория Константиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES IN TEACHING BIOLOGY AS A MEANS OF IMPLEMENTING THE FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD

The article contains information about the innovative organization of educational activities using new educational technologies in the lessons provided by the Federal State Educational Standard.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ БИОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС»

УДК 37.50.02.6.8

СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ БИОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Елена Анатольевна Лукьянова

кандидат сельскохозяйственных наук, доцент

lpl6@mail.ru

Виктория Константиновна Майорова

студент

Мичуринский государственный аграрный университет

г. Мичуринск, Россия

Аннотация. Статья содержит сведения об инновационной организации учебной деятельности с использованием новых образовательных технологий на уроках, предусмотренных ФГОС.

Ключевые слова: педагогические технологии, ФГОС, познавательный интерес, контроль знаний, мотивация к обучению.

Если говорить о современных педагогических технологиях, то на первый план выходят различные средства ИКТ, облегчающие работу учителя, успешно иллюстрирующие объекты, процессы и явления в природе, решающие многие проблемы преподавания [3]. Принцип наглядности реализовывался в биологии всегда и был обязательным условием в преподавании этого предмета. Однако именно в наши дни биологические знания стали настолько разнообразны, разноплановы и интегрированы в другие области естествознания, что требуют от учителя биологии овладения новых педагогических технологий и компетенций.

Проблема активизации учебной деятельности школьников на уроках биологии предусматривает разработку адекватной современным требованиям системы учебных занятий с использованием инновационных технологий. Для успешной реализации этой задачи учителю необходимо использовать на уроках качественно новое учебно-методическое и дидактическое обеспечение образования, обязательно применять подходы к развитию индивидуальных способностей учеников, в том числе и во внеурочной деятельности, через организацию работы факультативов, кружков, НОУ [1-3].

Мы убеждены, что наиболее прогрессивным решением этой задачи является создание условий, обеспечивающих повышение качества знаний в условиях активного обучения. В своей работе мы использовали технологию развивающего обучения. Нами были использованы такие приёмы, как интерактивный урок с применением ИКТ, развивающие биологические игры, постановка вопроса, проблемная ситуации. Апробация прошла при проведении урока биологии в 7 классе.

Вопрос в начале урока звучал следующим образом: «Говорят, что, если с неба упадет иголка, то орел ее увидит, олень услышит, а медведь почует. Почему так говорят?...».

На данный вопрос ребята отвечали в конце урока. Нетрадиционная форма урока школьникам понравилась, т.к. была необычна и увлекательна. Учащиеся выразили пожелание чаще присутствовать на таких уроках.

Результаты анализа ответов обучающихся по результатам проведенного урока биологии представлены в диаграмме 1.

Рисунок 1 - Ответы школьников на вопрос анкеты «Понравилась ли Вам новая форма проведения урока?»

Более глубокий анализ динамики мотивационной активности к обучению у школьников на протяжении нескольких проведенных нами уроков с использованием различных форм и методов обучения показал тенденцию к возрастанию. Оценку степени мотивации осуществляли на основе опроса и тестирования. Полученные результаты представлены на диаграмме 2

Рисунок 2 - Мотивация школьников к обучению

Изучение результатов ВПР также показал, что знания учеников по биологии, обучающихся с применением разнообразных современных

педагогических технологий, значительно повышается по сравнению с преподаванием в традиционном стиле. Мы исследовали результаты ВПР шестиклассников 6 разных школ города Мичуринска. Полученные данные представлены в диаграмме 3.

45% 40% 35% 30% 25% 20% 15% 10% 5% 0%

Рисунок 3 - Результаты ВПР по биологии за 6 класс (2021 г.)

Таким образом, проведенный анализ позволяет сделать вывод о перспективности использования развивающего обучения на уроках биологии с целью достижения высокого уровня заинтересованности школьников, увлеченности их информацией в процессе изучения тем и, как следствие, повышении результативности процесса обучения данного предмета.

Однако, применение инноваций не исключает традиционных уроков. Считаем, что традиционные уроки лучше проводит как итоговые. Слишком частое использование инноваций нецелесообразно, так как нетрадиционное может быстро стать традиционным [5].

В любом случае для успешного проведения урока учитель должен хорошо знать предмет и методику, творчески подходить к работе. Иными словами, выбор инновационной педагогической технологии необходимо осуществлять в зависимости от предметного содержания, целей урока, уровня

подготовленности обучающихся, возможности удовлетворения их образовательных запросов и возрастной категории.

Список литературы:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) основного общего образования утвержден Приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. N1897 [Электронный ресурс] http://window.edu.ru/resource/768/72768

2. Криволапова Е.В. Интегрированный урок как одна из форм нестандартного урока // Инновационные педагогические технологии: материалы II Межд. научн. конф. (г. Казань, май 2015). Казань: Бук. 2015. с.113-115.

3. Чмир Р. А., Привалов А.А., Демочкина С.С. Применение it технологий в школьном курсе биологии. Интегрированные проекты // Наука и Образование. 2020. Т. 3. № 1. С. 62. - EDN CSUXRV.

4. Федулова Я. А., Федулова Ю.А., Иванова Е.Н. Проектно-исследовательская деятельность обучающихся в образовательном пространстве школы // Наука и Образование. 2022. Т. 5. № 2. - EDN HXGZQA.

5. Modern educational formats: technology of flipped chemistry teaching / S. V. Popova, L. P. Petrischeva, E. E. Popova, O. V. Ushakova // Journal of Physics: Conference Series, Krasnoyarsk, 08-09 октября 2020 года / Krasnoyarsk Science and Technology City Hall. Vol. 1691. Krasnoyarsk, Russian Federation: IOP Publishing Limited. 2020. P. 12193. - DOI 10.1088/1742-6596/1691/1/012193. -EDN UEZHZM.

UDC 37.50.02.6.8

MODERN PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES IN TEACHING BIOLOGY AS A MEANS OF IMPLEMENTING THE FEDERAL STATE

EDUCATIONAL STANDARD

Elena A. Lukyanova

Candidate of Agricultural Sciences, Associate Professor

lpl6@mail.ru Victoria K. Mayorova student

Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia

Annotation. The article contains information about the innovative organization of educational activities using new educational technologies in the lessons provided by the Federal State Educational Standard.

Keywords: pedagogical technologies, FGOS, cognitive interest, knowledge control, motivation to learn.

Статья поступила в редакцию 27.06.2022; одобрена после рецензирования 26.08.2022; принята к публикации 20.10.2022.

The article was submitted 27.06.2022; approved after reviewing 26.08.2022; accepted for publication 20.10.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.