Научная статья на тему 'МЕТАПРЕДМЕТНОЕ МНОГООБРАЗИЕ В ПОВЕСТИ В. П. АСТАФЬЕВА "СТАРОДУБ"'

МЕТАПРЕДМЕТНОЕ МНОГООБРАЗИЕ В ПОВЕСТИ В. П. АСТАФЬЕВА "СТАРОДУБ" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
22
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
STEAM-ТЕХНОЛОГИЯ / ЛИТЕРАТУРА / МЕТАПРЕДМЕТНОСТЬ / КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воскобойникова Елена Борисовна

В статье рассматривается возможность использования STEAM-технологии в рамках предметов гуманитарного цикла на примере литературы, используя конкретный текст.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Воскобойникова Елена Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METASUBJECT DIVERSITY IN V. P. ASTAFYEV'S NOVEL "STARODUB"

The article considers the possibility of using STEAM technology within the subjects of the humanities cycle on the example of literature, using a specific text.

Текст научной работы на тему «МЕТАПРЕДМЕТНОЕ МНОГООБРАЗИЕ В ПОВЕСТИ В. П. АСТАФЬЕВА "СТАРОДУБ"»

УДК 372.882

МЕТАПРЕДМЕТНОЕ МНОГООБРАЗИЕ В ПОВЕСТИ В. П. АСТАФЬЕВА «СТАРОДУБ»

Елена Борисовна Воскобойникова

учитель русского языка и литературы boris252010@mail.ru МАОУ «СОШ №5 «НТЦ им. И.В. Мичурина»

г. Мичуринск, Россия

Аннотация. В статье рассматривается возможность использования STEAM-технологии в рамках предметов гуманитарного цикла на примере литературы, используя конкретный текст.

Ключевые слова: STEAM-технология, литература, метапредметность, критическое мышление.

STEAM является развитием хорошо известной аббревиатуры STEM, за исключением того, что включается искусство. S - science, или наука. T - technology, то есть технология. E - engineering, что по-английски означает инженерия. M - maths, царица наук - математика. Под искусством, новая составляющая аббревиатуры A - art, могут пониматься совершенно разные направления - живопись, архитектура, скульптура, музыка и поэзия. Добавление искусства позволяет расширить контингент учащихся, вовлеченных в проект, таким образом, ребята, не обладающие ярко выраженными способностями в проектировании и математике, могут помочь группе при эстетической реализации проекта.

STEAM-учебный план основан на идее обучения учеников с применением междисциплинарного и прикладного подхода. Вместо того чтобы изучать отдельно каждую из пяти дисциплин, STEAM интегрирует их в единую схему обучения [1].

На данном этапе развития методического пространства приветствуется использование широкого метапредметного взаимодействия. Описываемая технология более настроена на технологический профиль, но нами была предпринята попытка использовать STEAM-технологию на уроке литературы на материале конкретного текста - повести В.П. Астафьева «Старо дуб».

Для успешной работы над данной технологией необходимо наметить проблемный вопрос. Мы сформулировали его так: возможно ли при работе над конкретным произведением на уроке литературы использовать одновременно материал четырех предметов: литературы, географии, биологии и истории. Как правило, решение проблемы будет успешным в команде, что касается реалий урока - это группа. Исходя из предложенных учебных предметов, обучающиеся были разбиты на четыре группы, они получили кейс-задания, при выполнении которых достигался бы единый результат: исследование метапредметных знаний на материале повести В.П. Астафьева «Стародуб». Следует отметить, что задание группы получают заблаговременно, для наибольшей результативности и интересной подачи материала. Далее будет описана работа каждой группы:

Группа «История», используя исходный текст, вычленила материал, имеющий отношений к истории, историческим событиям или фактам. Участники этой группы успешно справились с кейс-заданием, исследуя информацию, связанную со старообрядчеством и старообрядцами и предоставили его в виде мультимедийной презентации и сопроводили выступление буклетом для одноклассников.

Группа «Биология» начала свою работу с цветка стародуба (адонис), приняла во внимание все встречающиеся в тексте деревья и растения, рассказав одноклассникам о фауне Сибири. Помимо этого, участники создали видеоролик «Лекарственные растения».

Группа «География» провела экскурсию для одноклассников на тему «Таежная природа», составив интерактивную карту и задания, позволяющие закрепить полученные на уроке знания.

Группа «Литература» анализировала текст, опираясь на ключевые слова: старообрядцы, стародуб, природа (по одному ключевому слову от каждой группы). Участники группы составили ментальную карту «Стародуб», включив подробные сведения и добавив изобразительно-выразительные средства, имеющие отношение к каждому ключевому моменту.

Выступление групп проводилось в мини-проектном формате, который позволяет подводить итоги на каждом этапе. Нестандартная подача информации обуславливает легкое и быстрое запоминание, независимо от объема и разноплановости.

На этапе рефлексии обучающиеся отметили, что были удивлены продуктивностью учебного процесса, который столкнул их с четырьмя предметами в рамках одного литературного произведения.

Необходимо уточнить, что возможно было добавить группы «Информатика» и «Изобразительное искусство», где можно было бы смоделировать цветок стародуба: в 3D формате с привлечением знаний по информатике и математике (при проведении расчетов для модели) или в любой технике, доступной детям.

При добавлении данного кейса обязательно нужно учитывать возраст обучающихся, так как требования к решению кейса будут зависеть от возможностей, способностей и знаний на определенном этапе развития.

Опыт междисциплинарных взаимоотношений тестировался и развивался неоднократно, ведь ни для кого не секрет, что современный ФГОС приветствует данный подход, а обновленный ФГОС, который вступит в силу с 2022-2023 учебного года, ориентирован именно на данный подход. Что касается нашей попытки использовать STEAM-технологию на уроке литературы в 10 классе «Метапред-метное многообразие в повести В.П. Астафьева «Стародуб», то результат был позитивный, работоспособность школьников была явно повышенной, процесс работы каждой группы был увлекательным, дети получили возможность самостоятельно добывать информацию в нестандартных условиях.

Следует отметить, что обучающиеся легко включаются в предложенные обстоятельства, с удовольствием выполняют поставленные задачи, формулируют выводы и обобщают данные. Безусловно, важным фактором является способность детей работать в команде, иначе работа будет контрпродуктивной. Также нужно отметить подготовительный этап, так как в рамках одного урока использование STEAM-технологии невозможно, в связи с ограничением времени урока.

Итак, ФГОС обуславливает активное использование метапредметных связей, что будет расширять знания, закреплять уже полученную информацию. Кроме того, использование разнообразных современных технологий развивает критическое мышление, позволяет растущему человеку работать с любым потоком информации и приводит к закреплению значимости различных учебных предметов не вне, а внутри друг друга.

Список литературы:

1. Иманова А. Я. Steam - технологии: инновации в естественно-научном образовании [Электронный ресурс] А. Я. Иманова // Режим доступа: URL: http: // cyberleninka.ru (дата обращения 22.05.2022)

UDC 372.882

METASUBJECT DIVERSITY IN V. P. ASTAFYEV'S NOVEL

"STARODUB"

Elena B. Voskoboynikova

the teacher of Russian and Literature boris252010@mail.ru MAOU "SOSH No. 5 "STC named after I.V. Michurin"

Michurinsk, Russia

Annotation. The article considers the possibility of using STEAM technology within the subjects of the humanities cycle on the example of literature, using a specific text.

Key words: STEAM technologies, literature, meta-subject, critical thinking.

Статья поступила в редакцию 27.06.2022; одобрена после рецензирования 26.08.2022; принята к публикации 20.10.2022.

The article was submitted 27.06.2022; approved after reviewing 26.08.2022; accepted for publication 20.10.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.