Научная статья на тему 'Организация продуктивной самостоятельной работы студентов как социально-профессиональная проблема'

Организация продуктивной самостоятельной работы студентов как социально-профессиональная проблема Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
593
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
продуктивная самостоятельная работа будущего педагога / продуктивная подготовка будущих педагогов / научно-практическая конференция / самореализация / самосовершенствование / саморазвитие / культура самостоятельной работы педагога / профессиональное становление / productive self-dependent living activities work of a future teacher / productive training of future teachers / scientificpractical conference / self-actualization / selfimprovement / self-development / self-study / teacher’s culture of self-dependent work / professional development

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коновалов Сергей Валерьевич, Козырева Ольга Анатольевна

В статье уточняется возможность исследования реализации идей продуктивной подготовки будущих педагогов в различных направлениях профессионально-педагогического знания, специфика которого сводится к высокому качеству организации продуктивной учебно-методической и научно-исследовательской деятельности. В структуре проводимого научного исследования возможность написания научных публикаций и выступлений с ними на научно-практических конференциях и симпозиумах у педагогов рассматривается как сформированный ресурс (результат) организации продуктивной самостоятельной работы или практический уровень сформированности культуры самостоятельной работы (объектный, практический, творческий, полисистемный). Дается классификация и сопоставление моделей и понятий «продуктивная самостоятельная работа будущего педагога» и «культура самостоятельной работы педагога».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Коновалов Сергей Валерьевич, Козырева Ольга Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PRODUCTIVE ORGANIZATION OF SELF-DEPENDENT LIVING ACTIVITIES WORK OF STUDENTS AS A SOCIAL AND PROFESSIONAL PROBLEM

The article clarifies the opportunity to study the implementation of the ideas of productive training of future teachers in various areas of professional and pedagogical knowledge, the specifics of which, in the end, leads to the high quality of productive teaching and research activities. In the structure of the research is the ability to write scientific publications and performances with them at scientific conferences and symposiums of teachers is considered as formed of the resource (the result) of the organization of productive work self-dependently or practical level of culture of self-dependent living activities work (object, practical, creative, polysystemic). The classification and comparison of models and concepts of «productive self-dependent living activities work of a future teacher» and «self-dependent living activities culture of the teacher».

Текст научной работы на тему «Организация продуктивной самостоятельной работы студентов как социально-профессиональная проблема»

заданий в профильных дисциплинах //Междисциплинарный ежемесячный научно-практический журнал «Апробация». - 2014. - № 1. - С. 82-84.

18. Овчинников Ю. Д. Теоретические и методологические проблемы современного образования : мат-лы XVI

Международной научно-практической конференции 25-26 марта 2014 г. — М.: Изд-во «Спец. книга», 2014. — С. 218-220. 19. Попов Г. И., Самсонова А. В. Биомеханика двигательной деятельности. — М.: Академия, 2011. — 320 с.

УДК/UDC 378.1 С. В. Коновалов, О. А. Козырева

Sergey Konovalov, Olga Kozyreva

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОДУКТИВНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ КАК СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА

THE PRODUCTIVE ORGANIZATION OF SELF-DEPENDENT LIVING ACTIVITIES WORK OF STUDENTS AS A SOCIAL AND PROFESSIONAL PROBLEM

В статье уточняется возможность исследования реализации идей продуктивной подготовки будущих педагогов в различных направлениях профессионально-педагогического знания, специфика которого сводится к высокому качеству организации продуктивной учебно-методической и научно-исследовательской деятельности. В структуре проводимого научного исследования возможность написания научных публикаций и выступлений с ними на научно-практических конференциях и симпозиумах у педагогов рассматривается как сформированный ресурс (результат) организации продуктивной самостоятельной работы или практический уровень сформированности культуры самостоятельной работы (объектный, практический, творческий, полисистемный). Дается классификация и сопоставление моделей и понятий «продуктивная самостоятельная работа будущего педагога» и «культура самостоятельной работы педагога».

The article clarifies the opportunity to study the implementation of the ideas of productive training of future teachers in various areas of professional and pedagogical knowledge, the specifics of which, in the end, leads to the high quality of productive teaching and research activities. In the structure of the research is the ability to write scientific publications and performances with them at scientific conferences and symposiums of teachers is considered as formed of the resource (the result) of the organization of productive

work self-dependently or practical level of culture of self-dependent living activities work (object, practical, creative, polysystemic). The classification and comparison of models and concepts of «productive self-dependent living activities work of a future teacher» and «self-dependent living activities culture of the teacher».

Ключевые слова: продуктивная самостоятельная работа будущего педагога, продуктивная подготовка будущих педагогов, научно-практическая конференция, самореализация, самосовершенствование, саморазвитие, культура самостоятельной работы педагога, профессиональное становление.

Keywords: productive self-dependent living activities work of a future teacher, productive training of future teachers, scientific-practical conference, self-actualization, self-improvement, self-development, self-study, teacher's culture of self-dependent work, professional development.

Феноменология явления «самостоятельная работа» — неустаревающий ресурс обновления и модификации социально-педагогического и профессионально-педагогического знания, определяющего в своей основе способность гибкого реагирования на все происходящие изменения в антро-посреде и ноосфере, непосредственно связанные с качественным получением образования, системным использованием знания

о непрерывном профессиональном образовании и гарантированной поддержке государства в переподготовке и повышении квалификации личности, являющейся базовой ценностью современного воспитательно-образовательного и культурно-исторического пространства.

Многообразие подходов к определению понятия «самостоятельная работа» (форма, метод, средство, продукт, ресурс развития личности, предмет, объект, модель пополнения и верификации качества сформированных компетенций, качество и ценность личности, определяемая в модели рефлексии педагогической деятельности, например в профессионально-педагогических кейсах и пр.) заставляют задуматься об унификации и оптимизации формы представления данных об объекте общепедагогического и профессионально-педагогического явления «самостоятельная работа», сведенного в рамках акмеологического подхода (в микродетерминации) или полисистемного подхода (в макродетерминации) к максимизированной форме, фасилитирующей постановку и решение задачи развития личности в системе непрерывного профессионального образования.

Уточним понятие «самостоятельная работа» с позиции двух составных современной педагогической методологии — микро-и макродетерминации, то есть представим определение понятия «самостоятельная работа» с позиции широкого и узкого смыслов, реализующих полисистемные и акмепедаго-гические возможности детерминаций понятийного аппарата современной педагогики, специфика и возможности уточнения и моделирования которых описаны в учебном пособии [1].

Самостоятельная работа в широком смысле (с точки зрения полисистемного подхода) — многофункциональный ресурс современной ноосферы, определяемый, с одной стороны, как форма организации педагогического взаимодействия, специализирующая и дополняющая перспективность продуктивного становления личности базовой идеей самостоятельного поиска оптимальных возможностей социального и/или профессионального самоутверждения личности через создаваемые ею продукты ведущей деятельности и общения, востребованность и качество которых определяются в соответствии с модифицируемыми условиями развития общества и общественных отношений;

с другой — как метод верификации устойчивого развития личности, овладения различными способами деятельности и мышления, апробируемый ситуативно в различных условиях взаимоотношений и внутриличностного анализа выполняемых задач и соблюдения определенных интересов различного гене-за и масштаба; с третьей стороны — продукт внутриличностного генеза, корректируемый и модифицируемый в соответствии с возможностями самоанализа (рефлексии) и качеством сформированности культуры самостоятельной работы личности, иерархически выстраивающей и оптимизирующей свои возможности в постановке и решении различного рода задач; с четвертой стороны — средство определения интересов и возможностей личности, включенной в поиск решения противоречий «хочу — могу — надо — есть»; с пятой стороны — условие активного включения личности в систему непрерывного профессионального образования, фасилитирующего оптимизацию всех звеньев и этапов, единиц и механизмов, условий и возможностей вну-триличностного становления и продуктивного самовыражения и самореализации, самосовершенствования и самоутверждения в микро-, мезо-, макро- и мегагрупповых отношениях и формах продуцирования объектов культуры, спорта, науки, искусства, религии и прочих новообразований антропосреды, стимулирующих механизмы самосохранения и гуманизма.

Самостоятельная работа (с точки зрения акмеологического подхода) в узком смысле — эталон поведения и норма культуры, определяемые через высокие идеалы и достижения личности в постановке, верификации и решении задач развития личности и социально обусловленных объектов науки, культуры, искусства, спорта и прочего, овладении социальным и профессиональным опытом, компетентностью, мастерством и гибкостью в освоении и дополнении используемых ресурсов, возможности которых корректировать способности и состоятельности практики продуктивных отношений складываются из трех факторов: 1) наследственность личности, 2) пространственно-временные ограничения и возможности (среда), 3) педагогически верифицируемые процессы социально-педагогического генеза (социализация, адаптация, самореализация, самоутверждение, обучение, образование и пр.).

Определим модель формирования куль-

туры самостоятельной работы личности через все составные современной педагогики развития.

Виды самостоятельной работы и возможность контроля качества выполнения заданий, выносимых на самостоятельную работу студентов, непосредственно связаны с целями и задачами организуемой самостоятельной работы студентов (СРС). В нашей ситуации вид обучения определяет перспек-

В структуре того или иного вида обучения реализуется не одна форма контроля самостоятельной работы студентов. Оптимальным выбором для вуза является продуктивное и модульное обучение.

Для студентов-педагогов в структуре изучения педагогических дисциплин выбирается поэтапная подготовка будущего педагога к выполнению всех функций, непосредственно связанных с профессионально-педагогическими обязанностями учителя или педагога.

Курс «Введение в педагогическую деятельность» содержит задание по моделированию профессионально-педагогической презентации «Я — профессионал», курс «Теоретическая педагогика» состоит из нескольких разделов и, соответственно, нескольких заданий, выносимых на самостоятельную работу студентов.

тивность использования того или иного задания СРС.

Взаимосвязь видов обучения и СРС студентов-педагогов в структуре изучения педагогических дисциплин иллюстрируется в многовариативном продукте личных поисков педагогов и требований социально-образовательной среды. Уточнение особенностей этой взаимосвязи представлено в таблице.

Таблица

Перечислим разделы педагогической науки и задания, выносимые на СРС, в структуре курса «Теоретическая педагогика»:

Общие основы педагогики: написание реферата, уточнение одной или двух категории современной педагогической науки с последующим написанием научной статьи. Например: «Некоторые особенности уточнения и моделирования категории «социализация» в структуре изучения педагогики спорта», «Некоторые особенности социализации и самореализации обучающегося, занимающегося настольным теннисом» и пр.

Социальная педагогика. Теория и методика воспитания: план-конспект классного часа (занятия).

Теория обучения: моделирование разноуровневой технологии изучения темы «Методы обучения».

Модель выбора вида обучения и СРС

Вид обучения Виды СРС студентов-педагогов в структуре изучения курсов педагогической науки

Репродуктивное Чтение, пересказ, перифразы, рассказы, тезирование, планирование и прочие способы фиксации информации, используемые для получения качественного результата усвоения дидактического материала определенной темы или раздела педагогики, дидактическое тестирование и пр.

Компьютерное Дидактическое тестирование, компьютерные моделирующие оболочки и программы, тренажеры и пр.

Дистанционное

Продуктивное Рефераты, научные статьи, доклады, научные тезисы, творческие проекты, патенты и пр.

Проблемное Решение заявленной педагогической проблемы совокупностью педагогических методов и средств (возможна разработка учебников, словарей, педагогических технологий и пр.)

Модульное Коллоквиумы (рубежные контроли), тестирование, защита проектов и задач, предметно-педагогические и профессионально-педагогические презентации, самопрезентации и пр.

Адаптивное Тренинги, тренажеры и адаптивные комплексы поэтапного включения студента в самостоятельное выполнение профессионально-педагогических заданий, выносимых на итоговый контроль или педагогическую практику

Игровое Игры-конкурсы, игры-тренинги, учебные научно-практические конференции, олимпиады и пр.

Управление педагогическими системами: моделирование организационно-педагогической структуры образовательного учреждения.

Нормативно-правовое обеспечение образования: дидактический тест.

Курс «Практическая педагогика» содержит 2 задания — решение теоретико-эмпирической задачи современной педагогической практики и моделирование классного часа (воспитательного мероприятия).

Курс «История педагогики и образования»: конспектирование первоисточников и дидактический тест.

Постановка задачи оптимизации использования форм и методов контроля СРС неразрывно связана с задачей моделирования педагогической технологии контроля качества постановки и решением задач развития личности студента в условиях вузовской подготовки. В данном направлении разрабатываются различные рейтинги и модели оптимизации, на основе которых строятся технологии педагогического взаимодействия, в ресурсах которых имеется блок контроля качества реализуемых идей продуктивного становления и самореализации личности педагога в контексте формируемых компетенций и форм самовыражения личности.

В рамках использования технологии системно-педагогического моделирования одной из форм контроля СРС является регистрация как метод исследования и показатель участия студентов-педагогов в международных научно-практических конференциях, материалы и публикации которых имеют статус РИНЦ. Другим показателем эффективности СРС является индекс Хирша, равный единице. За 4 года обучения студент-бакалавр может получить максимально высокий результат при должном уровне изучения педагогических дисциплин.

В структуре изучения курса «Теоретическая педагогика» ФФК НФИ КемГУ все студенты вышли на уровень продуктивной самостоятельной работы, то есть у всех есть публикации и сертификаты на научные статьи.

В таком понимании продуктивная СРС и возможность формирования культуры самостоятельной работы определяют перспективы развития личности и воспитательно-образовательной среды. Необходимость и доступность регистрации студентов в научной электронной библиотеке (РИНЦ,

elibrary.ru) с выбором позиции «science index» (авторский код, так называемый SPIN-код) согласуются в контексте выполненной работы.

Специфика формирования культуры цитирования и качество включения студента-педагога в научно-исследовательскую работу обеспечивают своевременное овладение социально-профессиональным опытом в различных направлениях формирования и развития личности педагога, в структуре которых сформированность компетенций в области научно-педагогической исследовательской деятельности может быть измерена показателями, иллюстрирующими продуктивность научно-педагогической работы и объективно отражаемыми в научной электронной библиотеке.

Все последующие разделы современной педагогики могут верифицировать и дополнять освоенный опыт научно-педагогических исследований, определивших начальный базовый уровень культуры научно-педагогических исследований. Кроме того, необходимо создать условия для продуктивно-предметного изучения возможности определения и визуализации основ проводимого исследования не только на русском языке, но и на английском, что определяется системой требований, предъявляемых к современному профессионально-педагогическому образованию.

1. Свинаренко В. Г., Козырева О. А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования : учеб. пособие. — М.: НИЯУ МИФИ, 2014. — 92 с.

2. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Введение в педагогическую деятельность» : учеб.-метод. пособие. — Новокузнецк : КузГПА, 2013. — 55 с.

3. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика» : учеб.-метод. пособие. — Новокузнецк : КузГПА, 2013. — 53 с.

4. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Теоретическая педагогика. Нормативно-правовое обеспечение образования» : учеб.-метод. пособие. — М.: МИФИ, 2014. — 52 с.

5. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «Практическая педагогика»: учеб.-метод. пособие. — Новокузнецк : КузГПА, 2013. — 49 с.

6. Козырева О. А. Контрольно-измерительные материалы курса «История педагогики и образования» : учеб.-метод. пособие. — Новокузнецк : КузГПА, 2013. — 45 с.

7. Козырева О. А. Технология системно-педагогического моделирования и качество формирования культуры самостоятельной работы педагогов : теоретический аспект // European Social Science Journal. — 2014. — № 4-1. — С. 136-142.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.