жизнедеятельности человека и, следовательно, на отношение к внешнему миру, на качество выполнения им рабочих функций, иметь представление о возможных нарушениях здоровья, связанных с применением создаваемых технических средств, и основных способах его коррекции и многое другое;
- представления о том, что жизнь человека проходит в человеческом обществе и необходимо уметь в этом обществе жить, принимать других людей с их интересами, часто отличающимися от интересов конкретной личности, участвовать в принятии общих решений, отстаивая свое и принимая чужое. Опыт совместной деятельности должен накапливаться в процессе обучения путем постановки специальных занятий и коллективных проектов.
Принимая во внимание, что часть образовательной подготовки инженеров, связанная с человеческим фактором, имеет непосредственное отношение к техническим аспектам их работы, определим ее как биотехническую составляющую, оказывающую огромное влияние на формирование личности специалиста. Предлагается вариант учебной дисциплины "Биотехнические аспекты современной техники" для учебных планов подготовки специалистов по другим специальностям.
Для подготовки специалистов по медико-биологической технике биотехническая подготовка должна проникать практически во все циклы учебных дисциплин. В связи с формированием государственных стандартов нового поколения в докладе обсуждаются особенности построения учебного плана по подготовке дипломированных специалистов, чьи профессиональные интересы непосредственно связаны с разработкой и эксплуатацией технических средств, предназначенных для исследования или управления биологическими объектами. Это подготовка технических специалистов по новому направлению 653900 - "Биомедицинская техника", а также бакалавров и магистров по направлению 553400 - "Биомедицинская инженерия".
УДК 61.(071.1): 62
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ИНФОРМАТИКИ ПРИ
ПОДГОТОВКЕ И ПОВЫШЕНИИ КВАЛИФИКАЦИИ ВРАЧЕЙ
В.П. Омельченко, А.А. Демидова
Ростовский государственный медицинский университет МЗ РФ, Россия, 344022, г. Ростов-на-Дону, пер. Нахичеванский, 29. Тел.:652-391. Факс: 530-611.
Использование в лечебно-профилактических учреждениях и службах здравоохранения средств вычислительной техники является в настоящее время естественной необходимостью, в значительной мере определяющей уровень развития медицинской науки и непосредственно оказывающей влияние на лечебнодиагностический процесс. Данное обстоятельство определяет целесообразность включения в обучение студентов в медицинских ВУЗах и врачей на факультете повышения квалификации цикла медицинской информатики, имеющего специальное, общеобразовательное и общечеловеческое значение. Медицинская информатика направлена на правильную ориентацию врача при получении знаний и умений по обработке информации в медицине и здравоохранении с помощью компьютерных технологий.
В настоящее время преподавание медицинской информатики, являющейся прикладным разделом науки информатики, базируется на предварительной соответствующей школьной подготовке, а также обучении студентов на первом
курсе высшей математике, основам работы на персональном компьютере. Знания по медицинской информатике студенты получают на 6 курсе, когда можно эффективно совмещать их исходную подготовленность, с одной стороны, по использованию информационных технологий и, с другой, по основным клиническим дисциплинам. Таким образом, обучение медицинской информатике является логическим продолжением последовательного учебного процесса.
В Ростовском государственном медицинском университете преподавание медицинской информатики с 1999 года осуществляется на базе двух кафедр: медицинской и биологической физики и социальной медицины и организации здравоохранения. Учебным планом медицинских ВУЗов определено изучение дисциплины в рамках 38 часов. На кафедре медицинской и биологической физики студенты овладевают общей методологией и приобретают умение получать, обрабатывать и использовать специальную информацию с помощью компьютерных технологий, соответствующего программного обеспечения, а на кафедре социальной гигиены и организации здравоохранения осуществляется непосредственное знакомство с такими внедренными в здравоохранение медицинскими информационными системами как «Диспансерное наблюдение», «Медицинская статистика», «Планирование и финансирование», «Аптечное хозяйство», «Рецепт» и др. Таким образом, происходит расширенное взаимодействие двух кафедр для преподавания одной дисциплины.
Кардинальным отличием медицинской информатики от других учебных дисциплин в медицинском ВУЗе является чрезвычайная динамичность предметной области. Практически невозможно обеспечить адекватное соответствие материальнотехнической базы учебного процесса текущему состоянию аппаратных и программных средств в медицине. В связи с этим, затруднительно утверждение учебных планов и рабочих программ на длительное время, учебно-методическая документация все время меняется. Учитывая это обстоятельство, а также то, что к началу преподавания медицинской информатики в РГМУ отсутствовала программа, утвержденная Министерством здравоохранения Российской федерации, кафедры медицинской и биологической физики и социальной гигиены и организации здравоохранения разработали текущую рабочую программу по специальностям «лечебное дело», «педиатрия» и «медико-профилактическое дело» с учетом современного состояния компьютеризации в медицине. Основными методологическими принципами учебной программы являются своевременное реагирование на научно-технические достижения в различных сферах медицины, непрерывность и системность образования в реализации комплекса «задача - методы решения задачи - аппаратное и программное обеспечение- приемы работы».
Текущей рабочей программой по медицинской информатике предусмотрены лекции по основным разделам дисциплины:
1. Применение методов и средств информатики в медицине и здравоохранении;
2. Информационные системы и технологии в здравоохранении;
3. Автоматизация функциональных и лабораторных исследований в клинике;
4. Моделирование физиологических процессов;
5. Медицинская диагностика на основе математических методов и ЭВМ;
6. Мониторно-компьютерные системы оперативного контроля и управления функциями организма.
В рамках лекционного курса студенты получают знания о предмете и конкретных задачах медицинской информатики, целях внедрения информационных систем и технологий в медицину и здравоохранение, требованиях к построению, структурной организации и особенностях развития в России медицинских информационных систем. Предлагаемая для усвоения информация о принципах, способах и средствах комплексной автоматизации функциональной и клинической
лабораторий позволит врачам в дальнейшем профессиональной деятельности повысить производительность работы диагностического учреждения, снизить ошибки, связанные с идентификацией данных, четко контролировать качество выполняемых исследований, сокращать затраты времени на составление отчетов и ведение статистического анализа. В рамках лекции по моделированию физиологических процессов студенты получают понятие математической модели биопроцесса, изучают основные математические методы моделирования, используемые для классификации, диагностики, дифференциальной диагностики, выбора терапии и прогноза в медицине. Медицинская диагностика, представляемая на лекции как типичный кибернетический процесс, основанный на сборе, передаче, хранении и переработке информации, позволяет понять целесообразность применения экспертных систем, систем автоматизации научных исследований, распознавания и классификации медицинских образов. Данные программы, обладая такими качествами как компетентность, символьное рассуждение, глубина предметной области, самосознание, предоставляют возможность добиться в конкретном разделе медицины высокого уровня профессионализма. Получаемые сведения о мониторно-компьютерных системах оперативного контроля и управления функциями организма приводят к пониманию новых качеств и возможностей, рождающихся после аппаратно-программного сопряжения монитора с персональным компьютером.
Для ведения практических занятий в настоящее время подготовлен лабораторный практикум по медицинской информатике, включающий 10 лабораторных работ. Основная цель практикума научить будущих врачей грамотно использовать стандартное и специальное программное обеспечение для решения конкретных задач в своей профессиональной деятельности. Первая работа практикума «Автоматизированное рабочее место врача-специалиста» предназначена для повторения тех знаний и умений, которые были получены на начальных курсах по информатике, а также для ознакомления с последними разработками в области технологий и стандартного программного обеспечения компьютерных систем. В лабораторной работе «Подготовка комплексных медицинских документов» предусматривается использование наиболее распространенных программ (редакторы текста и графики, электронные таблицы, программы по статистической обработке данных) для оформления медицинских документов, построения таблиц, графиков, диаграмм. В работе «Структура научно-медицинского исследования с применением медицинской статистики» дана характеристика таких основных вариантов структуры исследования в медицине как поперечные, продольные (проспективные и ретроспективные). Наряду с этим, разобраны биостатистические термины, используемые для представления результатов медицинского исследования, правила их расчета и анализа, даны конкретные примеры решения задач при различных клинических ситуациях. Особое внимание в данной работе уделено расчету показателей клинико-лабораторной информатики: диагностической
чувствительности и специфичности лабораторного теста, предсказательной (прогностической) значимости положительных и отрицательных результатов теста, его диагностической эффективности. Две работы по теоретическому и практическому освоению автоматизированных систем обработки электрокардиосигналов, в том числе и ЭКГ у пациентов детского возраста, позволяют продемонстрировать будущим врачам логическую схему анализа кардиосигналов, надежность и высокое качество автоматизированного заключения функционального исследования. В практикум включена работа по использованию экспертных систем для принятия врачебных решений. На примере дифференциальной диагностики заболеваний щитовидной железы рассматриваются этапы построения и работы с экспертной системой. Кроме того, в работе даны примеры лицензированных и давно используемых в медицине экспертных систем.
В качестве примера медицинских информационных систем в учебном пособии рассмотрены подсистемы «Поликлиника» и «Электронная история болезни», которые эксплуатируются в лечебной части Ростовского государственного медицинского университета. В рамках этих занятий рассмотрены отечественные и зарубежные стандарты представления данных о больных с учетом международных классификаторов болезней и диагнозов. Использование электронной истории болезни позволяет продемонстрировать будущему врачу, как можно удобно представлять данные о больном, использовать международный классификатор болезней, диагнозов, что исключает ошибки при формировании диагностических заключений, формировать автоматизированные выписки из истории болезни, объединять электронные записи между отделениями и клиниками. Информационная система «Поликлиника» предоставляет способ наглядно показать студенту возможность ведения единой системы учета больных; полностью проследить путь больного с момента обращения в поликлинику до его выписки, при повторном обращении больного иметь доступ к данным о его предыдущей госпитализации; а также почти мгновенно получать информацию о конкретном больном, поступившем в любую клинику, о ходе лечения, диагнозе, предполагаемом дне выписки. Каждое занятие по конкретных информационным системам содержит достаточное количество упражнений, направленных на закрепление практических навыков в работе с рассмотренными программными средствами.
В работе по моделированию необходимость использования математикостатистических методов моделирования в медицине рассмотрено на конкретном описании и применении моделей по определению рабочего диаметра аорты, остаточного объема левого желудочка, минутного объема крови, среднего артериального давления у пациентов.
На занятии по использованию служб Интернета в практике врача студенты получают сведения по структуре локальной и глобальной информационных сетей, системе адресации в Internet, способам передачи информации с помощью электронной почты, сети WORLD-WIDE-WEB, службы Gopher, телеконференций, протокола FTP.
Для контроля знаний по медицинской информатике разработаны 100 тестовых заданий различных уровней сложности.
Преподавание медицинской информатики в РГМУ проводится не только для студентов, но и для врачей на факультете повышения квалификации по специальности «Функциональная диагностика». Учитывая, что многие специалисты не имели соответствующей подготовки в ВУЗе, а также значительный прогресс в области современных медицинских компьютерных технологий, занятия по медицинской информатике на этапе постдипломного обучения крайне важны и результативны, способствуют повышению эффективности диагностики и контроля за лечением в лечебно-профилактических учреждениях.
Итак, отличительной чертой преподавания информатики в медицинских ВУЗах на младших, старших курсах, а также при постдипломном обучении является преемственность этапов учебного процесса.