Научная статья на тему 'Проблемы обучения пользователей медицинской информационной системы'

Проблемы обучения пользователей медицинской информационной системы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
614
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы обучения пользователей медицинской информационной системы»

W4MM

1 и информационные

технологии

ИТ-обучение в здравоохранении

Материалы конференции «Информатизация здревоохранения

и социальной сферы в регионах России:

проблемы координации и информационного обмена»

А.В.ГУСЕВ, И.П.ДУДАНОВ,

Карельский научно-медицинский центр СЗО РАМН, г. Петрозаводск

ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ МЕДИЦИНСКОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ

Успешные внедрения различных информационных систем (ИС) в практическую работу лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) страны не являются редкой новостью. Текущая ситуация, связанная с развитием как собственно самой медицины, так и средств вычислительной техники и программного обеспечения такова, что компьютер в поликлиниках и стационарах установлен не только в бухгалтерии или отделе статистики, но и на рабочих местах врачей. Еще в конце 90-х годов внедрение медицинских информационных систем (МИС) являлось редким событием, безусловной гордостью руководителя ЛПУ. Сегодня — это уже обязательная практика, которая отличается лишь объемом использования персональных компьютеров, как минимум до 10 машин есть практически в каждом ЛПУ, растет число комплексных внедрений — когда используется единая информационная система, хранящая в своих базах данных (БД) медицинскую, статистическую, бухгалтерскую документацию и т. д.

Текущее состояние рынка МИС характеризуется достаточным уровнем предложений, причем самых разнообразных: от простых и доступных по цене программных комплексов для решения отдельных задач (формирование статистических форм, работа в системе ОМС/ДМС, работа с дополнительным лекарственным обеспечением и т.д.) до сложных профессиональных интегрированных комплексных медицинских информационных систем (КМИС), позволяющих автоматизировать все лечебные и параклинические службы и имеющих стоимость в сотни тысяч рублей [1]. Фактически можно говорить о том, что глобальных проблем, так или иначе сдерживающих массовое внедрение КМИС, всего две.

Первая и самая трудная — это проблема финансирования. Вторая — это недостаточно, а местами и абсолютно нерешенная проблема подготовки кадров по вопросам, связанным с применением информационных технологий в здравоохранении и медицине (которая чаще всего в литературе называется «медицинская информатика» [2]).

И если первая проблема практически целиком может быть решена при соответствующей государственной политике (финансирование ЛПУ по принятым государственным программам) и только на государственном уровне, то вопросы подготовки специалистов в области медицинской информатики — это все-таки проблема, которая может и должна быть решена на местах.

© А.В.Гусев, И.П.Дуданов, 2007 г.

■ ■■ 1Р41 ! ! ! ! i i i ■ ■ ■■ ■ ■ ■ 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 ■■■ ■ ■ ■ 1 1 1 1 1 1 1 1 ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ ■ 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1

l/IT-обучение в здравоохранении

Материалы конференции «Информатизация здравоохранения

и социальной сферы в регионах России:

проблемы координации и информационного обмена»

www.idmz.ru S007, № 4

■■■■

рчва

Особое внимание проблеме преподавания медицинской информатики в ВУЗах стали уделять, пожалуй, лишь с 2004 года. Хотя освоением базовой основы информатики занимались и раньше. Так, долгое время единственной монографической работой в этой области являлась монография В.Г.Кудри-ной [3]. Затем появилась работа В.Я.Гельма-на [2], в 2003 году вышло учебное пособие по медицинской информатике В.П.Омельчен-ко и А.А.Демидовой [5] и в 2004 г. — учебное пособие В.И.Чернова [6]. В настоящее время эти 4 работы составляют весь фонд учебной и научной литературы по теме медицинской информатики в России.

Сегодня в высшей школе наметился определенный дефицит литературы по вопросам медицинской информатики, а в связи с этим и отсутствие учебных программ, соответствующих реалиям развития МИС. Так, перечень литературы, которую можно найти по теме медицинской информатики, насчитывает 4 работы [4]. В этих книгах рассмотрены вопросы базовой компьютерной грамотности: основы устройства персонального компьютера, работы в среде Microsoft Windows и Office, использование сети Internet. Вряд ли можно отрицать, что этот материал не имеет особой специфики для медицины и поэтому не является основой и сутью собственно медицинской информатики. Все это — проблема элементарной компьютерной грамотности, которую должны преподавать на соответствующем уровне еще в школе. В связи с этим все чаще мы слышим от авторитетных специалистов в области медицинских информационных систем, что медицинская информатика отсутствует как наука и дисциплина.

Если сформулировать кратко проблему преподавания именно медицинской информатики, то следует сказать так: сегодня выпускники медицинских ВУЗов не знают, как работают медицинские информационные системы и на что они способны. Это незнание сопро-

вождается целым спектром стереотипов, например, о том, что компьютер в кабинете врача — это печатная машинка для подготовки редких или частично заготовленных для тиражирования документов (дневников, эпикризов, протоколов и т.д.). Для самых продвинутых студентов ЭВМ — это в лучшем случае средство для доступа к медицинской информации в сети Internet или место для подготовки и хранения данных для научной работы. И при всем этом выпускники 2002-2006 гг. — самые информированные врачи. Основной кадровый состав, работающий сегодня в отечественных ЛПУ, знает и того меньше, а нередко и вообще не имеет практического опыта постоянной работы на компьютере. У большинства сообщения о том, что электронная документация может полностью заменить бумажную историю болезни или амбулаторную карту, вызывают недоумения или значительные сомнения в правдивости. А ведь рядом с ними, в работе бухгалтерий и банков только электронный документооборот — уже неотъемлемая данность.

Причин массовой неинформированности выпускников медицинских ВУЗов несколько. Первопричина — это все еще редкость внедрения комплексных МИС в практику. По официальным данным Минздравсоцразвития РФ [http://www.mzsrrf.ru/], на сегодняшний день в России 25 591 ЛПУ, из них 16 097 амбулаторно-поликлинических учреждений (63%), 9222 (36%) — стационары, 272 (1%) — федеральные центры. Вместе с тем объем использования МИС в этих ЛПУ составляет примерно 200-250 инсталляций [1]. Таким образом, только менее 1% современных ЛПУ внедрили и используют в своей практике возможности клинически ориентированных МИС или их фрагментов. В это число не входят программные продукты для автоматизации бухгалтерии, статистических отделов и т. д., поскольку они не используются в работе именно врачей и не оказывают сколько-нибудь существенной помощи в их труде.

■ 1 1 1 1 1 1 ■ ■ 1 1 1 ■ ■ ■■ ■ ■ ■ 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 ■■■ ■ ■ ■ 1 1 1 1 1 1 1 1 ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ 125■ !!!!!!!!!!!!! ! ! !

РЧВВ

и информационные

технологии

ИТ-обучение в здравоохранении

Материалы конференции «Информатизация здревоохранения

и социальной сферы в регионах России:

проблемы координации и информационного обмена»

Ж

> Вторая причина отражает, пожалуй, современный уровень использования МИС — это недостаточный уровень развития преподавания медицинской информатики в наших ВУЗах. По данным журнала «Врач и информационные технологии», всего в России насчитывается 48 ВУЗов, организовавших преподавание информатики [4]. Однако, как было уже сказано, учебная программа предусматривает лишь изучение основ устройства персонального компьютера, работы в среде Microsoft Windows и Office, использование сети Internet.

Все это в комплексе значительно усложняет внедрение современных информационных технологий в практику работы наших поликлиник и стационаров. Именно вопрос о том, как следует учить врачей и средний медицинский персонал работе на ПК, чаще всего тревожит главных врачей и IT-персонал, готовящихся к автоматизации своего учреждения. Сейчас, когда износ медицинской техники и зданий превышает все приемлемые нормы, а загруженность коллектива высока, как никогда, новость о внедрении МИС воспринимается медиками далеко не однозначно и нередко отрицательно. Еще до начала внедрения многие приводят одни и те же доводы: «Я все испорчу», «Это не входит в мои функциональные обязанности», «Все это — прихоть начальства и лишние трудозатраты», «Итак денег нет, а они еще компьютеры покупают» и т. д. Интерес к МИС, обучению и использованию на этапе подготовки и начала внедрения отмечается лишь в единичных случаях — только у «прогрессивных» сотрудников. При этом на сегодняшний день, по приблизительным оценкам, домашние компьютеры у детей или в семье имеются у 30-50% врачей и медсестер.

Мы сталкиваемся с такой ситуацией постоянно — со времени начала разработки и внедрения медицинской информационной системы «Кондопога» (http://iskondopo-ga.snw.ru) в 1999 году и, тем более, в последние годы, когда КМИС стала активно внедряться в других ЛПУ Карелии и за ее

пределами. За эти годы были апробированы различные подходы к обучению персонала, но постепенно все свелось к 2 методикам, направленным на обучение и придание заинтересованности в МИС сотрудников. Обучение будущих пользователей было разделено нами на 3 больших этапа:

1) первичное обучение — базовая компьютерная грамотность;

2) специальное обучение навыкам работы в МИС;

3) совершенствование в процессе пользования — совершенствование знания и умений работы в МИС.

Первичное обучение целесообразно проводить на специальных курсах, чтобы не задействовать IT-персонал ЛПУ, без того сильно загруженный на этапе внедрения. Его продолжительность зависит от степени подготовленности сотрудников и может занимать от 2 до 4 недель. Программа первичного обучения должна давать знания по следующим разделам: устройство компьютера,

работа в операционной системе Windows, работа с офисными приложениями (Microsoft Word и Microsoft Excel), работа в Internet (навигация в www и электронная почта). По окончании первичного обучения у пользователя должен быть снят психологический барьер (страх) перед работой с ПК. Он должен знать, как устроен компьютер, и иметь стабильные базовые навыки работы с ним: запуск, управление окнами и мышью, печать текстов, подготовка документов и таблиц.

Нередко мы отмечали ситуацию, когда будущий пользователь уверял администратора системы в своей компьютерной грамотности и наличии опыта работы с ПК. Однако, на практике чаще всего этот опыт ограничивался компьютерными играми или навыком работы в какой-то одной программе. Поэтому обязательным условием перед началом первичного обучения является тестирование. Целесообразно реализовать его в виде

■ ■■ 123" ! ! ! ! ! ! ! ■ ■ ■■ ■ ■ ■ 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 ■■■ ■ ■ ■ 1 1 1 1 1 1 1 1 ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ ■ 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1

l/IT-обучение в здравоохранении

Материалы конференции «Информатизация здравоохранения

и социальной сферы в регионах России:

проблемы координации и информационного обмена»

www.idmz.ru S007, № 4

■■■■

рчвв

простой компьютерной программы по принципу вопрос-выбор правильного ответа. Мы, например, встроили в ИС «Кондопога» специальный модуль тестирования, в БД которого заложили несколько вариантов тестов, отличающихся сложностью вопросов. Если пользователь набирал при начальном тестировании необходимое количество баллов, то ему разрешалось пропустить первичное обучение и сразу же приступить к специальному. Если оценка была низкой, то пользователи ранжировались по своим знаниям и направлялись на первичное обучение. Мы специально старались сформировать однородные группы так, чтобы их отдельные члены не снижали эффективность обучения всей группы в целом. После окончания курсов для самых «слабых» учеников тестирование повторялось вновь — с целью выявить способности к обучению. Если находились сотрудники, для которых обучение работе с ПК оказывалось слишком трудной задачей, то решался вопрос о том, чтобы свою работу в системе они начинали как можно позже, когда основной коллектив уже успешно работал в МИС. Такое решение придавало дополнительный психологический стимул, и, кроме этого, таких сотрудников не приходилось «ломать» ради внедрения МИС, что в целом снижало напряженность в коллективе на период внедрения.

За 6 лет применения этой методики мы протестировали 3 группы пользователей общей численностью 186 чел. Женщины составили 87,5%, мужчин — 12,5%. Врачей было 33%, среднего медперсонала 53%, прочие сотрудники составили 14%.

По возрасту имелись следующие группы: до 30 лет — 20%, 30-40 лет — 28%, 40-50 лет — 44%, старше 50 лет — 8%. При этом в среднем результаты тестирования выглядят следующим образом: получили оценку 5 (3 ошибки на 25 вопросов) — 9%, оценку 4 (7 ошибок на 25 вопросов) — 38%, оценку 3 и ниже — 53%. Фактически более половины сотрудников перед началом специального

обучения в обязательном порядке направлялись на первичное обучение. При этом в этой группе от 8-14% сотрудников при предварительном анкетировании ответили, что умеют работать на ПК. Самые частые ошибки в ответах распределялись по следующим группам: незнание терминологии — 27%, отсутствие необходимых базовых навыков работы с ПК — 24%, отсутствие навыков работы с документами (Word) — 17%, незнание устройства компьютера — 12%, другие ошибки — 20%.

Разрыв между первичным обучением и началом специального обучения работе в выбранной МИС должен быть минимальным.

Специальное обучение проводится в ЛПУ. Самые общие темы (устройство МИС, аутентификация, подсистема безопасности и т.д.) рассматривали на общих занятиях. Затем пользователей разделили на небольшие группы (до 4 человек) и им давали знания только по той части системы, которая требовалась им для работы. Длительность этого этапа обучения составляла от 5 до 10 рабочих дней. Целью его являлось обучение пользователя таким образом, чтобы он четко понимал, что он делает и как его работа сказывается на функционировании остальных пользователей и всей системы в целом. По возможности мы стремились обучать пользователей на их будущих рабочих местах — в таком случае занятия проходили более эффективно, а число повторений изучения каких-то отдельных тем сокращалось.

Внедрение МИС, как правило, разделяется на несколько этапов, на каждом из которых «автоматизируются» 1-2 службы. Нередко начало внедрения приходится на регистратуру, затем — диагностическую службу, лабораторию, постепенно добираясь до рабочих мест врачей. Вместе с этим специальное обучение плавно перетекает в совершенствование в процессе работы. Его продолжительность фактически ничем не ограничена. Во время эксплуатации системы всегда

■ 1 1 1 1 1 1 ■ ■ 1 1 1 ■ ■ ■■ ■ ■ ■ 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 ■■■ ■ ■ ■ 1 1 1 1 1 1 1 1 ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ 1 ■ 127" !!!!!!!!!!!!! ! ! !

РЧВВ

~~ТИ и информационные

технологии

ИТ-обучение в здравоохранении

Материалы конференции «Информатизация здревоохранения

и социальной сферы в регионах России:

проблемы координации и информационного обмена»

Ж

> возникают какие-то изменения в настройках или работе отдельных программ, по которым у пользователей также возникают вопросы, требующие разъяснений. Задачей совершенствования в процессе работы является укрепление знаний и навыков пользователя таким образом, чтобы он уже не хотел и не мог отказаться от работы в условиях электронного документооборота (МИС).

При этом успех обучения и внедрения МИС зависит не столько от методики обучения и квалификации IT-персонала, сколько от выбранной тактики самого внедрения. В нашем случае, когда мы осуществляли комплексную автоматизацию ЛПУ с полным отказом в идеальном варианте от бумажных носителей информации, эта тактика состояла из 3 периодов и выглядела следующим образом.

Первый период внедрения мы назвали «Просто и эффективно». Его задача — снять страх или нежелание обучаться и использовать в профессиональной деятельности КМИС. Для этого нужно было выбрать схему внедрения так, чтобы за счет относительно небольших трудозатрат обеспечить максимальный и наглядный эффект. Для этого мы чаще всего начинали внедрение с подсистемы планирования рабочего времени. После установки компьютеров на рабочих местах были созданы БД календарей для всех врачей и диагностических кабинетов. Единственно, что нужно было делать пользователям, — это направлять пациентов на консультации и обследование не при помощи бумажных номерков, а через запись в компьютере и строго следовать этому расписанию. Обучение работе с календарем требовало в среднем 30-50 минут, а его интерфейс был прост и интуитивно понятен. При этом уже через 1-2 недели сотрудники стали отмечать экономию рабочего времени, удобство планирования в обследовании пациентов и самое главное — значительное снижение очередей перед кабинетами.

Сами пациенты также очень положительно относились к возможности выбрать удобное

для них время визита к врачу и четкость в приеме. При этом и врачи, и медсестры убедились, что система не сломала их привычного уклада работы и не требовала значительных трудозатрат, но и вместе с тем упрощала и повышала эффективность их работы.

Второй период внедрения проходил под девизом «Данные без труда». Его задачей было привлечь пользователей в МИС, заинтересовать их в изучении новых возможностей. Для этого к внедрению выбирались такие модули, который позволяли выполнять рутинные операции быстро и, что очень важно, за счет использования результатов работы других пользователей. Это сплачивало коллектив вокруг процесса внедрения КМИС, поскольку от того, как правильно и полно работал один пользователь, зависели результаты работы его коллег. Один из показательных примеров — это автоматизация лаборатории. Готовые электронные амбулаторные карты с проверенными паспортными данными, информацией о льготах и полисах обеспечивала для врачей регистратура. Врачи со своих рабочих мест могли выполнять назначение лабораторных исследований, при этом система выводила им информацию о тех исследованиях и их количестве, которые в данный момент могла выполнить лаборатория, с учетом наличия реактивов и т. д. В лабораторию приходили индивидуальные бланки заказов — с уже готовыми паспортными данными пациентов и параметрами заказа. Лаборанты вносили результаты исследований, при этом система автоматически без их участия цитировала референтные значения с учетом используемых реактивов, пола и возраста пациента и т. д. Готовые ответы были моментально доступны врачам, в них система автоматически отмечала показатели, которые выходили за пределы нормы, а сами ответы были наглядны и информативны, были доступны для быстрого вывода из архива и сравнения данные предыдущих исследований, в том числе выполненных месяцы и годы назад.

■ ■■ 123й ! ! ! ! ! ! ! ■ ■ ■■ ■ ■ ■ 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 ■■■ ■ ■ ■ 1 1 1 1 1 1 1 1 ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ ■ 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1

l/IT-обучение в здравоохранении

Материалы конференции «Информатизация здравоохранения

и социальной сферы в регионах России:

проблемы координации и информационного обмена»

www.idmz.ru S007, № 4

■■■■

рчва

Третий период был нацелен на экономию времени и повышение эффективности работы в условиях «электронного документооборота». Его задачей было внесение элемента творчества в приемы врачей и работу остальных сотрудников. Для этого использовались все возможные ресурсы информационной системы по автоматизации рутинных операций, сокращению времени на работу с документами. Во время этого заключительного периода коллектив уже не просто использовал систему — он хотел в максимальной степени переложить на нее свои рутинные обязанности и работу. Так, внедрение электронной флюоротеки у нас в поликлинике было очень активно инициировано участковыми медсестрами, которые за 3-5 дней внесли в БД всю информацию о выполненных флюорограммах пациентов. За счет этого полностью отпала большая часть работы по ведению флюоротеки, а формирование списков на флюорографию занимало вместо привычных 2 дней несколько минут. Аналогично внедрялась подсистема диспансеризации, вызовов врача на дом, вакцинопрофилактики и т. д.

Применение описанных периодов обучения пользователей и внедрения комплексной медицинской информационной системы позволило нам привлечь к постоянной самостоятельной работе в МИС 100% запланированных сотрудников независимо от возраста, образования и т. д. В среднем между первичным тестированием и началом самостоятельной работы проходило 10-25 дней. У некоторых сотрудников этот период затягивался на 1,5-2 месяца.

Вместе с тем наличие продуманной и распространенной программы первичной подготовки врачей и среднего медперсонала основам медицинской информатики позволило бы значительно сократить время адаптации к работе в условиях МИС и снизить затраты ЛПУ на внедрение систем.

Текущая ситуация в преподавании медицинской информатики может быть оха-

рактеризована как начальная стадия. В настоящее время существует типовая программа по медицинской информатике для студентов медицинских ВУЗов, которая была подготовлена на кафедре медицинской кибернетики и информатики медико-биологического факультета РГМУ С.А.Гаспаряном, А.Г.Устиновым и В.И.Капустинской в 2000 г. и утверждена МЗ РФ [4]. Эта программа используется в 24 ВУЗах страны, еще в 5 ВУЗах используются собственные учебные программы. В большинстве случаев на преподавание медицинской информатики отводится до 40 часов и осуществляется оно в 5-м семестре обучения, т. е. на 3-м курсе, до обучения студентов приемам клинического мышления.

По нашему мнению, самыми острыми проблемами текущего состояния в преподавании медицинской информатики являются следующие.

♦ Значительная часть часов отдана на освещение общих вопросов информатики, не учитывающих медицинскую специфику. Чаще всего это основы компьютерной грамотности, познание терминологии и обучение базовым навыкам работы на ПК. При этом указанные темы — не задача ВУЗа, а скорее — школьная программа. Поэтому по факту и без того небольшое количество лекционных и практических часов тратится не на преподавание собственно медицинской информатики, а на исправление пробелов в знаниях, которые обучающийся должен получать в рамках среднего образования.

♦ Среди преподавателей все еще редки специалисты, непосредственно участвующие в разработках или внедрении собственно медицинских информационных систем и имеющие научные степени с соответствующими кодами (05.13.01 или 05.13.11). Это, безусловно, находит свое отрицательное отражение в качестве преподавания дисциплины.

♦ Практические занятия проходят в большинстве случае в учебных классах ВУЗа, хотя во многих регионах имеется возможность

■ 1 1 1 1 1 1 ■ ■ 1 1 1 ■ ■ ■■ ■ ■ ■ 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 ■■■ ■ ■ ■ 1 1 1 1 1 1 1 1 ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ 1291 !!!!!!!!!!!!! ! ! !

РЧН

и информационные

технологии

ИТ-обучение в здравоохранении

Материалы конференции «Информатизация здревоохранения

и социальной сферы в регионах России:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

проблемы координации и информационного обмена»

Ж

> проходить практику в ЛПУ, уже внедривших различные комплексные МИС. Поэтому получаемые знания и навыки являются «искусственными»: студенты изучают предмет, не видя его практического применения в своей профессии, — это все равно, что изучать клинические дисциплины, никогда не видя реальных больных.

♦ Актуальность преподаваемых данных в некоторых случаях не выдерживает никакой критики со стороны профессионалов в информационных технологиях. Например, студентам одного из ВУЗов на занятиях по информатике еще несколько лет назад указывалось, что базы данных имеют формат DBF?! Видимо, за основу лекционного материала берутся не современные достижения IT-отрасли, а наиболее распространенные программные решения в медицине.

Решением указанных проблем может стать изменение методики преподавания медицинской информатики. Мы предлагаем следующую схему [рис. /):

♦ 1—2 курс. Основы компьютерной грамотности. Рекомендуемый объем — 10 часов лекций и 20-26 часов практических занятий. Цель этого курса — сглаживание базовых знаний у всех студентов. Для тех, кто имеет достаточные знания и навыки, достаточно провести проверочное тестирование и освободить от занятий. Для остальных курс необходимо дать в полном объеме. Полученные знания должны быть не просто закреплены на практических занятиях, а востребованы и поддержаны на должном уровне в течение всего срока обучения. Для этого целесообразно осуществлять обучение остальным дисциплинам таким образом, чтобы студенту постоянно приходилось использовать компьютер: для работы с текстовыми документами, поиска информации на внутреннем сайте ВУЗа или библиотеки, а также в Internet.

♦ 3-4 курс. Основы медицинской информатики. После того, как студенты приобретут на первых курсах необходимые знания и навыки работы с компьютером, необходимо приступить к преподаванию специальных зна-

Рис.1. Дизайн методики преподавания медицинской информатики в ВУЗе

■ ■■ язаи ! ! ! ! ! ! ! ■ ■ ■■ ■ ■ ■ 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 ■■■ ■ ■ ■ 1 1 1 1 1 1 1 1 ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ ■ 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1

l/IT-обучение в здравоохранении

Материалы конференции «Информатизация здравоохранения

и социальной сферы в регионах России:

проблемы координации и информационного обмена»

www.idmz.ru S007, № 4

■■■■

рчва

ний по медицинской информатике. В целом тот спектр вопросов, которые рассматриваются в текущем курсе, имеет смысл сохранить. Однако необходимо усилить разделы по информационным системам и базам данных, причем не в их теории, а прикладном аспекте. Студенты должны быть осведомлены о современных возможностях информационных систем. Практические занятия на этом этапе следует совмещать с посещением клиник, реально использующих базы данных и специальное программное обеспечение в своей работе. Рекомендуемый объем — 10 часов лекций и 20-25 часов практических занятий.

♦ 6 курс. Практический курс работы в МИС. На последнем этапе обучения студентов, который максимально приближен к выпуску, необходимо организовать практикум по медицинским информационным система на базе одной из доступных больниц, достигшей наибольших успехов в автоматизации своей работы. Студентам необходимо предоставить возможность работать с электронными историями болезни и амбулаторными картами самостоятельно, изучить весь цикл обработки и хране-

ния информации, оценить преимущества МИС в практической работе. Рекомендуемый объем — 30-36 часов практических занятий.

Предлагаемая методика была представлена на совещании деканов медицинских факультетов классических университетов РФ и ректоров медицинских ВУЗов Северо-Западного федерального округа в январе 2006 г. и нашла широкую поддержку специалистов. Такая методика, по нашему мнению, позволит постепенно и эффективно подготовить студента к работе в условиях автоматизации лечебно-профилактического учреждения. Подготовленные таким образом кадры в ЛПУ будут не просто умелыми пользователями, а проводниками идей автоматизации. Более того, поэтапно и глубоко подготовленный врач будет активно стимулировать процесс эволюции информационной системы ЛПУ и подталкивать разработчиков к совершенствованию программного обеспечения КМИС. Таким образом, процесс подготовки специалистов востребован не только медицинским сообществом, но и программистским.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гусев А.В. Медицинские информационные системы: анализ рынка//PCWeek. — 2005. — №47. — С.38-40. (http://pcweek.ru/?ID=504911)

2. Гельман В.Я. Медицинская информатика. Практикум//Санкт-Петербург, 2001.

3. Кудрина В.Г. Медицинская информатика. Учебное пособие//Москва, 1999.

4. Зарубина Т.В., Николаиди Е.Н. О проблемах преподавания дисциплины «Медицинская информатика» для студентов высших медицинских учебных заведений Рос-сии//Врач и информационные технологии. — 2006. — № 1. — С.61-65.

5. Омельченко В.П, Демидова А.А. Практикум по медицинской информатике. — Ростов-на-Дону, 2003.

6. Чернов В. И. и соав. Медицинская информатика. Учебное пособие. — Воронеж, 1999.

■ 1 1 1 1 1 1 ■ ■ 1 1 1 ■ ■ ■■ ■ ■ ■ 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 ■■■ ■ ■ ■ 1 1 1 1 1 1 1 1 ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ 131 ■ !!!!!!!!!!!!! 1111

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.