Научная статья на тему 'Использование автоматизированных информационных систем лечебнопрофилактических учреждений в учебной дисциплине «Медицинская информатика»'

Использование автоматизированных информационных систем лечебнопрофилактических учреждений в учебной дисциплине «Медицинская информатика» Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
1231
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОМАТИЗИРОВАННОЕ РАБОЧЕЕ МЕСТО ВРАЧА / ЭЛЕКТРОННАЯ ИСТОРИЯ БОЛЕЗНИ / АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО УЧРЕЖДЕНИЯ / МЕДИЦИНСКАЯ ИНФОРМАТИКА / ПРЕПОДАВАНИЕ МЕДИЦИНСКОЙ ИНФОРМАТИКИ / COMPUTERIZED PHYSICIAN ORDER ENTRY / ELECTRONIC HEALTHCARE RECORD / EHR / ELECTRONIC PATIENT RECORD / PATIENT CARE INFORMATION SYSTEMS / HEALTHCARE INFORMATION SYSTEMS / MEDICAL COMPUTER SCIENCE / MEDICAL INFORMATICS / TEACHING OF MEDICAL COMPUTER SCIENCE

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Раузина С. Е., Потапова И. И.

Статья посвящена проблеме обучения студентов медицинских ВУЗов основам использования автоматизированных информационных систем на рабочих местах врачей, в лечебно-профилактическом учреждении в целом и в отдельных его профильных подразделениях. Предложена методика приобретения умений работы с различными автоматизированными рабочими местами врачей-специалистов и руководителей в рамках единой автоматизированной информационной системы стационара.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Раузина С. Е., Потапова И. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Use of the Patient Care Information Systems for automation processes of treatment-and-prophylactic establishments in discipline Medical Computer Science

The article is about teaching medical students the basics of utilizing the Automated information systems in the physian offices, clinics and specialized medical facilities. There were methods proposed on how to train the medical staff to use Computerized Physician Order Entry as part of the general Нospital automated information system.

Текст научной работы на тему «Использование автоматизированных информационных систем лечебнопрофилактических учреждений в учебной дисциплине «Медицинская информатика»»

Преподавание медицинской информатики

www.idmz.ru

гол □, № 4

А

аааа

аавв

С.Е. РАУЗИНА,

к.м.н., доцент кафедры медицинской кибернетики и информатики Российского государственного медицинского университета ГОУ ВПО РОССЗДРАВА, г. Москва, rauzina@mail.ru И.И. ПОТАПОВА,

старший преподаватель кафедры медицинской кибернетики и информатики Российского государственного медицинского университета ГОУ ВПО РОССЗДРАВА, iripotapova@yandex.ru

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ ЛЕЧЕБНОПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ В УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «МЕДИЦИНСКАЯ ИНФОРМАТИКА»

УДК 614.2:004.04:378

Раузина С.Е., Потапова И.И. Использование автоматизированных информационных систем лечебнопрофилактических учреждений в учебной дисциплине «Медицинская информатика» (Российский государственный медицинский университет ГОУ ВПО РОССЗДРАВА)

Аннотация: Статья посвящена проблеме обучения студентов медицинских ВУЗов основам использования автоматизированных информационных систем на рабочих местах врачей, в лечебно-профилактическом учреждении в целом и в отдельных его профильных подразделениях. Предложена методика приобретения умений работы с различными автоматизированными рабочими местами врачей-специалистов и руководителей в рамках единой автоматизированной информационной системы стационара.

Ключевые слова: автоматизированное рабочее место врача, электронная история болезни, автоматизированная информационная система лечебно-профилактического учреждения, медицинская информатика, преподавание медицинской информатики.

UDC 614.2:004.04:378

Rauzina Svetlana Y, Potapova Irina I. Use of the Patient Care Information Systems for automation processes of treatment-and-prophylactic establishments in discipline Medical Computer Science (Russian State Medical University, Moscow).

Abstract: The article is about teaching medical students the basics of utilizing the Automated information systems in the physian offices, clinics and specialized medical facilities. There were methods proposed on how to train the medical staff to use Computerized Physician Order Entry as part of the general Hospital automated information system. Keywords: Computerized Physician Order Entry, electronic healthcare record, EHR, electronic patient record, Patient Care Information Systems, healthcare information systems, Medical Computer Science, medical informatics, teaching of medical computer science.

Актуальность

Информационные компьютерные технологии в современном мире внедряются во все жизненно важные отрасли, в том числе и медицину. Однако уровень образования большинства медицинских сотрудников в области их применения к лечебно-диагностическому процессу остается невысоким. Опыт работы в крупном медицинском учреждении Москвы, где развернута

комплексная автоматизированная система, охватывающая деятельность практически всех подразделений, позволяет говорить о недопонимании медицинским персоналом задач информатизации лечебно-профилактического учреждения (ЛПУ). Обычно врачи сводят эти задачи исключительно к удобному и быстрому формированию документов электронной истории болезни (ЭИБ), за которыми не видят огромного количества других возможностей.

© С.Е. Раузина, И.И. Потапова, 2010 г.

■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ . - 49 ■

Врач lias

™ и информационные

технологии

Преподавание медицинской информатики

Необходимость обучения основным понятиям и задачам информатизации ЛПУ, приобретения умений работы с информационными медицинскими системами (ИМС), автоматизирующими деятельность лечебных учреждений, определяет целесообразность включения в образовательный процесс по медицинской информатике темы «Использование автоматизированных информационных систем (АИС) в деятельности ЛПУ».

В рамках дисциплины «Медицинская информатика» в Российском государственном медицинском университете накоплен достаточный опыт обучения студентов задачам использования АИС ЛПУ. Проблемам автоматизации рабочего места медицинского работника, подразделений ЛПУ и их взаимодействию, а также и приобретению умений работы с ними отводятся две лекции и два пятичасовых занятия.

Целью занятий по теме является получение студентами/слушателями знаний в области задач автоматизации деятельности ЛПУ и приобретение умений работы с ИМС. Основные задачи при изучении темы:

1. Разъяснить понятия автоматизированного рабочего места (АРМ) сотрудника ЛПУ и электронной истории болезни (ЭИБ).

2. Обуч ить основным принципам работы с АРМ медицинских сотрудников и организации информационного взаимодействия всех участников лечебно-диагностического процесса в рамках АИС ЛПУ.

3. Познакомить с задачами автоматизации деятельности различных подразделений ЛПУ, которые решаются с помощью АИС.

4. Представить возможности автоматизированной системы по организации контроля качества лечебного процесса в ЛПУ.

5. Познакомить со способами формирования документов для анализа деятельности ЛПУ, оценки качества лечебно-диагностического процесса на рабочем месте руководителя ЛПУ.

Для решения поставленных задач на практических занятиях можно использовать раз-

личные технологические решения в области интегрированных ИМС. Видам автоматизированных информационных систем ЛПУ, их сравнению и возможностям обязательно должно отводиться время в лекционной части. Некоторые фирмы понимают необходимость разработки учебных версий таких систем и согласны участвовать в педагогическом процессе, даже на некоммерческой основе.

Организация работы в ЛПУ поликлинического и «госпитального» типа имеет определенные различия. На наш взгляд, на практических занятиях лучше познакомить обучаемых с ИМС, рассчитанной на автоматизацию деятельности стационара, поскольку в этом случае можно охватить более широкий круг задач. В лекционной части необходимо обязательно отметить особенности решаемых с помощью АИС задач в ЛПУ поликлинического типа. В круг этих задач входит организация персонифицированной базы данных для ведения регистра прикрепленного контингента с паспортными, ограниченными медицинскими данными, оперативным учетом посещений, контролем за плановыми сроками обслуживания диспансеризуемых групп населения, анализом динамики показателей здоровья населения в разрезе участков, профессиональных и половозрастных групп [1]. В случае выделения дополнительных часов на дисциплину, конечно же, необходимо уделить место этим особенностям и на практическом занятии.

При организации учебного процесса мы опираемся на многолетнее сотрудничество с разработчиками типовой информационной медицинской системы Интерин PROMIS (Институт программных систем Российской академии наук) [2], которыми был подготовлен учебный макет системы.

Материалом для приобретения умений могут служить данные из реальных историй болезни пациентов с различными заболеваниями (рис. 1). В формализованной истории болезни должны присутствовать все виды формируемых диагнозов (при поступлении, клинический предварительный, клинический

Преподавание медицинской информатики

www.idmz.ru

гол □, № 4

А

ванн

аавв

Рис. 1. Фрагменты истории болезни пациента, послужившие материалом для формирования умений работы с ЭИБ

заключительный); медикаментозные, лабораторные и диагностические назначения; протоколы диагностических исследований; осмотры, дневники, эпикриз и др.

Предложенная методика может быть использована не только при обучении студентов и ординаторов медицинских ВУЗов, но и в структуре последипломной профессиональной подготовки.

Рассмотрим более подробно круг задач, рассматриваемый по теме «Использование автоматизированных информационных систем в деятельности ЛПУ».

Задачи автоматизации рабочих мест и ведения электронной истории болезни

Основные положения, связанные с АРМ, представлены практически в любой литературе, имеющей отношение к медицинской информатике [1-4]. Определение, задачи, виды, типовые решения, примеры использования АРМ должны быть изложены в лекционной части. Стоит акцентировать внимание на то, что полноценный АРМ может быть реализован только в рамках АИС ЛПУ. К сожалению, за время практического занятия нельзя получить навыки работы с АРМ всех основных

специалистов лечебного учреждения. Но в то же время необходимо построить практическое занятие так, чтобы охватить основные задачи автоматизации рабочих мест в АИС ЛПУ:

I. Ведение ЭИБ.

II. Использование медико-технологических систем.

III. Справочно-информационная поддержка.

IV. Поддержка задач управления (контроль, анализ, учет и отчетность).

Понятие ЭИБ, с точки зрения теории медицинской информатики, более широкое, чем АРМ. Но, на наш взгляд, элементы ЭИБ следует рассматривать в учебном процессе именно в структуре АРМ. Основными задачами ЭИБ являются [1]:

1.1. Автоматизация ведения медицинских записей с использованием новых технологий, освобождающих медицинский персонал от многих рутинных действий, не требующих осмысления, тем самым экономя время для более интеллектуальной деятельности.

1.2. Создание новых условий для взаимодействия всех участников лечебно-диагностического процесса.

Автоматизация ведения медицинских записей основана на использовании современных ком-

■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ 51 ■

Врач lias

™ и информационные

технологии

Преподавание медицинской информатики

Рис. 2. Титульный лист ЭИБ и протокол осмотра в приемном отделении

пьютерных технологий: включение шаблонов; копирование записей; встраивание средств формализации записей (раскрывающиеся списки, «выключатели» и др.); автоматическое построение текстов с помощью конструкторов.

Взаимодействие участников лечебно-диагностического процесса можно рассматривать в виде следующих отношений:

• регистратор ЭИБ ^ врач приемного отделения;

• врач приемного отделения ^ врач лечебного отделения;

• врач лечебного отделения ^ врач-диагност;

• врач-диагност ^ врач лечебного отделения;

• врач лечебного отделения ^ средний медицинский персонал (постовая, старшая медицинская сестра);

• врач лечебного отделения ^ заведующий отделением;

• сотрудники ЛПУ ^ руководитель ЛПУ.

Следует заметить, что перечень отношений далеко не исчерпывается этим списком.

Отношение «регистратор ИБ ^ врач приемного отделения (ПО)» предполагает заведение титульного листа ЭИБ сотрудником ПО и возможность врача ПО дополнять его сведениями об отделении госпитализации и другими данными. Отношение «врач ПО ^ врач лечебного отделения (ЛО)» реализуется в

виде формирования осмотра и постановки диагноза при поступлении (рис. 2).

Отношение «врач ЛО ^ врач диагностического отделения (ДО)/лаборатории» предполагает формирование назначений на диагностические и лабораторные исследования с указанием их целей (рис. 3).

Отношение «врач ДО/лаборатории ^ врач ЛО» заключается в отборе необходимых для исполнения исследований, оформления протоколов, заключений и рекомендаций по результатам исследования (рис. 3). При наличии технических возможностей — сохранение изображений по выполненным исследованиям, которые можно просматривать по ссылкам в ЭИБ.

Отношение «врач Л О ^ постовая м/с» предполагает назначение медикаментов с указанием доз, способов, времени введения и других видов лечения (рис. 4).

Отношение «врач лечебного отделения ^ заведующий отделением» позволяет осуществлять выбор данных для контроля за своевременным проведением исследования, постановки диагноза, проведения консультаций, формированием документов ИБ и многим другим.

Отношение «сотрудники ЛПУ ^ руководитель ЛПУ» предполагает осуществление функций контроля и анализа качества лечебно-диагностического процесса со стороны руководителей.

Преподавание медицинской информатики

www.idmz.ru

гол □, № 4

А

ванн

аавв

Рис. 3. Формирование врачом ЛО назначения на диагностическое исследование и протокол исследования, формируемый врачом ДО

Рис. 4. Формирование врачом ЛО медикаментозного назначения

Студенты/слушатели, последовательно выполняя учебные задания, осваивают возможности взаимодействия участников лечебно-диагностического процесса и приобретают умения работы на различных АРМ. В рамках такой интеграции в качестве учебных заданий можно разрабатывать и рассматривать любые клинические ситуации.

Обязательным продолжением знакомства обучаемых с ЭИ Б является усвоение понятия «концептуальная основа электронной истории болезни», смысл которого состоит в следующем: 1. Однократный ввод данных в систему и возможность ее получения всеми участниками лечеб-

но-диагностического процесса в любой момент времени и в удобном для восприятия виде. Информация должна быть защищена от внесения изменений со стороны лиц, не имеющих на это права. Продемонстрировать это положение можно с помощью любого документа ЭИБ (например, дневник, осмотр, эпикриз) (рис. 5).

2. Возможность многократного использования информации, введенной в ЭИБ (рис. 6). Продемонстрировать это положение можно, включив в список необходимых для выполнения задач:

• автоматическое включение протоколов исследований в выписные документы;

• формирование документов ЭИБ, которые заимствуют данные из других ранее созданных документов (из первичного осмотра в предоперационную концепцию, эпикризы);

• автоматическую подстановку диагноза, отделения пребывания, вида оплаты пациента в соответствующие документы ЭИБ и т.п.

3. Использование единых классификаторов и кодификаторов, которые должны периодически обновляться (рис. 6). Например, встроенные в систему: список подразделений ЛПУ, международная классификация болезней (МКБ-10), описание болей, жалоб и др.

4. Автоматическое вычисление производных показателей (возраст, длительность госпитализации, количество дней до и после опе-

■ ■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ 53 ■

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Врач lias

™ и информационные

технологии

Преподавание медицинской информатики

Рис. 6. Заимствование данных в этапный эпикриз из первичного осмотра в ЛО и демонстрация встроенного кодификатора оценки общего состояния больного

рации, необходимый объем инфузионной терапии, жидкостной баланс и др.) после введения первичной информации.

5. Включение систем поддержки принятия решений.

Как правило, разработка систем поддержки принятия медико-технологических решений — это трудоемкая и наукоемкая задача. На сегодняшний день в нашей стране встраивание таких систем в ЭИБ встречается очень редко. Системам поддержки принятия решений и представлению информации в медико-технологических системах отводится значительное внимание в рамках занятия «Использование ИМС в отделении реанимации и интенсивной терапии».

6. Диспетчеризация (управление) в вопросах обследования пациентов.

Значительное время в своей деятельности врач тратит на согласование даты, места и вида диагностического исследования, выполняя диспетчерские функции. Только при работе с ЭИБ может быть организовано реальное управление диагностическим процессом (подбор времени, места исследования с учетом срочности и очередности поступления заявок). К сожалению, при автоматизации деятельности российских ЛПУ госпитального типа эта задача практически не реализована.

При знакомстве с информационными автоматизированными системами важным аспектом

Преподавание медицинской информатики

www.idmz.ru

гол □, № 4

А

вавв

аавв

является проблема защиты информации. Доступ к документам ЭИБ является строго конфиденциальным. Работа с информационными системами всех видов определяется прежде всего Федеральным законом «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (27 июля 2006 г. № 149-ФЗ). Существуют также нормативно-правовые аспекты применения компьютерных технологий при обработке персональных данных — ФЗ «О персональных данных» (27 июля 2006 г. № 152-ФЗ), согласно которому все персональные данные (а все медицинские записи о больном относятся к персональным) должны быть строго защищены. Большинство медицинских сотрудников даже не задумывается об этих положениях, не понимает связанной с персональными данными ответственности. Вопросы защиты медицинской информации требуют обязательного освещения и обсуждения на занятиях по медицинской информатике и могут быть включены в круг рассматриваемых вопросов темы «Использование автоматизированных информационных систем в деятельности ЛПУ».

Использование медико-технологических систем

В рамках автоматизированного рабочего места в АИС ЛПУ могут быть использованы все классы медико-технологических систем:

1) автоматизированные системы (АС) обработки сигналов и изображений;

2) АС поддержки принятия решений;

3) АС управления жизненно важными функциями организма.

Хотя наличие медико-технологических подсистем декларируется разработчиками всех внедряемых ИМС ЛПУ, поддержка процессов диагностики и лечения в них не обеспечивается. В настоящее время наступило понимание того, что для полноценного решения медико-технологических задач необходимы знания предметной области. В то же время существуют коллективы и системы, в которых эти непростые задачи уже решены, и более эффективно было бы не разрабатывать такие подсистемы заново, а интегриро-

ваться с уже имеющимися системами или коллективами. Это касается и отдельных процессов, и целых функциональных подсистем (лабораторной, радиологической, лучевой и др.). Однако оказалось, что полноценная интеграция систем — крайне непростая задача, а использование стандартов, а также Международной систематизированной номенклатуры медицинских терминов, обеспечивающей взаимодействие между ИС, в нашей стране находится в зачаточном состоянии. В ряде случаев проще совместно создать медико-технологическую подсистему, нежели полноценно интегрировать ее в ИМС ЛПУ [1].

В нашем курсе изучение медико-технологических информационных систем выделено в отдельную тему «Использование ИМС в отделении реанимации и интенсивной терапии». В рамках же рассматриваемой темы мы обращаем внимание на тот факт, что результаты работы различных медико-технологических систем (лабораторных, рентгенологических, радиологических, мониторно-компьютерных) могут передаваться в ЭИБ. Темой особого обсуждения здесь должны быть стандарты передачи и обмена медицинских данных.

Справочно-информационная поддержка

В АИС ЛПУ эта задача может быть реализована внедрением различной справочной и нормативной документации, например:

— информированного согласия на оперативное вмешательство;

— справочников лекарственных средств;

— медико-экономических стандартов;

— протоколов (стандартов) диагностики и лечения различных заболеваний.

Учебное задание построено таким образом, что, реализуя этапы лечебно-диагностического процесса, студенты/ слушатели сталкиваются с необходимостью использования таких документов (рис. 7).

Поддержка задач управления (контроля, анализа, учета и отчетности) на рабочих местах руководителей

Временные рамки учебного занятия позволяют демонстрировать возможности ИМС для

■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ 55 ■

Врач::::

™ и инсЬоомаиионные

Преподавание медицинской информатики

1 и информационные

технологии

Рис. 7. Встроенный справочник лекарственных средств «Видаль» и протокол диагностики и лечения хронических обструктивных болезней легких

решения таких задач управления, как контроль лечебно-диагностического процесса (ЛДП) и формирование учетно-отчетной информации о деятельности ЛПУ на примере рабочего места заместителя главного врача по лечебной работе. К этим задачам относятся:

1) возможность контроля рабочего места любого подчиненного сотрудника и ведения ЭИБ любого пациента;

2) формирование статистических форм обязательной государственной отчетности;

3) возможность формирования произвольных учетно-отчетных форм по запросу руководителя;

4) контроль за полнотой, последовательностью и своевременностью выполнения составляющих лечебно-диагностического процесса;

5) аналитические модули для помощи в принятии решений.

При знакомстве с рабочим местом руководителя ЛПУ студент/ слушатель видит особенности его организации и получает возможность доступа к рабочему месту любого сотрудника ЛПУ. На каждом рабочем месте лечащего врача присутствуют автоматически формируемые объекты для контроля за ведением ЭИБ и соблюдением ЛДП: список пациентов, которым не поставлен диагноз на 3-и сутки; назначенные и не выполненные медика-

ментозные и процедурные назначения; не проведенные консультации и т.д. В системе Интерин разработано большое количество различных учетно-отчетных форм по запросам руководителей. Это относится к любой информации, которая содержится в ЭИБ (выполненные операции, проведенные исследования, использование медикаментов, коечного фонда, каналы госпитализации и т.д.) (рис. 8).

Многие отчеты могут выгружаться в формат электронных таблиц (Ecxel), где более удобно работать с данными — использовать различные фильтры, строить графики и диаграммы для углубленного анализа.

Задачи автоматизации и взаимодействия подразделений ЛПУ в рамках АИС ЛПУ

Основной целью комплексной автоматизации деятельности ЛПУ являются поддержка управления и оптимизация деятельности по основным направлениям работы (лечебно-диагностическая, финансово-экономическая, административно-хозяйственная деятельность и работа с кадрами).

При внедрении АИС ЛПУ решается целый круг дополнительных задач, связанных с автоматизацией деятельности конкретного подразделения. Время практического занятия

Преподавание медицинской информатики

www.idmz.ru

гол □, № 4

А

ванн

аавв

*■ * 1 * « ■ r Hi J *' Я ч

Т 1 ■ ■ Mil !■■■■■ ■

Рис. 8. Пример отчета, формируемого на АРМ руководителя ЛПУ

позволяет рассмотреть задачи автоматизации ряда основных подразделений ЛПУ.

Автоматизация лечебных отделений

Задачи, выполняемые в лечебных отделениях при внедрении учрежденческой ИМС, были рассмотрены выше. Основные из них:

1) ведение ЭИБ;

2) автоматизация и взаимодействие рабочих мест сотрудников лечебного отделения.

Автоматизация диагностического отделения и лаборатории

Основная задача, которая при этом решается, — повышение качества и оптимизация диагностического процесса. Основные механизмы достижения этой задачи:

• Использование возможностей современного диагностического и лабораторного оборудования (за счет автоматизации исследований, высокой пропускной способности и широкого спектра действия).

• Значительное сокращение потерь и искажений информации, уменьшение времени доступа к ней, связанное с безбумажной формой передачи данных.

• Участие врача в диагностическом процессе за счет возможности работы с изображениями, переданными в ЭИБ.

• Возможность проводить квалифицированную консультацию благодаря наличию всей необходимой информации в ЭИБ.

• Диспетчеризация.

Учебное задание, которое предполагает ввод протоколов и заключений с рабочих мест вра-чей-диагностов и врачей-лаборантов, позволяет продемонстрировать студентам и слушателям преимущества безбумажной передачи текстовых и цифровых данных, а также изображений. Врачи-специалисты могут знакомиться с документами ЭИБ, результатами исследований и проводить высококвалифицированную консультацию.

Автоматизация аптечной службы

Задачи, выполняемые подсистемой «Аптека» при внедрении АИС ЛПУ:

1) учет и контроль использования всех медикаментов и прочих средств медицинского назначения;

2) представление врачу при назначении актуализированного перечня медикаментов по аптечке отделения (поста); при отсутствии в этом списке необходимого препарата представление возможности выбора аналога, заявка на поставку препарата при его отсутствии со своего рабочего места;

3) справочная поддержка при назначении: внедрение справочников лекарственных препаратов;

4) возможность контроля листа назначений в виде предупреждений по следующим позициям: непереносимость лекарственного средства, выявленного в анамнезе; взаимодействие лекарственных препаратов, которое может повлечь недопустимое воздействие на пациента; влияние назначенного лекарственного средства на сопутствующую патологию больного.

В учебном задании эти положения демонстрируются возможностью видеть при медикаментозном назначении актуализированный список препаратов в отделении (на посту). При выдаче препарата или введении его в виде инъекции (капельницы) происходит списание соответствующего количества лекарственного средства из аптечки поста или процедурного кабинета. В учебную систему встроен справочник лекарственных средств «Видаль», к которому можно обратиться и получить информацию

■ ■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ 57 ■

Врач lias

™ и информационные

технологии

Преподавание медицинской информатики

>о медикаментозном средстве. Предупреждение о лекарственной непереносимости, выявленной в анамнезе, демонстрируется на занятии «Использование ИМС в отделении реанимации и интенсивной терапии». Для учета и контроля лекарственных средств по различным группам препаратов (специальных, дорогостоящих, наркотических) можно формировать соответствующие отчеты за любой период времени. Автоматизация пищеблока Задачи, выполняемые подсистемой «Пищеблок», связаны с организацией диетпитания и могут служить примером автоматизации деятельности вспомогательных служб. Основные задачи подсистемы:

1) формирование меню;

2) учет продуктов питания (сводки и отчеты о наличии и использовании продуктов питания, составление заявок на приобретение и т.д.).

В учебном задании может быть предусмотрена возможность работы с АРМ диетврача или диетсестры и выполнение учебных заданий по формированию меню в рамках назначенной пациенту диеты, а также расчет необходимого количества продуктов для обеспечения составленного меню.

Автоматизация задач оценки качества деятельности ЛПУ в рамках АИС

Критерии оценки качества деятельности ЛПУ пока четко не сформулированы. Принято оценивать три группы показателей: технологические (оказание медицинских услуг); ресурсные (ресурсы лечебного учреждения); результат лечения.

Способом оценки технологических и ресурсных показателей является сравнение со стандартами (например, на оказание медицинских услуг). Одним из подходов к оценке результатов лечения в стационаре является 3-этапный подход, на первом этапе которого формулируется цель госпитализации при поступлении; на втором — ожидаемый результат лечения на момент постановки клинического диагноза, на третьем — степень достижения результата на момент выбытия из ЛПУ.

Автоматизация этих задач возможна при наличии единых государственных стандартов. Многие разработчики автоматизированных информационных систем медицинских учреждений, в том числе и Интерин, включили задачи учета высокотехнологичной медицинской помощи (ВТМП), на которую разработаны такие стандарты. В общем следует сказать, что задачи оценки качества деятельности ЛПУ в рамках АИС находятся в стадии разработки и на должном уровне практически не решаются.

В заключение хотелось бы отметить, что внедрение в учебную дисциплину по медицинской информатике темы «Использование автоматизированных информационных систем в деятельности ЛПУ» может существенно повысить уровень образования будущих и настоящих врачей по широкому кругу задач, связанных с информатизацией здравоохранения, их более быструю адаптацию к работе. Для обеспечения качественной подготовки медиков в настоящее время назрела острая необходимость разработки учебной версии типовой информационной системы, автоматизирующей деятельность лечебно-профилактического учреждения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кобринский Б.А., Зарубина Т.В. Медицинская информатика: учебник для студентов высших учебных заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2009. — 192 с.

2. Назаренко Е.И., Еулиев Я.И., Ермаков Д.Е. Медицинские информационные системы: теория и практика/Под ред. Г.И. Назаренко, Г.С. Осипова. — М.: ФИЗМАТЛИТ, 2005. — 320 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Еусев С.Д. Медицинская информатика. Учебное пособие. — Красноярск: Издательство ООО «Версо», 2009. — 464 с.

4. Кудрина В.Е. Медицинская информатика. — М., 1999. — 100 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.