Научная статья на тему '«Знание основ компьютерных технологий необходимо врачу не меньше, чем экономисту, инженеру, ученому. . . »'

«Знание основ компьютерных технологий необходимо врачу не меньше, чем экономисту, инженеру, ученому. . . » Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
133
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы —

Так считает Виталий Петрович Омельченко, заведующий кафедрой медицинской и биологической физики Ростовского государственного медицинского университета, разговор с которым продолжает нашу рубрику «Интервью с профессионалом».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Знание основ компьютерных технологий необходимо врачу не меньше, чем экономисту, инженеру, ученому. . . »»

и информационные

технологии

«ЗНАНИЕ ОСНОВ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НЕОБХОДИМО ВРАЧУ НЕ МЕНЬШЕ, ЧЕМ ЭКОНОМИСТУ, ИНЖЕНЕРУ, УЧЕНОМУ...»

Так считает Виталий Петрович Омельченко, заведующий кафедрой медицинской и биологической физики Ростовского государственного медицинского университета, разговор с которым продолжает нашу рубрику «Интервью с профессионалом».

Краткая биография: окончил в 1971 году Таганрогский радиотехнический институт. С 1971 по 1978 годы работал младшим научным сотрудником кафедры фармакологии, а затем инженером отдела вычислительной техники и медицинской кибернетики. В 1978 году был приглашен на преподавательскую работу на кафедру физики РГМУ, где прошел путь от старшего преподавателя до заведующего кафедрой (с 1988 по сей день). В 1975 году защитил кандидатскую диссертацию по теме «Стохастический анализ электрограмм мозга с помощью ЭВМ в условиях действия психотропных средств», а в 1990 году стал доктором биологических наук по специальности «Управление в медицинских и биологических системах», успешно защитив докторскую диссертацию «Компьютерный анализ биопотенциалов мозга как основа оценки и фармакологической коррекции психопатологических состояний». В 1985 г. ему было присвоено ученое звание доцента, в 1991 году — ученое звание профессора.

Научные интересы Виталия Петровича связаны с разработкой ультразвуковой диагностической аппаратуры (медаль ВДНХ в 1985 г.) и компьютерным анализом биоэлектрических сигналов (ЭЭГ-спектральный и когерентный анализ, методика функциональной нейрови-зуализации, компьютерный мониторинг, кар-

диоинтревалография — спектральный анализ). Профессор В.П. Омельченко — автор более 220 печатных работ в международной, центральной и местной печати, им издано 17 учебников и учебных пособий для студентов и абитуриентов медицинских вузов, в том числе 10 с грифами Минздрава и Минобразования РФ.

Совместно с преподавателями ТРТУ и ДГТУ готовит будущих инженеров по разработке и эксплуатации медицинской аппаратуры. Виталий Петрович являлся председателем Комиссии по разработке федеральных программ по высшей математике и информатике для студентов медицинских вузов (1994, 2000, 2004 гг.), председателем Совета по довузовской подготовке по медицинским и фармацевтическим специальностям. В данное время — член Центральной комиссии по физико-математическим дисциплинам Минздрава и соцразвития РФ, а также член Учебно-методического совета по направлениям «Биомедицинская техника» и «Биомедицинская инженерия» Минобразования и науки РФ, действительный член Российской академии медико-технических наук и Нью-Иоркской академии наук, инициатор развития курса «Медицинская информатика» при кафедре медицинской и биологической физики и курса «Компьютерные технологии в медицине» на факультете повышения квалификации врачей.

гоог, № 1

а

Уважаемый Виталий Петрович! Расскажите, пожалуйста, о Вашей работе на кафедре. Чем в данное время Вы и Ваши коллеги занимаетесь, какие работы в плане медицинской информатики ведутся в Ростовском государственном медицинском университете?

Работы в области медицинской информатики и кибернетики начались на кафедре медицинской и биологической физики в конце 70-х годов и были связаны с разработкой технического и программного обеспечения микрокомпьютерных систем для обработки электрофизиологических сигналов. В первую очередь это были программы, которые позволяли количественно оценить изменения биоэлектрической активности мозга при действии ряда психотропных средств. Были выявлены ЭЭГ-фе-номены, позволяющие выявить эффективность проводимой фармтерапии при некоторых психоневрологических нарушениях. Наряду с научными исследованиями, на кафедре проводилась активная работа по внедрению вычислительной техники в учебный процесс, причем как в плане изучения основ компьютерной грамотности, так и использования обучающих, контролирующих программ для повышения эффективности учебного процесса. В 1984 году на базе кафедры были созданы компьютерные классы и открыты курсы для обучения преподавателей, аспирантов и сотрудников Института основам вычислительной техники и программирования. Начиная с этого времени, и по настоящий момент проводится работа по обучению студентов и врачей основам общей и медицинской информатики с учетом последних достижений в этой области. Руководство Университета поддерживает кафедру, поэтому постоянно обновляется как техническое, так и программное обеспечение компьютерных классов. Кафедра работает в тесном контакте с отделом компьютерных технологий Университета (руководитель Г.Ю. Стрельченко), который занимается разработкой и внедрением компьютерных технологий в учебную, административную и клиническую работу Университета. Ряд программ, разработанных отделом, используется в учебном процессе кафедры при проведении занятий по медицинской информатике. Наряду с этим, кафедра активно сотрудничает с научно-техническими центрами Таганрогского технологического института Южного федерального университета (ТТИ ЮФУ) НТЦ «Техноцентр» (директор Корецкий A.A.) и фирмой «Медиком МТД» (директор Захаров С.М.), которые разрабатывают современные компьютерные комплексы для функциональной диагностики на мировом уровне. Эти комплексы проходят клиническую апробацию и используются в научно-исследовательской работе на нашей кафедре, а результаты этой работы находят внедрение в разработках центров. Такая совместная творческая работа позволяет проводить научные исследования на современной аппаратуре и знакомить студентов и преподавателей с новыми разработками в области медицинской информатики. На кафедре был разработан ряд сертифицированных программных продуктов по анализу биоэлектрических сигналов (электроэнцефалограмм и детских электрокардиограмм). Успешно функционирует аспирантура по специальности 05.13.01 — «Системный анализ, управление и обработка информации», в которой обучаются аспиранты и соискатели кафедры и других организаций. Темы диссертаций связаны с выявлением электрофизиологических проявлений различных нарушений ЦНС и мониторингом биоэлектрических показа-

II Ii

и информационные

технологии

о

телей состояния пациента в процессе его лечения. Для решения этих задач используются компьютерные технологии и математические методы многомерного анализа сигналов, распознавания образов, трехмерной локализации источников, многомерного шкалирования, нелиненейной динамики и т.п. Работа проводится совместно с клиническими кафедрами университета, такими как психиатрия, нервные болезни и нейрохирургия, общая и клиническая фармакология, эндокринология и др.

Ваша работа «Медицинская информатика» долгое время была чуть ли не единственным учебным пособием по данной теме, да и сейчас работ, посвященных подготовке студентов-медиков по дисциплине медицинской информатики, на наш взгляд, явно недостаточно. Редакции стало известно, что Вы уже несколько лет ведете работу над своим новым учебником «Математика. Компьютерные технологии в медицине». Расскажите, пожалуйста, о нем поподробнее.

Наше учебное пособие «Практикум по медицинской информатике», изданный в 2001 году, был результатом совместной работы перечисленных выше коллективов и был одним из первых практикумов по медицинской информатике для студентов медицинских вузов, имеющий гриф УМО. В книге рассмотрены теоретические вопросы и организация лабораторных работ по основным разделам медицинской информатики: автоматизированные рабочие места врачей-специалистов, медицинские экспертные системы, компьютерный анализ ЭКГ и 1?-1?-интервалов, статистическая обработка медико-биологических данных, математическое моделирование, медицинские информационные системы, электронные истории болезни, медицинские ресурсы Интернета. Поэтому Практикум нашел широкое применение как для подготовки лекционного материала, так и проведения лабораторных занятий по медицинской информатике во многих медицинских ВУЗах страны. Учитывая, что используемое в этом Практикуме программное обеспечение устарело, нами готовится его переиздание с расширением материала занятий и обновлением специальных программ медицинского назначения. В отличие от практикумов по общей информатике, где используются известные и доступные программы, такие как электронные и графические редакторы, электронные таблицы, базы данных и т.п., для Практикума по медицинской информатике необходимо иметь специальное программное обеспечение, которое сертифицировано и находит широкое применение в лечебно-профилактических учреждениях страны. Причем, учитывая, что такие программы стоят достаточно дорого, и нет необходимости их использования в учебном процессе в полном объеме, необходимо иметь учебные версии этих программ. Поэтому трудности в подготовке учебных пособий по медицинской информатике связаны с поиском фирм-разработчиков медицинского программного обеспечения, готовых подготовить недорогие учебные программы и распространять их среди медицинских ВУЗов. Нам удалось решить этот вопрос с карельскими разработчиками медицинской информационной системы. Описание возможностей этой системы, её составных частей, технического и программного обеспечения, а также проведение лабораторных занятий на базе основных модулей МИС вошли в недавно вышедший в издательстве «Феникс» учебник «Математика. Компьютерные технологии в медицине». Это первый учебник по математике и информатике для

гоог, № 1

а

медицинских средних специальных учебных заведений и факультетов высшего сестринского образования медицинских ВУЗов.

Расскажите, пожалуйста, какие интересные методы в преподавании медицинской информатики Вы практикуете у себя на кафедре? Что, по-Вашему, наиболее важно учесть преподавателям при проведении таких курсов?

Преподавание информатики в РостГМУ проводится на четырех уровнях. Первый — проведение занятий по общей и медицинской информатике в базовом медицинском колледже, второй — изучение общей информатики на первом курсе всех факультетов дневного и вечернего образования, третий — изучение медицинской информатики на старших курсах Университета, четвертый — обучение врачей, преподавателей, сотрудников медицинских учреждений основам компьютерных технологий и их применению в медицинской практике и здравоохранении. В проведении занятий на всех уровнях принимают участие сотрудники нашей кафедры, занятия проводятся на базе наших компьютерных классов, что создает преемственность в преподавании дисциплины и позволяет использовать единое программное обеспечение. На мой взгляд, преподавание медицинской информатики должно проводиться на кафедре, которая использует компьютерные технологии в своей научной и лечебной работе. Проведение занятий на старших курсах лучше удается преподавателям с медицинским образованием, но имеющим опыт применения компьютерных технологий в медицинской практике. Такому преподавателю легче донести до студентов-старшекурсников необходимость изучения данной дисциплины и её применения в своей дальнейшей профессиональной деятельности. Примером служит преподаватель нашей кафедры к.м.н. Демидова Александра Александровна, имеющая богатый опыт в преподавании медицинской информатики, соавтор наших учебников и учебных пособий по общей и медицинской информатике. Важное значение имеет и методическое обеспечение. Поэтому на нашей кафедре, кроме указанных выше учебника и учебного пособия по медицинской информатике, в 2003 году изданы и переизданы в 2007 году учебные пособия «Практикум по общей информатике» и «Практические занятия по высшей математике», которые широко используются в медицинских ВУЗах страны. В настоящее время нами готовится к изданию учебник для ВУЗов «Высшая математика и медицинская информатика», который планируется издать в 2008 году.

Ваши коллеги в некоторых ВУЗах страны также активно развивают направление в преподавании медицинской информатики. Многие отмечают недостаточную роль этого предмета в общей программе подготовки врачей, отсутствие хорошо проработанных программ и учебных планов, малое количество лекционных часов и практических занятий, которые отведены медицинской информатике в данное время. Как Вы сами оцениваете текущую ситуацию в высшей школе по данной теме?

На мой взгляд, знание информатики и основ компьютерных технологий необходимо врачу не меньше, чем экономисту, инженеру, ученому. А порой даже боль-

>

II II

и информационные

технологии

о

ше, потому что от правильного принятия решения, оперативного получения необходимой информации, консультации по Интернету зависят здоровье и жизнь пациента. Учитывая, что в настоящее время в рамках национального проекта «Здоровье» лечебно-профилактические учреждения страны оснащаются современным высокотехнологическим оборудованием, в основном использующим компьютерные технологии, необходимо поднять уровень подготовки будущих пользователей этого оборудования. От этого зависит эффективное использование дорогостоящих приборов и реализация всех его возможностей для диагностики, лечения и информационного обеспечения лечебного процесса. Исходя из этого, необходимо повысить количество часов для изучения информатики в медицинских ВУЗах до 200 часов, как это принято в технических, экономических и других ВУЗах. Кроме того, в лечебно-профилактических учреждениях, использующих компьютерные технологии, необходимо ввести сертификацию рабочих мест, чтобы вопросами информационного обеспечения не занимались врачи-самоучки, а квалифицированные специалисты в области информационных технологий. Подготовка таких специалистов возможна на соответствующих курсах ФУВ.

На сегодняшний день фактически отсутствует подготовка специалистов в области программирования и математического моделирования в медицине. Как Вы думаете, каковы потери ИТ-сообщества, работающего в медицинской предметной области, от этого? Не страдают ли отечественные медицинские информационные системы от этого? Или может быть готовят свои кадры?

Наша кафедра имеет большой опыт в подготовке будущих инженеров в области медицинской техники. РостГМУ совместно с ТТУ ЮФУ и Донским государственным техническим университетом участвуют в обучении студентов по специальности «Инженерное дело в медико-биологической практике». В нашем университете студенты изучают 7 дисциплин медико-биологического профиля и получают солидную подготовку в области разработки и применения медицинских приборов и систем, в том числе и компьютерных комплексов для функциональной диагностики. Полученные знания и умения в медицинском университете позволяют им быстрее адаптироваться к специфике медицинских учреждений и решению задач технического и информационного обеспечения лечебного процесса.

В настоящее время по инициативе группы ученых и преподавателей Санкт-Петербургского университета аэрокосмического приборостроения, под руководством профессора Зайченко К.В. была открыта специальность «Прикладная информатика в медицине и здравоохранении», которая и направлена на подготовку специалистов в области медицинских информационных технологий. Однако успешная подготовка таких специалистов возможна только при активном участии в этой работе медицинских ВУЗов. Целый ряд дисциплин должен изучаться на профильных кафедрах медицинских университетов. Это поможет студентам вникнуть в медицинские задачи, найти общий язык с врачами, вместе с медиками участвовать в разработке технических заданий по проектированию медицинских информационных систем. Я думаю, что у этой специальности прекрасное будущее.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.