Научная статья на тему 'О проблемах преподавания дисциплины «Медицинская информатика» для студентов высших медицинских учебных заведений России'

О проблемах преподавания дисциплины «Медицинская информатика» для студентов высших медицинских учебных заведений России Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
273
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О проблемах преподавания дисциплины «Медицинская информатика» для студентов высших медицинских учебных заведений России»

Преподавание медицинской информации

Т.В.ЗАРУБИНА, Е.Н.НИКОЛАИДИ,

Российский государственный медицинский университет, г.Москва

www.idmz.nu , 2006, ^

□ ПРОБЛЕМАХ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «МЕДИЦИНСКАЯ ИНФОРМАТИКА»

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ МЕДИЦИНСКИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ РОССИИ

Профессиональная деятельность врача любой специальности в настоящее время подразумевает обязательное использование информационно-коммуникационных технологий в приложении к решению задач медицины и здравоохранения. Подготовка современного врача немыслима без обучения соответствующим знаниям и навыкам. Для этого в учебные планы всех специальностей высших медицинских учебных заведений была включена новая дисциплина - «Медицинская информатика».

Программа по медицинской информатике для студентов медицинских ВУЗов была подготовлена на кафедре медицинской кибернетики и информатики медико-биологического факультета РГМУ С.А.Гаспаряном, А.Г.Устиновым, В.И.Капустинской и в 2000 г. утверждена МЗ РФ.

«Основная цель курса - дать студентам сведения о современных компьютерных технологиях в приложении к медицине и здравоохранению, дать знания о методах информатизации врачебной деятельности, автоматизации клинических исследований, компьютеризации управления в системе здравоохранения; научить пользоваться компьютерными приложениями для решения задач медицины и здравоохранения, средствами информационной поддержки врачебных решений, автоматизированными медико-технологическими системами» [1].

В программе записано, что курс является самостоятельной дисциплиной, рассчитан на 38 часов (12 часов лекций и 26 часов практических занятий). Все занятия предполагают индивидуальную работу студентов с компьютером, поэтому численность студентов в группах не должна превышать 8 человек. В соответствии с действующими учебными планами преподавание должно осуществляться в 5-7 семестрах, хотя в программе отмечено, что желательно изучать дисциплину на 11 семестре, так как для ее освоения необходима подготовка не только по основам информатики и фундаментальным предметам, но и по клиническим дисциплинам.

С момента утверждения программы и включения дисциплины «Медицинская информатика» в учебные планы всех специальностей медицинских ВУЗов прошло пять лет. За эти годы накоплен разный опыт преподавания дисциплины, определились общие

© Т.В.Зарубина, Е.Н.Николаиди, 2006 г.

61

Преподавание медицинской информации

F4M

Ы.МЛЛ

I и информационные

технологии

«болевые» точки. Назрел вопрос обмена опытом и определения направления развития.

С этими целями в ноябре 2005 г. на базе Российского государственного медицинского университета по распоряжению Министерства здравоохранения и социального развития РФ и при курировании учебно-научно-методическим Центром по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию была проведена Первая Всероссийская учебно-методическая конференция по вопросам преподавания медицинской информатики в медицинских ВУЗах России.

С целью оценки состояния дел по преподаванию дисциплины на местах на этапе подготовки Конференции была разработана и разослана специальная анкета, содержащая несколько вопросов по организации в ВУЗе преподавания «Информатики» (основ информатики) и основную часть - вопросы по преподаванию «Медицинской информатики».

Заполненные анкеты поступили от 38 ВУЗов РФ. Среди них были 20 медицинских академий, 8 медицинских университетов, 4 классических университета, 3 фармацевтических академии, 2 медицинских института, 1 медицинская академия дополнительного образования. Список высших учебных заведений, приславших заполненные анкеты, приведен в табл.1.

«Информатика» (основы информатики) в большинстве случаев преподается в РФ на кафедрах медицинской и биологической физики (12 ВУЗов), в 5 ВУЗах - на кафедрах медицинской физики и информатики, в 4-х - общественного здоровья и здравоохранения, в 3-х - медицинской информатики и высшей математики, в 2-х - высшей математики, в 1-м ВУЗе - на кафедрах общей физики, физики, математики и информатики, биофизики, информатики и медицинской аппаратуры, информационных систем в медицине и здравоохранении, гуманитарных и естественно-научных дисциплин,

Список ВУЗов, предоставивших заполненные анкеты

Таблица 1

Наименование ВУЗов

Алтайский государственный медицинский университет Петрозаводский государственный университет

Астраханская государственная медицинская академия Пятигорская государственная фармакологическая академия

Белгородский государственный университет Российский государственный медицинский университет

Владивостокский государственный медицинский университет Ростовский государственный медицинский университет

Воронежская государственная медицинская академия им. Н.И.Бурденко Самарский государственный медицинский университет

Дагестанская государственная медицинская академия Самарский медицинский институт «РЕАВИЗ»

Ижевская государственная медицинская академия Санкт-Петербургская государственная медицинская академия им. И.И.Мечникова

Ингушский государственный университет Санкт-Петербургская государственная педиатрическая медицинская академия

Казанский государственный медицинский университет Санкт-Петербургская химико-фармацевтическая академия

Кемеровская государственная медицинская академия Саратовский государственный медицинский университет

Красноярская государственная медицинская академия Северо-Осетинская государственная медицинская академия

Кубанская государственная медицинская академия Смоленская государственная медицинская академия

Курский государственный медицинский университет Ставропольская государственная медицинская академия

Кыргизско-Российский славянский университет Тверская государственная медицинская академия

Нижегородская государственная медицинская академия Уральская государственная медицинская академия дополнительного образования МЗ РФ

Новосибирская государственная медицинская академия Ханты-Мансийский государственный медицинский институт

Омская государственная медицинская академия Челябинская государственная медицинская академия

Оренбургская государственная медицинская академия Читинская государственная медицинская академия

Пермская государственная фармацевтическая академия Ярославская государственная медицинская академия

Преподавание медицинской информации

www.idmz.ru

2006,

ГЧЯЯ

I Ы.МЯЯ

Таблица 2

Перечень кафедр, на которых преподают «Медицинскую информатику»

Наименование кафедр, на которых преподают «Медицинскую информатику» Количество Всего

Медицинской кибернетики и информатики 1 9

Медицинской информатики 1

Медицинской информатики и инновационных технологий 1

Медицинской физики и информатики 3

Медицинской информатики и высшей математики 1

Медицинской информатики и статистики 1

Биофизики, информатики и медаппаратуры 1

Информационных систем 2 2

Общественного здоровья и здравоохранения 9 10

Организации здравоохранения, общественного здоровья и медицинской информатики 1

Медицинской и биологической физики 5 8

Физики и математики 3

Лучевой диагностики и лучевой терапии 1 7

Патологической физиологии 1

Нормальной физиологии 1

Гуманитарных и естественно-научных дисциплин 1

Пропедевтики внутренних болезней и клинических информационных технологий 1

Детской хирургии 1

Фундаментальных медико-биологических дисциплин 1

медицинской информатики и инновационных технологий, информационных систем, пропедевтики внутренних болезней и клинических информационных технологий, нормальной физиологии и фундаментальных медико-биологических дисциплин.

Количество аудиторных часов по «Информатике» (основам информатики) реально составляет: в 23-х ВУЗах России - от 30 до 40, в 6 - более 70, в 5 - менее 30, в 4 - от 41 до 70 часов. Диапазон аудиторных часов по «Информатике» в медицинских высших учебных заведениях России - от 14 до 90 часов.

Удовлетворительный уровень школьной подготовки по основам информатики в соответствии с установленной для школ программой, включающей изучение основных понятий информатики, языка программирования, владение Windows, Word, знание терминологии, имеют от 21 до 30% студентов (15 ВУЗов), от 10 до 20% студентов (8 ВУЗов), от 41до 50%, от 51до 60%, от 61 до 70% (по 4 ВУЗа, соответственно), более 70% студентов (1 ВУЗ).

Дисциплина «Медицинская информатика» чаще преподается на кафедрах общественного

здоровья и здравоохранения (10 ВУЗов), кафедрах, в названиях которых есть словосочетание «медицинская информатика» (9 ВУЗов, еще в 2-х «Медицинская информатика» преподается на кафедрах информационных систем), кафедрах медицинской и биологической физики и математики (8 ВУЗов) (табл. 2).

В 19 высших медицинских учебных заведениях России дисциплины «Информатика» и «Медицинская информатика» преподаются на одной кафедре.

Внутри высшего учебного заведения разделы курса в большинстве случаев (32) преподаются на одной кафедре. По собранным данным, на двух кафедрах разные части курса преподаются только в Ростовском государственном медицинском университете, а также Омской и Смоленской государственных медицинских академиях.

Типовую программу, утвержденную МЗ РФ в 2000 г., используют при преподавании «Медицинской информатики» в 24 ВУЗах РФ, сотрудники 5 ВУЗов сослались на программы издания 1997г., 2001 г., 2002 г., 2004 г. (вероятно, имея в виду рабочие программы кафедр). 3 высших

Преподавание медицинской информации

F4M

Ы.МЛЛ

I и информационные

технологии

учебных заведения отметили, что типовой программы по «Медицинской информатике» в ВУЗе нет.

Среди преподавателей, ведущих курс по данной дисциплине, чаще всего упоминаются врачи-лечебники (17), математики (13), инженеры (12), физики (9), но встречаются и специалисты в области медицинской кибернетики (4) и информатики (2). Исключение составляет Российский государственный медицинский университет, в котором из 11 преподавателей, читающих лекции и ведущих занятия по «Медицинской информатике», 8 преподавателей имеют профильное образование и ученые степени по специальности 05.13.01 - Системный анализ, управление и обработка информации (медицинские науки), 2 преподавателя -ученые степени по той же специальности (биологические науки) и все являются участниками разработок медицинских информационных систем, работающих в практическом здравоохранении и частично используемых в учебном процессе.

Фактическое количество аудиторных часов в 27 ВУЗах из 30, по которым есть информация, находится в диапазоне от 32 до 40 часов. Наиболее часто «Медицинская информатика» преподается на 5 семестре обучения (15 ВУЗов), хотя разброс и по объему часов, и по фактическому месту в учебном плане достаточно большой (рис. 1, 2).

При анализе выполнения учебной программы по отдельным разделам дисциплины выявилось, что в 25 ВУЗах программа выполняется в полном объеме, в 5 не преподается раздел по информационным системам (ИС) в отделениях функциональной диагностики и интенсивной терапии, в 4 -раздел по моделированию физиологических процессов, в 1 - раздел по использованию ИС в управлении здравоохранением.

Рис. 1. Фактическое количество аудиторных часов

Рис. 2. Фактическое место курса «Медицинская информатика» в учебных планах ВУЗов

Курс оснащен вычислительной техникой: в большинстве случаев работа осуществляется в режиме 1 компьютер на 1 студента (18 ВУЗов) и 1 компьютер на 2 студентов (16 ВУЗов). В 29 ВУЗах из 37, ответивших на соответствующий вопрос, рабочее место преподавателя оснащено компьютером. Необходимо, однако, заметить, что оснащение компьютерами курса «Медицинская ин-

Преподавание медицинской информации

форматика» требует дальнейшего изучения, так как вопрос о качественном составе компьютерного парка не исследовался.

Из учебно-методической литературы по «Медицинской информатике» наиболее часто используются:

♦ Гельман В.Я. Медицинская информатика. Практикум. - Санкт-Петербург, 2001 - 18 упоминаний;

♦ Омельченко В.П., Демидова А.А. Практикум по медицинской информатике. - Ростов-на-Дону, 2003 - 10 упоминаний;

♦ Чернов В.И. и соавт. Медицинская информатика. Учебное пособие. - Воронеж, 2004 -4 упоминания;

♦ Кудрина В.Г. Медицинская информатика. Учебное пособие. - Москва, 1999 - 3 упоминания.

Необходимо отметить, что во всех названных выше источниках и в выпущенном нами недавно пособии для преподавателей (Зарубина Т.В. и соавт. Медицинская информатика. Методическое пособие для преподавателей. - Москва, 2005) в большей или меньшей степени затрагиваются и вопросы «Информатики» (основ информатики). Это еще раз подчеркивает, что дисциплина «Медицинская информатика» и ее преподавание в медицинских ВУЗах России все еще находятся в процессе становления.

Собственными методическими разработками в большинстве ВУЗов РФ практическая часть курса оснащена на 100% (30 высших учебных заведений). Об обеспечении практических занятий методическими разработками на 80% сообщили 3 ВУЗа, на 50 и 30% - по 1 ВУЗу, соответственно.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

www.idmz.ru

2006,

ГЧЯЯ

I Ы.МЯЯ

Среди «острых» вопросов, обсуждавшихся на Конференции, - необходимость организации курсов повышения квалификации преподавателей, перемещение преподавания дисциплины на старшие курсы, увеличение количества часов аудиторных практических занятий, обеспечение студентов и преподавателей специальной учебной и методической литературой.

Одной из самых сложных проблем, связанных с преподаванием дисциплины «Медицинская информатика», является оснащение курса специальным программным обеспечением. Необходимость решения данного вопроса в типовом варианте для всех медицинских ВУЗов страны ощущалась по собственному опыту, следовала из собранных и обработанных анкет. Проблема затрагивалась неоднократно в течение всей Конференции. Поэтому одним из пунктов Решения конференции, принятой по итогам проведенного «круглого стола», стало предложение о создании на базе кафедры медицинской кибернетики и информатики Российского государственного медицинского университета набора специального программного обеспечения, пригодного к использованию на практических занятиях курса «Медицинская информатика» -актуализируемого и объемного - для обеспечения возможности учета специфики ВУЗа.

Отдавая себе отчет о трудностях, связанных с созданием такого набора специальных программных средств - предметных, связанных с авторскими правами, материальных, мы надеемся на конструктивную поддержку и помощь наших коллег, работающих на содружественных профильных кафедрах высших медицинских учебных заведений Российской Федерации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Программа по медицинской информатике для студентов высших медицинских учебных заведений. - М.: МЗ РФ. ГОУ ВУНМЦ, 2000. - 9 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.