Интервью с профессионалом
www.idmz.nu 2007, № 5
ВЫПУСК
40 ВРАЧЕЙ-КИБЕРНЕТИКОВ В ГОД ДЛЯ РОССИЙСКОГО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ — КАПЛЯ В МОРЕ
117 июня 2007 года исполнилось 50 лет Татьяне Васильевне ЗАРУБИНОЙ, доктору медицинских наук, профессору, заведующему кафедрой медицинской кибернетики и информатики Российского государственного медицинского университета.
Вся научная и педагогическая деятельность профессора Зарубиной Т.В. связана с проблемами медицинской кибернетики и информатики. Спектр ее научных интересов исключительно широк. Она активно занимается проектными работами, неоднократно была ответственным исполнителем, а затем и руководителем разработки медико-технологических и информационных автоматизированных систем.
Особой благодарности заслуживает деятельность Т.В. Зарубиной по консолидации российского профессионального сообщества в области медицинской информатики, которую она результативно осуществляет в качестве Президента Академии медицинской информациологии на правах отделения Международной Академии Информатизации, заместителя главного
редактора журнала «Врач и информационные технологии», организатора всероссийских конференций по информатизации здравоохранения.
Татьяна Васильевна наделена и удивительными человеческими качествами: жизнелюбие, высокая устойчивость к стрессам и экстремальным ситуациям, последовательность и предсказуемость, ироничность и мудрость, широта взглядов и разносторонность интересов делают ее необыкновенно притягательной для окружающих.
Редколлегия журнала «ВИТ» сердечно поздравляет Татьяну Васильевну со знаменательным юбилеем, желает ей новых профессиональных успехов и свершений, здоровья и благополучия и, конечно, не упускает возможности задать несколько вопросов этому высокому ПРОФЕССИОНАЛУ.
1 и информационные
технологии
Интервью с профессионалом
Корр.: Т.В.! Вы занимаетесь медицинской информатикой уже более 25 лет. Какие тенденции в ее развитии вызывают у Вас оптимизм, а какие — озабоченность?
Мне довелось придти в медицинскую кибернетику и информатику в самом начале 80-х годов. Я стажировалась на кафедре медицинской и биологической кибернетики, которая располагалась тогда в здании Республиканского информационновычислительного центра М3 РФ, а заведующий кафедрой одновременно был директором РИВЦ.
Это было время создания плановой государственной системы организации и координации работ по внедрению информационных технологий в клиническую медицину и здравоохранение России, период организации на территориях медицинских информационно-вычислительных центров. В М3 РФ существовал отдел, курирующий информатизацию здравоохранения, при нем — реально действующая структура из специалистов, обеспечивающая коллегиальное принятие решений по приоритетным направлениям деятельности. В стране были созданы благоприятные условия как для разработки новых проектов, так и для их внедрения.
К середине 90-х годов централизованное финансирование программы информатизации здравоохранения России прекратилось, координация действий постепенно свелась на нет, что привело к безудержному росту одних направлений информатизации здравоохранения и отставанию других. Это, конечно, не могло не отразиться на развитии медицинской информатики как науки и не могло не беспокоить. Было закрыто много успешно работающих научно-исследовательских лабораторий, развитие нескольких направлений, особенно близких к фундаментальной науке, притормозилось: например, стало гораздо меньше работ по математическому моделированию биологических объектов.
С того времени ситуация с координацией действий ученых и разработчиков принципиально не изменилась. Более того, после того, как в информатизацию здравоохранения вновь стали поступать реальные ресурсы, увеличилось количество непрофессионалов, возросло число «сырых» документов и разработок.
Однако я смотрю в будущее с умеренным оптимизмом. Да, тех результатов, которые мы имеем сейчас, можно было бы добиться с меньшими затратами ресурсов и продвинуться дальше. Тем не менее, результаты есть, и ситуация, несмотря на все издержки, стабилизировалась. Мы стали больше полагаться на себя, более или менее научились находить ресурсы для поисковых разработок. Определенную роль в консолидации нашего сообщества выполняет уже упомянутая Академия медицинской информациологии на правах отделения Международной Академии Информатизации.
В последние пять — семь лет меня серьезно беспокоила ситуация с перекосом, возникшим по соотношению внедряемые АИС ЛПУ — внедряемые автоматизированные рабочие места врачей с поддержкой основных составляющих лечебно-диагностического процесса и отделенческие системы. Но в последние два года и здесь заметны, пусть небольшие, но положительные сдвиги. Разработчики продвинутых АИС ЛПУ «повернулись лицом» к предметникам. Здравый смысл возобладал. Речь идет об интеграции систем, о возможной совместной разработке соответствующих подсистем АИС ЛПУ. Хочется надеяться, что эта тенденция закрепится.
' 20 ! ! ! ! ■ ■ 1 1 1 ■ ■ ■■ ■ ■ ■ i i i i i i i i i i i i i rT~TJ ■■■ ■ ■ ■ i i i i i i i i i 11,, ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ ■ 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1
Интервью с профессионалом
www.idmz.nu 2007, № 5
Корр.: Как Вы оцениваете уровень отечественных МИС, если сравнивать его с аналогами из стран Дальнего Зарубежья?
Ваш вопрос напомнил мне интервью, данное Н. Винером журналу «Юнайтед Стэйтс Ньюс энд Уорлд Рипорт», опубликованное в 1964 г., поймите правильно — никаких аналогий. Хочу привести фрагмент его ответа на вопрос, придают ли Советы большое значение вычислительной машине, используют ли они эту область науки в полной мере, если сравнить с США: «... они отстают от нас в аппаратуре — не безнадежно, а немного, они впереди нас в разработке теории автоматизации ...».
Прошло много лет. То, что мы используем при разработке МИС зарубежные технические средства и в большинстве случаев программные оболочки, известно всем. Сравним собственно МИС.
Не считаю себя экспертом в данном вопросе, не могу сказать, что большинство современных зарубежных МИС видела своими глазами. Тем не менее, видела госпитальные системы, разработанные в Турции; медико-технологические (лабораторные и функциональной диагностики), созданные в Израиле и Японии; мониторно-компьютерные системы производства США, Дании и др. Много общаюсь с коллегами по этому вопросу, стараюсь следить за литературой и, конечно, имею свое сформированное мнение по данному вопросу.
На мой взгляд, мы отстаем от развитых зарубежных стран, но отстаем совсем не катастрофично. И отстаем в основном в технологических вопросах: медико-технологические системы зарубежного производства, если оценивать интегрально, работают более надежно, чем отечественные, и в разы дороже. Автоматизированные рабочие места, персонифицированные регистры, учрежденческие системы на Западе начали создаваться раньше, но сейчас мы их практически догнали.
Что касается интеллектуальной «начинки» МИС, то, по моему мнению, в этом вопросе мы не отставали никогда, и сейчас ситуация не ухудшилась. Другое дело, что мы по-прежнему не очень умеем представлять «товар лицом».
Интересно, что если проанализировать отечественные и самые известные зарубежные классификации МИС, можно увидеть много общего. И проблемы-то возникают похожие как при разработке, так и при внедрении МИС, хотя, казалось бы, сами системы здравоохранения имеют существенные различия.
Например, в последние годы я окончательно убедилась в том, что внедрение сложной МИС (отделенческого уровня, тем более учрежденческого) в «коробочном» варианте невозможно. Обязательно необходимы настройка и сопровождение. Причем это как в нашей стране, так и на Западе. Считаю, что несколько АИС ЛПУ, разработанных и внедряемых отечественными фирмами, не уступают зарубежным аналогам.
Другой пример. Во всем мире сохраняется настороженность практикующих врачей по отношению к интеллектуальным системам, и в нашей стране придумали несколько интересных подходов по ее преодолению. Правда, осталось их реализовать.
Так что медленно, но верно отечественные разработки становятся сопоставимыми с лучшими зарубежными. Проблем, конечно, множество. Чего стоит только
■ 1 1 1 1 1 1 ■ ■ 1 1 1 ■ ■ ■■ ■ ■ ■ i i i i i i i i i i i i i 1 1 ■■■ ■ ■ ■ i i i i i i i i i ГГТ , ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ 21 ■ !!!!!!!!!!!!! 1 1 1 1
Интервью с профессионалом
технологии
один вопрос унификации информации в медицинских информационных системах и обмена между МИС. Но и здесь осознание проблемы потихоньку приходит, и пути решения намечаются. Главное — не догонять и обгонять кого-то, а идти вперед.
Корр.: Что является основными критическими факторами в процессе информатизации российского здравоохранения?
Отсутствие реального повременного плана информатизации здравоохранения, отсутствие реальной координации действий, недостаточное финансирование перспективных разработок. Можно назвать еще множество, но главные обозначены.
Корр.: Вы возглавляете кафедру медицинской кибернетики и информатики, являетесь автором учебника и многочисленных учебных пособий. Как Вы оцениваете место и значение медицинской информатики в системе медицинского образования? Достаточно ли сегодня востребованы Ваши ученики?
Вы затронули очень важные для меня вопросы, и мне хотелось бы ответить обстоятельно.
Кафедра медицинской и биологической кибернетики (это первоначальное название) была создана на медико-биологическом факультете 2-го Московского медицинского института в 1974 г. моим учителем — профессором С.А. Гаспаряном. Это была первая в Европе кафедра медицинской кибернетики в медицинском ВУЗе. Она задумывалась как школа для специалистов нового профиля — врачей-кибернетиков, которые, зная предметную область — медицину и здравоохранение, владели бы новыми компьютерными технологиями и математическими методами, умели их применять, стали бы передовым отрядом медиков, продвигающим новые информационно-технологические подходы как в клиническую медицину, так и в здравоохранение. Кафедра выпустила около 1000 специалистов врачей-киберне-тиков, я тоже выпускница кафедры.
В настоящее время кафедра медицинской кибернетики и информатики является одной из крупных кафедр Российского государственного медицинского университета, имеет общеуниверситетский статус. На ней преподается 12 разных дисциплин, обучаются студенты всех факультетов и отделений РГМУ.
Конечно, по-прежнему большое внимание уделяется подготовке врачей-киберне-тиков. Они изучают на кафедре пять дисциплин: информатику, теоретические основы кибернетики, физиологическую кибернетику, клиническую кибернетику и системный анализ в здравоохранении. Выпускники кафедры в настоящее время чрезвычайно востребованы. На каждого выпускника к середине шестого курса мы имеем не менее трех заявок. Наших выпускников можно встретить в учебных ВУЗах и академических институтах (как РАМН, так и РАН), в учреждениях практического здравоохранения, управляющих структурах, страховых компаниях. Все больше врачей-ки-бернетиков работают в фирмах, занимающихся разработкой и внедрением медицинских информационных систем. Большинство наших выпускников имеет отличную деловую репутацию. К слову сказать, среди наших выпускников есть и успешно работающие за рубежом, уж не знаю, этому больше радоваться или огорчаться.
■ 22 ! ! ! ! ■ ■ 1 1 1 ■ ■ ■■ ■ ■ ■ i i i i i i i i i i i i i rT~TJ ■■■ ■ ■ ■ i i i i i i i i i 11,, ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ ■ 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1
Интервью с профессионалом
www.idmz.nu 2007, № 5
Однако при нынешнем взрывоподобном внедрении информационно-коммуникационных технологий в медицину и здравоохранение выпуск 40 специалистов в год — это капля в море. Похожих специалистов выпускает лишь Сибирский государственный медицинский университет, и их еще меньше. Конечно, врачей-кибернети-ков необходимо выпускать больше.
Но, кроме того, необходимо, на мой взгляд, увеличивать количество специали-стов-врачей, пусть не так глубоко, как врач-кибернетик, тем не менее, достаточно хорошо образованных в области медицинской информатики. Это задачу можно решить с помощью курсов профессиональной подготовки и переподготовки на профильных кафедрах медицинских учреждений последипломного образования. Насущной необходимостью является введение новой врачебной специальности «Медицинская информатика», о чем неоднократно писал профессор Г.А. Хай. Необходимостью является также внесение соответствующих изменений в штатные расписания ЛПУ и МИАЦ: только в том случае, если будет организована соответствующая ниша, врачи пойдут на курсы переподготовки. Наличие в ЛПУ квалифицированных кадров будет способствовать ускорению внедрения самых разных МИС, сделает этот процесс менее болезненным.
У проблемы подготовки кадров по медицинской информатике есть еще один важный аспект. Это подготовка будущих практикующих врачей к деятельности в условиях реально формирующегося информационного пространства. Причем желательно хорошая подготовка. То есть врач должен разбираться в современных ИКТ, воспринимать входящие в широкую практику МИС как инструментарий, облегчающий и оптимизирующий лечебно-диагностический процесс. Для этого необходимо преподавать медицинскую информатику на всех факультетах медицинских ВУЗов.
Первая российская программа по медицинской информатике для студентов медицинских ВУЗов была подготовлена на нашей кафедре и в 2000 г. утверждена МЗ РФ. В 2005 г. на базе Российского государственного медицинского университета по распоряжению Министерства здравоохранения и социального развития РФ и при курировании Учебно-научно-методическим центром по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию была проведена первая Всероссийская учебно-методическая конференция по вопросам преподавания медицинской информатики в медицинских ВУЗах России. Она прошла конструктивно, по ее результатам было принято согласованное с МЗ РФ решение. Оно частично выполнено и продолжает выполняться.
Хотелось бы заметить, что в регионах России формируются несколько школ медицинской информатики: в Воронеже, Ижевске, Ростове-на-Дону, Самаре, Санкт-Петербурге, Томске, Тюмени и других. При этом наша кафедра является головной организацией. По нашей инициативе и при поддержке Учебно-научнометодического центра по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию МЗ РФ сформирован состав Проблемной комиссии по преподаванию медицинской информатики в медицинских ВУЗах России. В нее вошли представители ведущих школ, имеющие опыт преподавания дисциплины. На эту осень намечено первое заседание Проблемной комиссии, а на осень будущего года — проведение второй Всероссийской учебно-методической конференции.
■ 1 1 1 1 1 1 ■ ■ 1 1 1 ■ ■ ■■ ■ ■ ■ i i i i i i i i i i i i i 1 1 ■■■ ■ ■ ■ i i i i i i i i i ГГТ , ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ 23" !!!!!!!!!!!!! ! ! !
1 и информационные
технологии
Интервью с профессионалом
В настоящее время завершается подготовка новых государственных стандартов для всех медицинских специальностей и соответствующих новых учебных планов. Мы участвуем в этом процессе. Подготовлена новая, усовершенствованная программа по медицинской информатике для студентов медицинских ВУЗов.
Пожалуй, главной проблемой в преподавании медицинской информатики становится недостаточное количество часов — 36 академических. За недельный цикл даже старшекурсника можно лишь познакомить с дисциплиной, рассказать общие вопросы, дать возможность поработать с МИС, но научить не реально.
Совместно с профессором Б.А. Кобринским мы заканчиваем работу над учебником «Медицинская информатика», предназначенным для студентов медицинских ВУЗов. Надеюсь, что он поможет студентам, возможно, и аспирантам, и практикующим врачам в освоении медицинской информатики.
Хочется воспользоваться случаем и поблагодарить наших коллег из фирм, производящих МИС, за бесплатное предоставление программных продуктов для учебного процесса.
Корр.: Какие темы кандидатских и докторских диссертаций, отражающие вектор развития отечественной медицинской информатики, Вы посоветовали бы выбрать своим аспирантам и диссертантам, за которыми, по Вашему мнению, угадывается несомненное практическое значение?
Это тоже очень «большой» вопрос. Постараюсь покороче.
Я сама по сути научных предпочтений тяготею к прикладным проблемам, хотя на кафедре поддерживается и разработка фундаментальных. Ежегодно совместно с НИИ РАН и РАМН выполняется несколько дипломных работ по фундаментальным проблемам. Например, в последние годы целая серия работ выполнена при совместном руководстве с членом-корреспондентом РАН, профессором М.В. Угрю-мовым. Но вернемся к основным направлениям научной деятельности кафедры, которая не может (надеюсь!) очень уж далеко отклоняться от вектора развития отечественной медицинской информатики.
Во-первых, это научные разработки, связанные с созданием современных медико-технологических и информационно-технологических систем или, говоря по-другому, систем для поддержки деятельности медицинского персонала.
У нас непрерывно с 1979 г. ведутся исследования в области интенсивной терапии и реанимации. И, на мой взгляд, есть достижения. Но чем глубже проникновение в проблему, тем большие перспективы открываются. Здесь очень интересно и перспективно разрабатывать алгоритмы для объективизации син-дромальной диагностики. Работ мало и они недостаточны, а проблема старая и не простая. И если по диагностике состояния центральной гемодинамики, внешнего дыхания хотя бы есть на что опереться, то, например, по оценке состояния выделительной системы работ практически нет. Проблематика, связанная с интегральной оценкой состояния организма и прогнозированием — осложнений, развития патологического процесса в зависимости от вариантов лечения, исхода заболевания. Есть известные зарубежные шкалы. Необходимы работы по сравнению их эффективности для разных профилей больных, адаптации, возмож-
■ 24 ! ! ! ! ■ ■ 1 1 1 ■ ■ ■■ ■ ■ ■ i i i i i i i i i i i i i rT~TJ ■■■ ■ ■ ■ i i i i i i i i i 11,, ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ ■ 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1
Интервью с профессионалом
www.idmz.nu 2007, № 5
на разработка новых шкал. Ведь использование такого аппарата реально помогает врачу вести больного.
Пора обратить внимание на создание алгоритмов, поддерживающих врача при осуществлении назначений. Я не о предоставлении стандартов лечения, словарей и аннотаций препаратов. Необходимо отслеживать показания и противопоказания, возможность совместного назначения средств при данном заболевании с конкретными осложнениями. Это проблема не только интенсивной терапии.
Особняком стоит ряд задач на стыке науки и технологии. Это задачи, связанные с передачей сигналов, анализом временных рядов.
Научные разработки для функциональной и лабораторной диагностики. Здесь тоже есть наработки, но и людей, и ресурсов не хватает. Особенно интересными здесь опять же являются интеллектуальные фрагменты, встраиваемые в системы. В лабораторной диагностике — это алгоритмы поддержки врача-клинициста при интерпретации лабораторных данных. Короткая фраза, а по сути за ней не одна и даже не пять диссертаций. Здесь нужна разработка по каждому профилю заболеваний и хотя бы наиболее часто встречающимся «пересечениям». Что касается функциональной диагностики, то, на мой взгляд, особенно перспективной является разработка алгоритмов динамической оценки состояния человека и прогнозирования возможных, в том числе внезапных, осложнений. Это предотвращение нежелательных последствий как для самого человека, так и для окружающих, особенно если его деятельность связана с риском для других людей, и возврат к профилактике в здравоохранении.
Разработки, связанные с математическим моделированием. Они обычно на стыке фундаментальной и прикладной науки. Например, в настоящее время заканчивается работа над кандидатской диссертацией по моделированию работы суставов кисти руки. Совместно с математиками из Института высшей нервной деятельности получены совершенно новые научные результаты. При этом разработана автоматизированная система, апробированная на одной из хирургических кафедр РГМУ, которая позволяет объективизированно оценивать возможности движения в суставах кисти конкретного пациента, перспективы видов лечения и реабилитации.
Работы, связанные с поддержкой принятия решений при управлении здравоохранением. Это направление разрабатывается на кафедре с 70-х годов. Мы одними из первых стали анализировать персонифицированную информацию. Выполнялись работы по оценке здоровья населения, по оценке качества оказываемой медицинской помощи. В настоящее время особое внимание уделяем оценке репродуктивного здоровья.
И так далее. Кафедра у нас активная, молодежи много. В последние годы, кроме врачей-кибернетиков, как когда-то в 70-х, на кафедру в аспирантуру пошли и выпускники лечебного факультета, и выпускники ведущих технических ВУЗов. С молодежью работать очень приятно, интересно и поучительно. У них свежий взгляд и здоровый оптимизм. Надеюсь, что у них все получится!
Беседу провела Н.Куракова, шеф-редактор журнала «ВиИТ»
■ 1 1 1 1 1 1 ■ ■ 1 1 1 ■ ■ ■■ ■ ■ ■ i i i i i i i i i i i i i 1 1 ■■■ ■ ■ ■ i i i i i i i i i ГГТ , ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ 25" !!!!!!!!!!!!! ! ! !