Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
269
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Быстрова Наталья Васильевна, Зиновьева Светлана Анатольевна, Коняева Елена Александровна

В процессе исследовании авторами определено, что правовое воспитание в широком значении является процессом формирования правовой культуры у определённых групп людей. Правовое воспитание в узком значении представляет собой педагогический процесс, который направлен на формирование у студентов правовой культуры и правосознания, что непосредственным образом выражается в таких качествах, как правовая грамотность, правомерное поведение, уверенность в соблюдении нравственно-правового поведения. Выявлено, что в рамках воспитательного процесса основное внимание должно уделяться правовому воспитанию студентов и молодежи в целом. Задачей такого воспитания является формирование в сознании учащихся понимания важности соблюдения требований правовых норм, чтобы тем самым эти требования приобрели статус не только внешнего, но и внутреннего закона, стали руководящей установкой в повседневном поведении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Быстрова Наталья Васильевна, Зиновьева Светлана Анатольевна, Коняева Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF LEGAL EDUCATION OF STUDENTS IN THE SYSTEM OF SECONDARY PROFESSIONAL EDUCATION

In the course of the study, the authors determined that legal education in a broad sense is the process of forming a legal culture among certain groups of people. Legal education in the narrow sense is a pedagogical process that is aimed at forming students' legal culture and legal awareness, which is directly expressed in such qualities as legal literacy, lawful behavior, confidence in the observance of moral and legal behavior. It was revealed that within the framework of the educational process, the main attention should be paid to the legal education of students and young people in general. The task of such education is to form in the minds of students an understanding of the importance of complying with the requirements of legal norms, so that these requirements acquire the status of not only an external, but also an internal law, and become a guiding attitude in everyday behavior.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

9. Развадовская, А.В. Жизнестойкость как ресурс адаптации студентов первого курса / А.В. Развадовская // Международный научный студенческий журнал. - 2020. - № 11. - С. 131-134. - EDN MKKKIW

10. Ран, Н.А. Особенности проявления и развития жизнестойкости у студентов технического вуза / Н.А. Ран, Е.В. Городничева, Ж.В. Николаева // Современные проблемы науки и образования. - 2018. - № 5. - С. 158. - EDN YMRLXF

11. Самаль, Е.В. Жизнестойкость и удовлетворенность жизнью у студентов с разным локусом контроля / Е.В. Самаль, К.Ю. Плащинская // Научные труды Республиканского института высшей школы. Исторические и психолого-педагогические науки. - 2022. - № 22-3. - С. 302-309. - EDN VBWRGK

12. Старостина, А.А. Гендерные особенности проявления жизнестойкости у студентов в процессе обучения / А.А. Старостина, В.А. Лактанова // Актуальные проблемы современных гуманитарных наук: материалы Международной конференции молодых ученых, Москва, 16-17 ноября 2016 года / Российский университет дружбы народов. - Москва: Российский университет дружбы народов (РУДН), 2016. - С. 159-161. - EDN YKAULT

13. Утиашвили, М.Г. Психологические факторы жизнестойкости студентов / М.Г. Утиашвили, Д.Ю. Крупнов // Педагогика и психология в современном мире: теоретические и практические исследования: сборник статей по материалам VI международной научно-практической конференции: Общество с ограниченной ответственностью "Интернаука", 2017. -С. 154-160. - EDN YBDTLR

14. Шевелева, О.Е. Представление о жизнестойкости у студентов педагогического вуза / О.Е. Шевелева, М.Э. Захарова // Международный студенческий научный вестник. - 2016. - № 5-1. - С. 118-119. - EDN WACFGT

Педагогика

УДК 378.14

кандидат педагогических наук, доцент Быстрова Наталья Васильевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Зиновьева Светлана Анатольевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Коняева Елена Александровна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет» (г. Челябинск)

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В процессе исследовании авторами определено, что правовое воспитание в широком значении является процессом формирования правовой культуры у определённых групп людей. Правовое воспитание в узком значении представляет собой педагогический процесс, который направлен на формирование у студентов правовой культуры и правосознания, что непосредственным образом выражается в таких качествах, как правовая грамотность, правомерное поведение, уверенность в соблюдении нравственно-правового поведения. Выявлено, что в рамках воспитательного процесса основное внимание должно уделяться правовому воспитанию студентов и молодежи в целом. Задачей такого воспитания является формирование в сознании учащихся понимания важности соблюдения требований правовых норм, чтобы тем самым эти требования приобрели статус не только внешнего, но и внутреннего закона, стали руководящей установкой в повседневном поведении.

Ключевые слова: правовое воспитание, профессиональное обучение, профессиональное образование.

Annotation. In the course of the study, the authors determined that legal education in a broad sense is the process of forming a legal culture among certain groups of people. Legal education in the narrow sense is a pedagogical process that is aimed at forming students' legal culture and legal awareness, which is directly expressed in such qualities as legal literacy, lawful behavior, confidence in the observance of moral and legal behavior. It was revealed that within the framework of the educational process, the main attention should be paid to the legal education of students and young people in general. The task of such education is to form in the minds of students an understanding of the importance of complying with the requirements of legal norms, so that these requirements acquire the status of not only an external, but also an internal law, and become a guiding attitude in everyday behavior.

Key words: legal education, professional training, professional education.

Введение. Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» важнейшей задачей государственной политики в сфере образования является воспитание правосознания у учащейся молодежи, что актуализирует процесс формирования высокого уровня правового воспитания у современных студентов. Выпускник колледжа должен быть компетентным и конкурентоспособным специалистом, а также законопослушным гражданином с высоким уровнем правового воспитания. Современный выпускник для достижения успеха в будущей деятельности должен обладать глубокими профессиональными знаниями, сформированным лидерским потенциалом, качествами воспитанного человеком с высоким уровнем правовой культуры. Высокий уровень правового воспитания является непременным компонентом общекультурной и профессиональной компетентности и конкурентоспособности каждого студента.

В ряде исследований отмечается наличие у личности с высоким уровнем правового воспитания таких компонентов, как глубокое знание законов своего государства, их строгое и добросовестное соблюдение, умение применять в повседневной жизнедеятельности и на работе, сформированное правосознание.

Многие авторы отмечают, что для российской молодежи характерен недостаточный уровень правового воспитания, индифферентность к знанию своих прав и обязанностей, неуважительное отношение к правопорядку. По мнению многих исследователей, личность, обладающая низким уровнем правового воспитания, не может быть законопослушной в правовом государстве.

На основе изучения работ ученых по данной тематике, мы можем заключить, что общими структурными элементами правового воспитания являются:

- знание системы федеральных законов, конституционных прав и обязанностей;

- соблюдение законов и норм общественной морали;

- уважение законов.

Следовательно, формирование высокого уровня правового воспитания у студентов является актуальной и важнейшей проблемой в системе среднего профессионального образования.

Изложение основного материала статьи. Правовое воспитание - это целенаправленная деятельность государства, образовательных организаций, общественных организаций, отдельных лиц по передаче правовой культуры, правового опыта, правовых идеалов и механизмов разрешения конфликтов в обществе от одного поколения другому; систематическое воздействие на сознание и поведение человека в целях формирования определённых позитивных представлений, взглядов, ценностных ориентаций, установок, обеспечивающих соблюдение, исполнение и использование юридических норм.

Воспитательный процесс в стенах профессиональных учебных заведений способствует социализации, адаптации человека в обществе и его резко изменяющимся условиям. Приоритетным направлением работы преподавателей является прежде всего выпуск образованных специалистов с достойными личностными и профессиональными показателями. Профессиональное образование формирует индивида, способствует его жизненной, личностно-профессиональной ориентации. Именно в это время человеку особенно необходим наставник, который будет сопровождать его образовательно-воспитательный процесс и способствовать становлению его как личности. Перед преподавателями стоит важная задача - сформировать личность, воспитанную в рамках духовности, нравственности и культуры, которая продолжит реализацию государственной политики.

Современная воспитательная практика все больше становится личностно-ориентированной и стремится помочь студенту быть собой и добиваться таким образом жизненных успехов. На данный момент острой становится проблема определения сущности, качества и эффективности данной модели, направленной на развитие индивидуальности воспитанника. Основой личностно-ориентированного подхода является нацеленность на индивидуальность, при этом его сторонники не отказываются от социальной детерминации. Они признают факт включения современной педагогической поддержки и ее действие в совокупности с саморазвитием. Образование ставит перед собой целью не только передачу студентам знаний, а предполагает целенаправленное формирование личности, наделенную высокими человеческими, морально-нравственными качествами.

Г.В. Иванченко утверждала, что вырастить ответственного и высоконравственного человека крайне сложно - гораздо легче дать ему просто определенный набор знаний. В этой связи она говорила, что процесс обучения «должен быть ориентирован не только на профессиональное, но и на всестороннее личностное, духовное и творческое развитие будущих специалистов».

Воспитание в профессиональных учебных заведениях, несомненно, должно быть личностно-ориентированным. Должна проводиться соответствующая научно-исследовательская работа, повышающая компетентность и развивающая навыки студента, формирующая научное миропонимание, позволяющая осознать гуманистические принципы и фундаментальные общечеловеческие ценности.

В.А. Сластенин определяет понятие «воспитание» как процесс, результатом которого, является формирование у студентов базовой культуры личности. Она складывается из ряда компонентов, которые, выступают в качестве направлений воспитательной работы в образовательной организации. В.А. Сластенин делает акцент на формирование, в процессе воспитания, компонентов культуры личности, которые, обеспечивают успешность интеграции их в существующую общественную структуру.

По мнению ряда ученых, воспитательный процесс способствует социализации, адаптации человека в обществе и его резко изменяющимся условиям. Посредством воспитания происходит формирование личности индивида, развитие его жизненной, личностно-профессиональной ориентации. Перед педагогами стоит важная задача - сформировать личность, воспитанную в рамках духовности, нравственности и культуры, которая продолжит реализацию государственной политики. Формирование нравственной компетентности обучающихся невозможно без опоры на менталитет народа. Без нее воспитание личности обречено на провал. Это условие и фактор успешного педагогического процесса.

Парадигма образования сменилась, тем самым воспитательная направленность сменилась профессиональной. Таким образом, мы столкнулись с проблемой - правовые знания у обучающихся присутствуют, но они ничем не подкреплены - ни морально-нравственными качествами, ни этическими нормами. Однако ситуация постепенно начала меняться и правовому воспитанию стало уделяться значительно больше внимания.

Говоря о правовом воспитании современной молодежи, наиболее значимым является метод самомотивации, который заключается в побуждении себя к действию на основе мотивации самого себя. Человек приходит к этому не сразу, а через определенные этапы достижения цели. Самовоспитание - еще одна из составляющих развития личности, включающая в себя множество средств и методов - самоубеждение, самопринуждение, самокритика и пр. Эффективен и метод самонаказания. Запреты заставляют делать работу лучше, качественнее, быстрее. За несоблюдение правил человек налагает наказание на самого себя, а впоследствии прилагает силу воли, чтобы не допустить этих же ошибок в будущем.

Формирование правового воспитания студентов возложено на метод эмпатии, когда человек ставит себя на место другого. Таким образом, у студента формируется сопереживание, он начинает видеть себя с другого ракурса, начинает понимать, как воспринимают его в обществе - его поведение и поступки. Таким образом, положительные качества формируются и укрепляются. Студент более детально начинает понимать сущность законопорядка, соблюдения норм конституции. Происходит формирование образа законопослушного гражданина, который не преступит черту вседозволенности и не нарушит административные законы.

В рамках воспитательного процесса основное внимание должно уделяться правовому воспитанию студентов и молодежи в целом. Задачей такого воспитания является формирование в сознании учащихся понимания важности соблюдения требований правовых норм, чтобы тем самым эти требования приобрели статус не только внешнего, но и внутреннего закона, стали руководящей установкой в повседневном поведении.

Исследователи (В.А. Байденко, И.А. Зимняя), выделяют ряд направлений воспитания. Одним из них является гуманистическое воспитание. Обучаясь в колледже, обучающиеся осуществляют различные формы общения и создают определенный круг интересов, в котором решают разнообразные задачи. Эмоциональные переживания, моральное сочувствие и соучастие определяют гуманное отношение к людям. Тем самым формируется комфортная психологическая среда.

Гуманистическое отношение играет огромную роль в правовом воспитании молодежи. Правовое воспитание в колледже затрагивает такие важные темы как:

- виды юридической ответственности несовершеннолетних;

- насилие в семье;

- право и мораль;

- административная ответственность;

- дискриминация;

- право на медицинское обслуживание;

- молодежи о трудовом праве;

- введение в права человека;

- права при задержании;

- права человека;

- право на жизнь;

- право на труд;

- право на образование;

- преступление и наказание;

- зачем нам нужно право;

- бизнес: право и возможность;

- секты и неформальные молодежные объединения.

Многие из представленных тем формирует правосознание у студента, учат выражать свою точку зрения. Во многих сложившихся юридических ситуация нужно проявлять гуманность. И адекватно оценивать отношения разных сторон.

Важно воспитывать психологическую готовность. Именно это является залогом успешных межличностных отношений. Общение с позиций гуманизма способствует осознанию ценности обучающимся своей роли, его места в образовательном процессе и межличностных отношениях.

По мнению З.И. Васильевой, гуманистические мотивы отражают положение обучающегося в социуме и в целом в системе социальных и правовых отношений. Развитость мотивационной сферы обуславливает устойчивость и стабильность личности. В этой связи важно обратиться и к мнению Г.С. Сухобской, которая считала, что межличностные отношение на социальном и педагогическом уровне просто необходимы. Именно они обеспечивают устойчивое развитие личности молодежи в правовом поле.

Правовое воспитание в широком значении является процессом формирования правовой культуры у определённых групп людей. Правовое воспитание в узком значении представляет собой педагогический процесс, который направлен на формирование у студентов правовой культуры и правосознания, что непосредственным образом выражается в таких качествах, как правовая грамотность, правомерное поведение, уверенность в соблюдении нравственно-правового поведения.

Характеризуя правовое воспитание студентов, следует отметить, что ключевыми направлениями и формами их, приемлемыми для колледжа, выступают:

- правовая агитация;

- педагогическое сопровождение;

- правовая пропаганда;

- правовое просвещение;

- участие в обеспечении правопорядка.

Сущность воспитательной деятельности как педагогического феномена проявляется в организации и использовании оптимальных условий для развития студентов, их способностей и потребностей в запланированном направлении. Ее содержание основано на совокупности моральных и духовных ценностей, накопленных человечеством, таких как честность, равенство, гуманизм, ответственность и др. Сущностными признаками воспитательной деятельности как педагогического феномена, которые описывают его закономерности и проявления в педагогической деятельности, выступают:

- целенаправленность всех элементов воспитательного процесса и его целиком. Это означает, что воспитание осуществляется через постановку воспитателем цели (как предполагаемого окончательного результата педагогических воздействий), последовательную разработку стратегических и тактических задач воспитания, осуществление перевода целей и задач воспитания во внутренний план учеников; разработку плана дальнейших воспитательных действий и их реализацию. При этом проявляется двуединая сущность воспитательных целей: это сочетание освоения социально-культурных ценностей с развитием индивидуальности воспитанников, их самоактуализацией;

- проявление сущности воспитательной деятельности как средства, процесса и результата, и проявление этих свойств воспитания в единстве. Это означает, что воспитание выступает как стимулирующий фактор достижения педагогических целей. Воспитание протекает непрерывно, в условии постоянных изменений условии среды, а также личностей воспитанника и воспитателя, следовательно, воспитание можно характеризовать как процесс. В то же самое время воспитание является результатом, которой представляет собой количественное и качественное накопление важных, необходимых для развития воспитанника качеств личности;

- активность воспитательной деятельности, которая проявляется на всех этапах воспитательного процесса. Для процесса воспитания характерна следующая закономерность: в процессе развития и взросления воспитанника он все больше приобретает свойства субъекта воспитания, т.е. усиливается его субъектная позиция, воспитания преобразовывается в самовоспитание и саморазвитие на основе тех норм и ценностей, которые были усвоены воспитанником в начале этого процесса. Трансформируется и функция преподавателя: он все больше выполняет функции наставника, консультанта, старшего товарища, который владеет необходимыми знаниями, умениями, компетенциями, опытом, и это позволяет студенту более качественно осуществлять самопознание и саморазвитие.

Обучение должно нести интеллектуальную, духовно-нравственную сущность, формировать личность как физически, так и нравственно. Все это необходимо для последующей адаптации личности. В этой связи основополагающим фактором является влияние педагога как специалиста, обладающего определенной компетенцией и набором умений, которые он обязан передать. Именно его портрет перенимают студенты и формируют свой собственный. Это процесс, несомненно, является определяющим в формировании личности студента. Ошибки здесь недопустимы.

Сущностными признаками воспитательной деятельности правового воспитания, выступают:

- целенаправленность всех элементов воспитательного процесса и его целиком. Это означает, что воспитание осуществляется через постановку преподавателем цели (как предполагаемого окончательного результата педагогических воздействий), последовательную разработку стратегических и тактических задач воспитания, осуществление перевода целей и задач воспитания во внутренний план студентов; разработку плана дальнейших воспитательных действий и их реализацию. При этом проявляется двуединая сущность воспитательных целей: это сочетание освоения социально-культурных ценностей с развитием индивидуальности воспитанников, их самоактуализацией;

- проявление сущности воспитательной деятельности как средства, процесса и результата, и проявление этих свойств воспитания в единстве. Это означает, что воспитание выступает как стимулирующий фактор развития личности воспитанника, т.е. является средством достижения педагогических целей;

- активность воспитательной деятельности, которая проявляется на всех этапах воспитательного процесса. Для процесса воспитания характерна следующая закономерность: в процессе развития и взросления воспитанника он все больше приобретает свойства субъекта воспитания, т.е. усиливается его субъектная позиция, воспитания преобразовывается в самовоспитание и саморазвитие на основе тех норм и ценностей, которые были усвоены воспитанником в начале этого процесса. Трансформируется и функция воспитателя: он все больше выполняет функции наставника, консультанта,

старшего товарища, который владеет необходимыми знаниями, умениями, компетенциями, опытом, и это позволяет воспитаннику более качественно осуществлять самопознание и саморазвитие.

Правовое воспитание имеет определенную педагогическую цель - сознательное управление процессом развития студента, качеств и свойств характера, в идеале человека который соблюдает и почитает правовые установки общества.

Термин «воспитательная деятельность» употребляется по отношению к деятельности работников разнообразных образовательных организаций, требует целенаправленного планирования, специальной подготовки, четкой организации. Воспитательная деятельность как организованная форма воспитания характеризуется системностью, последовательностью, управляемостью, большей целенаправленностью и регулярностью. Кроме того, воспитательная деятельность осуществляется как профессиональная обязанность. В основе ее лежит система разнообразных задач, форм, методов, приемов, средств воспитания.

Таким образом, можно сформулировать следующее определение воспитательной деятельности - это деятельность, которая характеризуется системностью, целенаправленностью, регулярностью, планомерностью и осуществляется в условиях образовательных организаций.

В процессе воспитательной деятельности у воспитуемого формируются ряд личностных функций, например критичность мышления как способность генерировать собственную субъектную оценку фактам как относительно внешних регуляторов (ценностей, норм, морали), так и относительно внутренних структур (ценностей, убеждений, эмоциональных состояний и т.д.). Критичность мышления характеризуется возникновением сомнений в процессе мышления и деятельности, включает способности к переосмыслению имеющегося опыта и выступает основой формирования нового, творческого решения проблемы, при этом не сводится к необоснованной критике.

Выводы. Таким образом, правовое воспитание студентов - это комплексная работа, осуществляемая образовательной организацией и, в первую очередь, педагогами. Правовое воспитание необходимо, потому что оно стимулирует к правопослушности и непосредственным образом взаимосвязано с обеспечением законности и развитием правового государства. Правовое воспитание осуществляется при помощи различных методов и средств, к примеру, осуществлению правового воспитания способствует проведение учебных деловых игр, различных акций и мероприятий. Правовое воспитание студентов основывается на различных принципах педагогической теории и осуществляется на основе профессионализма педагогов.

Литература:

1. Фролова, С.В. Профессиональное воспитание будущего учителя: дискуссия о концептуальных положениях / С.В. Фролова // Вестник Мининского университета. - 2021. - Т. 9. № 2 (35). - С. 4.

2. Наумова, Л.Ю. Педагогическое стимулирование формирования готовности будущих юристов к правотворческой деятельности: подходы, этапы, средства / Н.Ю. Наумова // Вестник Мининского университета. - 2020. - Т. 8. - № 3 (32). -С. 4.

3. Ваганова, О.И. Правовая компетентность студентов: сущность, подходы к формированию и оцениванию / О.И. Ваганова, М.Н. Булаева, Д.В. Седых // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 58-2. -С. 53-56

Педагогика

УДК 378.14

кандидат педагогических наук, доцент Быстрова Наталья Васильевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород);

кандидат педагогических наук, доцент Зиновьева Светлана Анатольевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОГО СОЗНАНИЯ СТУДЕНТОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация. В процессе исследовании авторами определено, право как наука напрямую оказывает влияние на общество и государство, и формирует правосознание его членов. Под правосознанием мы понимаем совокупность чувств проявляемых человеком к системе права и тем явлениям жизни, которые регулируются его нормами. Правосознание проявляется через знания человека о системе права, сформированности положительного отношения к данной системе, и умение использовать навыки правового поведения в повседневной жизни. Правовое сознание занимает важное место в подготовке будущих специалистов. Вне зависимости от направления подготовки, в рамках которого обучается студент, изучение различных отраслей права помогают будущим выпускникам ориентироваться в Российском законодательстве. В частности в области гражданского, административного и трудового права.

Ключевые слова: правовое сознание, профессиональное обучение, профессиональное образование. Annotation. In the course of the study, the authors determined that law as a science directly affects society and the state, and forms the legal consciousness of its members. By legal consciousness, we understand the totality of feelings shown by a person to the system of law and those phenomena of life that are regulated by its norms. Legal awareness is manifested through a person's knowledge of the system of law, the formation of a positive attitude towards this system, and the ability to use the skills of legal behavior in everyday life. Legal consciousness occupies an important place in the training of future specialists. Regardless of the field of study in which the student is studying, studying various branches of law helps future graduates navigate Russian legislation. In particular in the field of civil, administrative and labor law.

Key words: legal consciousness, professional training, professional education.

Введение. Формирование правовой культуры студентов в системе профессионального образования напрямую зависит от уровня сформированности правового сознания. Воздействие на правосознание студенческой молодежи должно происходить грамотно и быть подкреплено правовыми механизмами. Молодое поколение должно не только знать о существовании закона, но и понимать важность его соблюдения, владеть информацией не только о правах человека, но и об его обязанностях, которые он должен соблюдать перед государством и обществом в целом.

Для изучения правового сознания необходимо дать определение понятия правовое воспитание. Проанализировав ряд определений понятия «правовое воспитания», мы определили, что это система мер, направленных не только на образование современной молодежи, но и на ее просвещение, а также формирование у нее установок к соблюдению закона, мирному

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.