Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОГО СОЗНАНИЯ СТУДЕНТОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ'

ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОГО СОЗНАНИЯ СТУДЕНТОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
108
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВОЕ СОЗНАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Быстрова Наталья Васильевна, Зиновьева Светлана Анатольевна

В процессе исследовании авторами определено, право как наука напрямую оказывает влияние на общество и государство, и формирует правосознание его членов. Под правосознанием мы понимаем совокупность чувств проявляемых человеком к системе права и тем явлениям жизни, которые регулируются его нормами. Правосознание проявляется через знания человека о системе права, сформированности положительного отношения к данной системе, и умение использовать навыки правового поведения в повседневной жизни. Правовое сознание занимает важное место в подготовке будущих специалистов. Вне зависимости от направления подготовки, в рамках которого обучается студент, изучение различных отраслей права помогают будущим выпускникам ориентироваться в Российском законодательстве. В частности в области гражданского, административного и трудового права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Быстрова Наталья Васильевна, Зиновьева Светлана Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF LEGAL CONSCIOUSNESS OF STUDENTS IN A PROFESSIONAL EDUCATIONAL ORGANIZATION

In the course of the study, the authors determined that law as a science directly affects society and the state, and forms the legal consciousness of its members. By legal consciousness, we understand the totality of feelings shown by a person to the system of law and those phenomena of life that are regulated by its norms. Legal awareness is manifested through a person's knowledge of the system of law, the formation of a positive attitude towards this system, and the ability to use the skills of legal behavior in everyday life. Legal consciousness occupies an important place in the training of future specialists. Regardless of the field of study in which the student is studying, studying various branches of law helps future graduates navigate Russian legislation. In particular in the field of civil, administrative and labor law.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОГО СОЗНАНИЯ СТУДЕНТОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

старшего товарища, который владеет необходимыми знаниями, умениями, компетенциями, опытом, и это позволяет воспитаннику более качественно осуществлять самопознание и саморазвитие.

Правовое воспитание имеет определенную педагогическую цель - сознательное управление процессом развития студента, качеств и свойств характера, в идеале человека который соблюдает и почитает правовые установки общества.

Термин «воспитательная деятельность» употребляется по отношению к деятельности работников разнообразных образовательных организаций, требует целенаправленного планирования, специальной подготовки, четкой организации. Воспитательная деятельность как организованная форма воспитания характеризуется системностью, последовательностью, управляемостью, большей целенаправленностью и регулярностью. Кроме того, воспитательная деятельность осуществляется как профессиональная обязанность. В основе ее лежит система разнообразных задач, форм, методов, приемов, средств воспитания.

Таким образом, можно сформулировать следующее определение воспитательной деятельности - это деятельность, которая характеризуется системностью, целенаправленностью, регулярностью, планомерностью и осуществляется в условиях образовательных организаций.

В процессе воспитательной деятельности у воспитуемого формируются ряд личностных функций, например критичность мышления как способность генерировать собственную субъектную оценку фактам как относительно внешних регуляторов (ценностей, норм, морали), так и относительно внутренних структур (ценностей, убеждений, эмоциональных состояний и т.д.). Критичность мышления характеризуется возникновением сомнений в процессе мышления и деятельности, включает способности к переосмыслению имеющегося опыта и выступает основой формирования нового, творческого решения проблемы, при этом не сводится к необоснованной критике.

Выводы. Таким образом, правовое воспитание студентов - это комплексная работа, осуществляемая образовательной организацией и, в первую очередь, педагогами. Правовое воспитание необходимо, потому что оно стимулирует к правопослушности и непосредственным образом взаимосвязано с обеспечением законности и развитием правового государства. Правовое воспитание осуществляется при помощи различных методов и средств, к примеру, осуществлению правового воспитания способствует проведение учебных деловых игр, различных акций и мероприятий. Правовое воспитание студентов основывается на различных принципах педагогической теории и осуществляется на основе профессионализма педагогов.

Литература:

1. Фролова, С.В. Профессиональное воспитание будущего учителя: дискуссия о концептуальных положениях / С.В. Фролова // Вестник Мининского университета. - 2021. - Т. 9. № 2 (35). - С. 4.

2. Наумова, Л.Ю. Педагогическое стимулирование формирования готовности будущих юристов к правотворческой деятельности: подходы, этапы, средства / Н.Ю. Наумова // Вестник Мининского университета. - 2020. - Т. 8. - № 3 (32). -С. 4.

3. Ваганова, О.И. Правовая компетентность студентов: сущность, подходы к формированию и оцениванию / О.И. Ваганова, М.Н. Булаева, Д.В. Седых // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 58-2. -С. 53-56

Педагогика

УДК 378.14

кандидат педагогических наук, доцент Быстрова Наталья Васильевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Зиновьева Светлана Анатольевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОГО СОЗНАНИЯ СТУДЕНТОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация. В процессе исследовании авторами определено, право как наука напрямую оказывает влияние на общество и государство, и формирует правосознание его членов. Под правосознанием мы понимаем совокупность чувств проявляемых человеком к системе права и тем явлениям жизни, которые регулируются его нормами. Правосознание проявляется через знания человека о системе права, сформированности положительного отношения к данной системе, и умение использовать навыки правового поведения в повседневной жизни. Правовое сознание занимает важное место в подготовке будущих специалистов. Вне зависимости от направления подготовки, в рамках которого обучается студент, изучение различных отраслей права помогают будущим выпускникам ориентироваться в Российском законодательстве. В частности в области гражданского, административного и трудового права.

Ключевые слова: правовое сознание, профессиональное обучение, профессиональное образование.

Annotation. In the course of the study, the authors determined that law as a science directly affects society and the state, and forms the legal consciousness of its members. By legal consciousness, we understand the totality of feelings shown by a person to the system of law and those phenomena of life that are regulated by its norms. Legal awareness is manifested through a person's knowledge of the system of law, the formation of a positive attitude towards this system, and the ability to use the skills of legal behavior in everyday life. Legal consciousness occupies an important place in the training of future specialists. Regardless of the field of study in which the student is studying, studying various branches of law helps future graduates navigate Russian legislation. In particular in the field of civil, administrative and labor law.

Key words: legal consciousness, professional training, professional education.

Введение. Формирование правовой культуры студентов в системе профессионального образования напрямую зависит от уровня сформированности правового сознания. Воздействие на правосознание студенческой молодежи должно происходить грамотно и быть подкреплено правовыми механизмами. Молодое поколение должно не только знать о существовании закона, но и понимать важность его соблюдения, владеть информацией не только о правах человека, но и об его обязанностях, которые он должен соблюдать перед государством и обществом в целом.

Для изучения правового сознания необходимо дать определение понятия правовое воспитание. Проанализировав ряд определений понятия «правовое воспитания», мы определили, что это система мер, направленных не только на образование современной молодежи, но и на ее просвещение, а также формирование у нее установок к соблюдению закона, мирному

урегулировании споров в области гражданско-правового и административного законодательства, и профилактиа правонарушений.

К основным показателям сформированности правового воспитания можно отнести правовую активность, понимание норм права, толкование закона.

Под правовым воспитанием также понимается наличие знаний, умений и опыта использования законодательных и иных нормативно-правовых актов в конкретной области деятельности, а также принятие решений в рамках существующего законодательства.

Изложение основного материала статьи. Исследуя характеристику правового воспитания студентов в системе профессионального образования можно выделить ряд принципов, на основе которых осуществляется его формирование.

Во-первых, это принцип единства, так как основные нормы права и морали имеют единоначальный характер, и проникают во всех сферы жизни современного человека.

Во-вторых, это принцип сочетания убеждении и принуждения. Очень часто в образовательных организация данный принцип проявляется в реализации метода «кнута и пряника». Но в данном случае принцип убеждения должен играть главенствующую роль.

В третьих, принцип своевременности правового воспитания. Сущность данного принципа будет проявляться в проведение комплекса мероприятий направленных на просветительскую деятельность в условиях воспитательных мероприятий профессиональной образовательной организации. В условиях реализации данного принципа заключена необходимость осуществления просветительской работы, выявление правонарушений со стороны студентов и их пресечение.

Повышение правовой грамотности и формирование правового сознания возможно только через формирование чувства права и законности, освоение логико-правового мышления, повышение уровня правовой деятельности, улучшение качества правопослушного поведения, совершенствования правоприменительной деятельности, разделение полномочий между исполнительной и судебной властью, изучение правоприменительной практики.

Структурными элементами правового воспитание являются:

- право;

- правосознания;

- правовые отношения;

- законность и правопорядок;

- правовая активность;

- нормативно-правовые акты;

- правомерная деятельность субъектов;

- государственные правовые институты;

- юридическая наука.

Право как наука напрямую оказывает влияние на общество и государство, и формирует правосознание его членов. Под правосознанием мы понимаем совокупность чувств проявляемых человеком к системе права и тем явлениям жизни, которые регулируются его нормами. Правосознание проявляется через знания человека о системе права, сформированности положительного отношения к данной системе, и умение использовать навыки правового поведения в повседневной жизни.

Законность и правопорядок проявляются через соблюдение гражданами норм права, которые закреплены в нормативно-правовых актах и регламентируют деятельность и жизнь общества.

Правопорядок означает не противоречие Конституции и неукоснительное выполнение законов всеми членами общества, физическими и юридическими лицами. Законность предполагает точное исполнение и соблюдение требований законов, а также принятие их в строго установленном законном порядке в соответствии с Конституцией.

Также все граждане общества должны активны с правовой точки зрения, т.е. быть ответственными за свои действия, иметь солидарность в соблюдении правовых норма, быть справедливыми по отношению к другим членам общества, осознавать правовой долг и его последствия, уважать права других членов общества.

К нормативно-правовым актам относятся официальные документы которые издаются государственными органами в целям упорядочивания общественных отношений, возникающих в между людьми, либо в деятельности физических и юридических лиц.

Становление правового воспитание явление многогранное. Успех зависит от взаимного уважения и ответственности государства и общества. Общество должно быть заинтересованным в участии в создании правовой культуры высокого уровня, отвечающей всем требованиям законодательства.

Подготовка студентов в системе профессионального образования осуществляется на базе компетентностного подхода, дающий необходимый методологический инструментарий, необходимый для оценки характера системы образования и ее дидактических положений. Исследуя компетентностный подход к развитию личности студента, мы анализируем ведущие положения, идеи и теории, составляющие методологическую базу воспитания и личностного роста студента, при этом мы опираемся на его индивидуальность и мировоззренческие установки.

Компетентностный подход ориентирован на формирование компетенций студента, его социально-нравственной ориентации и востребованности на рынке труда. Особенность этого подхода в том, что он подобен философской направленности, при которой формируется методологическая база исследования. Данный подход создает условия для самоопределения и самовоспитания студента.

Сущность механизма формирования правового сознания студентов в системе среднего профессионального образования включает комплекс основных положений:

- внутренняя мотивация преподавателя, его стремление постоянно реализовываться и совершенствоваться в области юридических знаний;

- внутренняя мотивация студента, его подготовка к самореализации, самосовершенствованию и самообразованию;

- уровень образования, отвечающий требованиям федеральных государственных образовательных стандартов.

Правовое сознание занимает важное место в подготовке будущих специалистов. Вне зависимости от направления

подготовки, в рамках которого обучается студент, изучение различных отраслей права помогают будущим выпускникам ориентироваться в Российском законодательстве. В частности в области гражданского, административного и трудового права.

С целью формирования правовых компетенций у студентов не юридических направлений подготовки в учебных планах предусмотрены циклы правовой подготовки, в качестве вариативных или факультативных дисциплин.

С.А. Хасанова считает, формирование правосознания студентов проходит через следующие этапы:

1 этап - является информационно-познавательным (основная цель данного этапа - дать студентам знания о законе);

2 этап - является ценностно-ориентированным (направлен на приобретение студентами основ правомерного поведения);

3 этап - является регуляторно-поведенческим (на данном этапе - студентов призывают следовать правовым нормам в обыденной жизни).

Правосознание студентов формируется в процессе правового обучения и правового воспитания.

В своих работах, И.А. Зимняя выделяет структуру формирования правовых компетенций, в которую входит: мотивационный компонент, сущность которого заключается в готовности выпускника к проявлению данной компетентности; поведенческий компонент - проявляется через приобретение опыта проявления сформированной компетентности в различных ситуациях; когнитивный компонент, который включает себя совокупность знаний содержания данной компетенции; ценностно-смысловой компонент - проявляющийся в формировании положительного отношения к данной компетенции.

В процессе исследования был проведен анализ федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования и учебные планы ГБПОУ «Нижегородский техникум городского хозяйства и предпринимательства», ГБПОУ «Нижегородский индустриальный колледж», ГБПОУ «Нижегородский строительный техникум». В результате анализа было определено, что дисциплины, в процессе изучения которых формируется правосознание обучающихся есть во всех образовательных организация системы профессионального образования, путем изучения курсов «Обществознание», «Право» и «Правовое обеспечение профессиональной деятельности».

Рассматривая цели и задачи данных дисциплин, прописанные в рабочих программах, можно говорить о том, что после изучения указанных курсов обучающиеся имеют представления о системе права в Российской Федерации, могут описать содержание Конституции, владеют информацией об основных нормативно-правовых актах, действующих на территории нашей страны, и владеют знаниями об основных правах и обязанностях гражданина.

Дисциплина «Обществознание» в системе среднего профессионального образования изучается на младших курсах, и включает в себя программу старшей школы. Проведя анкетирование студентов первого курса вышеуказанных техникумов был сделан вывод, что для формирования правового сознания этого курса не достаточно. А следующая правовая дисциплина по учебному плану будет только на последнем курсе. Данная дисциплина называется «Правовое обеспечение профессиональной деятельности».

Содержание дисциплины «Правовое обеспечение профессиональной деятельности» разрабатывается исходя из основных требования федерального государственного образовательного стандарта по конкретному направлению подготовки. Студенты изучают те нормативно-правовые акты, которые регулируются правоотношения в рамках их будущей профессии.

В идеале отбор содержания учебного материала осуществляется на основе следующих принципов:

- учет возрастных особенностей обучающихся;

- практическая направленность обучения;

- формирование компетенций, которые обеспечат студентам успешную адаптацию к профессиональной деятельности.

Выводы. На сегодняшний день, в колледжах правовосознание обучающихся к основывается на следующих аспектах:

- образовательный процесс должен иметь своей составной частью возможность формирования профессиональных компетенций, которые необходимы для практического применения в будущей трудовой деятельности;

- процесс обучения должен включать в себя возможность формирования общекультурных компетенций, с помощью развития у обучающихся индивидуальных и общечеловеческих ценностей, благоприятствующих удачной профессиональной реализации в дальнейшем будущем.

Центральное место в правосознание студентов занимает коммуникативная составляющая, которая, прежде всего, предполагает словесный контакт с людьми в сфере правовых отношений. Так же можно говорить о наделении студентов определенными правами и обязанностями, что накладывает свой отпечаток на данную профессию.

Вдобавок к коммуникативной стороне, правосознания выделяют еще и социальную, конструктивную, удостоверительную деятельность, а также организационную, которая заключается в выполнении наиболее активной работы по вопросам правовой сферы.

Студентам с сформированным правосознанием присущи следующие качествами:

- владеет полным представлением о своём социальном предназначении, имеет положительное отношение к профессии, а также обладает профессиональными способами и приемами, которые непрерывно развивает и совершенствует;

- в полной мере сосредоточен на решении встающих перед ним профессиональных задач;

- имеет ценностное отношение к независимости, свободе собственного выбора и собственных решений. При принятии наиболее важных решений он опирается на свои личностные принципы, демонстрирующие социально-общественную ответственность и принадлежность к профессиональной деятельности;

- предпочитает создавать возможности, а не потреблять их.

Литература:

1. Фролова, С.В. Профессиональное воспитание будущего учителя: дискуссия о концептуальных положениях / С.В. Фролова // Вестник Мининского университета. - 2021. - Т. 9. - № 2 (35). - С. 7.

2. Наумова, Л.Ю. Педагогическое стимулирование формирования готовности будущих юристов к правотворческой деятельности: подходы, этапы, средства / Л.Ю. Наумова // Вестник Мининского университета. - 2020. - Т. 8. - № 3 (32). -С. 4.

3. Ваганова, О.И. Правовая компетентность студентов: сущность, подходы к формированию и оцениванию / О.И. Ваганова, М.Н. Булаева, Д.В. Седых // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 58-2. -С. 53-56

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.