Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА ПРАВОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ПРОБЛЕМА ПРАВОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
273
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мамалова Хоузу Эдилсултановна, Кучмезов Расул Абдулмуталифович, Омарова Эмилия Магомедсаидовна

В статье изучена проблема правового образования, изучение вопросов уголовного права и уголовного процесса при реализации программ среднего профессионального образования. Сделан вывод о том, что ведущей целью юридического образования становится процесс формирования правовой культуры, поведения, которые проявляются в смысле жизни, основой которого является право, правопорядок, современная система правовых ценностей всего социума. В современных условиях сохраняется актуальность профилактики правонарушений среди молодежи, в том числе студенческой. Поэтому значительное внимание необходимо уделить формированию индивидуального правосознания, то есть правосознания отдельной личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF LEGAL EDUCATION OF SECONDARY VOCATIONAL STUDENTS

The article studies the problem of legal education, the study of issues of criminal law and criminal procedure in the implementation of secondary vocational education programs. It is concluded that the leading goal of legal education is the process of forming a legal culture, behavior, which are manifested in the sense of life, the basis of which is law, the rule of law, the modern system of legal values of the entire society. In modern conditions, the relevance of the prevention of delinquency among young people, including students, remains. Therefore, considerable attention must be paid to the formation of individual legal consciousness, that is, the legal consciousness of an individual.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА ПРАВОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

этапах знаниями и умениями, самостоятельно решая стандартные и нестандартные задачи, возникающие в ходе исследовательской деятельности.

4. Рефлексивно-оценочный этап «Я осмысляю себя и свою деятельность» предполагает использование методов и приёмов рефлексии («комплимент», «острова», «телеграмма», «коллективное письмо» и др) для оценки собственной деятельности и работы других. Организуются круглые столы, например, «Ретроспективный взгляд: мой исследовательский опыт».

Выводы. На основе обобщения и систематизации полученных данных были раскрыты и обоснованы особенности процессуально-технологического компонента формирования исследовательской компетентности у обучающихся 5-7 классов в условиях внеурочной деятельности. Определено, что использование системы технологий, подобранных по принципу комплементарности, обеспечивает целостное воздействие на все сферы сознаний личности. Их сопряжённость с этапами формирования исследовательской компетентности, выстроенными в логике становления субъектности, способствует более эффективному овладению личностью данным интегральным качеством.

Литература:

1. Алексеев, Н.Г. Леонтович, А.В. Обухов, С.А. Фомина, Л.Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся (фрагменты) / Фiзiка: праблемы выкладання. - 2006. - № 5. - С. 3-5.

2. Винокурова Н.Ф., Лощилова А.А. Формирование экологической ответственности у учащихся 8-го класса средствами школьной географии на основе взаимосвязи классно-урочной, внеурочной и внеклассной деятельности // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2013. - № 7 (82). - С. 115-118.

3. Гримовская Л.М. Развитие познавательных способностей детей в проектной деятельности по экологической тематике [Электронный ресурс] // Вестник Мининского университета. - 2020. - Т. 8. - № 2. URL: https:// https://doi.org/10.26795/2307-1281-2020-8-2-6 (дата обращения: 10.12.2020).

4. Демидова Н.Н., А.В. Зулхарнаева. Технология кейс-стади в изучении экологических проблем: учебнометодическое пособие. Н. Новгород: Мининский университет, 2018. - 176 с.

5. Зарецкий Ю.В., Зарецкий В.К., Кулагина И.Ю. Методика исследования субъектной позиции учащихся // Психологическая наука и образование. - 2014. - № 1. - C. 98-109.

6. Кожуховская Л.С., Позняк И.В. Рефлексивные техники, методы и приемы. Проектирование коллективной деятельности и развитие "Я-концепции" // Народная асвета. - 2009. - № 4. - C. 13-17.

7. Леонтович, А.В. Проектирование исследовательской деятельности учащихся: дис. ... канд. психол. наук / Леонтович Александр Владимирович. - М.: 2003. - 210 с.

8. Лощилова А.А., Винокурова Н.Ф., Шеманаев В.А.. Технология формирования экологической ответственности учащихся при изучении курса «География России» по ФГОС // Известия Волгоградского государственного технического университета. - 2018. - № 6. - С. 66.

9. Обухов А.С., Киселев Б.А. Развитие субъектной позиции учащихся в условиях учебно-исследовательской деятельности // Психология и образование. - 2010. - №2. - С. 179-188.

10. Панов В.И. Этапы овладения профессиональными действиями: экопсихологическая модель становления субъектности. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. - 2016. - №4. -С. 16-25.

11. Проектирование эколого-ориентированной жизнедеятельности личности обучающегося в культурном ландшафте: теоретико-методологический дискурс: монография / под. ред. Н.Н. Демидовой, Н.Ф. Винокуровой. Н. Новгород: ООО «Кириллица», ООО «Благовест», 2019. - 220 с.

12. Прохорова М.П., Ваганова О.И.. Технология образовательного события в российской и зарубежной образовательной практике [Электронный ресурс] // Вестник Мининского университета. - 2019. - Том 7. -№ 4. URL: https://doi.org/10.26795/2307-1281-2019-7-4-2 (дата обращения: 20.04.2020).

13. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. - Самара: Издательство «Учебная литература», 2004. - 80 с.

14. Соловьева Н.М. Формирование исследовательской компетентности обучающихся в классах с углубленным исзучением естественнонаучных дисциплин в условиях взаимодействия «Школа-Вуз» (с учетом региональной специфики): дис. ... канд.пед.наук / Соловьева Наталья Михайловна. - Якутск: 2019. - 194 с.

15. Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному? -М.: ВладосПресс, 2005. - 383 с.

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент кафедры чеченской филологии Мамалова Хоузу Эдилсултановна

ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет» (г. Грозный); кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры организации правоохранительной деятельности Кучмезов Расул Абдулмуталифович

Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России (г. Нальчик);

старший преподаватель кафедры управления образованием Омарова Эмилия Магомедсаидовна

ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала)

ПРОБЛЕМА ПРАВОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье изучена проблема правового образования, изучение вопросов уголовного права и уголовного процесса при реализации программ среднего профессионального образования. Сделан вывод о том, что ведущей целью юридического образования становится процесс формирования правовой культуры, поведения, которые проявляются в смысле жизни, основой которого является право, правопорядок, современная система правовых ценностей всего социума. В современных условиях сохраняется актуальность

профилактики правонарушений среди молодежи, в том числе студенческой. Поэтому значительное внимание необходимо уделить формированию индивидуального правосознания, то есть правосознания отдельной личности.

Ключевые слова: правовое образование, правовая культура, правовое воспитание, среднее профессиональное образование.

Annotation. The article studies the problem of legal education, the study of issues of criminal law and criminal procedure in the implementation of secondary vocational education programs. It is concluded that the leading goal of legal education is the process of forming a legal culture, behavior, which are manifested in the sense of life, the basis of which is law, the rule of law, the modern system of legal values of the entire society. In modern conditions, the relevance of the prevention of delinquency among young people, including students, remains. Therefore, considerable attention must be paid to the formation of individual legal consciousness, that is, the legal consciousness of an individual.

Keywords: legal education, legal culture, legal education, secondary vocational education.

Введение. Современное становление гражданского общества, государственной правовой системы, формирование современных механизмов осуществления государственной власти, рост роли конституционной законности способствуют активности лица как субъекта этих отношений и требуют глубокого понимания сути данных процессов. Это предопределяет разработку принципиально новых подходов к правовому образованию обучающихся, его содержанию и структуре, разработке концепции правового образования.

Актуальностью изучения права является то, что в жизни любого государства, общества и каждого человека эта категория играет важную роль. Без этой системы ни одно общество не смогло бы существовать мирно и упорядоченно, и ни одно государство не смогло бы развиваться. Знание уголовного права и процесса также делает людей другими, меняет их мировоззрение, формирует правовую культуру.

Изложение основного материала статьи. Совершенствование процесса обучения и воспитания учащихся профессиональных учебных заведений в значительной степени зависит от обеспечения учебно-воспитательного процесса учебной и методической литературой, наглядными пособиями и техническими средствами обучения, дидактическими материалами, то есть от комплексного методического обеспечения учебного заведения для качественной подготовки будущих специалистов.

В связи с этим многие ученые выступают за введение современных методических разработок в систему профессионального образования России, особенно на уровне средних профессиональных учебных заведений. Не смотря на то, что узконаправленные методические разработки не являются распространенной категорией в системе современного образования России, его теоретические основы нашли отражение в трудах таких отечественных ученых, как Н.А. Микитенко, А.А. Ковальчук, Ф.А. Моисеева. Следует отметить, что в России педагогические исследования методик разработки узконаправленных методических разработок появились недавно. Их появление вызвали новые социально-экономические, политические, социокультурные реалии, стремление интеграции нашего государства в европейское пространство. Появились исследования, посвященные проблемам формирования специалиста-методиста, а также изучению положительного зарубежного опыта обучения и возможностей переноса такого опыта на отечественную систему образования. Проблемой подготовки специалистов-методистов основе в других государствах занимались Е.М. Верещагин, Н.М. Михайлов, В. Маккей, М.М. Певзнер, И. Турман, А.Г. Ширин.

Концептуальные основы юридического образования определены в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ, Постановлении Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. N 751 г. Москва «О национальной доктрине образования в Российской Федерации», Федеральном Государственном стандарте среднего общего образования, Федеральном Государственном стандарте среднего профессионального образования.

Определены цели и задачи правового образования, которые включают пять основных пунктов:

- формирование у учащихся личностных черт гражданина РФ, системы знаний о современном государстве и праве, особенностей их возникновения, функционирования и развития, их роли и функций в организации общественной жизни;

- обучение студентов (учащихся) анализировать и с правовой точки зрения оценивать общественно-политические события, пользоваться правовыми актами и юридической литературой и действовать согласно нормам права в конкретных жизненных ситуациях;

- ознакомление обучающихся с историей развития правовой мысли и правоотношений, основами конституционного строя РФ, ее правовой системы, отраслями права и правовыми институтами;

- формирование у студентов собственного взгляда на государственно-правовые явления и их особенности, осознание роли человека в системе общественных отношений;

- выработка навыков правомерного поведения, закрепление положительных мотивов активного участия в общественной жизни, социальный оптимизм, способность осуществлять самостоятельный выбор и принимать ответственные решения, умение юридически грамотно ориентироваться в конкретных жизненных ситуациях и действовать согласно правовым нормам [4];

- воспитание у студентов (учеников) уважения к государственной символике, традициям и обычаям российского народа, убеждение в необходимости строгого соблюдения законов, негативного отношения к противоправным поступкам [5].

Формирование содержания правового образования должно основываться на принципах:

- научности, предполагающий ознакомление учащихся с современными государственно-правовыми процессами и их отражением в правовых актах и современной научной литературе;

- целостности и системности, то есть анализе государственно-правовых явлений через их общее видение в их многогранности, взаимосвязях и взаимообусловленности;

- конкретно-историческом подходе, который предусматривает необходимость понимания студентами причин, обусловивших конкретнее явление, этапов его развития и тенденций, характеризующих каждый из них;

- гуманизации, органическом сочетании национальных и общечеловеческих элементов;

- культуросоответствие, что предполагает органическое единство правового образования, культуры, языка, традиций и обычаев народа, которые обеспечивают духовное единство, преемственность и преемственность поколений;

- подбора (селектирования) материала, имеющего решающее значение для образования, воспитания и развития учащихся;

- демократизации системы преподавания, отказа от авторитарной педагогики, внедрения личностно ориентированных педагогических технологий [5].

Формирование знаний, умений и навыков осуществляется во всех дошкольных, общеобразовательных, профессионально-технических, высших учебных заведениях и заведениях последипломного образования. Можно утверждать, что уровень цивилизованности общества определяется тем, насколько его члены знают свои права, осознают свои обязанности и уважают права других, и поэтому необходимо предоставить ученикам определенный, соответствующий их возрасту объем правовых знаний, а также формировать правовые представления, понятия, взгляды, убеждения, которые являются основой личного правового сознания. Молодому преподавателю следует помнить, что правовые убеждения и правосознание можно сформировать только опираясь на развитие правового мышления методами моделирования юридических соображений, толкование законов, методами алгоритмизации и синектики (по аналогии), методом моделирования (с последующим логическим анализом, проблемными вопросами, сопоставлением), используя методику критического мышления, работу с текстом и тому подобное.

Методика преподавания правоведения должна базироваться на формировании у обучающихся правовых знаний, но в обязательном органическом единстве с правовым воспитанием, основу которого составляют нормы морали согласно основополагающих, ведущих принципов права. Среди них можно отметить принципы справедливости и ответственности за вину. Для определения задач правового воспитания их следует разделить на общие и частичные.

Если общей задачей остается формирование правосознания, убеждений учащихся, то частичные задачи определяются различными типами и уровнями образования и направленности на достижение определенного результата. При этом следует заметить, что задачи определяются государственным стандартом правового образования, и они являются такими:

- формировать правовые представления, понятия, взгляды, убеждения, которые коренятся в личном правовом сознании;

- воспитывать веру в необходимость и целесообразность существования законов, веру в ответственность и наказание за противоправные поступки;

- формировать привычки, поступать в соответствии с требованиями права и морали;

- воспитывать нетерпимость к нарушениям права и морали;

- формировать социально-правовую активность молодого человека, желание участвовать в укреплении законности и правопорядка.

Наряду с правовым воспитанием студентов следует рассмотреть целесообразность правового образования и воспитания родителей и преподавателей. Основными факторами этого процесса являются тесный связь между составляющими, постоянный анализ их функционирования с последующей обязательной коррекцией для достижения их единства, взаимосвязанного развития. Этот процесс обязательно должен включать как содержание правового образования и воспитания, так и формы и методы организации учебно-воспитательной работы. Средствами правового воспитания являются: правовая пропаганда, правовое обучение, юридическая практика, самовоспитание. Все эти средства имеют целью обеспечение правовой информированности, которая предусматривает передачу знаний, восприятие их, переосмысление и использование на практике. Достаточно актуальной является проблема «правового минимума», то есть обязательного уровня знаний права, которым должен обладать каждый гражданин, независимо от его социального статуса.

Правовое образование и правовое воспитание органически связаны между собой, и поэтому их ведущими функциями являются три самые существенные:

- образовательная (получение учащимися правовых знаний, формирование необходимых умений и навыков применения этих знаний на практике);

- развивающая (развитие правового, критического мышления и активизация познавательных возможностей учащихся, формирование способности к самостоятельной правоприменительной деятельности);

- воспитательная (процесс обучения предполагает связь целенаправленного формирования сознания личности законопослушного гражданина и юриста-профессионала, включая правосознание со сложившимися правовыми установками и ценностными ориентациями, специальными профессионально необходимыми знаниями).

Крайне важным является формирование соответствующей мотивации, то есть позитивного отношения к праву, явлениям и потребности в постоянном углублении правовых знаний. Эта потребность должна возникать не только у юристов-профессионалов, но и у всех граждан. Только в таком случае человек не только декларировать значение теории для практики, но и пытаться найти возможность для овладения знаниями и их использования в определенных ситуациях. Правовое обучение и воспитание являются частью целого процесса духовного формирования личности, подъема ее правовой культуры, без которой нельзя обойтись в развитии правового государства. Правовое воспитание имеет в своей основе деятельность, которая предполагает наличие стратегических долговременных целей. Они могут быть конкретизированы в связи со спецификой субъекта и объекта воспитательного воздействия, методов, средств этой деятельности, а также учреждений, осуществляющих правовое воспитание.

При это очень важно использовать в процессе формирования правовых знаний современных методов и технологий, а так же возможности образовательной среды [2; 6].

В этом процессе крайне важно средствами правовых знаний так же формировать профессионально-значимые качества будущих специалистов и закладывать основы правовой культуры. [1-6].

Приведенная выше триединая цель обязательно включает правовое воспитание и обучение, интеграционная сущность которого в предоставлении, осознании, усвоении правовых знаний, а также в формировании соответствующего отношения к праву и практике его реализации, умения использовать свои права, исполнять свои обязанности и запреты. Поэтому логичным представляется то, что в современных

условиях возникает насущная потребность в осознании основных положений законодательства, формировании чувства глубокого уважения к нему. Полученные студентом знания постепенно превращаются в личные убеждения, во внутреннюю потребность и соответствующее поведение, привычку соблюдать закон и проявлять профессиональную юридическую активность. Понятие «правовая культура» используется для характеристики всей правовой надстройки общества, она является частью права, правосознания, правовых отношений, правопорядка, законотворчества и иной правовой деятельности, а также частью культуры общества в процессе его развития, совокупной деятельностью поколений, капитализацией их общей деятельности и опыта.

Правовая культура как система духовно-нравственных и правовых ценностей имеет свое отражение в достигнутом уровне развития правовой действительности, нормативных правовых актах, правосознании, в соответствии с которыми формируется уважение к закону и преодолевается правовой нигилизм, осуществляется правовое регулирование общественных отношений, устанавливается режим правопорядка в стране.

Выводы. Следовательно, ведущей целью юридического образования становится процесс формирования правовой культуры, поведения, которые проявляются в смысле жизни, основой которого является право, правопорядок, современная система правовых ценностей всего социума.

В современных условиях сохраняется актуальность профилактики правонарушений среди молодежи, в том числе студенческой. Поэтому значительное внимание необходимо уделить формированию индивидуального правосознания, то есть правосознания отдельной личности. Усилия педагога должны быть направлены на коррекцию индивидуального правосознания, нейтрализацию причин девиантного поведения и правового нигилизма.

Литература:

1. Булуева Ш.И., Кучмезов Р.А., Озиева Л.С. К вопросу о профессиональноличностных качествах студентов // Мир науки, культуры, образования. - 2020. - № 3 (82). - С. 238-239.

2. Гамидов Л.Ш., Магомедалиева М.Р., Кучмезов Р.А. Сущность и структура понятия "исследовательская культура студента вуза" // Мир науки, культуры, образования. - 2020. - № 6 (85). -С. 66-68.

3. Гогурчунов А.П. Формирование правового сознания студентов как результат образовательного процесса. / Проблемы современного педагогического образования. - Ялта, 2020. - №69(4). - С. 70-72.

4. Джинджолия Р.С., Боровиков В.Б. Российское уголовное право. В 2 частях. Общая часть. Учебно-наглядное пособие (схемы). - М.: Прометей. - 2018. - 158 с.

5. Кучмезов Р.А. Формирование правовой грамотности студентов как актуальная педагогическая задача // Мир науки, культуры, образования. - 2020. - № 3 (82). - С. 159-160.

6. Кучмезов Р.А., Ажиев М.В., Акбулатова Л.А. Рефлексивно-образовательная среда вуза как условие формирования профессиональной культуры педагога // Мир науки, культуры, образования. - 2020. - № 6 (85). - С. 81-83.

7. Наумов А.В. Российское уголовное право. Общая часть. Курс лекций.-6-е изд. - М.: Проспект. -2020. - 784 с.

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент кафедры чеченской филологии Мамалова Хоузу Эдилсултановна

ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет» (г. Грозный);

кандидат педагогических наук, доцент кафедры

английского языка Плиева Ася Ортелловна

ФГБОУ ВО «Ингушский государственный университет» (г. Магас);

старший преподаватель кафедры огневой

подготовки Журтов Астемир Билялович

Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал)

Краснодарского университета МВД России (г. Нальчик)

ПОНЯТИЕ КОМПЕТЕНЦИИ В СТАНДАРТАХ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье изучено понятие компетенции в стандартах высшего профессионального образования. Сделан вывод о том, что под компетенцией понимается возможность специалиста решать профессиональный круг задач. Универсальные и общепрофессиональные компетенции являются одной из важнейших составляющих современного образования, они не только отражают уровень знаний, умений и опыта, но и социально-нравственную позицию личности. Благодаря указанным компетентностям можно направить свое воздействие на окружающую среду и различные общественные отношения выпускника появляется возможность интегрироваться в социум, направить свое воздействие на окружающую среду и различные общественные отношения.

Ключевые слова: компетенция, федеральный государственный образовательный стандарт, компетентностный подход, универсальные компетенции, общепрофессиональные компетенции.

Annotation. The article studies the concept of competence in the standards of higher professional education. It is concluded that competence is understood as the ability of a specialist to solve a professional range of tasks. Universal and general professional competences are one of the most important components of modern education, they not only reflect the level of knowledge, skills and experience, but also the social and moral position of the individual. Thanks to these competencies, you can direct your impact on the environment and various social relations of the graduate, it becomes possible to integrate into society, direct your impact on the environment and various social relations.

Keywords: competence, federal state educational standard, competence-based approach, universal competences, general professional competencies.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.