Научная статья на тему 'ПОНЯТИЕ КОМПЕТЕНЦИИ В СТАНДАРТАХ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ПОНЯТИЕ КОМПЕТЕНЦИИ В СТАНДАРТАХ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1143
163
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мамалова Хоузу Эдилсултановна, Плиева Ася Ортелловна, Журтов Астемир Билялович

В статье изучено понятие компетенции в стандартах высшего профессионального образования. Сделан вывод о том, что под компетенцией понимается возможность специалиста решать профессиональный круг задач. Универсальные и общепрофессиональные компетенции являются одной из важнейших составляющих современного образования, они не только отражают уровень знаний, умений и опыта, но и социально-нравственную позицию личности. Благодаря указанным компетентностям можно направить свое воздействие на окружающую среду и различные общественные отношения выпускника появляется возможность интегрироваться в социум, направить свое воздействие на окружающую среду и различные общественные отношения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мамалова Хоузу Эдилсултановна, Плиева Ася Ортелловна, Журтов Астемир Билялович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT OF COMPETENCE IN HIGHER VOCATIONAL EDUCATION STANDARDS

The article studies the concept of competence in the standards of higher professional education. It is concluded that competence is understood as the ability of a specialist to solve a professional range of tasks. Universal and general professional competences are one of the most important components of modern education, they not only reflect the level of knowledge, skills and experience, but also the social and moral position of the individual. Thanks to these competencies, you can direct your impact on the environment and various social relations of the graduate, it becomes possible to integrate into society, direct your impact on the environment and various social relations.

Текст научной работы на тему «ПОНЯТИЕ КОМПЕТЕНЦИИ В СТАНДАРТАХ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

условиях возникает насущная потребность в осознании основных положений законодательства, формировании чувства глубокого уважения к нему. Полученные студентом знания постепенно превращаются в личные убеждения, во внутреннюю потребность и соответствующее поведение, привычку соблюдать закон и проявлять профессиональную юридическую активность. Понятие «правовая культура» используется для характеристики всей правовой надстройки общества, она является частью права, правосознания, правовых отношений, правопорядка, законотворчества и иной правовой деятельности, а также частью культуры общества в процессе его развития, совокупной деятельностью поколений, капитализацией их общей деятельности и опыта.

Правовая культура как система духовно-нравственных и правовых ценностей имеет свое отражение в достигнутом уровне развития правовой действительности, нормативных правовых актах, правосознании, в соответствии с которыми формируется уважение к закону и преодолевается правовой нигилизм, осуществляется правовое регулирование общественных отношений, устанавливается режим правопорядка в стране.

Выводы. Следовательно, ведущей целью юридического образования становится процесс формирования правовой культуры, поведения, которые проявляются в смысле жизни, основой которого является право, правопорядок, современная система правовых ценностей всего социума.

В современных условиях сохраняется актуальность профилактики правонарушений среди молодежи, в том числе студенческой. Поэтому значительное внимание необходимо уделить формированию индивидуального правосознания, то есть правосознания отдельной личности. Усилия педагога должны быть направлены на коррекцию индивидуального правосознания, нейтрализацию причин девиантного поведения и правового нигилизма.

Литература:

1. Булуева Ш.И., Кучмезов Р.А., Озиева Л.С. К вопросу о профессиональноличностных качествах студентов // Мир науки, культуры, образования. - 2020. - № 3 (82). - С. 238-239.

2. Гамидов Л.Ш., Магомедалиева М.Р., Кучмезов Р.А. Сущность и структура понятия "исследовательская культура студента вуза" // Мир науки, культуры, образования. - 2020. - № 6 (85). -С. 66-68.

3. Гогурчунов А.П. Формирование правового сознания студентов как результат образовательного процесса. / Проблемы современного педагогического образования. - Ялта, 2020. - №69(4). - С. 70-72.

4. Джинджолия Р.С., Боровиков В.Б. Российское уголовное право. В 2 частях. Общая часть. Учебно-наглядное пособие (схемы). - М.: Прометей. - 2018. - 158 с.

5. Кучмезов Р.А. Формирование правовой грамотности студентов как актуальная педагогическая задача // Мир науки, культуры, образования. - 2020. - № 3 (82). - С. 159-160.

6. Кучмезов Р.А., Ажиев М.В., Акбулатова Л.А. Рефлексивно-образовательная среда вуза как условие формирования профессиональной культуры педагога // Мир науки, культуры, образования. - 2020. - № 6 (85). - С. 81-83.

7. Наумов А.В. Российское уголовное право. Общая часть. Курс лекций.-6-е изд. - М.: Проспект. -2020. - 784 с.

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент кафедры чеченской филологии Мамалова Хоузу Эдилсултановна

ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет» (г. Грозный);

кандидат педагогических наук, доцент кафедры

английского языка Плиева Ася Ортелловна

ФГБОУ ВО «Ингушский государственный университет» (г. Магас);

старший преподаватель кафедры огневой

подготовки Журтов Астемир Билялович

Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал)

Краснодарского университета МВД России (г. Нальчик)

ПОНЯТИЕ КОМПЕТЕНЦИИ В СТАНДАРТАХ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье изучено понятие компетенции в стандартах высшего профессионального образования. Сделан вывод о том, что под компетенцией понимается возможность специалиста решать профессиональный круг задач. Универсальные и общепрофессиональные компетенции являются одной из важнейших составляющих современного образования, они не только отражают уровень знаний, умений и опыта, но и социально-нравственную позицию личности. Благодаря указанным компетентностям можно направить свое воздействие на окружающую среду и различные общественные отношения выпускника появляется возможность интегрироваться в социум, направить свое воздействие на окружающую среду и различные общественные отношения.

Ключевые слова: компетенция, федеральный государственный образовательный стандарт, компетентностный подход, универсальные компетенции, общепрофессиональные компетенции.

Annotation. The article studies the concept of competence in the standards of higher professional education. It is concluded that competence is understood as the ability of a specialist to solve a professional range of tasks. Universal and general professional competences are one of the most important components of modern education, they not only reflect the level of knowledge, skills and experience, but also the social and moral position of the individual. Thanks to these competencies, you can direct your impact on the environment and various social relations of the graduate, it becomes possible to integrate into society, direct your impact on the environment and various social relations.

Keywords: competence, federal state educational standard, competence-based approach, universal competences, general professional competencies.

Введение. Одной из основных целей высшего образования является формирование востребованных специалистов. Востребованность специалиста определяется двумя факторами: кругом задач, которые может решать специалист, и востребованностью самих задач. Востребованность компетенций, круг задач, которые должен уметь решать специалист, определяются требованиями Российской экономики, запросы которой применительно к специалистам выражаются в количестве вакансий, размещенных на площадках поиска работ, биржах труда. Выделив ключевые навыки и компетенции студентов - будущих педагогов, руководитель получает возможность сформулировать четкие требования к преподаванию дисциплины в рамках реализации программы высшего образования, заложив формируемые компетенции в качестве критериев в основном образовательном процессе. Таким образом, формирование модели компетенций у студентов становится «стержнем» для системы образования в целом.

Изложение основного материала статьи. Для того чтобы понять, как модели организационного управления могут быть связаны с понятием компетентности как совокупности компетенций, какие модели могут быть построены на основе компетентностного подхода, необходимо понять, что подразумевается под этими понятиями и раскрыть их сущность.

«Компетенция» и «компететность» как базисные понятия компетентностного подхода в разных источниках определяются по-разному. Важно понимать, что эти понятия не эквивалентны друг другу и имеют неодинаковую сущность. Чаще всего компетентность трактуется как совокупность компетенций.

Например, Дж. Равен считает, что во всем имеется существенная связь с психологическими процессами. В своих работах он отмечает, что компетентность может складываться не только из заранее определенных компонентов, но в ней также могут проявляться иные, скрытые компоненты, которые проявляются в новой, на данном этапе жизни, ситуации [5].

Понятия «компетенция» и «компетентность» начали активно распространяться в середине шестидесятых готов XX века. Таким образом, работы зарубежных авторов: В. Хутмахера, Р. Уайта, Н. Хомского, Дж. Равена, Т. Хоффманна, Ж. Делора, - которые являются психологами, педагогами и политическими деятелями, - выступили основой развития компетентностного подхода в образовании. Среди отечественных исследователей, рассматривающих в своих трудах компетентностный подход в различных видах деятельности, можно выделить авторов: Ю.Г. Татур, И.А. Зимняя, В.И. Байденко, А. Каспржак, Н.С. Сахарова, А.В. Хуторской, В. Ландшеер, А.К. Маркова, М.А. Холодная, В.И. Загвязинский.

Взаимосвязь компетентностного подхода и моделей организационного управления впервые нашла отражение в работе «Testing for Competence Rather Than Intelligence» американского профессора психологии Гарвардского университета Дэвида Макклелланда в 1973 году. Название статьи авторы переводят на русский язык по-разному, так, например, были предложены варианты: «Тестирование: компетенции против интеллекта», «Проверка на компетенцию, а не на интеллект», «Тестировать компетентность, а не интеллект», «Измерение компетентности против измерения интеллекта» [7].

Как уже было отмечено, понятие компетенции трактуется авторами весьма многообразно. Аналогичным образом авторы выделяли типологии компетенций, то есть разделяли их на группы (виды) по различным признакам.

Исходя из всего вышесказанного, можно заметить, что понятия компетенции и компетентности имеют богатое разнообразие определений, и, кроме того, могут выделяться группы, типы и виды компетенций.

Некоторыми авторами обсуждается понятие модели компетенций или компетентностной модели [6, 7]. В то же время можно столкнуться с представлением о подобной модели просто как о перечне или наборе компетенций (знаний, умений, навыков) с описанием их характеристик. В дополнение к этому перечню модель может содержать инструменты оценки уровня владения различными компетенциями. Понятие компетентностной модели вводится для того, чтобы понимать, насколько способен и готов индивид выполнить функции, относящиеся к конкретному виду организационной деятельности.

В настоящее время актуальной проблемой является оценка профессиональной компетентности человека, то есть получение представления о том какими знаниями, умениями и навыками он обладает. В дальнейшем при составлении модели управления человеческими ресурсами на основе компетентностного подхода, будет использовано понятие профессиональной компетентности и модели компетенций, которая может разрабатываться организацией на основе государственных стандартов и собственных требований.

В нашей стране компетентностный подход в сфере образования отражается в ФГОС нового (третьего) поколения, которые начали разрабатываться в 2009 году, в момент изменения Закона РФ «Об образовании». ФГОС представляет собой объединение обязательных требований к образованию конкретного типа и (или) к специальности и направлению подготовки. Образовательные стандарты утверждаются органами исполнительной власти, которые занимаются регулированием и выработкой политики в сфере образования [1].

В двух предыдущих поколениях образовательных стандартов компетентностный подход явно не отражался, то есть, только согласно ФГОС третьего поколения, высшее профессиональное образование получило очевидный вектор в направлении на формирование и развитие профессиональных и универсальных компетенций.

Все высшие учебные заведения РФ, которые имеют государственную аккредитацию, обязаны составлять учебные дисциплины, которые соответствуют ФГОС и направлены на формирование компетенций. Главные принципы формирования профессиональной компетентности, возможно, представить следующим образом:

- следует организовывать образовательную программу так, чтобы она соответствовала образовательным стандартам и, кроме того, была направлена на максимальное использование возможностей образовательных дисциплин;

- необходимо формировать у обучающихся потребность в личностном и профессиональном самосовершенствовании;

- профессиональную компетентность следует рассматривать как интегральное свойство личности и выделять наиболее важные составляющие данного свойства.

Кроме рассмотренных образовательных стандартов, существуют государственные профессиональные стандарты, которые также тесно связаны с понятием компетентностного подхода.

Впервые понятие профессионального стандарта было описано в Трудовом Кодексе РФ Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. №236-Ф3. Согласно федеральному закону, профессиональный стандарт есть характеристика квалификации, необходимая работнику для осуществления определенного вида

профессиональной деятельности. Квалификация здесь трактуется как уровень знаний, умений, навыков и опыта работы [2].

Применение государственных профстандартов организациями обязательны, если установлены требования квалификации, которые необходимы при выполнении конкретных трудовых функций. Обязательность применения может быть не установлена в профстандарте, тогда организациям рекомендуется применять данные профстандарты в качестве основы для составления требований к квалификации, учитывая характерные черты и особенности формирования условий производства и труда.

Согласно правилам разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, которые были утверждены постановлением Правительства РФ в январе 2013 г., профессиональные стандарты находят применение [3]:

- при разработке и создании ФГОС профессионального образования как вида образования, направленного на усвоение обучающимися в процессе обучения по образовательным программам знаний, умений, навыков и на формирование компетенций, которые предоставляют возможность вести профессиональную деятельность в специализированной сфере [3];

- при разработке профессиональных образовательных программ как совокупности основных характеристик обучения (содержание, объем, предполагаемые результаты), организационных условий, оценочных материалов. Разработка при этом осуществляется образовательными организациями [3];

- организациями при формировании политики управления, учитывая особенности формирования условий производства и труда.

В условиях постоянного развития и реализации ФГОС, компетентностная модель образования является одной из самых общепринятых. Теоретические основы компетентностного подхода и их практическое применение в образовании поспособствовали пересмотру требований к образовательному процессу. Результат отражается в том, что в качестве результата рассматривают не количество отдельных умений, знаний и навыков, а сформированность компетенций. Это показывает то, что учащиеся смогут применять полученные знания, навыки и умения в реальных ситуациях.

Понятия компетенция и компетентность уже достаточно давно и широко применяются в системе образования. Компетентностный подход представляет собой переход ведущей образовательной парадигмы с преимущественной передачей знаний, формированием навыком на создание условий для обретения комплексом компетенций, которые означают потенциал и способности выпускника к жизни в условиях современного общества [1].

Осваивание компетенций происходит в процессе изучения какие-либо дисциплин в вузе, модулей, циклов, дидактических единиц, интегрирующих в специальных и общепрофессиональных дисциплинах. Таким образом, компетенции представляют собой итоговый интегральный характер понятия по отношению к «знаниям», «умениям», «навыкам».

Для профессиональной деятельности необходим компетентный специалист, который способен использовать такие интеллектуальные ресурсы, как: система знаний, умений, способности и личностные качества, которые необходимы для продуктивного решения поставленных задач в типовых и нестандартных ситуациях, заключающих в себя специальные, профессиональные и ключевые компетенции как объединенный результат образования. Так современный уровень социально-экономического, научно-технического развития общества требует подготовки конкурентоспособного, компетентностного специалиста, восприимчивого к саморазвитию.

Компетентностно-ориентированное образование начало широко распространяться с середины 80-х годов во многих странах и на сегодняшний день встречается во многих системах образования таких стран, как: Австралия, США, Великобритания, Финляндия [4]. Таким образом, компетентность:

- относится к личности обучающегося;

- не сводится к знаниям, умениям, навыкам, но проявляется в них;

- может развиваться и диагностироваться в организованной учебной деятельности студентов, имитирующей профессиональную.

Профессиональная компетентность личности, включающая ключевые и специальные профессиональные компетенции как интегрированный результат образования, привлекает также персональные ресурсы, т.е. личностные качества, способности и умения, которые формируют систему знания. Персональные ресурсы помогают справиться с профессиональными задачами в типовых и нестандартных ситуациях, где первые являются умением личности к эффективному решению определенных профессиональных задач (могут быть сформированы в рамках одного или нескольких предметов), а вторые зависят от вида и типа профессиональной деятельности (могут быть сформированы в рамках одного предмета).

Компетенции отличаются от знаний, умений и навыков, но не исключают их наличие. Отличия отражаются в том, что от знаний компетенции отличает то, что они существуют в виде деятельности, от умений - применение к решение различных задач и свойство переноса, от навыков - дает возможность принимать решение как в типовой, так и в нестандартной ситуации. Из чего можно заключить, что профессиональная компетентность - это осваивание человеком определенных специальных и ключевых компетенций, которые включают в себя ценностное отношение к профессиональной ситуации, в пределах которой он действует.

Список ключевых компетенций предопределяется на основе главных целей общего образования, структуры социального и личного опыта, видов деятельности обучающегося, которые дают ему возможность обретать новые навыки практической деятельности, опыт в современном обществе. Так ключевые образовательные компетенции представляют собой следующие:

1. Ценностно-смысловые компетенции.

2. Учебно-познавательные компетенции.

3. Информационные компетенции.

4. Коммуникативные компетенции.

5. Социально-трудовые компетенции.

6. Компетенции личностного самосовершенствования.

Отсюда следует выделение различных подходов в понимании вышеперечисленных компетенций, как основных:

- компетенции в роли системы деятельности (учебно-познавательная, коммуникативная, информационная, социально-трудовая, ценностно-смысловая) и самосовершенствования личности [8];

- компетенции в виде личностных качеств, необходимых для совместной работы в разнопрофильных профессиях [9];

- компетенции как «переходящие» знания и умения, которые востребованы в различных профессиональных деятельностях [10].

В первом делается упор на то, что субъект имеет способность самосовершенствоваться, пробовать себя в разных деятельностях, включая учебно-познавательную.

Во втором на первый план выдвигаются личностные качества, а в третьем подчеркиваются знания и умения. Общим для них является то, что они обобщены, дают возможность переносить компетенции из одной в другую сферу.

Важнейшей составляющей компетенции выступает опыт, который интегрирует в обобщенность действий человека, способов решения задач, где он является продуктом деятельности.

Компетентность в сфере образования приобретает смысл, и значение, поскольку развитие современного образования запрашивает формирование у обучающихся самостоятельности в познавательной деятельности. Так, понятие «учебно-познавательная компетенция» становится одним из направлений системы непрерывного образования и становится актуальным на сегодняшний день.

Согласно стандартам, выпускник бакалавр, как гуманитарного направления, так и технического должен обладать универсальными и общепрофессиональными компетенциями.

Выводы. Таким образом, под компетенцией понимается возможность специалиста решать профессиональный круг задач. Универсальные и общепрофессиональные компетенции являются одной из важнейших составляющих современного образования, они не только отражают уровень знаний, умений и опыта, но и социально-нравственную позицию личности. Благодаря указанным компетентностям можно направить свое воздействие на окружающую среду и различные общественные отношения выпускника появляется возможность интегрироваться в социум, направить свое воздействие на окружающую среду и различные общественные отношения.

Литература:

1. Абрамян Н.Г., Пронина Е.В. Методика преподавания психологии. - В: Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых (ВлГУ), 2017. - 82 с.

2. Алексеева О.П., Джабраилова В.С. Компетентностный подход в организации внеаудиторной деятельности студентов: от теории к практике. Образование и педагогические науки в XX веке: актуальные вопросы, достижения и инновации: сборник статей Международной научно-практической конференции / Под общ.ред. Г.Ю. Гуляева. - Пенза: МЦНС «Наука и просвещение». - 2017. - 262 с.

3. Андреева Г.М. Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. (ред.) Современная зарубежная социальная психология / Под ред. Г.М. Андреевой, Н.Н. Богомоловой, Л.А. Петровской. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. - 256 с.

4. Зеер Э.Ф. Формирование компетенций в практике преподавания общих и специальных дисциплин в учреждениях среднего профессионального образования. Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции, 5 мая 2011 г. - Екатеринбург, 2011. - 266 с.

5. Коваленко А.В. Компетентностный подход в высшем профессиональном образовании. Хрестоматия-путеводитель. - Томск: Томский политехнический университет. Институт инженерной педагогики, 2007. - 117 с.

6. Кузьмина Н.В. Методы исследования педагогической деятельности. - СПб.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1970. - 183 с.

7. Окулич, Н.А. Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Методика преподавания психологии» для специальности 1-23 01 04 Психология / Н.А. Окулич. - Брест: БрГУ, 2014. - 224 с.

8. Профессионализм педагога: сущность, содержание, перспективы развития: Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 130-летию со дня рождения А.С. Макаренко. 15-16 марта 2018г., Москва, МГОУ. / Под ред. Е.И. Артамоновой. В 2 ч. Часть 2. - М.: МАНПО, 2018. - 480 с.

9. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2001. - 304 с.

10. Татур Ю.Г. Образовательная система России. Высшая школа: Монография / Ю.Г. Татур. - М.: Исслед. центр проблем качества подгот. специалистов: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1999. - 278 с.

Педагогика

УДК 372.8

преподаватель Махубрахманова Венера Радиковна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Набережночелнинский государственный педагогический университет» (г. Набережные Челны)

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ

КУЛЬТУРЫ

Аннотация. Экологическое образование является главной задачей подрастающего поколения. Сегодня требуется уровень сознания и деятельности общества, способный сохранить равновесие и гармонию взаимоотношений с окружающей средой. В данной научной разработке рассматриваются практики организации исследовательских проектов обучающихся по экологии и их роль в развитии экологического мышления у студентов. Так как применение проектной деятельности поможет увеличить степень осознания обучающимися абстрактных баз охраны природы, экологических проблем нашего времени; заинтересованность к социально-экологической активности и экологическим вопросам.

Ключевые слова: экология, экологическое образование, экологическая культура, проектная деятельность. Annotation. Environmental education is the main task of the younger generation. Today, a level of consciousness and activity of society is required that is capable of maintaining balance and harmony in relationships

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.