Научная статья на тему 'Профессиональные компетенции во ФГОС ВПО по направлению "Юриспруденция": понятийно-терминологический анализ'

Профессиональные компетенции во ФГОС ВПО по направлению "Юриспруденция": понятийно-терминологический анализ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
429
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНЦИИ / COMPETENCE / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СОСТАВ И СТРУКТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БАКАЛАВРА ЮРИСПРУДЕНЦИИ / COMPOSITION AND STRUCTURE OF THE PROFESSIONAL COMPETENCIES OF BACHELOR OF LAW / PROFESSIONAL COMPETENCE / УМЕНИЯ / НАВЫКИ / ИНТЕГРАЦИЯ / СПОСОБНОСТИ / ТРЕБОВАНИЯ ФГОС ВПО / THE REQUIREMENTS OF THE FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS OF HIGHER EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Илиджев Александр Алексеевич

В статье представлен общий обзор сформировавшихся взглядов на содержание понятий «компетенция» и «компетентность», выделены два подхода к соотношению этих понятий. Автор считает, что профессиональные компетенции это заранее заданные и представленные в федеральных государственных стандартах высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) требования к профессиональной подготовке обучающихся, а профессиональная компетентность обладание выпускником системой профессиональных компетенций, включая его личностное отношение к ней и к предмету профессиональной деятельности. В статье проводится анализ всех девятнадцати профессиональных компетенций, регламентированных в федеральном государственном образовательном стандарте, то есть тех способностей и умений, которыми должен овладеть обучающийся, чтобы успешно выполнять свои функциональные обязанности. Указанные компетенции четко структурированы и обоснованы и классифицируются на пять групп. В работе раскрывается структура профессиональной компетенции, представленная как сложное образование, включающее в себя три основных компонента: когнитивный, связанный со знаниями и способами их получения; деятельностный, определяющий процесс становления умений на основе полученных знаний и способов их реализации, и личностный, представляющий мотивы и ценностные установки личности. На основе анализа состава и содержания профессиональных компетенций будущего бакалавра юриспруденции обоснована интегративная сущность профессиональной компетенции, проявляющаяся во взаимосвязи смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, опыта, задаваемых по отношению к определенному виду профессиональной деятельности, и определяющая способность личности их интегрировать в своем сознании для решения определенных профессиональных задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Илиджев Александр Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional competence in the federal state educational standards of higher education in the direction of "Law": conceptual and terminological analysis

The article presents an overview of the mature views on the concept of «competence» and «competence» are two approaches to the relationship of these concepts. It is shown that the professional competence is preassigned and presented in the federal state educational standard of higher vocational education training requirements of students. A professional competence possession of a graduate of a system of professional competence, including his personal attitude to it and to the subject of professional activity. The author exposes the deep analysis of all nineteen professional competencies regulated by the federal state educational standards, that is, those abilities and skills that the student must master in order to successfully carry out its responsibilities. The article referred to professional competence are classified into five groups, and highlights the fact that the dedicated professional competence is very well structured and justified. The paper reveals the structure of professional competence, presented as a complex entity, which includes three main components: cognitive, associated with knowledge and methods for their preparation; the activity that defines the process of formation of skills based on the knowledge and methods of their implementation, and personality, representing the motives and values, and personality... The article presents an overview of the mature views on the concept of «competence» and «competence» are two approaches to the relationship of these concepts. It is shown that the professional competence is preassigned and presented in the federal state educational standard of higher vocational education training requirements of students. A professional competence possession of a graduate of a system of professional competence, including his personal attitude to it and to the subject of professional activity. The author exposes the deep analysis of all nineteen professional competencies regulated by the federal state educational standards, that is, those abilities and skills that the student must master in order to successfully carry out its responsibilities. The article referred to professional competence are classified into five groups, and highlights the fact that the dedicated professional competence is very well structured and justified. The paper reveals the structure of professional competence, presented as a complex entity, which includes three main components: cognitive, associated with knowledge and methods for their preparation; the activity that defines the process of formation of skills based on the knowledge and methods of their implementation, and personality, representing the motives and values, and personality. Based on the analysis of the composition and content of the professional competencies of the future bachelor of law justified integrative nature of professional competence, which is manifested in the relationship semantic orientations, knowledge, skills, experience, activities, defined with respect to a particular type of professional activity and determining a person's ability to integrate into their minds and activities knowledge, different kinds of experience, theory and practice to solve professional problems of a certain class. function show_eabstract() { $('#eabstract1').hide(); $('#eabstract2').show(); $('#eabstract_expand').hide(); } ▼Показать полностью

Текст научной работы на тему «Профессиональные компетенции во ФГОС ВПО по направлению "Юриспруденция": понятийно-терминологический анализ»

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ВО ФГОС ВПО ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»: ПОНЯТИЙНО-ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Аннотация: в статье представлен общий обзор сформировавшихся взглядов на содержание понятий «компетенция» и «компетентность», выделены два подхода к соотношению этих понятий. Автор считает, что профессиональные компетенции — это заранее заданные и представленные в федеральных государственных стандартах высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) требования к профессиональной подготовке обучающихся, а профессиональная компетентность — обладание выпускником системой профессиональных компетенций, включая его личностное отношение к ней и к предмету профессиональной деятельности. В статье проводится анализ всех девятнадцати профессиональных компетенций, регламентированных в федеральном государственном образовательном стандарте, то есть тех способностей и умений, которыми должен овладеть обучающийся, чтобы успешно выполнять свои функциональные обязанности. Указанные компетенции четко структурированы и обоснованы и классифицируются на пять групп. В работе раскрывается структура профессиональной компетенции, представленная как сложное образование, включающее в себя три основных компонента: когнитивный, связанный со знаниями и способами их получения; деятельностный, определяющий процесс становления умений на основе полученных знаний и способов их реализации, и личностный, представляю-

А. А. Илиджев

щий мотивы и ценностные установки личности. На основе анализа состава и содержания профессиональных компетенций будущего бакалавра юриспруденции обоснована интегративная сущность профессиональной компетенции, проявляющаяся во взаимосвязи смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, опыта, задаваемых по отношению к определенному виду профессиональной деятельности, и определяющая способность личности их интегрировать в своем сознании для решения определенных профессиональных задач.

Ключевые слова: компетенции, компетентность, состав и структура профессиональных компетенций бакалавра юриспруденции, умения, профессиональная компетентность, навыки, интеграция, способности, профессиональная ориентация, требования ФГОС ВПО.

Система получения высшего образования в вузах таких силовых ведомств нашей страны, как ФСИН России, МВД России и других, уже несколько лет действует в рамках новых ФГОС ВПО. Наработан солидный опыт практической деятельности по реализации стандартов, описанный в научно-методических журналах («Высшее образование в России», «Прикладная юридическая психология», «Психопедагогика в правоохранительных органах» и др.). Написана не одна диссертация (например, О. В. Шемет, Г. Р. Ахмет-зянова), опубликовано большое число

монографий (В. И. Байденко, А. А. Вербицкий, Н. А. Селезнева и др.) и научных статей по проблемам компетентност-ного подхода в профессиональном образовании [1-4, 6, 14 и др.]. Тем не менее еще остаются вопросы, требующие внимания. Прежде всего они касаются понятийно-терминологического обеспечения компетентностного подхода и, в частности, содержания и сущности понятий «профессиональные компетенции» и «профессиональная компетентность». Несмотря на обилие работ, в которых рассматривается вопрос о содержании этих понятий, все еще имеет место некоторая путаница. Одни исследователи [5] считают, что эти понятия идентичны, другие [8, 11 и др.] их разводят. Есть разные подходы к выделению состава и структуры компетенций. Кроме того, нередко предлагаемые исследователями определения данных понятий не имеют должного научного обоснования.

Между тем от степени обоснованности понятий, их содержания и структуры зависит качество любого исследования. Это влияет и на образовательную практику, в основе которой всегда лежит та или иная теория. В связи с этим обратимся еще раз к вопросу о составе, сущности и структуре понятий «профессиональные компетенции» и «профессиональная компетентность».

Большой вклад в выявление сущности и содержания понятий «компетенция» и «компетентность» внесли исследования В. И. Байденко [1], В. А. Болотова [3], А. А. Вербицкого [4], И. А. Зимней [8], А. К. Марковой [11], А. М. Новикова [12], С. Е. Шишова [17] и др. В литературе выделяют два варианта толкования соотношения этих понятий:

они либо отождествляются, либо дифференцируются. Первая позиция представлена в Глоссарии терминов Европейского фонда образования, где компетенция определяется как: «1. Способность делать что-либо хорошо или эффективно; 2. Соответствие требованиям, предъявляемым при устройстве на работу; 3. Способность выполнять особые трудовые функции... термин компетентность используется в тех же значениях» [5, с. 63].

Большинством исследователей данные понятия трактуются как тесно взаимосвязанные, но не тождественные. Одной из первых эта позиция предложена И. А. Зимней, которая разделяет понятия «компетенция/компетентность» по основанию возможное — актуальное, когнитивное — личностное. Под компетенцией она понимает внутренние, потенциальные, сокрытые психологические новообразования (знания, представления, программы (алгоритмы) действий, системы ценностей и отношений), которые затем выявляются в компетентностях человека. «Компетентность» трактуется ею как «основывающаяся на знаниях, интеллектуально и личностно обусловленная социально-профессиональная черта человека, его личностное качество» [8, с. 10-11].

Анализ этих и других точек зрения [2, 7] на рассматриваемый вопрос позволяет сделать вывод о том, что «компетенция» — это отчужденное, заранее заданное требование к образовательной подготовке обучающегося, а «компетентность» — результат освоения компетенции личностью, то есть уже состоявшееся его личностное качество, интегральная характеристика

личности, в основе которой лежит ряд компетенций. Компетентность — это обладание человеком соответствующей компетенцией и системой компетенций, включая его личностное отношение к ней и к предмету деятельности; самостоятельно реализуемая способность к практической деятельности, решению жизненных проблем, основанная на приобретенных обучающимся учебном и жизненном опыте, его ценностях и склонностях. Компетентность является системой и включает в себя основные взаимосвязанные взаимодополняющие компоненты: знания, умения, навыки, способы деятельности, личностные свойства, которые востребованы самой системой. Основополагающим компонентом является практическая сторона: умения, навыки, способы деятельности.

Педагогические понятия «компетенция» и «компетентность» не перекрывают друг друга, а выражают общее и индивидуальное одного и того же явления. Отсюда следует, что профессиональные компетенции — это заранее заданные и представленные во ФГОС ВПО требования к профессиональной подготовке обучающихся, а профессиональная компетентность — обладание выпускником системой профессиональных компетенций, включая его личностное отношение к ней и к предмету профессиональной деятельности.

Чтобы лучше уяснить сущность понятия «профессиональные компетенции», обратимся к составу профессиональных компетенций, предлагаемых во ФГОС ВПО по направлению «Юриспруденция», которые можно классифицировать на пять групп, включающих в

себя девятнадцать профессиональных компетенций, то есть тех способностей и умений, которыми должен овладеть обучающийся, чтобы успешно выполнять свои функциональные обязанности. Важно подчеркнуть тот факт, что регламентированные профессиональные компетенции очень четко структурированы и обоснованы: они вытекают из основных видов профессиональной деятельности (их пять), и соответственно для каждого вида деятельности характерны свои компетенции.

Остановимся подробнее на формулировках профессиональных компетенций (ПК). Здесь используются следующие глаголы (в скобках указана частота использования): способен (16), готов (2), владеет (1). Как видим, 84 % профессиональных компетенций начинаются со слова «способен», 10 % — «готов» и 6 % — «владеет». Возникает вопрос: имеет ли принципиальное значение, с помощью какого глагола формулируется та или иная профессиональная компетенция? Для ответа проведем анализ соответствующих формулировок. Начнем с наиболее распространенных формулировок со словом «способен». Так, ПК-2 звучит следующим образом: «способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры». Что означает данная формулировка? Для выяснения этого необходимо обратиться к слову «способен» и тому содержанию, которое стоит за ним. Когда говорят о том или ином человеке, что он способен осуществлять ту или иную деятельность, то обычно имеют в виду, что он обладает необходимыми знаниями, умениями, опытом определенной дея-

тельности, которые в совокупности позволяют ему выполнять ее в соответствии с предъявляемыми к ней требованиями.

В толковом словаре русского языка С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой читаем: «Способность — 1. Природная одаренность, талантливость; 2. Умение, а также возможность производить какие-либо действия» [13, с. 746]. Как видим, слово «способность» имеет два значения. Первое связано с природной одаренностью, талантливостью (например, математические, музыкальные и другие способности). Второе значение слова — умение, а также возможность производить какие-либо действия. В контексте рассматриваемого нами вопроса возьмем за основутрактовку способности как умения производить какие-либо действия. Исходя из этого профессиональную компетенцию ПК-2 можно понимать как «умение осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания,правового мышления и правовой культуры».

Теперь рассмотрим термин «владеет». Читаем в том же словаре: «владеть — 1. Иметь свою собственность; 2. Держать в своей власти, подчинять себе; 3. Уметь, иметь возможность пользоваться, действовать при помощи чего-либо» [13, с. 82]. Из этих трех толкований для нас представляет интерес третий вариант, согласно которому владеть — это уметь пользоваться, уметь действовать при помощи чего-либо. Таким образом, опять приходим к тому же глаголу «уметь».

Отсюда можно заключить, что использование глаголов «способен», «умеет», «владеет» ничем принципиально не отличается. Следовательно,

применительно к профессиональным компетенциям можно говорить о том, что их суть сводится к умениям. Но это не обычные предметные умения, а носящие обобщенный характер, своего рода интегративные умения. Возьмем для примера одну из профессиональных компетенций, а именно ПК-3 — «способен обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права». Данная компетенция требует от выпускника целой совокупности юридических знаний и умений, но не только. Поскольку здесь употреблено сочетание «способен обеспечивать», то становится ясно, что эта компетенция предполагает наличие кроме умений, волевых (настойчивость в обеспечении соблюдения законодательства), ценностно-нравственных (понимание социальной значимости соблюдения законодательства всеми субъектами права) и других свойств.

Изложенное позволяет констатировать интегративную сущность профессиональной компетенции, проявляющуюся в том, что ее наличие определяется не объемом усвоенной информации, а системой освоенных и опробованных в действии методов поиска недостающих знаний и умений на основе имеющихся. Та или иная профессиональная компетенция предусматривает способность выпускника комплексно применять знания нескольких дисциплин в профессиональной деятельности, продуктивно действовать в той или иной профессиональной ситуации даже в том случае, когда у него отсутствует конкретное профессиональное умение. В этом случае профессиональная компетенция проявляется как возможность создания новых способов профессиональ-

ного действия. Именно в этом состоит принципиальное отличие профессиональной компетенции от профессионального умения, традиционно понимаемого как владение способом выполнения определенного профессионального действия.

Достоинство конструкта «профессиональная компетенция» с психологической точки зрения состоит в том, что он связывает субъекта с его профессиональной деятельностью, включает в себя в единстве и тесной взаимосвязи когнитивные, деятельностные, ценностные, нравственные и поведенческие составляющие. Такой целостности нет в конструкте «знания, умения, навыки» [16]. В этом контексте профессиональные компетенции как заданные требования к профессиональной образовательной подготовке выпускника представляют собой интегративную взаимосвязь смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, опыта, задаваемых по отношению к определенному виду профессиональной деятельности, и определяют способность личности интегрировать в своем сознании и деятельности знания из разных научных дисциплин; различные виды опыта, в том числе личностного, учебное содержание, теорию и практику для решения профессиональных задач определенного класса.

Структура профессиональной компетенции представляет собой сложное образование, содержащее три основных компонента: когнитивный, связанный со знаниями и способами их получения; деятельностный, определяющий процесс становления умений на основе полученных знаний и способов их реализации, а также обеспечиваю-

щий перевод имеющихся знаний и умений в другие знаковые системы и, таким образом, позволяющий адаптировать их к новым условиям, профессионально действовать в новых ситуациях, и личностный, представляющий мотивы и ценностные установки личности, проявляющиеся в процессе реализации ею своих компетенций.

Интегративный характер профессиональных компетенций говорит о том, что их формирование требует интеграции двоякого рода. С одной стороны, речь идет об интеграции в процессе освоения той или иной дисциплины, которая должна выражаться в ориентации учебного процесса на формирование в единстве предметных знаний и умений применять эти знания для решения не только предметных, но и комплексных задач, разрешения профессиональных и социальных ситуаций, в которых нужно уметь увидеть роль и место предметных знаний и умений. Кроме того, в процессе изучения конкретной дисциплины необходимо иметь в виду цели развития мотивационно-ценностной и нравственной стороны личности, формирования социально значимого и личностно-ценностного отношения к изучаемым явлениям и процессам.

С другой стороны, интегративность предполагает такую организацию обучения, которое было бы ориентировано на интеграцию, взаимосвязь предметов в рамках как одного, так и разных циклов. Удачной формой реализации такой интеграции является, как показывают исследования [9, 10], концентрированное обучение (его модульный вариант реализации, предполагающий одновременное изучение 3-4 дисциплин,

объединенных по принципу привязанности к группе компетенций).

Итак, можно рекомендовать учебно-методическим подразделениям вузов МВД России, ФСИН России и других силовых ведомств учитывать в процессе проектирования компетентностно-ориентированного образовательного процесса особенности содержания и структуры профессиональных компетенций. Для этого необходимо использовать дидактические и методические средства реализации интегративного потенциала содержания образования (посредством разработки матриц межцикловых, междисциплинарных, межпредметных и внутрипредметных связей; интеграции теории и практики) и организационной структуры обучения (путем перехода на концентрированную форму организации обучения).

Литература

1. Байденко В.И. Компетенции в профессиональном образовании (К освоению компетент-ностного подхода) // Высшее образование в России. 2004. № 11. С. 3-13.

2. Баранова И.П. Применение компетентност-ного подхода в системе высшего образования // Педагогика и психология. 2014. № 4. С. 37-42.

3. Болотов В.А, Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. 2003. № 10. С. 8-14.

4. ВербицкийА.А. Контекстное обучение в ком-петентностном подходе // Высшее образование в России. 2006. № 11. С. 39-46.

5. Глоссарий терминов рынка труда, разработки стандартов образовательных программ и учебных планов. Европейский фонд образования, 1997.

6. Евтихов О.В., Караваев А.Ф. Формирование основ профессионализма и профессиональной компетентности курсантов в вузе правоохранительных органов как педагогическая проблема // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2014. № 1. С. 128-130.

7. Ерцкина Е.Б. Содержание компетентностной модели выпускника с квалификацией «бакалавр» (на примере направления подготовки 270800 Строительство) // Стандарты и мониторинг в образовании. 2012. № 3. С. 54-59.

8. Зимняя И.А. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблемам образования? (теоретико-методологический аспект) // Высшее образование сегодня. 2006. № 8. С. 20- 26.

9. Ибрагимов Г.И. Процесс обучения в высшей школе в условиях реализации ФГОС: болевые точки // Alma-mater (Вестник высшей школы). 2013. № 8. С. 6-14.

10. Ибрагимов Г.И, Ибрагимова Е.М. Сущность и ведущие принципы концентрированного обучения // Инновации в образовании. 2013. № 5. С. 14-25.

11. МарковаА.К. Психология профессионализма. М., 1996. 308 с.

12. Новиков А.М. Основания педагогики: пособие для авторов учебников и преподавателей. М.: Эгвес, 2010. 208 с.

13. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азъ, 1992. 955 с.

14. Степанов Р.И. Анализ примерных программ в части реализации общекультурных и профессиональных компетенций // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2014. № 1. С. 55-59.

15. Федеральный государственный образовательный стандарт по направлению 030900 «Юриспруденция» (квалификация (степень) «бакалавр»] : утв. приказом Министерства образования и науки Рос. Федерации от 4 мая 2010 г. № 464.

16. Шемет О.В. Дидактические основы компетентностно-ориентированного инженерного образования : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Калуга, 2010.

17. Шишов С.Е., Кальней В.А. Мониторинг качества образования в школе. М.: Рос. пед. агентство, 1998. 354 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.