Научная статья на тему 'Формирование правовой грамотности студентов как актуальная педагогическая задача'

Формирование правовой грамотности студентов как актуальная педагогическая задача Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
492
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
правовая грамотность / правовая культура / правовое воспитание / студент. / legal literacy / legal culture / legal education / student.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Р. А. Кучмезов

В статье изучен процесс формирования правовой грамотности студентов как актуальная педагогическая задача. Сделан вывод о том, что правовая грамотность – это система знаний, умений, навыков, компетенций, возможностей сознательно разумного поведения обучающегося в области права, которые он сможет выстраивать на протяжении своей жизни и в соответствии с постоянно изменяющимися правовыми отношениями. В процессе реализации образовательных программ должна быть сконструирована, выстроена система заданий, основанных на анализе и разрешении правовых ситуаций из жизни, с которыми может столкнуться человек; должны быть исследованы проблемные вопросы, направленные на решение ребенком данных задач, определяющие собственное сознательное, грамотное правовое поведение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF LEGAL LITERACY OF STUDENTS AS AN ACTUAL PEDAGOGICAL PROBLEM

The article studies the process of forming students’ legal literacy as an urgent pedagogical task. It is concluded that legal literacy is a system of knowledge, skills, competencies, opportunities for a student’s consciously reasonable behavior in the field of law, which he will be able to build throughout his life and in accordance with constantly changing legal relations. In the process of implementing educational programs, a system of tasks based on the analysis and resolution of legal situations from life that a person may first encounter should be designed, built up; problematic issues should be investigated, aimed at solving the given tasks by the child, which determine their own conscious competent legal behavior.

Текст научной работы на тему «Формирование правовой грамотности студентов как актуальная педагогическая задача»

- формирование у студентов просоциальных ценностей, положительного отношения к закону, установки на законопослушное поведение и неприятие правонарушений;

- формирование готовности и способности в различных жизненных ситуациях руководствоваться существующими законами;

- снижение количества правонарушений, совершаемых студентами образовательных учреждений.

Правовое воспитание в вузе носит организованный, систематический, целенаправленный характер. Под правовым воспитанием понимается система воспитательных и обучающих действий, нацеленных на выработку у обучающихся уважения к праву, формирование у них установок и представлений, соответствующих правовым ценностям, повышение их правовой культуры и грамотности до уровня, достаточного для защиты собственных прав, свобод и интересов.

Эффективно сформировать правовую культуру студентов возможно лишь в тесной взаимосвязи учебно-познавательной и внеучебной деятельности посредством индивидуальных, групповых и коллективных форм.

Результаты работы, представленные в диссертационных исследованиях О.С. Демко, О.Н. Репиной и Т.Н. Ловничевой, позволяют говорить о следующих условиях, необходимых для успешного формирования правовой культуры учащихся [6]:

- готовность педагогического коллектива к правовому воспитанию;

- планирование задач правового воспитания;

- реализация правого воспитания в рамках учебной и внеучебной деятельности;

- формирование нравственно-правовой среды в учебном заведении;

- мониторинг процесса и результатов педагогической деятельности по формированию правовой культуры студентов.

Формы и методы правового воспитания и просвещения должны соответствовать требованиям студенческого возраста. Могут проводиться викторины, турниры, акции, социологические исследования, реализовываться проекты. Весьма эффективно могут проводиться специально подготовленные квесты. Для студентов характерно формирование глубоких убеждений, ценностей, привычек и потребностей, касающихся правомерного поведения.

Специалисты рекомендуют переходить от коллективной творческой деятельности к индивидуальной работе, от практикумов и деловых игр - к дискуссиям и дебатам.

Современная система образования позволяет весьма широко трактовать понятие внеучебная деятельности. В настоящий момент есть возможность разрабатывать не только программы факультативов или кружков, но и целых внеу-чебных курсов.

Внеучебная деятельность строится на основе принципов добровольности, массовости, связи с занятиями и жизнью, предполагает учёт индивидуальных особенностей и интересов студентов, их возрастных особенностей и возможностей [7].

Последовательное внедрение в образовательную программу дополнительных курсов вне основного обучения призвано способствовать нравственно-лич-

Библиографический список

ностному, духовному и патриотическому развитию личности. Хорошо методически продуманная и простроенная работа с высокой вероятностью на выходе даст мотивированную на добросовестное исполнение должностных обязанностей и уважающую закон личность.

Отсюда вытекает настоятельная необходимость рассмотреть основные принципы и подходы к формированию и развитию правовой грамотности студентов.

При реализации правового просвещения следует исходить из общих принципов образовательной политики современного демократического общества и ориентироваться на общечеловеческие ценности и идеалы гуманизма, привлекать максимальное количество категорий населения, учитывая региональные особенности.

Правовое воспитание должно соответствовать принципам преемственности, системности, комплексности, интегрированности, партнерства и превентив-ности. Одной из базовых компетенций правового просвещения в вузе является готовность и способность применять систему правовых знаний и умений.

Правовое обучение стоит подавать в ключе практической деятельности, при этом следует избегать антирекламы противоправного поведения в юношеской группе в силу их возрастных особенностей.

В структуре правовой культуры можно выделить несколько составляющих:

- интеллектуальный компонент,

- эмоционально-психологический компонент,

- поведенческий компонент.

Интеллектуальный компонент формируется за счет освоения знаний о праве, овладения навыками критического осмысления правовой информации.

Эмоционально-психологическая составляющая правовой культуры включает правовое самосознание, внутреннее уважение к праву, установки на законопослушное поведение и отрицательного отношения к правонарушениям.

Важным элементом является и поведенческий компонент. Он предполагает накопление опыта применения полученных правовых знаний и умений в области социальных отношений, использования своих прав, исполнения обязанностей, соблюдения правовых норм.

Итак, правовое просвещение в вузе - это процесс передачи правовых знаний в рамках учебной и внеучебной деятельности, призванный повысить уровень правового сознания, правовой культуры и грамотности студентов, сформировать у них установку на уважительное отношение к закону и законопослушное поведение. К правовому просвещению в образовательной организации предъявляется ряд требований: быть информативным и содержательным, соответствовать практическим и общеобразовательным целям образовательного учреждения, быть направленным на коммуникацию и активное взаимодействие с учащимися, иметь связь с реальной жизнью, содержание должно быть эмоционально окрашено. К традиционным формам правового просвещения относятся: лекции и беседы; экскурсии; кинопросмотры по правовой проблематике; тематические вечера и диспуты; обсуждение книг и статей, посвященные правовым темам; наглядная агитация. Новые стандарты обучения дают новые возможности для внеурочного правового просвещения.

1. Смоленский М.Б. Правовая культура: опыт социокультурного анализа. Ростов-на-Дону, 2002.

2. Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан. Указ Президента РФ от 14 июля 2011 года. Available at: http://www.rg.ru/2011/07/14/ pravosoznanie -dok.html

3. Певцова Е.А. Современные дефинитивные подходы к правовой культуре и правовому сознанию. Журнал российского права. 2004; № 3: 70 - 81.

4. Обухов В.М. Как воспитать гражданскую активность. Москва: Просвещение, 1986.

5. Атагимова Э.И., Макаренко Г.И. Правовое просвещение: проблемы и пути из решения. Мониторинг правоприменения. 2015; № 1 (14): 65 - 68.

6. Страхова Н.В. Развитие правовой грамотности участников образовательного процесса во внеурочной деятельности: методические рекомендации. Ярославль: ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2018.

7. Рожкова Е.М. Основные положения организации внеурочной деятельности. Пермский педагогический журнал. 2014; № 5: 21 - 26. References

1. Smolenskij M.B. Pravovaya kul'iura: opyi sociokul'iurnogo analiza. Rostov-na-Donu, 2002.

2. Osnovy gosudarsivennoj poliiiki Rossijskoj Federacii v sfere razviiiya pravovoj gramoinosii i pravosoznaniya grazhdan. Ukaz Prezidenta RF ot 14 iyulya 011 goda. Available at: http://www.rg.ru/2011/07/14/ pravosoznanie -dok.html

3. Pevcova E.A. Sovremennye definitivnye podhody k pravovoj kul'ture i pravovomu soznaniyu. Zhurnalrossijskogo prava. 2004; № 3: 70 - 81.

4. Obuhov V.M. Kak vospiiai'grazhdanskuyu akiivnosi'. Moskva: Prosveschenie, 1986.

5. Atagimova 'E.I., Makarenko G.I. Pravovoe prosveschenie: problemy i puti iz resheniya. Moniioringpravoprimeneniya. 2015; № 1 (14): 65 - 68.

6. Strahova N.V. Razviiie pravovoj gramoinosii uchasinikov obrazovaiel'nogo processa vo vneurochnoj deyaiel'nosii: metodicheskie rekomendacii. Yaroslavl': GAU DPO YaO IRO, 2018.

7. Rozhkova E.M. Osnovnye polozheniya organizacii vneurochnoj deyatel'nosti. Permskijpedagogicheskijzhurnal. 2014; № 5: 21 - 26.

Статья поступила в редакцию 17.05.20

УДК 378

Kuchmezov R.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), Senior Lecturer, Department of Fire Training, North Caucasus Institute of Advanced Training, Branch of Krasnodar University of the Ministry of internal Affairs of Russia (Nalchik, Russia), E-mail: 89286910015@mail.ru

FORMATION OF LEGAL LITERACY OF STUDENTS AS AN ACTUAL PEDAGOGICAL PROBLEM. The article studies the process of forming students' legal literacy as an urgent pedagogical task. It is concluded that legal literacy is a system of knowledge, skills, competencies, opportunities for a student's consciously reasonable behavior in the field of law, which he will be able to build throughout his life and in accordance with constantly changing legal relations. In the process of

implementing educational programs, a system of tasks based on the analysis and resolution of legal situations from life that a person may first encounter should be designed, built up; problematic issues should be investigated, aimed at solving the given tasks by the child, which determine their own conscious competent legal behavior.

Key words: legal literacy, legal culture, legal education, student.

Р.А. Кучмезое, канд. пед. наук, ст. преп., Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, г. Нальчик, Е-mail: 89286910015@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОЙ ГРАМОТНОСТИ СТУДЕНТОВ КАК АКТУАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА

В статье изучен процесс формирования правовой грамотности студентов как актуальная педагогическая задача. Сделан вывод о том, что правовая грамотность - это система знаний, умений, навыков, компетенций, возможностей сознательно разумного поведения обучающегося в области права, которые он сможет выстраивать на протяжении своей жизни и в соответствии с постоянно изменяющимися правовыми отношениями. В процессе реализации образовательных программ должна быть сконструирована, выстроена система заданий, основанных на анализе и разрешении правовых ситуаций из жизни, с которыми может столкнуться человек; должны быть исследованы проблемные вопросы, направленные на решение ребенком данных задач, определяющие собственное сознательное, грамотное правовое поведение.

Ключевые слова: правовая грамотность, правовая культура, правовое воспитание, студент.

Право, являясь одним из социальных явлений, формирует у человека определенное отношение. Такое отношение может быть положительным, например, осознание ценности права или, наоборот, отрицательным - восприятие права как безрезультативного инструмента. Каждый человек и общество в целом выражают отношение к тем сферам жизни, которые подвергаются правовому регулированию: к нормативным правовым актам, деятельности суда и правоохранительных органов и др. Человек выражает свою позицию к праву и правовым нормам, существовавшим в прошлом, действующим в настоящее время, и к правовому регулированию, которое он хотел бы видеть в будущем. Отношение человека к праву может быть рациональным, обдуманным и осознанным, а также и эмоциональным, зависящим порой даже от настроения. Такое субъективное реагирование на право формирует у каждого человека правосознание.

Правосознание зависит и от иных форм осознания действительности -воззрений о морали и нравственности, политических взглядов, идеологических представлений, философских идей. Важную роль правосознание играет при реализации норм права в повседневной жизни и реализации индивидом прав и обязанностей. От содержания и уровня правосознания зависит поведение человека в обществе, которое может носить правомерный или неправомерный характер. Самый распространенный уровень правосознания - обыденный. Именно он присущ большинству людей и складывается в процессе жизнедеятельности граждан в тех сферах, которые подлежат правовому регулированию. О правовых нормах и юридических действиях граждане узнают из средств массовой информации, деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, при решении своих повседневных вопросов в области права.

От уровня правосознания личности зависит состояние правовой культуры индивида и общества. В юридической науке сложилось несколько подходов к пониманию «правовой культуры»: аксиологический, деятельностный и многие другие. Для достижения образовательных целей ценным представляется аксиологический подход, определяющий правовую культуру как «развивающуюся систему правовых ценностей (правосознание, правовую науку, законодательство, правопорядок, правовую деятельность), созданных и создаваемых в ходе развития общества и впитавших в себя передовые достижения юридической культуры человечества» [1].

В качестве основных элементов правовой культуры выступают правовые отношения, правомерная деятельность субъектов, правовое воспитание и др. Именно наличие правового воспитания становится целеполагающим началом в процессе передачи правовой культуры, правовых традиций, опыта и принципов от поколения к поколению. Правовое воспитание способствует развитию правосознания и правовой культуры индивида и общества в целом. В связи с этим основной акцент в правовом воспитании должен быть сделан на информировании граждан о юридических предписаниях, правовом регулировании различных сфер жизнедеятельности, уровне правовой защищенности личности, демонстрации образцов и идеалов правового поведения, необходимости совершения правомерных поступков.

Однако правовое воспитание не может происходить без образования или обучения, так как воспитательный эффект в данном случае достигается не в полной мере. Правовое воспитание и образование позволяют создать следующие условия: наличие знаний, ценностных установок, осмысление значения права, формирование необходимых умений и навыков правомерного поведения, применяемых в повседневной жизни.

С 90-х годов XX века идут процессы, связанные с принципиальными изменениями в области правового образования и просвещения, со становлением качественно новой системы правового обучения и воспитания. При этом интерес в области педагогических исследований, тематикой которых являются разные педагогические категории с обязательным уточнением «правовое (ая)», всегда был и остается устойчиво высоким. В «Основах государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотно-

сти и правосознания граждан» указывается, что «на формирование правовой культуры и позитивного типа правосознания и поведения оказывает влияние качественный уровень воспитания и обучения в образовательных учреждениях различного типа и вида, в том числе закрепление и развитие у учащихся основ правосознания». В связи с этим одним из направлений государственной политики выделено развитие правового образования и воспитание молодежи путем включения в образовательную среду образовательных организаций учебных курсов и использование учебно-методических материалов, формирующих знания в области права.

Реализация государственной политики в сфере развития правовой грамотности возможна, в том числе, посредством исполнения требований по достижению личностных результатов обучающихся, закрепленных в Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС).

Формирование правосознания, правовой культуры через правовое образование и просвещение целесообразно рассматривать в контексте требований, предъявляемых к современному человеку, что в значительной мере связано с предъявлением требований к его функциональной грамотности. Следует отметить, что формирование функциональной грамотности является обязательным условием социальной безопасности жизнедеятельности современного человека. Задача формирования функциональной грамотности стоит в отношении абсолютно каждого обучающегося, независимо от уровня образования, дальнейших образовательных и профессиональных стратегий.

Функциональная грамотность обучающихся позволяет развить личностные качества, включая правомерную модель поведения, позитивную мотивацию в обучении и совершении общественно полезных действий; сформировать грамотную стратегию поведения обучающегося в различных жизненных, в том числе правовых, ситуациях.

Н.Ф. Виноградова справедливо указывает, что «функциональная грамотность сегодня - это базовое образование личности. Студент должен обладать:

- готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром;

- возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи;

- способностью строить социальные отношения;

- совокупностью рефлективных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию» [2].

По оценке ЮНЕСКО, «системы контроля качества образования должны позволять учащимся непрерывно адаптировать свои компетенции, одновременно с этим приобретая и даже создавая новые. Эти компетенции различаются по сфере применения - начиная с базовых навыков, знаний и умения мыслить и заканчивая профессиональными навыками и готовностью отвечать серьезным требованиям, выполнять сложные действия или успешно решать задачи в той или иной сфере» [3].

Таким образом, модель функционально грамотного человека в условиях XXI века представляет собой сочетание различных видов грамотности, компетенций (креативность, критическое мышление, коммуникативность, корпоративность) и сформировавшихся личностных характеристик субъекта (инициативности, лидерства, любознательности, осознанности, способности адаптироваться, нравственности и морали, решительности).

Сложившимися концептуальными элементами (видами) функциональной грамотности считаются математическая грамотность, читательская грамотность, естественнонаучная грамотность, финансовая грамотность, ИКТ-грамотность (область информационных и коммуникационных технологий) и глобальные компетенции. Развитие общественных отношений, процессов и технологий, расширение возможностей человека привели к появлению новых сфер, входящих в функциональную грамотность: культурная и гражданская грамотность, экологическая грамотность, технологическая грамотность и другие.

Существует много точек зрения и подходов к определению понятия «гражданская грамотность» и ее содержанию. Необходимо обратить внимание на сложное, но отражающее сущностную природу гражданской грамотности определение, данное учеными Института стратегии развития образования РАО: «Гражданская грамотность - функциональная грамотность, ключевыми характеристиками которой являются: готовность успешного взаимодействия человека с изменяющимся миром, способность самостоятельно решать (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи, самостоятельно конструировать алгоритмы осуществления видов деятельности; способность строить социальные отношения в соответствии с нравственно-этическими ценностями социума, правилам партнерства и сотрудничества; элементарный уровень рефлексивных качеств, обеспечивающий стремление к дальнейшему образованию, самообразованию, духовному развитию» [4].

В разных странах формирование гражданской грамотности может зависеть от уровня сложившихся демократических, политических и правовых основ, системы образования, развития культуры, традиций и ценностей в конкретном государстве. Однако общей чертой при определении гражданской грамотности выступает оценка обучающимися своего положения в школьном коллективе, обществе и государстве.

Как в педагогической, так и в юридической науке отсутствует единый подход к определению понятия «правовая грамотность». Понятие правовой грамотности исследуется в работах П.Р Атутова, А.Б. Венгерова, С.Ф. Вольской, Б.С. Гершун-ского, А.А. Зайцева, Е.М. Зориной, С.А. Крупника, В.В. Мацкевича и других.

По мнению коллектива авторов (Е.М. Зорина, Е.В. Тургина и др.), под «правовой грамотностью» понимается качество личности, основанное на совокупности правовых знаний, умений оперировать основными правовыми понятиями, добывать необходимую правовую информацию, использовать ее в ситуациях повседневной жизни и профессиональной деятельности, мотивации, ориентирующей поведение личности на существующие правовые нормы [5].

Библиографический список

Т.Ю. Герцог в своей работе «Правовая функциональная грамотность и правовая культура: вопросы определения, соотношения, структуры» рассматривает правовую грамотность как структурную составляющую функциональной грамотности в виде сложного личностного образования, в основе которого лежит система теоретических знаний и практических умений, ориентированных на реализацию правосубъектной деятельности [6].

По мнению А.В. Теребиной, правовая грамотность представляет собой сформированную способность человека участвовать в демократическом сообществе, проявляющуюся в наличии у него критичности мышления; осознании своих прав члена человеческого сообщества; умении действовать обдуманно в условиях плюрализма - делать свой выбор и нести ответственность за его последствия; знании Конституции страны и принципов построения законодательной базы; освоенности языка коммуникации; сформированных механизмах и способах саморазвития; опыте участия в демократических процедурах [7].

На основании вышеизложенных точек зрения понятие правовой грамотности можно сформулировать следующим образом - это система знаний, умений, навыков, компетенций, возможностей сознательно разумного поведения обучающегося в области права, которые он сможет выстраивать на протяжении своей жизни и в соответствии с постоянно изменяющимися правовыми отношениями. Таким образом, через правовую грамотность будет реализована обучающая и развивающая функция образования и воспитания. Для этого в процессе реализации образовательных программ должна быть сконструирована, выстроена система заданий, основанных на анализе и разрешении правовых ситуаций из жизни, с которыми может столкнуться человек; должны быть исследованы проблемные вопросы, направленные на решение ребенком данных задач, определяющие собственное сознательное грамотное правовое поведение. При этом решение правовых ситуаций и вопросов не должно носить характер случайного выбора, а опираться на поведение, содержащее знание и понимание правовой и социальной реальности, с которой может столкнуться человек в повседневной практике.

1. Сальников В.П. Правовая культура: теоретико-методологический аспект. Автореферат диссертации ... доктора юридических наук. Ленинград, 1990: 14 - 16.

2. Виноградова Н.Ф., Кочурова Е.Э., Кузнецова М.И. и др. Функциональная грамотность младшего школьника: книга для учителя. Под редакцией Н.Ф. Виноградовой. Москва: Российский учебник: Вента-Граф, 2018.

3. Информационный ресурс Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры. Available at: www.mesco.org/new/en/education/themes/ strengthening-education-systems/quality-framework/desired-outcomes/competencies

4. Дидактическое сопровождение формирования функциональной грамотности школьников в современных условиях (Проект №27.7948.2017/БЧ). Available at: www. instrao.ru/index.php/content-page/271-didakticheskoc-soprovozhdenie-fonTiirovaniya-funkcionalnov-gramotnosti-shkolnikov-v-sovrcmcnnvh-uslovivah

5. Тургина Е.В. Педагогические условия формирования правовой грамотности студентов вуза. Преподаватель XXI век. 2012; Т. 1, № 4.

6. Герцог Т.Ю. Правовая функциональная грамотность и правовая культура: вопросы определения, соотношения, структуры. Правовая политики и правовая жизнь. 2011; № 2: 68.

7. Теребенина А.В. Теоретический аспект понятия «правовая культура». Вестник Шадринского государственного педагогического института. 2012; № 1: 159. References

1. Sal'nikov V.P. Pravovaya kul'tura: teoretiko-metodologicheskij aspekt. Avtoreferat dissertacii ... doktora yuridicheskih nauk. Leningrad, 1990: 14 - 16.

2. Vinogradova N.F., Kochurova E.'E., Kuznecova M.I. i dr. Funkcional'naya gramotnost' mladshego shkol'nika: kniga dlya uchitelya. Pod redakciej N.F. Vinogradovoj. Moskva: Rossijskij uchebnik: Venta-Graf, 2018.

3. Informacionnyj resurs Organizacii Ob'edinennyh Nacij po voprosam obrazovaniya, nauki i kultury. Available at: www.mesco.org/new/en/education/themes/strengthening-education-systems/quality-framework/desired-outcomes/competencies

4. Didakticheskoe soprovozhdenie formirovaniya funkcional'noj gramotnosti shkol'nikov v sovremennyh usloviyah (Proekt №27.7948.2017/BCh). Available at: www.instrao.ru/index. php/content-page/271-didakticheskoc-soprovozhdenie-fonTiirovaniya-funkcionalnov-gramotnosti-shkolnikov-v-sovrcmcnnvh-uslovivah

5. Turgina E.V. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya pravovoj gramotnosti studentov vuza. Prepodavatel'XXI vek. 2012; T. 1, № 4.

6. Gercog T.Yu. Pravovaya funkcional'naya gramotnost' i pravovaya kul'tura: voprosy opredeleniya, sootnosheniya, struktury. Pravovaya politiki i pravovaya zhizn'. 2011; № 2: 68.

7. Terebenina A.V. Teoreticheskij aspekt ponyatiya «pravovaya kul'tura». Vestnik Shadrinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo instituta. 2012; № 1: 159.

Статья поступила в редакцию 30.04.20

УДК 371

Pereverzev M.V., doctoral postgraduate, Humanities and Education Science Academy, Branch of V.I. Vernadsky Crimean Federal University (Yalta, Russia),

E-mail: viza_1986@ukr.net

METHODOLOGICAL BASES OF FORMATION OF MULTIFUNCTIONAL COMPETENCE OF FUTURE SPECIALISTS IN THE SPHERE OF HOTEL SERVICE AND TOURISM. The article examines a problem of forming a multifunctional competence of future specialists in the field of hotel and tourist services. The paper reveals the meaning of this competence and its role in the system of key competencies of a specialist in the tourism industry. As a methodological basis for the formation of multi-functional competence of future specialists in the field of tourism and hotel services, the study substantiates the system, competence and multi-functional approaches. The author concludes that the formation of multi-functional competence provides not the assimilation of individual unrelated elements of knowledge and skills, but the mastery of a complex procedure of multidisciplinary activity, for each of the areas of which the specialist has an appropriate set of educational components, which have a personal and significant character.

Key words: system of higher professional education, tourism industry, professional training of managers of tourism sector and hotel services, methodological approaches, competence approach, system approach, multi-functional approach, professional competence, key competencies, multi-functional competence.

М.В. Переверзев, докторант, Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского», г. Ялта, E-mail: viza_1986@ukr.net

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.