сформированной подготовке работать в инклюзивном образовании, недостаточных знаниях о толерантности и особых образовательных потребностях детей с ОВЗ, отсутствием негативного отношения и социальной дистанции. Педагоги с высокой степенью профессиональной педагогической толерантности отличаются стабильным положительным настроем, активной позицией, которая выражается в высокой готовности к работе с детьми всей инклюзивной группы.
В ходе проведенного исследования были определены рекомендации, помогающие включению «особых» детей в инклюзивного образование:
1). Относиться и воспринимать учащихся с нарушением развития, как и других учеников в классе;
2) Подключать учащихся с ОВЗ в те же активности, что и «обычных» детей, но ставить различные задачи;
3) Побуждать принимать участие учеников в групповые и мини -групповые формы обучения;
4) Использовать разнообразные активные формы - проекты, игры манипуляции.
Выводы. Подготовка к профессиональной деятельности в условиях инклюзивного образования не может быть ограничена владением педагога только с процессуальной стороной деятельности. Для успешной работы в группе, включающей детей с ОВЗ и инвалидностью, необходима специальная подготовка и целенаправленная работа по развитию профессиональных и личных качеств.
Литература:
1. Булавкина, Е.Б. Непрерывная профессиональная подготовка педагогов в условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов / Т.В. Тимохина, И.А. Телина, Е.Б. Булавкина, Ю.В. Елисеев // Сборник научных трудов международной научно-практической конференции «Образовательное пространство в информационную эпоху» (InternationalConference "Education Environment Forthe Information Age") (EEIA-2018) / Под ред. С.В. Ивановой. М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО» - С. 863-873.
2. Тимохина, Т.В. Инклюзивное образование в национальной системе учительского роста / Т.В. Тимохина // Инновации в образовании. - 2018. - №5. - С. 131-138.
3. Тимохина, Т.В. Инклюзивно ориентированное образование [Электронный ресурс] / Т.В. Тимохина // Интернет - журнал Науковедение. - 2014. - № 3. Режим доступа: http://naukovedenie.ru/PDF/153PVN314.pdf.
4. Тимохина, Т.В. Профессиональная подготовка специалистов к работе с детьми с особыми адаптивными возможностями: монография / Т.В. Тимохина. Орел: ОГУ, 2016. - 268 с.
5. Тимохина, Т.В. Современные тенденции в профессиональной подготовке специалистов инклюзивной сферы / Т.В. Тимохина // Инновации в образовании. - 2016. - №2. - С. 100-110.
6. Тимохина, Т.В. Теоретические основы профессиональной подготовки специалистов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в вузе: монография / Т.В. Тимохина. Орел: ООО «Модуль-К», 2015. - 226 с.
Педагогика
УДК 378.1
кандидат педагогических наук, доцент Быстрова Наталья Васильевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Казначеева Светлана Николаевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); студент Меркульев Евгений Иванович
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)
ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ У СТУДЕНТОВ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. В статье анализируется формирование правовой культуры у обучающихся, как фактор развития социальной активности студентов вуза. Цель исследования заключается в осмыслении содержания и форм организации волонтерской деятельности студентов - будущих бакалавров профессионально-педагогической сферы как фактора их личностно-профессионального формирования. Авторы считают, что правовая культура детерминирована правовым воспитанием индивида. Оно складывается благодаря приобретенным правовым знаниям и конструирования условий, которые позволяют этим знаниям воплотиться в жизнь. В результате формируются правовые убеждения, умения, навыки, привычки, трансформируемые в мотивы правомерного поведения. Целью воспитания правовой культуры, по мнению авторов выступает формирование у студентов уважительного отношения к правам и свободам человека, установок, которые помогают молодым людям действенно включиться в работу по конструированию правового государства, несовместимого с нарушением прав человека, осознание его социальной ценности, преобразование и построение демократического общества.
Ключевые слова: правовая культура, общество, образовательная среда, правовое мышление, правосознание.
Annotation. The article analyzes the formation of legal culture among students as a factor in the development of social activity of university students. The purpose of the study is to comprehend the content and forms of organization of volunteer activities of students - future bachelors of the professional pedagogical sphere as a factor in their personal and professional formation. The authors believe that the legal culture is determined by the legal education of the individual. It develops thanks to the acquired legal knowledge and the construction of conditions that allow this knowledge to become a reality. As a result, legal beliefs, abilities, skills, and habits are formed that are transformed into motives of lawful behavior. According to the authors, the goal of upbringing the legal culture is the formation of students' respectful attitude to human rights and freedoms, attitudes that help young people to effectively
engage in the construction of a rule of law incompatible with the violation of human rights, awareness of its social value, transformation and construction of a democratic society.
Keywords: legal culture, society, educational environment, legal thinking, legal awareness.
Введение. В настоящее время правовое воспитание в государстве особенно важно, так как законодательная база Российской Федерации постоянно меняется. Кроме того, доверие к российским законам со стороны граждан падает. Это обусловлено социально-политическим и экономическим кризисами в стране. Также уровень правовой культуры в целом находится не на высоком уровне. Поэтому формирование культуры в области права у обучающихся является одной из первостепенных задач образования. Обучающийся, имеющий знания основ права, является основой правопорядка современного общества [2]. Сформированная правовая культура помогает человеку быстрее адаптироваться к общественно-правовой жизни. От формирования правовой культуры людей напрямую зависит будущее страны, её развитие в законодательной, экономической, политической и социальной сфере. Правовая культура - это характер и степень деятельности человека, в свойстве обязательного элемента развития правовой культуры гражданина представляет правовая деятельность. Признаком высочайшего уровня сформированной правовой культуры человека считается развитость общественно-правовой активности. Интенсивная правовая деятельность характеризуется методами поведения гражданина в правовой области, какие она применяет и имеет возможность благополучно реализовывать.
Изложение основного материала статьи. Правовая культуры обучающихся в учебных заведений опирается на основные тенденции развития высшего образования, которые связывают переход к подготовке специалистов в изменившихся экономических условиях с углубленными фундаментальными знаниями, дифференциацией содержания обучения на основные виды и объекты профессиональной деятельности, усилении направленности общеобразовательной подготовки на будущую профессию при сохранении основополагающего компонента общего среднего образования, установления рациональной корреляции теоретического и практического обучения, формирования креативного мышления и достойной трудовой культуры, общего развития личности на протяжении всего периода онтогенеза.
Рассмотрением вопроса формирования правовой культуры занимались такие ученые как Аграновская Е.В., Баширов Д.А., Головченко Г.А., Ибрагимова З.Н., Клочко И.В., Кириченко О.В., Николаева Л.Н. и другие. Правовая культура личности всегда была предметом дискуссий. В настоящее время в научной литературе можно найти различные определения понятия «правовая культура». Рассмотрим некоторые из них.
С точки зрения А.Н. Кунева, «правовая культура представляет собой меру освоения и практического использования накопленных человечеством правовых ценностей, передаваемых в порядке преемственности от поколения к поколению» [3]. Баранов П.П. под правовой культурой понимает «совокупность знаний и навыков, умение применять их на деле, обеспечить законность» [1, С. 72]. Занина А.В. в правовой культуре выделяет следующие характеристики: ее постоянное развитие и детерминированность социально-исторической средой. Исследователь правовую культуру трактует как «правовое поведение личности, правотворчество, психологическое восприятие правовой реальности в сменяющих друг друга поколениях людей» [4, С. 202].
Правовой культурой принято называть качественное состояние правовой жизни общества, которое выражается в достигнутом уровне совершенства правовых актов, правовой и правоприменительной деятельности, правосознания и правового развития личности, степени свободы ее поведения и взаимной ответственности личности и государства [6].
«Правовая культура занимает обособленное место в социокультурном пространстве, полностью она не совпадает ни с одним видом культуры (материальной, духовной, политической и т.д.), создавая уникальное сочетание как материальных, так и идеальных, духовных компонентов. Правовая культура есть особое социальное явление, которое может быть воспринято как качественное правовое состояние и личности, и общества, подлежащее структурированию по различным основаниям» [5, С. 112].
Мы определяем правовую культуру личности как симбиоз правовых знаний, юридической компетентности, нравственной воспитанности, социальной и психологической зрелости, достойного уровня правосознания, правомерного поведения как первичной жизненной потребности. Обладающий правовой культурой индивид, должен уметь применять правовые знания в жизни, обучать других членов сообщества азам права, а также совершенствовать свое правосознание, правосознание окружающих и общества в целом. Правовая культура коррелирует с такими дефинициями, как право, правосознание, правовые отношения, законность и правопорядок, правомерное поведение, правовые организации, правовые ценности.
Мы относим правовую культуру студентов к личностному образованию, определяющему качество освоения и профессионализма осуществления просоциальной жизненной стратегии. Ее содержанием являются правовые знания, сформированные на их основе правовые компетенции, законопослушное поведение, желание и потребность личности руководствоваться правовыми убеждениями в многообразных видах общественной деятельности.
Николаева Л.Н. в своем диссертационном исследовании выделяет следующие компоненты правовой культуры:
- когнитивный (интеллектуальный) - компонент помогает сформировать представления об образах личностного, нравственно-правового и профессионального «Я»;
- мотивационно-ценностный - в ходе усвоения правовых знаний формируются гуманистические жизненные установки, формируется отношение к закону как к ценности;
- регулятивный (поведенческий) - компонент помогает развиваться личности творчески, стимулируя ее профессиональную активность.
Считаем, что структурные компоненты правовой культуры включают познавательный компонент, включающий правовую информированность индивида, мотивационно-диагностический, в который входит отношение к праву, правовые убеждения, деятельностный, включающий поведенческую стратегию. Воспитание правовой культуры обучающихся вузов определяется рядом педагогических условий: овладение студентами ценностями правовой сферы, конструктивным и законопослушным поведением, формированием просоциального отношения к объектам, включенным в общекультурную и правовую деятельность, тиражирование поведенческих эталонов, базирующихся на активной реализации ценностей
демократического государства; формирование достойного уровня правосознания, организация правовой деятельности на базе интеграции субъектов образовательного процесса (институтов, семьи, общественности, правоохранительных органов, учреждений досуга); формирование правовой атмосферы в образовательной организации, предоставление возможностей для самореализации, обеспечение возможности для каждого обучающегося реализовывать позиции субъекта эффективной учебной и внеаудиторной правовой деятельности.
Нами выделены критерии сформированности воспитания правовой культуры студентов: познавательный, отражающий усвоение основополагающих знаний права, их основательности, направленность к обобщению и рефлексии материала, оценки фактов и явлений правовой области в витальной сфере; аксиологический, детерминирующий политические, правовые и гражданские ценности с точки зрения правовых норм; умение разбираться в общечеловеческих и правовых ценностях; эмоционально-мотивационный критерий, отражающий эмоционально-чувственные проявления индивида по отношению к нормам права, фактам, явлениям, ориентированность правового поведения на правомерное, его приоритеты; деятельностно-регулятивный, отражающий палитру отношений студентов к внешней среде, умение ориентироваться возможными правовыми средствами достижения целей, аргументировать осознанные теоретические положения.
Правовая культура формируется в условиях правового климата социума. Частые случаи беззакония и несправлеливости заставляют общество и студентов в частности привыкать к неуважительному отношению к праву и как следствие граждане не реагируют должным образом на правонарушения.
Студенческая молодежь, является одним из самых мобильных и восприимчивых к изменениям слоев населения и должна владеть правовой грамотностью, поскольку именно от этого слоя общества зависит будущее всего государства. Правовая грамотность молодежи - залог формирования правовой культуры всего населения.
Формирование правовой культуры студентов происходит не только в процессе правового обучения и воспитания по дисциплинам правоведческого цикла, но и в процессе освоения профессиональных дисциплин. Формирование правовой культуры осуществляется на всех этапах обучения человека. Очевидно, что сущность правовой грамотности предполагает, прежде всего, разумное поведение специалиста как гражданина.
Едиными признаками сформированного регулятивного элемента правосознания обучающегося являются:
- подключение студента в практическую правовую работу;
- способность и мастерство правильно использовать закон в жизненных условиях;
-мастерство и способность защищать собственные права и независимость, а кроме того круг интересов иных граждан;
-обоснованно аргументировать собственную точку зрения; - самореализация в правовой деятельности;
- выработать манеру к соблюдению правовых общепризнанных норм;
- правомерные действия;
- общественно-правовая активность.
В ходе изучения этого вопроса мы провели анкетирование, в котором приняли участие 35 студентов 1 курса очной формы обучения Мининского университета. Для изучения степени удовлетворённости уровнем своих правовых знаний студентам был задан вопрос «Оказывались ли Вы в ситуациях, где испытывали недостаток правовых знаний?». При ответе на данный вопрос были получены следующие результаты (рис. 1).
Рисунок 1. Ответ на вопрос «Оказывались ли Вы в ситуациях, где испытывали недостаток
правовых знаний?» (%)
69% опрошенных респондентов хотя бы раз в своей жизни испытывали недостаток правовых знаний. Никогда не были в такой ситуации 14% опрошенных студентов и 17% - затруднились ответить. Исходя из результатов диаграммы, можно сделать вывод о том, что большинство опрашиваемых студентов ощущают недостаток правовых знаний в различных жизненных ситуациях.
Следующий вопрос, позволил выявить причины, по которым люди должны соблюдать законы, даже если они не согласны с ними (рис. 2).
17®Ь
Шо
■Да ■ Нет
" Затрудняюсь ответить
Рисунок 2. Ответ на вопрос «Почему, по Вашему мнению, люди соблюдают те законы, с которыми
не согласны?» (%)
Результаты распределились следующим образом: 14 % респондентов считают, что законы не принято нарушать; более половины респондентов (59%) боятся последующего наказания; 16% опрошенных респондентов опасаются осуждения общества и только 2 % затруднились с ответом.
На основании диаграммы можно сделать вывод о том, что более половины респондентов считают, что закон в обществе соблюдается только из-за наступления негативных правовых последствий в отношении правонарушителя. В данном случае можно говорить о низком уровне правосознания студентов, так как соблюдение закона должно основываться не только на страхе наказания за его нарушение, но также на осознании объективной необходимости права в современном обществе, его социальной ценности и необходимости соблюдения правовых норм всеми членами общества.
Следующий вопрос анкеты позволил выяснить, насколько студенты ощущают себя защищенными в обществе (рис. 3).
Рисунок 3. Ответ на вопрос «Оцените, в какой степени Вы чувствуете себя защищенным законом в
обществе» (%)
Наибольшее количество респондентов (70%) ощущают себя достаточно защищенными законом в отношениях с родителями. Половина опрошенных респондентов (50%) считают себя защищенными во взаимоотношениях с учителями. 45% респондентов считают себя защищенными в отношениях со сверстниками. Наибольшую неуверенность и недостаточную защищенность обучающие 1 курса испытывают в отношениях с посторонними взрослыми и правоохранительными органами (55% и 45% соответственно). Таким образом, сделанные на основе данной гистограммы, вызывают серьезные опасения, связанные с правовой системой общества и формированием правовой культуры молодежи в современном обществе. Мы считаем, что на предметах, изучающие вопросы права необходимо формировать правовые знания, которые можно применять в различных жизненных ситуациях. Обучающиеся не должны ощущать нехватку правовых знаний и правовую незащищенность в общении с посторонними людьми. Данные знания необходимы для формирования правовых компетенций, позволяющих выражать отношение к актам поведения людей, оценивать их действия с точки зрения правомерности или неправомерности, а также оценивать свои поступки с точки зрения правомерности, и уметь защищать свои права. Вышеуказанные меры позволят обучающимся 1 курса чувствовать себя более уверенными, вступая в различные правоотношения, а также позволят сформировать совокупность психологических установок и ценностных ориентаций на неукоснительное соблюдение норм права.
Для изучения актуальности изучения различных отраслей права респондентам было предложено выбрать из предложенных вариантов 5 наиболее интересных и полезных для применения в бытовых ситуациях, по их мнению, отраслей. Вопрос сформулирован следующим образом: «Какие отрасли права Вам наиболее интересно изучать?». Наиболее распространенные и интересующие обучающихся отраслей права представлены ниже (рис. 4).
■ История лр»1
а Роль прдйз s лм .¡и государства. общества человека В Конгтвтчтии РФ ГОСУХфСТЖИИОе устройство
■ Прова w.nmu н int шшпз
■ Прш peöetcu и мх шиита
а правовые icnrt.ru noovirafu oöpa »ванна аИкнрателыюе право
■ Правовые основы деятельности орган» гое Власти
■ Пршонршгнш И IOpiUin^.ll OUFTCTlflfflWTb
■ Правоохранительные органы
■ Tpyjowf ftpako
аТрч'до^сгройстао н Tpvj н^оа«рш;нло.1лнлх а С fMcftHw Пр»с
а Отношен на в сфере собственности - Наследование
Й Заточение t делоа и договоров а Право ■пшвтушьвой собственности а iiun честя, достоинства и деловой peoytimni
■ Жилищное право
а Права потребителей асоциальное обеспечение а Уголовное право В Правовые ос вот »екноВ службы а Затрудкаось ответить
Рисунок 4. Ответ на вопрос «основные отрасли права, которые Вы хотели бы изучать» (%)
17% опрошенных респондентов ответили, что им хотелось бы изучать вопросы прав человека и средства их защиты. По 7% респондентов считают, что необходимо изучать трудовое право и особенности труда несовершеннолетних.
Выводы. Таким образом, успешность непрерывного формирования правовой культуры обусловлена не только наличием достаточного числа и доступности образовательных программ и стандартов, разнообразной палитрой и качеством образовательных услуг, грамотной системой управления образованием. Немало детерминировано психологическим обеспечением учебно-воспитательного пространства, продумыванием стимулов, которые мотивируют человека на юридическую грамотность, исходя из возраста, культурно-витального и профессионального опыта, условий жизни, представляющих сложность изучения объекта.
Литература:
1. Баранов П.П. Аксиология юридической деятельности / П.П. Баранов, А.П. Окусов. - Ростов-на-Дону: РЮИ МВД России, 2003. - 364 с.
2. Бурнашев, Г.А. Проблемы правового воспитания на современном этапе / Г.А. Бурнашев. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 48 (234). — С. 117-120. — URL: https://moluch.ru/archive/234/54256/ (дата обращения: 10.05.2020).
3. Кунев А.Н. Законность и правовая культура в условиях становления правового государства: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2011. С. 11-12.
4. Радько Т.Н. Теория государства и права: учебник для вузов / Т.Н. Радько. - Москва: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2004. - 576 с.
5. Скобелев А.Е. Понятие, структура и общая характеристика правовой культуры // Известия Саратовского университета.2009. Т.9.Вып.1 - С. 110-114.
6. Шабалина Д.В. Понятие «правовая культура» в контексте осмысления профессиональных задач библиотечных специалистов // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2016. № 3 (47) - С. 26-32.
7. Ядрышников К.С. Проблемы формирования правовой культуры у студентов среднего профессионального образования // Общество: социология, психология, педагогика. 2017. №8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-formirovaniya-pravovoy-kultury-u-studentov-srednego-professionalnogo-obrazovaniya (дата обращения: 11.05.2020).