Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ СТУДЕНТОВ'

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
396
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / МОТИВАЦИЯ / САМООЦЕНКА / ПРИТЯЗАНИЯ / ВОВЛЕЧЕННОСТЬ / ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Булаева Марина Николаевна, Ершов Вадим Юрьевич, Багдасарян Роберт Валерьевич

Период студенчества сопровождается процессами формирования личности, определением основных интересов, которые в основном проявляются в профессиональной области. В процессе личностного развития студенты преодолевают большое количество кризисов, связанных с возрастными особенностями, личной жизнью, фактом нереализованности, проблемами в профессиональном обучении. В процессе преодоления указанных кризисов студенты формируют жизнестойкость и способность совладения со стрессами. Проблема проявления жизнестойкости студентов вызвана противоречиями между требованиями к сформированным компетенциям современных выпускников и поиском ресурсов личности по преодолению стрессовых ситуаций, а также преобразования их в ситуации раскрытия личностного и профессионального потенциала. Жизнестойкость личности представляет собой положительное отношение не только к окружающим, но и к самому себе. Следовательно, можно утверждать, что жизнестойкость человека непосредственно связана с самооценкой. В рамках исследования была проанализирована самооценка юношей. Полученные результаты свидетельствуют о том, что юноши как из полных, так и не из полных семей нацелены на достижение высоких результатов, как в личностной, так и профессиональной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Булаева Марина Николаевна, Ершов Вадим Юрьевич, Багдасарян Роберт Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE MANIFESTATION OF STUDENTS' RESILIENCE

The student period is accompanied by the processes of personality formation, the definition of the main interests, which are mainly manifested in the professional field. In the process of personal development, students overcome a large number of crises related to age characteristics, personal life, the fact of unrealization, problems in professional training. In the process of overcoming these crises, students form resilience and the ability to cope with stress. The problem of students' resilience is caused by contradictions between the requirements for the formed competencies of modern graduates and the search for personal resources to overcome stressful situations, as well as their transformation into situations of personal and professional potential disclosure. The resilience of a person is a positive attitude not only to others, but also to himself. Therefore, it can be argued that a person's resilience is directly related to self-esteem. The study analyzed the self-esteem of young men. The results obtained indicate that young men from both full and incomplete families are aimed at achieving high results, both in the personal and professional spheres.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ СТУДЕНТОВ»

13. Sternberg, R.J. An 8P theoretical framework for understanding creativity and theories of creativity / R.J. Sternberg, S. Karami // The Journal of Creative Behavior. - 2021. - https://doi.org/10.1002/jocb.516

14. Tang, T. Developing critical thinking, collective creativity skills and problem solving through playful design jams / T. Tang, V. Vezzani, V. Eriksson // Thinking Skills and Creativity, Article 100696. - 2020. - Volume 37. -https://doi.org/10.! 016/j .tsc.2020.100696

Педагогика

УДК 37.013

кандидат педагогических наук, доцент Булаева Марина Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант, преподаватель Ершов Вадим Юрьевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); Нижегородский техникум отраслевых технологий (г. Нижний Новгород); студент Багдасарян Роберт Валерьевич

Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова (г. Москва) ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ СТУДЕНТОВ

Аннотация. Период студенчества сопровождается процессами формирования личности, определением основных интересов, которые в основном проявляются в профессиональной области. В процессе личностного развития студенты преодолевают большое количество кризисов, связанных с возрастными особенностями, личной жизнью, фактом нереализованности, проблемами в профессиональном обучении. В процессе преодоления указанных кризисов студенты формируют жизнестойкость и способность совладения со стрессами. Проблема проявления жизнестойкости студентов вызвана противоречиями между требованиями к сформированным компетенциям современных выпускников и поиском ресурсов личности по преодолению стрессовых ситуаций, а также преобразования их в ситуации раскрытия личностного и профессионального потенциала. Жизнестойкость личности представляет собой положительное отношение не только к окружающим, но и к самому себе. Следовательно, можно утверждать, что жизнестойкость человека непосредственно связана с самооценкой. В рамках исследования была проанализирована самооценка юношей. Полученные результаты свидетельствуют о том, что юноши как из полных, так и не из полных семей нацелены на достижение высоких результатов, как в личностной, так и профессиональной сфере.

Ключевые слова: личность, профессиональные компетенции, мотивация, самооценка, притязания, вовлеченность, жизнестойкость.

Annotation. The student period is accompanied by the processes of personality formation, the definition of the main interests, which are mainly manifested in the professional field. In the process of personal development, students overcome a large number of crises related to age characteristics, personal life, the fact of unrealization, problems in professional training. In the process of overcoming these crises, students form resilience and the ability to cope with stress. The problem of students' resilience is caused by contradictions between the requirements for the formed competencies of modern graduates and the search for personal resources to overcome stressful situations, as well as their transformation into situations of personal and professional potential disclosure. The resilience of a person is a positive attitude not only to others, but also to himself. Therefore, it can be argued that a person's resilience is directly related to self-esteem. The study analyzed the self-esteem of young men. The results obtained indicate that young men from both full and incomplete families are aimed at achieving high results, both in the personal and professional spheres.

Key words: personality, professional competencies, motivation, self-esteem, claims, involvement, resilience.

Введение. Реализация образовательной деятельности в высшем учебном заведении зачастую сопровождается болезненным переходом в новую систему образования. Студенты вынуждены использовать различные способы адаптации к познавательному процессу с целью дальнейшего качественного взаимодействия со сверстниками и педагогами [9, C. 132]. Для получения профессиональных компетенций, развития личностных способностей необходимо не только принимать новую информацию, но и учиться систематизировать, контролировать её содержание и объем [8]. С целью выстраивания системы межличностных отношений необходим повышенный уровень сосредоточенности и готовности к изменяющимся условиям в современном мире [13, C. 156].

Студенческий период проявляется в критическом отношении обучающихся к окружающим явлениям. Студенты совершенствуют прежние формы общения, учатся выстраивать диалог, взаимодействовать с представителями различных возрастных групп. В связи с этим, молодое поколение ориентировано на получение навыков продуктивного функционирования в социальной среде, умений адекватно ориентироваться в динамичных условиях [2, C. 2351]. В соответствии с требованиями к уровню компетентности современных выпускников, рассмотренные критерии являются показателями формирования общей социально-коммуникативной компетенции. Развитие профессиональных компетенций в коммуникативной сфере ориентировано на превращение стрессовых ситуаций в ситуацию демонстрации собственных возможностей [7, C. 110].

Период студенчества сопровождается процессами формирования личности в целом, определением мировоззрения и основных интересов, которые в основном проявляются в профессиональной области [1, C. 381]. В процессе личностного развития студенты преодолевают большое количество кризисов, связанных с возрастными особенностями, личной жизнью, фактом нереализованности, проблемами в профессиональном обучении [14, C. 118]. Внешние кризисы сопровождаются нестабильностью настоящего и туманностью будущего. В процессе преодоления указанных кризисов студенты формируют жизнестойкость и способность совладения со стрессами [11, C. 305].

Жизнестойкость представляет собой личностную характеристику, проявляющуюся в уровне психологического здоровья человека и выраженную в трех жизненных установках: вовлеченность, уверенность в осуществлении контроля, готовность к риску. К числу важнейших компонентов жизнестойкости относится доверие, креативность и сотрудничество [5, C. 72].

Проблема проявления жизнестойкости студентов вызвана противоречиями между требованиями к сформированным компетенциям современных выпускников и поиском ресурсов личности по преодолению стрессовых ситуаций, а также преобразования их в ситуации раскрытия личностного и профессионального потенциала [4, C. 174].

Высшее учебное заведение играет важную роль в развитии потенциала личности, способности проявлять свои навыки в стрессовых ситуациях. Уровень жизнестойкости, готовности к активным действиям и степень вовлеченности в познавательную деятельность зависит от освоения студентом профессиональной деятельности [6, С. 383].

Изложение основного материала статьи. Вопросам жизнестойкости посвящены работы современных исследователей. В своих трудах они проводят сравнительные анализы жизнестойкости студентов различных специальностей, рассматривают жизнестойкость личности как фактор успешной адаптации к условиям обучения, описывают гендерные особенности проявления жизнестойкости в современной образовательной среде.

Н.В. Пожиткина, Е.В. Кухаренко, К.О. Куценко описывают содержание компонентов жизнестойкости. Вовлеченность авторы понимают как поддержание чувства сопричастности, личностной значимости в процессе реализации сотрудничества, мотивацию к осуществлению поставленных задач. В качестве противоположного проявления вовлеченности выступает отчужденность, отверженность личности. Контроль проявляется во внутренней уверенности того, что осуществляемые действия направлены на изменение ситуации, не гарантируя достижения сто процентного результата. Неразвитый уровень контроля выражается в том, что личность неспособна самостоятельно определять дальнейшие шаги для достижения цели. Принятие риска представляет собой способность человека оставаться открытым по отношению к окружающему миру, воспринимать жизненные ситуации как источник нового опыта. Низкий уровень рассматриваемого компонента свидетельствует о неготовности личности рисковать ради достижения собственных целей, что проявляется в бездействиях в стрессовых ситуациях. Все компоненты в своей совокупности составляют общую систему, ориентированную на способности студентов справляться с трудностями, извлекать жизненный опыт из кризисных ситуаций.

Н.А. Ран, Е.В. Городничева, Ж.В. Николаева описывают процесс моделирования развития жизнестойкости студентов. Особое внимание авторы акцентируют на содержательном блоке. Внеаудиторная деятельность, направленная на развитие жизнестойкости, предполагает включение студентов в творческую деятельность, реализацию физического воспитания, преобладание принципов здорового образа жизни, ориентацию на реализацию потребностей постоянного совершенствования. Авторы разработали требования для организации образовательного процесса, ориентированного на развитие жизнестойкости. Во-первых, особое внимание должно уделяться физкультурно-спортивной деятельности, способствующей здоровому образу жизни студентов. Во-вторых, организация трудового воспитания будет способствовать развитию самостоятельности и ответственности. В-третьих, участие в деятельности секций, кружков направлено на воспитание личностных качеств. В-четвертых, организация тренинговых занятий способствует получению соответствующей поддержки в стрессовых ситуациях [10, С. 158].

А.А. Старостина проводит диагностику уровня жизнестойкости среди студентов с помощью теста жизнестойкости С. Мадди и адаптации Д.А. Леонтьева. В исследовании приняло участие 40 студентов, из которых 20 девушек и 20 юношей. В результате исследования было установлено, что средний показатель жизнестойкости у юношей несколько выше, чем у девушек (77,42 и 74,57 соответственно). При определении уровня вовлеченности установлено, что и юноши, и девушки практически одинаково вовлечены в решение стрессовых ситуаций (36,02 и 36,03 соответственно). Средний показатель контроля у юношей выше, чем у девушек (29,96 и 26,95соответственно). В отношении показателя принятия риска результаты юношей также выше, чем у девушек (14,44 и 11,61 соответственно). В ходе анализа результатов был сделан вывод о том, что уровень жизнестойкости обладает гендерными различиями. Полученные результаты могут быть обусловлены тем, что юноши в большей степени адаптированы к недолгой нагрузке в режиме высокой интенсивности, а для девушек характерны относительно легкие, но продолжительные нагрузки[12, С. 160].

Жизнестойкость личности представляет собой положительное отношение не только к окружающим, но и к самому себе. Следовательно, можно утверждать, что жизнестойкость человека непосредственно связана с самооценкой. Формирование самооценки происходит в ходе взаимодействия с окружающей средой и другими участниками социальных отношений. Самооценка может быть адекватной и неадекватной, в зависимости от уровня согласования достижений человека с его возможностями [3, С. 23-60]. В отношении самооценки подростков исследователи выделяют её неустойчивый и ситуативный характер. От уровня самооценки зависят показатели образовательной деятельности студентов, способность выполнять определенные задания. Подростки с низкой самооценкой дольше выполняют задания, поскольку бояться брать ответственность и принимать решения. Педагоги должны ориентировать свою деятельность на развитие самооценки у подростков, которая является составляющей жизнестойкости.

С целью изучения самооценки было проведено исследование среди юношей из полных и неполных семей. Всего в исследовании участвовало 73 юноши, возраст которых составляет 16-19 лет. Исследование проводилось в сентябре -декабре 2022 года. Каждый испытуемый получил готовый бланк, на котором было изображено 7 линий, высота каждой 100 мм. Задача юношей состоит в том, чтобы отметить свое расположение на шкале и желаемый уровень развития качества. Обработка результатов проводится в баллах, где 1 мм равен 1 баллу. Шкала «здоровье» не учитывается, она является тренировочной. Для каждой шкалы необходимо определить следующие параметры: уровень самооценки, уровень притязаний, уровень расхождения между самооценкой и притязанием, определить среднюю величину по всем шкалам.

Уровень притязаний определяется по количеству баллов. Реалистичный уровень составляет от 60 до 89 баллов. Оптимальный уровень от 75 до 69 баллов. Уровень самооценки определяется следующим образом: адекватная самооценка складывается от 45 до 74 баллов, где оптимальным показателем будет значение от 60 до 74 баллов. В отношении расхождений показателей оптимальным вариантов будет являться от 8 до 22 баллов.

В результате исследования было установлено, что у юношей из полных семей преобладает высокий уровень самооценки и высокий уровень притязаний. Высокая самооценка может свидетельствовать о том, что по различным основаниям подросток закрыт от внешнего мира, не реагирует на замечания окружающих. Высокий уровень притязаний свидетельствует о высоких амбициях обучающихся, однако не всегда указывает на их готовность к активности. Результаты исследования говорят о том, что юноши из полных семей отличаются высоким уровнем целеполагания. Результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1

Результаты исследования самооценки и притязаний у юношей из полных семей (%)

Шкалы Самооценка Притязания

низкий средний высокий низкий средний высокий

Способный 4,4 15,8 79,8 0 14,8 85,2

Признаваемый 14,2 5,7 80,1 3,6 11,9 84,5

другими

Уверенный 7,9 22,4 69,7 2,4 9,5 88,1

Волевой 8,1 12,2 79,7 1,9 7,4 90,7

Уровень 9,6 11,8 78,6 3,4 6,8 89,8

достижений

Счастливый 3,7 18,3 78 2,9 13,4 83,7

У юношей из неполных семей несколько отличаются результаты, однако, есть показатели, аналогичные юношам из полных семей (результаты представлены в таблице 2).

Таблица 2

Результаты исследования самооценки и притязаний у юношей из неполных семей (%)

Шкалы Самооценка Притязания

низкий средний высокий низкий средний высокий

Способный 6,8 28,7 64,5 0 25,4 74,6

Признаваемый 14,7 47,2 38,1 2,4 18,7 78,9

другими

Уверенный 6,7 23,5 69,8 0 26,3 73,7

Волевой 14,6 12,8 72,6 0 19,4 80,6

Уровень 10,1 12,3 77,6 0 18,7 81,3

достижений

Счастливый 14,4 15,8 69,8 0 21,1 78,9

У юношей из неполных семей также преобладает высокий уровень самооценки и притязаний. Однако данная группа испытуемых в большей степени ориентирована на желание быть признаваемыми другими. Схожие показатели у обеих групп в отношении уверенности, однако, это может быть связано с гендерным предназначением испытуемых. Еще одна шкала, по которой отмечены похожие результаты - это уровень достижений. Испытуемые из полных и неполных семей в одинаковой степени ориентированы на достижение целей.

Выводы. Полученные результаты свидетельствуют о том, что юноши из полных и неполных семей по-разному оценивают себя и свои возможности. Расхождение между уровнем самооценки и притязаний говорит о том, что юноши как из полных, так и не из полных семей нацелены на достижение высоких результатов, как в личностной, так и профессиональной сфере.

Жизнестойкость является важным личностных качеством преодоления различных критических ситуаций в образовательном процессе. Внешние обстоятельства зачастую не поддаются контролю, развитие жизнестойкости позволит смягчить их последствия и грамотно справиться с трудностями.

В ходе исследования было установлено, что юноши из полных и неполных семей примерно в равной мере обладают жизнестойкостью. Стремления юношей быть способными, уверенными, счастливыми, иметь высокий уровень достижений и признания другими способствует развитию ценностно-смысловой сферы личности, формирует навыки ответственности за принятые решения. Деятельность студентов направлена на раскрытие собственного потенциала, формирование навыков осознанного управления своей жизнью.

Литература:

1. Взаимосвязь личностных особенностей и жизнестойкости у студентов педагогического вуза / С.Б. Пашкин, Е.П. Кораблина, Н.Б. Лисовская [и др.] // Перспективы науки и образования. - 2021. - № 6(54). - С. 374-388. - DOI 10.32744Zpse.2021.6.25. - EDN KSFCBM

2. Иванова, А.Д. Жизнестойкость и жизненная позиция у студентов-психологов: теоретический анализ / А.Д. Иванова // Инновации. Наука. Образование. - 2021. - № 36. - С. 2351-2356. - EDN VOOWAE

3. Иванова, А.Д. Особенности жизнестойкости у студентов-психологов / А.Д. Иванова // Инновации. Наука. Образование. - 2021. - № 36. - С. 2357-2360. - EDN LZKJGO

4. Лабзина, П.Г. Междисциплинарное взаимодействие как условие развития гибких навыков студентов вуза / П.Г. Лабзина, С.Г. Меньшенина // Вестник Мининского университета. - 2021. - Т. 9. - № 2(35). - DOI 10.26795/2307-12812021-9-2-2. - EDN SNAFCM

5. Мазурчук, Е.О. Качества личности студентов как субъектов образовательных отношений: взаимосвязь жизнестойкости и тревожности / Е.О. Мазурчук, Н.И. Мазурчук, Е.В. Даутова // Вестник социально-гуманитарного образования и науки. - 2020. - № 1. - С. 69-74. - EDN PCRRCW

6. Михалкина, С.А. Исследование взаимосвязи эмпатии и жизнестойкости студентов педагогического вуза / С.А. Михалкина, К.С. Анисимова // Проблемы современного педагогического образования. - 2022. - № 75-2. - С. 382-385. -EDNPFUUSY

7. Петрищева, В.С. Изучение жизнестойкости и стрессоустойчивости студентов в период юности / В.С. Петрищева // Научное и образовательное пространство: перспективы развития: Сборник материалов VII Международной научно-практической конференции, Чебоксары, 15 января 2018 года / Редколлегия: О.Н. Широков [и др.]. - Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью "Центр научного сотрудничества "Интерактив плюс", 2018. - С. 110-111. - EDN YRQUOQ

8. Перевощикова, Е.Н. Образовательные результаты в подготовке будущего педагога и средства оценки их достижения / Е.Н. Перевощикова // Вестник Мининского университета. - 2022. - Т. 10. - № 1(38). - DOI 10.26795/23071281-2022-10-3. - EDN EVGVQB

9. Развадовская, А.В. Жизнестойкость как ресурс адаптации студентов первого курса / А.В. Развадовская // Международный научный студенческий журнал. - 2020. - № 11. - С. 131-134. - EDN MKKKIW

10. Ран, Н.А. Особенности проявления и развития жизнестойкости у студентов технического вуза / Н.А. Ран, Е.В. Городничева, Ж.В. Николаева // Современные проблемы науки и образования. - 2018. - № 5. - С. 158. - EDN YMRLXF

11. Самаль, Е.В. Жизнестойкость и удовлетворенность жизнью у студентов с разным локусом контроля / Е.В. Самаль, К.Ю. Плащинская // Научные труды Республиканского института высшей школы. Исторические и психолого-педагогические науки. - 2022. - № 22-3. - С. 302-309. - EDN VBWRGK

12. Старостина, А.А. Гендерные особенности проявления жизнестойкости у студентов в процессе обучения / А.А. Старостина, В.А. Лактанова // Актуальные проблемы современных гуманитарных наук: материалы Международной конференции молодых ученых, Москва, 16-17 ноября 2016 года / Российский университет дружбы народов. - Москва: Российский университет дружбы народов (РУДН), 2016. - С. 159-161. - EDN YKAULT

13. Утиашвили, М.Г. Психологические факторы жизнестойкости студентов / М.Г. Утиашвили, Д.Ю. Крупнов // Педагогика и психология в современном мире: теоретические и практические исследования: сборник статей по материалам VI международной научно-практической конференции: Общество с ограниченной ответственностью "Интернаука", 2017. -С. 154-160. - EDN YBDTLR

14. Шевелева, О.Е. Представление о жизнестойкости у студентов педагогического вуза / О.Е. Шевелева, М.Э. Захарова // Международный студенческий научный вестник. - 2016. - № 5-1. - С. 118-119. - EDN WACFGT

Педагогика

УДК 378.14

кандидат педагогических наук, доцент Быстрова Наталья Васильевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Зиновьева Светлана Анатольевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Коняева Елена Александровна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет» (г. Челябинск)

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В процессе исследовании авторами определено, что правовое воспитание в широком значении является процессом формирования правовой культуры у определённых групп людей. Правовое воспитание в узком значении представляет собой педагогический процесс, который направлен на формирование у студентов правовой культуры и правосознания, что непосредственным образом выражается в таких качествах, как правовая грамотность, правомерное поведение, уверенность в соблюдении нравственно-правового поведения. Выявлено, что в рамках воспитательного процесса основное внимание должно уделяться правовому воспитанию студентов и молодежи в целом. Задачей такого воспитания является формирование в сознании учащихся понимания важности соблюдения требований правовых норм, чтобы тем самым эти требования приобрели статус не только внешнего, но и внутреннего закона, стали руководящей установкой в повседневном поведении.

Ключевые слова: правовое воспитание, профессиональное обучение, профессиональное образование.

Annotation. In the course of the study, the authors determined that legal education in a broad sense is the process of forming a legal culture among certain groups of people. Legal education in the narrow sense is a pedagogical process that is aimed at forming students' legal culture and legal awareness, which is directly expressed in such qualities as legal literacy, lawful behavior, confidence in the observance of moral and legal behavior. It was revealed that within the framework of the educational process, the main attention should be paid to the legal education of students and young people in general. The task of such education is to form in the minds of students an understanding of the importance of complying with the requirements of legal norms, so that these requirements acquire the status of not only an external, but also an internal law, and become a guiding attitude in everyday behavior.

Key words: legal education, professional training, professional education.

Введение. Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» важнейшей задачей государственной политики в сфере образования является воспитание правосознания у учащейся молодежи, что актуализирует процесс формирования высокого уровня правового воспитания у современных студентов. Выпускник колледжа должен быть компетентным и конкурентоспособным специалистом, а также законопослушным гражданином с высоким уровнем правового воспитания. Современный выпускник для достижения успеха в будущей деятельности должен обладать глубокими профессиональными знаниями, сформированным лидерским потенциалом, качествами воспитанного человеком с высоким уровнем правовой культуры. Высокий уровень правового воспитания является непременным компонентом общекультурной и профессиональной компетентности и конкурентоспособности каждого студента.

В ряде исследований отмечается наличие у личности с высоким уровнем правового воспитания таких компонентов, как глубокое знание законов своего государства, их строгое и добросовестное соблюдение, умение применять в повседневной жизнедеятельности и на работе, сформированное правосознание.

Многие авторы отмечают, что для российской молодежи характерен недостаточный уровень правового воспитания, индифферентность к знанию своих прав и обязанностей, неуважительное отношение к правопорядку. По мнению многих исследователей, личность, обладающая низким уровнем правового воспитания, не может быть законопослушной в правовом государстве.

На основе изучения работ ученых по данной тематике, мы можем заключить, что общими структурными элементами правового воспитания являются:

- знание системы федеральных законов, конституционных прав и обязанностей;

- соблюдение законов и норм общественной морали;

- уважение законов.

Следовательно, формирование высокого уровня правового воспитания у студентов является актуальной и важнейшей проблемой в системе среднего профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.