КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ_
СТУМ!САГР8УСН0[0СУ
УДК 159.9.075.8
ВЗАИМОСВЯЗЬ НЕВРОТИЧЕСКИХ ЧЕРТ ЛИЧНОСТИ И САМООЦЕНКИ У ПАЦИЕНТОВ С РАССТРОЙСТВАМИ АДАПТАЦИИ
© Д. В. Девятое © М. В. Малишевская © И. В. Благовещенская
Девятое
Дмитрий Владимирович студент
Южно-Уральский государственный медицинский университет (г. Челябинск) e-mail: [email protected]
Малишевская
Мария Владимировна
клинический психолог
ГБУЗОКСПНБ № 1
«Областная клиническая
специализированная
психоневрологическая
больница»
(г. Челябинск)
e-mail: marmariska82@ mail.ru
Благовещенская
Ирина Васильевна
кандидат биологических наук
старший преподаватель
кафедры клинической
психологии
Южно-Уральский
государственный
медицинский университет
(г. Челябинск)
e-mail: [email protected]
Статья посвящена рассмотрению проблемы особенностей самооценки, типов акцентуации характера, жизнестойкости пациентов с расстройствами алап-тации. В работе были использованы метолика исслело-вания самооценки Аембо-Рубинштейн молификация Л. М. Прихожан; Анализ жизнестойкости (С. Малли, алаптация А. А. Леонтьева); Опросник С. Шмишека «Метолика изучения акцентуаций личности». Выявлены некоторые взаимосвязи самооценки и личностных характеристик у пациентов с невротическими расстройствами. Результаты ланного исслелования могут быть полезны лля разработки лифференцированных психокоррекционных и реабилитационных программ лля пациентов с расстройствами алаптации.
Ключевые слова: самооценка, жизнестойкость, личностные особенности, невротические расстройства.
Количество людей с расстройствами адаптации в настоящее время и уже довольно давно постоянно растет. По официальным данным Всемирной Организации Здравоохранения, за последние 65 лет число неврозов выросло в 24 раза. По данным специалистов, сегодня в нашей стране распространенность невротических расстройств достигает 69,9 %. В каждой из четырех семей есть, по крайней мере, один человек, который в данное время страдает от невротического расстройства. Женщины более подвержены развитию расстройств адаптации: у них такие расстройства диагностируют в два раза чаще, чем у мужского населения (7,6 % мужчин и 16,7 % женщин на 1000 человек).
The Bulletin of the Samara Humanitarian Academy. A series Psychology. 2018. No 1 (23)
Современный ритм жизни таков, что именно психическое здоровье наиболее и первично подвержено отрицательному влиянию. Со стрессами мы сталкиваемся повсюду: дома, на работе, но симптомы невротического расстройства наблюдаются не у всех и часто не связаны с реакцией на ежедневные события. Особенности эмоционального контроля, волевой сферы, пре-морбидный склад личности, являются психологическими факторами в развитии расстройств адаптации.
Не менее важным критерием в жизни человека является его самооценка. Самооценка — оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Самооценка является важным регулятором ее поведения. От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым самооценка влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие его личности [1; 2]. Самооценка тесно связана с уровнем притязаний человека, т. е. степенью трудности целей, которые он ставит перед собой. Расхождение между притязаниями и реальными возможностями человека ведет к тому, что он начинает неправильно себя оценивать, вследствие чего его поведение становится неадекватным (возникают эмоциональные срывы, повышенная тревожность и др.).
Другой ни менее важной личностной характеристикой человека является тип акцентуации личности. Согласно концепции «акцентуированных личностей» К. Леонгарда: все черты личности могут быть разделены на основные и дополнительные. Основные черты — стержень личности, они определяют ее развитие, процессы адаптации, психическое здоровье. Личности, у которых основные черты ярко выражены, названы К. Леонгардом акцентуированными. При значительной выраженности основные черты характеризуют личность в целом. В случае воздействия неблагоприятных факторов они могут приобретать патологический характер, полностью разрушая структуру личности.
В последние годы неуклонно растет число людей, страдающих различными расстройствами адаптации. Основными тенденциями развития современной клинической психологии заключается в усилении ее роли в профилактики и реабилитации пациентов с расстройствами адаптации, а также в процессе разработки дифференцированных психокоррекционных подходов в соответствии с характером нарушений. Это может быть осуществлено лишь на основе клинико-психологических исследований пациентов данной группы, способствующих развитию представлений о психологических факторах, играющих важную роль в этиопатогенезе расстройств.
Учитывая, что самооценка играет важную роль в регуляции использования тех или иных стратегий совладения с жизненными трудностями, ее взаимосвязи с личностными особенностями представляются актуальным и может иметь как теоретическое, так и практическое значение в разработке программы реабилитации пациентов с расстройством адаптации.
Проблема реабилитации больных с расстройствами адаптации является актуальной в связи с недостаточной эффективностью существующих методов психофармакотерапии и психотерапии.
Разработка дифференцированных лечебно-реабилитационных программ для пациентов с невротическими расстройствами, включая основные принципы их организации, является достаточно актуальной задачей настоящего времени. Целью этих программ является стремление вернуть пациентам все то, что они утратили в процессе заболевания, вне зависимости от степени его выраженности.
Практическая значимость данного исследования заключается в возможности использования полученных результатов в работе практических психологов при разработке программы реабилитации для пациентов с различными невротическими расстройствами Р40-Р48 согласно МКБ-10.
Программа психологической помощи пациентам с расстройствами адаптации должна состоять из следующих блоков:
1. Психодиагностика — психодиагностика личностных особенностей (индивидуально-типологические особенности, защитно-совладающий стиль поведения), актуального состояния, особенностей межличностного взаимодействия, особенностей семейной системы. Психодиагностика позволяет индивидуализировать программы психологической реабилитации и осуществлять контроль над психологическим состоянием больных в процессе ее проведения.
2. Психологическое консультирование, состоящее из следующих направлений:
1) информационное — повышение психологической компетентности по проблемам формирования невротических нарушений;
2) мотивационное — создание мотивации на лечение и выявление личностных ресурсов в преодолении невротических форм реагирования.
3. Психокоррекция — восстановление нарушенной системы отношений больного, улучшение качества жизни, восстановление социальной адаптации.
Психокоррекционная работа осуществляется с использованием приемов и методов рациональной (индивидуальной и групповой), семейной, когнитивно-поведенческой и индивидуальной личностно ориентированной психотерапии.
4. Психотерапия — под ней предполагают средство, использующее вербальные методики и межличностные взаимоотношения с целью помочь человеку в модификации отношений и поведения, которые интеллектуально, социально или эмоционально являются негативными.
В основе программы реабилитации должны лежать следующие принципы работы:
1) выявление проблем личности на каждом этапе реабилитации, и их коррекция;
2) поэтапность психологической реабилитации. Этапы психологической реабилитации отражают динамику изменений системы отношений личности больного (к самому себе, к заболеванию и лечению, к микро- и макросоциуму) после перенесенного заболевания;
3) информирование (осведомленность) больного о необходимости выполнения психологических условий реабилитации, способствующих эффективному лечению: приверженность к лечению: сотрудничество с персоналом; активность в самостоятельных занятиях; формирование установок здорового образа жизни; и готовность больного к выполнению психологических условий реабилитации.
4) ориентирование больного на формирование установок здорового образа жизни;
5) индивидуальность — учет индивидуальных особенностей больного (соматических, двигательных, когнитивных, эмоциональных, личностных) при построении индивидуальной программы психологической реабилитации;
6) разноуровневость воздействий, одновременно на разных уровнях психической регуляции: биологической (психофизиологической), внутриличнос-тной и межличностной;
7) непрерывность психологических воздействий на разных этапах психологической реабилитации (на стационарном и амбулаторном этапе);
8) осведомленность и заинтересованность больного в выполнение назначений и реабилитационных рекомендаций специалистов после выписки из стационара, в домашних условиях, как фактор непрерывности выполнения реабилитационных режимов нервно-психической и физической нагрузки;
9) ориентация родственников больного на создание щадящей, гуманистической среды в домашних условиях.
Конечной целью психологической реабилитации является оказание больному помощи в восстановлении оптимального для продолжения профессиональной деятельности психического здоровья.
Цель данной работы — выявить, оценить взаимосвязи уровня самооценки и личностных особенностей пациентов с расстройствами адаптации.
Методика исследования
Исследование проводилось на базе ГБУЗОКСПНБ № 1 «Областная клиническая специализированная психоневрологическая больница»; Клиника неврозов и пограничных состояний. В исследовании принимали участие 33 пациента отделения неврозов № 27, с невротическим расстройством F 40. Возраст участников — 19-50 лет. Участие в эксперименте было добровольным. В отношении респондентов соблюдались нормы конфиденциальности и уважения автономии.
Методы исследования:
— теоретические: теоретико-методологический анализ состояния проблемы исследования; анализ психологической и научно-методической литературы по проблеме исследования;
— эмпирические: тестирование;
— методы качественного и количественного анализа экспериментальных данных: статистическая обработка, интерпретация результатов.
Психологический инструментарий представлен рядом методик:
1. Методика исследования самооценки Т. В. Дембо-С. Я. Рубинштейн модификация А. М. Прихожан 1976 г.;
2. Анализ жизнестойкости (С. Мадди, адаптация Д. А. Леонтьева) в 1984 году [4; 5];
3. Опросник С. Шмишека «Методика изучения акцентуаций личности».
Математическая обработка эмпирических данных исследования проводилась с помощью пакета прикладных программ STATISTICA 6,0. Для математико-статистической обработки полученных данных были использованы U-крите-
рий Манна-Уитни, корреляционный анализ (непараметрический критерий Спирмена), корреляционная матрица.
Результаты и их обсуждение
В результате исследования анализ количественных результатов по «Методике шкалирования самооценки и уровня притязаний Дембо-Рубинштейна модификация А. М. Прихожан» показал:
— заниженный уровень притязаний менее 60 баллов имеют 3 (9 %) пациента с расстройствами адаптации. При заниженном уровне притязаний формируется неблагоприятное развитие личности (пониженной фон настроения). Реалистический уровень притязаний от 60-89 баллов — 18 (55 %) пациентов. Нереалистическое, некритическое отношение к собственным возможностям, т. е. очень высокий уровень п ий в пределах от 90-100 баллов имеют 12 пациентов с расстройствами адаптации (36 %);
— пониженный уровень самооценки менее 45 баллов у 14 пациентов (42,5 %). За низкой самооценкой могут скрываться два совершенно разных психологических явления: подлинная неуверенность в себе и «защитная», когда декларирование (самому себе) собственного неумения, отсутствия способности и т. п. позволяет не прилагать никаких усилий. Средний и высокий уровень самооценки 45-75 баллов соответствующий о реалистичной или адекватной самооценке — 14 пациентов (42,5 %). Завышенный уровень самооценки (очень высокий уровень самооценки) 75-100 баллов имеют 5 пациента (15 %) с расстройствами адаптации. Такой уровень может указывать на искажения в формировании личности — закрытость для нового опыта, нечувствительность к своим ошибкам, замечаниям и оценкам окружающих.
60
50
40
30
20
10
Уровень самооценки Уровень притязаний
Рис. 1. Уровень самооценки пациентов с расстройствами адаптации
Коэффициент корреляции по Спирмену уровня самооценки и уровня притязаний г = 0,456, р < 0,05 (п = 33), корреляция между ними статистичес-
ки значима. Полученные результаты позволяют сделать выводы, что завышенная самооценка у пациентов с расстройствами адаптации непосредственно связана с завышенными притязаниями, с переоценкой своих возможностей, талантов и перспектив. Заниженная самооценка, напротив, отражается в невысоком уровне притязаний, ограничивает пространство будущей активности, проявляется в ожидании неудач, неуспеха.
Рис. 2. Уровень самооценки и уровень притязаний пациентов с расстройствами адаптации
Анализ по семи шкалам методики Дембо-Рубинштейна в модификации Прихожан демонстрирует снижение средних показателей уровня самооценки при достаточно высоких значениях уровня притязаний. Также имеет место расхождения между уровнем самооценки и уровнем притязания: 23 балла и более — имеют 18 пациентов с расстройствами адаптации: это означает резкий разрыв, то есть конфликт между тем, к чему человек стремится и каким считает себя. 8-22 (норма) — 8 пациентов, то есть человек ставит те цели, которые можно достичь. 1-7 или при совпадении — 7 пациентов, у данных пациентов уровень притязаний не является стимулом для развития. Если уровень притязаний ниже самооценки, тогда «могу, но не хочу»
Анализ взаимосвязи самооценки и уровня притязаний показал: при завышенном уровне самооценки наблюдаются проблемы в формировании личностных качеств человека. Таким образом, расхождение между самооценкой и уровнем притязаний значительно влияет на личностные особенности пациентов с расстройствами адаптации. На рассогласование между самооценкой и уровнем притязаний оказывает влияние тип акцентуации личности.
При проведении методики С. Шмишека были выявлены следующие типы акцентуаций у пациентов с расстройствами адаптации: демонстративный тип (характеризуется повышенной способностью к вытеснению) имеют 6 пациентов; гипертимный тип акцентуации (повышенный фон настроения в сочетании с оптимизмом и высокой активностью) — 4 пациента; тревожно-боязливый тип акцентуации — 13 пациентов; педантичный тип акцентуации (лица этого типа отличаются повышенной ригидностью, инертностью психических процессов, неспособностью к вытеснению травмирующих переживаний) 6 пациента; циклотимный тип акцентуации — 4 человека. Большее количество пациентов имеют тревожно-боязливый тип акцентуации характера, для которого характерно заниженная самооценка (постоянные сомнения в себе, в своих суждениях и поступках); минорное настроение, робость, пугливость, неуверенность в себе, ранимость, нерешительность, низкая устойчивость в стрессовых ситуациях, ощущение беспомощности, неуверенности, бессилия перед внешними факторами.
Рис. 3. Типы акцентуаций характера у пациентов с расстройствами адаптации
Анализ результатов методика «Тест жизнестойкости» (С. Мадди, адаптация Д. А. Леонтьева) демонстрирует: Среднее значение уровня вовлеченности (29-46) имеют 15 пациентов расстройствами адаптации, выше среднего — 1, низкий уровень — 17. Среднее значение уровня контроля (21-37) — 11пациен-тов, выше среднего — 4, низкий уровень — 18. Среднее значение уровня принятия риска (9-18) — 18 пациентов, выше среднего — 3, низкий уровень —12. Среднее значение уровня жизнестойкости (82-99) — 15пациента; уровень Отклонение от нормы (среднего значения) низкий уровень жизнестойкости выявлен у 18 пациентов расстройствами адаптации.
Таблица 1
Средние значения и стандартные отклонения уровня жизнестойкости пациентов с расстройствами адаптации и нормальными показателями (n=33, p<0,05)
Шкалы Норма Пациенты
Среднее значение Станд.откло нение (±) Среднее значение Станд.отклонение (±)
Жизнестойкость 80,7 18,53 62,3 20,7
Вовлеченность 37,6 8,08 28 8,5
Контроль 23,1 8,43 20,4 9,7
Принятие риска 13,9 4,39 11,7 4,9
Из таблицы 1 видно, что уровень жизнестойкости у пациентов с расстройствами адаптации ниже среднего, что способствует возникновению у данной группы пациентов внутреннего напряжения в стрессовых ситуациях, пониженной стрессоустойчивости. Снижение уровня вовлеченности и уровня контроля у пациентов расстройствами адаптации порождает чувство отвергну-тости, собственной беспомощности, ощущение себя «вне» жизни, а пониженный уровень принятия риска порождает чувство тревоги, страха, что с ним может, что- то случится.
Для определения взаимосвязей между самооценкой, жизнестойкостью и акцентуацией характера для надежности и достоверности результатов применялись методы математической статистики коэффициент ранговой корреляции Спирмена, коэффициент и Мани-Уитни. Для статистической обработки использовалось программа БТАТКТТСА 6.
- Самооценка . - Жизнестойкость
- Акцентуации характера
■ — - Отрицательный
коэффициент корреляции
Рис. 4. Корреляционные плеяды между показателями исследования самооценки, жизнестойкости и акцентуаций характера р < 0,05 (п = 33)
В результате эмпирического исследования выявлены положительные корреляционные взаимосвязи для р < 0,05 (п = 33):
1) между самооценкой и уровнем притязаний;
2) между самооценкой и жизнестойкостью;
3) между самооценкой, жизнестойкостью и акцентуациями характера пациентов с расстройствами адаптации.
Таким образом, положительные корреляционные связи самооценки с личностными особенностями пациентов с расстройствами адаптации, являются статически значимыми.
Можно сделать вывод о том, что корреляционная плеяда р < 0,05 (п = 33) доказывает достоверность эмпирического исследования.
Анализ результатов корреляционных связей показывает, что уровень самооценки коррелирует с уровнем притязаний, уровень притязаний коррелирует с компонентами жизнестойкости такими, как вовлеченность, принятие риска, контроль. Между компонентами жизнестойкости (вовлеченностью, контролем и принятием риска) присутствует взаимосвязь. Принятие риска коррелирует с демонстративным типом акцентуации. Между компонентами акцентуации характера также присутствует взаимосвязь; демонстративность коррелирует с гипертимностью.
Выводы
1. Для большинства пациентов с расстройствами адаптации характерна неадекватная самооценка приводящая к внутренним конфликтам. Пониженная самооценка снижает самоуважение, делает человека неуверенным в себе, а завышенная, наоборот, к излишней самоуверенности, что порождает многочисленные конфликты.
2. Анализ результатов свидетельствует о непосредственной взаимосвязи уровня притязания и самооценки. Завышенная самооценка непосредственно связана с завышенными притязаниями, с переоценкой своих возможностей, талантов и перспектив. Заниженная самооценка, напротив, отражается в невысоком уровне притязаний, ограничивает пространство будущей активности, проявляется в ожидании неудач, неуспеха. Однако у большинства (76 %) пациентов имеется расхождение между уровнем самооценки и уровнем притязания. Что приводит к конфликту между тем к чему человек, стремиться и каким считает себя.
3. Уровень самооценки пациентов с расстройствами адаптации связан с типом акцентуации характера. У данных пациентов выявлен тревожный тип акцентуации характера (неуверенность, нерешительность, неспособность отстаивать свою точку зрения) и (демонстративный тип стремлением быть на виду, жаждой внимания к своей персоне, желанием слышать похвалы в свой адрес).
4. Для пациентов с расстройствами адаптации характерен пониженный уровень жизнестойкости, порождающий чувство отвергнутости, собственной беспомощности, снижение интереса к жизни, ощущение себя «вне» жизни чувство тревоги, страха за свою жизнь, здоровье и благополучие.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гайфулин А. В. Различные теоретические подходы в определении понятия самооценки // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2009. № 1 (79). С. 73—76.
2. Иванова И. А., Куимова Н. Н, Корниенко Н. А., Тарасюк А. А. Особенности самосознания лиц с невротическими расстройствами // Ярославский педагогический вестник. 2017. № 1. С. 209—213.
3. Леонтьев Д. А., Рассказова Е. И. Тест жизнестойкости. Методическое руководство по новой методике психологической диагностики личности с широкой областью применения. Предназначается для профессиональных психологов-исследователей и практиков. Москва : Смысл, 2006. 23 с.
4. Осин Е. Н. Фактурная структура краткой версии теста жизнестойкости // Организационная психология. 2013. Т. 3. № 3. С. 42—60.
REFERENCES
1. Gajfulin A.V. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Bulletin of the Tomsk state pedagogical university]. 2009. No 1 (79). Pp. 73-76 (in Russian).
2. Ivanova I.A., Kuimova N.N., Kornienko N.A., Tarasyuk A.A. Yaroslavskij pedago-gicheskij vestnik [Yaroslavl pedagogical bulletin]. 2017. No 1. Pp. 209-213 (in Russian).
3. Leont"ev D.A., Rasskazova E.I. Test zhiznestojkosti. Metodicheskoe rukovodstvo po novoj metodike psixologicheskoj diagnostiki lichnosti s shirokoj oblast"yu primeneniya. Prednaznachaetsya dlya professional"ny"x psixologov-issledovatelej i praktikov [Test of resilience. The methodical guide to a new technique of psychological diagnostics of the personality with a wide scope. Intends for professional psychologists-researchers and practicians]. Moskva: Smy"sl, 2006. 23 p. (in Russian).
4. Osin E.N. Organizacionnaya psixologiya [Organizational psychology]. 2013. V. 3. No 3. Pp. 42-60 (in Russian).
THE RELATIONSHIP OF THE LEVEL OF SELF-ESTEEM WITH THE PERSONAL CHARACTERISTICS OF PATIENTS WITH NEUROTIC DISORDERS
D. Devyatov, M. Malishevskaya, I. Blagoveshchenskaya
The article is devoted to the consideration of the problem of the characteristics of self-esteem, types of accentuation of character, resilience of patients with adaptation disorders. In the work were used the methodology for the study of self-assessment TV Dembo-S.Ya.Rubinshtein modification AM Prikhozhan; Resilience analysis (S. Muddy, adaptation by D.A. Leontiev); Questionnaire K. Leonhard-S.Schmishek «Methods of studying personality accentuation». Identified some of the relationship of self-esteem and personal characteristics in patients with neurotic disorders. The results of this study may be useful for developing differentiated psychocorrectional and rehabilitation programs for patients with adaptation disorders.
Key words: self-esteem, resilience, personality traits, adjustment disorders