Научная статья на тему 'Организация правового обеспечения работы с открытой информацией'

Организация правового обеспечения работы с открытой информацией Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
174
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
право на доступ к официальной информации / право на информацию / доступ к информации / органы государственной и муниципальной власти / органы публичной власти / сервисное государство / right of access to official information / right to information / access to information / state and municipal authorities / public authorities / service state

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Руслан Абдусаламович Абдусаламов, Шамиль Омардибирович Гаджимагомедов

В статье рассматривается право на доступ к открытой информации как правомочие в структуре права на информацию. Рассмотрены проблемы понимания данного права в контексте развития содержания конституционного права на информацию в условиях формирования информационного общества, сервисного государства и электронного правительства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Руслан Абдусаламович Абдусаламов, Шамиль Омардибирович Гаджимагомедов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organization of legal support for work with open information

The article considers the right to access to official information as a right in the structure of the right to information. The problems of understanding this right in the context of the development of the content of the constitutional right to information in the conditions of the formation of the information society, the service state and e-government.

Текст научной работы на тему «Организация правового обеспечения работы с открытой информацией»

Государственная служба и кадры

Государственная служба и кадры. 2022. № 1. С. 44—45. State service and personnel. 2022;(1):44—45.

ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫЕ (ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ) НАУКИ

Научная статья

УДК 342 NIION: 2012-0061-01/22-008

https://doi.org/10.24411/2312-0444-2022-1-44-45 MOSURED: 77/27-008-2022-01-208

Организация правового обеспечения работы с открытой информацией

Руслан Абдусаламович Абдусаламов1, Шамиль Омардибирович Гаджимагомедов2

1 2 Юридический институт Дагестанского государственного университета, Республика Дагестан, Махачкала, Россия

1 abd-rus@yandex.ru

2 gadmag@mail.ru

Аннотация. В статье рассматривается право на доступ к открытой информации как правомочие в структуре права на информацию. Рассмотрены проблемы понимания данного права в контексте развития содержания конституционного права на информацию в условиях формирования информационного общества, сервисного государства и электронного правительства.

Ключевые слова: право на доступ к официальной информации, право на информацию, доступ к информации, органы государственной и муниципальной власти, органы публичной власти, сервисное государство.

Для цитирования: Абдусаламов P.A., Гаджимагомедов Ш.О. Организация правового обеспечения работы с открытой информацией // Государственная служба и кадры. 2022. № 1. С. 44—45. https://doi.org/10.24411/2312-0444-2022-1-44-45.

PUBLIC LAW (STATE-LEGAL) SCIENCES

Original article

Organization of legal support for work with open information

Ruslan A. Abdusalamov1, Shamil O. Gadzhimagomedov2

1 2 Law Institute of Dagestan State University, Republic of Dagestan, Makhachkala, Russia

1 abd-rus@yandex.ru

2 gadmag@mail.ru

Abstract. The article considers the right to access to official information as a right in the structure of the right to information. The problems of understanding this right in the context of the development of the content of the constitutional right to information in the conditions of the formation of the information society, the service state and e-government.

Keywords: right of access to official information, right to information, access to information, state and municipal authorities, public authorities, service state.

For citation: Abdusalamov R.A., Gadzhimagomedov Sh.O. Organization of legal support for work with open information // State service and personnel. 2022;(1):44—45. (In Russ.). https://doi.org/10.24411/2312-0444-2022-1-44-45.

Одним из фундаментальных публичных прав человека право на информацию признано относительно недавно. При этом исторический «предшественник» указанного права — свобода слова — выступает одним из первых в классическом перечне конституционных прав и свобод.

Трансформация взаимоотношений человека и государства, обусловленная все более ускоряющимся переходом к информационному обществу, цифровой экономике и электронному правительству,

© Абдусаламов Р.А., Гаджимагомедов Ш.О. М., 2022.

стала главной причиной ревизии содержания этого права. Ранее оно было ограничено субъективным притязанием на свободу высказываний, что, безусловно, ограничивало публичную власть по отношению к индивиду и средствам массовой информации, но мало влияло на позитивное содержание принимаемых властных решений за пределами вопросов публичной политики.

Теперь право на информацию выступает обязательным условием (правом-гарантией) участия гражданина в управлении делами государства, а также условием получения им отдельных соци-

№ 1/2022

Публично-правовые (государственно-правовые) науки

альных благ, что особенно заметно в практике формирования так называемого «сервисного государства», осуществляющего часть своих властных функций и полномочий в форме предоставления публичных услуг. Их получение невозможно без личного обращения к субъекту, предоставляющего услугу. Очевидно, что информированность гражданина (или любого иного лица, получающего публичную услугу) является императивным условием доступа к ней.

Таким образом, содержание публичной властной деятельности в современном государстве решающим образом зависит от качества и доступности предоставляемой официальной информации.

В связи с этим возникает проблема соотношения юридического содержания таких конституционных прав, как свобода слова, право на свободное обращение информации, право на информацию, право на доступ к официальной информации и т.д. И в доктрине, и в нормативных правовых актах единства в терминологии нет, что отражает процесс предполагаемой трансформации данного права. Существо проблемы заключается в соотношении свободы слова и права на информацию: можно ли рассматривать эти права как самостоятельные, хотя и взаимосвязанные права либо право одно, но в своем современном звучании оно уже включает в свое содержание свободу слова как один из содержательных элементов.

На наш взгляд, в контексте потребностей современного государства право на доступ к открытой информации следует рассматривать как самостоятельное правомочие в содержании субъективного публичного права на информацию; при этом имеются предпосылки обособления его в качестве самостоятельного права. Доступ к информации, затрагивающей деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, дает возможность, помимо обеспечения реализации иных конституционных прав, формировать адекватное представление о состоянии государства.

Реализуя это право, осведомленное общество вовлекается в дела государства, что укрепляет действенность и эффективность функционирования органов власти. В конечном счете это обеспечивает легитимность публичной власти. Конституции современных государств нередко содержат специальные положения, регулирующие право доступа к официальной информации.

Поскольку информация в Интернете «разбросана» среди миллиардов страниц, обслуживаемых миллионами серверов по всему миру, пользователи могут следить за гиперссылками для доступа к информации, практически переходя от одной страницы к другой. Поисковый робот может посещать многие сайты для сбора информации, которая может быть проанализирована и добыта в центральном месте, либо онлайн (как он загружен), либо оффлайн (после его сохранения).

Список источников

1. Федеральный закон «О персональных данных» от 27.07.2006 № 152-ФЗ (ред. от 31.12.2017) // http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_82959/

2. Пашнина ТВ. Дискуссионные аспекты определения термина «право на информацию» // Вестник ЮУрГУ. Сер.: Право. 2017. Т. 17. № 2. С. 98—105.

3. Войт и Буше // Общий Регламент по защите данных. 2017.

References

1. Federal Law of 27.07.2006 № 152-FZ (as amended on 31.12.2017) «On Personal Data» // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_82959/

2. Pashnina T.V. Discussion aspects of the definition of the term «right to information» // Bulletin of South Ural State University. Series: Right. 2017. T. 17. № 2. Pp. 98—105.

3. Voight and Boucher // General Data Protection Regulation, 2017.

Информация об авторах

Абдусаламов Р.А. — кандидат педагогических наук, доцент Гаджимагомедов Ш.О. — магистрант

Information about the authors

Abdusalamov R.A. — candidate of pedagogical sciences, associate professor Gadzhimagomedov Sh.O. — undergraduate

Вклад авторов:

Абдусаламов Р.А. — концепция исследования; вывод Гаджимагомедов Ш.О. — написание исходного текста; вывод Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Contribution of the authors:

Abdusalamov R.A. — research concept; conclusion Gadzhimagomedov Sh.O. — writing of the source text; conclusion The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 30.11.2021 ; одобрена после рецензирования 08.02.2022; принята к публикации 14.02.2022. The article was submitted 30.1 1.2021 ; approved after reviewing 08.02.2022; accepted for publication 1 4.02.2022.

№ 1/2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.