Государственная служба и кадры. 2022. № 1. С. 84—88. State service and personnel. 2022;(1): 84—88.
Научная статья УДК 342.7
https://doi.org/10.24411/2312-0444-2022-1-84-88
NIION: 2012-0061-01/22-018 MOSURED: 77/27-008-2022-01-218
Охрана и защита гарантий прав граждан в правоприменительной деятельности в Российской Федерации
Андрей Александрович Мецгер
Институт государственного управления и права Государственного
университета управления, Москва, Россия, [email protected]
Аннотация. Права человека являются одним из важнейших элементов правовой и социокультурной системы государства. Их состояние в современном мире, недостаточный уровень охраны и защиты государством свидетельствуют о необходимости поиска путей совершенствования правовых механизмов охраны и защиты гарантий прав граждан в правоприменительной деятельности. В статье проведено теоретико-правовое осмысление некоторых особенностей охраны и защиты гарантий прав граждан в правоприменительной деятельности в современной России. Сделан вывод о том, что правоприменительная деятельность реализуется в особых процессуальных формах. В настоящее время существует определенная процедура правоприменительной деятельности в различных судебных, следственных и иных государственных органах. Применение норм материального права осуществляется в рамках процессуальных норм.
Ключевые слова: права человека, охрана и защита гарантий, государственная защита, правоприменительная деятельность, правоохранительные органы, закон.
Для цитирования: Мецгер A.A. Охрана и защита гарантий прав граждан в правоприменительной деятельности в Российской Федерации // Государственная служба и кадры. 2022. № 1. С. 84—88. https://doi.org/10.24411/2312-0444-2022-1-84-88.
Original article
Protection and protection of guarantees of citizens' rights in law enforcement activities in the Russian Federation
Andrey A. Metsger
Institute of public administration and law of the State University
of Management, Moscow, Russia, [email protected]
Abstract. Human rights are an essential element of the legal and sociocultural system of the State. Their state in the modern world, the insufficient level of protection and protection by the State indicates the need to find ways to improve legal mechanisms for the protection and protection of guarantees of citizens' rights in law enforcement. In the article, a theoretical and legal understanding of some features of the protection and protection of guarantees of citizens' rights in law enforcement activities in modern Russia was carried out. It was concluded that law enforcement activities are carried out in special procedural forms. Currently, there is a certain procedure for law enforcement in various judicial, investigative and other state bodies. The application of substantive law is carried out within the framework of procedural rules.
Keywords: human rights, protection and protection of guarantees, state protection, law-enforcement activity, law enforcement agencies, law.
For citation: Metsger A.A. Protection and protection of guarantees of citizens' rights in law enforcement activities in the Russian Federation // State service and personnel. 2022;(1):84—88. (In Russ.). https://doi.org/10.24411/2312-0444-2022-1-84-88.
Как известно, понятийный аппарат любой науки должен быть однозначным, поскольку без этого невозможно формирование единых подходов к исследованию научных проблем
© Мецгер А.А. М., 2022.
охраны и защиты гарантий прав граждан в правоприменительной деятельности в Российской Федерации. При этом важным для осмысления понятий охраны и защиты гарантий прав граждан является научное понимание многозначности понятия управления и принципа разделения вла-
№ 1/2022
стей, важности разделения властей для реализации установленных и гарантированных законом прав и свобод человека и гражданина. Например, управление в сфере государства определяют как государственное, публичное, муниципальное, социальное управление и государственный менеджмент. Все эти виды (уровни) государственного управления являются необходимыми для обеспечения правовой среды реализации охраны и защиты гарантий прав граждан, о которых пойдет речь в настоящей статье.
Необходимо отмстить, что в правовом государстве индивид является субъектом права, но не объектом государственной власти. Государственная власть в лице уполномоченных органов охраняет и защищает граждан, гарантирует охрану и защиту их прав и свобод. Вследствие этого, по нашему мнению, необходимо рассматривать данный вопрос с акцентом на главное: права человека и гражданина, их охрана и защита, с одной стороны, гарантируются государством от посягательств других граждан, с другой стороны, от посягательств самого государства в лице различных органов государственной власти.
Все составные части сложного правового механизма охраны и защиты гарантий прав и свобод человека и гражданина соотносятся не только с государством, но и с самим индивидом [9, с. 1—4].
12 декабря 2023 г. российская общественность будет отмечать 30-летие со дня принятия Основного закона нашей страны — Конституции РФ.
Как справедливо отмечают многочисленные исследователи, 30-летний срок — достаточный отрезок времени для того, чтобы подводить определенные итоги, делать выводы относительно эффективности норм Конституции РФ, результатов реализации ее положений на практике [5, с. 19].
Принятие Конституции России стало эпохальным событием в общественно-политической жизни и истории российского народа. Первая демократическая Конституция современной России стала не только отправной точкой к трансформации государственности и политической, правовой систем Родины; общепризнанно, что Конституция РФ стала прорывом в контексте обеспечения, охраны и защиты прав и свобод человека и гражданина. Приведем лишь некоторые тезисы, иллюстрирующие и подтверждающие то, что Конституция РФ 1993 г. стала действенным механизмом и эффективным гарантом реализации, охраны и защиты прав и свобод человека и гражданина.
1. Права и свободы индивида впервые в истории были признаны высшим приоритетом государственной охраны, ключевой социальной ценностью, на защиту которой ориентирована система государственного управления и вся иерархия российского законодательства [8].
2. Вплоть до настоящего момента ни одна норма Основного закона, прямо или косвенно затрагивающая права и свободы индивида, не была пересмотрена. В то же время за два десятилетия накоплен значительный опыт правовой и институциональной защиты прав и свобод человека и гражданина, о чем речь пойдет в рамках настоящей статьи.
3. Для охраны и защиты прав и свобод человека и гражданина в правоприменительной деятельности сформирована система правовых норм и общественных институтов, обеспечивающих, в частности, равенство граждан перед законом и судом, право на жизнь, защиту достоинства индивида, прав на свободу и личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени и др.
Реализация соответствующих положений Основного закона России прошла проверку в системе «наиболее чувствительных» общественных отношений, в сфере которых имманентно заложен риск нарушения прав и свобод индивида. Например, гражданин, в случае нарушения его прав и незаконного привлечения к административной ответственности, вправе обратиться в суд (как самостоятельную ветвь государственной власти) для защиты и восстановления его незаконно (в случае доказанности этого факта в суде) нарушенных прав в административном производстве органа исполнительной власти. Таким образом, в механизм охраны и защиты прав и свобод человека и гражданина включается не только деятельность государственных органов, но также и деятельное поведение самих индивидов [1].
С учетом этого, на наш взгляд, логичным в аспекте охраны и защиты гарантий прав граждан будет суждение о юридической безопасности в государстве в аспекте гарантирования государством прав граждан в правоприменительной деятельности.
Для того чтобы каждый индивид мог обезопасить себя, государство должно создать благоприятные социальные условия и правовые гарантии реализации прав. Если рассматривать указанный вопрос под этим углом зрения, то становится очевидным, что любой человек так или иначе самостоятельно участвует в защите своих субъективных прав и законных интересов. Субъективные права и законные интересы находятся в тесной взаимосвязи и взаимодействии между собой и относятся к вопросам правовой охраны. Однако их необходимо рассматривать как самостоятельные категории [6].
Субъективные права — это такие права и свободы, которые присущи каждому человеку от рождения и неотчуждаемы. Эти права нашли свое закрепление в конституциях многих стран и в
№ 1/2022
различных международно-правовых актах [10, с. 49—50].
При всем разнообразии существующих правовых систем (правовых семей) их эффективность определяется достаточно универсальными критериями: прочностью конституционного правопорядка, защищенностью достоинства человеческой личности, гарантиями прав и свобод граждан, обеспечением социальной справедливости и солидарности. Ключевую роль в решении этих задач призвано играть государство, выступающее не только в качестве властного института, но и многоуровневой системы политического участия граждан, эпицентра общественных коммуникаций, ключевого актора экономических, социальных, культурных процессов, суверенного субъекта международно-правовых отношений и мирового политического процесса [4, с. 44]. Поэтому от направленности и качества конституционно-правового регулирования основ государственного строя напрямую зависят благосостояние, социальная сплоченность и политическая мобильность общества.
Опыт конституционного развития, полученный человечеством в XX в., позволил сформировать вполне определенный «стандарт» институциональных характеристик прав человека в современном государстве. Ярким примером является российская конституционная модель, в рамках которой государство провозглашается демократическим, социальным, правовым и светским.
Правовая политика любого государства реализуется посредством взаимодействия, происходящего между различными субъектами, которые входят в политическую систему общества. При этом свое выражение она получает в различных федеральных целевых программах, концепциях развития, а также международных актах, ратифицированных Российской Федерацией, иных нормативных правовых актах. Для того чтобы наиболее детально очертить направления реализации правовой политики, необходимо использовать такой термин, как «формы реализации правовой политики». Данная категория по своему смыслу является весьма неоднозначной и дискуссионной.
Достаточное количество правоведов используют термин «формы реализации» в целях обозначения путей, различных направлений, по которым происходит претворение в реальность правовой политики. При этом следует обратить внимание на то, что формы реализации правовой политики могут быть различными. В частности, к ним необходимо отнести: правотворческую, правоприменительную, правоинтерпретационную, доктри-нальную, обучающую и иные.
Одной из наиболее важных форм, за счет которой происходит реализация правовой политики, является правоприменительная форма. Для
данной формы характерны определенные специфические закономерности функционирования, а также развития, что и отличает ее значительно от иных видов форм, и придает ей особую значимость [7, с. 72].
Правоприменительная деятельность обладает отличительными чертами, к которым необходимо относить следующие.
1. Данный вид деятельности могут осуществлять только те, кто специально уполномочен на это (компетентные органы или должностные лица). То есть, фактически иные лица, не наделенные такими полномочиями, не вправе осуществлять правоприменительную деятельность.
2. Правоприменительная деятельность реализуется управомоченными государственными органами (а также учреждениями). При этом такие органы и учреждения необходимо рассматривать в качестве основных составляющих элементов социума, и они находятся внутри механизма действия права.
3. В целях возможности государства обеспечить надлежащим образом их работу необходимы такие условия, как:
■ наличие соответствующей нормативно-правовой базы, которая может осуществлять регулирование общественными процессами надлежащим образом;
■ наличие некой социальной опоры в лице населения страны;
■ наличие средств, необходимых для того, чтобы осуществлять регулярное воздействие на само государство;
■ наличие силовых структур;
■ наличие четкой идеологии и идеологической системы;
■ наличие информационных систем, посредством которых происходит весьма эффективное влияние на мнение общества в целом [3, с. 97].
4. Правоприменительная деятельность реализуется в особых процессуальных формах. В настоящее время существует определенная процедура правоприменительной деятельности в различных судебных, следственных и иных государственных органах. При этом применение норм материального права осуществляется в рамках процессуальных норм.
5. Правоприменительная деятельность по своей сущности является комплексной формой, посредством которой происходит реализация юридических предписаний.
Напомним, что в советской доктрине права человека второго поколения всегда назывались «социально-экономическими» и, по сути, такими же и являлись — симбиозом социальной и экономической составляющей единого комплекса прав человека второго поколения.
№ 1/2022
При социализме не могло быть сформулировано отдельных категорий прав, которые базировались бы на экономической активности человека, не связанной с государством, и на частной собственности.
Кроме того, если даже социально-экономические права делились на социальные, экономические и культурные, то это разграничение не редко юридически не обосновывалось. Такое особое понимание экономического характера привело к тому, что рассматриваемые права понимались по преимуществу как безэквивалентные. Считалось, что они порождают односторонние правоотношения (в которых не было права требования, а лишь фиксировалась обязанность государственных органов по их предоставлению). Тем самым приоритет социальных прав и свобод в советском государстве, прежде всего, оформлял монополию государства на распределение социальных благ [4, с. 86].
Приоритет социально-экономических прав накладывал отпечаток на понятие субъективного права, которое всегда считалось юридическим ядром концепции прав человека. Но в отличие от самого понятия «права человека» связь субъективного права с государством была более очевидной, поскольку оно трактовалось как простое производное от объективного права. Деление прав на социально-экономические, политические и личные признавалось значимым подразделением качественно разных по своему содержанию областей общественных отношений «по предмету правового регулирования» [11, с. 54].
Правоприменительная деятельность правоохранительных органов в Российской Федерации свидетельствует, согласно некоторым исследованиям, о низком качестве предварительного расследования и отправления правосудия по уголовным делам. Одной из причин такого состояния исполнения конституционных положений о правовой защите граждан отчасти является несовершенство действующего уголовно-процессуального законодательства.
Существуют различные подходы к отнесению органов к числу правоохранительных (осуществляющих правоохранительную функцию). На первый взгляд существует значительное количество органов, которые следовало бы отнести к правоохранительным. Однако деятельность правоохранительных органов направлена на противодействие правонарушениям.
По нашему мнению, позиция А.Ю. Гулягина в связи с этим заслуживает особого внимания.
Так, А.Ю. Гулягин выделил дополнительные критерии отнесения государственных органов к числу правоохранительных. В выстроенную им систему критериев отнесения конкретных органов к правоохранительным включены:
1) специально уполномоченные государственные органы, действующие в сфере:
■ уголовной юрисдикции;
■ административной юрисдикции;
■ оперативно-розыскной деятельности;
■ контрольно-надзорной деятельности;
■ нормативно-правовой законности;
2) охраняющие права и свободы человека посредством обеспечения правопорядка, их деятельность основана на праве;
3) характеризующиеся принудительным характером восстановления нарушенных прав [2].
Условием развития любого современного общества является должное состояние правопорядка, обеспеченное эффективной работой правоохранительных органов, основанной на совершенной законодательной базе. Полиция относится к исполнительной ветви власти. Она не наделена полномочиями по изданию законов. Ее обязанность исполнять принятые законы, действуя в рамках правового поля, установленного этими законами. За рамки этого поля не могут выходить и ведомственные правовые акты, изданные во исполнение принятых законов. К сожалению, в последние годы все чаще наблюдается поспешное, зачастую не проработанное должным образом принятие законов правоохранительной направленности, содержащих значительное количество пробелов, дублируемых впоследствии ведомственными нормативными актами.
И в первую очередь речь идет о степени доверия общества к силовым структурам, органам государственной власти в целом. Опросы показывают, что подавляющая часть общества воспринимает их как необходимый исторически сложившийся элемент государственной системы. В непосредственно постоянном контакте с обществом находится Министерство внутренних дел Российской Федерации. Результативное выполнение функций МВД России по обеспечению национальной безопасности затрудняется недостаточной проработанностью законодательной базы правоохранительной деятельности, что прежде всего выражается в коллизиях и пробелах законодательства.
Что касается обеспечения общественной безопасности на законодательном уровне, то в данном случае примером реализации политики государства является существование лицензионно-разре-шительной системы на функционирование предприятий, использующих в своей деятельности продукты и вещества, представляющие повышенную опасность для окружающего мира. Роль полиции в данном случае заключается в выдаче разрешений на открытие и функционирование оружейных магазинов, мастерских, перевозку, хранение огнестрельного оружия, взрывчатых материалов и других веществ.
№ 1/2022
Таким образом, можно сделать следующие выводы.
Во-первых, борьба с преступностью является одним из самых трудных направлений национальной безопасности, реализация которого предполагает выполнение определенной деятельности органами внутренних дел.
Во-вторых, одной из наиболее важных форм, за счет которой происходит реализация правовой политики, является правоприменительная форма. Для данной формы характерны определенные специфические закономерности функционирования, а также развития, что и отличает ее значительно от иных видов форм и придает ей особую значимость.
Список источников
1. Бондарь Н.Ю. Проблема соотношения охраны и защиты прав человека в действующем законодательстве // Ленингр. юрид. журнал. 2008. № 4 (14). С. 142—143.
2. Гулягин А.Ю. Проблемы соотношения прокурорского надзора и иного государственного контроля // Юрид. мир. 2012. № 4. С. 23—24.
3. Дюрягин И.Я. Право и управление. М., 1981.
4. Козлов А.Е. Социальная политика: конституционно-правовые проблемы. М.: Наука, 1990.
5. Лукашева ЕА. Конституция Российской Федерации и совершенствование механизмов защиты прав человека. М., 1994.
6. Общая теория прав человека / Рук. авт. кол. и отв. ред. Е.А. Лукашева. М.: Норма, 2006. 520 с.
7. Сальников ВП., Степашин СВ, Хабибулин АГ. Государственность как феномен и объект типологии: теоретико-методологический анализ. СПб., 2001.
8. Скарлупин СА. Национальные особенности в механизме охраны и защиты прав человека и гражданина в России // Вестник науки и образования. 2021. № 9 (112). Ч. 3. С. 61—62.
9. Тункин Г.И. Теория международного права. М., 2009.
10. Черняков АА. Право, закон, правозакон-ность: вопросы обновления действующего права и проблемы нормативной терминологии. Алматы: Юрист, 2001.
11. Шайо А. Как верховенство право погубило реформу социальной защиты в Венгрии / / Конституционное право: Восточноевропейское обозрение. 1998. № 2 (23).
References
1. Bondar N.Yu. The problem of the relationship between the protection and protection of human rights in the current legislation / / Leningrad Legal Journal. 2008. № 4 (14). Pp. 142—143.
2. Gulyagin A.Yu. Problems of the ratio of prosecutorial supervision and other state control / / Legal world. 2012. № 4. Pp. 23—24.
3. Dyuryagin I.Ya. Law and management. M., 1981.
4. Kozlov A.E. Social policy: constitutional and legal problems. M.: Science, 1990.
5. Lukasheva EA. The Constitution of the Russian Federation and the improvement of mechanisms for the protection of human rights. M., 1994.
6. General Theory of Human Rights / Head of the author's team and responsible editor E.A. Lukasheva. M.: Norma, 2006. 520 p.
7. Salnikov V.P., Stepashin S.V., Khabibulin A.G. Statehood as a phenomenon and object of typology: theoretical and methodological analysis. St. Petersburg, 2001.
8. Skarlupin S.A. National features in the mechanism for the protection and protection of human and citizen rights in Russia / / Bulletin of Science and Education. 2021. № 9 (112). Part 3. Pp. 61—62.
9. Tunkin G.I. Theory of International Law. M., 2009.
10. Chernyakov AA. Right, law, legality: issues of updating of the law in force and problem of standard terminology. Almaty: Lawyer, 2001.
11. Shaio A. How the rule of law has ruined social protection reform in Hungary // Constitutional Law: Eastern European Review. 1998. № 2 (23).
Информация об авторе
Мецгер А.А. — кандидат юридических наук
Information about the author
Metsger A.A. — candidate of law
Статья поступила в редакцию 10.01.2022; одобрена после рецензирования 08.02.2022; принята к публикации 14.02.2022.
The article was submitted 10.01.2022; approved after reviewing 08.02.2022; accepted for publication 14.02.2022.
№ 1/2022