Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ИНСПЕКЦИЙ В МЕХАНИЗМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ'

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ИНСПЕКЦИЙ В МЕХАНИЗМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
14
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
уголовно-исполнительная инспекция / эффективность / правоохранительная деятельность / нагрузка / кадровое обеспечение / государственная и общественная безопасность / предупреждение преступлений / осужденный без изоляции от общества / penal enforcement inspection / efficiency / law enforcement / workload / staffing / state and public security / crime prevention / convicted person without isolation from society

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Смирнова Ирина Николаевна, Бычинская Ирина Сергеевна, Казак Игорь Брониславович

В статье рассматриваются вопросы организации правоохранительной деятельности уголовноисполнительных инспекций в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы, расширения их функций. На основе проведенного исследования обосновано влияние эффективности такой правоохранительной деятельности на обеспечение общественной и государственной безопасности. Предлагаются меры организационного характера, способствующие повышению роли правоохранительной деятельности уголовно-исполнительных инспекций в механизме обеспечения общественной и государственной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Смирнова Ирина Николаевна, Бычинская Ирина Сергеевна, Казак Игорь Брониславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF LAW ENFORCEMENT ACTIVITIES OF CRIMINAL ENFORCEMENT INSPECTIONS IN THE MECHANISM OF ENSURING PUBLIC AND STATE SECURITY

The article deals with the organization of law enforcement activities of criminal enforcement inspections in the context of the reform of the penal system, the expansion of their functions. On the basis of the conducted research, the influence of the effectiveness of such law enforcement activities on ensuring public and state security is substantiated. Organizational measures are proposed to enhance the role of law enforcement activities of criminal enforcement inspections in the mechanism of ensuring public and state security.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ИНСПЕКЦИЙ В МЕХАНИЗМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»

DOI 10.47643/1815-1329_2023_11_241

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ИНСПЕКЦИЙ В МЕХАНИЗМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ORGANIZATION OF LAW ENFORCEMENT ACTIVITIES OF CRIMINAL ENFORCEMENT INSPECTIONS IN THE MECHANISM OF ENSURING PUBLIC AND STATE SECURITY

СМИРНОВА Ирина Николаевна,

доктор юридических наук, профессор,

профессор кафедры правоохранительной деятельности, уголовного права и процесса, Псковский государственный университет. Россия, г. Псков, пл. Ленина, д. 2. E-mail: irina_smi69@mail.ru;

БЫЧИНСКАЯ Ирина Сергеевна,

кандидат юридических наук,

доцент кафедры государственно-правовых дисциплин юридического факультета, Университет ФСИН России.

Россия, Санкт-Петербург, г. Пушкин, ул. Саперная, д. 34, лит. А. E-mail: firefirst@mail.ru;

КАЗАК Игорь Брониславович,

кандидат юридических наук, доцент, доцент

Института Академии ФСИН России по кафедре оперативно-розыскной деятельности, Академия ФСИН России. Россия, г. Рязань, ул. Сенная, д. 1. E-mail: kafedraord@mail.ru;

SMIRNOVA Irina Nikolaevna,

Doctor of Law, Professor, Professor of the Department of Law Enforcement, Criminal Law and Procedure, Pskov State University. Russia, Pskov, Lenin Square, 2. E-mail: irina_smi69@mail.ru;

BYCHINSKAYA Irina Sergeevna,

Candidate of Law, Associate Professor of the Department of State and Legal Disciplines of the Faculty of Law, University of the Federal Penitentiary Service of Russia. Russia, St. Petersburg, Pushkin, Sapernaya str., 34, lit. A. E-mail: firefirst@mail.ru;

Kazak Igor Bronislavovich,

Associate Professor of the Institute of Training of State and Municipal Employees in the Department of organization of operational investigative activities Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia. 390000, Russia, Ryazan region, Ryazan, Sennaya str., 1. E-mail: kafedraord@mail.ru

Краткая аннотация. В статье рассматриваются вопросы организации правоохранительной деятельности уголовно-исполнительных инспекций в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы, расширения их функций. На основе проведенного исследования обосновано влияние эффективности такой правоохранительной деятельности на обеспечение общественной и государственной безопасности. Предлагаются меры организационного характера, способствующие повышению роли правоохранительной деятельности уголовно-исполнительных инспекций в механизме обеспечения общественной и государственной безопасности.

Abstract: The article deals with the organization of law enforcement activities of criminal enforcement inspections in the context of the reform of the penal system, the expansion of their functions. On the basis of the conducted research, the influence of the effectiveness of such law enforcement activities on ensuring public and state security is substantiated. Organizational measures are proposed to enhance the role of law enforcement activities of criminal enforcement inspections in the mechanism of ensuring public and state security.

Ключевые слова: уголовно-исполнительная инспекция, эффективность, правоохранительная деятельность, нагрузка, кадровое обеспечение, государственная и общественная безопасность, предупреждение преступлений, осужденный без изоляции от общества.

Keywords: penal enforcement inspection, efficiency, law enforcement, workload, staffing, state and public security, crime prevention, convicted person without isolation from society.

Для цитирования: Смирнова И.Н., Бычинская И.С., Казак И.Б. Организация правоохранительной деятельности уголовно-исполнительных инспекций в механизме обеспечения общественной и государственной безопасности // Аграрное и земельное право. 2023. № 11(227). С. 241-243. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_11_241.

For citation: Smirnova I.N., Bychinskaya I.S., Kazak I.B. Organization of law enforcement activities of criminal enforcement inspections in the mechanism of ensuring public and state security // Agrarian and Land Law. 2023. No. 11(227). pp. 241-243. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_11_241.

Статья поступила в редакцию: 10.11.2023

Актуальность темы публикации подтверждается прежде всего тем, что в числе национальных стратегических приоритетов - общественная и государственная безопасность, обеспечению которой способствует реализация мер, направленных на усиление роли государства как гаранта безопасности личности и прав собственности, повышение эффективности деятельности правоохранительных органов, совершенствование единой государственной системы профилактики преступности [1]. Более того, как показал анализ правоохранительной деятельности уголов-

АГРАРНОЕ И ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО. 2023. № 11(227)

но-исполнительных инспекций (УИИ), в условиях принятия Федерального закона «О пробации в Российской Федерации» [2], реализации положений Концепции развитии уголовно-исполнительной системы (УИС) на период до 2030 года [3] потребуется реализация дополнительных мер организационно-правового характера, направленных на повышение эффективности правоохранительной деятельности УИИ как подсистемы УИС.

Это предопределяется важностью правоохранительной деятельности УИИ в механизме обеспечения общественной и государственной безопасности, а также достижения поставленных перед УИИ задач - предупреждение повторных преступлений подучетных лиц (в соответствии с официальными данными при общем снижении уровня повторной преступности осужденных без изоляции от общества он все же выше, чем, например, применительно к принудительным работам) [4, с. 10-11].

По нашей позиции, которая подтверждается информацией, содержащейся в актах прокурорского реагирования, сложившаяся ситуация связана, например, с недостаточным изучением личности преступника судом при назначении наказания без изоляции от общества. Кроме того, как показало исследование, впоследствии при организации правоохранительной деятельности УИИ важно учитывать, что осужденного без изоляции от общества на совершение повторного преступления в период отбывания наказания нередко подталкивают асоциальный образ жизни, склонность к совершению противоправных деяний, безответственное отношение к последствиям своих поступков, в том числе противоправных.

Следовательно, важно обеспечить организацию дифференцированного подхода в правоохранительной деятельности УИИ в отношении каждого лица, состоящего на их учете (на практике, к сожалению, незаслуженно не всегда берется во внимание отсутствие социально полезной занятости осужденных, при этом ранее проведенный нами опрос сотрудников УИИ подтвердил точку зрения о том, что повторные преступления совершают прежде всего лица, не имеющие длительное время постоянного места работы и стабильного источника средств к существованию).

При планировании правоохранительной деятельности УИИ необходимо также добиться оптимальной организации контроля за поведением подучетного лица, в том числе в рамках межведомственного взаимодействия, поскольку эта работа напрямую оказывает влияние на эффективность правоохранительной деятельности УИИ и соответственно обеспечение общественной и государственной безопасности (в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации в числе задач государственной политики названо «снижение уровня криминализации общественных отношений, развитие единой государственной системы профилактики правонарушений», что направлено на достижение целей обеспечения общественной и государственной безопасности).

Важная роль в механизме обеспечения безопасности УИИ (она, в свою очередь, влияет на уровень государственной и общественной безопасности) справедливо отводится применению современных технологий, прежде всего системы электронного мониторинга подконтрольных лиц, поскольку, как показали настоящее и ранее проведенные исследования, такие средства в правоохранительной деятельности УИИ не случайно рассматриваются как сдерживающий фактор совершения подучетными лицами преступления [5, с. 23-35; 6, с. 20-24].

Кроме того, большое значение при работе с подучетными лицами имеет учет их криминогенного состава, так, каждый шестой из них осужден за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, каждый третий - ранее привлекался к уголовной ответственности, каждый второй - не был занят общественно полезной деятельностью и не имел постоянного источника дохода [7, с. 7].

Осужденные из группы риска требуют особого подхода, правоохранительная деятельность УИИ в этом случае должна предусматривать организацию оказания им помощи в социальной адаптации, своевременное принятие мер реагирования, причем для повышения уровня общественной безопасности важно обеспечивать в работе с осужденными систематический, не формальный характер запланированных мероприятий, а также адресность принимаемых мер и учет потенциала институтов гражданского общества. В связи с этим следует в рамках совершенствования управления УИИ, в частности, добиться оптимизации нагрузки на сотрудников, что обосновывалось нами и ранее [8, с. 32-35].

Исходя из результатов проведенного исследования, можно сформулировать предложения, которые будут способствовать повышению роли правоохранительной деятельности УИИ в механизме обеспечения общественной и государственной безопасности:

1) организация межведомственного взаимодействия в соответствии с установленными положениями действующего законодательства, недопущение нарушений законности в этом направлении правоохранительной деятельности [9, 70-74];

2) проведение целенаправленной работы в рамках соглашений с привлечением участников волонтерских движений по оказанию помощи подучетным лицам, обеспечение необходимой информационной работы с осужденными по мероприятиям, организуемым общественными организациями, молодежными и волонтерскими движениями;

3) оптимальное использование потенциала религиозных конфессий в рамках повышения эффективности работы с несовершеннолетними подучетными лицами; отдача приоритета индивидуальной работе с ними с учетом возможностей социально полезной занятости (формирование круга интересов, привлечение к положительно формирующим личность занятиям, в частности, учебе и спорту); принятие УИИ во взаимодействии с иными субъектами своевременных мер по оказанию помощи подросткам в трудовом и бытовом устройстве (с акцентом на оказавшихся в трудной жизненной ситуации несовершеннолетних, воспитывающихся в неблагополучных семьях). Важна организация УИИ круглых столов, дискуссий, демонстрации видеороликов по пропаганде здорового образа жизни, приглашение специалистов различных служб и ведомств, проведение с несовершеннолетними осужденными мероприятий, направленных на профилактику наркомании и алкоголизма;

4) активизация с учетом складывающейся практики совместной деятельности с судами и прокуратурой, что положительно скажется на эффективности управления УИИ и в конечном счете - обеспечении государственной и общественной безопасности;

5) совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации для УИИ, поскольку принятие Федерального закона «О пробации в Российской Федерации» повлечет за собой усложнение решаемых УИИ задач. Более того, расширение взаимодействия

УИИ с ведомственными образовательными организациями, создание базовых УИИ.

Библиография:

1. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации : Указ Президента Рос. Федерации от 2 июля 2021 г. № 400. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/47046 (дата обращения: 31.10.2023).

2. О пробации в Российской Федерации : Федер. закон от 6 февраля 2023 г. № 10-ФЗ. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202302060003 (дата обращения: 31.10.2023).

3. Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года : утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2021 г. № 1138-р // Собрание законодательства Российской Федерации. 2021. № 20. Ст. 3397.

4. О работе учреждений, исполняющих наказания, не связанные с изоляцией осужденных от общества (интервью с начальником УОИНИО ФСИН России Е.А. Коробковой) // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2021. № 5. С. 6-14.

5. Казак Б.Б., Заводчиков М.Н., Смирнова А.С. Проблемы повышения эффективности деятельности уголовно-исполнительных инспекций в сфере исполнения наказания в виде ограничения свободы // Вестник Кузбасского института. 2014. № 4(21). URL: https://cyberlenmka.ru/article/n/problemy-povysheniya-effektivnosti-deyatelnosti-ugolovno-ispolnitelnyh-inspektsiy-v-sfere-ispolneniya-nakazaniya-v-vide-ogranicheniya (дата обращения: 31.10.2023).

6. Удоденко А.О. Применение электронного мониторинга осужденных без изоляции от общества на современном этапе реформирования уголовно-исполнительной системы // Ведомости УИС. 2014. № 5(144). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-elektronnogo-monitoringa-osuzhdennyh-bez-izolyatsii-ot-obschestva-na-sovremennom-etape-reformirovaniya-ugolovno (дата обращения: 31.10.2023).

7. Коробкова Е.А. Об итогах работы уголовно-исполнительных инспекций и исправительных центров ФСИН России и задачах на предстоящий период // Сборник материалов VIII Всероссийского совещания руководителей уголовно-исполнительных инспекций, исправительных центров и подразделений по контролю за исполнением наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества, территориальных органов ФСИН России (29-31 мая 2019 г.). М., 2019. С. 5-12.

8. Смирнова И.Н., Борисенко И.В. О субъекте управления уголовно-исполнительными инспекциями в сфере предупреждения повторных преступлений осужденных, состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях // Российский следователь. 2012. № 10. С. 32-35.

9. Казак Б.Б., Смирнова И.Н., Заводчиков М.Н. Организация правоохранительной деятельности уголовно-исполнительной системы (на примере уголовно-исполнительных инспекций) : монография. Псков : Псковский государственный университет, 2023. 144 с.

References:

1. On the National Security Strategy of the Russian Federation: The Decree of the President of the Russian Federation. Federation of July 2, 2021 No. 400. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/47046 (date of application: 10/31/2023).

2. About probation in the Russian Federation : Feder. Law No. 10-FZ of February 6, 2023. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202302060003 (date of application: 10/31/2023).

3. The concept of the development of the penal enforcement system of the Russian Federation for the period up to 2030 : approved. By Order of the Government of the Russian Federation No. 1138-r dated April 29, 2021 // Collection of Legislation of the Russian Federation. 2021. No. 20. St. 3397.

4. On the work of institutions executing punishments not related to the isolation of convicts from society (interview with the head of the Federal Penitentiary Service of Russia E.A. Korobkova) // Sheets of the penal enforcement system. 2021. No. 5. pp. 6-14.

5. Kazak B.B., Zavodchikov M.N., Smirnova A.S. Problems of increasing the efficiency of criminal enforcement inspections in the field of execution of punishment in the form of restriction of freedom // Bulletin of the Kuzbass Institute. 2014. No. 4(21). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-povysheniya-effektivnosti-deyatelnosti-ugolovno-ispolnitelnyh-inspektsiy-v-sfere-ispolneniya-nakazaniya-v-vide-ogranicheniya (date of appeal: 10/31/2023).

6. Udodenko A.O. The use of electronic monitoring of convicts without isolation from society at the present stage of reforming the penal system // Vedomosti UIS. 2014. No. 5(144). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-elektronnogo-monitoringa-osuzhdennyh-bez-izolyatsii-ot-obschestva-na-sovremennom-etape-reformirovaniya-ugolovno (accessed: 10/31/2023).

7. Korobkova E.A. On the results of the work of penal enforcement inspections and correctional centers of the Federal Penitentiary Service of Russia and tasks for the coming period // Collection of materials of the VIII All-Russian Meeting of Heads of Penal Enforcement inspections, correctional centers and units for monitoring the execution of sentences not related to the isolation of convicts from society, territorial bodies of the Federal Penitentiary Service of Russia (May 29-31, 2019). M., 2019. pp. 5-12.

8. Smirnova I.N., Borisenko I.V. About the subject of management of penal enforcement inspections in the field of prevention of repeated crimes of convicted persons registered in penal enforcement inspections // A Russian investigator. 2012. No. 10. pp. 32-35.

9. Kazak B.B., Smirnova I.N., Zavodchikov M.N. Organization of law enforcement activities of the penal enforcement system (on the example of penal enforcement inspections) : monograph. Pskov : Pskov State University, 2023. 144 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.