Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫМИ ИНСПЕКЦИЯМИ В РАБОТЕ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ОСУЖДЕННЫМИ '

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫМИ ИНСПЕКЦИЯМИ В РАБОТЕ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ОСУЖДЕННЫМИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
26
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
уголовно-исполнительная инспекция / несовершеннолетний осужденный без изоляции от общества / взаимодействие / волонтерство / уровень повторной преступности / управление / соблюдение законности / penal enforcement inspection / juvenile convict without isolation from society / interaction / volunteering / the level of repeated crime / management / compliance with the rule of law

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Смирнова Ирина Николаевна, Бычинская Ирина Сергеевна, Казак Игорь Брониславович

В статье раскрываются актуальные аспекты организации и правового регулирования управления уголовно-исполнительными инспекциями в работе с несовершеннолетними, состоящими на их учете. С учетом важности эффективности такой правоохранительной деятельности для обеспечения общественной и государственной безопасности формулируются предложения, направленные на ее совершенствование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Смирнова Ирина Николаевна, Бычинская Ирина Сергеевна, Казак Игорь Брониславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL AND LEGAL SUPPORT FOR THE MANAGEMENT OF PENAL ENFORCEMENT INSPECTIONS IN WORKING WITH JUVENILE CONVICTS

The article reveals the actual aspects of the organization and legal regulation of the management of criminal enforcement inspections in working with minors who are registered with them. Taking into account the importance of the effectiveness of such law enforcement activities to ensure public and state security, proposals are formulated aimed at improving it.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫМИ ИНСПЕКЦИЯМИ В РАБОТЕ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ОСУЖДЕННЫМИ »

DOI 10.47643/1815-1337_2023_11 _443

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПРАВЛЕНИЯ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫМИ ИНСПЕКЦИЯМИ В РАБОТЕ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ОСУЖДЕННЫМИ ORGANIZATIONAL AND LEGAL SUPPORT FOR THE MANAGEMENT OF PENAL ENFORCEMENT INSPECTIONS IN WORKING WITH JUVENILE CONVICTS

СМИРНОВА Ирина Николаевна,

доктор юридических наук, профессор,

профессор кафедры правоохранительной деятельности, уголовного права и процесса, Псковский государственный университет. Россия, г. Псков, пл. Ленина, д. 2. E-mail: irina_smi69@mail.ru;

БЫЧИНСКАЯ Ирина Сергеевна,

кандидат юридических наук, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин юридического факультета, Университет ФСИН России.

Россия, Санкт-Петербург, г. Пушкин, ул. Саперная, д. 34, лит. А. E-mail: firefirst@mail.ru;

КАЗАК Игорь Брониславович,

Кандидат юридических наук, доцент,

доцент Института Академии ФСИН России по кафедре оперативно-розыскной деятельности, Академия ФСИН России. Россия, г. Рязань, ул. Сенная, д. 1. E-mail: kafedraord@mail.ru;

SMIRNOVA Irina Nikolaevna,

Doctor of Law, Professor,

Professor of the Department of Law Enforcement, Criminal Law and Procedure, Pskov State University. Russia, Pskov, Lenin Square, 2. E-mail: irina_smi69@mail.ru;

BYCHINSKAYA Irina Sergeevna,

Candidate of Law,

Associate Professor of the Department of State and Legal Disciplines of the Faculty of Law, University of the Federal Penitentiary Service of Russia. Russia, St. Petersburg, Pushkin, Sapernaya str., 34, lit. A. E-mail: firefirst@mail.ru;

KAZAK Igor Bronislavovich,

Associate Professor of the Institute of Training of State and Municipal Employees in the Department of organization of operational investigative activities Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia. 390000, Russia, Ryazan region, Ryazan, Sennaya str., 1. E-mail: kafedraord@mail.ru

Краткая аннотация. В статье раскрываются актуальные аспекты организации и правового регулирования управления уголовно-исполнительными инспекциями в работе с несовершеннолетними, состоящими на их учете. С учетом важности эффективности такой правоохранительной деятельности для обеспечения общественной и государственной безопасности формулируются предложения, направленные на ее совершенствование.

Abstract. The article reveals the actual aspects of the organization and legal regulation of the management of criminal enforcement inspections in working with minors who are registered with them. Taking into account the importance of the effectiveness of such law enforcement activities to ensure public and state security, proposals are formulated aimed at improving it.

Ключевые слова: уголовно-исполнительная инспекция, несовершеннолетний осужденный без изоляции от общества, взаимодействие, волонтерство, уровень повторной преступности, управление, соблюдение законности.

Keywords: penal enforcement inspection, juvenile convict without isolation from society, interaction, volunteering, the level of repeated crime, management, compliance with the rule of law.

Для цитирования: Смирнова И.Н., Бычинская И.С., Казак И.Б. Организационно-правовое обеспечение управления уголовно-исполнительными инспекциями в работе с несовершеннолетними осужденными // Право и государство: теория и практика. 2023. № 11(227). С. 443-445. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_11_443.

For citation: Smirnova I.N., Bychinskaya I.S., Kazak I.B. Organizational and legal support for the management of penal enforcement inspections in working with juvenile convicts //Law and state: theory and practice. 2023. No. 11(227). pp. 443-445. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_11_443.

Статья поступила в редакцию: 01.11.2023

Вопросы реформирования уголовно-исполнительной системы всегда были в центре внимания государства, что обусловливается важностью такой сферы правоохранительной деятельности [1, с. 113-115; 2, с. 83-88], в том числе в связи с принятием Федерального закона о про-бации в Российской Федерации [3], а также зависимостью эффективности ее осуществления и уровнем безопасности государства и общества [4, с. 75-110; 5, с. 14-16].

В связи с этим большое внимание в условиях реализации концептуальных положений развития уголовно-исполнительной системы до 2030 года справедливо уделяется организации работы с подучетными лицам несовершеннолетнего возраста с учетом их специфики, выбору

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2023. № 11(227)

наиболее результативных новых форм работы с ними и совершенствованию уже использующихся методов воздействия.

Одним из приоритетных направлений работы с несовершеннолетними подучетными является вовлечение их в волонтерскую и добровольческую деятельность (в ее рамках предусматривается оказание социальной поддержки, помощи осужденным и их родителям). Организации такой совместной деятельности строится на основе подписанных ранее соглашений о взаимодействии между Федеральной службой исполнения наказаний и «Ассоциацией волонтерских центров» и Общероссийской общественной организацией «Национальная родительская ассоциация социальной поддержки семьи и защиты семейных ценностей». Большое значение в рамках управления уголовно-исполнительными инспекциями имеет проведение рабочих совещаний с руководством этих общественных организаций, анализ реализации планы проведения совместных мероприятий. Информационно-аналитическое обеспечение, планирование совместной деятельности указанных субъектов организуются, исходя их основных целей взаимодействия, к качестве которых закреплены «повышение эффективности работы учреждений и органов, исполняющих наказания, с гражданами, находящимися в конфликтес законом, и их семьями через просветительскую, образовательнуюи воспитательную деятельность; сокращение рецидива преступлений, организация работыпо социализации и ресоциализации, в том числе создание условийдля трудовой и творческой занятости осужденных в зависимости от видаучреждения» [6, с. 28].

Как показало проведенное исследование, существенный вклад в эффективность функционирования уголовно-исполнительных инспекций внесло внедрение в 2020 г. в деятельность территориальных органов Федеральной службы исполнения наказаний Программы профилактической работы с родителями, имеющими детей - несовершеннолетних правонарушителей, подвергшихся наказанию, не связанному с изоляцией от общества, направленной на разработку «практических рекомендаций по проведению профилактической работы с родителями осужденных подростков, способствующей предупреждению совершения ими повторных преступлений». Избранный комплекс применяемых в отношении указанной категории лиц мер положительно сказался на снижении числа повторных преступлений среди несовершеннолетних под-учетных [7, с. 7-8]. Однако не во всех регионах, как свидетельствует изучение аналитических материалов и официальных данных, правоохранительная деятельность уголовно-исполнительных инспекций имеет ожидаемые результаты в этом направлении, о чем свидетельствует уровень повторной преступности несовершеннолетних в них, который практически в два раза выше среднероссийского показателя.

Это позволяет утверждать о необходимости принятия комплекса мер организационно-правового характера, направленных на повышение эффективности управления уголовно-исполнительными инспекциями, а также более полный учет в рамках организации их правоохранительной деятельности (в том числе осуществляемой в рамках внешнего взаимодействия) характера и опасности совершаемых осужденными несовершеннолетними повторных преступлений.

При организации управления уголовно-исполнительными инспекциями важно исходить из того, что с учетом поставленных перед ними задач следует в случае потребности оптимизировать организационно-структурное построение, рационально определять исполнителей (это обусловливает важность повышения квалификации и переподготовки сотрудников, которая, на наш взгляд, с учетом создания службы пробации еще более активизируется), избирать соответствующие результатам правоохранительной деятельности способы стимулирования сотрудников уголовно-исполнительных инспекций, добиваться оптимального ресурсного обеспечения с учетом информационно-аналитического обеспечения, определять оптимальное планирование правоохранительной деятельности уголовно-исполнительных инспекций и осуществлять контроль их правоохранительной деятельности на всех уровнях. Важное внимание важно уделять оптимизации ведомственного контроля за деятельностью уголовно-исполнительных инспекций, поскольку, по позиции органов прокуратуры, одной из причин нарушений законности сотрудниками уголовно-исполнительных инспекций является именно недостаточный ведомственный контроль, что на практике приводит к нарушению прав подучет-ных лиц и может спровоцировать совершение ими повторного преступления.

По нашему мнению, следует также принять комплекс мер правового характера, направленных на совершенствование социально-правовой защиты сотрудников уголовно-исполнительных инспекций, поскольку это позволит, в числе других мер, добиться соблюдения законности при реализации поставленных перед ними задач в рамках правоохранительной деятельности.

В рамках организации управления уголовно-исполнительными инспекциями важно обеспечить улучшение их правоохранительной деятельности за счет тщательного изучения и учета основных причин совершения повторных преступлений несовершеннолетними подучетными лицами, в числе которых, как указывают практические работники, неблагополучная обстановка в семье, отсутствие контроля со стороны родителей, сложное материальное положение, негативное влияние как взрослых, так и сверстников, употребление спиртных напитков, безответственное и равнодушное отношение к последствиям своих поступков. В практике работы уголовно-исполнительных инспекций можно привести примеры, когда несовершеннолетний совершил повторное преступление практически через полтора месяца после постановки на учет, причем он ранее не был судим, но имел очень низкий уровень образования.

В целях улучшения информационно-аналитического обеспечения управления уголовно-исполнительными инспекциями, как показало настоящее исследование и ранее проведенные опросы инспекторов и руководителей уголовно-исполнительных инспекций, важно обеспечить более тщательное изучение личности подучетных, поскольку суды не всегда достаточно полно используют такую информацию при вынесении приговора, что сказывается на эффективности правоохранительной деятельности уголовно-исполнительных инспекций. Не меньшее значение имеет то, чтобы сотрудники на основе систематического анализа происходящих изменений в поведении подучетного несовершеннолетнего вносили необходимые коррективы в предупредительно-профилактическую работу с ним, что положительно скажется на обеспечении безопасности уголовно-исполнительных инспекций в частности и уголовно-исполнительной системы в целом, а в конечном счете - безопасности государства и общества.

Актуализируется вопрос и правового обеспечения управления уголовно-исполнительными инспекциями в целях оптимального внешнего взаимодействия, прежде всего с судами (это позволит добиться снижения числа отказов судов в удовлетворении представлений уголовно-исполнительных инспекций). В соответствии с результатами проведенного исследования акцент в деятельности лишь на судебном контроле со стороны судов может привести, при наличии иных негативных факторов, к недостаточной эффективности правоохранительной деятельности уголовно-исполнительных инспекций, появлению у подучетных чувства безнаказанности за свои противоправные действия.

Нельзя не учитывать также важность эффективного организационного обеспечения взаимодействия уголовно-исполнительных инспекций и органов внутренних дел, поскольку выявляются факты нарушения положений совместного приказа, которым утвержден регламент межведомственного взаимодействия. В связи с этим важно обеспечить недопущение формальной реализации функций управления с учетом факторов, влияющих на эффективность правоохранительной деятельности (обеспечить принятие адекватных мер по оказанию содействия в социальной адаптации в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» и Федеральным законом от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации).

В рамках совершенствования управления уголовно-исполнительными инспекциями представляется важным активизировать деятельность психологов, которая в регионах направлена на профилактику различных форм деструктивных проявлений со стороны подучетных, в связи с чем необходимо оптимизировать организационно-правовое обеспечение применяемых форм работы с несовершеннолетними осужденными без изоляции от общества и, следовательно, процесс принятия и реализации управленческих решений.

В заключение обратим внимание на важность в рамках реализации положений Федерального закона «О пробации в Российской Федерации» (с учетом возложенных на сотрудников уголовно-исполнительных инспекций задач в сфере пробации) отбора, подбора и расстановки кадров, а также активного и оптимального использования методов воздействия на сотрудников в рамках применения к ним мер поощрения за достижение наилучших результатов в правоохранительной деятельности. Это положительно скажется на управлении уголовно-исполнительными инспекциями в сфере пробации и в итоге эффективности функционирования уголовно-исполнительной системы в целом.

Библиография:

1. Смирнова И.Н. Современное состояние и проблемы уголовно-исполнительных инспекций / И.Н. Смирнова, И.С. Бычинская // Закон и право. 2014. № 5. С. 113-115.

2. Смирнова И.Н. Организационно-правовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительных инспекций в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы / И.Н. Смирнова, М.Н. Заводчиков // Вестник Кузбасского института. 2016. № 2(27). С. 83-88.

3. О пробации в Российской Федерации: Федер. закон от 6 февраля 2023 г. № 10-ФЗ. URL: http://pubNcation.pravo.gov.ru/Document/View/0001202302060003 (дата обращения: 30.10.2023).

4. Смирнова И.Н. Организационное обеспечение и правовые основы безопасности уголовно-исполнительной системы Российской Федерации : монография / И.Н. Смирнова, А.В. Щербаков. Псков : Псковский государственный университет, 2022. 170 с.

5. Смирнова И.Н. Совершенствование организационного обеспечения безопасности уголовно-исполнительной системы / И.Н. Смирнова, А.В. Щербаков // Уголовно-исполнительное право. 2014. № 1(17). С. 14-16.

6. Епов Д.В. Практический опыт и перспективы взаимодействия ФСИН России и Общероссийской общественной организации «Национальная родительская ассоциация социальной поддержки семьи и защиты семейных ценностей» // Сборник материалов VIII Всероссийского совещания руководителей уголовно-исполнительных инспекций, исправительных центров и подразделений по контролю за исполнением наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества, территориальных органов ФСИН России (29-31 мая 2019 г., г. Москва). М., 2019. С. 28-31.

7. О работе учреждений, исполняющих наказания, не связанные с изоляцией осужденных от общества (интервью с начальником УОИНИО ФСИН России Е.А. Коробковой) // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2021. № 5. С. 6-14.

References:

1. Smirnova I.N. The current state and problems of penal enforcement inspections / I.N. Smirnova, I.S. Bychinskaya // Law and Law. 2014. No. 5. pp. 113-115.

2. Smirnova I.N. Organizational and legal support of the functioning of penal enforcement inspections in the conditions of reforming the penal enforcement system / I.N. Smirnova, M.N. Zavodchikov // Bulletin of the Kuzbass Institute. 2016. No. 2(27). pp. 83-88.

3. About probation in the Russian Federation : Feder. Law No. 10-FZ of February 6, 2023. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202302060003 (date of reference: 10/30/2023).

4. Smirnova I.N. Organizational support and legal foundations of the security of the penal enforcement system of the Russian Federation : monograph / I.N. Smirnova, A.V. Shcherbakov. Pskov : Pskov State University, 2022. 170 p.

5. Smirnova I.N. Improvement of organizational security of the penal enforcement system / I.N. Smirnova, A.V. Shcherbakov // Penal enforcement law. 2014. No. 1(17).

pp. 14-16.

6. Epov D.V. Practical experience and prospects of interaction between the Federal Penitentiary Service of Russia and the All-Russian Public Organization "National Parental Association for Social Support of the Family and protection of family values" // Collection of materials of the VIII All-Russian Meeting of heads of penal enforcement inspections, correctional centers and execution control units punishments not related to the isolation of convicts from society, territorial bodies of the Federal Penitentiary Service of Russia (May 29-31, 2019, Moscow). M., 2019. pp. 28-31.

7. About the work of institutions executing punishments not related to the isolation of convicts from society (interview with the head of the Federal Penitentiary Service of Russia E.A. Korobkova) // Sheets of the penal enforcement system. 2021. No. 5. pp. 6-14.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.