Закон и право. 2022. № 4. С. 200-203. Law and legislation. 2022;(4):200-203. Научная статья УДК 343.8
https://doi.org/10.24412/2073-3313-2022-4-200-203
NIION: 1997-0063-4/22-230 MOSURED: 77/27-001-2022-4-430
Организационно-правовые аспекты первоначальных розыскных мероприятий в отношении осужденных без изоляции от общества
Ирина Николаевна Смирнова1, Максим Владимирович Васенков2
1 Псковский государственный университет, Псков, Россия
2 Псковский филиал Академии ФСИН России, Псков, Россия
Аннотация. В статье раскрываются организационно-правовые аспекты первоначальных розыскных мероприятий в отношении осужденных без изоляции от общества. Показано значение эффективности их проведения в деятельности по предупреждению преступлений со стороны лиц, состоящих на учете уголовно-исполнительных инспекций. На основе результатов проведенного исследования предлагаются меры, направленные на совершенствование организации функционирования уголовно-исполнительных инспекций в этом направлении правоохранительной деятельности.
Ключевые слова: уголовно-исполнительная инспекция, первоначальные розыскные мероприятия, законность, осужденный без изоляции об общества, уровень повторной преступности.
Для цитирования: Смирнова И.Н., Васенков М.В. Организационно-правовые аспекты первоначальных розыскных мероприятий в отношении осужденных без изоляции от общества // Закон и право. 2022. № 4. С. 200—203. https://doi.org/10.24412/2073-3313-2022-4-200-203.
Original article
Organizational and legal aspects of the initial search measures against convicts without isolation from society
Irina N. Smirnova1, Maxim V. Vasenkov2
1 Pskov State University, Pskov, Russia
2 Pskov Branch of the Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia, Pskov, Russia
Abstract. The article reveals the organizational and legal aspects of the initial search measures against convicts without isolation from society. The importance of the effectiveness of their implementation in the prevention of crimes on the part of persons registered with the criminal executive inspections is shown. Based on the results of the study, measures are proposed aimed at improving the organization of the functioning of criminal enforcement inspections in this area of law enforcement activity.
Keywords: penal enforcement inspection, initial investigative measures, legality, convicted person without isolation from society, the level of repeated crime.
For citation: Smirnova I.N., Vasenkov M.V. Organizational and legal aspects of initial investigative measures against convicts without isolation from society // Law and legislation. 2022; (4) :200—203. (In Russ.). https:// doi.org/10.24412/2073-3313-2022-4-200-203.
© Смирнова И.Н., Васенков М.В. М., 2022.
ЗАКОН И ПРАВО • 04-2022
В числе приоритетных задач в рамках функционирования уголовно -исполнитель ных инспекций (У ИИ) предупреждение повторных преступлений со стороны лиц, состоящих на их учете (этот уровень продолжает сохраняться достаточно высоким). Это предопределяет, на наш взгляд, важность эффективного проведения УИИ первоначальных розыскных мероприятий, которые осуществляются «в отношении осужденных к наказаниям в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, а также условно осужденных, осужденных с отсрочкой отбывания наказания, уклоняющихся от контроля уголовно-исполнительных инспекций».
Кроме того, актуальность повышения эффективности деятельности УИИ в рамках проведения первоначальных розыскных мероприятий предопределяют следующие моменты:
1) анализ официальных статистических данных позволяет утверждать о сохранении большо -го количества лиц, в отношении которых они проводятся;
2) эффективность проведения первоначальных розыскных мероприятий обусловлена рядом организационно-правовых проблем: порядок их проведения «имеет межотраслевой характер, что приводит к рассогласованности действий между УИИ, органами внутренних дел и судами; действующее законодательство не в полной мере отвечает потребностям УИИ, поскольку не учитывает ряд обстоятельств, складывающихся при организации первоначальных розыскных мероприятий» [2, с. 52];
3) согласно официальным данным, в настоящее время при небольшой штатной численности сотрудников подразделений розыска в субъектах Российской Федерации отмечается значительное число дел, находящихся в их производстве. При этом более половины розыскных дел заведено в отношении осужденных, уклоняющихся от контроля УИИ [7, с. 68].
Что касается первоначальных розыскных мероприятий в отношении осужденного, то предусматривается их проведение с момента, когда УИИ стало известно об уклонении осужденного от отбывания наказания либо контроля, на основании рапорта ее сотрудника, утвержденного начальником УИИ. При проведении таких мероприятий информируется подразделение розыска территориального органа Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН России), предусматривается взаимодействие УИИ с этим подразделением в соответствии с установленной
методикой проведения первоначальных розыскных мероприятий по установлению местонахождения осужденных, уклоняющихся от контроля УИИ.
Проведенное исследование позволяет констатировать, что на практике возникают сложности с реализацией изучаемого направления правоохранительной деятельности.
Так, большое значение, по нашему мнению, имеет информационное обеспечение, роль которого ранее уже рассматривалась в целом применительно к функционированию УИИ в рамках реализации поставленных перед ними задач [5], а применительно к рассматриваемой правоохранительной функции приобретает особую значимость. Установлению местонахождения осужденного может способствовать, например, изучение информации, содержащейся в личном деле осужденного.
Не менее важную роль играет и проверка по месту жительства, месту регистрации, при необходимости — посредством направления нужных запросов, опросы лиц, которым может быть что-либо известно о местонахождении осужденного. По этому поводу добавим, что применительно к теме исследования встречается точка зрения, согласно которой термин «розыскные» в данном случае является излишним, поскольку УИИ, как закрепляется, не относятся «к оперативным подразделениям, могут осуществлять только подготовительные мероприятия по установлению местонахождения осужденных, уклоняющихся от отбывания наказания» [2].
Анализ материалов практики и изучение аналитических материалов позволяет выделить следующие проблемы, требующие решения:
■ законодателем определена только одна цель первоначальных розыскных мероприятии — «установить местонахождение осужденного. Установление того, что осужденный скрывается (скрылся) и (или) уклоняется от контроля уголовно-исполнительной инспекции, — не менее важная цель» их осуществления [3, с. 39];
■ важно активизировать взаимодействие УИИ с подразделениями розыска в рамках организации и реализации первоначальных розыскных мероприятий по установлению местонахождения осужденных без изоляции от общества, обеспечивать осуществление оперативного обмена значимой информацией, имеющей ключевое значение для эффективности такой деятельности;
ЬДМ & ЬБ^БЬДТЮМ • 04-2022
■ необходимо добиться недопущения затягивания передачи материалов в розыскные подразделения территориального органа ФСИН России, что позволит добиться исполнения судебного решения и положительно скажется на недопущении совершения подучетными лицами повторного преступления.
На практике проведение первоначальных розыскных мероприятий не всегда может дать результат. Закрепляется, что если в течение 30 дней в результате первоначальных розыскных мероприятий не будет установлено местонахождение осужденного, УИИ направляет в подразделение розыска территориального органа ФСИН России информацию для принятия решения об объявлении осужденного в розыск с приложением соответствующих материалов [1].
В связи с этим не меньшее значение имеет своевременное и полное методическое обеспечение правоохранительной деятельности УИИ, что на практике позволяет, в частности, в дальнейшем в случае направления УИИ материалов в подразделение розыска территориального органа ФСИН России добиться невозвращения их в связи с некачественной подготовкой и в итоге добиться полного достижения поставленных перед УИИ профессиональных целей;
■ сотрудникам УИИ важно не допускать при реализации своих функций нарушений законности [6], поскольку несоблюдение сотрудниками УИИ норм действующего законодательства может подтолкнуть поду-четное лицо в том числе к злостному уклонению от отбывания наказания, совершению повторного преступления;
■ нужно активизировать работу старших инспекторов информационно-аналитических групп, что позволит повысить эффективность первоначальных розыскных мероприятий и в конечном счете создаст условия для снижения общего количества материалов, направляемых для заведения розыскных дел;
■ важно улучшить кадровое обеспечение УИИ, поскольку именно этот вид ресурсного обеспечения УИИ играет одну из ключевых ролей в эффективности правоохранительной деятельности таких специализированных государственных органов, реализации приоритетных направлений их функционирования [4].
Список источников
1. Васенков М.В., Смирнова И.Н., Бузаев A.C. К вопросу об организации розыска осужденных без изоляции от общества // Закон и право. 2014. № 12. С. 138-140.
2. Красоткин П.Н., Ласточкин А.Н. Организационные и правовые проблемы проведения первоначальных розыскных мероприятий в отношении осужденных к наказаниям в виде обязательных работ, исправительных работ и ограничения свободы / / Вестник Кузбасского ин-та. 2020. № 2(43). С. 50-58 // URL: https://cyber-leninka.ru/article/n/organizatsionnye-i-pravovye -problemy-provedeniya-pervonachalnyh-rozysknyh-meropriyatiy-v-otnoshenii-osuzhdennyh-k-nakazaniyam-v-vide
3. Олъховик Н.В. Первоначальные мероприятия по розыску осужденных без изоляции от общества // Уголовная юстиция. 2014. № 2 (4) // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pervo-nachalnye-meropriyatiya-po-rozysku-osuzhdennyh-bez-izolyatsii-ot-obschestva
4. Смирнова И.Н., Минаева И. С. Приоритетные направления функционирования уголовно-исполнительных инспекций // Закон и право. 2017. № 6. С. 106-108.
5. Смирнова И.Н., Новожилов C.A. Некоторые аспекты организации информационно-правового обеспечения деятельности уголовно-исполнительных инспекций // Закон и право. 2017. № 1. С. 77-79.
6. Смирнова И.Н., Смирнова A.C. Прокурорский надзор в сфере исполнения наказаний и иных мер уголовно-правового характера без изоляции от общества // Закон и право. 2015. № 12. С. 133-134.
7. Степанов Г.В. О проблемных вопросах, возникающих при взаимодействии подразделений розыска и уголовно-исполнительных инспекций: Сб. матер. VIII Всерос. совещания руководителей уголовно-исполнительных инспекций, исправительных центров и подразделений по контролю за исполнением наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества, территориальных органов ФСИН России (29 -31 мая 2019). М., 2019. С. 68-69.
References
1. VasenkovM. V., Smirnova I.N., BuzaevA.S. On the question of the organization of the search for convicts without isolation from society / / Law and Law. 2014. № 12. Pp. 138-140.
ЗАКОН И ПРАВО • 04-2022
2. Krasotkin P.N., Lastochkin A.N. Organizational and legal problems of carrying out initial investigative measures in relation to those sentenced to punishments in the form of compulsory labor, correctional labor and restriction of freedom // Bulletin of the Kuzbass Institute. 2020. № 2 (43). Pp. 50—58 // URL: https://cyberleninka.ru/article/ n/organizatsionnye-i-pravovye-problemy-provedeniya-pervonachalnyh-rozysknyh-mero-priyatiy-v-otnoshenii-osuzhdennyh-k-nakaza-niyam-v-vide.
3. Olkhovik N. V. Initial measures to search for convicts without isolation from society / / Criminal Justice. 2014. № 2 (4) // URL: https://cyberlenin-ka.ru/article/n/pervonachalnye-meropriyatiya-po-rozysku-osuzhdennyh-bez-izolyatsii-ot-obschestva
4. Smirnova I.N., Minaeva I.S. Priority directions of functioning of penal enforcement inspections // Law and legislation. 2017. № 6. Pp. 106—108.
5. Smirnova I.N., Novozhilov S.A. Some aspects of the organization of information and legal support for the activities of penal enforcement inspections // Law and legislation. 2017. № 1. Pp. 77—79.
6. Smirnova I.N., Smirnova A.S. Prosecutor's supervision in the field of execution of punishments and other measures of a criminal-legal nature without isolation from society // Law and legislation. 2015. № 12. Pp. 133—134.
7. Stepanov G. V. About the issues arising from the interaction of the units of investigation and criminal-Executive inspection // Collection of materials of the VIII all-Russian meeting of heads of the criminal Executive inspections, correctional centres and units for control over the execution of punishments not related to isolation from society condemned, territorial bodies of the Federal penitentiary service of Russia (May 29 — 31, 2019). Moscow, 2019. Pp. 68—69.
Информация об авторах
Смирнова И.Н. — доктор юридических наук, профессор Васенков М.В. — старший преподаватель, аспирант
Information about the authors
Smirnova I.N. - doctor of law, professor Vasenkov M.V. — senior lecturer, graduate student
Вклад авторов: авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию 30.01.2022; одобрена после рецензирования 08.03.2022; принята к публикации 14.03.2022.
The article was submitted 30.01.2022; approved after reviewing 08.03.2022; accepted for publication 14.03.2022.
LAW & LEGISLATION • 04-2022