Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ КУЛЬТУРЫ» СТУДЕНТОВ НЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ'

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ КУЛЬТУРЫ» СТУДЕНТОВ НЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
практическая подготовка / финансы / Основы финансовой культуры / направление обучения / особенности обучения / финансовая грамотность / practical training / finance / financial and economic workshop / direction of study / features of training / financial literacy

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузнецова Екатерина Андреевна, Буланова Валерия Олеговна, Видяйкина Полина Михайловна

В данной статье описан процесс организации практической подготовки студентов по дисциплине «Основы финансовой культуры» для студентов неэкономических специальностей. Изучены этапы организации процесса, представлен примерный тематический план для непрофильных студентов. Нельзя не отметить актуальность исследования, которая заключается в интересе изучения знаний в области финансов и экономики в связи с сложившейся ситуацией на рынке. В современном обществе особенно популярно стало ведение семейного бюджета, для этого требуются знания финансовых основ. Знание принципов и этапов осуществления экономических процессов значительно упрощают и делают безопасными данные процессы для людей. Дисциплина «Основы финансовой культуры» направлена на формирования у студентов неэкономических специальностей базовых финансовых навыков (анализ финансов, прогнозирование, принятие финансовых решений). Используя современные технологии, студенты получат необходимые знания для формирования общепрофессиональных компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кузнецова Екатерина Андреевна, Буланова Валерия Олеговна, Видяйкина Полина Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article describes the process of organizing practical training of students in the discipline "Financial and economic practicum" for students of non-economic specialties. The stages of the process organization are studied, an approximate thematic plan for non-core students is presented. It is impossible not to note the relevance of the study, which lies in the interest of studying knowledge in the field of finance and economics in connection with the current market situation. In modern society, the management of the family budget has become especially popular, this requires knowledge of the financial basics. Knowledge of the principles and stages of the implementation of economic processes greatly simplify and make these processes safe for people. The discipline "Financial and Economic workshop" is aimed at the formation of basic financial skills among students of non-economic specialties (financial analysis, forecasting, financial decision-making). Using modern technologies, students will gain the necessary knowledge to form general professional competencies.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ КУЛЬТУРЫ» СТУДЕНТОВ НЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ»

4. New Vision for Education: Fostering Social and Emotional Learning Through Technology. - URL: https://www.weforum.org/publications/new-vision-for-education-fostering-social-and-emotional-learning-through-technology/ (дата обращения: 02.11.2023)

5. OECD Future of Education and Skills 2030. - URL: https://www.oecd.org/education/2030-project/teaching-and-learning/learning/learning-compass-2030/ (дата обращения: 02.11.2023)

6. PISA 2022 Assessment and Analytical Framework. - URL: https://www.oecd.org/publications/pisa-2022-assessment-and-analytical-framework-dfe0bf9c-en.htm (дата обращения: 02.11.2023)

Педагогика

УДК 378

старший преподаватель Кузнецова Екатерина Андреевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); студент Буланова Валерия Олеговна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); студент Видяйкина Полина Михайловна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ КУЛЬТУРЫ» СТУДЕНТОВ НЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

Аннотация. В данной статье описан процесс организации практической подготовки студентов по дисциплине «Основы финансовой культуры» для студентов неэкономических специальностей. Изучены этапы организации процесса, представлен примерный тематический план для непрофильных студентов. Нельзя не отметить актуальность исследования, которая заключается в интересе изучения знаний в области финансов и экономики в связи с сложившейся ситуацией на рынке. В современном обществе особенно популярно стало ведение семейного бюджета, для этого требуются знания финансовых основ. Знание принципов и этапов осуществления экономических процессов значительно упрощают и делают безопасными данные процессы для людей. Дисциплина «Основы финансовой культуры» направлена на формирования у студентов неэкономических специальностей базовых финансовых навыков (анализ финансов, прогнозирование, принятие финансовых решений). Используя современные технологии, студенты получат необходимые знания для формирования общепрофессиональных компетенций.

Ключевые слова: практическая подготовка, финансы, Основы финансовой культуры, направление обучения, особенности обучения, финансовая грамотность.

Annotation. This article describes the process of organizing practical training of students in the discipline "Financial and economic practicum" for students of non-economic specialties. The stages of the process organization are studied, an approximate thematic plan for non-core students is presented. It is impossible not to note the relevance of the study, which lies in the interest of studying knowledge in the field of finance and economics in connection with the current market situation. In modern society, the management of the family budget has become especially popular, this requires knowledge of the financial basics. Knowledge of the principles and stages of the implementation of economic processes greatly simplify and make these processes safe for people. The discipline "Financial and Economic workshop" is aimed at the formation of basic financial skills among students of non-economic specialties (financial analysis, forecasting, financial decision-making). Using modern technologies, students will gain the necessary knowledge to form general professional competencies.

Key words: practical training, finance, financial and economic workshop, direction of study, features of training, financial literacy.

Введение. С наступлением XXI века в России стали наблюдаться глобальные изменения, происходящие в различных сферах жизни (экономическая, политическая, социальная и др.). Очевидно, что каждое из изменений оставляет неисчезающий след в жизни каждого человека в частности всего общества в целом. Важность и актуальность обучения людей всех возрастов основам экономической и финансовой грамотности обуславливается необходимостью решения финансовых задач, так как каждый человек становится участником трудовых и финансовых отношений. В связи с сложившейся ситуацией у общества появляется запрос на обучение финансовому и экономическому образованию, таким образом вводятся новые дисциплины в образовательный процесс на всех ступенях образования.

На данный момент, основы финансовой грамотности реализуются в образовательных учреждениях следующим образом:

- общеобразовательные учреждения вводят финансовую грамотность, как составляющую внеурочной деятельности;

- образовательные учреждения среднего профессионального образования вводят финансовые и экономические составляющие в рамках освоения общепрофессиональных компетенций;

- высшие учебные заведения дают возможность студентам получаться знания на занятиях по базовым, иногда вариативным, дисциплинам (например, «Экономическая теория», «Финансово-экономический практикум»», «Основы финансовой культуры»). Данные дисциплины относятся к учебным планам неэкономических специальностей [2].

В современном обществе особенно популярно стало ведение семейного бюджета, в этом требуется финансовый базис. Также, люди часто обращаются к государству и коммерческим организациям с целью получения услуг: взять кредит, открыть вклад, оформить пенсию и, например, заплатить налоги. Знание принципов и этапов осуществления вышеуказанных процессов значительно упрощают и делают безопасными данные процессы для потребителей [1].

В условиях ускоренного развития образования, в том числе междисциплинарных связей, приходится овладевать множеством областей знаний: компьютер, финансы, право, экономика и т.д. Умение ориентироваться в межпредметных областях помогает людям ориентироваться в современном экономическом мире и принимать осознанные решения.

Обучение финансовой и экономической грамотности сейчас более, чем актуально. Такой интерес к данной области знаний продиктован состоянием финансового рынка. Есть два аспекта: положительный (предоставлен доступ к широкому массиву возможностей взаимодействия с финансовыми услуга и продуктами) и отрицательный (незащищенность населения от воздействия финансовых мошенников). Появление такого отрицательного качества, зачастую, ведет к увеличению

кредитной нагрузки населения и снижению уровня жизни людей. Своевременное обучение основным понятиям может поспособствовать недопущению критической ситуации в стране.

В связи с сложившейся ситуацией, получение профессиональных навыков в сфере экономики и финансов становится очень важной задачей. Однако, не все выбирают данное направление как профильное, поэтому необходимо осуществлять базовую подготовку финансовому направление на всех специальностях. Обеспечить необходимые знание помогают дополнительные дисциплины, одной из таких является «Основы финансовой культуры». В данной статье будет рассмотрен процесс организации практической подготовки к данной дисциплине для студентов неэкономических специальностей.

Изложение основного материала статьи. С течением времени экономическая ситуация в стране значительно меняется, для этого населению необходимо быть подготовленным: умение эффективно решать экономические ситуации, подстраиваться под процесс глобализации, увеличение спектра финансовых продуктов и услуг на рынке. Для подготовки была разработана «Национальная программа повышения уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации», позволяющая решить множество социально-экономических задач, к которым люди, к сожалению, часто оказываются неподготовленными [7]. На данный момент государство ставит в приоритет повышение уровня финансовой и экономической грамотности населения своей страны.

Рассматривая систему высшего образования, необходимо отметить, что финансовый базис знаний осваивается на специально-внедренных дисциплинах. Поэтому, современные выпускники неэкономических специальность имеют возможность осуществлять базовые экономические расчеты, а также, понимают принцип взаимодействия с финансовым рынком. В условиях рыночной экономики новым участникам финансовых отношений необходимо уметь принимать оптимальные для себя решения [3].

Дисциплина «Основы финансовой культуры» направлена на формирования у студентов неэкономических специальностей базовых финансовых навыков (анализ финансов, прогнозирование, принятие финансовых решений). К задачам учебной дисциплинам относятся:

- изучение методов финансового анализа;

- способы подготовки аналитических отчетов;

- изучение нормативной документации;

- анализ способов взаимодействия с финансовой информацией [2].

Далее, следует обратить внимание на одну из важнейших составляющих дисциплины - тематический план.

Дисциплина «Основы финансовой культуры» состоит аудиторной (лекции и практические занятия) и внеаудиторной работы [5].

Таким образом может выглядеть содержание учебной дисциплины для непрофильных студентов:

Таблица 1

Примерный тематический план по дисциплине «Основы финансовой культуры [4]

№ п/п Наименование темы (раздела) дисциплины Содержание дисциплины (дидактические единицы) (для педагогических профилей наполняется с учетом ФГОС основного общего и среднего общего образования)

1. Раздел 1. Общеэкономические основы финансовой грамотности. 1.1. Понятие и цели формирования финансовой грамотности населения Человеческий капитал. Экономика знаний. 1.2. Понятие финансов и финансовой системы. 1.3. Понятие, функции и структура финансового рынка. 1.4 Способы приумножения человеческого капитала, обучение в течение всей жизни, осознанный выбор профессии, набор компетенций современного человека.

2. Раздел 2. Экономика и финансы домохозяйства. Домохозяйство как экономическое понятие. 2.1. Человеческий капитал. Экономика знаний. 2.2. Жизненный цикл человека. Расходы и доходы. Контроль расходов. Сбережения. Активы и пассивы. Личный бюджет. Семейный бюджет. Управление личными финансами. 2.3. Деньги. Товарные деньги. Символические деньги. Наличные деньги. Электронные деньги. Монетные дворы, Гознак, признаки подлинности купюр и монет, преследование за фальшивомонетчество.

3. Раздел 3. Денежная система и денежный рынок. Мировые деньги и валютный рынок. 3.1. Понятие и функции денег. Формы и виды. 3.2. Финансовые инструменты рынка ценных бумаг. Виды ценных бумаг и их характеристики. 3.4. Стоимость и рыночная цена ценных бумаг. Доходность ценных бумаг. 3.5. Риски на рынке ценных бумаг. Инвестиционные институты.

4. Раздел 4. Банковская система и кредитный рынок РФ. Банковская система РФ: понятие, уровни, функции, принципы построения и функционирования. 4.1. Банки. Банковский счет. Платежи и расчёты. 4.2. Простой процент, сложный процент. Вклад. 4.3. Банковская карта, электронный кошелек, залог, ипотека, обмен валюты. Минфин России. 4.4. Центральные банки, Банк России.

Одной из особенностей реализации практической подготовки по дисциплине «Основы финансовой культуры» является подготовка материалов к практическим занятиям. Задания и текст должны быть адаптированы преподавателем под студентов соответствующего направления. Очень важно учитывать особенности обучающихся и готовить материал, учитывая специфику того направления, на котором они обучаются. Это могут быть тесты или кейсы, связанные с экономическими показателями их будущей профессиональной отрасли, или анализ финансов в их дальнейшей сфере деятельности [7].

При проведения практических занятий перед преподавателем стоит довольно интересная задача: завлечь студентов в экономическую и финансовую отрасль, научить решать задачи и анализировать финансовые показатели. Удачный опыт -использование метода кейсов, а также создание проектов. Таким образом, у студентов на выходе будут уникальные и интересные работы, способствующие их жизни в будущем. Отличным способом является, также, внедрение информационных технологий в процесс обучения. Так, например, студенты могут с помощью специализированного оборудования сформировать собственный бюджет, спрогнозировать влияние тех или иных экономических факторов на

жизнь людей. Использование современных информационных технология позволяет сделать процесс обучения более наглядным, студенты активизируется при выполнении заданий сильнее.

По окончанию выполнения практической работы преподавателю необходимо оценить работы студентов. Оценка может быть основана на множестве критериев и зависеть от типа задания.

Еще одной важной составляющей процесса подготовки к практическим занятиям является стимулирование студентов на выполнение самостоятельной работы. Как гласит одна из поговорок: «лучший отдых - это смена деятельности». В данной ситуации можно поступить подобным образом: использовать множество различных форм самостоятельной работы (подготовка проекта, написание статьи, индивидуальный или групповой доклад по актуальной теме).

Следует отметить некоторые особенности при практической подготовке по дисциплине «Финансовой-экономический практикум», касающиеся студентов неэкономических направлений. Рассмотрим некоторые из них:

1. Внимание сконцентрировано на базисных понятиях: обращая внимание на тот факт, что дисциплина преподается студента «непрофильникам», практическая подготовка должна быть адаптирована, а, следовательно, представлена в упрощенной для восприятия форме. Логично было бы начинать занятия с базовых терминов, которые впоследствии помогут студентам изучить более сложные финансовые процессы и понятия.

2. Использование упрощений, примеров и аналогий: объясняя студентам экономические ситуации на бытовых примерах, на собственном опыте, всегда привлечет больше внимания, чем «сухая» научная терминология. Для студентов неэкономических специальностей важно, чтобы теория была тесно связана с практикой.

3. Личностно-ориентированное обучение: у каждого студента определённый уровень подготовки и свои предпочтения в изучении материала. Таким образом, педагог, на свое усмотрение, может включать дополнительные консультации, видоизменять задания и внедрять ресурсы по необходимости.

4. Взаимодействие с реальностью: обучение должно быть максимально практичным и эффективным, поэтому практическая подготовка должна быть непосредственно связана с реальностью. Задания на практических занятиях могут включать примеры из реальной жизни (анализ существующих предприятий, изучение модели бизнес-моделей и анализ финансовых показателей на конкретных примерах.

Выводы. Таким образом, организация практической подготовки по дисциплине «Основы финансовой культуры» студентов неэкономических специальностей связана с множеством особенностей. Преподавателю необходимо учитывать специфику направления, на котором обучаются студенты; подготовка адаптированного материала.

В современном мире очень важно быть финансово грамотным, поэтому, внедрение изучаемой дисциплины в данной статье дисциплины необходимо в нынешних реалиях. Организация практической подготовки требует использования реальных кейсов. Используя необходимые современные технологии, студенты получат все необходимые знания для формирования общепрофессиональных компетенций.

Литература:

1. Быстрова, Н.В. Финансовая грамотность молодежи в условиях цифровой экономики / Н.В. Быстрова // Проблемы современного педагогического образования. -2022. -№77-1. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/finansovaya-gramotnost-molodezhi-v-usloviyah-tsifrovoy-ekonomiki-1 (дата обращения: 27.10.2023)

2. Дегтярева, H.A. Основы финансовой культуры [Текст]: учебное пособие для студентов / H.A. Дегтярева. -Челябинск: Изд-во ЗАО «Библиотека А. Миллера», 2022. -217 с.

3. Курылева, О.И. Применение активных методов обучения при повышении финансовой грамотности / О.И. Курылева, Е.С. Минеева // Трансформация страховой индустрии для устойчивого развития в новых условиях: сборник трудов XXII Международной научно-практической конференции, Москва, 02-03 июня 2021 года / Всероссийский союз страховщиков МГИМО Университет МИД России. - Москва: ООО "Анкил", 2021. - С. 474-481. - EDN VIQZRU

4. Минеева, Е.С. Цель активных методов обучения в организации учебной деятельности при изучении основ финансовой грамотности / Е.С. Минеева, О.И. Курылева // Современные вопросы финансовых и страховых отношений в мировом сообществе: Сборник статей по материалам VI Международной научно-практической конференции преподавателей вузов, ученых, специалистов, аспирантов, студентов, Нижний Новгород, 04 июня 2020 года / Мининский университет. - Нижний Новгород: федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина", 2020. - С. 215-218. -EDN BEIRTR

5. Стовбыра, Т.В. Рабочая тетрадь по дисциплине «Основы финансовой культуры»: Рабочая тетрадь для обучающихся по направлениям подготовки 44.03.01 Педагогическое образование и 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) для дисциплины "Основы финансовой культуры" / Т.В. Стовбыра, К.В. Нецымайло. -Оренбург: Константа-Сервис, 2022. - 69 с. - EDN ASORBC

6. Шадрина, Ю.А. Национальная программа повышения финансовой грамотности в России: долгосрочная перспектива / Ю.А. Шадрина // Вестник РЭА им. Г.В. Плеханова. - 2015. - №5 (83). - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/natsionalnaya-programma-povysheniya-finansovoy-gramotnosti-v-rossii-dolgosrochnaya-perspektiva

Педагогика

УДК 378.2 / 747.017.4

кандидат педагогических наук, доцент Кулакова Ольга Викторовна

Институт изящных искусств Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский государственный педагогический университет» (г. Москва)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОРМОПЛАСТИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ ОСНОВ

ЦВЕТОВЕДЕНИЯ И КОЛОРИСТИКИ

Аннотация. Цель данной статьи способствовать расширению понимания педагогических задач изучения цветоведения и колористики в вузах, реализующих художественное образование. Метод формирования устойчивого понимания цветовых характеристик у обучающихся заключается в использовании элементов объёмного моделирования и бумагопластики в создании цвето-колористических композиций, результатом реализации которого станет стимулирование развития ассоциативного мышления и понимание возможностей колористики в решении формопластических задач при реализации творческих целей. Внедрение данной практики открывает большие возможности при изучении цвета в системе художественного образования.

Ключевые слова: цветовая формопластика; цветоведение и колористика; характеристики цвета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.