Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОРМОПЛАСТИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ ОСНОВ ЦВЕТОВЕДЕНИЯ И КОЛОРИСТИКИ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОРМОПЛАСТИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ ОСНОВ ЦВЕТОВЕДЕНИЯ И КОЛОРИСТИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цветовая формопластика / цветоведение и колористика / характеристики цвета / color formoplasty / color science and coloristics / color characteristics

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кулакова Ольга Викторовна

Цель данной статьи способствовать расширению понимания педагогических задач изучения цветоведения и колористики в вузах, реализующих художественное образование. Метод формирования устойчивого понимания цветовых характеристик у обучающихся заключается в использовании элементов объёмного моделирования и бумагопластики в создании цвето-колористических композиций, результатом реализации которого станет стимулирование развития ассоциативного мышления и понимание возможностей колористики в решении формопластических задач при реализации творческих целей. Внедрение данной практики открывает большие возможности при изучении цвета в системе художественного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The purpose of this article is to contribute to the expansion of understanding of the pedagogical tasks of studying color science and coloristics in universities implementing art education. The method of forming a stable understanding of color characteristics among students consists in using elements of volumetric modeling and paper plastics in creating color-coloristic compositions, the result of which will be stimulating the development of associative thinking and understanding the possibilities of coloristics in solving formoplastic problems in the implementation of creative goals. The introduction of this practice opens up great opportunities in the study of color in the system of art education.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОРМОПЛАСТИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ ОСНОВ ЦВЕТОВЕДЕНИЯ И КОЛОРИСТИКИ»

жизнь людей. Использование современных информационных технология позволяет сделать процесс обучения более наглядным, студенты активизируется при выполнении заданий сильнее.

По окончанию выполнения практической работы преподавателю необходимо оценить работы студентов. Оценка может быть основана на множестве критериев и зависеть от типа задания.

Еще одной важной составляющей процесса подготовки к практическим занятиям является стимулирование студентов на выполнение самостоятельной работы. Как гласит одна из поговорок: «лучший отдых - это смена деятельности». В данной ситуации можно поступить подобным образом: использовать множество различных форм самостоятельной работы (подготовка проекта, написание статьи, индивидуальный или групповой доклад по актуальной теме).

Следует отметить некоторые особенности при практической подготовке по дисциплине «Финансовой-экономический практикум», касающиеся студентов неэкономических направлений. Рассмотрим некоторые из них:

1. Внимание сконцентрировано на базисных понятиях: обращая внимание на тот факт, что дисциплина преподается студента «непрофильникам», практическая подготовка должна быть адаптирована, а, следовательно, представлена в упрощенной для восприятия форме. Логично было бы начинать занятия с базовых терминов, которые впоследствии помогут студентам изучить более сложные финансовые процессы и понятия.

2. Использование упрощений, примеров и аналогий: объясняя студентам экономические ситуации на бытовых примерах, на собственном опыте, всегда привлечет больше внимания, чем «сухая» научная терминология. Для студентов неэкономических специальностей важно, чтобы теория была тесно связана с практикой.

3. Личностно-ориентированное обучение: у каждого студента определённый уровень подготовки и свои предпочтения в изучении материала. Таким образом, педагог, на свое усмотрение, может включать дополнительные консультации, видоизменять задания и внедрять ресурсы по необходимости.

4. Взаимодействие с реальностью: обучение должно быть максимально практичным и эффективным, поэтому практическая подготовка должна быть непосредственно связана с реальностью. Задания на практических занятиях могут включать примеры из реальной жизни (анализ существующих предприятий, изучение модели бизнес-моделей и анализ финансовых показателей на конкретных примерах.

Выводы. Таким образом, организация практической подготовки по дисциплине «Основы финансовой культуры» студентов неэкономических специальностей связана с множеством особенностей. Преподавателю необходимо учитывать специфику направления, на котором обучаются студенты; подготовка адаптированного материала.

В современном мире очень важно быть финансово грамотным, поэтому, внедрение изучаемой дисциплины в данной статье дисциплины необходимо в нынешних реалиях. Организация практической подготовки требует использования реальных кейсов. Используя необходимые современные технологии, студенты получат все необходимые знания для формирования общепрофессиональных компетенций.

Литература:

1. Быстрова, Н.В. Финансовая грамотность молодежи в условиях цифровой экономики / Н.В. Быстрова // Проблемы современного педагогического образования. -2022. -№77-1. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/finansovaya-gramotnost-molodezhi-v-usloviyah-tsifrovoy-ekonomiki-1 (дата обращения: 27.10.2023)

2. Дегтярева, H.A. Основы финансовой культуры [Текст]: учебное пособие для студентов / H.A. Дегтярева. -Челябинск: Изд-во ЗАО «Библиотека А. Миллера», 2022. -217 с.

3. Курылева, О.И. Применение активных методов обучения при повышении финансовой грамотности / О.И. Курылева, Е.С. Минеева // Трансформация страховой индустрии для устойчивого развития в новых условиях: сборник трудов XXII Международной научно-практической конференции, Москва, 02-03 июня 2021 года / Всероссийский союз страховщиков МГИМО Университет МИД России. - Москва: ООО "Анкил", 2021. - С. 474-481. - EDN VIQZRU

4. Минеева, Е.С. Цель активных методов обучения в организации учебной деятельности при изучении основ финансовой грамотности / Е.С. Минеева, О.И. Курылева // Современные вопросы финансовых и страховых отношений в мировом сообществе: Сборник статей по материалам VI Международной научно-практической конференции преподавателей вузов, ученых, специалистов, аспирантов, студентов, Нижний Новгород, 04 июня 2020 года / Мининский университет. - Нижний Новгород: федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина", 2020. - С. 215-218. -EDN BEIRTR

5. Стовбыра, Т.В. Рабочая тетрадь по дисциплине «Основы финансовой культуры»: Рабочая тетрадь для обучающихся по направлениям подготовки 44.03.01 Педагогическое образование и 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) для дисциплины "Основы финансовой культуры" / Т.В. Стовбыра, К.В. Нецымайло. -Оренбург: Константа-Сервис, 2022. - 69 с. - EDN ASORBC

6. Шадрина, Ю.А. Национальная программа повышения финансовой грамотности в России: долгосрочная перспектива / Ю.А. Шадрина // Вестник РЭА им. Г.В. Плеханова. - 2015. - №5 (83). - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/natsionalnaya-programma-povysheniya-finansovoy-gramotnosti-v-rossii-dolgosrochnaya-perspektiva

Педагогика

УДК 378.2 / 747.017.4

кандидат педагогических наук, доцент Кулакова Ольга Викторовна

Институт изящных искусств Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский государственный педагогический университет» (г. Москва)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОРМОПЛАСТИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ ОСНОВ

ЦВЕТОВЕДЕНИЯ И КОЛОРИСТИКИ

Аннотация. Цель данной статьи способствовать расширению понимания педагогических задач изучения цветоведения и колористики в вузах, реализующих художественное образование. Метод формирования устойчивого понимания цветовых характеристик у обучающихся заключается в использовании элементов объёмного моделирования и бумагопластики в создании цвето-колористических композиций, результатом реализации которого станет стимулирование развития ассоциативного мышления и понимание возможностей колористики в решении формопластических задач при реализации творческих целей. Внедрение данной практики открывает большие возможности при изучении цвета в системе художественного образования.

Ключевые слова: цветовая формопластика; цветоведение и колористика; характеристики цвета.

Annotation. The purpose of this article is to contribute to the expansion of understanding of the pedagogical tasks of studying color science and coloristics in universities implementing art education. The method of forming a stable understanding of color characteristics among students consists in using elements of volumetric modeling and paper plastics in creating color-coloristic compositions, the result of which will be stimulating the development of associative thinking and understanding the possibilities of coloristics in solving formoplastic problems in the implementation of creative goals. The introduction of this practice opens up great opportunities in the study of color in the system of art education.

Key words: color formoplasty, color science and coloristics, color characteristics.

Введение. Современная педагогическая деятельность в ведущих вузах страны требует активного использования разнообразных методов воздействия на воображение, память и ассоциативное мышление студентов. Особенно это актуально для художественно-графических факультетов при формировании профессиональных компетенций будущих художников-педагогов и воспитании из них творчески активных личностей.

Практическая колористика со знанием теории цветоведения учит студентов художественных факультетов владению цветом как инструментом художника-профессионала. Цветоведение и колористика формируют профессиональное понимание свойств цвета, что способствует их грамотному цветовому мышлению во всех видах декоративно-прикладного творчества, более обдуманному и рациональному подходу в решении практических творческих задач. С опорой на опыт научных исследований физической природы цвета и света, а также особенностей его восприятия человеком, изучение основ цветоведения и колористики формирует понимание цвета как специфического средства функционального комфорта и художественной выразительности, необходимых для воплощения замысла художника и создания определённого образа объекта, в решении творческих задач. Изучение свойств цвета и освоение колористических навыков, являясь одними из базовых составляющих подготовки студентов в вузах, реализующих направления художественного образования, к их профессиональной деятельности, призвана помочь обучающемуся развить в себе остроту видения тончайших цветовых нюансов, восприятия объёма цветовых пятен в композиции, чувство колористической гармонии, выработать умение пользоваться цветом как сильнейшим по воздействию творческим инструментом.

Изложение основного материала статьи. Согласно ФГОС компетенции выпускника уровня бакалавра, освоившего в рамках образовательной программы основы базовых знаний по цветоведению и колористике должны включать способность к абстрактному мышлению, анализу и синтезу полученных знаний, владение приемами колористики и работы с цветом при создании цветовых композиций [3]. Все эти компетенции аккумулируются в формировании способностей создавать художественно-графические проекты изделий декоративно-прикладного искусства и народных промыслов индивидуального и интерьерного значения и воплощать их в материале.

Важнейшим педагогическим условием для формирования вышеперечисленных качеств студента при изучении основ цветоведения и колористики является расширение познавательных возможностей студентов путём использования элементов объёмного моделирования и бумагопластики в создании цвето-колористических композиций. Использование объёмного моделирования и составления плоскостно-пространственных композиций в преподавании основ цветоведения и колористики - учебно-методический приёмом, активно стимулирующий развитие ассоциативного мышления у студентов и формирование у них устойчивого понимания цветовых характеристик.

Грамотное применение законов цветообразования в решении профессиональных задач обусловлено навыками гармонизации цветовых сочетаний.

Упражнения, акцентированные на восприятие цвета на форме и кажущейся формы цветовых пятен, наглядно показывающие возможности колористики, позволяют рассматривать со студентами такие вопросы цветоведения как форма цветовых пятен и восприятие цвета на форме, иллюзия «фигуры и фона», значение контраста и нюанса в восприятии цветовой плоскости, цветовая гармонизация как композиционный метод, понятия «выступающие» и «отступающие» цвета, «лёгкие» и «тяжёлые» цвета.

Моделирование макетов, направленных на выявление формообразующих характеристик цветовых оттенков позволяет студентам наглядно изучать возможности влияния цвета на восприятие пространственного и плоскостного объекта человеческим глазом и использования этих свойств в создании цветовых композиций (см. рис. 1).

VI

м

■I

Рисунок 1. Представление восприятия монохромной поверхности в виде рельефа. Учебная работа

Любое разделение единой плоскости на цветовые пятна визуально расчленяет её и создаёт иллюзию различной глубины восприятия плоскости. Макет на выявление глубины восприятия цвета может состоять из цветовой композиции, состоящей из нескольких активных цветовых членений. Кажущаяся глубина каждого цветового пятна создаёт рельеф на

плоскости и усиливает (усложняет) его на объёмной форме. Подобные упражнения полезно выполнять в ахроматической, монохромной и полихромной гаммах для выявления не только тональной глубины цвета, но и хроматической.

Также макет поможет наглядно выявить восприятие глубины цвета на фоне того же цвета, нейтрального или контрастного. Цвет фона может изменять восприятие полихромной формы, поэтому, помещая эту форму в различные цветовые условия, мы можем управлять формообразующим действием одной и той же полихромии.

Объёмные рельефные модели восприятия цвета в подобных макетах показывают различную глубину одного цвета на разных цветовых фонах. В одних случаях плоскость цвета воспринимается на одном уровне с плоскостью фона, в других она отделяется от плоскости фона в большей или меньшей степени. «При изменении цвета, принадлежащего той или иной форме, изменяются свойства, определяющие в восприятии человека предыдущую форму, и устанавливаются другие, принадлежащие новой форме» [1,С. 3].

Полихромия на объёмной форме или помогает усилить существующий объём, или разрушает его восприятие при несовпадении реальных форм и цветовых пятен. Подобные макеты показывают, как цвет способен организовать новый центр в пространстве формы или противоречить характеру формы, создавая ощущение новой пространственной формы. Например, Цветовая пластика кубической формы воспринимается нами как новый более сложный объём и первоначальная форма утратит свою цельность и однородность (см. рис. 2, 3-4).

Рисунок 2. Искажение и подчёркивание формы объекта

Рисунок 3-4. Выявление и разрушение формы. Учебная работа на основе творчества Пита Мондриана

Что касается художественного творчества, этот метод интуитивно используется художниками, дизайнерами, архитекторами. Художники знают, что в решении формальной задачи сохранения картинной плоскости нужно применять близкие по светлоте и насыщенности цвета, так как контрастные цвета «разрывают» поверхность плоскости. Архитекторы понимают, что плоская поверхность фасада может выглядеть рельефней в случае использования на фасаде относительно контрастных цветов. Увидеть данный эффект цветовых пятен в работах художников позволяет упражнение на выявление кажущегося рельефа полихромной композиции. Выбранный образец произведения искусств (для удобства и понимания задачи на первых этапах обучения можно выбирать художников-кубистов) учащиеся преобразуют в рельефную

композицию с элементами различной глубины в зависимости от соответствующего цветового пятна, его контраста с соседними пятнами, насыщенности и светлотности (см. рис. 5). Тренировка видения композиционных решений цветовых сочетаний способствует пониманию способов художественно-изобразительного решения графически-пространственной задачи цветовых оттенков на плоскости.

Рисунок 5. Анализ цветовой формопластики картины Пита Мондриана. Учебная работа

Графически-пространственная характеристика цветовых пятен зависит и от тонально-насыщенного сопоставления оттенков и размера занимаемой ими площади.

Выводы. Используя современные художественно-выразительные средства и цветовые традиции в моделировании искусственной цветовой среды, мы сможем в процессе изучения и освоения материала развить у обучающихся на художественно-графических факультетах образные и психоэмоциональные представления об окружающем мире и их творческие способности. Будущий художник-педагог должен иметь компетенции в понимании и грамотном применении цвета как психоэмоционального фактора возбуждения творческой активности обучающихся на разных ступенях образовательного процесса в своей профессиональной деятельности. Цветовая характеристика эмоционального настроения и психологического состояния с опорой на возрастную психологию цвета должна использоваться в оформлении учебного пространства и, что не менее важно, в демонстрационном материале при оформлении аудиторий. Воздействие цвета на ощущение, цветовые ассоциации и символика цвета, психологические характеристики хроматических тонов - все эти аспекты цветовосприятия необходимы в копилке знаний художника и должны учитываться при формировании профессиональных компетенций.

Формирование знания цвета как фактора эмоционально-эстетического воздействия при использовании объёмного моделирования в преподавании основ цветоведения и колористики открывает большие возможности освоения цвета в системе художественного образования и подводит обучающихся к пониманию и грамотному использованию основных принципов и закономерностей согласования цветов в практике искусства.

Литература:

1. Ефимов, A.B. Влияние полихромии на формообразование / A.B. Ефимов // Архитектура и современные информационные технологии (AMIT). - Электронный журнал. - 2014. - № 4(29). -16 с.

2. Колористика как средство формообразования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://stroim-domik.ru/article/157-konstrukciya-zdanii-dizain-obektov/koloristika-kak-sredstvo-formoobrazovaniya (дата обращения: 03.12.2023)

3. ФГОС ВО. Уровень ВО Бакалавриат Направление подготовки 54.03.02. Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы [Электронный ресурс]: Информационно-правовой портал ГАРАНТ http://www.garant.ru. - URL: https://base.garant.ru/71325254/53f89421bbdaf741eb2dlecc4ddb4c33/ (дата обращения: 03.12.2023)

Педагогика

УДК 378.2

доцент, кандидат педагогических наук Курылева Наталия Валерьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет» (г. Нижний Новгород); доцент, кандидат психологических наук Матрешина Евгения Борисовна Федеральное государственное автономно образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет» (г. Нижний Новгород); доцент, кандидат филологических наук Радкевич Анна Валерьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет» (г. Нижний Новгород)

РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ: ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ ГЛАЗАМИ РУССКИХ КЛАССИКОВ (НА ПРИМЕРЕ РОМАНА Ф.М. ДОСТОВЕСКОГО «ИГРОК»)

Аннотация: Статья посвящена актуальным задачам работы преподавателя, в частности, тематике внеурочных мероприятий «разговоры о важном». Авторы статьи полагают что задачи современного педагога выходят далеко за рамки предметного обучения. Педагог и наставник должен уметь помочь обучающемуся определить своё место в социуме, научить его противостоять угрозам современного мира. Одной из таких угроз, безусловно, становится зависимость, прежде всего, от азартных игр и виртуального мира, учитывая доступность сети интернет. Данная проблема рассматривается в статье через призму лингвистического анализа романа Ф.М. Достоевского «Игрок» написанного более 100 лет назад. Актуальность проблематики романам может послужить дидактическим материалом как для проекта «беседы о важном», так и для курсов по социологи и психологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.