Научная статья на тему 'ДИСЦИПЛИНА «ЦВЕТОВЕДЕНИЕ И КОЛОРИСТИКА» В ПРОГРАММЕ ПОДГОТОВКИ ПО ПРОФИЛЮ «ХУДОЖЕСТВЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ РЕДАКТИРОВАНИЕ»'

ДИСЦИПЛИНА «ЦВЕТОВЕДЕНИЕ И КОЛОРИСТИКА» В ПРОГРАММЕ ПОДГОТОВКИ ПО ПРОФИЛЮ «ХУДОЖЕСТВЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ РЕДАКТИРОВАНИЕ» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цветоведение / колористика / гармония / свойства цвета / психология восприятия цвета / цветовые системы / цветовой круг / цветовая композиция / color science / coloristics / harmony / properties of color / psychology of color perception / color systems / color wheel / color composition

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яньшина Майя Михайловна

«Цветоведение и колористика» – одна из фундаментальных дисциплин в программах подготовки обучающихся на кафедре дизайна ОГУ. В процессе изучения данной дисциплины студенты осваивают следующую профессиональную компетенцию: (ПК-2) «Способен участвовать в формировании и реализации художественнообразной, композиционной и колористической концепции в оригинал-макете книжных, газетно-журнальных, электронных изданий». С целью успешного освоения будущими художественно-техническими редакторами курса по цветоведению и колористике в учебном плане направления подготовки 42.03.03 Издательское дело предусмотрены лекционные и практические занятия, выполнение индивидуального творческого задания, самоподготовка. Разработанная серия заданий позволяет сформировать у обучающихся практические навыки работы с цветом. В программе курса учтены особенности абитуриентов, поступающих на данное направление подготовки – отсутствие дополнительного художественного образования. Более подробно дается информация о материалах и инструментах, большее количество академических часов отводится на практические занятия. Серия практических заданий начинается с работы с ахроматической гаммой, позволяющей студентам освоить навыки обращения с инструментами и материалами и понять принципы работы с красками. Затем осуществляется переход к хроматической гамме, трехкомпонентной теории смешения цветов, законам цветовой гармонии, типам цветовых контрастов, психологическому воздействию цвета на человека. С целью развития ассоциативной гибкости используются следующие задания и упражнения: составление цветовых композиций, художественно воспроизводящих важнейшие эмоциональные состояния – радость, печаль, агрессия, нежность и т. д. Все задания выполняются в свободных графических техниках. Завершают курс задание на разработку формальной цветовой композиции и индивидуальное творческое задание «Цветовой круг», позволяющие сделать заключение о качестве полученных профессиональных навыков и сформированности компетенции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DISCIPLINE «COLOR SCIENCE AND COLORISTICS» IN THE TRAINING PROGRAM FOR THE PROFILE «ART AND TECHNICAL EDITING»

«Color science and coloristics» is one of the fundamental disciplines in the training programs for students at the Department of Design of OSU. In the process of studying this discipline, students master the following professional competence: (PC-2) «Able to participate in the formation and implementation of artistic, figurative, compositional and coloristic concepts in the original layout of book, newspaper, magazine, and electronic publications.» In order to successfully master the course on color science and coloristics by future artistic and technical editors, the curriculum of the training direction 42.03.03 Publishing includes lectures and practical classes, the implementation of an individual creative task (ICT), and self-study. The authors of the course are S.G. Shleyuk and M.M. Yanshina has developed a series of tasks that allow students to develop practical skills in working with color. The course program takes into account the characteristics of applicants entering this area of training – the lack of additional art education. Information about materials and tools is given in more detail, and more academic hours are devoted to practical classes. A series of practical assignments begins with working with the achromatic scale, allowing students to master skills in handling tools and materials and understand the principles of working with paints. Then a transition is made to the chromatic scale, the three-component theory of color mixing, the laws of color harmony, types of color contrasts, and the psychological effect of color on a person. In order to develop associative flexibility, the following tasks and exercises are used: drawing up color compositions that artistically reproduce the most important emotional states (joyful and sad): joy, sadness, aggression, tenderness, etc. All tasks are performed using free graphic techniques. The course is completed with an assignment to develop a formal color composition and an individual creative assignment «Color Wheel», which allows one to draw a conclusion about the quality of the acquired professional skills and the level of competence.

Текст научной работы на тему «ДИСЦИПЛИНА «ЦВЕТОВЕДЕНИЕ И КОЛОРИСТИКА» В ПРОГРАММЕ ПОДГОТОВКИ ПО ПРОФИЛЮ «ХУДОЖЕСТВЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ РЕДАКТИРОВАНИЕ»»

DOI: 10.25198/1814-6457-240-156 УДК 378.016:7.017.4+159.937.51]

Яньшина М.М.

Оренбургский Государственный Университет, г Оренбург, Россия E-mail: yanshina.maiya@mail.ru

ДИСЦИПЛИНА «ЦВЕТОВЕДЕНИЕ И КОЛОРИСТИКА» В ПРОГРАММЕ ПОДГОТОВКИ ПО ПРОФИЛЮ «ХУДОЖЕСТВЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ РЕДАКТИРОВАНИЕ»

«Цветоведение и колористика» - одна из фундаментальных дисциплин в программах подготовки обучающихся на кафедре дизайна ОГУ. В процессе изучения данной дисциплины студенты осваивают следующую профессиональную компетенцию: (ПК-2) «Способен участвовать в формировании и реализации художественно-образной, композиционной и колористической концепции в оригинал-макете книжных, газетно-журнальных, электронных изданий». С целью успешного освоения будущими художественно-техническими редакторами курса по цветоведению и колористике в учебном плане направления подготовки 42.03.03 Издательское дело предусмотрены лекционные и практические занятия, выполнение индивидуального творческого задания, самоподготовка. Разработанная серия заданий позволяет сформировать у обучающихся практические навыки работы с цветом. В программе курса учтены особенности абитуриентов, поступающих на данное направление подготовки - отсутствие дополнительного художественного образования. Более подробно дается информация о материалах и инструментах, большее количество академических часов отводится на практические занятия. Серия практических заданий начинается с работы с ахроматической гаммой, позволяющей студентам освоить навыки обращения с инструментами и материалами и понять принципы работы с красками. Затем осуществляется переход к хроматической гамме, трехкомпонентной теории смешения цветов, законам цветовой гармонии, типам цветовых контрастов, психологическому воздействию цвета на человека. С целью развития ассоциативной гибкости используются следующие задания и упражнения: составление цветовых композиций, художественно воспроизводящих важнейшие эмоциональные состояния - радость, печаль, агрессия, нежность и т. д. Все задания выполняются в свободных графических техниках. Завершают курс задание на разработку формальной цветовой композиции и индивидуальное творческое задание «Цветовой круг», позволяющие сделать заключение о качестве полученных профессиональных навыков и сформированности компетенции.

Ключевые слова: цветоведение, колористика, гармония, свойства цвета, психология восприятия цвета, цветовые системы, цветовой круг, цветовая композиция.

Yanshina M.M.

Orenburg state university, Orenburg, Russia E-mail: yanshina.maiya@mail.ru

DISCIPLINE «COLOR SCIENCE AND COLORISTICS» IN THE TRAINING PROGRAM FOR THE PROFILE «ART AND TECHNICAL EDITING»

«Color science and coloristics» is one of the fundamental disciplines in the training programs for students at the Department of Design of OSU. In the process of studying this discipline, students master the following professional competence: (PC-2) «Able to participate in the formation and implementation of artistic, figurative, compositional and coloristic concepts in the original layout of book, newspaper, magazine, and electronic publications.»

In order to successfully master the course on color science and coloristics by future artistic and technical editors, the curriculum of the training direction 42.03.03 Publishing includes lectures and practical classes, the implementation of an individual creative task (ICT), and self-study. The authors of the course are S.G. Shleyuk and M.M. Yanshina has developed a series of tasks that allow students to develop practical skills in working with color. The course program takes into account the characteristics of applicants entering this area of training - the lack of additional art education. Information about materials and tools is given in more detail, and more academic hours are devoted to practical classes.

A series of practical assignments begins with working with the achromatic scale, allowing students to master skills in handling tools and materials and understand the principles of working with paints. Then a transition is made to the chromatic scale, the three-component theory of color mixing, the laws of color harmony, types of color contrasts, and the psychological effect of color on a person. In order to develop associative flexibility, the following tasks and exercises are used: drawing up color compositions that artistically reproduce the most important emotional states (joyful and sad): joy, sadness, aggression, tenderness, etc. All tasks are performed using free graphic techniques.

The course is completed with an assignment to develop a formal color composition and an individual creative assignment «Color Wheel», which allows one to draw a conclusion about the quality of the acquired professional skills and the level of competence.

Key words: color science, coloristics, harmony, properties of color, psychology of color perception, color systems, color wheel, color composition.

Цвет - основа красоты и гармонии. Без изучения цветоведения невозможно представить себе профессионала любой специальности, связанной с визуализацией продукта своей деятельности, в т. ч. специалиста по художественно-техническому редактированию. В профессиональные обязанности художественно-технического редактора входит разработка дизайна и верстка полиграфической и мультимедийной (сайты, электронные издания) продукции, имиджевой продукции для сопровождения издательских проектов, соответственно, цветоведение - один из основных пропедевтических курсов для направления подготовки 42.03.03 Издательское дело. Важно использовать дисциплину «Цветоведение и колористика» для выявления индивидуальности обучающихся, обогащая их в области художественного образования. Цветоведение ставит своей целью развить в студентах «способность чувствовать цвет и говорить на его языке..., повысить технические возможности студентов и расширить поле их зрения.» [1]

Дисциплина «Цветоведение и колористи-ка» преподается на 1 курсе для бакалавров направления подготовки 42.03.03 Издательское дело профиля Художественно-техническое редактирование очной формы обучения. Дисциплина относится к обязательным дисциплинам (модулям) вариативной части блока Д «Дисциплины (модули)».

В связи с тем, что для направления подготовки 42.03.03 Издательское дело отсутствует стандарт Минобрнауки РФ, для разработки учебного плана за основу взят стандарт для бакалавров направления подготовки 54.03.01 Дизайн, профиля Графический дизайн. В отличие от абитуриентов, поступающих на направление подготовки 54.03.01 Дизайн и имеющих дополнительную художественную подготовку, курс «Цветоведение и колористика» рассчитан на обучающихся, не имеющих художественной подготовки, и опирается только на знания некоторых дисциплин в рамках школьной программы (Изобразительное искусство, История, Физика, Биология).

Целью изучения дисциплины «Цветове-дение и колористика» является формирование систематизированного знания о свойствах цвета, закономерностях составления гармоничных

цветосочетаний и их применение в композиции и в реализации художественно-образной, коло -ристической концепции оригинал-макетов книжных, газетно-журнальных, электронных изданий.

Основные задачи дисциплины:

- изучение основы теории цвета, основных характеристик и свойств цвета, цветовых систем, типологии цветовых гармоний;

- формирование умения использовать типологии цветовых гармоний, учитывать оптические иллюзии и психологические ассоциации, вызываемые цветом, для достижения эстетической выразительности, художественной образности и композиционной целостности оригинал-макетов изданий различного типа;

- освоение навыков работы с цветом и цветовыми композициями.

Во многом программа курса является «наследницей» курса «Цветоведение» направления подготовки 54.03.01 Дизайн, профиля Графический дизайн (разработан кандидатом искусствоведения, доцентом кафедры дизайна С.Г. Шле-юк), однако имеет некоторые различия:

- отдельное внимание уделяется информации о материалах и приспособлениях, которые будут использоваться при выполнении практических заданий (краски, бумага, кисти и т. д.);

- больше времени отводится на то, чтобы выработать у обучающихся практические навыки работы с красками, освоить техники выполнения некоторых заданий - на это отводится большее количество часов в учебном плане, чем для обучающихся направления подготовки 54.03.01 Дизайн;

- большее внимание уделяется преподавателем на практических занятиях композиционным правилам расположения изображений и надписей в поле листа, а также приемам работы со вспомогательными инструментами (линейка, циркуль, транспортир, канцелярский нож, клей, окошко-видоискатель) при оформлении практических заданий.

Курс имеет в своем составе и лекционные, и практические занятия, самостоятельная работа включает в себя:

- выполнение индивидуального творческого задания (ИТЗ);

- самоподготовку (проработка и повторе -ние лекционного материала и материала учебников и учебных пособий);

- подготовку к практическим занятиям подготовка к рубежному контролю и т. п.

Курс дисциплины имеет в своей структуре 4 раздела:

- «Основные термины науки о цвете и особенности восприятия цвета»;

- «Цвет и фактура как активные средства художественной выразительности»;

- «Цветовая гармония. Виды цветовых гармоний. Символика цвета»;

- «Закономерности построения цветовой композиции».

Практические задания в обязательном порядке коррелируют с теоретическим изложением материала. Основу лекционного материала составляет информация изданий по цветоведению таких авторов, как И. Иттен [2], Т. Буймистру [3], Г.И. Панксенов [4], Е.В. Омельяненко [5], Е.П. Драгунова, О.А. Зябнева, Е.И. Попов [6], Ал-газина [7], С.П. Ломов, с. А. Аманжолов [8], Саха-вата Леса [9], Хидеяки Чидзиива [10], и психологии цвета Б. А. Базыма [11], а также современных данных о цвете, изложенных в различных научно-популярных видеофильмах и ТВ-программах, периодических и интернет-изданиях [12]-[15].

Изложение лекционного материала и практические задания идут от более простых к боле сложным.

В разделе №1 «Основные термины науки о цвете и особенности восприятия цвета» обучающиеся знакомятся с особенностями и задачами курса, материалами и инструментами; историческими аспектами развития изучения цвета: от первобытной эры до современного воззрения на причину цвета. Здесь же рассматриваются физическая природа цвета, основные характеристики цвета, основы трехкомпонентной теории смешения цветов, цветовые системы. Дается представление об основных и дополнительных цветах, первичных цветах, механическом и оптическом смешении цвета, составных цветах, особенностях воздействия контрастных и сближенных цветов, физиологическом и психологическом воздействии цвета на человека.

К данному разделу относятся задания репродуктивного уровня - вопросы для опроса или рубежного контроля, позволяющие оценивать и диагностировать знание фактического материала и умение правильно использовать специальные термины и понятия.

В разделе №2 «Цвет и фактура как активные средства художественной выразительности» рассматриваются ахроматические цветовые системы, тональные растяжки, фактурная ахроматическая и хроматическая поверхность, хроматические цветовые системы, три основных цвета, цветовые растяжки. Раздел сопровождается серией практических работ, позволяющих обобщать фактический и теоретический материал с применением его в практических заданиях.

Задание 1 «Черно-белая плавная растяжка» выполняется в 20 ступеней гуашевыми красками или темперой, формат работы А3. Задание позволяет обучающимся освоить навыки обращения с инструментами и материалами и понять принципы работы с ахроматическими цветами, светлотой. Пример выполнения задания показан на рисунке 1.

Задание 2 «Хроматические растяжки» выполняется в 12 ступеней из трех основных цветов: от желтого к красному, от красного к синему, от синего к желтому. Выполняется гуашевыми красками или темперой, формат работы А3. Задание также включает в себя изображение 12-частного цветового круга И. Ит-тена, позволяет обучающимся освоить навыки обращения с инструментами и материалами и понять принципы работы с хроматическими цветами. Задание иллюстрирует получение из трех основных или первичных цветов сначала трех смешанных цветов, затем еще шести составных цветов. Пример выполнения задания показан на рисунке 2.

В разделе №3 «Цветовая гармония. Виды цветовых гармоний. Символика цвета» рассказывается о типология цветовых гармоний, классификации контрастов, оптическом смешении цветов, контрастных цветовых сочетаниях как основе гармонии, связанной с особенностями цветовосприятия человека, цветовых ассоциациях, символике цвета.

Задание 3 «Варианты однотоновой (монохромной) цветовой гармонии» представляет собой серию выкрасок различной фактуры и композиционного строя. Выполняется гуашевыми красками или темперой с использованием различных отпечатков и графических эффектов, формат работы А3. Пример выполнения задания показан на рисунке 3.

Задание 4 «Варианты гармонии контрастных цветов» представляет собой серию выкра-сок различной фактуры и композиционного строя с использованием пар дополнительных (контрастных) цветов. Выполняется гуашевы-ми красками или темперой, включая различные отпечатки, графические приемы и эффекты. Формат работы А3. Пример выполнения задания показан на рисунке 4.

Задание 5 «Варианты гармонии родственных цветов» представляет собой серию выкра-сок различной фактуры и композиционного строя с использованием цветов и их оттенков четверти цветового круга. Выполняется гуа-шевыми красками или темперой, включая различные отпечатки, графические приемы и эффекты. Формат работы А3. Пример выполнения задания показан на рисунке 5.

Рисунок 1 - Примеры выполнения задания «Черно-белая плавная растяжка»

Рисунок 2 - Примеры выполнения задания «Хроматические растяжки»

Задание 6 «Варианты гармонии родственно-контрастных цветов» представляет собой серию выкрасок различной фактуры и композиционного строя с использованием любого количества цветов и их оттенков половины цветового круга, включая контрастную пару. Выполняется гуашевыми красками или темперой в различных техниках, с различными графическими эффектами. Формат работы А3. Пример выполнения задания показан на рисунке 6.

Задание 7 «Эмоциональные состояния» -это серия выкрасок различной фактуры и ком -позиционного строя, иллюстрирующие какие-либо из эмоциональных состояний (нежность, радость, холод, агрессия и т. д.). Суть задания заключается в том, что все спектральные цвета так или иначе влияют на функциональные системы и психику человека. В рамках различных культур развивались ассоциации цветов с предметами, явлениями и понятиями, что приводило к кристаллизации систем цветовых символов,

щ V V '■ ■ '- '■ V -А V.' ^ и

щ

ш 3 ■

Однотонов.ая гармония

Рисунок 3 - Примеры выполнения задания «Варианты однотоновой (монохромной) цветовой гармонии»

Рисунок 4 - Примеры выполнения задания «Варианты гармонии контрастных цветов» 160 ВЕСТНИК Оренбургского государственного университета 2023 № 4 (240)

далеко выходивших за временные рамки одного поколения. Человек постигал цвет на основе своего жизненного опыта: связи с природой, материальным окружением, бытом и одновременно опирался на цветовую символику - коллективный опыт предшествующих поколений. Цветовые ощущения вызывают воспоминания и связанные с ними эмоции, образы, состояния.

Задание на цветовые ассоциации выполняется гуашевыми красками или темперой в раз-

личных техниках, с различными графическими эффектами. Формат работы А3. Пример выполнения задания показан на рисунке 7.

В разделе №4 «Закономерности построения цветовой композиции» представлено многообразие цветовых систем как основа построения композиции в дизайне изданий различного типа. Создавая гармоничную формальную композицию в цвете, необходимо ориентироваться на основные законы композиции - это равновесие,

М ■ $ -: 1 ' V А-''-* 1 1

1 \ ' <■ % 1

Гармония родственных цветов

Рисунок 5 - Примеры выполнения задания «Варианты гармонии родственных цветов»

Рисунок 6 - Примеры выполнения задания «Варианты гармонии родственно-контрастных цветов»

а также единство и соподчинение. Данные законы необходимо применять при работе с цветом.

Цветовая композиция должна быть уравновешена, все ее элементы сбалансированы между собой. Равновесие цвета зависит от расположения основных масс композиции, от выявления композиционного центра, от пластического и ритмического построения композиции, от тональных и фактурных отношений отдельных частей между собой и целым и т. д. При изменении цветовых отношений в композиции, гармония не должна быть нарушена.

Иллюстрацией данных теоретических выкладок служит задание 8 - разработка формальной цветовой композиции с применением разбеленных цветов и оттенков; с применением цветов и оттенков, смешанных с черным; с применением цветов, смешанных с серым. Задание представляет собой серию из 4 эскизов формальной цветовой композиции с использованием произвольного количества цветов:

- оригинальная композиция;

- композиция из разбеленных цветов и оттенков;

- композиция с применением цветов и оттенков, смешанных с черным;

- композиция с применением цветов и оттенков, смешанных с серым.

Задание выполняется гуашевыми красками или темперой, формат каждого эскиза -15х15 см, общий формат офомления - А3.

Пример выполнения задания показан на рисунке 8.

В процессе выполнения заданий по цве-товедению не только тренируется цветовая на-смотренность обучающихся, «цветовое чутье», законы цветовой гармонии применительно к будущей деятельности, но и совершенствуются навыки построения графического и шрифтового изображения с соблюдением общих композиционных законов.

Курс дисциплины «Цветоведение и коло -ристика» завершает самостоятельное индивидуальное творческое задание: обучающиеся выполняют цветовой круг, состоящий из 12-ти цветов и трехступенчатой растяжки каждого цвета к белому (равномерно разбеленные оттенки цвета) и черному (равномерно зачерненные оттенки цвета). Задание представляет навыки работы с цветом, инструментами и материалами; помогает освоить систематику цветов, понятия цветового тона, светлоты, насыщенности; тренирует наглядное представление цветов и их оттенков, а также быстрое определение гармоничных цветовых сочетаний с помощью цветового круга при реализации художествен-

Рисунок 7 - Примеры выполнения задания «Варианты гармонии родственно-контрастных цветов» 162 ВЕСТНИК Оренбургского государственного университета 2023 № 4 (240)

но-образной, композиционной и колористической концепции оригинал-макетов изданий различного типа.

Выполняется гуашевыми красками или темперой, формат работы А3. Пример выполнения задания показан на рисунке 9.

Перечень заданий, изложенных в данной статье, разработан, в первую очередь, как формирование профессиональных компетенций и как системная методика общего творческого развития личности студента.

Система творческих заданий по цветоведе-нию выстроена с ориентацией на развитие кон -кретных креативных способностей восприятия, памяти, мышления и воображения.

Курс дисциплины «Цветоведение и коло -ристика», представленный в статье, позволяет сформировать у обучающихся следующие знания, умения и навыки:

- знать основы теории цвета и цветовых систем, типологии цветовых гармоний, психологии и физиологии восприятия цвета в ори-

Рисунок 8 - Пример выполнения задания «Формальная композиция с применением оригинальных цветов,

цветов, смешанных с белым, черным, серым»

ЦВЕТОВОЙ КРУГ

Рисунок 9 - Пример выполнения задания «Цветовой круг»

гинал-макетах книжных, газетно-журнальных и электронных изданий;

- уметь анализировать и синтезировать полученную информацию при реализации художественно-образной, композиционной и ко -лористической концепции оригинал-макетов изданий различного типа;

- владеть навыками использования ком -позиционных приемов, основ теории цвета и цветовых систем, психологии и физиологии восприятия цвета, в оригинал-макетах книжных, газетно-журнальных и электронных изданий.

15.09.2023

Список литературы:

1. Юань Чэн Методика преподавания цветоведения в художественных вузах / Юань Чэн // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - 2008. - № 55 - с. 488-491.

2. Иттен, И. Искусство цвета. - М: Изд-во Д. Аронов, 2001. - 96с., ил.

3. Буймистру, Т.А. Колористика: цвет - ключ к красоте и гармонии. - М.: Издательство «Ниола-Пресс», 2008 - 236 с., ил.

4. Панксенов, Г.И. Живопись. Форма, цвет, изображение: учеб. пособие для студ. высш. худ. учебных заведений/ - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 144с., ил.

5. Омельяненко, Е. В. Основы цветоведения и колористики: учебное пособие / Е. В. Омельяненко; Южный федеральный университет, Педагогический институт. - 2-е изд., перераб. и доп. - Ростов-на-Дону: Южный федеральный университет, 2010. - 183 с. - Режим доступа: по подписке. - URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=241142 . - ISBN 978-59275-0747-4. - Текст: электронный.

6. Драгунова, Е. П. Цветоведение и колористика: учебное пособие / Е. П. Драгунова, О. А. Зябнева, Е. И. Попов. - Москва: РТУ МИРЭА, 2021. - 82 с. - Текст : электронный // Лань: электронно-библиотечная система. - URL: https://e.lanbook.com/ book/182584 - Режим доступа: для авториз. пользователей.

7. Алгазина, Н. В. Цветоведение и колористика: учебное пособие: в 2 частях / Н. В. Алгазина. - Омск: ОмГТУ, 2015 - Часть 2: Гармония цвета - 2015. - 188 с. - ISBN 978-5-93252-353-7. - Текст : электронный // Лань: электронно-библиотечная система. - URL: https://e.lanbook.com/book/149052 - Режим доступа: для авториз. пользователей.

8. Ломов, С.П. Цветоведение: учебное пособие для вузов / С.П. Ломов, с. А. Аманжолов. - М.: ВЛАДОС, 2015. - 144 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Сахавата Леса. Гармония цвета. Справочник. - М.: Издательство «АСТ», 2010 - 192 с.: ил.

10. Хидеяки Чидзиива. Гармония цвета. Руководство по созданию цветовых комбинаций. - М.: Издательство «АСТ», 2010 -158 с.: ил.

11. Базыма Б. А.; Психология цвета: Теория и практика; Изд:Речь 2005 ISBN 5-9268-0363-2

12. Ди - Диалог искусств: журнал. - М.: Агентство «Роспечать», 2010 - 2017 гг.

13. Искусство: журнал. - М.: Агентство «Роспечать», 2010 - 2018 гг.

14. Русское искусство: журнал. - М.: АРЗИ, 2018 - 2020 гг.

15. Юный художник: журнал. - М.: Агентство «Роспечать», 2010 - 2015 гг.

References:

1. Yuan Cheng (2008) Methods ofteaching color science in art universities. News of the Russian State University. A. I. Herzen, No. 55, p. 488-491.

2. Itten, I. (2001) The Art of Color. M: Publishing house D. Aronov, 96 p., ill.

3. Buimistru, T.A. (2008) Coloristics: color is the key to beauty and harmony. M.: Publishing house «Niola-Press», 236 p., ill.

4. Panksenov, G.I. (2007) Painting. Shape, color, image: textbook. study aid. higher thin educational institutions. M.: Publishing center «Academy», 144 p., ill.

5. Omelyanenko, E.V. (2010) Fundamentals of color science and coloristics: textbook. Southern Federal University, Pedagogical Institute. 2nd ed., revised. and additional. Rostov-on-Don: Southern Federal University, 183 p. Available at: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=241142. ISBN 978-5-9275-0747-4.

6. Dragunova, E.P., Zyabneva, O.A. and Popov, E.I. (2021) Color science and coloristics: textbook. Moscow: RTU MIREA, 82 p. Available at: https://e.lanbook.com/book/182584. Access mode: for authorizations. users.

7. Algazina, N.V. (2015) Color science and coloristics: textbook: in 2parts. Omsk: Omsk State Technical University, Part 2: Harmony of Color, 188 p. ISBN 978-5-93252-353-7. Available at: https://e.lanbook.com/book/149052. Access mode: for authorizations. users.

8. Lomov, S.P. and Amanzholov, S.A. (2015) Color science: textbook for universities. M.: VLADOS, 144 p.

9. Sakhavata Lesa (2010) Color harmony. Directory. M.: Publishing house «AST», 192 p.: ill.

10. Hideyaki Chijiwa (2010) Color harmony. A guide to creating color combinations. M.: Publishing house «AST», 158 p.: ill.

11. Bazyma B.A. (2005) Psychology of Color: Theory and Practice. Publisher: Speech. ISBN 5-9268-0363-2

12. Di — Dialogue of Arts: magazine. M.: Rospechat Agency, 2010-2017.

13. Art: magazine. M.: Rospechat Agency, 2010-2018.

14. Russian art: magazine. M.: ARZI, 2018 - 2020.

15. Young artist: magazine. M.: Rospechat Agency, 2010-2015.

Сведения об авторе:

Яньшина Майя Михайловна, доцент кафедры дизайна Института языков и культур Оренбургского государственного университета, кандидат искусствоведения https://orcid.org/0000-0002-5514-7742 E-mail: yanshina.maiya@mail.ru;460532

460018, Россия, г. Оренбург, пр. Победы, д. 13, тел. 8 (3532) 91-22-12

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.