Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ КОЛОРИСТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ С УЧЕТОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОГНИТИВНОГО ПОДХОДА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ОСНОВ ЦВЕТОВЕДЕНИЯ'

РАЗВИТИЕ КОЛОРИСТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ С УЧЕТОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОГНИТИВНОГО ПОДХОДА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ОСНОВ ЦВЕТОВЕДЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
220
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
колористические способности / цветовая композиция / хроматические и ахроматические тона / цветовой круг / предметный цвет / видимый цвет. / decorative composition / design / imagination / perception / thinking / artistic image / line / shape / color.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Биценко Р. В.

Статья раскрывает актуальные вопросы развития колористических способностей студентов художественно-творческих направлений в процессе познания и накопления информации, необходимой для создания гармоничных образов в цветовой композиции. Построение композиции целостных цветовых образов является прерогативой обучения различным творческим специальностям, ориентированным как на изобразительное искусство, так и на дизайн. Можно сказать, что обладание колористическими способностями – это природный дар. Однако психофизиологические задатки колористических способностей можно развивать в процессе комплексного изучения таких учебных дисциплин, как живопись и цветоведение. Практический опыт показывает, что именно цветоведение (колористика) обеспечивает действие когнитивного механизма, способствующего гармоничному развитию колористических способностей студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF COLOR SKILLS OF STUDENTS MAJORING IN ART, TAKING INTO ACCOUNT THE USE OF THE COGNITIVE APPROACH IN THE PROCESS OF STUDYING OF FUNDAMENTALS OF COLOR SCIENCE

This article aims to describe the actual development of the color skills of students majoring in art in the process of cognition and accumulation of information which is necessary for creation of harmonious images in color compositions. The creation of an integral color images composition is the unique feature of teaching in various creative fields, oriented both to visual art and design. We can say that obtaining coloristic abilities is a natural gift. However, the psychophysiological potential for coloristic skills can be increased by complex studying of such academic disciplines as painting and color science. Practical experience shows that it is color science (coloristics) that ensures the functioning of the cognitive mechanisms that contribute to the harmonious development of students' coloristic skills.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ КОЛОРИСТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ С УЧЕТОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОГНИТИВНОГО ПОДХОДА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ОСНОВ ЦВЕТОВЕДЕНИЯ»

УДК 75:008

РАЗВИТИЕ КОЛОРИСТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ С УЧЕТОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОГНИТИВНОГО ПОДХОДА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ОСНОВ ЦВЕТОВЕДЕНИЯ

© 2021 Р. В. Биценко

канд. пед. наук, доцент каф. профессионального обучения и методики преподавания технологии e-mail: rom.bicenco2012@ yandex.ru

Курский государственный университет

Статья раскрывает актуальные вопросы развития колористических способностей студентов художественно-творческих направлений в процессе познания и накопления информации, необходимой для создания гармоничных образов в цветовой композиции. Построение композиции целостных цветовых образов является прерогативой обучения различным творческим специальностям, ориентированным как на изобразительное искусство, так и на дизайн. Можно сказать, что обладание колористическими способностями - это природный дар. Однако психофизиологические задатки колористических способностей можно развивать в процессе комплексного изучения таких учебных дисциплин, как живопись и цветоведение. Практический опыт показывает, что именно цветоведение (колористика) обеспечивает действие когнитивного механизма, способствующего гармоничному развитию колористических способностей студентов.

Ключевые слова: колористические способности, цветовая композиция, хроматические и ахроматические тона, цветовой круг, предметный цвет, видимый цвет.

DEVELOPMENT OF COLOR SKILLS OF STUDENTS MAJORING IN ART, TAKING INTO ACCOUNT THE USE OF THE COGNITIVE APPROACH IN THE PROCESS OF STUDYING OF FUNDAMENTALS OF COLOR SCIENCE

© 2021 R. V. Bitsenco

Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the Department of Professional Training and Methods of Teaching Technology e-mail: rom.bicenco2012@yandex.ru

Kursk State University

This article aims to describe the actual development of the color skills of students majoring in art in the process of cognition and accumulation of information which is necessary for creation of harmonious images in color compositions. The creation of an integral color images composition is the unique feature of teaching in various creative fields, oriented both to visual art and design. We can say that obtaining coloristic abilities is a natural gift. However, the psychophysiological potential for coloristic skills can be increased by complex studying of such academic disciplines as painting and color science. Practical experience shows that it is color science (coloristics) that ensures the functioning of the cognitive mechanisms that contribute to the harmonious development of students' coloristic skills.

Keywords: decorative composition, design, imagination, perception, thinking, artistic image, line, shape, color.

Для развития колористических способностей студентов художественно-творческих направлений необходимым является теоретическое изучение формальных, но содержательных законов построения цветовых гармоний с целью их дальнейшего практического применения. К сожалению, в современной художественной педагогике довольно часто не придают должного внимания изучению этих законов, хотя незнание теории колористики сродни незнанию нотной грамоты для музыканта. Основная проблема заключается в том, что при изучении учебной дисциплины «Колористика» полученная студентами информация зачастую не получает практического продолжения в процессе выполнения различных творческих заданий, ориентированных на построение хроматических композиций. Например, в процессе выполнения живописных работ с натуры или по представлению студенты иногда плохо коррелируют теоретические основы цветоведения с восприятием цветовой гармонии в реальном пространстве и на плоскости, что затрудняет реализацию необходимых колористических закономерностей в композиции. Полученная информация о законах света и цвета в природе и искусстве должна в итоге становиться знаниями и умениями, способствуя развитию колористического потенциала студентов в учебно-творческой деятельности.

Благодаря усвоению системы знаний и умений из области физики, химии, психологии и физиологии цвета должна формироваться как научно-теоретическая, так и практико-ориентированная база, способствующие осмысленному подходу в построении цветовых композиций. С целью развития колористических способностей студентов художественно-творческих направлений, изучение цветоведения требует серьезного отношения и системного характера профессиональной подготовки.

Вне всякого сомнения колористические способности - это значительная грань таланта живописца, графика или дизайнера, работающего с цветом. Творческий и педагогический опыт показывает, что теоретическое изучение законов цветоведения может не только способствовать улучшению практических результатов в изобразительной гармонизации цвета, но и активизировать колористические способности студентов художественно-творческих направлений. В данной статье нам хотелось бы подчеркнуть важное значение когнитивного подхода, определяющего единство процесса познания теории цветоведения с практикой построения колористических изображений.

Колористические способности определяются в первую очередь содержанием понятия «колорит». В самом широком понимании термин «колорит» представляет собой композицию цвета или хроматический строй произведения, подразумевающий определенную согласованность его цветов. «В отличие от эстетической ценности цветовых сочетаний - гаммы, гармонии тонов, - колорит выражает художественный смысл цветового решения произведения искусства. В каждом отдельном случае это решение уникально и неповторимо...» [Власов 2006: 550]. Своеобразие и качество колорита как композиционной целостности хроматических тонов определяется установленным эквивалентом цветового строя. При этом соотношения цветовых характеристик в натуре и в ее колористическом изображении могут быть именно эквивалентны, но не тождественны. Кроме того, колорит в произведении изобразительного искусства может иметь сугубо творческий характер и подчиняться, например, только одной хроматической доминанте.

В психофизиологическую функциональную систему, определяющую уровень развития колористических способностей, входят цветовое восприятие, художественное мышление и воображение. Важным фактором колористического восприятия выступает его осмысленность с точки зрения знаний цветоведения и практического опыта живописной работы. Осмысленность цветового восприятия определяется

взаимодействием двух сигнальных систем. В процессе восприятия цвето-тональных соотношений предметов и явлений окружающей действительности художник осмысленно причисляет свойства их визуальной гармонии и цветовые характеристики форм к определенным группам понятий, которые имеют словесные обозначения в теории колористики, производя целый ряд умственных заключений относительно изобразительных возможностей в передаче определенного цветового строя в композиции. Колористическое восприятие характеризуется не только эмпирическими свойствами, но и пониманием сути происходящих в природе цветовых явлений, сознательным подходом к применению в живописной работе чувственного опыта. Развитое колористическое восприятие отличается аконстантностью, наблюдательностью и художественной избирательностью. Осмысленность колористического восприятия проявляется в его связи с мышлением, выступающим как опосредованное достигнутыми знаниями о природе цвета отражение реальной действительности. Физиологическая основа колористического мышления проявляется в сложной аналитико-синтетической деятельности коры больших полушарий головного мозга, в результате которой образуются временные ассоциативные связи, выступающие механизмами мыслительного процесса и являющиеся результатом отражения в сознании цвето-тональных связей и взаимодействий, которые объективно существуют в природе.

Наиболее важным этапом развития колористических способностей традиционно является изучение студентами учебной дисциплины «Живопись». Результаты анализа практической деятельности обучающихся в области изобразительного искусства показывают, что развитие колористического видения наиболее успешно осуществляется в процессе организации тонального строя определенного хроматического ряда в реалистической или академической живописи. Основной задачей академической живописи является подчинение определенному характеру освещения, соответствующему нужному цветовому тону, большому многообразию хроматических особенностей изображаемых предметов окружающей действительности. При этом колорит в реалистической живописи может выстраиваться не столько на хроматических отношениях, сколько на лепке формы светотенью. Можно сказать, что «...выявление объема, массы, фактуры изображаемых предметов и их пространственных отношений достигается одновременно средствами тональной (ахроматической) моделировки, контрастов и нюансов хроматической гаммы. Тогда говорят о сложной колористической структуре художественного произведения» [Там же: 550]. Студентам важно усвоить, что колорит в современной реалистической живописи строится в процессе непосредственно работы «цветом», имеющим по определению три основных характеристики: светлоту, насыщенность и цветовой тон. Следовательно, когда художник кладет на поверхность холста краску определенного цвета, он одновременно продумывает ее светлоту и насыщенность цветового тона. Однако, не имея достаточных знаний теории и практики колористики, студенты в процессе создания живописного образа смогут ориентироваться только на поверхностный опыт зрительного восприятия и будут испытывать определенные затруднения в обучении. Важно довести корреляцию между знаниями цветоведения и непосредственно живописной работой до автоматизма. Для этого необходимо целенаправленное выполнение предметных и формальных цветовых композиций, являющихся как бы промежуточным звеном между формальными знаниями цветоведения и непосредственной практикой живописи.

Если не брать во внимание творческую интуицию как неотъемлемую часть таланта индивидуума, то глубокий опыт художественного восприятия цвета и цветовых взаимодействий может быть получен только в результате реализации на практике

знаний теории колорита и развитых представлений о возможностях построения различных колористических гармоний, тем более что глубокой творческой интуицией и художественной проницательностью владеет далеко не каждый. Известный исследователь в области теории цвета в живописи Н.Н. Волков писал: «Психология зрительного восприятия и цветоведение могут разъяснить некоторые из примеров цветового построения, которыми иногда интуитивно, иногда с известной долей теоретизирования пользовались художники. Игнорировать данные наук в теории в теории колорита также смешно, как игнорировать данные физики цвета» [Волков 2014: 55]. При этом ученый призывает живописцев учиться у музыкантов: «Общие законы цветового восприятия формальны, но не бессодержательны. Наши художники слишком часто игнорируют эти законы. Следовало бы здесь поучиться у музыкантов» [Там же].

«Основы цветоведения» как учебная дисциплина обладает значительным эвристическим потенциалом, поскольку использует систему естественнонаучных методов, ориентированных на совершенствование процесса творческой деятельности. Попробуем определить на научно-педагогической основе, какие теоретические положения цветоведения являются первостепенными и создают базу для развития колористических способностей. Условием реализации когнитивного подхода к обучению является осмысление студентами того, как творческие наблюдения художника объясняет современное научное знание. Помимо изучения понятий хроматический и ахроматический тон, важно четко представлять себе, какой практический смысл имеют три основные характеристики цвета: светлота, насыщенность и цветовой тон. В практике построения колорита недооценка понимания сущности этих и других категорий науки о цвете может негативно повлиять на итоговый результат в построении цветовых композиций. Далее, студентам необходимо изучить, что такое предметный и видимый цвет, а также как проявляет себя собственный цвет предмета в зависимости от характера освещения и как в этой связи способны изменяться цвета в природе. В этом случае знание теории может оказать большую помощь в практической работе. С одной стороны, цвет предмета связан с физическими и химическими свойствами его поверхности, отражающей видимый свет. С другой стороны, видимый цвет предмета сильно изменчив и зависит от определенного характера хроматического освещения. Например, зеленый предмет при красном освещении будет визуально ощущаться как черный. Если же красным светом осветить синий объект, то он будет восприниматься фиолетовым. Наибольшее разнообразие нюансов цветового тона и его интенсивности при хроматическом освещении будут иметь условно белые поверхности. При этом изменения цветовых характеристик поверхности предмета все равно в значительной степени будут зависеть от отражающих свойств его поверхности, определяющих собственный или предметный цвет. Таким образом, влияние на видимый цвет предмета имеют два фактора: собственный цвет и хроматические особенности освещения. Общий характер освещения (условно более теплый или холодный) будет являться объединяющим фактором для всех освещенных этим светом объектов. Если свет условно холодный, то освещенная часть предмета также будет обретать холодноватый оттенок, а теневая -более теплый, и, наоборот, если освещение теплое, то тени будут относительно холодными. Собственный цвет предмета будет максимально проявлять себя в области полутона, тогда как на уровне всех остальных градаций выявляемой светом формы он будет претерпевать изменения, обусловленные цвето-тональным влиянием окружающей среды. Эти изменения необходимо учиться передавать в виде рефлексов. В итоге, единое целое в цветовом изображении будет определяться подчинением всего

цветового разнообразия источнику освещения, с учетом его хроматических особенностей и интенсивности.

Известный художник-педагог А.П. Яшухин говорит о важности подчинения всех цветов натуры общему характеру освещения для создания единой колористической гаммы в изображении: «В живописном изображении с натуры необходимо учитывать не только разнообразие цветов, но и их единство, определяемое силой и цветом источника освещения. Ни одно цветовое пятно не следует вводить в изображение, не согласовав его с общим цветовым состоянием. Цвет каждого предмета, как на свету, так и в тени, должен быть родственным цветовому целому. Если краски изображения не передают влияния цвета освещения, они не будут подчинены единой колористической гамме» [Яшухин 1995: 31]. Следует учитывать, что построение единой колористической гаммы в изображении зависит от того, насколько каждый из предметных цветов подчинен хроматическому строю освещения. Предметные цвета не должны восприниматься случайными и выделяться как что-то постороннее, разрушая колористическую целостность изображения. При этом эмпирический опыт нахождения цветовой гармонии в природе должен подкрепляться пониманием того, как по законам цветоведения осуществляется построение колористического изображения, с учетом использования метода работы цвето-тональными отношениями непосредственно на изобразительной плоскости. В основе этого метода лежат научные принципы, изучение которых может сделать процесс развития колористических способностей более эффективным. В первую очередь на начальном этапе обучения колористике, студентам необходимо знать и уметь использовать на практике следующие положения цветоведения. Во-первых, надо внимательно изучить схему цветового круга и закономерности расположения в ней хроматических тонов. Цветовой круг как схема соотношения цветов имеет большое практическое применение. Он позволяет практически безошибочно составлять: 1) гармонии дополнительных (контрастных) цветов; 2) родственные гармонии; 3) родственно-контрастные хроматические гармонии, что является основой любого колорита. Во-вторых, важно знать, как действуют одновременный, последовательный и пограничный хроматические и ахроматические контрасты. В третьих, изучить принцип восприятия и практического (физического) получения ахроматических тонов. Здесь важно понимать, что зрительный аппарат человека воспринимает ахроматические тона как результат сложного смешения хроматических. То есть любой воспринимаемый нами черный, серый и белый цвета никогда не будут абсолютно нейтральными по отношению к хроматическим тонам. Поэтому ахроматическим тонам всегда будет свойственен определенный цветовой оттенок, зависящий от характера цветовой поверхности, отражающей свет, и от условий освещенности.

Для корреляции основ цветоведения с практикой живописи студенты должны выполнить комплекс практических заданий. Начинать лучше с изображения двенадцатичастного цветового круга по системе Иоханнеса Иттена. Задание может выполняться в техниках «гуашь», «акварель» или «масло» по заранее выполненному чертежу. Таким образом, работая с локальными цветами, обучающиеся ищут соответствие спектральным хроматическим тонам среди цветов красочной палитры. Здесь важно обратить внимание студентов на максимальную насыщенность красочных пигментов, являющихся эквивалентами видимых цветов, полученных непосредственно при разложении луча белого света на хроматические составляющие. Чувство максимальной насыщенности цвета, полученное уже в процессе выполнения композиции цветового круга, должно стать первым шагом к активной живописной работе, то есть студенты не должны «бояться» яркости цвета там, где она необходима для создания определенного колорита. Кроме того, работа с цветовым кругом дает

прекрасную возможность осмыслить, как из основной триады цветов - красного, желтого и синего - образуются все остальные хроматические составляющие. После изучения цветового круга, можно выполнить задание, направленное на определение соотношений хроматических и ахроматических тонов по светлоте. Для этого выполняется «ахроматическая шкала в двенадцать ступеней с переходом от белого к черному» [Голубева 2018: 56]. Полученная шкала будет своеобразным камертоном, который поможет определить и сравнить степень светлоты ахроматических и хроматических тонов между собой. В процессе выполнения задания студентам следует абстрагироваться от цветового тона и насыщенности, сопоставляя степень светлоты основных хроматических тонов с определенной ахроматической ступенью шкалы. Внимательный анализ поставленной задачи показывает, что желтый, самый светлый хроматический тон, будет темнее белого и займет четвертое место двенадцатиступенчатой шкалы, а красный (алый) воспринимается темнее желтого и окажется примерно на уровне восьмой ступени. Синий расположится на десятом уровне, а самый темный из хроматических тонов - фиолетовый окажется на уровне одиннадцатой ступени. Выполнение этого задания дает понимание того, что каждый цветовой тон обладает собственной светлотой, что важно при составлении гармонических цветовых сочетаний в живописной работе. Таким образом, если в живописи необходимо сохранить максимальную насыщенность цвета, то надо по возможности ограничить введение в красочную смесь ахроматических компонентов, используя определенную светлоту насыщенных компонентов цветовой палитры, или вообще отказаться от него. Обретая необходимое чувство меры при передаче нужной насыщенности цвета в формальной композиции, студенты развивают свое колористическое видение. Однако формальная композиция принесет реальную пользу лишь в том случае, если студенты будут стремиться к корреляции полученного опыта в процессе выполнения учебно-творческих заданий по живописи.

На основе схемы цветового круга определяются дополнительные или контрастные цвета, расположенные напротив друг друга. Затем, в технике «гуашь» или «масло» выполняется творческая формальная композиция, состоящая из контрастирующих между собой геометрических цветовых плоскостей разной формы. Геометрически конструктивная композиция выполняется в традициях школы Баухауза. Это позволит сосредоточить внимание студентов на пропорциональном соотношении цветов в изображении. Кроме того, формализация изображения и отсутствие изоморфизма в композиции позволят оценить, как «чистые» цвета, без использования предметности и изобразительных мотивов, могут визуально образовывать плановость на двухмерной плоскости. Определенные хроматические оттенки только за счет непосредственного воздействия характеристик цвета: светлоты, насыщенности и характера теплохолодности - способны создавать в композиции ощущение ближнего, среднего и дальнего планов. При этом характер цветовых плоскостей может меняться в сторону усиления или ослабления насыщенности, за счет дополнительного введения в цвет ахроматических компонентов. Цвет подбирается с учетом того, что произвольно изменяющиеся по светлоте и насыщенности хроматические плоскости контрастных цветов, располагаясь рядом в композиции, будут усиливать звучание друг друга. Наибольший хроматический контраст будет возникать в случае сочетания наиболее насыщенных дополнительных цветов, полученных вообще без добавления ахроматических примесей.

Аналогично выполняются формальные композиции с использованием родственных и родственно-контрастных тонов хроматического ряда. В развитии колористических способностей студентов выполнение композиций на создание родственных и родственно-контрастных гармоний является особенно важным,

поскольку в этих гармониях будет доминировать одна или две хроматические составляющие, на основе которых и будет составлен нужный колорит. За счет введения в используемые цвета черного, белого и серого в разных пропорциях можно получать бесконечное множество разнообразных хроматических вариаций. В дальнейшем, в построении колористического строя живописной композиции или объекта дизайна, на этой основе может быть использован принцип выделения хроматической доминанты в изображении. Определение характера цветовой доминанты зависит от творческого замысла художника или дизайнера и способствует развитию воображения как одной из составляющих функциональной системы колористических способностей. Цветовая доминанта может являться любым тоном в хроматическом ряду спектра. «Можно выделить главные цвета, определяющие общий колористический строй произведения, и второстепенные, помогающие достижению цветового богатства и активному звучанию главных цветов. По характеру преобладающих цветовых сочетаний колорит может быть спокойным или напряженным, холодным или теплым, радостным или мрачным и т.д.» [Беляева 2006: 62].

На стадии выполнения формальных композиций студенты получают практический опыт смешения хроматических и ахроматических цветов красочной палитры между собой, с учетом различных изменений в их светлоте, насыщенности и цветовом тоне. Работа над формальной композицией позволяет без учета эмпирического изучения отношений цвета в природе почувствовать, как образуются необходимые в дальнейшей живописной практике красочные смеси. Учитывая то, что в процессе колористической гармонизации живописной композиции неопытные студенты часто «разбеливают» основной хроматический тон палитры, теряя его насыщенность, практику работы с «чистыми» максимально насыщенными цветами нельзя недооценивать. Например, в том случае, если один из производных цветов, скажем один из оттенков светло-зеленого, необходимо получить за счет физического смешения «чистых» синего и желтого, без добавления белил, студенты начинают понимать, как меняется цветовой тон и светлота получаемой смеси при общем сохранении насыщенности. В поиске многообразия колористических решений и сложных цветовых оттенков в живописной композиции важно освоить и специфику образования смесей из хроматических и ахроматических тонов с учетом изменения их светлоты и насыщенности. В колористической живописи важно почувствовать не только выразительные возможности в сочетании самых насыщенных цветов, но и их максимальный свето-тональный диапазон. Если в живописной композиции максимальный диапазон тонов не используется, то проработка отдельных деталей в рамках общего «разбеленного» тона цветовой палитры будет затруднена. С этой проблемой на собственном опыте творческой деятельности столкнулся известный художник и теоретик искусства Н.П. Крымов. Он разработал основы теории тона в живописи, взяв за образец композиции И.И. Левитана, где, по мнению Крымова, именно максимально использованный свето-тональный диапазон красочных сочетаний позволял художнику с успехом прорабатывать необходимые детали формы объектов пейзажа, с учетом их целостного подчинения общей колористической гамме, реализуемой в композиции. Анализ свето-тональных и цветовых соотношений в произведениях выдающихся мастеров живописи также можно осуществлять на базе формальной композиции, позволяющей не копировать в точности все детали и подробности произведения, а выполнять лишь общую хроматическую и свето-тональную раскладку всех красочных сочетаний, присущих данной композиции. В процессе анализа цветового строя произведения необходимо проявить когнитивный подход к работе, а именно: при выполнении цветовой раскладки произведения мастера надо ответить на ряд вопросов, касающихся реализации теории

цветоведения в данной композиции. Прежде всего необходимо определить общий характер тональности выбранного произведения, которая может быть светлой, средней или темной. Здесь же нужно оценить взятый художником свето-тональный диапазон картины, определив для себя наиболее светлые и максимально затемненные фрагменты композиции как камертон для наиболее точного определения всех полутонов. «Использовал ли автор белый или черный цвета в чистом виде? Если да, то какую роль он отвел этим цветам в композиции? Возможно, что этих цветов нет в композиции, но роль самых светлых или темных отведена каким-то другим цветам или оттенкам, -почему, на ваш взгляд, художник так сделал? ... Какие основные и дополнительные цвета лежат в основе цветовых сочетаний?» [Голубева 2018: 61] Какие из них имеют главенствующее значение в колористическом строе произведения? Использовал ли художник максимальную насыщенность цветов в различных сочетаниях, или создавал сложные оттенки цвета, используя его смешение с ахроматическими тонами? Какой общий характер колорита имеет данное произведение: полихроматический или однотонный, теплый или холодный и т.п.? Задавая подобные вопросы можно совершенно по-новому увидеть уже казалось бы знакомое произведение. Более явными становятся те особенности, образы и смыслы произведения, которые могут быть незаметны при поверхностном взгляде, но так важны для развития колористического восприятия профессионала. Подобный анализ живописного произведения можно сравнить с последовательным изучением партитуры музыкальной композиции. Аналитическая оценка практического опыта художника в построении колористического строя произведения поможет студентам художественно-творческих направлений получить бесценный опыт в создании самостоятельных цветовых композиций.

У студентов, обучающихся по направлениям декоративного искусства и дизайна, выполнение формальных цветовых композиций не только создает основу развития колористического видения, но и способствует развитию их комбинаторного мышления, поскольку в структуре декоративно-художественных образов, в отличие от реалистической живописи, часто применяются отношения только локальных тонов. Несмотря на то что в данном случае понятие колорита может быть сближено с понятием цветовой гаммы, именно гармоничное взаимоотношение цветовых плоскостей, форм и пятен является здесь важнейшим компонентом в организации декоративно-стилизованной композиции. Умение разрабатывать определенные колористические решения в процессе проектной деятельности является одной из важных профессиональных компетенций для специалистов в области дизайна и художественного оформления промышленных изделий. Например, в практике художественного проектирования костюма необходимым требованием является обеспечение эстетического своеобразия изделия за счет удачно найденного цветового решения и гармоничного построения цветовой гармонии в композиции, что безусловно требует от дизайнера развитых колористических способностей.

В процессе изучения метода работы цвето-тональными отношениями важно понимать, чем является видимый цвет с точки зрения оптики. Современная наука говорит о том, что спектральные цвета представляют собой редкое явление в природе, и не подтверждает, таким образом, предположение теории импрессионистов об их доминирующей роли в восприятии отраженного света. Цвета спектра представляют собой ничтожно малую часть всех цветов окружающего мира, воспринимаемых глазом. При этом все многообразие видимого цвета образуется именно из хроматического спектра, а каждый отдельно взятый цвет - серый, коричневый, оливковый и т.п. является сложным хроматическим образованием. При ощущении сложного видимого цвета на нас действует не излучение, имеющее одну длину волны как у цветов спектра,

а целая сумма таких излучений. Здесь следует сказать, что важным практическим достижением импрессионистов все же является получение сложного видимого цвета, но воспринимаемого зрителем только посредством оптического смешения чистых красок, положенных рядом на поверхности холста. Оптическое смешение цветов происходит в сознании реципиента при восприятии живописного изображения с расстояния порядка 10-15 метров. Наличие определенной совокупности спектральных излучений в пучке того или иного видимого цвета передавалось импрессионистами как сочетание отдельно взятых чистых цветов, а не их равномерная смесь. Импрессионисты как бы раскладывали скрытый за простым впечатлением сложный спектр излучения на отдельные его составляющие, передавая естественную природную игру цвета. Изучение научно-творческого опыта импрессионистов составляет неотъемлемую часть подготовки студентов в создании колористических композиций.

В процессе использования когнитивного подхода в развитии колористических способностей студентов творческих направлений следует помнить, что главное значение в построении гармонических цветовых сочетаний заключается в максимально выразительной передаче художественного замысла автора. Достижение этой высшей цели в искусстве выступает важнейшим критерием в оценке композиционно-цветовой гармонии произведения, определяя необходимые для его создания формально-выразительные средства, к которым относится в том числе и использование различных когнитивных схем, точных расчетов и физических закономерностей. Психология, физиология, физика, химия цвета и т.п. объясняют лишь характер проявления тех или иных особенностей цветовых сочетаний, способствуя реализации в творческой деятельности рациональных компонентов теории цветоведения, но готовых рецептов творчества они не дают.

Библиографический список

Беляева, С. Е. Спецрисунок и художественная графика / С. Е. Беляева. - Москва : Издательский центр «Академия », 2006. - 240 с. - Текст : непосредственный.

Власов, В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства: в 10 томах. Том. 5 / В. Г. Власов. - Санкт-Петербург : Азбука-классика, 2006. - 752 с. -Текст : непосредственный.

Волков, Н. Н. Композиция в живописи / Н. Н. Волков. - Москва : Издательство В. Шевчук, 2014. - 368 с. - Текст : непосредственный.

Голубева, А. А. Основы колористики и цветоведения : учебник / А. А. Голубева. 1-е изд. - Москва : Издательство В. Шевчук, 2018. - 144 с. - Текст : непосредственный.

Яшухин, А. П. Живопись : учебное пособие для учащихся педагогических училищ / А. П, Ящухин. - Москва : Просвещение, 1995. - 288 с. - Текст : непосредственный.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.