Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ ОПЕРАТИВНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ В КУЗБАССКОМ ИНСТИТУТЕ ФСИН РОССИИ'

ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ ОПЕРАТИВНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ В КУЗБАССКОМ ИНСТИТУТЕ ФСИН РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
76
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СПЕЦИАЛИСТ / ПОДГОТОВКА КАДРОВ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / PENAL SYSTEM / OPERATIONAL-SEARCH ACTIVITY / SPECIALIST / TRAINING / EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Паканич Сергей Иванович, Золотарев Дмитрий Александрович

В статье рассматриваются вопросы подготовки специалистов для оперативных подразделений уголовно-исполнительной системы в ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России. Анализируется опыт работы преподавателей профильной кафедры вуза, выявлены наиболее острые проблемы, возникающие в процессе обучения по специализации «Оперативно-розыскная деятельность в УИС», и сформулированы предложения по повышению качества обучения курсантов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Паканич Сергей Иванович, Золотарев Дмитрий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF TRAINING FOR OPERATIONAL UNITS OFTHE PENAL SYSTEM IN THE KUZBASS INSTITUTE OF THE FPS OF RUSSIA

The article deals with topical issues of training specialists for operational units of the penal system in the Kuzbass Institute of the FPS of Russia. The article describes the organization and experience of the profile chair of the institute. In order to improve the quality of teaching of special disciplines and optimize the educational process, students of the specialization - Operational search activity in the penal system, the authors propose appropriate changes in theory and practice.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ ОПЕРАТИВНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ В КУЗБАССКОМ ИНСТИТУТЕ ФСИН РОССИИ»

Сведения об авторах

Дарья Викторовна Новоселова: ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России (г. Новокузнецк, Российская Федерация), доцент кафедры гуманитарных, социально-экономических и естественно-научных дисциплин, кандидат физико-математических наук. E-mail: DmitDarya@mail.ru Дмитрий Валентинович Новоселов: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 47» (г. Новокузнецк, Российская Федерация), директор. E-mail: novdmit-ry86@yandex.ru

Information about the authors

Darya V. Novoselova: Kuzbass Institute of the FPS of Russia (Novokuznetsk, Russia), associate professor of the Chair of Humanities, Socio-Economic and Natural Sciences, candidate of physical and mathematical sciences. E-mail: DmitDarya@mail.ru

Dmitry V. Novoselov: municipal budgetary educational institution "Secondary school number 47" (Novokuznetsk, Russia), director. E-mail: novdmitry86@yandex.ru

УДК 376.1

© Паканич С. И., Золотарев Д. А., 2020

ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ ОПЕРАТИВНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ В КУЗБАССКОМ ИНСТИТУТЕ ФСИН РОССИИ

В статье рассматриваются вопросы подготовки специалистов для оперативных подразделений уголовно-исполнительной системы в ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России. Анализируется опыт работы преподавателей профильной кафедры вуза, выявлены наиболее острые проблемы, возникающие в процессе обучения по специализации «Оперативно-розыскная деятельность в УИС», и сформулированы предложения по повышению качества обучения курсантов.

Ключевые слова: уголовно-исполнительная система; оперативно-розыскная деятельность; специалист; подготовка кадров; учебный процесс.

© Pakanich S. I., Zolotarev D. A., 2020

ORGANIZATION OF TRAINING FOR OPERATIONAL UNITS OF THE PENAL SYSTEM IN THE KUZBASS INSTITUTE OF THE FPS OF RUSSIA

The article deals with topical issues of training specialists for operational units of the penal system in the Kuzbass Institute of the FPS of Russia. The article describes the organization and experience of the profile chair of the institute. In order to improve the quality of teaching of special disciplines and optimize the educational process, students of the specialization — Operational search activity in the penal system, the authors propose appropriate changes in theory and practice.

Keywords: penal system; operational-search activity; specialist; training; educational process.

Повышение эффективности подготовки специалистов для оперативных подразделений уголовно-исполнительной системы обусловлено объективной необходимостью современных исправительных учреждений в профессиональных кадрах. Документы стратегического планирования в этом направлении предусматривают совершенствование специальной и психофизической подготовки работников уголовно-исполнительной системы (УИС) за счет максимального приближения программ и содержания обучения к реальным условиям оперативно-служебной деятельности, улучшения методического обеспече-

« « ТЛ

ния и условий проведения занятий. В послании Президента Российской Федерации к Федеральному Собранию от 01.12.2016 также подчеркивалась необходимость подготовки квалифицированных кадров, готовых выпол-

нять задачи нового уровня. Для реализации этих положений в институтах Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации (ФСИН России) созданы специализированные кафедры.

Кафедра организации оперативно-розыскной деятельности (ранее — кафедра оперативно-розыскной деятельности и организации исполнения наказаний в УИС) Кузбасского института ФСИН России является структурным подразделением факультета правоохранительной деятельности, осуществляющим образовательную, методическую и научно-исследовательскую деятельность, воспитательную работу среди обучающихся, специальное первоначальное обучение, переподготовку и повышение квалификации обучающихся.

В своей деятельности кафедра руководствуется действующим законо-

дательством Российской Федерации, федеральными государственными образовательными стандартами, приказами и распоряжениями Министерства просвещения Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации, Федеральной службы исполнения наказаний, Уставом института, другими локальными правовыми актами института.

Учебно-материальная база формируется в соответствии с характером деятельности кафедры и включает в себя учебные рабочие места: центр деловых игр «Ситуационный центр»; Полигон для отработки навыков служебной деятельности — учебное рабочее место оператора поста видеонаблюдения — дежурная часть; Полигон для отработки навыков служебной деятельности — учебное рабочее место дежурного помощника начальника колонии — дежурная часть; Криминалистический полигон — учебное рабочее место инспектора отдела безопасности; Криминалистический полигон — учебное рабочее место «Фрагмент производственного участка исправительного учреждения»; Криминалистический полигон — учебное рабочее место «Фрагмент спального помещения для осужденного»; Полигон для отработки навыков служебной деятельности — учебное рабочее место оперативного сотруд-

ника исправительного учреждения ФСИН России.

С 2015 г. в Кузбасском институте ФСИН России реализуется программа подготовки специалистов по специальности 40.05.02 Правоохранительная деятельность, ведомственная специализация «Оперативно-розыскная деятельность в УИС».

В 2019-2020 учебном году по данному направлению подготовки обучалось 243 курсанта: 1 курс — 44 курсанта (набор 2019 года), 2 курс — 53 курсанта (набор 2018 года), 3 курс — 52 курсанта (набор 2017 года), 4 курс — 44 курсанта (набор 2016 года), 5 курс — 50 курсантов (набор 2015 года).

Основная учебно-методическая литература имеется в наличии в полном объеме. В рамках учебно-методической работы преподавателями кафедры разрабатываются и внедряются в образовательный процесс учебно-методические рекомендации и материалы по преподаваемым дисциплинам.

Научно-исследовательская деятельность кафедры является одним из основных видов деятельности кафедры. Она осуществляется в соответствии с научно-исследовательским планом института, планом кафедры и индивидуальными планами преподавателей. На основании данных планов сотрудниками кафедры разрабатыва-

ются научные и учебно-методические материалы. Преподаватели кафедры осуществляют консультативную работу с курсантами по участию в конкурсах, олимпиадах, научных кружках, круглых столах с приглашением практических работников. Эффективное взаимодействие курсантов, преподавателей реализуется в процессе выездных практических занятий с сотрудниками ФКУ ЛИУ-16 и ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по Кемеровской области — Кузбассу.

Сотрудниками кафедры составлена и согласована с Главным оперативным управлением ФСИН России рабочая программа дисциплины «Оперативно-розыскная деятельность» по специализации 40.05.02 «Правоохранительная деятельность» ведомственная специализация «Оперативно-розыскная деятельность в УИС». Также во исполнение письма Управления кадров ФСИН России от 06.08.2018 № исх-7-55829 в учебные планы по специальности 40.05.02 Правоохранительная деятельность (специализация — «Оперативно-розыскная деятельность») на пятом курсе были включены дисциплины: «Конспирация при осуществлении оперативно-розыскной деятельности в уголовно-

исполнительной системе»; «Оперативно-розыскное обеспечение противодействия экстремизму и терроризму в уголовно-исполнительной системе»;

«Розыскная работа оперативных подразделений уголовно-исполнительной системы».

Для организации образовательного процесса выделен четвертый этаж административного корпуса, созданы все необходимые условия по защите сведений, составляющих государственную тайну. Перенесена специальная библиотека, что позволяет организовать самоподготовку по изучению специальных дисциплин всему переменному составу, используя учебные аудитории. В рамках одного этажа оборудован и функционирует компьютерный класс со специально выделенными автоматизированными рабочими местами, для выполнения закрытых работ курсантами ведомственной специализации «Оперативно-розыскная деятельность в УИС». Этаж оборудован наглядными стендами с основополагающей информацией по дисциплине «Оперативно-розыскная деятельность» и другим специальным дисциплинам.

Вместе с тем, следует отметить некоторые сложности при организации учебного процесса. Дополнительная литература, а также периодические издания научно-исследовательских и образовательных организаций ФСИН России поступают в институт в недостаточном для качественного обучения количестве. Аналогичная ситуация складывается с основными ведом-

ственными нормативными актами по ведомственной специализации. Они имеются в незначительном количестве, что затрудняет их изучение и использование в образовательном процессе.

Сотрудниками института организовано взаимодействие по обмену информацией и методическими разработками с кафедрой оперативно-розыскной деятельности Владимирского юридического института ФСИН России, кафедрами организации оперативно-розыскной деятельности Академии права и управления ФСИН России и Томского института повышения квалификации сотрудников ФСИН России.

Силами сотрудников кафедры обновляется методическое обеспечение дисциплин специализации.

Анализ подготовки специалистов для оперативных подразделений уголовно-исполнительной системы в ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России позволил выделить наиболее острые проблемы, возникающие в процессе обучения. С целью повышения качества подготовки курсантов по специальным дисциплинам и оптимизации учебного процесса по специализации «Оперативно-

розыскная деятельность в УИС» предлагается:

1) Рассмотреть возможность численного уменьшения количества обу-

чающихся в учебных группах при проведении практических занятий до 15 человек. Это позволит более детально проработать отдельные вопросы, качественно выполнять конкретные задания, выносимые на практическое занятие индивидуально с каждым обучающимся. Представляется, что таким образом повысится качество и эффективность обучения.

Решение этой проблемы видится во внесении соответствующих изменений в п. 31 приказа ФСИН России от 14.06.2019 № 440 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным профессиональным образовательным программам, реализуемым в интересах обеспечения законности и правопорядка в федеральных государственных образовательных организациях, подведомственных ФСИН России». Предлагается изложить его в следующей редакции: «При проведении практических занятий, лабораторных работ учебная группа может разделяться на подгруппы. Для проведения практических занятий по физической культуре (физической подготовке) и по дисциплинам, реализуемым в соответствии с ведомственной направленностью, формируются учебные группы численностью до 15 человек»;

2) Считаем необходимым рассмотреть возможность переноса курса

преподавания дисциплины «Делопроизводство и режим секретности» у обучающихся специализации со 2 семестра 1 курса обучения на 6 семестр 3 курса. Данное предложение связано с тем, что получение знаний, умений и навыков при изучении указанной дисциплины актуально (в рамках последовательности) перед изучением курса «Оперативно-розыскная деятельность». Опыт работы кафедры показывает, что уровень остаточных знаний (без постоянного возвращения к положениям дисциплины «Делопроизводство и режим секретности») в течение двух лет в значительной степени утрачивается. Реализация данного предложения возможна путем внесения соответствующих изменений в примерный учебный план по рассматриваемой специализации;

3) Существует необходимость привлечения к проведению занятий практических работников учреждений и органов УИС России в рамках служебных командировок, а также оказания ими помощи кафедрам в формировании предложений по реализации практико-ориентированного обучения. Для этого предлагается на учебный год разрабатывать совместный план института и территориального органа по привлечению к учебным занятиям практических работников. На его основании составлять план командировок и расписание учебных заня-

тий. Считаем, что подобный подход даст законные основания практическим сотрудникам для официального выезда в образовательное учреждение, снизит организационные трудности, повысит эффективность практического обучения курсантов.

4) Представляется необходимым регулярно на базе образовательных учреждений ФСИН России организовывать обмен опытом преподавателей специализированных кафедр по реализации практико-ориентированного подхода к процессу обучения и методов обучения. уточнению критериев, показателей и уровней оценки сфор-мированности профессиональных компетенций. Подобный подход позволит повысить профессиональную компетентность преподавателей специализированных кафедр по использованию практико-ориентированного подхода и методов обучения. Взаимодействие между преподавателями кафедр будет способствовать обмену учебно-методическими разработками между специализированными кафедрами вузов ФСИН России.

5) Для определения уровня сфор-мированности профессиональных компетенций (специальных и междисциплинарных) с целью повышения качества необходимо выявить диагностический инструментарий. Например, использовать анкетирование выпускников после 1 года службы в

учреждениях и органах УИС. В анкету целесообразно включить вопросы по дисциплинам ведомственной специализации, вызывающие затруднения в процессе прохождения службы. В дальнейшем предлагается проведение анализа с целью последующей оптимизации обучения по дисциплинам ведомственной специализации.

6) Представляется необходимым внедрять и использовать в обучении современные информационные технологии (2D- и 3D-модели), моделирующие наиболее типичные ситуации, возникающие в повседневной деятельности сотрудников оперативных подразделений.

7) С целью повышения качества преподавания специальных дисциплин и оптимизации учебного процесса необходимо рассмотреть вопрос о создании единой базы учебно-методических материалов образова-

тельных организаций ФСИН России по изучаемым профильным направлениям. Это позволит выработать общий подход к обучению и достичь единообразия при формировании профессиональных компетенций обучающихся.

Полагаем, что внесение обозначенных нами изменений в теорию и практику деятельности образовательных учреждений ФСИН России повысит качество работы персонала уголовно-исполнительной системы. Это, в свою очередь, будет способствовать достижению целей законодательства по исправлению осужденных и предупреждению новых преступлений как осужденными, так и иными лицами. Актуальность перечисленных выше проблем обуславливает необходимость их дальнейшего теоретического осмысления и разрешения в нормах законодательства и практике его реализации.

Сведения об авторах

Сергей Иванович Паканич: ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России (г. Новокузнецк, Российская Федерация), доцент кафедры оперативно-розыскной деятельности и организации исполнения наказаний в уголовно-исполнительной системе, кандидат юридических наук. Е-mail: sergeipakanich@mail.ru

Дмитрий Александрович Золотарев: ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России (г. Новокузнецк, Российская Федерация), преподаватель кафедры организации оперативно-розыскной деятельности. Е-mail: oo-ik12@ro.ru

Information about the authors

Sergey I. Pakanich: Kuzbass Institute of the FPS of Russia (Novokuznetsk, Russia), associate professor of the Chair of Operational Search Activity and Organization

Of Execution Of Punishments in the Penal System, candidate of law. E-mail: ser-geipakanich@mail.ru. Dmitry A. Zolotarev: Kuzbass Institute of the FPS of Russia (Novokuznetsk, Russia), lecturer of the Chair of Organuzation of Operational Search Activity. E-mail: oo-ik12@ro.ru

УДК 343.825

© Самиулина Я. В., 2020

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МЕР ВЗЫСКАНИЯ В СИСТЕМЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ

К ЛИШЕНИЮ СВОБОДЫ

В статье обсуждается порядок применения мер взыскания в аспекте воспитательного воздействия на осужденных несовершеннолетнего возраста, отбывающих наказание в воспитательных колониях. На основании научного исследования автором сделан вывод, что предусмотренная уголовно-исполнительным законодательством система мер взыскания осужденных нуждается в совершенствовании. Обосновывается и предлагается на законодательном уровне предусмотреть изменение некоторых мер взыскания, в частности отсрочку исполнения наложенного взыскания на осужденных к лишению свободы на усмотрение начальника пенитенциарного учреждения — от одного до трех месяцев.

Ключевые слова: исправительное учреждение; осужденный; взыскание; воспитательное воздействие; исправление.

© Samiulina Ya. V., 2020

SPECIFIC FEATURES OF THE APPLICATION OF PUNISHMENT MEASURES IN THE SYSTEM OF EDUCATIONAL IMPACT ON MINORS CONVICTED TO DEPRIVAL OF FREEDOM

The procedure for the application of penalties in the aspect of educational influence on convicted minors serving sentences in educational colonies is a rather promising topic of scientific research, since it raises many questions from the law enforcement officer.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.