УДК 37.02
© Реймер О. А., 2018
РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ДИСЦИПЛИНАМ ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА
Представлен обзор реализации компетентностного подхода на занятиях по дисциплинам гуманитарного цикла ведомственных вузов ФСИН России: «Русский язык в деловой документации», «Русский язык и культура речи», «Иностранный язык», «Профессиональная этика и служебный этикет», «Профессиональная этика», «Деловое общение»; рассматривается комплекс компетенций (общекультурных и профессиональных) и возможности их формирования в рамках дисциплин гуманитарного цикла. Обобщенный анализ опыта реализации компетентностного подхода в дискурсе современного учебного процесса в целом. На примере современных педагогических технологий и инновационных методик, применяемых в высших учебных заведениях Федеральной службы исполнения наказаний, прослеживается эффективность применения используемых средств обучения и использование возможностей существующей образовательной среды при достижении результатов обучения. Намечаются допустимые и методически оправданные пути решения исследуемой проблемы, как в рамках дисциплин гуманитарного цикла, так и в масштабах образовательного процесса в целом. Исследуется потенциал образовательной среды, отвечающей всем требованиям ФГОС, в области практико-ориентированного обучения, активного применения технологий, развивающих познавательную, коммуникативную и личностную активность обучающихся.
Ключевые слова: результаты обучения; область профессиональной деятельности; общекультурные компетенции; профессиональные компетенции; уровень подготовки; образовательный процесс; образовательная среда.
© Reymer O. A., 2018
IMPLEMENTATION OF A COMPETENCE APPROACH IN THE CLASSROOM IN THE DISCIPLINES OF HUMANITARIAN CYCLE
The article presents an overview of the main trends in modern education, namely: the implementation of the competence approach in the classroom in the disciplines of the humanitarian cycle of departmental universities of the FPS of Russia: "Russian in business documentation ", "Russian language and culture of speech ", "Foreign language ", "Professional ethics and service etiquette ", "Professional ethics ", "Business communication "; the complex of competences (General cultural and professional) and the possibility of their formation within the disciplines of the humanitarian cycle. The generalized analysis of experience of realization of competence approach in discourse of modern educational process in General. On the example of modern pedagogical technologies and innovative methods used in higher
educational institutions of the Federal Penal Service, the effectiveness of the used means of education and the use of the existing educational environment in achieving the results of education is traced. The author outlines acceptable and methodically justified ways of solving the problem under study, both within the disciplines of the humanitarian cycle, and on the scale of the educational process as a whole. The potential of the educational environment that meets all the requirements of GEF in the field of practice-oriented learning, active use of technologies that develop cognitive, communicative and personal activity of students is studied.
Keywords: learning outcomes the area of professional activity; general cultural competence; professional competence; level of training; educational process; educational environment.
Согласно федеральному государственному образовательному стандарту последнего поколения (федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 40.03.01 — Юриспруденция (уровень бакалавриата), федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 40.05.02 — Правоохранительная деятельность) сфера профессиональной деятельности будущих сотрудников уголовно-исполнительной системы
(УИС) предполагает исполнение наказаний, предусмотренных системой российского законодательства. В соответствии с планируемыми результатами обучения обучающийся каждого уровня образования (специалитет и бакалавриат) должен овладеть рядом компетенций, поэтому «в современных социально-экономических условиях одним из наиболее важных направлений реформирования уголовно-исполнительной системы является совершенствование образовательной политики» [2, с. 3]. Это отражает главную тенденцию российского образования, предполагающую переход от фундамен-
тальных (академических) методов обучения к инновационным.
Как известно, в ходе развития конкретной деятельности осуществляется формирование и развитие отдельных психических процессов (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев) [3]. Процесс формирования компетенций (общекультурных и профессиональных) у курсантов ведомственных вузов Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН России) имеет свою специфику. С точки зрения представителей компетентностного подхода (И. А. Зимняя, Б. Н. Боденко, Т. А. Кривченко, Н. А. Морозова,
А. А. Цхай, И. Г. Галямина, В. А. Болотов, В. В. Сериков), следует учитывать прежде всего возрастные особенности психомоторного развития данной возрастной категории. В соответствии с требованиями ФГОС компетентностный подход должен способствовать формированию методологической базы для реализации практико-ориентированного обучения, который акцентирует организацию учебного процесса на конечный результат обучения в ведомственных учебных заведениях. В свою очередь, практико-
ориентированное обучение направлено на формирование и отработку у обучающихся (курсантов, студентов, слушателей) практических навыков, необходимых в будущей профессиональной деятельности. Практико-ориентированное образование должно в основе своей опираться на приобретение практического опыта в учебной деятельности, где определяющими должны стать инновационные методы обучения, приобщающие обучающихся к будущей профессии.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) последнего поколения предусматривает реализацию компетентностного подхода, как в рамках дисциплин юридического профиля, так и на занятиях по дисциплинам гуманитарного цикла: «Русский язык в деловой документации», «Русский язык и культура речи», «Иностранный язык», «Профессиональная этика и служебный этикет», «Профессиональная этика», «Деловое общение», «Риторика для юристов». В тезаурусе перечисленных дисциплин содержится потенциал для формирования практических навыков у обучающихся по разным направлениям подготовки.
Опыт деятельности, необходимый для формирования как общекультурных, так и профессиональных компетенций, обучающиеся (курсанты, студенты, слушатели) могут получать, будучи вовлеченными в разного рода инновационные методики (деловая игра, метод проекта, работа в малых группах, разного рода тренинги) обучения, которые позволяют отойти от знаниевой парадигмы совет-
ского образования и перейти к практико-ориентированному обучению. Если к профессиональной деятельности будущих специалистов более привязаны профессиональные компетенции (ПК), то общекультурные компетенции (ОК) менее связаны с объектом труда и отражают способности разного рода (умение организовать как свою работу, так и работу коллектива; адекватно оценивать поставленные цели и результаты деятельности как свои, так и коллектива в целом; рационально использовать ресурсы; эффективно взаимодействовать с другими исполнителями). Современные педагогические технологии, применяемые в учебном процессе высших учебных заведений ФСИН России, позволяют решать на практике поставленные задачи.
Если провести анализ матрицы компетенций, предусмотренной для реализации основной образовательной программой (ООП) ФКОУ ВО «Кузбасский институт ФСИН России» (таблица 1) по некоторым дисциплинам гуманитарного цикла по разным специальностям и направлениям подготовки, то можно выявить следующую закономерность: по дисциплине «Русский язык в деловой документации» профессиональные компетенции находятся в приоритете по сравнению с общекультурными компетенциями (ОК), тогда как дисциплина «Профессиональная этика и служебный этикет» ориентирована на общекультурные компетенции (ОК). В свою очередь, дисциплина «Профессиональная этика» в равной степени формирует общекультурные и профессиональные компетенции.
Таблица 1
Специальность/ специализация ОК ПК
«Русский язык в деловой документации»
56.05.01 Тыловое обеспечение (квалификация выпускника — специалист) 7 10
40.05.02 Правоохранительная деятельность (квалификация выпускника — юрист) 14 7
40.03.01 — Юриспруденция, направленность (профиль) — уголовно-правовой, (квалификация выпускника — бакалавр) 7
44.05.01 — Педагогика и психология девиантного поведения (квалифика- 9 26
ция выпускника — социальный педагог)
«Профессиональная этика и служебный этикет»
40.05.02 Правоохранительная деятельность (квалификация выпускника — юрист) 5,6
44.05.01 — Педагогика и психология девиантного поведения (квалифика- 4,5
ция выпускника — социальный педагог)
«Профессиональная этика»
40.03.01 — Юриспруденция, направленность (профиль) — уголовно-правовой, (квалификация выпускника — бакалавр) 6 12
В учебном процессе обучающихся (курсантов, слушателей) «Русский язык в деловой документации» — это первая дисциплина, которая знакомит их с азами будущей профессиональной деятельности. Причем перед преподавателем стоит задача выстроить занятие с учетом каждой ведомственной специализации, поскольку каждое подразделение уголовно-исполнительной системы работает со специфическим перечнем документов. Тематический анализ содержания дисциплин гуманитарного цикла позволяет выявить довольно тесные междисциплинарные связи даже с узкоспециальными дисциплинами. Так, например, существующее пересечение практических заданий в рамках дисциплины «Делопроизводство и режим секретности» (общая часть) и дисциплины «Русский язык в деловой документации» позволяет значительно сэкономить время в теме № 2 «Правила
составления и оформления документов. Виды документов в УИС», уделить больше внимания практическим задачам, стоящим перед будущим сотрудником системы исполнения наказаний. В дисциплине, предшествующей преподаваемой (в зависимости от учебного плана и специализации), разумнее будет уделить внимание изучению теории вопроса. Данная тема направлена на решение такой дидактической задачи, как обучение составлению и оформлению конкретного документа (акт проведения обыска, служебное письмо, запрос, приказ, предписание и т. д.). Перед преподавателями этих дисциплин стоит задача активного взаимодействия на основе сотрудничества и выбор наиболее эффективных технологий обучения. Практика показывает, что хорошо работает методика взаимодействия в парах. Эта методика допускает варьирование с целью привлечения
дополнительных ресурсов. Допустимо дополнение этой методики элементами деловой игры с постановкой конкретных задач (внести изменения в оформленный документ, осуществить проверку применяемых реквизитов, присвоение регистрационного номера документу, проверка грамотности, знание основных положений Инструкции по ведению делопроизводства в учреждениях и органах УИС и др.).
В соответствии с требованиями ФГОС последнего поколения реализация компетентностного подхода осуществляется в рамках преподавания и дисциплины «Профессиональная этика» («Профессиональная этика и служебный этикет»), изучаемой на 2 курсе. Содержание этих дисциплин предполагает формирование общекультурных компетенций (ОК) по специальностям 40.05.02, 44.05.01 и профессиональной компетенции (ПК) по направлению подготовки 40.03.01. Практико-ориентированное обучение в рамках этих дисциплин реализуется в соответствии с рекомендациями приказа ФСИН России от 28.12.2010 № 555 «Об организации воспитательной работы с работниками уголовно-исполнительной системы». С использованием различных педагогических технологий изучаются основные положения данного приказа и других нормативно-правовых актов.
«Профессиональная этика» («Профессиональная этика и служебный этикет») — дисциплина, которая направлена на формирование (акцентуацию) личностных особенностей обучающегося как будущего сотрудника УИС. Учебным планом предусмотрена как контактная
аудиторная, так и контактная внеаудиторная форма работы. Причем вполне обоснованно внеаудиторная работа оказывается в приоритете, так как осуществляется с учетом индивидуальных особенностей обучающихся (курсантов, слушателей, студентов) в процессе проведения разных видов консультаций и во взаимодействии с другими структурными подразделениями образовательной организации (курсовое звено — офицеры, психологи, отдел по работе с личным составом, учебный отдел и т. д.).
Современные образовательные технологии, применяемые в образовательных организациях ФСИН России, способствуют формированию продвинутой образовательной среды, направленной на формирование заявленных компетенций и достижение результатов обучения. Все большую значимость приобретает задача формирования электронной информационно-образовательной среды, оптимизирующей взаимодействие на дистанции «преподаватель (тьютор) — обучающийся». Это своего рода возможность осуществлять перманентное взаимодействие с каждым обучающимся посредством формирования совершенной методической базы (задания к занятиям семинарского типа, для самостоятельной и контрольной работы, проверка и корректировка выполненных заданий и т. д.).
Таким образом, в постоянно меняющейся социокультурной, экономической и политической ситуации для формирования компетентного выпускника во всех сферах профессионального образования необходимо формировать образовательную среду, отвечающую всем требовани-
ям ФГОС в области практико- вивающие прежде всего познавательную,
ориентированного обучения, активно коммуникативную и личностную актив-
применять инновационные методы пре- ность обучающихся. подавания дисциплин, технологии, раз-
Литература
1. Андреева, Г. Б., Кашинцева, И. Л., Тюменева, Н. П. Иностранный и русский языки как средство формирования общекультурных компетенций обучающихся в образовательных учреждениях высшего профессионального образования ФСИН России : монография. — Рязань, 2015.
2. Киселев, М. В. Организационно-педагогические условия профессиональной подготовки сотрудников пенитенциарных учреждений в системе непрерывного образования : автореф. дис. ... канд. пед. наук. — Томск, 2007.
3. Леонтьев, А. Н. Деятельность, сознание, личность : учебное пособие. — М.: Академия, 2004.
Сведения об авторе
Реймер Ольга Александровна: ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России (г. Новокузнецк, Российская Федерация), доцент кафедры гуманитарных, социально-экономических и естественно-научных дисциплин, кандидат филологических наук, доцент. E-mail: [email protected]
Information about the author
Reymer Olga Aleksandrovna: Kuzbass Institute of the FPS of Russia (Novokuznetsk, Russian Federation), associate professor of the Chair of the Humanities, Social-Economic and Natural Sciences, candidate of philological sciences, associate professor. E-mail: [email protected]