Научная статья на тему 'К вопросу о развитии профессионально важных психологических качеств личности будущих специалистов подразделений охраны и специальных подразделений уголовно-исполнительной системы по конвоированию'

К вопросу о развитии профессионально важных психологических качеств личности будущих специалистов подразделений охраны и специальных подразделений уголовно-исполнительной системы по конвоированию Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
74
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА / QUALIFICATION REQUIREMENTS / PROFESSIONALLY IMPORTANT REQUIREMENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мазеина Ольга Николаевна

Статья посвящена вопросам формирования и развития профессионально важных психологических качеств курсантов в процессе их обучения в образовательных организациях ФСИН России. Для более полного понимания темы представлены квалификационные требования предполагаемой профессиональной деятельности будущих специалистов подразделений охраны и конвоирования. Обозначен перечень необходимых профессионально важных качеств, способствующих успешному выполнению служебных задач. Важное место отводится практическим рекомендациям по развитию профессионально важных качеств у будущих сотрудников подразделений охраны и специальных подразделений уголовно-исполнительной системы по конвоированию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мазеина Ольга Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL PSYCHOLOGICAL QUALITIES OF FUTURE SPECIALISTS OF SECURITY UNITS

The article is devoted to the formation and development of professionally important psychological qualities of cadets during their training in educational organizations of the Federal Penal Correction Service of the Russian Federation. In order to better understand the topic, the qualification requirements of the expected professional activity of future specialists of the security and escort units are presented. In addition, there is a list of necessary professional qualities that contribute to the successful performance of official tasks. An important place in the materials of the article is devoted to practical recommendations for the development of professional qualities among future officers of the security units and special units of the penal correction system for escort.

Текст научной работы на тему «К вопросу о развитии профессионально важных психологических качеств личности будущих специалистов подразделений охраны и специальных подразделений уголовно-исполнительной системы по конвоированию»

Сведения об авторе

Кундозерова Людмила Ивановна: ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России (г. Новокузнецк, Российская Федерация), профессор кафедры пенитенциарной психологии и педагогики, доктор педагогических наук, профессор. E-mail: kundozerova@gmail.com

Information about the author

Kundozerova Lyudmila Ivanovna: Kuzbass Institute of the FPS of Russia (Novokuznetsk, Russia), professor of the Chair of Penal Psychology and Pedagogy, doctor of pedagogical sciences, professor. E-mail: kundozerova@gmail.com

УДК 37.013.77

© Мазеина О. Н., 2020

К ВОПРОСУ О РАЗВИТИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ОХРАНЫ И СПЕЦИАЛЬНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ПО КОНВОИРОВАНИЮ

Статья посвящена вопросам формирования и развития профессионально важных психологических качеств курсантов в процессе их обучения в образовательных организациях ФСИН России. Для более полного понимания темы представлены квалификационные требования предполагаемой профессиональной деятельности будущих специалистов подразделений охраны и конвоирования. Обозначен перечень необходимых профессионально важных качеств, способствующих успешному выполнению служебных задач. Важное место отводится практическим рекомендациям по развитию профессионально важных качеств у будущих сотрудников подразделений охраны и специальных подразделений уголовно-исполнительной системы по конвоированию.

Исследование выполнено в рамках НИОКТР «Профессионализация сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации», рег. № АААА-А20-120021790006-6, дата регистрации 17.02.2020.

Ключевые слова: квалификационные требования; профессионально важные качества.

© Mazeina O. N., 2020

ON THE DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL PSYCHOLOGICAL QUALITIES OF FUTURE SPECIALISTS OF SECURITY UNITS

AND SPECIAL UNITS OF THE PENAL CORRECTION SYSTEM

ON ESCORT

The article is devoted to the formation and development of professionally important psychological qualities of cadets during their training in educational organizations of the Federal Penal Correction Service of the Russian Federation. In order to better understand the topic, the qualification requirements of the expected professional activity of future specialists of the security and escort units are presented. In addition, there is a list of necessary professional qualities that contribute to the successful performance of official tasks. An important place in the materials of the article is devoted to practical recommendations for the development ofprofessional qualities among future officers of the security units and special units of the penal correction system for escort.

Keywords: qualification requirements; professionally important requirements.

Совершенствование профессиона- уровнем развития их профессионально

лизма сотрудников — одна из приоритетных задач развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации (далее — УИС). Это предполагает специализированную подготовку специалистов новой формации, способных обеспечить качественное функционирование всей системы в соответствии с международными требованиями. Безусловно, профессиональные знания сотрудника — это основа успешной профессионализации. Но сами по себе знания в профессиональной области не существуют, они интегрируются в нее субъектом такой деятельности, а для этого необходимо развивать профессионально важные качества: эффективность профессионализации сотрудников во многом определяется

важных качеств [5, с. 112].

Отделы охраны и специальные подразделения по конвоированию — одни из немногих подразделений, сотрудники которых постоянно несут службу с оружием. Их профессиональная деятельность характеризуется повышенной степенью риска для жизни и здоровья, постоянно меняющейся оперативной обстановкой, высоким уровнем профессиональной ответственности, которая в условиях несения службы с оружием возрастает еще больше [2, с. 32].

К числу неблагоприятных факторов, оказывающих воздействие на сотрудников отделов охраны, относятся монотонность труда, ненормированный рабочий день, ночные дежурства, недостаточность межсменного отдыха, систематическое нарушение режима

«сон-бодрствование». Кроме того, личный состав должен находиться в постоянной готовности к действиям в чрезвычайных ситуациях (освобождение заложников, ликвидация массовых эксцессов среди осужденных, предотвращение нападений на охраняемые объекты), так как оперативная обстановка порой бывает непредсказуемой, инженерно-технические средства охраны могут не сработать. Для сотрудников специальных подразделений по конвоированию экстремальность службы заключается в длительном пребывании в пути следования, в отрыве от места дислокации подразделения; влиянии климатических условий на несение службы (летом — в вагоне, автомобиле может быть душно, зимой холодно); контакт с осужденными и др. [2, с. 33].

УИС нуждается в специалистах, способных решать служебные задачи на высоком профессиональном уровне. Однако, приступив к выполнению непосредственных обязанностей по окончании профильного высшего учебного заведения, некоторые молодые сотрудники демонстрируют низкий уровень профессиональной компетентности и культуры. Тем самым имеется настоятельная потребность в подготовке кадров согласно специфическим требованиям деятельности подразделений УИС [4, с. 36].

В настоящее время много внимания уделяется реформированию юридического образования, его качественному обновлению в рамках разработки и

осуществления системы мер организационного, научного и учебно-методического характера, однако вопросам развития профессионально важных психологических качеств обучающихся уделяется недостаточно внимания [6, с. 22]. Особое внимание необходимо уделять уровню сформированно-сти и дальнейшему развитию тех профессионально важных качеств, которые в служебной деятельности будут способствовать:

— облегчению и ускорению процесса профессиональной адаптации в служебных коллективах;

— компетентному применению психологических знаний, умений и навыков при выполнении должностных обязанностей в любой оперативной обстановке (в том числе при обращении с лицами, содержащимися в учреждениях УИС);

— готовности к успешному преодолению психологических трудностей в служебной деятельности;

— профессиональному росту;

— закреплению в УИС высокоэффективного кадрового состава [3, с. 12].

В методических рекомендациях НИИ ФСИН России рассматриваются квалификационные требования к сотрудникам основных служб уголовно-исполнительной системы, в том числе к сотрудникам подразделений охраны и специальных подразделений по конвоированию [1, с. 11]. Они включают в себя: профессиональные задачи; пере-

чень необходимых знаний и умений, имеющих психолого-педагогическую направленность.

Квалифицированным специалистам необходимо знать:

- цели, задачи, содержание и методы пенитенциарной психологии и педагогики (п. 3.2.25);

- принципы, средства, формы и методы воспитательной работы с осужденными (п. 3.2.26);

- особенности среды и личности осужденных и лиц, заключенных под стражу, субкультуру криминального мира (п. 3.2.27);

- основы организации и методики проведения исследований в учреждениях ФСИН России, прогнозирования и планирования работы службы охраны (п. 3.2.28);

- основы профессиональной психологии и этики (п. 3.2.29);

- формы и методы профилактики профессиональной деформации сотрудников подразделений охраны учреждения ФСИН России (п. 3.2.30);

- требования нормативов и методики планирования и проведения занятий по служебной, боевой и физической подготовке с сотрудниками подразделений охраны (п. 3.2.30).

Уметь:

- руководить подчиненными сотрудниками при обеспечении охраны и конвоирования, организовывать работу караулов и дежурных смен (п. 3.3.4);

- планировать, организовывать и проводить мероприятия по обучению и воспитанию личного состава подразделений охраны (п. 3.3.9);

- выявлять причины и условия, способствующие нарушению режима отбывания наказания, применять меры по профилактике правонарушений среди осужденных и лиц, заключенных под стражу (п. 3.3.10);

- учитывать психологические особенности обращения с осужденными, обусловленные субкультурой криминального мира, применять на практике средства исправления и методы воздействия на осужденных (п. 3.3.11);

- моделировать и прогнозировать поведение различных категорий осужденных и лиц, заключенных под стражу (п. 3.3.12);

- профессионально и оперативно действовать, быть готовым к самостоятельному принятию решений в экстремальных ситуациях (п. 3.3.13).

Владеть:

- методами и приемами саморегуляции своего психического состояния (п. 3.3.20);

- методами воздействия на осужденных.

К основным профессионально важным качествам сотрудников подразделений охраны и специальных подразделений по конвоированию можно отнести:

- морально-нравственные качества: профессиональный долг, профес-

сиональную честь, честность, добросовестность, принципиальность, справедливость, порядочность, смелость, мужество, установку на соблюдение законности и служебной дисциплины;

— эмоционально-волевые качества: эмоциональную устойчивость, стрессо-устойчивость, уравновешенность, сдержанность в конфликтных ситуациях, настойчивость и упорство в преодолении трудностей и достижении поставленных целей, способность к длительному сохранению активности, ответственность, способность объективно оценивать силы и возможности;

— интеллектуальные качества: способность к воссозданию зрительного образа по словесному описанию, предугадывание направления и содержания действий осужденного (при наблюдении), при недостатке времени и информации способность принимать правильное решение;

— психологическую наблюдательность и внимательность: способность сохранять устойчивое внимание длительное время; быстрое распределение внимания; умение распределять внимание; способность одновременно вести наблюдение за несколькими объектами; умение подмечать незначительное изменение в наблюдаемом объекте; умение снимать утомление в процессе наблюдения;

— особенности памяти: память на лица, внешность человека, содержание конкретной информации, на обстанов-

ку; способность в течение длительного времени удерживать в памяти большое количество информации.

Ввиду постоянной экстремальности деятельности, а иногда и ее повышения до «аварийных» пределов, серьезная роль в успешном решении профессиональных задач принадлежит таким качествам, как длительная работоспособность, психическая и физическая выносливость, способность к длительному сосредоточению, внимательность, легкая переключаемость, быстрая ориентировка в новых условиях, «помехоустойчивость» (способность работать при действии посторонних раздражителей).

Динамика развития профессионально важных качеств курсантов, обучающихся в образовательных организациях высшего образования ФСИН России целиком зависит от целенаправленной профессиональной направленности обучения. Это возможно путем моделирования в образовательном процессе всех основных признаков практической деятельности. Результативность этой работы зависит не от общего количества практических задач, а от профессиональной направленности обучения.

Целенаправленная профессиональная направленность обучения определяется:

1. разработкой типологии проблемных ситуаций, возникающих в деятельности сотрудников подразделений охраны и конвоирования при выполнении им своих функций;

2. организацией решения обучающимися задач с выявлением и обобщением способов их решения;

3. отработкой переноса обобщенных способов решения задач на новые не типовые задачи и превращения этих способов в профессиональные интеллектуальные умения.

Предлагаем практические рекомендации по развитию профессионально важных качеств у будущих сотрудников подразделений охраны и специальных подразделений по конвоированию посредством дисциплин (модулей) психологического цикла.

1. При разработке игровых заданий для программы формирования профессионально важных качеств будущих сотрудников подразделений охраны и конвоирования необходимо учитывать следующие требования:

- временные (лимит времени на восприятие информации, ее анализ, принятие решения, доведение решения до исполнителей, внезапность);

- интеллектуальные (выбор или формулирование решения);

- ситуационные (новизна, необычность ситуации);

- социальные (различие в целях, поле, количестве, субъектов межличностной деятельности);

- субъективные (утомление, эмоциональное возбуждение).

2. В процессе обучения необходимо учитывать возможность и необходимость представить ситуацию, соответствующую модели реальной конфликт-

ной ситуации (побеги осужденных из-под охраны, захват заложников, возникновение массовых беспорядков, групповых неповиновений и др.). При формировании готовности к межличностному общению в конфликтных ситуациях целесообразно использовать проблемное обучение. При его реализации с целью совершенствования качеств мышления, выполнения интеллектуальных требований к организации игровых заданий при моделировании конфликтных ситуаций необходимо создать условия для вступления обучающихся в межличностное общение. При реализации проблемного обучения преподавателю полезно применять различные формы создания проблемных ситуаций: вопросы, задачи, практические задания.

3. При определении основных противоречий, стимулирующих познавательную деятельность обучающихся, целесообразно акцентировать внимание на необходимость выбора:

- из разнообразных способов действия наиболее оптимального;

- нового способа действия в новых условиях;

- суждения о качестве влияния фактора на процесс профессиональной деятельности.

4. На практических занятиях наиболее целесообразны игровые задания (ролевые и деловые игры), которые ориентируют всех участников на достижение общей цели, повышают мотивацию обучающихся к освоению

профессии, позволяют распределять представляет собой самостоятельную

различные роли с учетом индивидуаль- педагогическую задачу, решение кото-

ных способностей. рой должно быть теоретически обосно-

Проблема формирования и развития вано, экспериментально и методически

профессионально важных качеств бу- проверено в соответствии со специали-

дущих сотрудников подразделений зацией (ведомственной специализаци-

охраны и специальных подразделений ей) обучающихся. уголовно-исполнительной системы

Литература

1. Барановский, Н. И., Демин, В. М. Квалификационные требования к сотрудникам основных служб уголовно-исполнительной системы : методические рекомендации. — М.: НИИ ФСИН России, 2006. — 52 с.

2. Ивашко, Н. Н., Мазеина, О. Н. Психолого-педагогическое сопровождение деятельности сотрудников подразделений охраны и специальных подразделений уголовно-исполнительной системы по конвоированию : методические рекомендации. — Новокузнецк: ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России, 2018. — 59 с.

3. Игошин, В. Г. Совершенствование профессиональной компетентности инспекторов отделов охраны УИС ФСИН России : автореф. дис. ... канд. психол. наук. — Самара, 2004. — 26 с.

4. Кокурин, А. В., Овчарова, Е. В. Совершенствование психологического сопровождения сотрудников отделов охраны уголовно-исполнительной системы России // Психологическая наука и образование psyedu.ru. — 2013. — № 1. — С. 36-38. — URL: http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2013/n1/59131.shtml (дата обращения: 25.02.2019).

5. Научные труды ФКУ НИИ ФСИН России : научно-практическое ежеквартальное издание. — М.: ФКУ НИИ ФСИН России, ФКУ НИИИТ ФСИН России, 2018. — Вып. 2. — 220 с.

6. Приходько, Е. М. Особенности процесса формирования профессионально-важных качеств будущих юристов // Педагогика: традиции и инновации : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 22-24. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/ 69/3663/ (дата обращения: 26.02.2019).

Сведения об авторе

Мазеина Ольга Николаевна: ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России (г. Новокузнецк, Российская Федерация), доцент кафедры пенитенциарной

психологии и пенитенциарной педагогики, кандидат психологических наук. E-mail: olly1309@yandex.ru

Information about the author

Mazeina Olga Nikolaevna: Kuzbass Institute of the FPS of Russia (Novokuznetsk, Russia), associate professor of the Chair of Penal Psychology and Penal Pedagogics, candidate of psychological sciences. E-mail: olly1309@yandex.ru

УДК 378:37.012

© Малкова Т. В., Баранов А. Ю., 2020

К ВОПРОСУ О МОНИТОРИНГЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

В статье рассматриваются вопросы, связанные с системой оценки качества деятельности образовательной организации, составной частью которой является мониторинг деятельности научно-педагогических работников. Мониторинг обеспечивает долговременное непрерывное диагностирование образовательного процесса в целом и его отдельных структур. На основе его результатов разрабатываются меры по оптимизации педагогической деятельности организации и повышению качества обучения. Мониторинг деятельности научно-педагогических работников представляет собой внутренний аудит, самообследование, сбор и контроль статистических данных, зафиксированных преподавателями по всем видам деятельности, и направлен на стимулирование роста профессионализма и продуктивности работы научно-педагогических работников.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ключевые слова: мониторинг; деятельность; эффективность; образовательный процесс; качество образования; компетентность; рейтинг; стимулирующие меры.

© Malkova T. V., Baranov A. Iu., 2020 ON THE MONITORING OF THE ACADEMIC STAFF ACTIVITY

The article discusses the issues related to the system of assessing the quality of educational organization, an integral part of which is the monitoring of the activity of research and teaching staff. Monitoring provides long-term continuous diagnosis of the educational process as a whole and its separate structures. On the basis of its results measures are developed to optimize the educational activity of the organization and to improve the quality of education. Monitoring of the academic staff activity is an internal audit,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.