Научная статья на тему 'Формирование педагогической готовности курсантов к воспитательной работе в процессе осуществления самостоятельной практической деятельности'

Формирование педагогической готовности курсантов к воспитательной работе в процессе осуществления самостоятельной практической деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
35
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОТОВНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / READINESS / PROFESSIONAL READINESS / EDUCATIONAL WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мазеина Ольга Николаевна

Рассмотрены понятия «готовность», «профессиональная готовность», «воспитательная работа», «профессиональная готовность к воспитательной работе». Автор в статье опирается на компоненты профессиональной готовности к осуществлению педагогической деятельности, предложенные различными исследователями. Важное место отводится условиям и компонентам педагогической готовности курсантов к воспитательной работе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мазеина Ольга Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of pedagogical readiness of cadets for educational work in the course of implementation of independent practical activities

The concept “readiness”, “professional readiness”, “educational work”, “professional readiness for educational work” is considered. The author in article leans on the components of professional readiness for implementation of pedagogical activity offered by various researchers. The important place in materials of article is allocated to conditions and components of pedagogical readiness of cadets for educational work.

Текст научной работы на тему «Формирование педагогической готовности курсантов к воспитательной работе в процессе осуществления самостоятельной практической деятельности»

9. Тимофеева, Е. А. К вопросу об особенностях подготовки сотрудников пенитенциарной системы США // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. — 2013. — № 2 (24).

10. Federal Law Enforcement Training Centers (FLETC) : официальный сайт [Электронный ресурс]. — URL: https://www.fletc.gov (дата обращения: 20.08.2018).

11. Федеральное бюро тюрем США [Электронный ресурс]: официальный сайт. — URL: http://www.bop.gov (дата обращения: 20.08.2018).

Сведения об авторе

Куликов Михаил Вячеславович, ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России (г. Новокузнецк, Российская Федерация), преподаватель кафедры гуманитарных, социально-экономических и естественно-научных дисциплин, кандидат философских наук. E-mail: philosophy_mk@mail.ru

Information about the author

Kulikov Mikhail Vyacheslavovich: Kuzbass Institute of the FPS of Russia (Novokuznetsk, Russia), lecturer of the Department of Humanities, SocioEconomic and Natural Science Disciplines, candidate of philosophy. E-mail: philosophy_mk@mail.ru

© Мазеина О. Н., 2018 ФОРМИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ КУРСАНТОВ К ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ В ПРОЦЕССЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Рассмотрены понятия «готовность», «профессиональная готовность», «воспитательная работа», «профессиональная готовность к воспитательной работе». Автор в статье опирается на компоненты профессиональной готовности к осуществлению педагогической деятельности, предложенные

различными исследователями. Важное место отводится условиям и компонентам педагогической готовности курсантов к воспитательной работе.

Ключевые слова: готовность; профессиональная готовность; воспитательная работа.

© Mazeina O. N., 2018 FORMATION OF PEDAGOGICAL READINESS OF CADETS FOR EDUCATIONAL WORK IN THE COURSE OF IMPLEMENTATION OF INDEPENDENT PRACTICAL ACTIVITIES

The concept "readiness ", "professional readiness ", "educational work", "professional readiness for educational work" is considered. The a uthor in article leans on the components of professional readiness for implementation of pedagogical activity offered by various researchers. The important place in materials of article is allocated to conditions and components of pedagogical readiness of cadets for educational work.

Keywords: readiness; professional readiness; educational work.

Служба в уголовно- В словаре научных терминов го-

исполнительной системе предъявля- товность определяется как состояние

ет высокие требования к будущему субъекта, готового к какой-либо дея-

профессионализму курсантов как со- тельности [1, с. 154]. трудников УИС, чья деятельность Понятие «готовность» включает

направлена на исправление осуж- в себя две взаимосвязанные стороны

денных. В этом контексте возрастает — внешнюю и внутреннюю. Т. е. го-

интерес к формированию соответ- товность — это не только следствие

ствующей заказу ФСИН России пе- воздействия со стороны внешних ор-

дагогической готовности обучаю- ганизационных факторов, но и ре-

щихся к воспитательной работе при зультат активности самого человека. осуществлении профессиональной В словаре-справочнике по педа-

деятельности пенитенциарных учре- гогике понятие «профессиональная

ждениях, поиску путей управления и готовность» представляет собой пси-

обеспечения данным процессом. хическое состояние человека, кото-

рое предполагает осознание человеком своих профессиональных целей, способность осуществлять анализ и оценку имеющихся условий, определять наиболее вероятные способы действия, предвидеть мотивацион-ные, волевые и интеллектуальные усилия, вероятность достижения результатов [2, с. 362]. Данное понятие, по мнению Л. Г. Семушиной, взаимосвязано с субъективным состоянием личности, считающей себя способной и подготовленной к выполнению определенной профессиональной деятельности и стремящейся ее выполнять.

Такие ученые, как

Н. А. Буданова, Ю. В. Сенько,

В. Т. Чичикин, рассматривают профессиональную готовность к деятельности как интегративное качество личности.

К этому выводу можно прийти исходя из определения воспитательной работы как целенаправленной деятельности, обусловленной проявлением креативности личности педагога-воспитателя, его самореализацией в успешном и эффективном совершенствовании воспитательного процесса, направленном на создание условий для развития и саморазвития

личности. Основными признаками воспитательной работы являются гуманистическая направленность воспитательной работы, положительная мотивационная обусловленность деятельности, осознанное стремление к позитивной трансформации субъектов деятельности, оптимальное сочетание форм, методов и способов организации деятельности адекватно поставленной цели воспитания; самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний, умений, способов деятельности в новую воспитательную ситуацию, оригинальность и новизна способов организации деятельности, рефлексивность, диалогическое взаимодействие субъектов деятельности [3, с. 5]

По нашему мнению, понятие профессиональную готовность к воспитательной работе необходимо рассматривать как совокупность профессиональных требований к сотруднику УИС, включающих в себя педагогическую, психологическую, психофизиологическую, физическую готовность, а также теоретическую и практическую подготовку.

В ходе получения высшего образования обучающиеся осваивают

профессиональные компетенции, познают систему профессиональных ценностей, характерных для выбранной им области труда.

Рассмотрим компоненты профессиональной готовности к осуществлению педагогической деятельности.

М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович [4, с. 51] выделяют следующие компоненты в структуре готовности к профессиональной деятельности:

- мотивационный (интерес к профессии, позитивное отношение к профессиональной деятельности);

- ориентационный (ориентирование в профессии, знание ее специфики, предъявляемых к специалисту требований);

- операционный (владение необходимыми компетенциями, способами, методами и приемами работы);

- волевой (владение собой при выполнении должностных обязанностей, а также в экстремальных ситуациях);

- оценочный (оценка своей деятельности, анализ успехов и недостатков, возникающих трудностей);

В. А. Сластенин, Т. Г. Шкатова выделяют теоретическую и практическую готовность. В. А. Сластенин

считает, что теоретическая готовность к осуществлению педагогической деятельности проявляется в конструктивных и гностических умениях, которые относятся к группе внутренних (идеальных) умений. По мнению автора, «усвоение знаний не самоцель, а необходимое условие для выработки "знаний в действии", т. е. умений и навыков — главного критерия профессиональной готовности» [5, с. 40].

Практическую готовность исследователь относит к внешним составляющим, которые выражаются во внешних (предметных) компетенциях — компетенциях педагогически действовать, в виде организаторских и коммуникативных умений [5, с. 42].

А. И. Мищенко в готовности к осуществлению педагогической деятельности видит мотивационную, теоретическую, практическую готовность, а также креативность, как готовность и способность к продуктивному педагогическому творчеству [6, с. 15].

По мнению К. М. Дурай-Новаковой, ядром профессиональной готовности является положительное отношение обучающихся к осу-

ществлению педагогической деятельности, устойчивые мотивы этой деятельности, наличие профессионально важных качеств личности, профессионально-педагогических компетенций, опыт их реализации на практике [3, с. 32].

Формирование готовности обучающихся к воспитательной работе предполагает:

- предоставление возможности повышения уровня педагогической культуры и самовыражения в воспитательной деятельности;

- создание условия развития творческой индивидуальности личности будущего воспитателя;

- функционирование системы формирования готовности к воспитательной деятельности;

- достижение уровня знаний и умений обучающихся, характеризующих готовность к воспитательной деятельности [7, с. 2].

В составе компонентов педагогической готовности курсантов к воспитательной работе будем рассматривать следующие:

- мотивационный: система ценностей, отражающая отношение курсанта к предполагаемой деятельно-

сти (проведения воспитательной работы с осужденными); педагогическую направленность личности обучающегося; мотивы его поведения; положительное отношение, интерес к профессии;

- когнитивный: профессиональная осведомленность в области воспитательной работы с осужденными;

- деятельностный: синтез профессиональных компетенций, необходимых профессионально-значимых качеств, необходимых для осуществления педагогической деятельности (проведения воспитательной работы с осужденными);

- управленческий: способности, личностный потенциал курсанта; умение планировать воспитательную работу с осужденными (с учетом различных направлений воспитательной работы), организовывать ее, осуществлять контроль, анализировать процесс и результат, проводить мероприятия в различных формах. На схеме 1 представлены условия и компоненты формирования педагогической готовности курсантов к воспитательной работе в процессе осуществления самостоятельной практической деятельности.

Формирование данных компонентов возможно в процессе теоретической подготовки курсантов, научно-исследовательской и социокультурной видов деятельности, а также прохождении практик (ознакомительной, производственной, преддипломной).

В основе формирования педагогической готовности курсантов к воспитательной работе лежит компе-тентностный подход. Целесообразность применения компетентностно-го подхода очевидна при обучении курсантов по специальностям, реализуемым в Кузбасском институте ФСИН России.

Формирование педагогической готовности курсантов к воспитательной работе носит системный характер. Это возможно реализовать на дисциплинах (модулях): «Пенитенциарная педагогика», «Воспитательная работа с осужденными», «Пенитенциарная психология», «Организация воспитательной работы в подразделениях охраны и конвоирования», «Психологическая подготовка сотрудников подразделений охраны и конвоирования», «Ресоциализация и социальная адаптация в УИС», «Оперативно-розыскная психоло-

гия», «Профессиональная этика и служебный этикет» и др.

Качество сформированности педагогической готовности курсантов к воспитательной работе в процессе осуществления самостоятельной

практической деятельности зависит от уровня сформированности мотиваци-онного компонента (профессиональных ценностей, профессиональных притязаний, профессиональных мотивов, профессиональных целей, профессиональных смыслов), когнитивной, деятельностной и управленческой готовности. Для качественной реализации данного процесса необходимо построение некой модели, основанием которой послужат целостный, деятельностный и личностно-ориентированный подходы.

Исходя из вышесказанного, педагогическая готовность курсантов к воспитательной работе в процессе осуществления самостоятельной практической деятельности является результатом профессиональной подготовки к педагогической деятельности; внутреннего настроя на общение с осужденными; предполагает глубокие знания психолого-педагогических дисциплин (модулей) и теоретических основ воспитания; реализует по-

требность в использовании этих зна- нально-важных качеств), присущих

ний при решении различных педаго- сотруднику, ведущему педагогиче-

гических (воспитывающих) ситуаций; скую деятельность в пенитенциарных

включает комплекс личностных ха- учреждениях. рактеристик (наличие профессио-

Литература

1. Князева, В. В. Педагогика: словарь научных терминов. — М.: Вузовская книга, 2009. — 872 с.

2. Словарь-справочник по педагогике / авт.-сост. В. А. Мижериков; под общ. ред. П. И. Пидкасистого. — М.: ТЦ Сфера, 2004. —448 с.

3. Демидович, Е. А. Формирование готовности к профессиональной деятельности студентов в процессе обучения в педагогическом колледже : авто-реф. дис... канд. пед. наук. — М., 2015. —27 c.

4. Дьяченко, М. И., Кандыбович, Л. А. Психологические проблемы готовности к деятельности. — Минск: БГУ, 1976. —176 с.

5. Сластенин, В. А. Педагогика / В. А. Сластенин, И. Ф Исаев, Е.Н. Шиянов. — 2-е изд., перераб. — М.: Издательский центр «Академия», 2011. — 496 с.

6. Мищенко, А. И. Формирование профессиональной готовности учителя к реализации целостного педагогического процесса : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. — М.: МГУ, 1992. — 44 с.

7. Дурай-Новакова, К. М. Формирование профессиональной готовности студентов к педагогической деятельности : автореф. дис. канд. пед. наук. — М., 1983. — 32 c.

Сведения об авторе

Мазеина Ольга Николаевна: ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России (г. Новокузнецк, Российская Федерация), доцент кафедры пенитенциарной психологии и пенитенциарной педагогики, кандидат психологических наук. E-mail: olly1309@yandex.ru

Information about the author

Mazeina Olga Nikolaevna: Kuzbass Institute of the FPS of Russia (Novokuznetsk, Russia), assistant professor of Department of Penal Psychology and Penal Pedagogics, candidate of psychological sciences. E-mail: olly1309@yandex.ru

УДК 372.881.111.1, 372.881.161.1 © Реймер О. А., 2018

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАСТАВНИЧЕСТВА КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ АДАПТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ ФСИН РОССИИ

Статья представляет попытку определения наставничества, как в широком, так и в узком смысле. В узком понимании наставничество рассматривается как руководство, наставление менее опытных, молодых сотрудников более опытными в процессе службы. В более широком понимании наставничество рассматривается как метод педагогического воздействия одного сотрудника или группы сотрудников на стажеров (молодых сотрудников). Наставничество рассматривается значительно шире обычного информирования (помощи) в работе, поскольку включает в себя также и развитие коммуникативных навыков в служебной ситуации (постоянный диалог), работу с задачами, которые подшефный не смог бы решить самостоятельно. Кроме того, рассматриваются проблемы, связанные с применением педагогических методов и современных педагогических технологий при формировании института наставничества в уголовно-исполнительной системе (УИС).

Ключевые слова: наставничество; адаптация выпускников; метод обучения; высококвалифицированный специалист; неформальные коммуникации; техника наставничества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.