Научная статья на тему 'Актуальные вопросы профессиональной подготовки сотрудников для подразделений охраны и конвоирования'

Актуальные вопросы профессиональной подготовки сотрудников для подразделений охраны и конвоирования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
368
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / PROFESSIONAL MOTIVATION OF THE FPS PERSONNEL / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ СОТРУДНИКА УИС / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ МОДЕЛЬ / PRACTICE ORIENTED MODEL / ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ / EDUCATIONAL TECHNOLOGY / АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ACTIVE EDUCATIONAL METHODS / TECHNICAL EXPERTISE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ковтуненко Л.В., Кочедыков С.С.

Статья посвящена рассмотрению вопросов профессиональной подготовки сотрудников подразделений охраны и конвоирования с учетом основных тенденций реформирования системы образования России, ее интеграции в мировую образовательную систему, а также в связи с реализацией основных положений Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ковтуненко Л.В., Кочедыков С.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Current issues of professional qualification of the security and convoy personnel

The author considers the issues of the qualification of the security and convoy personnel in view of the main tendencies of the educational system reforming in Russia, its integration with the world educational system, and also in the connection of the main provisions of the Development Concept of Federal Penitentiary Service of Russia until 2020.

Текст научной работы на тему «Актуальные вопросы профессиональной подготовки сотрудников для подразделений охраны и конвоирования»

л. в. кобтуненко

L. v. KOVTUNENKO

доцент кафедры уголовно-исполнительного и уголовного права ФКОУ ВПО Воронежский институт ФСИН России, кандидат педагогических наук, доцент, подполковник внутренней службы

С. С. кочедыков

S. S. KOCHEDIKOV

начальник кафедры уголовно-исполнительного и уголовного права ФКОУ ВПО Воронежский институт ФСИН России, кандидат технических наук, подполковник внутренней службы

Актуальные вопросы профессиональной подготовки сотрудников для подразделений охраны и конвоирования

Current issues of professional qualification of the security and convoy personnel

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению вопросов профессиональной подготовки сотрудников подразделений охраны и конвоирования с учетом основных тенденций реформирования системы образования России, ее интеграции в мировую образовательную систему, а также в связи с реализацией основных положений Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года.

Ключевые слова: профессиональная компетентность, профессиональная мотивация сотрудника УИС, практи-ко-ориентированная модель, технология обучения, активные методы обучения.

Abstract. The author considers the issues of the qualification of the security and convoy personnel in view of the main tendencies of the educational system reforming in Russia, its integration with the world educational system, and also in the connection of the main provisions of the Development Concept of Federal Penitentiary Service of Russia until 2020.

Key words: technical expertise, professional motivation of the FPS personnel, practice oriented model, educational technology, active educational methods.

В реформе образования, происходящей в нашей стране, его интеграции в мировую образовательную систему значительную роль играет обеспечение профессионального подхода к подготовке специалистов.

Качество профессиональной подготовки специалистов в системе высшего профессионального образования для подразделений охраны и конвоирования уголовно-исполни-

тельной системы во многом не соответствует требованиям современного уровня развития самой уголовно-исполнительной системы. На наш взгляд, такая ситуация обусловлена причинами как объективного, так и субъективного характера.

Во многом это связано с переходом от элитарного к массовому получению высшего образования, отсутствием мотивации к получению

конкретной профессии. Как показывают социальные исследования последних лет, молодые люди поступают в высшие учебные заведения без учета своих способностей и интересов, на любые специальности и направления подготовки - лишь бы это были бюджетные места. Несложно догадаться, какими специалистами они станут впоследствии, какими знаниями и компетенциями будут владеть, если выбранная профессия не отвечает их субъективным потребностям и мотивам.

Достичь более высоких результатов в профессиональной деятельности способен, на наш взгляд, тот специалист, который имеет высокую мотивацию при осуществлении своей профессиональной деятельности и испытывает удовлетворение от того дела, которым он занимается.

В числе субъективно-объективных причин можно выделить и то, что часто обучающиеся нуждаются в специально организованной воспитательной работе и даже коррекционных мероприятиях, направленных на предотвращение таких негативных социальных явлений современности, как наркомания, алкоголизм, различные девиации поведения.

Не способствует качественной подготовке отсутствие комплексных программ образования, а также то, что формирование профессиональной компетентности специалиста осуществляется преподавателями, не прошедшими подготовку в системе высшего педагогического образования, не имеющими или имеющими незначительный опыт практической деятельности в той области знаний, в которой они осуществляют преподавание.

Все это не самым лучшим образом влияет на подготовку компетентных, профессионально ориентированных и грамотных специалистов с высшим профессиональным образованием для уголовно-исполнительной системы.

Возросли требования к организаторским способностям специалистов таким социально значимым качествам личности, как социально-коммуникативная мобильность, стремление к успеху, готовность к творческой деятельности, ответственность, самостоятельность, способность решать задачи в нестандартных ситуациях. В этих условиях цели и задачи системы образования в целом и высшего образования, в

частности, трансформируются, осуществляется его переориентация на новые потребности общества. Происходит смена образовательной парадигмы с информационной на развивающую самостоятельную познавательную активность обучающихся [1]. Это наблюдается на фоне кризисных явлений образовательной системы, касающихся ее организационных форм и содержания. Проблема качества высшего образования отражает разрыв между необходимым и фактическим уровнем подготовки специалистов в современной высшей школе, которая не в полной мере отвечает потребностям общества, что затрудняет и социальную, и профессиональную адаптацию выпускников вузов.

Неоднозначное воздействие оказывают на подготовку специалистов для уголовно-исполнительной системы и современные социально-экономические и политические процессы, происходящие в обществе.

С одной стороны, демократизация, гуманизация, гуманитаризация и индивидуализация профессионального образования расширяют границы их творческого отношения к профессиональной деятельности, с другой стороны, изменяющаяся социально-политическая обстановка в стране, смена нравственных идеалов в значительной степени снижают эффективность подготовки кадров. Это проявляется как в организации процесса общей подготовки сотрудников, так и в изменении мотивов их деятельности, что делает актуальными детальную разработку комплекса путей формирования устойчивой профессиональной мотивации сотрудников УИС, их заинтересованности в добросовестном исполнении служебных обязанностей.

Среди стратегических задач развития уголовно-исполнительной системы важнейшей является подготовка кадров новой формации, характеризующихся высоким уровнем профессиональной культуры, способных решать сложные задачи по исполнению уголовных наказаний, требующие высокой организованности, дисциплины, физической, моральной и интеллектуальной подготовленности.

Принятая в 2010 году Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года поставила перед

ведомственными образовательными учреждениями задачи по подготовке высококвалифицированных специалистов за счет повышения качества образовательных программ в области юриспруденции, экономики, государственного управления [2]. Среди реализуемых сегодня основных направлений деятельности -систематическое пополнение пенитенциарных учреждений квалифицированными кадрами, обладающими социально значимыми гражданскими качествами, познавательной активностью и самостоятельностью, умениями применять полученные знания в профессиональной деятельности, владеющими новейшими психологическими и педагогическими методиками и технологиями воздействия на поведение граждан в условиях их изоляции от общества.

Качественное решение поставленных задач предполагает использование современных подходов к профессиональной подготовке и совершенствованию профессионального мастерства сотрудников уголовно-исполнительной системы.

Сложность и многоаспектность практической деятельности сотрудников пенитенциарных учреждений порождает множество проблем, отсюда вытекает важность учета в профессиональной подготовке познавательных (содержание, объем и качество усвоенной информации), деятельностных (сформированные умения и навыки, компетенции), личностных (нравственных, социально-психологических, физических) качеств курсантов.

В дополнение к традиционно рассматриваемым недостаткам современного профессионального образования (низкая инструменталь-ность и практичность получаемых знаний; уровень требуемого освоения профессионального опыта не поднимается выше уровня воспроизведения; запаздывание практики; бедность технических средств обучения; почти полное отсутствие проблемно-исследовательских заданий) отметим некоторые, наиболее важные, на наш взгляд, проблемы в существующей подготовке сотрудников УИС:

1. В содержании профессионального образования не до конца решенным остается вопрос об оптимальном соотношении теоретической и практической составляющих подготовки специалистов.

2. При существующей организации учебного процесса курсанты далеко не всегда являются полноценными субъектами профессиональной подготовки и несут ответственность лишь за степень готовности к исполнительской части деятельности.

3. Преимущественная ориентация на решение задач операционального уровня деятельности приводит к тому, что в процессе обучения познавательная активность курсантов имеет низкий уровень.

Теоретическое обучение в высших учебных заведениях обеспечивается преподавателями, имеющими ученые степени и звания. Но сегодня академическое образование бакалавра и специалиста должно быть не только теоретическим, но и практико-ориентированным.

На рынке труда востребован не теоретик, а специалист-практик, способный самостоятельно решать поставленные перед ним профессиональные задачи, обладающий практико-ориентированными компетенциями, способный к творческому преобразованию действительности, профессиональному саморазвитию и самосовершенствованию [3].

ФГОС третьего поколения обозначили переход от знаниевого подхода в образовании к компетентностному (то есть определению результатов образования в совокупности мо-тивационно-ценностных и когнитивных составляющих), что выразилось в требовании возможности и способности выпускника ре-ализовывать свои знания, умения, опыт, личностные качества для успешной творческой деятельности в профессиональной и социальной сферах.

Требования к результатам основных образовательных программ установлены в форме компетенций как универсальных (общенаучных, инструментальных, социально-личностных и культурных), так и профессиональных.

Под профессиональной компетентностью мы понимаем системное личностное новообразование, влияющее на способность специалиста добиваться успеха в решении профессиональных задач на основе интеграции деятель-ностного и когнитивного опытов, внутренних процессов саморазвития, самоорганизации и личностного роста.

Для отбора наиболее перспективных подходов, с позиций которых будет более успешным

изучение и выявление оптимальных условий подготовки профессионально компетентного специалиста, необходим концептуальный синтез всего образовательно-производственного комплекса, то есть практико-ориентированной среды, в которой возможно развитие современного компетентного специалиста [4].

Целостное определение понятия практико-ориентированной образовательной среды вуза как детерминанты развития профессиональной компетентности будущего специалиста рассматривалось в контексте проблемы обучения в высшей школе такими учеными, как П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, И. И. Ильясов, А. Н. Леонтьев, Н. Ф. Талызина, З. А. Реше-това и др.

Роль практико-ориентированных моделей и технологий обучения следует рассматривать как необходимое условие интеллектуального, творческого и нравственного развития обучаемых в условиях перехода от репродуктивной к индивидуально-ориентированной многоуровневой подготовке.

Основу практико-ориентированных технологий должны составлять условия, создаваемые вузом и профессорско-преподавательским составом, при которых студент имеет возможность выявить и реализовать свой интерес к познанию, освоить различные формы (индивидуальную и совместную) учебной деятельности, сделать познание привычной и осознаваемой потребностью, необходимой для самоактуализации, саморазвития, оптимальной адаптации в обществе.

К практико-ориентированным субъект-субъектным технологиям относится интерактивное обучение, или способ познания, основанный на полилоговых формах взаимодействия участников образовательного процесса, сочетающий варианты индивидуальной и групповой работы, призванный одновременно решать учебно-познавательные, коммуникативно-развивающие, социально-ориентацион-ные задачи образовательного процесса.

Возможность личностно-профессиональ-ного развития с использованием практико-ориентированных технологий предполагает включение в систему подготовки тренинго-вых занятий с акцентом на анализ отношений студента к своей профессиональной позиции. Важную роль в системе подготовки профессио-

нала играет включенность студентов в создаваемую профессиональную среду: участие в семинарах, конференциях, консилиумах, круглых столах, проведение встреч с практическими работниками.

Средствами реализации практико-ориен-тированных моделей выступают диагностический инструментарий, информационно-методическое обеспечение в виде спецкурсов, программ тренингов, творческих групп и экспериментальных площадок, сопровождение студентов в пространстве индивидуально-профессионального развития в период прохождения практики [5].

В Воронежском институте ФСИН России осуществляется подготовка специалистов для служб охраны и конвоирования.

Сложно осуществлять практико-ориен-тированную подготовку профессионалов без участия в этом процессе и активной поддержки профессионального сообщества специалистов-практиков (работодателей).

В качестве наиболее эффективных форм такого участия в Воронежском институте ФСИН России используются:

■ выездные занятия, проводимые в учреждениях УФСИН России по Воронежской области;

■ экскурсии на специализированные выставки и встречи со специалистами;

■ вечера встреч с ветеранами и действующими сотрудниками отделов охраны и конвоирования;

■ тематические встречи со специалистами; конференции по результатам практики с участием работодателей.

Все это способствует формированию конкурентоспособного и практико-ориентирован-ного специалиста, обладающего достаточным уровнем компетенций, способного быстро адаптироваться к постоянно меняющимся условиям профессиональной деятельности.

Под профессиональной направленностью обучения курсантов ФСИН России, помимо дифференцированного овладения основами наук (систематизированных, структурированных и реорганизованных под этим углом зрения), мы понимаем еще и определенный способ реализации дидактического принципа связи теории с практикой (профессиональной деятельностью сотрудника исправительного

учреждения) - постепенную выработку у обучающихся устойчивых привычек к условиям профессиональной деятельности: нервно-психическому напряжению, обусловленному спецификой объекта взаимодействия (преступная личность), обязательности выполнения приказов, физическим и психическим перегрузкам и т. д., а также к выполнению требований профессиональной деятельности: высокого качества работы, соответствующего отношения к подчиненным и спецконтингенту и др.

Особый характер будущей работы требует приобретения курсантами специальных знаний, умений и навыков, которые реализуются:

1. В организационно-управленческой деятельности, подразумевающей умение оперативно, в предельно сжатые сроки сформировать и довести до исполнения решения, причем в оптимальные с точки зрения достижения поставленной цели сроки.

Главной целью формирования такого типа умений является привитие курсантам навыков по своевременному принятию высокоэффективных управленческих решений, основанных на реалистической оценке и прогнозе состояния оперативно-режимной обстановки в учреждении (например, при захвате заложников из числа сотрудников, при массовых беспорядках и неповиновениях, при побеге, в ситуациях, связанных с нарушением режима содержания осужденными к лишению свободы).

2. В профессиональной деятельности, связанной со специализацией сотрудника службы исполнения наказаний и предполагающей приобретение знаний в области осуществления охраны и конвоирования в УИС, отвечающей квалификационным требованиям, предъявляемым к специалисту данного профиля подготовки.

3. В коммуникативной деятельности, подразумевающей обязательность формирования умений воспитывать вверенный личный состав в духе неукоснительного исполнения законов РФ, управлять морально-психологическим состоянием подчиненных, коллектива сотрудников и групп осужденных. Коммуникативная деятельность обеспечивается наличием глубоких знаний в области пенитенциарной педагогики и психологии, широкой эрудиции, коммуникабельности [6].

Результатами профессиональной подготовки в образовательном учреждении являются:

■ качественное выполнение функциональных обязанностей по должностному пр едназначению;

■ умение грамотно обосновывать, принимать решения и исполнять их в сложных (в том числе экстремальных) условиях служебной деятельности;

■ обеспечение безопасных условий служебной деятельности для подчиненных (сотрудники несут службу с оружием);

■ способность адаптироваться к изменяющимся условиям служебной деятельности за счет общеобразовательной и профессиональной подготовки;

■ умение строить межличностные отношения в направлении сотрудничества, управлять морально-психологическим состоянием коллектива сотрудников;

■ сформированная потребность в самообразовании и самостоятельном повышении квалификации, в личностном самосовершенствовании и развитии;

■ владение современными информационными, образовательными и воспитательными технологиями [7].

Результаты социально-психологических исследований, проведенные психологической службой УИС, свидетельствуют о прямой зависимости подверженности сотрудника исправительного учреждения профессиональной деформации от уровня его образованности. Чем выше общий уровень интеллекта, тем меньше сотрудник заимствует в речи специфический жаргон осужденных, меньше проявлений «раболепия» перед начальством, тем более широк круг интересов и потребностей, выше его ориентация на выявление положительных качеств в осужденном, а в итоге - выше оценка его деятельности руководителем. Чем ниже уровень развития интеллекта, тем более выражена профессиональная деформация.

Профессиональная подготовка сотрудников для подразделений службы охраны и конвоирования в УИС в Воронежском институте, обеспечивающая в дальнейшем эффективную профессиональную деятельность, наряду с профессионально-служебной (организационно-управленческой, юридической, физической и боевой) включает морально-психологиче-

скую и профессионально-психологическую подготовку.

Построенная подобным образом система подготовки специалистов для работы в УИС является эффективной по критериям общей успешности и по качественному показателю.

Существенным отличием работы сотрудников подразделений конвоирования является наличие у них огнестрельного оружия при несении службы, что обусловлено спецификой выполняемых обязанностей, повышенной степенью опасности для жизни и здоровья.

В современных условиях к сотрудникам подразделений охраны и конвоирования в УИС, особенно к тем, кто принимает участие в проведении специальных операций по поиску, обнаружению, задержанию, а при необходимости -и уничтожению вооруженных преступников, предъявляются высокие требования к огневой подготовке. Если раньше они ограничивались хорошими показателями стрельбы по неподвижным мишеням, то теперь этого недостаточно. Сегодня сотрудник УИС должен быть постоянно готов к тому, чтобы при необходимости вести огонь из любого положения и различными способами, уметь поразить цель с одного-двух выстрелов, независимо от того, в какой руке находится оружие. Он должен в совершенстве владеть навыками ведения огня с использованием таких приемов, как стрельба с двух рук, со сменой магазина, скоростная стрельба и стрельба навскидку.

Решение этой задачи в вузе осуществляется следующими путями:

1) в рамках занятий по огневой подготовке больше внимания уделяется практическим занятиям с оружием;

2) формирование умений и навыков стрельбы из пистолета осуществляется в том числе в интерактивном тире института;

3) проводятся дополнительные занятия с курсантами, которые испытывают трудности во время обучения стрельбе;

4) организуются соревнования по стрельбе;

5) наиболее подготовленными сотрудниками вуза и приглашенными мастерами спорта по стрельбе проводятся мастер-классы;

6) осуществляется взаимодействие со структурными подразделениями охраны и конвоирования УФСИН России по Воронеж-

ской области, обмен опытом подготовки и несения службы сотрудниками с оружием.

Чтобы добиться стабильных результатов во владении оружием, надо иметь глубокие теоретические знания, хорошую техническую, тактическую и физическую подготовленность, высокие морально-волевые и психологические качества. Поэтому важным направлением профессиональной подготовки курсантов в вузе считается формирование у них морально-психологической подготовленности.

Психологическая подготовка включает два основных блока вопросов:

во-первых, психологические аспекты обращения с оружием при повседневном несении службы;

во-вторых, те проблемы, которые могут проявиться в случае чрезвычайной, экстремальной ситуации, когда у сотрудника возникнет необходимость применить оружие на поражение.

Именно поэтому понимание реальной угрозы оружия для курсантов должно стать адекватным, стимулирующим к дисциплинированности, серьезному отношению к службе.

Важными шагами в этом направлении, на наш взгляд, являются: знакомство курсантов в процессе их профессионального становления (как в учебное, так и внеучебное время) с нормами и требованиями к поведению сотрудников УИС, формирование у них представлений о правильном поведении в служебных и неслужебных ситуациях, о важности работы над собой, необходимости совершенствования профессиональной культуры поведения в дальнейшем.

Цель проводимых занятий по морально-психологической подготовке - формирование и развитие у каждого курсанта морально-психологической устойчивости как необходимой составной части их профессиональной подготовленности, выражающейся в ее соответствии с моральными требованиями уголовно-исполнительной деятельности, в наличии у них потребности и умений соизмерять и осуществлять свою деятельность согласно высоким моральным критериям. От уровня ее сформиро-ванности зависит отношение сотрудника к выполняемой служебной деятельности, к самому себе и другим людям. Это важная характеристика воспитанности и обученности личности,

ее профессиональной культуры и образованности.

Содержание морально-психологической подготовки определяется целью и задачами профессиональной подготовки курсантов и выражается в программах, тематических планах и содержании занятий, проводимых с курсантами.

В общем виде в программу такой подготовки входят следующие разделы: человек, общество, мораль; право и мораль; моральные вопросы профессионального долга сотрудника УИС; морально-психологические аспекты общения и взаимоотношений сотрудника с другими сотрудниками и с осужденными; морально-психологические особенности действий сотрудника в экстремальных условиях; морально-психологические основы поведения в быту, основы здорового образа жизни.

В вузе в процесс обучения широко внедряются активные методы подготовки специалистов. Побуждать курсантов анализировать, прогнозировать, обосновывать события, условия и действия, а также выполнять их (в игровом варианте - в учебной аудитории, на полигоне или на местности) в психологически напряженных учебных условиях, приближенных к реальным, - эти задачи стали основными направлениями учебно-педагогического процесса в вузе сегодня.

Формирование профессиональных навыков производится и во внеучебное время в виде тренировок, деловых игр, тренажей и стажировок в выполнении должностных обязанностей внутри учебно-строевого подразделения. Курсанты знакомятся с будущей профессиональной деятельностью, используя модели и макеты исправительных учреждений, учебные городки с оборудованными спецвагонами для конвоирования осужденных, камерами предварительного заключения.

В учебном процессе на начальных курсах обучения важную роль играют деловые игры, активизирующие полученные курсантами знания, умения и навыки. Во время проведения игры обеспечивается эмоциональная насыщенность обучения, появляется высокая мотивация. Кроме того, в процессе игры возможная жизненная ситуация представляется мысленно и решается не практически, а теоретически, так как курсанты еще не владе-

ют в полной мере своей специальностью. Использование проблемных заданий способствует соблюдению всех условий, необходимых для продуктивного творчества: проведение детального анализа, видение за частным общего, глубокое исследование сущности явления, его связи с другими явлениями, изучение общих закономерностей научного познания, решение проблемы и нахождение новых, нерешенных проблем.

Результатом реализации мероприятий данной стадии обучения является подготовка специалиста, способного самостоятельно решать большинство задач будущей профессиональной деятельности, но не получившего еще необходимого практического опыта работы.

В ходе ознакомительной практики и стажировки в исправительных учреждениях ФСИН России курсанты получают опыт самостоятельного исполнения должностных обязанностей. В результате этого окончательно формируется личность сотрудника УИС, определяются его аксиологические приоритеты.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На этапе включения в профессиональную деятельность происходит существенное увеличение доли самостоятельной работы курсантов в приобретении знаний, умений, навыков, о чем свидетельствует рост числа занятий, на которых от обучающихся требуется творческий подход к решению нестандартных ситуаций, которые возможны в исправительных учреждениях (массовые беспорядки, захват заложников, демонстративно-шантажное поведение осужденных, побеги и т. п.).

На данной стадии преподаватели используют разнообразные методики, формы, средства, способствующие самореализации личности, повышающие ее творческие возможности. Проводятся практические занятия и семинары в форме беседы, круглого стола, микроконференции, на которых курсанты получают возможность свободно обмениваться мнениями, высказывать разные точки зрения на проблему, предлагать варианты ее решения. Это, в свою очередь, способствует развитию воображения, гибкости и дивергентности мышления. Ролевые ситуации могут быть предложены самими курсантами, поэтому сюжеты являются для преподавателей своеобразным тестом, показывающим уровень развития и осведомленности обучаемых. При анализе акцент делается на

логику поведения обучаемых, убедительность приведенных ими доводов, профессионализм принятых ими решений.

В связи с тем, что сотрудник в течение своей службы занимает ряд должностей, отличающихся друг от друга объемом необходимых профессиональных знаний, умений и навыков, уровнем ответственности, мы можем говорить о непрерывной профессиональной подготовке, обеспечивающей качественное исполнение функциональных обязанностей на любой должности, совершенствуя при этом уровень профессиональной компетенции.

При этом основными признаками профессиональной подготовки в Воронежском институте являются:

■ целостность;

■ длительность (в течение всего периода службы в пенитенциарной системе);

■ универсальность как основа подготовки специалиста широкого профиля;

■ акцент на самообразование, самовоспитание, самооценку;

■ индивидуализация, учитывающая наличие и развитие профессионально важных способностей и качеств личности;

■ стимулирование мотивации к росту профессионального мастерства и др.

Направленность системы высшего образования на перспективу профессиональной деятельности и развитие специалиста в течение всей жизни возможна только тогда, когда в вузе закладываются базовые основы и начинается его профессиональное становление, предусматривающее готовность к саморазвитию.

В соответствии с таким подходом профессиональная подготовка курсантов в период обучения в вузе играет значительную роль в определении их дальнейшей карьеры, формировании основ профессионализма, воспитании у них таких профессионально важных качеств, которые позволят молодым специалистам самоутвердиться на службе. ■

1. Зимняя И. А. Ключевые компетенции: новая парадигма результата современного образования [Электронный ресурс] И. А. Зимняя // Эйдос. - 2006. - 5 мая. - URL: http://www.eidos.ru/ journal/2006/0505.htm (дата обращения: 20.03.2014).

2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. № 1772-р «О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года» // СЗ РФ. -2010. № 43. Ст. 5544.

3. Оспанова Б. А. Стратегические ориентиры модернизации профессионального образования в Казахстане в подготовке креативно-востребованного специалиста // Международный журнал экспериментального образования. - 2012. - № 5. - С. 37.

4. Сериков В. В. Образование и личность. Теория и практика; проектирования педагогических систем / В. В. Сериков. - М.: Логос, 1999. - С. 31.

5. Солянкина Л. Е. Практико-ориентирован-ная направленность подготовки бакалавра в вузе / Л. Е. Солянкина // Среднее профессиональное образование. - 2009. - № 2. - С. 6-9.

6. Ковтуненко Л.В. Профессиональное становление сотрудников службы исполнения наказаний в ведомственных образовательных учреждениях: монография / Л. В. Ковтуненко. - Воронеж: Издательство Воронежского института ФСИН России, 2008. - С. 36.

7. Там же. - С. 36.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.