Научная статья на тему 'К вопросу о единообразии тем выпускных квалификационных (дипломных) работ и курсовых работ обучаемых'

К вопросу о единообразии тем выпускных квалификационных (дипломных) работ и курсовых работ обучаемых Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
240
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУРСОВАЯ РАБОТА / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА / ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА / ПЛАГИАТ / МЕТОДИКА / TERM PAPER / THESIS / FINAL QUALIFYING WORK / PLAGIARISM / METHODOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Морозов Алексей Сергеевич

В статье рассматривается методика улучшения качества курсовых и выпускных квалификационных работ посредством приведения их тем к единообразию. При определении тем курсовых работ автором предлагается исходить из конечной цели научной деятельности обучаемого выпускной квалификационной работы. Делается вывод о необходимости формирования для обучаемых единого списка тем курсовых работ по различным дисциплинам, которые направлены на раскрытие итоговой темы выпускной квалификационной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Морозов Алексей Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The question of the uniformity of the final qualification (diploma) work and coursework of learners

The article deals with the technique of improving the quality of course and final qualifying works by bringing them to uniformity. In determining the topics of term papers the author proposes to proceed from the ultimate goal of scientific activity of the student final qualifying work. It is concluded that it is necessary to form for students a single list of topics of coursework in various disciplines, which are aimed at the disclosure of the final theme of the final qualifying work.

Текст научной работы на тему «К вопросу о единообразии тем выпускных квалификационных (дипломных) работ и курсовых работ обучаемых»

2. Малкова, Т. В. Использование возможностей социальных сетей в образовательном процессе // Труды Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. — 2014. — Т. 2.

3. Сетевой проект ВКонтакте. — URL: https://online-vkontakte.ru/2018/10/skolko-lyudej-zaregistrirovano-v-vk.html (дата обращения: 30.04.2019).

4. GlobalWebIndex. — URL: https://www.globalwebindex.com/ (дата обращения: 30.04.2019).

5. WebCanabe — URL: https://www.web-canape.ra/business/vsya-statistika-interneta-na-2019-god-v-mire-i-v-rossii/ (дата обращения: 30.04.2019).

Сведения об авторе

Малкова Татьяна Вячеславовна: ФГКОУ ВО Санкт-Петербургский университет МВД России (г. Санкт-Петербург, Российская Федерация), доцент кафедры иностранных языков. E-mail: tatyanamalkova@gmail.com

Information about the author

Malkova Tatiana Viacheslavovna: St. Petersburg University of the Ministry of Interior of Russia (St. Petersburg, Russia), assistant professor at the Chair of Foreign Languages. E-mail: tatyanamalkova@gmail.com

УДК 378.14

© Морозов А. С., 2019

К ВОПРОСУ О ЕДИНООБРАЗИИ ТЕМ ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ (ДИПЛОМНЫХ) РАБОТ И КУРСОВЫХ РАБОТ ОБУЧАЕМЫХ

В статье рассматривается методика улучшения качества курсовых и выпускных квалификационных работ посредством приведения их тем к единообразию. При определении тем курсовых работ автором предлагается исходить из конечной цели научной деятельности обучаемого — выпускной квалификационной работы. Делается вывод о необходимости формирования для обучаемых единого списка тем курсовых работ по различным дисциплинам, которые направлены на раскрытие итоговой темы выпускной квалификационной работы.

Ключевые слова: курсовая работа; дипломная работа; выпускная квалификационная работа; плагиат; методика.

© Morozov A. S., 2019

THE QUESTION OF THE UNIFORMITY OF THE FINAL QUALIFICATION (DIPLOMA) WORK AND COURSEWORK

OF LEARNERS

The article deals with the technique of improving the quality of course and final qualifying works by bringing them to uniformity. In determining the topics of term papers the author proposes to proceed from the ultimate goal of scientific activity of the student — final qualifying work. It is concluded that it is necessary to form for students a single list of topics of coursework in various disciplines, which are aimed at the disclosure of the final theme of the final qualifying work.

Keywords: term paper; thesis; final qualifying work; plagiarism; methodology.

Технологический прогресс, быстрое развитие информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе «Интернет», существенно упростили работу, связанную с поиском и обработкой информации. Обратной стороной процесса компьютеризации общества стало снижение степени оригинальности создаваемой информации. В настоящее время наблюдаются высокий уровень плагиата как среди текстов курсовых, дипломных работ, так и диссертаций на соискание ученых степеней кандидата и доктора наук, о чем свидетельствуют многочисленные отмены результатов защит диссертационных исследований.

На сегодняшний день студенты, курсанты и слушатели за период своего обучения в зависимости от специальности (направления подготовки) выполняют от 8 до 10 курсовых работ, что соответствует одной курсовой работе за семестр. «Количество» и «ка-

чество» — категории обратно пропорциональные. Большое количество курсовых работ нередко приводит к их низкому качеству. В этой связи возникает необходимость мотивации обучающихся на выполнение качественных, самостоятельных, в действительности научных работ в период обучения.

Другой, не менее важной проблемой, является проблема выполнения выпускных квалификационных работ курсантами, студентами и слушателями выпускных курсов. Дипломная работа объемом в 60-80 страниц со списком литературы, насчитывающим не менее 50 источников, выполняется в течение одного года. К сожалению, такие временные рамки и высокие требования к оформлению и содержанию выполняемых работ являются приемлемыми не для всех категорий обучаемых, что может выражаться в низком качестве работ обучаемых.

В целях повышения качества курсовых, дипломных работ, а в перспективе — и диссертаций на соискание ученых степеней кандидата и доктора наук, необходимо упорядочить, систематизировать, унифицировать тематику выпускных квалификационных работ и курсовых работ обучаемых.

Реализация данной идеи может быть осуществлена в следующем порядке. Профессорско-преподавательским составом кафедр, на которых выполняются выпускные квалификационные работы, разрабатывается перечень выпускных квалификационных работ. Со временем, с развитием общественных отношений, а следовательно, и авторской и правовой мысли, тематика дипломных работ подвергнется изменениям, но общий их вектор, сущностная направленность останется неизменной.

На каждую тему создается отдельная таблица, в которой указывается наименование кафедр, а также семестры, в которых выполняются курсовые работы (см. приложение). Данные таблицы размещаются в общем доступе для профессорско-преподавательского состава соответствующих кафедр. В дальнейшем кафедрами разрабатываются темы курсовых работ по соответствующим дисциплинам с учетом итоговой темы

выпускной квалификационной работы, которые также вносятся в таблицу.

В итоге, выбирая на первом курсе тему выпускной квалификационной работы, обучаемый получает весь перечень обеспечивающих ее курсовых работ, план работы на последующий многолетний период обучения. Обучаемому предлагается уже на первом курсе выбрать блок тем курсовых работ по различным дисциплинам и примерную тему выпускной квалификационной работы, которая будет иметь общий объект исследования с выполненными курсовыми работами. В результате решаются следующие задачи:

1. Обучаемые получают мотивацию качественного выполнения курсовых работ в период обучения, так как их основные положения могут быть ими в дальнейшем использованы при выполнении выпускных квалификационных работ, что неизбежно повлечет повышение качества курсовых работ. При этом каждая последующая работа может быть основана на научных разработках, полученных в результате написания предыдущей работы по методу «снежного кома», что также повысит качество каждой из последующих курсовых работ в арифметической, а быть может, и в геометрической прогрессии.

2. Отдельные вопросы выпускной квалификационной работы, лежащие в

области специальных знаний различных учебных дисциплин, будут рассматриваться с участием научных руководителей по курсовым работам, являющихся специалистами в данных областях науки.

3. К выпускному курсу у обучаемого будет сформировано большое количество качественного авторского всестороннего печатного материала по теме, который он может использовать в тексте своей выпускной квалификационной работы. Таким образом, процесс написания выпускной квалификационной работы фактически, займет не 1 год, а 5 лет, что значительно повысит ее качество.

4. Единая направленность тем курсовых работ создаст значимые предпосылки для научной деятельности обучаемых: результаты исследования могут быть апробированы на различного рода научных кружках, круглых столах, конференциях и тому подобных мероприятиях, закономерным результатом которых могут стать публикации в научных журналах, призовые места на научных конкурсах и олимпиадах. Кроме того, та часть обучаемых, которая не занималась научной деятельностью в силу отсутствия времени, знаний, мотивации, сможет гармонично совмещать учебный и научно-исследовательский процесс.

5. Обучающиеся, выполняющие на протяжении всего периода обучения научные работы на единую тематику, сформируют профессиональные компетенции, способные им пригодиться в прикладной правоприменительной деятельности на службе, что повлечет повышение уровня профессионализма выпускников ведомственных вузов, степень готовности к выполнению поставленных перед ними задач.

В целях установления возможности синхронизации тем выпускных квалификационных работ и тем курсовых работ обучаемых был проанализирован перечень выпускных квалификационных работ ряда кафедр Кузбасского института ФСИН России: уголовного права; уголовно-исполнительного права и криминологии; оперативно-розыскной деятельности и организации исполнения наказаний в УИС. Рассмотрены темы курсовых работ по дисциплинам «Теория государства и права», «Конституционное право России», «Уголовное право», «Гражданское право», «Уголовно-исполнительное право», «Криминалистика», «Организация охраны», «Организация конвоирования», содержащиеся в рабочих программах для курсантов, обучающихся по специальности 40.05.02 «Правоохранительная деятельность», квалификация выпускника — юрист, специ-

ализация «Обеспечение безопасности в уголовно-исполнительной системе», ведомственная специализация «Организация охраны и конвоирования в УИС».

Анализ имеющихся тем курсовых работ по различным дисциплинам дает основание полагать, что в подавляющем большинстве случаев они могут быть сгруппированы в блоки, объединенные общей тематикой, а именно — темой выпускной квалификационной работы. В случае если темы курсовых работ будут разработаны специально в рамках обеспечения тем выпускных

квалификационных работ, процент их соответствия значительно увеличится и может составить 100 %.

Ожидаемым результатом внедрения указанной педагогической технологии является повышение качества выполняемых курсовых и выпускных квалификационных работ, значительное снижение уровня недобросовестных заимствований (плагиата), увеличение числа обучаемых, занимающихся научной деятельностью, а следовательно, и повышение качества знаний, умений и навыков сотрудников уголовно-исполнительной системы.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Таблица соответствия темы выпускной квалификационной работы

и тем курсовых работ

№ п/п Семестр Кафедра Дисциплина Тема

1. 2 сем. Государственно-правовых дисциплин Теория государства и права Правоохранительные органы в механизме современного государства

2. 3 сем. Государственно-правовых дисциплин Конституционное право России Особенности реализации конституционных прав, свобод и обязанностей лиц осужденных к лишению свободы

3 4 сем. Уголовного права Уголовное право Уголовная ответственность за преступления в сфере экономической деятельности

4. 5 сем. Гражданско-правовых дисциплин Гражданское право Учреждения уголовно-исполнительной системы как субъекты предпринимательской деятельности

5. 6 сем. Уголовно- Уголовно- Правовое регулирование труда

№ п/п Семестр Кафедра Дисциплина Тема

исполнительно- исполни- осужденных к лишению свободы

го права и кри- тельное

минологии право

Уголовно- Уголовно- Уголовно-процессуальные

6. 7 сем. процессуального права и крими- процессуальное пра- основы производства неотложных следственных действий

налистики во в исправительных учреждениях

Уголовно- Особенности расследования

7. 8 сем. процессуального права и криминалистики Криминалистика преступлений, совершаемых на производственных объектах учреждений УИС

Оперативно-

розыскной дея- Особенности организации охра-

8. 8 сем. тельности и организации исполнения наказаний Организация охраны ны производственных участков (зон), располагающихся отдельно от жилых зон

9. 8 сем. Оперативно-розыскной деятельности и организации исполнения наказаний Организация конвоирования Особенности конвоирования осужденных на производственные участки, располагающиеся отдельно от жилых зон, и обратно

Уголовно-

10. 10 сем. исполнительного права и криминологии ВКР Правовое регулирование труда осужденных к лишению свободы

Литература

1. Перечень выпускных квалификационных работ кафедры УИП и К на 20182019 учебный год.

2. Перечень выпускных квалификационных работ кафедры УП на 2018-2019 учебный год.

3. Перечень выпускных квалификационных работ кафедры ОРД и ОИН в УИС на 2018-2019 учебный год.

4. Рабочая программа дисциплины «Теория государства и права» для курсантов, обучающихся по специальности 40.05.02 «Правоохранительная деятельность», квалификация выпускника — юрист, специализация «Обеспечение безопасности в уголовно-исполнительной системе», ведомственная специализация «Организация охраны и конвоирования в УИС».

5. Рабочая программа дисциплины «Конституционное право России» для курсантов, обучающихся по специальности 40.05.02 «Правоохранительная деятельность», квалификация выпускника — юрист, специализация «Обеспечение безопасности в уголовно-исполнительной системе», ведомственная специализация «Организация охраны и конвоирования в УИС».

6. Рабочая программа дисциплины «Уголовное право» для курсантов, обучающихся по специальности 40.05.02 «Правоохранительная деятельность», квалификация выпускника — юрист, специализация «Обеспечение безопасности в уголовно-исполнительной системе», ведомственная специализация «Организация охраны и конвоирования в УИС».

7. Рабочая программа дисциплины «Гражданское право» для курсантов, обучающихся по специальности 40.05.02 «Правоохранительная деятельность», квалификация выпускника — юрист, специализация «Обеспечение безопасности в уголовно-исполнительной системе», ведомственная специализация «Организация охраны и конвоирования в УИС».

8. Рабочая программа дисциплины «Уголовно-исполнительное право» для курсантов, обучающихся по специальности 40.05.02 «Правоохранительная деятельность», квалификация выпускника — юрист, специализация «Обеспечение безопасности в уголовно-исполнительной системе», ведомственная специализация «Организация охраны и конвоирования в УИС».

9. Рабочая программа дисциплины «Уголовно-процессуальное право» для курсантов, обучающихся по специальности 40.05.02 «Правоохранительная деятельность», квалификация выпускника — юрист, специализация «Обеспечение безопасности в уголовно-исполнительной системе», ведомственная специализация «Организация охраны и конвоирования в УИС».

10. Рабочая программа дисциплины «Криминалистика» для курсантов, обучающихся по специальности 40.05.02 «Правоохранительная деятельность», квалификация выпускника — юрист, специализация «Обеспечение безопасно-

сти в уголовно-исполнительной системе», ведомственная специализация «Организация охраны и конвоирования в УИС».

11. Рабочая программа дисциплины «Организация охраны» для курсантов, обучающихся по специальности 40.05.02 «Правоохранительная деятельность», квалификация выпускника — юрист, специализация «Обеспечение безопасности в уголовно-исполнительной системе», ведомственная специализация «Организация охраны и конвоирования в УИС».

12. Рабочая программа дисциплины «Организация конвоирования» для курсантов, обучающихся по специальности 40.05.02 «Правоохранительная деятельность», квалификация выпускника — юрист, специализация «Обеспечение безопасности в уголовно-исполнительной системе», ведомственная специализация «Организация охраны и конвоирования в УИС».

Сведения об авторе

Морозов Алексей Сергеевич: ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России (г. Новокузнецк, Российская Федерация), доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин, кандидат юридических наук. E-mail: morozovlalex@yandex.ru

Information about the author

Morozov Alexey Sergeevich: Kuzbass Institute of the FPS of Russia (Novokuznetsk, Russia), associate Professor of the Chair of Civil Law Disciplines, candidate of law. E-mail: morozovlalex@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.