Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ ПОДРОСТКОВ К СДАЧЕ НОРМ ГТО В ПРОЦЕССЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ ПОДРОСТКОВ К СДАЧЕ НОРМ ГТО В ПРОЦЕССЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
249
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПОДГОТОВКА И СДАЧА НОРМ ГТО / ПОДРОСТКИ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кокаева Ирина Юрьевна, Афов Алихан Хаджумарович

Среди разнообразных направлений внеурочной организации образовательного процесса, особую значимость для современных детей имеет спортивно-оздоровительное направление. В своей статье авторы предлагают использовать подготовку к сдаче ГТО как инновационную форму внеурочной работы и на основе анализа специальной литературы, а также собственных практических наблюдений доказывают, что при определенных условиях и технологиях подготовка к сдаче норм ГТО становится эффективным способом организации внеурочной спортивно-оздоровительной деятельности. Раскрывая научно-теоретические основы организации внеурочной спортивно-оздоровительной деятельности в общеобразовательной школе, авторы подтверждают, что приобщение детей и молодежи к сдаче норм ГТО обеспечивает физическое и нравственное оздоровление подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кокаева Ирина Юрьевна, Афов Алихан Хаджумарович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF TRAINING FOR TEENAGERS IN THE COURSE OF EXTRA-TIME ACTIVITIES

Among the various directions of the extracurricular organization of the educational process, sports and recreation are of particular importance for modern children. In their article, the authors propose to use preparation for passing the GTO as an innovative form of extracurricular work and, based on the analysis of special literature, as well as their own practical observations, they prove that, under certain conditions and technology, preparation for passing the All-Russian physical culture and sports complex «Ready for Labor and Defense» (GTO) becomes an effective way of organizing extracurricular sports and recreation activities. Revealing the scientific and theoretical foundations of the organization of extracurricular sports and recreation activities in a general education school, the authors confirm that the introduction of children and young people to passing the RLD norms ensures the physical and moral improvement of adolescents.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ ПОДРОСТКОВ К СДАЧЕ НОРМ ГТО В ПРОЦЕССЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

6. European Commission (2008, 16 December). Communication from the Commission to the European Parliament, the Council, the European Economic and Social Committee and the Committee of the Regions: An updated strategic framework for European cooperation in education and training COM (2008) 865 final. Brussels: European Union, http://ec.europa.eu/education/lifelong-learning-policy/ doc/com865_en.pdf

7. Neuville Thomas J. 40 yeas towards school inclusion in the us: lessons learned and the promise of the future / J. Neuville Thomas // Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: сб. материалов II Междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред.: С.В. Алехина. - Москва: Буки Веди, 2013. - С. 673-679

8. Starss, Randal A Practical Education: Why Liberal Arts Majors Make Great Employees, Stanford University Press, 2013. - 75-83 р.

Педагогика

УДК 37.02; 373.5

доктор педагогических наук профессор Кокаева Ирина Юрьевна

Чеченский государственный университет (г. Грозный),

Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова» (г. Владикавказ); аспирант Афов Алихан Хаджумарович

Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России (г. Нальчик)

ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ ПОДРОСТКОВ К СДАЧЕ НОРМ ГТО В ПРОЦЕССЕ ВНЕУРОЧНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. Среди разнообразных направлений внеурочной организации образовательного процесса, особую значимость для современных детей имеет спортивно-оздоровительное направление. В своей статье авторы предлагают использовать подготовку к сдаче ГТО как инновационную форму внеурочной работы и на основе анализа специальной литературы, а также собственных практических наблюдений доказывают, что при определенных условиях и технологиях подготовка к сдаче норм ГТО становится эффективным способом организации внеурочной спортивно-оздоровительной деятельности. Раскрывая научно-теоретические основы организации внеурочной спортивно-оздоровительной деятельности в общеобразовательной школе, авторы подтверждают, что приобщение детей и молодежи к сдаче норм ГТО обеспечивает физическое и нравственное оздоровление подростков.

Ключевые слова: внеурочная деятельность, подготовка и сдача норм ГТО, подростки, здоровый образ жизни, физическое развитие.

Annotation. Among the various directions of the extracurricular organization of the educational process, sports and recreation are of particular importance for modern children. In their article, the authors propose to use preparation for passing the GTO as an innovative form of extracurricular work and, based on the analysis of special literature, as well as their own practical observations, they prove that, under certain conditions and technology, preparation for passing the All-Russian physical culture and sports complex «Ready for Labor and Defense» (GTO) becomes an effective way of organizing extracurricular sports and recreation activities. Revealing the scientific and theoretical foundations of the organization of extracurricular sports and recreation activities in a general education school, the authors confirm that the introduction of children and young people to passing the RLD norms ensures the physical and moral improvement of adolescents.

Keywords: extracurricular activities, preparation and delivery of the GTO standards, adolescents, a healthy lifestyle, physical development.

Введение. С введением федеральных образовательных стандартов основного общего образования (ФГОС ООО) внеурочная деятельность стала неотъемлемой частью образовательного процесса, обеспечивающей успешную реализацию всех ее требований [11.

Внеурочная деятельность наряду с учебной направлена на достижение планируемых личностных, метапредметных и предметных результатов, но в отличии от нее предоставляет всем обучающимся «возможность выбора направленности занятий по своим интересам, личностным особенностям и самостоятельность образовательного учреждения в наполнении этой деятельности конкретным содержанием» [41.

В настоящее время она реализуется по следующим направлениям учебно-воспитательной деятельности: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное и общекультурное [5]. Большое значение в формировании социально активного молодого гражданина, соизмеряющего свои поступки с нравственными ценностями, умеющего достигать взаимопонимания и сотрудничества для достижения общих результатов, а также выполняющего правила здорового образа жизни имеет спортивно-оздоровительная внеурочная деятельность.

По нашему глубокому убеждению, подготовка к сдаче норм ГТО среди подростков может стать эффективной технологией организации этого направления в основной школе.

Цель исследования - определить условия и технологии организации подготовки подростков к сдаче нормативов ГТО в процессе внеурочной деятельности и практически проверить их эффективность.

Для достижения цели были определены сопутствующие задачи:

1. Определить отношение подростков к внеурочной деятельности.

2. Выявить роль как внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления на развитие личностных качеств подростков.

3. Определить педагогические условия и эффективные технологии для успешной организации внеурочной подготовки подростков к сдаче нормативов (испытаний) ГТО.

Изложение основного материала статьи. Немецкий философ, психолог и педагог Ф.И. Гербарт, основоположник воспитывающего обучения и теории авторитарного воспитания говорил, что «высшая цель воспитания заключается в формировании нравственной личности морально сильного характера» [81. В своей известной книге «Общая педагогика Гербарта», ученый выделял следующие принципы, на которых должно быть построено воспитание обучающихся: совершенство, доброжелательность, справедливость, право, свобода». Именно эти принципы лежат в основе возрождения в Российской Федерации всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне!» (ГТО).

По мнению А.М. Кондакова, В.С. Кузнецова, Г.А. Колодницкого, О.А. Ус и ряда других ученых, внеурочная форма организации образовательного процесса имеет большое значение в целенаправленном решении конкретных воспитательных задач, направленных на достижение личностных результатов обучающихся [3; 7]. О значении внеурочной спортивно-

оздоровительной деятельности в общеобразовательной школе написано немало работ, однако технология организации подготовки подростков к сдаче нормативов ГТО как к внеурочной деятельности остаются малоизученными.

Экспериментальное исследование было проведено на базе трех образовательных организаций Республики Кабардино-Балкария («Лицей № 2», гимназия № 5, МБОУ СОШ № 17 (г. Нальчик)). Всего принимали 147 человек.

Изоляция, связанная с распространением Covid - 19, переход на дистанционные формы обучения привели к значительному сокращению двигательной активности обучающихся, а гиподинамия моментально отразилась на физическом и психоэмоциональном состоянии. Результаты многочисленных исследований свидетельствуют о том, что физическая выносливость и здоровье современных подростков заметно снизились за последние тридцать лет [6].

В связи с этим, по инициативе Президента РФ, было принято решение о возрождении сдачи нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) [2]. Подготовка и сдача нормативов ГТО, по нашему глубокому убеждению, открывает новые возможности для развития физической подготовленности детей и подростков, укрепления здоровья всех граждан Российской Федерации.

Планировалось, что к 2020 году численность граждан, принимающих участие в сдаче нормативов (ГТО), возрастет и составит не менее 40%, а общая численность молодых людей, систематически занимающихся физической культурой и спортом возрастет с 45% (2012 г.) до 80% [3]. Однако мониторинг, проведенный нами два года назад среди подростков Республики Кабардино-Балкарии показал, что практическое внедрение сдачи норм ГТО протекает пассивно и без особого энтузиазма.

Среди девятиклассников трех общеобразовательных школ г. Нальчик (всего197 человек) было проведено анкетирование, которое позволило определить отношение подростков к занятиям физической культурой и спортом, а также количество школьников, желающих принять участие в сдаче норм ГТО. Оказалось, что хотят сдать нормативы и получить золотой, серебряный или бронзовый значок отличия - 27% подростков. Настроенных против подготовки и сдачи норм ГТО было зафиксировано - около 35% девятиклассников. Оставшаяся доля подростков (35 %) оказались прагматичнее. На вопрос: «Собираетесь ли вы сдавать нормативы ГТО?», ответили: «Все зависит от того, какую я за это получу пользу (оценку по физической культуре, дополнительные баллы при поступлении, хорошую характеристику) или «Все зависит от моего свободного времени».

Результаты анкетирования свидетельствуют о том, что многие подростки не знают основной цели и задач комплекса ГТО, более 30% подростков не смогли охарактеризовать содержание тестов, не имеют четкого представления о значении физической подготовленности и роли комплекса ГТО в нем.

Наши наблюдения свидетельствуют о том, что если учителя систематически проводят культурно-просветительскую работу, знакомят детей со значением физкультуры и спорта в развитии обучающихся, то мотивация к подготовке и сдаче нормативов комплекса ГТО возрастает. Сдача нормативов ГТО является добровольной, но учитель может с учетом состояния здоровья обучающихся и региональных особенностей интересно организовать внеурочные занятия по подготовке к сдаче норм ГТО и привлечь подростков к успешной сдаче нормативов ГТО на золотой, серебряный и бронзовый значок.

Комплекс ГТО включает в себя 2 части: обязательные тесты и тесты по выбору. Подготовка к выполнению обязательных тестов может быть организована, а для непосредственно (территориально) в общеобразовательном учреждении, а для сдачи тестов по выбору можно использовать возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей. Следует помнить, что организация внеурочной деятельности через интеграцию общего и дополнительного образования является одним из эффективных способов реализации воспитательной составляющей ФГОС. Поэтому в содержание традиционных занятий по физической культуре в соответствии с учебными программами мы включили упражнения, направленные на развитие физических качеств, двигательных умений и навыков подростков, которые являются нормативами ГТО. В рамках внеурочной организации занятий мы использовали такие формы внеурочной деятельности как сетевое взаимодействие, соревнования, экскурсии, поисково-научные исследования и др.

В 2019 году нами был разработан план внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления «Моё первое Золото» (для подростков 13-15 лет). Основной целью кружка стала работа по подготовке старших подростков к сдаче нормативов ГТО, формирование здорового образа жизни, развитие нравственно-волевых качеств (целеустремленность, самостоятельность, ответственность, дисциплинированность, решительность, организованность, смелость, настойчивость и ответственность).

На основе содержания плана работы спортивно-оздоровительного кружка «Мое первое золото!» были утверждены режим, рабочая программа и расписание занятий. Работа кружка осуществлялась в форме дополнительного образовательного модуля «Физическое воспитание». Всем школьникам предоставлялась возможность посещать другие кружки в учреждениях дополнительного образования (музыкальных и художественных школах, в спортивных секциях и другие дополнительные занятия по выбору родителей (законных представителей) обучающихся).

В зависимости от желания и возможностей подростков предлагались различные варианты организации занятий в кружке «Моё первое Золото», а именно:

- для одного класса или групп одной параллели;

- в рамках расписания учебных занятий (в том числе нелинейного расписания);

- вне расписания учебных занятий (в выходные дни и (или) во время каникул [5].

При организации внеурочной деятельности ФГОС предусматривает возможность использования программ линейных курсов. Тогда на их изучение отводится определенное количество часов в неделю в соответствии с рабочей программой учителя физической культуры). Если внеурочная деятельность реализуется по программе нелинейных (тематических) курсов (как в нашем случае), то на занятия устанавливается общее количество часов в год в соответствии с планом внеурочной деятельности конкретного учителя (оно фиксируется в рабочей программе). При реализации своей программы нелинейного курса «Физическое воспитание» мы старались привлекать сетевые сообщества, юношеские организации, научно-практические конференции, олимпиады, научные исследования, общественно полезные практики, военно-патриотические объединения и т.д.

Следует отметить, что интерес к деятельности кружка по подготовке к сдаче нормативов ГТО среди обучающихся заметно возрастал на протяжении двух лет экспериментальной работы. В марте 2020 году из-за самоизоляции, вызванной распространением корон вирусной инфекции занятия были приостановлены. Однако, многие школьники продолжали свои тренировки в домашних условиях самостоятельно, поскольку для выполнения многих тестов ГТО не требуется специального оборудования и материально-технического оснащения. Свои результаты подростки фиксировали в дневниках самонаблюдений и дистанционно консультировались со своим учителем.

В 2020-2021 учебном году продолжилась апробация программы внеурочной деятельности «Моё первое золото». Следует отметить, что 92% школьников восьмых-девятых классов, участвующих в эксперименте по подготовке к сдаче комплекса ГТО, зарегистрировались на сайте ГТО, оформили заявки и успешно сдали нормативы (IV ступень) в республиканском центре тестирования (г. Нальчик). В торжественной обстановке 53% подростка получили золотой значок,

28% - серебряный и 19% - бронзовый значки. Основным мотивом внеурочных занятий спортивно-оздоровительного направления, в том числе и в кружке «Мое первое золото» школьники называли «крепкое здоровье», «физическую выносливость», «красивое телосложение» и другие нравственно-волевые качества.

Об эффективности разработанной и реализованной для подростков программы внеурочной деятельности свидетельствует возросший интерес к сдаче нормативов ГТО со стороны родителей (законных представителей). В перспективе будет рассмотрена возможность их участия в занятиях спортивно-оздоровительного кружка.

Выводы. Подготовку к сдаче нормативов ГТО можно рассматривать как одну из эффективных форм организации внеурочной спортивно-оздоровительной деятельности, обеспечивающей у обучающихся развития физических и личностных качеств. Эта цель в полной мере соответствует основным целям и заявленным в ФГОС результатам общего образования [2].

Успешной подготовке к сдаче норм ГТО в рамках внеурочных занятий способствовали следующие педагогические условия:

а) активная культурно-просветительская, мотивационно-стимулирующая воспитательная работа обеспечивающие сознательное и целенаправленное включение обучающихся, родителей и педагогов в спортивно-оздоровительную деятельность;

б) использование инновационных технологий для мотивации старших подростков к ведению здорового образа жизни и активной подготовке к сдаче нормативов ГТО;

в) организация научно-исследовательской и проектной деятельности, сетевого взаимодействия с республиканским Центром тестирования и учреждениями дополнительного образования, республиканским СМИ и др. организаций, пропагандирующих занятия физкультурой и спортом.

Интеграция уроков по физической культуре и внеурочных занятий по подготовке к сдаче норм ГТО является эффективным способом развития здорового образа жизни подростков, их физического здоровья, а также совершенства таких нравственно-волевых качеств обучающихся, как целеустремленность, ответственность, самостоятельность, сила, выносливость, справедливость и др.

Литература:

1. Федеральный государственный образовательной стандарт основного общего образования (утвержденный приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. №1897, с изменениями и дополнениями от 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г.). URL: http://base.garant.ru/55170507/ (дата обращения: 11.05.2021).

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 11 июня 2014 г. № 540 «Об утверждении Положения о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО)». URL: http://www.minsport.gov.ru /post540_11062014.pdf (дата обращения: 12.05.2021).

3. Афов А.Х., Кокаева И.Ю. Организационно-педагогические условия формирования нравственно-волевых качеств подростков при подготовке к сдаче нормативов ГТО // Проблемы современного педагогического образования: сборник научных трудов. Сер.: Педагогика и психология. - Ялта: РИО ГПА, 2020. - Вып. 66. - Ч. 1. - С. 16-19.

4. Внеурочная деятельность: содержание и технологии реализации: [16+] / науч. ред. И.В. Муштавинская, Т.С. Кузнецова. - Санкт-Петербург: КАРО, 2016. - 256 с. (Петербургский вектор внедрения ФГОС ООО). URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=462868 (дата обращения: 12.05.2021).

5. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - Москва: Просвещение, 2011. - С. 7.

6. Кокаева И.Ю. Двигательная активность младших школьников как средство развития физического и психоэмоционального здоровья // Экономические и гуманитарные исследования регионов. - 2017. - № 5. - С. 15-19.

7. Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А. Внеурочная деятельность. Подготовка к сдаче комплекса ГТО: учебное пособие для общеобразовательных организаций / В.С. Кузнецов, Г.А. Колодницкий. - М.: Просвещение, 2016. - С. 27.

8. Проблемы качества образования и их решение в образовательном учреждении: учебно-методическое пособие: [16+] / В.А. Алексеева, Т.Н. Белоусова, Е.А. Васильева и др.; авт.-сост. С.С. Татарченкова; под общ. ред. С.С. Татарченковой. - Санкт-Петербург: КАРО, 2012. - 120 с. URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=462575 (дата обращения: 12.05.2021).

Педагогика

УДК 378 + 37.013

доктор педагогических наук, профессор Колобова Лариса Владимировна

Оренбургский государственный педагогический университет (г. Оренбург)

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИНГВОКОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Аннотация. В статье рассматривается вопрос использования аутентичных материалов при формировании лингвокоммуникативной компетенции обучающихся в школе. В условиях глобализации необходимо осознать ценность межкультурного взаимодействия и взаимопонимания. Успех процесса обучения иностранному языку зависит и от корректно подобранного материала и технологий. В статье предлагаются возможные пути решения данной проблемы на уроке иностранного языка.

Ключевые слова: лингвокоммуникативная компетенция, учитель, обучающийся, аутентичные материалы, поликультурное образование, иностранный язык.

Annotation. The article deals with the use of authentic materials in the formation of linguistic and communicative competence of students at school. In the context of globalization, it is necessary to realize the value of intercultural interaction and mutual understanding. The success of the process of teaching a foreign language also depends on the correctly selected material and technologies. The article suggests possible ways to solve this problem in a foreign language lesson.

Keywords: linguistic and communicative competence, teacher, student, authentic materials, multicultural education, foreign language.

Введение. В настоящее время, в связи с бурным развитием информационного пространства и появлением новых средств коммуникации иностранный язык становится все более действенным фактором социального, культурного, экономического и научного прогресса общества. Возрастает потребность в специалистах, не просто владеющих иностранными языками, но способных употреблять иностранный язык в аутентичных ситуациях межкультурного общения,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.