Научная статья на тему 'РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННО-ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ У ПОДРОСТКОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К СДАЧЕ НОРМАТИВОВ КОМПЛЕКСА ГТО'

РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННО-ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ У ПОДРОСТКОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К СДАЧЕ НОРМАТИВОВ КОМПЛЕКСА ГТО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
102
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НРАВСТВЕННО-ВОЛЕВЫЕ КАЧЕСТВА / КОМПЛЕКС ГТО / СТАРШИЕ ПОДРОСТКИ / ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА / MORAL-VOLITIONAL QUALITIES / GTO COMPLEX / ADOLESCENTS / EXTRACURRICULAR ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Афов Алихан Хажмуратович

Большой потенциал в развитии нравственно-волевых качеств у подростков имеет Всероссийский физкультурно-спортивный Комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО). Однако, сдача нормативов испытаний (тестов) Комплекса ГТО является добровольным выбором каждого человека, не входит в программу «Физическая культура», учителя не используют подготовку и сдачу нормативов испытаний (тестов) в учебно-воспитательном процессе основного и дополнительного образования. На основе теоретического изучения проблемы и наблюдений за школьниками при организации подготовки к сдаче нормативов испытаний (тестов) авторы предлагают использовать подготовку к сдаче Комплекса ГТО как инновационную форму внеклассной работы и разрабатывают при этом модель, обеспечивающую эффективное формирование нравственно-волевых качеств у старших подростков 13-15 лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Афов Алихан Хажмуратович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF A MODEL FOR THE FORMATION OF MORAL-WILL-QUALITY QUALITIES FOR TEENAGERS WHEN PREPARING FOR THE DELIVERY OF THE STANDARD OF THE TRP COMPLEX

Great potential in the development of moral-volitional qualities in adolescents has the All-Russian Physical Culture and Sports Complex GTO. However, passing test standards for tests (tests) of the GTO Complex is a voluntary choice for each person, is not included in the Physical Culture program, teachers do not use the preparation and passing test standards (tests) in the educational process of basic and additional education. Based on a theoretical study of the problem and observations of schoolchildren in organizing preparation for passing test standards (tests), the authors propose using the preparation for passing the TRP Complex as an innovative form of extracurricular work and at the same time develop a model that ensures the effective formation of moral-volitional qualities in older adolescents 13- 15 years.

Текст научной работы на тему «РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННО-ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ У ПОДРОСТКОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К СДАЧЕ НОРМАТИВОВ КОМПЛЕКСА ГТО»

Педагогика

УДК 371; 37.01

аспирант Афов Алихан Хажмуратович

Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России (СКИ(ф) КрУ МВД России) (г. Нальчик)

РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННО-ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ У ПОДРОСТКОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К СДАЧЕ НОРМАТИВОВ КОМПЛЕКСА ГТО

Аннотация. Большой потенциал в развитии нравственно-волевых качеств у подростков имеет Всероссийский физкультурно-спортивный Комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО). Однако, сдача нормативов испытаний (тестов) Комплекса ГТО является добровольным выбором каждого человека, не входит в программу «Физическая культура», учителя не используют подготовку и сдачу нормативов испытаний (тестов) в учебно-воспитательном процессе основного и дополнительного образования. На основе теоретического изучения проблемы и наблюдений за школьниками при организации подготовки к сдаче нормативов испытаний (тестов) авторы предлагают использовать подготовку к сдаче Комплекса ГТО как инновационную форму внеклассной работы и разрабатывают при этом модель, обеспечивающую эффективное формирование нравственно-волевых качеств у старших подростков 13-15 лет.

Ключевые слова: нравственно-волевые качества, комплекс ГТО, старшие подростки, внеклассная работа.

Anmtation. Great potential in the development of moral-volitional qualities in adolescents has the All-Russian Physical Culture and Sports Complex GTO. However, passing test standards for tests (tests) of the GTO Complex is a voluntary choice for each person, is not included in the Physical Culture program, teachers do not use the preparation and passing test standards (tests) in the educational process of basic and additional education. Based on a theoretical study of the problem and observations of schoolchildren in organizing preparation for passing test standards (tests), the authors propose using the preparation for passing the TRP Complex as an innovative form of extracurricular work and at the same time develop a model that ensures the effective formation of moral-volitional qualities in older adolescents 13- 15 years.

Keywords: moral-volitional qualities, GTO complex, adolescents, extracurricular activities.

Введение. Разрушение государственно-общественной системы воспитания обучающихся в начале 90-х годов прошлого века в России вызвало дезинтеграцию смысложизненных ориентиров у детей и подростков. Педагоги заметили, что сложные политические и социально-экономические процессы общества отразились не только на физическом и психоэмоциональном состоянии обучающихся [1; 3], но и на их поведении, нравственно-волевых качествах [2]. Поэтому в центре внимания педагогической науки стали вопросы поиска путей и средств формирования личностных качеств обучающихся, в первую очередь, нравственно-волевых, без которых развитие успешной личности априори, невозможно.

Совершенствование нравственно-волевых качеств подрастающего поколения, подготовка школьников к жизни в обществе являются ожидаемым личностным результатом и первостепенной задачей Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (далее ФГОС СОО), Национальной доктрины образования в Российской Федерации 2000-2025 гг. и других федеральных законов. Сегодня особое внимание уделяется обновлению содержания, форм и средств физического воспитания на основе развития методов учебного и оздоровительного процессов [5].

По нашему глубокому убеждению, большой потенциал в формировании обозначенных нравственно-волевых качеств, достойных патриотов своей страны, имеет Всероссийский физкультурно-спортивный Комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО) [6], который после четверть векового забвения был рекомендован к возрождению президентом РФ В.В. Путиным [7]. Однако, сдача нормативов (испытаний) Комплекса ГТО является добровольным выбором обучающихся, не входит в программу «Физическая культура» [8], поэтому учителя не всегда обращают внимание на развитие физической подготовленности средствами упражнений из обязательной и не обязательной части Комплекса ГТО.

В связи с этим, целью работы стала разработка модели формировании нравственно-волевых качеств у старших подростков в процессе подготовки к сдаче норм ГТО (IV ступень).

Изложение основного материала статьи. Для изучения условий подготовки подростков к сдаче нормативов (испытаний) Комплекса ГТО в рамках внеклассной работы была проведена опытно-экспериментальная работа по формированию нравственно-волевых качеств подростков на базе общеобразовательных организаций республики Кабардино-Балкария. Реализация модели формирования нравственно-волевых качеств в процессе подготовки и сдачи нормативов ГТО была осуществлена в МБОУ СОЩ № 17, МКОУ Лицей № 2 (г. Нальчик) и МБОУ СОШ №2 (с. Лечинкай). В рамках групповой внеклассной работы разработана программа физкультурно-оздоровительного кружка «Твой путь к победе!», основной целью которого стала подготовка школьников к сдаче Комплекса ГТО (IV ступень). В опытно-экспериментальной работе был использован метод параллельного эксперимента, что предполагало деление старших подростков на две группы: экспериментальную (ЭГ) и контрольную (КГ). Члены кружка составили экспериментальную группу - ЭГ (всего 77 человек в трех образовательных организациях). Не посещающие кружок и не мотивированные на сдачу Комплекса ГТО старшие подростки составили контрольную группу -КГ (172 ученика).

На констатирующем этапе исследовании (2018г) у подростков 13-15 лет (277 учащихся 9-10 классов) был определен предварительный уровень сформированности нравственно-волевых качеств (целеустремленность, дисциплинированность, решительность, самостоятельность, ответственность за ведение здорового образа жизни, честность): проведен анализ исследуемых качеств с использованием критерия Фишера и критерия однородности х2 Пирсона. качеств.

Для проведения констатирующего исследования были разработаны комплекты диагностических материалов для педагогов (8 человек), самих подростков (177 человек) и родителей (68 человек), включающие анкеты, тесты, карты наблюдений.

Для формирования нравственно-волевых качеств использовали следующие методы и приемы. Методы: игровой, соревновательный, словесного и сенсорного воздействия (показ, разъяснение, команда и т.д.), поручение и упражнение, поощрение и наказание, анализ результатов деятельности, педагогическое

наблюдение, самовоспитание и самоконтроль; Педагогические приемы: прием наложения ответственности, поощрения, создания общественного мнения, пробуждения у обучающихся чувства собственной значимости, стимулирования и развития чувства коллективизма и взаимовыручки.

Нравственно-волевые качества подростка представляют собой широкий спектр необходимых современному человеку личностных качеств (целеустремленность, настойчивость, дисциплинированность, самостоятельность, организованность, выносливость, решительность, ответственность за выполнение правил здорового образа жизни и др.), которые формируются как личностные универсальные учебные действия и являются планируемым результатом и основой успешного обучения.

Е.Б. Евладова (2004), Г.Х. Вилеева (2014), Н.Ф. Винокурова (2013), А.В. Енина (2010) и др. отмечают важную роль внеклассной работы в формировании нравственных качеств детей и подростков.

Внеклассная работа - это организованные и целенаправленные занятия с учащимися, проводимые школой для расширения и углубления знаний, умений, навыков развития индивидуальных способностей учащихся, а также как организация их разумного отдыха. Внеклассная работа не связана с содержанием программ учебных предметов, она строится на основе интересов и потребностей обучающихся и является формой добровольной деятельности подростков под руководством учителя.

Вместе с тем, она рассматривается как организованная и целенаправленная с обучающимися, проводимая общеобразовательной организацией для расширения и углубления знаний, умений, навыков развития индивидуальных способностей, а также для обеспечения разумного отдыха и оздоровления детей. С этих позиций подготовку к сдаче нормативов ВФСК ГТО школьниками можно рассматривать как одну из эффективных форм внеклассной спортивно-оздоровительной работы.

Анализ психолого-педагогической литературы [8] свидетельствует, что нравственно-волевые качества являются планируемым личностным образованием, которое необходимо современному человеку для успешной самореализации, а подростковый возраст является благоприятным периодом для формирования этих качеств. Именно в этот период подростки способны к осознанному усвоению нравственных норм, осмыслению своих поступков и осознанию своего поведения. Основные задачи внеклассной работы при организации подготовки к сдаче нормативов ГТО: повышение качества общей физической подготовки обучающихся, формирование их двигательных навыков, воспитание нравственно-волевых качеств, формирование здорового образа жизни.

Подготовка в кружке «Твой путь к победе» в рамках внеклассной работы направлена на подготовку нормативно-тестирующей части Комплекса (направлен на оценку знаний в области физкультуры и спорта (общего физкультурного образования), владение двигательными умениями и навыками, оценку физической подготовленности (бронзовый, серебряный и золотой знак), физическое и нравственно-эмоциональное оздоровление; а также на привлечение детей и взрослых к систематическим занятиям спортом и получение спортивных разрядов [3].

Регулярное сознательное посещение занятий в рамках внеклассной работы и подготовка к выполнению обязательных испытаний (тестов) и испытаний (тестов) по выбору способствует не только физическому оздоровлению, развивает физическую подготовленность, но и формируют целеустремленность, дисциплинированность и организованность, смелость, настойчивость и решительность (например, при преодолении нарастающего утомления, ощущении страха не справиться с испытанием).

Туристические походы, подтягивание из виса на высокой перекладине способствуют совершенствованию физических качеств, навыков и умений, а также формируют у старших подростков самостоятельность, организованность, ответственность. В процессе выполнения упражнений «Бег на 2 или 3 км», «челночный бег» у школьников развиваются чувства товарищества, взаимопонимания и поддержки, уверенности в своих силах. На основе анализа представлений о нравственно-волевых качествах подростков, требований ФГОС ООО и роли внеклассной работы в создании дополнительных возможностей для самореализации и творческого развития каждого ученика, а также основной миссии ВФСК ГТО, была разработана модель формирования нравственных качеств у подростков в процессе подготовки к сдаче нормативов ГТО как внеклассной формы работы (рисунок). Модель, представляет собой совокупность целевого, методологического, содержательно-процессуального и оценочно-результативного блоков.

Целевой блок определяет цель и задачи формирования нравственно-волевых качеств.

Методологический блок содержит методологические основания модели: идею (построение образовательного процесса, ориентированного на личностные достижения учащихся), подходы (системный, личностно-ориентированный, деятельностный, средовой), принципы (добровольности, сознательности, индивидуализации, рефлексии, элективпости, мотивации, учета возрастных особенностей старших подростков).

Содержательно-процессуально блок связан с обоснованием форм, методов, средств, педагогических условий формирования нравственно-волевых качеств старших подростков. Он предусматривает применение авторского диагностического инструментария динамики формирования целеустремленности, дисциплинированности, решительности, честности, смелости, ответственности и самостоятельности как личностных образовательных достижений во внеклассной работе спортивно-оздоровительной направленности.

Оценочно-результативный блок определяет критериальные показали (аксиологический, когнитивный и поведенческий) и уровни (высокий, средний и низкий) сформированности нравственно-волевых качеств у подростков.

Цель: Формированию нравственно-волевых качеств у старших подростков при подготовке к сдаче нормативов испытаний (тсстов) ГТО в как организованной формы внеклассной работы

Целевой блок Задачи: 1. Методологические: опора на принципы природосообразности, культуросообразности, вариативности, связи воспитания с жизнью, единства и согласованности воспитательных воздействий, педагогического оптимизма. 2. Выявление потенциала Комплекса ГТО в формировании нравственно-волевых качеств у старших подростков. 3. Организационно-содержательные: требования к организации и сдаче нормативов испытаний (тестов) ГТО для формирования нравственно-волевых качеств у обучающихся. 4. Методические: использование форм и методов воспитания, посредством которых обеспечивается соответствие сдачи нормативов испытаний (тестов) ГТО. З.Оценка эффективности предложенных условий для формирования нравственно-волевых качеству подростков. 6. Подготовка педагогических кадров к обеспечению подготовки обучающихся и сдачи нормативов испытаний (тестов) Комплекса ГТО.

: £ о " Э — ч: _ 2 2 «ё Г Теоретические подходы: - системный; - личностно-ориентированнный; - деятельностиый; - компетентностный; - гуманизации Принципы: -доб р о вольности; - инновационности; - широкого доступа; - сетевого взаимодействия; - сотрудничества.

_____Этапы: --

О Подготовительный диагностическо-аналитический) - сбор и интерпретация информации; - теоретическая, мотивационная, практическая подготовка к основному этапу и - планируемым результатам; -регистрация на официальном сайте, подача заявки на выполнение нормативов, согласование с Центром тестирования 1 Основной (процсссуально-деятел ьн ости ы й): - формирование нравственно-волевых качеств у подростков. Экспертно-оценочный: -определение сформированности нравственно-волевых качеств у подростков; - сдача нормативов в конце учебного года (апрель-май); - механизмы реализации процесса самостоятельной подготовки - получение Золотого, Серебряного и Бронзового значков

ю >3 3 3 я сУ Педагогические условия: а) систематическая спортивно-оздоровительная, культурно-просветительская, мотивационно- стимулирующая и воспитательная работа,; т внедрения в учебно-воспитательный процесс авторской программы внеклассной работы «Твой путь к победе!»; в) подключение родителей к занятиям по подготовке к сдаче нормативов ГТО во внеклассной работы; д) торжественное вручение; знаков отличия подросткам, родителям и учителям успешно сдавшим нормативы ГТО; е) разработанностью диагностических и оценочных средств; ё) повышение квалификации педагогов.

о Q. Методы и педагогические приемы:

0 3 1 du п о <J Тестирование, анкетирование педагогическое наблюдение, стимулирования и развития чувства коллективизма и взаимовыручки. Рассказ, инструктаж, беседа, м ето д у бежде н ия. соревнован и я, тестирование, игра, нравственные дилеммы, наблюдения; прием наложения ответственности. Тестирование, анкетирование, рефлексия и поощрение, самовоспитание и самоконтроль, самоубеждений в процессе самостоятельной подготовки и сдачи ГТО поощрения, создания общественного мнения, пробуждения чувства собственной значимости

Критерии: Показатели:

£ о 1© := Когнитивный - понимание сущности, содержания и характеристик нравственных качеств; способность привести примеры ситуаций, в которых необходимо проявление качества и способов его проявления; наличие умений анализировать и критически оценивать ситуацию, понимать социальные последствия, принимать обоснованные решения, брать на себя ответственность и т.д. - доля детей, получивших «золотой значок» ГТО; - интериоризация ценностных ориентации и установка на нравственно приемлемое поведение в соответствии с формируемыми нравственными качествами (честность, дисциплинированность, ответственность) - количество подростков, принявших участие в сдаче нормативов ГТО; - участие семьи и педагогов в сдаче нормативов ГТО: наличие нравственно-волевых качеств у старших подростков, а также их проявление для успешного обучения в соответствии с учебно-практическим ситуациями и социального взаимодействия

А X PS = - н - с? р и о. о Е О — Аксиологический Социальный Поведенческий

Уровни: высокий, средний, низкий

Результат: высокий уровень сформированные нравственно-волевых качеств у старших подростков (целеустремленность, дисциплинированность, решительность, настойчивость, смелость, самостоятельность, ответственность за ведение здорового образа жизни)

Рисунок. Модель формированию нравственно-волевых качеств у старших подростков при подготовке к сдаче нормативов ГТО в рамках внеклассной работы

На разных этапах формирования нравственно-волевых качеств целесообразно использование следующих методов: игровой, соревновательный, словесного и сенсорного воздействия (показ, разъяснение, команда и т.д.), поручение и упражнение, поощрение и наказание, анализ результатов деятельности, педагогическое наблюдение, самовоспитание и самоконтроль; и педагогических приемов: прием наложения ответственности, поощрения, создания общественного мнения, пробуждения у обучающихся чувства собственной значимости, стимулирования и развития чувства коллективизма и взаимовыручки.

Формирование нравственно-волевых качеств осуществляется поэтапно (подготовительный (диагностико-аналитический), основной (процессуально-деятельностный и экспертно-оценочный этапы), что обеспечивает поступательное развитие когнитивной, мотивационно-ценностной, деятельностно-поведенческой сфер личности подростка.

На подготовительном (диагностико-аналитическом) этапе определяется оптимальный уровень сформированности нравственно-волевых качеств у старших подростков; выявляются типичные мотивы отсутствия желания сдавать нормативы испытания (тесты) Комплекса; разрабатываются просветительские, мотивационно-стимулирующие, деятельностно-поведенческие воспитательные мероприятия (для обучающихся, родителей, педагогов), составляется программа воспитательных мероприятий на определенный период (месяц, четверть, полугодие, учебный год и т.д.) в зависимости от поставленных целей

и задач; осуществляется теоретическая и мотивационная подготовка родителей и педагогов к воспитательной работе.

Основной (процессуально-деятельностный) этап характеризуется целенаправленным формированием и закреплением нравственно-волевых качеств (целеустремленность, ответственность, дисциплинированность, решительность и др.) у подростков в процессе подготовки к сдаче нормативов во время внеклассной работы. Закрепление формируемых нравственных качеств у подростков осуществляется посредством техники самоубеждений в процессе самостоятельной подготовки и реализации мероприятий.

На экспертно-оценочном этапе повторно определяется уровень сформированности нравственно-волевых качеств у подростков (высокий, средний, низкий) и вклад самостоятельной подготовки обучающихся в развитии этих качеств. На этом этапе, подростки в присутствии экспертов сдают испытания (нормативы) ГТО (IV ступень), успешно сдавшие торжественно получают знаки отличия (золотой, серебряный или бронзовый). Динамика изменений сформированности нравственно-волевых качеств в конце учебного года (май-июнь) оценивается по когнитивному, аксиологическому, социальному и поведенческому критериям.

Реализация модели, как было установлено в ходе исследования, связана с соблюдений ряда педагогических условий:

- систематическая спортивно-оздоровительная, культурно-просветительская, мотивационно-стимулирующая и воспитательная работа, обеспечивающая сознательное и целенаправленное включение обучающихся, родителей и педагогов в процесс подготовки и сдачи ГТО и другие формы внеклассной работы спортивно-оздоровительной направленности;

- повышение мотивации старших подростков к сдаче норм ГТО и получению Золотого, Серебряного и Бронзового значка за счет внедрения в учебно-воспитательный процесс авторской программы внеклассной работы «Твой путь к победе!»; в) подключение родителей к занятиям по подготовке к сдаче нормативов ГТО во время внеклассной работы;

- обеспечение подготовительных процедур, необходимых для сдачи Комплекса (регистрация на официальном сайте, подача заявки на выполнение нормативов, получение медицинской справки 061/у в поликлинике, согласование с Центром тестирования на возможность проведения сдачи испытаний для желающих (от 6 до 70 лет) установленных нормативных требований по трем уровням трудности, соответствующим золотому, серебряному и бронзовому знакам отличия и обеспечение условия для этого;

- торжественное вручение; знаков отличия подросткам, родителям и учителям, успешно сдавшим нормативы ГТО;

- разработанностью диагностических и оценочных средств для выявления уровня сформированности нравственно-волевых качеств подростков;

- в рамках повышения квалификации приглашаются лучшие педагоги для обмена опыта по формированию нравственно-волевых качеств у обучающихся на уроках физической культуры и во внеклассной работы при подготовке к сдаче нормативов ГТО.

В качестве критериев сформированности нравственно-волевых качеств подростков нами выбраны аксиологический (ценностные ориентации и установка на выбор нравственно приемлемых стратегий поведения, соответствующих, в частности, здоровому образу жизни); когнитивный понимание сущности здорового и нравственно-волевого стиля жизни, умение анализировать и критически оценивать ситуацию, принимать обоснованные решения и т.д.); поведенческий (готовность применять адекватные нравственные-волевые качества в различных ситуациях).

Выводы. Реализация модели формирование нравственно-волевых качеств у старших подростков при организации внеклассной работы по подготовке к сдаче нормативов (испытаний) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО в общеобразовательных организациях Кабардино-Балкарской Республики позволила:

- увеличить число школьников, систематически занимающихся физической культурой и спортом, добровольно принимающих участие в сдаче нормативов испытаний (тестов) Комплекса ГТО;

- повысить уровень сформированности у подростков 13-15 лет таких нравственно-волевые качества как целеустремленность, дисциплинированность, решительность, самостоятельность и ответственное отношение к ведению здорового образа жизни.

Обобщение результатов исследования свидетельствует о том, что разработанная модель и предложенные в ней педагогические условия, методологические подходы и этапы организации внеклассной работы могут быть использованы для эффективного формирования нравственно-волевых качеств у подростков.

Литература:

1. Афов А.Х. Кокаева И.Ю. Роль ГТО в развитии нравственно-волевых качеств подростков // Инновационные преобразования в сфере физической культуры, спорта и туризма: сборник материалов XXII Всероссийской научно-практической конференции. 24-28 сентября 2019 г., п. Новомихайловский (РИНХ). — 2019. — С. 225-230.

2. Киреенко Н.С. Современное состояние ГТО // Образование и наука без границ: социально-гуманитарные науки. — 2017. — №7. — С. 256.

3. Кокаева И.Ю. Современные подходы к формированию здорового образа жизни обучающихся // Экономические и гуманитарные исследования регионов. — 2016. — № 2. — С. 50-53.

4. Кокаева И.Ю. Условия психоэмоционального оздоровления младших школьников // Проблемы современного педагогического образования. 2018. — № 60-1. — С. 154-157.

5. Таймазов В.А., Агеевец В.У., Курамшин Ю.Ф. О вкладе университета в разработку и совершенствование физкультурного комплекса «Готов к труду и обороне» // Высшее образование в России. — 2016. — № 11. — С. 147-152.

6. Положение о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе ГТО». Постановление Правительства РФ от 30.12.2015г. № 1508). [Электронный ресурс]. - URL: http://www.gto-normy.ru/polozhenie-o-vserossijskom-fizkultumo-sportivnom-kompleks-gto/ (дата обращения 25.05.2018)

7. «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО)». Указ Президента РФ от 24.03.2014 N 172 http:// legalacts.ru/doc/ukaz-prezidenta-rf-ot-24032014-n-172/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.