Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННО-ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ ПОДРОСТКОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К СДАЧЕ НОРМАТИВОВ ГТО'

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННО-ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ ПОДРОСТКОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К СДАЧЕ НОРМАТИВОВ ГТО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
105
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАРШИЕ ПОДРОСТКИ / НРАВСТВЕННО-ВОЛЕВЫЕ КАЧЕСТВА / ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫЙ КОМПЛЕКС ГТО / ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / OLDER ADOLESCENTS / MORAL-VOLITIONAL QUALITIES / PHYSICAL EDUCATION AND SPORTS COMPLEX GTO / EXTRACURRICULAR ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Афов Алихан Хажмуратович, Кокаева Ирина Юрьевна

Авторы доказывают большое значение Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (далее ВФСК ГТО) в формировании нравственно-волевых качеств обучающихся. В ходе научно-практического исследования определены педагогические условия организации внеурочных занятий по подготовке к сдаче нормативов ГТО старшими подростками (IV уровень), которые способствуют развитию таких важных нравственно-волевых качеств обучающихся, как целеустремленность, дисциплинированность, выносливость, честность, ответственность, смелость, самостоятельность, готовность к ведению здорового образа жизни. Организация внеурочных занятий среди девятиклассников в кружке «ГТО - твой путь к победе» (экспериментальная группа - ЭГ) в соответствии с выделенными условиями, позволили старшим подросткам успешно сдать нормативы ГТО и показать более высокий уровень сформированности нравственно-волевых качеств по сравнению с девятиклассниками, не принимающих участие в подготовке к сдаче нормативов (контрольная группа - КГ).The authors prove the great importance of the All-Russian physical-sports complex «Ready for work and defense» (sports complex GTO) in the formation of moral-volitional qualities of students. In their study, they tried to determine the pedagogical conditions for organizing extracurricular activities in preparation for passing the GTO standards for older adolescents (IV level), which can be used to form such important moral-volitional qualities of students as a healthy lifestyle, purposefulness, discipline, endurance ness, honesty, responsibility, courage, independence, and others. The organization of extracurricular activities among ninth-graders in the circle «TRP is your way to victory» (experimental group - ЭG) in accordance with the selected conditions allowed older adolescents to successfully pass the TRP standards and show a higher level of formation of moral-volitional qualities in comparison with ninth-graders, not taking part in preparation for passing the standards (control group - КG).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Афов Алихан Хажмуратович, Кокаева Ирина Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННО-ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ ПОДРОСТКОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К СДАЧЕ НОРМАТИВОВ ГТО»

Педагогика

УДК 371; 37.01; 796.034

аспирант, преподаватель кафедры физической подготовки Афов Алихан Хажмуратович

Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России (СКИ(ф) КрУ МВД России) (г. Нальчик); доктор педагогических наук профессор Кокаева Ирина Юрьевна

Северо-Осетинский государственный университет имени Коста Левановича Хетагурова» (г. Владикавказ), Чеченский государственный университет (г. Грозный)

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННО-ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ ПОДРОСТКОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К СДАЧЕ

НОРМАТИВОВ ГТО

Аннотация. Авторы доказывают большое значение Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (далее ВФСК ГТО) в формировании нравственно-волевых качеств обучающихся. В ходе научно-практического исследования определены педагогические условия организации внеурочных занятий по подготовке к сдаче нормативов ГТО старшими подростками (IV уровень), которые способствуют развитию таких важных нравственно-волевых качеств обучающихся, как целеустремленность, дисциплинированность, выносливость, честность, ответственность, смелость, самостоятельность, готовность к ведению здорового образа жизни. Организация внеурочных занятий среди девятиклассников в кружке «ГТО - твой путь к победе» (экспериментальная группа - ЭГ) в соответствии с выделенными условиями, позволили старшим подросткам успешно сдать нормативы ГТО и показать более высокий уровень сформированности нравственно-волевых качеств по сравнению с девятиклассниками, не принимающих участие в подготовке к сдаче нормативов (контрольная группа - КГ).

Ключевые слова: старшие подростки, нравственно-волевые качества, физкультурно-спортивный комплекс ГТО, внеурочная деятельность.

Annotation. The authors prove the great importance of the All-Russian physical-sports complex «Ready for work and defense» (sports complex GTO) in the formation of moral-volitional qualities of students. In their study, they tried to determine the pedagogical conditions for organizing extracurricular activities in preparation for passing the GTO standards for older adolescents (IV level), which can be used to form such important moral-volitional qualities of students as a healthy lifestyle, purposefulness, discipline, endurance ness, honesty, responsibility, courage, independence, and others. The organization of extracurricular activities among ninth-graders in the circle «TRP is your way to victory» (experimental group - ЭG) in accordance with the selected conditions allowed older adolescents to successfully pass the TRP standards and show a higher level of formation of moral-volitional qualities in comparison with ninth-graders, not taking part in preparation for passing the standards (control group - КG).

Keywords: older adolescents, moral-volitional qualities, physical education and sports complex GTO, extracurricular activities.

Введение. Ученые называют социальной бедой государства падение нравственных ориентиров молодых людей и малоподвижный образ жизни [3]. Особенно тревожит состояние здоровья старших подростков, половина из которых имеет хронические заболевания. По данным официальной статистики распространенность гиподинамии среди старшеклассников достигла 85 %, а здоровым является только каждый десятый выпускник общеобразовательной школы [1].

В связи с этим, Президент Российской Федерации В.В. Путин предложил возобновить сдачу нормативов ГТО. В Постановлении правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 302 «Об утверждении государственной программы РФ «Развитие физической культуры и спорта» сказано, что увеличение доли граждан Российской Федерации, выполнивших нормативы Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО), в общей численности населения, принявшего участие в сдаче нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО), должно возрасти 40 % к 2020 г., а доля обучающихся, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности должна возрасти от 47 % в 2012 г. до 80 % к 2020 г. [2].

Комплекс ГТО имеет большое воспитательное згачение, поскольку при определенных условиях способствует формированию патриотизма, гражданственности, здорового образа жизни и многих моральных и нравствкенно-волевых качеств подростков [1].

Однако практический опыт работы с подростками свидетельствует о низкой мотивации сдачи нормативов ГТО (IV уровень). Существуют серьезные противоречия между необходимостью формирования нравственно-волевых качеств у подростков средствами внеурочной спортивно-оздоровительной деятельности и недостаточной научно-теоретической и методической разработанностью условий подготовки и сдаче нормативов ГТО. Учитывая, что роль физкультуры и спорта становится все более значимым социальным фактором, привлечение подростков к сдаче нормативов ГТО становится важной педагогической задачей современной системы образования.

Формирование нравственно-волевых качеств подростков в сочетании с физической активностью, являются, на сегодняшний день, наиболее эффективной моделью личностного развития школьников. В этой связи, поиск организационно-педагогических условий, при которых подготовка к сдаче нормативов ГТО становится эффективным средством формирования нравственно-волевых качеств у старших подростков становится весьма актуальной.

Цель исследования - определить организационно-педагогические условия формирования нравственно-волевых качеств у старших подротсков в процессе подготовки к сдаче нормативов ГТО во внеурочной спортивно-оздоровительной деятельности общеобразовательных организаций.

Изложение основного материала статьи. Нравственно-волевые качества не являются врожденными, их необходимо формировать у обучающихся. Известно, что личность человека формируется и развивается в результате воздействия многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или

согласно определенным целям. Возрастные особенности старших подростков (14-15 лет), специфика их учебной деятельности и быта, особенности условий занятий физической культурой и спортом позволяют выделить проблему формирования нравственно-волевых качеств в особую категорию.

Под нравственно-волевыми качествами старших подростков мы понимаем такие волевые качества как дисциплинированность, целеустремленность, настойчивость, честность, терпеливость, смелость и решительность, ответственность, уверенность в собственных силах, которые проявляются в нравственных поступках, доброжелательном отношении ко всем людям (взрослым и сверстникам, родным, близким и не знакомым), гуманном отношении к окружающей живой и неживой среде.

Учеными доказано, что нравственно-волевые качества развиваются практически во всех видах деятельности подростков учебной и внеучебной деятельности: в учение, труде, игре [4]. Гипотеза нашего исследования заключается в том, что внеурочная деятельность по подготовке подростков (IV уровень) к сдаче нормативов ГТО может стать эффективным средством формирования нравственно-волевых качеств обучающихся.

Подготовка к сдаче норм ГТО является добровольным решением каждого ученика. Она не входит в содержание уроков «Физическая культура», хотя физическая подготовленность является главной задачей уроков физической культуры, априори, положительно отражается на результатах сдачи нормативов ГТО. Многие упражнения, которые включены в содержание уроков, напрямую связаны с выполнением таких нормативов как бег (60м, 3000м, прыжки, метание диска и др.).

Процесс формирования интереса к сдаче норм ГТО - это сложный процесс, который в соответствии с принципом «от простого к сложному», должен начинаться с выполнения обязательных упражнений, а заканчиваться упражнениями более сложными. Мотивация к сдаче норм ГТО отражает позитивное эмоциональное отношение к физическому развитию, определяет потребность в ней, формирует интерес, мотивы, установки, волевые усилия, которые затем перерастают в нравственно-волевые качества.

Низкий уровень мотивации к занятиям физкультурно-оздоровительной деятельностью и отсутствие желания сдавать нормативы ГТО, на наш взгляд, вызваны недостаточным уровнем организации культурно-просветительской, физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы. Большое значение имеют инновационные подходы в системе образования: сетевое взаимодействие, обновленные формы, средства и методы физического воспитания.

Признавая права подростков на относительно большую независимость и самостоятельность, нельзя забывать о культурно-просветительской работе со стороны взрослых. Нужно разъяснить подростам значение упражнений Комплекса ГТО, подсказать чем он может быть полезен в дальнейшем, как получить Золотой, Серебряный или Бронзовый знаки отличия [2]. В этом отношении большое значение придается культурно-просветительской работе педагога. Регулярные выпуски стенных газет «История ГТО» может стать эффективным средством популяризации сдачи нормативов ГТО и другой внеурочной физкультурно-оздоровительной деятельности.

При организации внеурочной работы формированию нравственно-волевых качеств нами предлагаются следующие условия:

1. В рамках дополнительного образования организовать кружок по подготовке к сдаче нормативов ВФСК ГТО «ГТО - твой путь к победе!». Атмосфера при проведении занятий должна быть доброжелательной, открытой, творческой. Важно, чтобы ученик верил в свой успех, а это достигается только через веру учителя в успех ребёнка. Тактичное и уважительное отношение к личности ребёнка - важное условие формирования нравственного поведения и волевых качеств.

2. Разработать образовательную программу по подготовке к сдаче нормативов ВФСК ГТО (IV уровень) с четко прописанными целями, задачами, показателями и критериями оценки нравственно-волевых качеств.

3. Продумать материально-техническое, кадровое и ресурсное обеспечение для проведения внеурочных занятий и мероприятий. Совместная с родителями организация досуга и праздников «День здоровья», «Малая Олимпиада» и др. формируют не только культуру здоровья, но и другие нравственные качества, необходимые во взаимоотношениях людей (умение налаживать контакты, договориться о совместных делах, организаторские способности, деловитость, предприимчивость). Спортивные праздники и подготовка к ним развивают целеустремленность, настойчивость, трудолюбие, дисциплинированность, приобщают подростков к здоровому образу жизни.

4. В план занятий по подготовке к сдаче норм ГТО включить: проведение субботников, туристических походов, организованного сбора макулатуры, металлолома. Трудовая деятельность является той сферой, которая развивает физическую выносливость трудолюбие, самостоятельность обучающихся. Удовлетворив потребность в признании со стороны взрослых, все эти акции и мероприятия создают возможность реализации своей индивидуальности в общем деле.

5. Общественная оценка для подростка больше, чем мнение учителей и родителей. Поэтому необходимо разработать систему поощрения обучающихся в формах, предусмотренных федеральными, региональными, муниципальными нормативно-правовыми актами, а также решениями образовательной организации. Это могут быть:

• размещение на досках почета и стендах информации о результатах сдачи ВФСК ГТО обучающимися,

• награждение благодарностями, грамотами и дипломами,

• награждение благодарственными письмами родителей обучающихся,

• награждение призами, подарками и иные формы материального поощрения,

• размещение информации на официальных сайтах организации,

• передача информации о результатах сдачи норм ГТО подростками в СМИ и Интернете.

Поощрение должно проводиться в ключе выполнения обучающимися почетной гражданской

обязанности, что призвано повысить уровень их социальной и психологической значимости.

6. Создание видео роликов с представителями различных социальных и профессиональных групп, сдающих нормативы ГТО (выдающимися спортсменами, политиками, музыкантами, артистами, обучающимися, пенсионерами и т.п.) оказывают благоприятная эмоциональное воздействие на школьников [5].

7. Разработка и утверждение форм поощрения работников физической культуры, образовательных организаций, медицинских учреждений и организаторов физкультурно-спортивной работы (в том числе

волонтеров) с обучающимися вузов по пропаганде и внедрению ВФСК ГТО с учетом их достижений в деятельности по формированию и развитию патриотизма и духовно-нравственных ценностей у обучающихся.

8. Включение в программы повышения квалификации, профессиональной переподготовки работников физической культуры, спорта, образования, медицинских учреждений и организаторов физкультурно-спортивной работы (в том числе волонтеров), ответственных за пропаганду, подготовки и организации сдачи нормативов ВФСК ГТО, изучение методов и приемов нравственного воспитания, распространение лучшего опыта введения и пропаганды ВФСК ГТО среди широких слоев населения. Именно от профессиональных и личностных качеств учителя зависит создание всех остальных педагогических условий. Если учитель сам осознает ценность нравственно-волевых качеств, то и его ученики будут это понимать и принимать.

9. Проведение региональных конкурсов на лучшую организацию работы по внедрению и пропаганде Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) среди муниципальных образований, образовательных организаций, трудовых коллективов и общественных организаций, включающих мероприятия, направленные, в том числе, на формирование нравственно-волевых качеств.

Соблюдение указанных условий, на наш взгляд, позволит организовать процесс формирования нравственно-волевых качеств подростков в рамках внеурочной деятельности по подготовке к сдаче норм ГТО в образовательных учреждениях эффективной.

Предложенные условия по формированию нравственно-волевых качеств подростков были апробированы в ходе опытно-экспериментальной работы на базе образовательных организаций г. Нальчика (МКОУ лицей №2 (210 человек) МБОУ СОШ №17 (51 человек) и МБОУ СОШ №2 с. Лечинкай (29 человек). По согласованию с администрацией школ, учителей физической культуры, родителей и обучающихся в рамках внеурочной физкультурно-оздоровительной деятельности была организована подготовка обучающихся к сдаче нормативов IV ступени ГТО.

Для большинства девятиклассников основным мотивом подготовки к сдаче нормативов ГТО является:

- желание иметь хорошую физическую подготовку - 34,5%;

- получение дополнительного балла при поступлении в колледж или вуз - 45,4%;

- желание быть дисциплинированным, ответственным - 13,2%,

- патриотизм и подготовка к военной службе - 5,2%.

Для оценки уровня сформированности нравственно-волевых качеств старших подростков мы использовали такие показатели как дисциплинированность, целеустремленность, смелость, решительность, ответственность, уверенность в собственных силах.

В результате реализации условий по подготовке к сдаче нормативов ГТО у девятиклассников, посещающих кружок «ГТО - твой путь к победе!» (ЭГ) были обнаружены позитивные сдвиги в структурных компонентах нравственно-волевых качеств по сравнению с девятиклассниками, которые не посещали кружок и не сдавали нормативы ГТО (КГ). Высокий уровень нравственно-волевых качеств у девятиклассников, посещавших внеурочные занятия по подготовке к сдаче ГТО (ЭГ) возрос на 25,6 % по сравнению с исходными (13,7%), что на 18,2% больше показателей в контрольной группе (КГ). А количество девятиклассников с низким уровнем нравственно-волевых качеств у девятиклассников (ЭГ) уменьшилось на 30,2% по отношению к исходному и составило - 9,2%, что на 15,0% меньше, чем у подростков КГ. Средний уровень нравственно-волевых качеств у старших подростков изменился незначительно как в ЭГ, так и КГ.

Анализ динамики формирования у девятиклассников нравственно-волевых качеств в процессе подготовки к сдаче нормативов ГТО свидетельствуют об эффективности внедрения совокупности педагогических условий.

Выводы. Проведенное нами исследование позволило сделать следующие выводы.

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определяет формирование нравственных качеств обучающихся важной задачей современного образования. Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс ГТО имеет большое значение в формировании нравственно-волевых личностных универсальных учебных действий.

2. Нравственно-волевые качества - это планируемые личностные достижения старших подростков, которые позволяют им проявлять такие качества как целеустремленность, смелость, выносливость, отзывчивость, решительность, самостоятельность и др., и демонстрировать в своем поведении, в первую очередь, общественно значимую мотивацию на добро, отзывчивость, милосердие в различных жизненных ситуациях.

3. На внеурочных занятиях по подготовке к сдаче норм ГТО (IV уровень) эффективными для формирования нравственно-волевых качеств подростков оказались игровой и соревновательный методы, поручение и упражнение, стимулирование поведения и деятельности (поощрение и наказание), контроль (анализ результатов деятельности, педагогическое наблюдение, самоконтроль; приемы наложения ответственности, поощрения, создания общественного мнения, пробуждения у обучающихся чувства собственной значимости, стимулирования и развития чувства коллективизма и взаимовыручки.

4. Целенаправленное формирование нравственно-волевых качеств у старших подростков средствами ГТО даже в течение одного года положительно влияет на формирование честности, целеустремленности, ответственности, смелости.

5. Формирование нравственно-волевых качеств у старших подростков в процессе подготовки и сдачи нормативов ГТО во внеурочной деятельности и апробированные педагогические условия ее функционирования являются эффективными, а выдвинутая в начале исследования гипотеза нашла экспериментальное подтверждение.

Литература:

1. Афов А.Х. Роль ГТО в воспитании образа жизни обучающихся // Мир науки, культуры, образования. — №3 (76). — 2019. — С. 129-130.

2. Биктуганова М.Ю., Терентьев А.Е. Условия внедрения и пропаганды Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» в процессе организации духовно-нравственного воспитания в системе высшего профессионального образования // Педагогическое образование в России. — 2014. — № 9. — С. 15-18.

3. Кокаева И.Ю. Современные подходы к формированию здорового образа жизни обучающихся // Экономические и гуманитарные исследования регионов. — 2016. — № 2. — С. 50-53.

4. Кокаева И.Ю. Компетентностный подход при формировании здорового и безопасного образа жизни обучающихся // Экономические и гуманитарные исследования регионов. — 2016. — № 5. — С. 43-46.

5. Кокаева И.Ю. Условия психоэмоционального оздоровления младших школьников // Проблемы современного педагогического образования. 2018. — № 60-1. — С. 154-157.

Педагогика

УДК 373.3:51-32

старший преподаватель Бажан Зинаида Ивановна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал)

Федерального государственного автономного образовательного учреждения

высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

ЗНАЧЕНИЕ УСТНЫХ ВЫЧИСЛЕНИЙ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Аннотация. В статье автор раскрывает значение устных вычислений на уроках математики в начальной школе, а также указывает на то, какой материал может быть отобран для устных вычислений, в какой форме устные вычисления могут проходить в школьной практике и на каком этапе урока математики целесообразно тренировать младших школьников в устных вычислениях. В данной статье также даны рекомендации по организации и проведению устного счета на уроках математики в начальной школе.

Ключевые слова: устные вычисления, устный вычислительный прием, вычислительный навык, устный счет, математический диктант.

Annotation. In the article, the author reveals the value of oral calculations in mathematics lessons in primary school, and also indicates what material can be selected for oral calculations, in what form oral calculations can take place in school practice and at what stage of the math lesson it is advisable to train younger students in oral calculations. This article also provides recommendations for the organization and conduct of oral counting in math classes in elementary school.

Keywords: mental calculations, interpreting computational reception, computer skill, verbal score, math dictation.

Введение. Одной из главных задач обучения младших школьников математике является формирование у них прочных устных вычислительных навыков, основу которых составляет осознанное усвоение устных приемов вычислений. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования особое место отведено «универсальным учебным действиям». В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться. Поэтому каждый учитель должен организовать учебную деятельность детей так, чтобы они не просто заучивали учебный материал, а понимали научную его основу. При знакомстве детей с устными вычислительными приемами, учитель не должен ориентировать учащихся на их заучивание. Ему следует в первую очередь обратить внимание детей на необходимость приобретения этих знаний, показав удобство и рациональность вычислений с использованием данных приемов при выполнении устных вычислительных операций с числами и числовыми выражениями.

В мире современных технологий значимость устных вычислений, несомненно, снизилась. Работа компьютера и калькулятора облегчает процесс вычислений, но эти технические средства не всегда могут быть рядом. Поэтому владеть устными вычислительными умениями и навыками необходимо человеку в любом возрасте. Это объясняется еще и тем, что эти знания необходимы как в практической жизни каждого человека, так и в учении.

Проблема формирования у младших школьников устных вычислительных умений и навыков всегда привлекала особое внимание психологов, методистов, учителей. В методике математики известны исследования Е.С. Дубинчук, А.А. Столяра, С.С. Минаевой, Н.Л. Стефановой, Я.Ф. Чекмарева, М.А. Бантовой, М.И. Моро, Н.Б. Истоминой, С.Е. Царевой.

Исследования М.А. Бантовой были посвящены преимущественно разработке качеств вычислительных навыков, проблеме рационализации вычислительных приемов посвящены исследования М.И. Моро и С.В. Степановой, а Т.И. Фаддейчева занималась исследованием проблемы дифференциации и индивидуализации процесса формирования вычислительных умений и навыков у младших школьников. Каждое из этих исследований внесло определенный вклад в разработку и усовершенствование той методической системы, которая применялась в практике обучения, и нашло отражение в учебниках математики для начальных классов.

Переориентация методической системы на приоритет развивающей функции по отношению к образовательной, характеризующейся изменением характера деятельности обучающихся, личностно-ориентированным подходом к обучению, несколько ослабила внимание к развитию и закреплению вычислительных навыков обучающихся. Ежегодные проверки результатов обучения математике в начальной школе отмечают ухудшение качества вычислений обучающихся, которые учатся как по обычным, так и по развивающим учебникам. Особенно пострадала культура устного счета, а, как известно, устные вычисления необходимы в жизни каждому человеку. В связи с этим необходимо организовать учебный процесс так, чтобы повысить качество формируемых навыков устных вычислений у младших школьников. С этой целью учителя должны создавать на уроке как можно больше педагогических ситуаций, в которых ученики будут стремиться производить в «уме» арифметические действия.

Поэтому целью статьи является не только раскрытие значения устных вычислений, но и раскрытие требований и рекомендаций по организации и проведению устного счета на уроках математики в начальной школе.

Изложение основного материала статьи. Большое внимание формированию у младших школьников вычислительных навыков уделяется в программе по математике для начальных классов, в которой определена «задача повышения качества обучения детей математике, и в первую очередь формирование прочных навыков счета... Осознанное и прочное усвоение приемов устных и письменных вычислений» [3].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.