УДК 796.011
ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ НОРМАТИВОВ ВФСК ГТО
Е.Н. Фомичева, В.А. Оринчук, А.Н. Оринчук
Представлены основные компоненты программы внеурочной деятельности, направленной на реализацию ВФСК ГТО в общеобразовательных организациях. Показаны методы и технологии, которые формируют предметные, метапредметные и личностные результаты обучающихся 1-2-х классов в условиях разработанной модели школьного физкультурно-спортивного клуба.
Ключевые слова: школьники младших классов, программа внеурочной деятельности, комплекс ГТО, модель школьного физкультурно-спортивного клуба.
В целях совершенствования государственной политики в сфере физической культуры и спорта, решения поставленных задач, направленных на укрепление здоровья населения и развитие человеческого потенциала, с 1 сентября 2014 года в Российской Федерации был введен Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (далее ВФСК ГТО). Данный комплекс представляет собой программно-нормативную основу физического воспитания населения [7]. Внедрение ВФСК ГТО взаимосвязано с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов по физической культуре, что позволяет создать эффективную систему физического воспитания обучающихся образовательных организаций [4].
ВФСК ГТО определяет концептуальные подходы и требования к разработке программ (стандартов), направленных на повышение уровня физической подготовленности обучающихся, устанавливает перечень знаний, умений, навыков каждого человека по формированию и ведению здорового образа жизни, подбору и использованию физических упражнений в физкультурно-оздоровительных занятиях [1].
Правительством Нижегородской области был утвержден план мероприятий поэтапного введения Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО, на основании которого осенью 2014 года в муниципальных районах и городских округах Нижегородской области были разработаны и утверждены муниципальные планы внедрения ВФСК ГТО [6].
В настоящее время проводится активная работа по разработке программно-методического обеспечения реализации ВФСК ГТО в общеобразовательных организациях, совершенствуется деятельность самообразования педагогов по данному направлению [8].
Кафедрой теории и методики физического воспитания и ОБЖ Нижегородского института развития образования совместно с МБОУ «Комаровская школа» Богородского района в рамках инновационной деятельности по теме: «Разработка и апробация модели школьного физкультурно-спортивного клуба для подготовки обучающихся к сдаче норм Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне», была разработана и апробирована программа внеурочной деятельности «Навстречу ГТО» (далее Программа) по подготовке обучающихся начальных классов общеобразовательной организации к выполнению нормативов ВФСК ГТО.
Программа разделена на 5 уровней (в соответствии с пятью ступенями комплекса ГТО, соответствующими возрасту обучающихся общеобразовательной организации) и рассчитана на занимающихся с 1 -го по 11-й классы. Основой ее реализации является системно-деятельностный подход, который ориентирует обучающегося не только на усвоение готовых знаний и умений, но и на овладение способами физкультурно -оздоровительной и спортивной деятельности, на развитие познавательных сил и их творческого потенциала [2].
Программа внеурочной деятельности разработана с учетом следующих принципов [3]:
• гуманизации педагогического процесса, заключающейся в лично-стно-ориентированном подходе при выборе средств, форм и методов занятий с учетом индивидуальных способностей каждого занимающегося;
• комплексности, предусматривающей взаимосвязь всех сторон учебного и тренировочного процесса (физической, технической и теоретической подготовки, воспитательной работы, педагогиче -ского и медицинского контроля за состоянием здоровья обучающихся);
• преемственности, определяющей последовательность изложения программного материала и соответствие его требованиям ВФСК ГТО;
• вариативности, предусматривающей разнообразие программного материала для практических занятий в зависимости от индивидуальных особенностей обучающегося.
Содержание Программы интегрируется с образовательной программой по физической культуре для обучающихся общеобразовательной организации и направлено на развитие основных физических качеств обучающихся, а также формирование прикладных умений и навыков, необходимых для выполнения нормативов ВФСК ГТО.
В соответствии с учебным планом Программы для ее освоения на один учебный год отводится 68 ч (2 ч в неделю). Содержание программы является продолжением учебных программ по физической культуре и
включает основные разделы данных программ, необходимых для подготовки обучающихся к выполнению нормативов ВФСК ГТО: легкая атлетика (28 ч), общая физическая подготовка (28 ч) и лыжная подготовка (12 ч) (табл. 1).
Таблица 1
Примерный учебный план программы внеурочной деятельности «Навстречу ГТО» на первый учебный год (для обучающихся 1-4-х классов)
Наименование разделов и содержание занятий Количество часов
Всего Теория Практика
Раздел I. Легкая атлетика:
- правила техники безопасности на занятиях
Л £р по легкой атлетике;
Ю £ - правила выполнения нормативов ВФСК ГТО
£ о (виды легкой атлетики);
Л р - спринтерский бег; 16 1 15
ю я - бег на выносливость;
тян е - беговые и прыжковые упражнения;
О - метание малого мяча; - веселые старты и эстафеты с элементами бега, прыжков и метаний
Раздел II. Общая физическая подготовка
с элементами гимнастики и подвижных игр:
Л р ю а « - правила техники безопасности на занятиях
по ОФП;
е - правила выполнения нормативов ВФСК ГТО 16 1 15
Л р (виды ОФП);
ю я о - акробатические и гимнастические упражнения;
Н - упражнения для укрепления мышц рук и ног; - упражнения для укрепления мышц туловища; - подвижные игры и игровые задания
Раздел III. Лыжная подготовка:
- правила техники безопасности на занятиях
по лыжной подготовке;
Л л а р в - правила выполнения нормативов ВФСК ГТО
(лыжная подготовка);
е -©Н - обучение технике передвижения на лыжах 12 1 11
Л р с чередованием шагов и ходов;
а в - подъемы и спуски на лыжах с небольшого
н склона; - передвижение на лыжах с различной скоростью на различных дистанциях; - подвижные игры и эстафеты на лыжах
Окончание табл. 1.
Февраль-март Раздел II. Общая физическая подготовка с элементами гимнастики и подвижных игр: - правила техники безопасности на занятиях по ОФП; - организация самостоятельной работы по подготовке к выполнению нормативов ВФСК ГТО (виды ОФП); - акробатические и гимнастические упражнения; - упражнения для укрепления мышц рук и ног; - упражнения для укрепления мышц туловища; - подвижные игры и игровые задания 12 В процессе практ. занятий 12
Апрель-май Раздел I. Легкая атлетика: - правила техники безопасности на занятиях по легкой атлетике; - организация самостоятельной работы по подготовке к выполнению нормативов ВФСК ГТО (виды легкой атлетики); - спринтерский бег; - бег на выносливость; - беговые и прыжковые упражнения; - метание малого мяча; - веселые старты и эстафеты с элементами бега, прыжков и метаний 12 В процессе практ. занятий 12
Итого: 68 3 65
В условиях реализации данной Программы на занятиях широко используются физические упражнения общеразвивающей и прикладной направленности, подвижные игры и эстафеты, что способствует высокой эмоциональности занятий и, как следствие, повышает их эффективность.
В процессе занятий по программе «Навстречу ГТО» обучающиеся получают возможность развивать необходимые физические качества и осваивать упражнения для оценки всех физических качеств, двигательных способностей и прикладных навыков, включенных в программу испытаний Государственных требований Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) (табл. 2).
Исключением являются упражнения, для освоения которых необходимо создание специальных условий или наличие специфического инвентаря (плавание, стрельба, туристический поход, прыжок в длину с разбега).
Результаты освоения программы «Навстречу ГТО» представлены предметными, личностными и метапредметными результатами школьников.
Таблица 2
Испытания ВФСК ГТО для обучающихся 1-4-х классов, на освоение которых направлено содержание занятий по программе внеурочной
деятельности «Навстречу ГТО»
Наименование физических качеств, двигательных способностей, прикладных навыков Испытания (тесты) ВФСК ГТО
Скоростные возможности (быстрота) Бег на 30 м, с
Бег на 60 м, с
Сила Подтягивание из виса на высокой перекладине, кол-во раз
Подтягивание из виса лежа на низкой перекладине 90 см, кол-во раз
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу, кол-во раз
Выносливость Бег на 1000 м, мин, с
Смешанное передвижение 1000 м, мин, с
Гибкость Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье (от уровня скамьи), см
Скоростно-силовые возможности Прыжок в длину с места толчком двумя ногами, см
Метание мяча весом 150 г, м
Поднимание туловища из положения лежа на спине, кол-во раз за 1 мин)
Координационные способности (ловкость) Челночный бег 3*10 м, с
Метание теннисного мяча в цель, дистанция 6 м, кол-во попаданий
Прикладные навыки Бег на лыжах 1 км, мин, с
Кросс на 2 км (бег по пересеченной местности), мин, с
Смешанное передвижение по пересеченной местности 1 км, мин, с
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах обучающихся, которые приобретаются в процессе освоения Программы внеурочной деятельности и оцениваются через следующие критерии:
- отношение обучающихся к занятиям по программе внеурочной деятельности;
- отношение к обучающимся, занимающимся совместно в одной группе.
Метапредметные результаты характеризуют сформированность универсальных компетенций, проявляющихся в применении накопленных знаний и умений в познавательной и предметно-практической деятельности. Метапредметные результаты отражаются в освоении обучающимися в процессе занятий универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных):
- познавательные - умение составить комплекс физических упражнений (4-5 упражнений) для самостоятельных занятий по подготовке к выполнению нормативов комплекса ГТО (норматив ГТО по выбору);
- коммуникативные - умение представить составленный комплекс физических упражнений (4-5 упражнений) для самостоятельных занятий по подготовке к выполнению нормативов комплекса ГТО;
- коммуникативные - умение взаимодействовать с занимающимися в процессе представления комплекса физических упражнений, сохранять сдержанность и рассудительность при возникновении спорных ситуаций;
- регулятивные - умение оценить составленный одногруппником комплекс физических упражнений (4-5 упражнений) для самостоятельных занятий по подготовке к выполнению нормативов комплекса ГТО.
Критерии оценивания универсальных учебных действий обучаю -щихся показаны в табл. 3.
Таблица 3
Критерии оценивания универсальных учебных действий
Отлично (5 баллов) Составляет комплексы упражнений самостоятельно, без затруднений
Хорошо (4 балла) Знает, как составить комплексы упражнений, но при составлении иногда обращается за помощью к учителю, родителям
Удовлетворительно (3 балла) Составляет комплексы упражнений исключительно при помощи учителя, родителей
Неудовлетворительно (2 балла) Не знает, как составить комплексы упражнений и не может выполнить задание
Предметные результаты обучающихся характеризуют опыт в теоретической и практической деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения программного материала. Критериями оценки предметных результатов освоения программы являются:
- оценка знаний, умений и навыков учащихся начальной школы по освоению основных разделов программы внеурочной деятельности «Навстречу ГТО» в процессе анкетирования по трем разделам: знания о физической культуре, овладение техникой двигательных действий, физическая подготовка (нормативы ГТО). Проводится анкетирование как самих обучающихся, так и их родителей с их оценкой знаний, умений и навыков обучающихся;
- оценка результатов выполнения нормативов ВФСК ГТО для обучающихся соответствующей возрастной группы.
Текущий и промежуточный контроль результатов освоения Программы можно осуществлять в соревновательной форме в процессе учебно-тренировочных занятий, а также в ходе участия в школьных
спортивных праздниках «День бега», «День лыжника», «Чемпионат по малым формам физической культуры» [5].
Итоговый контроль оценки результатов выполнения нормативов ВФСК ГТО обучающихся проводится в процессе выполнения испытаний (тестов) ВФСК ГТО с выездом на базу муниципального центра тестирования либо на спортивной базе общеобразовательной организации с участием представителей муниципального центра тестирования.
Таким образом, представленная программа внеурочной деятельности «Навстречу ГТО» может стать методической основой для подготовки обучающихся общеобразовательной организации к выполнению нормати -вов ВФСК ГТО. Данная Программа сочетается с учебной программой по физической культуре для обучающихся и может быть реализована в любой образовательной организации. Реализация Программы позволит школьникам овладеть необходимыми знаниями, умениями и навыками для выполнения нормативов ВФСК ГТО соответствующей ступени, сформировать осознанный интерес к физической культуре и не требует от образовательной организации специальных условий для проведения занятий.
Список литературы
1. Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А. Внеурочная деятельность. Подготовка к сдаче комплекса ГТО: учеб. пособие для общ.обр. орг. М.: Просвещение, 2016. 128 с.
2. Оринчук В.А., Фомичева Е.Н., Оринчук А.Н. Модель организационно-содержательного обеспечения школьного физкультурно-спортивного клуба в условиях реализации комплекса ГТО // Физическая культура в школе. 2017. № 5. С. 57-63.
3. Письмо Минобрнауки России от 18.08.2017 № 09-1672 «О направлении Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности» [Электронный ресурс]. URL: http:Consultant.rudocument/ cons_doc_LAW_278827/ (дата обращения: 15.07.19).
4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» [Электронный ресурс]. URL: https://minobr.gov-murman.ru>files/Pr_1897.pdf (дата обращения: 07.07.19).
5. Приказ Минспорта России от 12.02.2019 №90 «Об утверждении государственных требований Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО)» [Электронный ресурс]. URL: http://www.gto.ru/ocumdent (дата обращения: 15.07.19).
6. Распоряжение Правительства Нижегородской области от 16 июля 2014 года № 1284р «Об утверждении плана мероприятий поэтапного введения Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) в Нижегородской области» [Электронный ресурс] // Правительство Нижегородской области. URL: https:// government-nnov.ru>?id=155245 (дата обращения: 06.07.19).
7. Указ Президента Российской Федерации от 24 марта 2014 г. № 172 «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО)» [Электронный ресурс]. URL: http://www.gto.ru/ ocumdent (дата обращения: 07.07.19).
8. Фомичев А.В., Фомичева Е.Н. Модель обеспечения развития деятельности самообразования педагога физической культуры в процессе повышения квалификации // В мире научных открытий. 2015. № 11.4(71). С.1625-1634.
Фомичева Елена Николаевна, канд. пед. наук, доц., зав. кафедрой, fominihna@, mail.ru, Россия, Нижний Новгород, Нижегородский институт развития образования,
Оринчук Вячеслав Анатольевич, канд. пед. наук, доц., [email protected], Россия, Нижний Новгород, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского,
Оринчук Алла Николаевна, учитель, orinchuk. sl@yandex. ru, Россия, Нижегородская область, Богородский район, п. Кудьма, МБОУ «Комаровская школа»
SOFTWARE AND METHODOLOGICAL SUPPORT OF TRAINING OF STUDENTS TO MEET THE REQUIREMENTS OF ASC RLD
E.N. Fomicheva, V.A. Orinchuk, A.N. Orinchuk
The main components of the extracurricular activities program aimed at the implementation of the VFSK TRP in educational institutions are presented. Methods and technologies are shown that form the subject, meta-subject and personal results of students of grades 1-2 in the conditions of the model of a school sports club developed by the authors.
Key words: elementary school students, the program of extracurricular activities, the TRP complex, the model of the school physical education and sports club.
Fomicheva Elena Nikolaevna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, head of Department, fominihna@mail. ru, Russia, Nizhny Novgorod, Nizhny Novgorod Institute for the Development of Education,
Orinchuk Vyacheslav Anatolevich, candidate of pedagogical sciences, associate professor, orinchuk. sl@yandex. ru, Russia, Nizhny Novgorod, National Research Nizhny Novgorod State University named after N.I. Lobachevsky,
Orinchuk Alla Nikolaevna, teacher, [email protected], Russia, Nizhny Novgorod Region, Bogorodsky District, Kudma, MBOU «Komarovskaya Shkola»
Reference
1. Kuznecov V.S., Kolodnickij G.A. Vneurochnaya deyatel'nost'. Podgotovka k sdache kompleksa GTO: ucheb. posobie dlya obshch.obr. org. M.: Prosveshchenie, 2016. 128 s.
2. Orinchuk V.A., Fomicheva E.N., Orinchuk A.N. Model' organizacionno-soderzhatel'nogo obespecheniya shkol'nogo fizkul'turno-sportivnogo kluba v usloviyah realizacii kompleksa GTO // Fizicheskaya kul'tura v shkole. 2017. № 5. S. 57-63.
3. Pis'mo Minobrnauki Rossii ot 18.08.2017 № 09-1672 «O napravlenii Metodicheskih rekomendacij po utochneniyu ponyatiya i soderzhaniya vneurochnoj deyatel'nosti v ramkah realizacii osnovnyh obshcheobrazovatel'nyh programm, v tom chisle v chasti proektnoj deyatel'nosti» [Elektronnyj resurs]. URL: http:Consultant.rudocument/ cons doc LAW 278827/ (data obrashcheniya: 15.07.19).
4. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 17 dekabrya 2010 g. № 1897 «Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta osnovnogo obshchego obrazovaniya» [Elektronnyj resurs]. URL: https://minobr.gov-murman.ru>files/ Pr 1897.pdf (data obrashcheniya: 07.07.19).
5. Prikaz Minsporta Rossii ot 12.02.2019 №90 «Ob utverzhdenii gosudarstvennyh trebovanij Vserossijskogo fizkul'turno-sportivnogo kompleksa «Gotov k trudu i oborone» (GTO)» [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.gto.ru/ocumdent (data obrashcheniya: 15.07.19).
6. Rasporyazhenie Pravitel'stva Nizhegorodskoj oblasti ot 16 iyulya 2014 goda № 1284r «Ob utverzhdenii plana meropriyatij poetapnogo vvedeniya Vserossijskogo fizkul'turno-sportivnogo kompleksa «Gotov k trudu i oborone» (GTO) v Nizhegorodskoj oblasti» [Elektronnyj resurs] // Pravitel'stvo Nizhegorodskoj oblasti. URL: https:// government-nnov.ru>?id=155245 (data obrashcheniya: 06.07.19).
7. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 24 marta 2014 g. № 172 «O Vserossijskom fizkul'turno-sportivnom komplekse «Gotov k trudu i oborone» (GTO)» [Elektronnyj resurs]. URL: http:// www.gto.ru/ocumdent (data obrashcheniya: 07.07.19).
8. Fomichev A.V., Fomicheva E.N. Model' obespecheniya razvitiya deyatel'nosti samoobrazovaniya pedagoga fizicheskoj kul'tury v processe povysheniya kvalifikacii // V mire nauchnyh otkrytij. 2015. № 11.4(71). S. 1625-1634.