УДК 358.111.6
А.П. Степанов, П.Д. Новиков, А.Н. Черемисин
Омский филиал Военной академии материально-технического обеспечения, г. Омск
ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ ЛИЧНОГО СОСТАВА ОБЩЕВОЙСКОВЫХ
СОЕДИНЕНИЙ И ВОИНСКИХ ЧАСТЕЙ НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Система боевой подготовки является функциональной системой и, следовательно, имеет субъект и объект функционирования. Формой функционирования выступает процесс боевой подготовки, который включает в себя содержание, организацию и методику обучения. Кроме того, можно выделить и результат функционирования. Материальной основой функционирования являются средства обучения.
Всесторонняя компьютеризация учебного процесса, как показывает опыт зарубежных армий, выступает основой развития форм и методов обучения офицеров, слаживания органов управления и войск. Она направлена на его интенсификацию и повышения качества их подготовки.
Опыт боевой подготовки стран НАТО и, в первую очередь США, свидетельствует о том, что обучение с использованием лазерных имитаторов стрельбы и поражения (ЛИСП) не только выгодно, но и позволяет поднять уровень обученности личного состава на качественно более высокую ступень [1].
Экономическая целесообразность использования в боевой подготовке таких дорогостоящих технических средств обучения как лазерные имитаторы стрельбы и поражения предполагает непрерывную их эксплуатацию в течение учебного года по графику подразделениями, частями, соединениями округа, независимо от того, на каком этапе боевого слажи-вания они находятся.
Поскольку применение тактических приемов и способов представляет собой основу ведения боя всех подразделений от отделения до бригады, то исходя из принципа последовательности обучения, их тактическая подготовка должна включать в себя формы всех уровней. То есть, тактико-строевые занятия, тактические занятия и тактические учения с использованием лазерных имитаторов стрельбы и поражения должны присутствовать в процессе подготовки подразделений, частей и соединений.
Сущность таких занятий заключается в том, что они позволяют максимально приблизить условия обучения личного состава и подразделений в целом - к реальной боевой действительности и оптимально связать тактические навыки и огневое мастерство обучаемых.
В отличие от обычного тактико-строевого занятия - на занятиях с лазерными имитаторами стрельбы и поражения, учебные вопросы отрабатываются не по элементам и не в замедленном темпе, а в целом, так как обе стороны здесь решают задачи огневым поражением на реальную дальность, в реальном масштабе времени и против реального противника.
Такие занятия проводятся с отделением - в составе взвода, со взводом - в составе роты, с ротой - в составе батальона, с батальоном - в составе воинской части, как раздельно,
61
так и совместно с подразделениями других родов войск. Руководителями будут являться соответствующие командиры.
Занятия проводятся в комплексе с другими предметами боевой подготовки, путем выполнения нормативов и «огневым поражением» вероятного противника, при этом учитывается равенство боевых потенциалов противоборствующих сторон.
Проведение занятий с ЛИСП должно быть построено так, чтобы до начала занятий (учений), подразделения были обучены действиям с имитаторами во всех видах боя, как днем, так и ночью.
Рассматривая систему форм боевого слаживания необходимо подчеркнуть, что по-
явление новых форм обучения, совершенствование или существенное изменение существующих форм, а возможно, и появление форм нового, высшего уровня является закономерным процессом развития системы боевой подготовки войск, которое, в свою очередь, обусловлено изменением содержания факторов, воздействующих на эту систему.
Несмотря на разнообразие боевых задач, решаемых подразделениями в бою, огневое поражение противника при выполнении этих задач осуществляется в двух основных условиях обстановки: в условиях ведения оборонительного или наступательного боя. Следовательно, компьютерные огневые тренировки целесообразно проводить по двум темам: ведение огня подразделением в обороне и ведение огня подразделением в наступлении.
Поскольку огневое поражение включает в себя организацию и ведение огня различными способами, содержание тренировки должно включать: организацию системы огня подразделения; распределение целей между огневыми средствами; сосредоточение и перенос огня подразделением; постановку огневых задач (подачу огневых команд) в ходе огневого боя и их выполнение; отработку вопросов открытия, прекращения огня и целеуказания.
Как показывает опыт боевой подготовки войск, содержание компьютерных тренировок обеспечивает:
во-первых, приобретение индивидуальных знаний, умений, навыков и качеств военнослужащих в соответствии с их должностным предназначением;
во-вторых, совершенствование и поддержание на необходимом уровне знаний, умений, навыков по своей специальности (командир боевой машины пехоты (танка), наводчик орудия, механик-водитель);
в-третьих, слаживание подразделений и частей.
Поэтому для комплексного использования лазерных имитаторов стрельбы и поражения в процессе боевой подготовки целесообразно создать специализированные полигоны в округах или межокружные полигоны для обучения прибывающих подразделений на двусторонних тактических учениях с использованием лазерных имитаторов стрельбы и поражения [3].
Обучение на таких полигонах может проходить как в форме двухсторонних общевойсковых тактических учений по единому плану, так и выполнением определенного перечня задач, наиболее характерных для того или иного подразделения в бою.
Такие специализированные полигоны в своем составе должны иметь достаточное количество вооружения, техники и лазерных имитаторов стрельбы и поражения для обеспечения двусторонних учений усиленных мотострелковых (танковых) батальонов. Кроме того, в составе полигонов целесообразно иметь специальные формирования - тактические группы обозначения противника, которые могут действовать как отдельно, так и совместно с одной из сторон на учениях. Силами и средствами полигона предполагается оказывать значительную помощь руководству учениями в их проведении путем включения должностных лиц по-
62
лигона в состав руководства и посреднического аппарата. Предлагаемая ремонтная база полигона позволит осуществить техническое обслуживание и текущий ремонт как вооружения и техники, так и лазерных имитаторов стрельбы и поражения. Объекты учебной материально-технической базы специализированных полигонов позволят проводить на них занятия по тактической, огневой подготовке и вождению боевых машин с использованием лазерных имитаторов стрельбы и поражения для обучения прибывающих подразделений, в том числе и при подготовке их к двусторонним учениям [2].
Так как в настоящее время лазерных имитаторов стрельбы и поражения в войсках практически нет, и осваивать их войска на своих учебных центрах не могут, то планирование сроков прибытия обучаемых на специализированный полигон целесообразно осуществлять с учетом времени, включающего получение вооружения и техники с лазерными имитаторами стрельбы и поражения, освоение ее и проведение ряда занятий по тактической, огневой подготовке и вождению боевых машин с использованием имитаторов.
Для того, чтобы командиры обучаемых подразделений в полной мере получали на
учениях практику в командовании укомплектованными по штатам военного времени подразделениями, целесообразно убывающие на полигон подразделения доукомплектовывать личным составом из других подразделений воинской части или гражданами, пребывающими в запасе, призывая их на сборы.
Библиографический список
1. Миронов, Е. Боевая подготовка в армиях НАТО / Е. Миронов // Военный вестник. -1999. - № 4 - С. 81-84.
2. Палагутал, Л. Тренажеры, средства имитации и моделирования боевых действий сухопутных войск США / Л. Палагутал //Зарубежное военное обозрение. - 2003. - № 5. -С. 29-34.
3. Печоров, С. Учебный центр НАТО в Боннланд / С. Печоров // Зарубежное военное обозрение. - 2000. - № 12. - С. 35-36.