Научная статья на тему 'Деятельность органов государственной власти и военного управления CCCР по развитию артиллерии РККА в середине 1930-х гг. - 1945 г. : современная значимость исторического опыта'

Деятельность органов государственной власти и военного управления CCCР по развитию артиллерии РККА в середине 1930-х гг. - 1945 г. : современная значимость исторического опыта Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
332
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Juvenis scientia
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АРТИЛЛЕРИЯ / ARTILLERY / БОЕВАЯ ПОДГОТОВКА / COMBAT TRAINING / БОЕГОТОВНОСТЬ / COMBAT READINESS / ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / GREAT PATRIOTIC WAR / КРАСНАЯ АРМИЯ / RED ARMY / МЕЖВОЕННЫЙ ПЕРИОД / INTERWAR PERIOD / ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО И ВОЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ / STATE AND MILITARY COMMAND / РАКЕТНЫЕ ВОЙСКА И АРТИЛЛЕРИЯ / MISSILE FORCES AND ARTILLERY / СОВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО / SOVIET STATE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Чернухин В. А., Щербаков Ю. В.

В статье рассматривается деятельность органов государственной власти и военного управления СССР по развитию артиллерии Красной армии в период с середины 1930-х гг. по май 1945 г. Представленные в статье выводы, основанные на учете и использовании исторического опыта, могут быть полезными и поучительным для обоснования и принятия решений органами военного управления Вооруженных Сил Российской Федерации в современных условиях и позволяют с большей объективностью оценивать перспективу развития артиллерии важнейшего для защиты Отечества рода войск на будущее.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Чернухин В. А., Щербаков Ю. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTIVITIES OF GOVERNMENT AUTHORITIES AND THE MILITARY MANAGEMENT OF THE USSR ON THE DEVELOPMENT OF THE RED ARMY ARTILLERY IN THE MIDDLE OF THE 1930S. - 1945: THE CONTEMPORARY SIGNIFICANCE OF HISTORICAL EXPERIENCE

The article examines the activities of government bodies and the military administration of the USSR in developing the artillery of the Red Army in the period from the mid-1930s. to May 1945. The conclusions presented in the article, based on the account and use of historical experience, can be useful and instructive for the justification and decision-making by the military command authorities of the Armed Forces of the Russian Federation in modern conditions and allow us to assess with more objectivity the perspective of artillery development defense of the Fatherland of the kind of troops for the future.

Текст научной работы на тему «Деятельность органов государственной власти и военного управления CCCР по развитию артиллерии РККА в середине 1930-х гг. - 1945 г. : современная значимость исторического опыта»

УДК: 93/94 ГРНТИ: 03.23.55

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ВОЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ СССР ПО РАЗВИТИЮ АРТИЛЛЕРИИ РККА В СЕРЕДИНЕ 1930-Х ГГ. -1945 Г.: СОВРЕМЕННАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИСТОРИЧЕСКОГО ОПЫТА

В. А. Чернухин1, Ю. В. Щербаков2

1 Михайловская артиллерийская военная академия Министерства обороны Российской Федерации Россия, 195009 г. Санкт-Петербург, ул. Комсомола, 22

2 Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи Министерства обороны Российской Федерации Россия, 197046 г. Санкт-Петербург, Александровский парк, 7

121 Щербаков Юрий Вадимович - Scherbackowiury@yandex.ru

В статье рассматривается деятельность органов государственной власти и военного управления СССР по развитию артиллерии Красной армии в период с середины 1930-х гг. по май 1945 г. Представленные в статье выводы, основанные на учете и использовании исторического опыта, могут быть полезными и поучительным для обоснования и принятия решений органами военного управления Вооруженных Сил Российской Федерации в современных условиях и позволяют с большей объективностью оценивать перспективу развития артиллерии - важнейшего для защиты Отечества рода войск на будущее.

Ключевые слова: артиллерия, боевая подготовка, боеготовность, Великая Отечественная война, Красная армия, межвоенный период, органы государственного и военного управления, ракетные войска и артиллерия, советское государство.

ACTIVITIES OF GOVERNMENT AUTHORITIES AND THE MILITARY MANAGEMENT OF THE USSR ON THE DEVELOPMENT OF THE RED ARMY ARTILLERY IN THE MIDDLE OF THE 1930s. - 1945: THE CONTEMPORARY SIGNIFICANCE OF HISTORICAL EXPERIENCE

V. A. Chernukhin1, Yu. V. Shcherbakov2

1 Mikhailovsky Artillery Military Academy of the Ministry of Defense of the Russian Federation 22 Komsomol St., 195009 St. Petersburg, Russia

2 Military Historical Museum of Artillery, Engineers and Signal Corps of the Ministry of Defense of the Russian Federation 7 Alexander Park, 197046 St. Petersburg, Russia

121 Shcherbakov Yuri - Scherbackowiury@yandex.ru

The article examines the activities of government bodies and the military administration of the USSR in developing the artillery of the Red Army in the period from the mid-1930s. to May 1945. The conclusions presented in the article, based on the account and use of historical experience, can be useful and instructive for the justification and decision-making by the military command authorities of the Armed Forces of the Russian Federation in modern conditions and allow us to assess with more objectivity the perspective of artillery development - defense of the Fatherland of the kind of troops for the future.

Keywords: artillery, combat training, combat readiness, Great Patriotic War, Red Army, interwar period, state and military command, missile forces and artillery, Soviet state.

Анализ научных публикаций, касающихся вопросов военной безопасности развитых стран и путей их решения для укрепления мира, показывает, что сложившаяся международная обстановка в современном мире, несмотря на смещение акцентов от крупномасштабных военных конфликтов к локальным войнам и вооруженным конфликтам, остается сложной [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9].

Новые условия вызывают необходимость Российской Федерации адекватно реагировать на новые вызовы и угрозы национальной безопасности страны и, сохраняя принципы оборонной политики, верность обязательствам перед мировым сообществом и перед российскими гражданами, реализуя на практике основные положения Военной доктрины, все силы направлять на скорейшую модернизацию армии, в том числе ракетных войск и артиллерии Вооруженных Сил Российской Федерации, их техническое перевооружение, воспитание и обучение личного состава [10]. Первое десятилетие начинавшегося XXI в. для дальнейшего развития ракетных войск и артиллерии (РВиА) было не совсем благоприятным. За последние годы в РВиА были утра-

чены или забыты доминирующие тенденции и закономерности важнейшего для обороноспособности государства [11, с. 63].

Следует обратить внимание, что Российская Федерация в «Стратегии национальной безопасности до 2020 г.» в числе приоритетных национальных интересов на долгосрочную перспективу провозгласила превращение страны в мировую державу [12]. Соединенные Штаты Америки воспринимают это как серьезную и неприемлемую угрозу своим национальным интересам и геополитическим устремлениям. Так, США и некоторые государства Запада, входящие в военно-политический блок НАТО пытаются поддерживать и сохранить напряженность в военно-политических отношениях с Россией, ставя перед собой весьма избирательные цели: продолжать курс на ослабление военного потенциала и обороноспособности России, изолировать ее доступ к новым военным технологиям и рынкам вооружения, ограничить влияние России на страны ближнего и дальнего зарубежья [13, с. 10].

Ряд государственных и военных деятелей ведущих го-

сударств Западной Европы и США не без сожаления обращают внимание на то, что Россия оказывает значительное влияние на мировые процессы не только в силу своей национальной и мировой истории, но и своим природно-ре-сурсным потенциалом, составляющим, по оценкам специалистов, более 35% мирового. На её долю приходится: 12,5% территории мира, 22% леса, 20% пресной воды, 30% шельфа, 15% мировых запасов нефти, 55 % природного газа, 12% угля, более 27% железа и олова, 40% металлов платиновой группы, 10% пахотных земель, способных прокормить более 500 млн чел. при сравнительно небольшом по сравнению с территорией страны населении (около 2% мирового) и весьма скромном вкладе в мировое производство (2,5% ВВП) [14, с. 104]. Это усиливает стремление США и других западных ресурсно-дефицитных стран безэквивалентно поделиться с огромной евразийской страной «незаслуженно» доставшимися ей природными богатствами, что делает необходимым опирающееся на военную силу стратегическое сдерживание, укрепление военной безопасности. В этой связи уместно отметить, что военная деятельность НАТО в последние годы заметно активизировалась. Его группировки, находящиеся на границах Российской Федерации и постоянно наращиваемые, имеют высокие ударные и огневые возможности. При этом следует отметить, что вооруженные силы государств, входящих в Северо-Атлантический альянс, располагают значительным количеством современных образцов артиллерийского вооружения, превосходящих по численности артиллерию группировки войск Российской Федерации у ее западных границ [15, с. 226].

Реальность современного времени свидетельствует о том, что деятельность по приему новых членов в альянс не прекращается, а учения стратегических сил США с отработкой вопросов командующими и штабами по управлению применением стратегического ядерного оружия проводятся интенсивно практически на всех стратегических направлениях. Аналитики ряда стран-членов северо-атлантического военно-политического альянса по-прежнему рассматривают Российскую Федерацию и союзные с ней государства одним из основных источников «риска» [16, с. 31-43]. Так, в новой ядерной доктрине США, представленной общественности 2 февраля 2018 г., Россия и Китай названы их основными противниками. Для того, чтобы противостоять этому, Пентагон будет модернизировать, усиливать и пополнять запасы американского ядерного вооружения [17]. При этом основной формой применения объединенных вооруженных сил НАТО продолжает оставаться стратегическая операция, подготовка и ведение которой осуществляется в соответствии с положением концепции «Воздушно-наземная операция (сражение)» и борьба со вторыми эшелонами и резервами» [18, с. 264].

В Послании Президента Российской Федерации Федеральному собранию (декабрь 2017 г.) особое внимание акцентируется на том, что усиление глобализации, милитаризация космоса, рост угрозы терроризма в мире, стремление США строить однополярный мир, заставляют повышать готовность Вооруженных Сил России к отражению военных угроз [19]. В своей речи президент Российской Федерации В. В. Путин рассказал о новейших системах российского стратегического оружия, создаваемых в ответ на односторонний выход США из договора по противоракетной обороне (ПРО).

Особое внимание в выступлениях российской военно-политической элиты обращается к Сухопутным войскам, на

вооружении которых поступают новейшие образцы артиллерийских систем и ракетных систем залпового огня (РСЗО). Этот род войск с давних времен зарекомендовал себя всепогодным, наукоемким и мощным в огневом отношении средством поражения [21, с. 192]. Опыт локальных войн и вооруженных конфликтов современности показывает, что долевое участие артиллерии в огневом поражении противника достигало до 50-70% от общего объема огневых задач, возлагаемых на средства огневого поражения противника в операции (бою). При этом доминирующая роль в огневом поражении принадлежала и принадлежит сегодня артиллерии [22, с. 204]. Основу ее современного вооружения составляют орудия (пушки, гаубицы, минометы), реактивные системы залпового огня (РСЗО) и противотанковые ракетные комплексы (ПТРК), а также собственные средства разведки. Учитывая основное назначение средств поражения, выделяется два вида артиллерии: полевая (ПА) и противотанковая (ПТА). ПА выполняет широкий круг задач стрельбой с закрытых огневых позиций (ЗОП). ПТА - специальные задачи прямой наводкой [23, с. 335].

В современных условиях, несмотря на появление новых видов оружия, изменение ряда положений военной науки на ведение вооруженной борьбы, обращение к историческому опыту в решении задач по развитию артиллерии становится актуальным, поскольку в деятельности органов государственной власти и военного управления, связанной со строительством артиллерии в период с середины 1930-х гг. по май 1945 г. имели место как позитивные, так и негативные решения. Однако о последних стали вести речь только тогда, когда с соответствующих источников был снят гриф «секретно» или «для служебного пользования».

Особо ошибочными решениями органов государственного и военного управления являлись: необоснованная ликвидация непосредственно перед нападением нацистской Германии на СССР должности начальника артиллерии РККА, а также Управления при нем (УПАРТ) [24, с. 84]. При этом, в условиях количественного роста артиллерии и ее качественного совершенствования, повышения ее роли в решении задач огневого поражения на поле боя, в ней отсутствовал центральный орган управления Штаб, а также штабы артиллерии в округах и армиях. Однако уже первые бои и сражения Великой Отечественной войны показали негативные процессы, связанные с управлением артиллерии. Восстанавливать нарушенную систему управления родом войск, вводить должность начальника артиллерии Красной армии, создавать при нем штаб артиллерии пришлось уже в экстремальных условиях военного времени [25, с. 63].

По ряду причин органам государственного и военного управления к началу войны не удалось устранить дисбаланс в развитии артиллерии (РГК - 8% и войсковой - 92%). Эта задача решалась уже в военное время созданием мощных в огневом и техническом отношениях крупных артиллерийских соединений РГК (артиллерийских дивизий и корпусов прорыва) [26].

Касаясь проблем развития материальной части артиллерии органами военного управления был правильно выбран курс на е модернизацию. Приобретенный в локальных войнах и вооруженных конфликтах конца 1930-х - начала 1940-х гг. боевой опыт становился основой для модернизации устаревших образцов артиллерийского вооружения и создания новых, в большей мере отвечавших современным требованиям войны [27, с. 148]. Материальная часть артиллерии прошла испытания интенсивной стрельбой в

различных климатических зонах и температурных режимах, в основном показав превосходство в боевых характеристиках над соответствующими аналогами противника. Исследуемый период военной истории Отечества показал настоятельную необходимость развития минометного вооружения, дальнейшего повышения боевых характеристик противотанковой, самоходной реактивной артиллерии.

В подготовке и обучении артиллерийских кадров в 1930-е гг. допускались упрощения. Командиры всех рангов и штабы всех уровней слабо владели вопросами организации взаимодействия родов войск на тактических учениях и маневрах. Полученный артиллерией Красной армии боевой опыт в 1930-е гг. выявил несоответствие ряда положений боевых уставов, наставлений современным, для тех лет, требованиям боя (операции). Ряд из них были уточнены, однако в боевую практику они внедрялись в условиях военного времени [28, с. 156].

С точки зрения практической направленности деятельность органов управления в решении задач дальнейшей реорганизации рода войск (РВиА) в современных условиях целесообразно учитывать опыт прошлого. Как в годы Великой Отечественной войны артиллерия должна иметь полноценные и работоспособные органы управления во всех звеньях: центр, военные округа (армии), общевойсковые соединения со своими начальниками и штабами. Начальник артиллерии соединения, как это имело место в годы Великой Отечественной войны, должен быть возведен в статус заместителя командира соединения по огневому поражению. Только в этом случае он может организовывать качественную боевую подготовку артиллерийских подразделений в мирное время и скоординировать действия всех средств огневого поражения противника в ходе ведения реальных боевых действий.

При решении проблем технического перевооружения целесообразно использовать опыт 1930-х гг. и придерживаться курса на модернизацию ряда артиллерийских систем, а также на создание более совершенных образцов артиллерийского вооружения, отвечающих требованиям современного военного искусства.

В перечне модернизируемых и вновь разрабатываемых систем и образцов ракетно-артиллерийского вооружения приоритетными должны быть средства разведки и автоматизированные системы управления войсками и оружием.

Артиллерия - единственный сегодня род войск, который имел на вооружении в годы Великой Отечественной войны технические средства разведки всех видов: оптические, звуковые, радиолокационные, радиотехнические и т.д. Однако, как в годы войны, так и в современных условиях имеет место проявление негативной тенденции - несоответствие дальности ведения разведки возможностям по досягаемости средств огневого поражения. Вследствие чего во всех общевойсковых звеньях управления для артиллерии имеются «зоны невидимости».

В развитии средств автоматизированного управления современных РВиА основным должно стать создание унифицированных машин управления, спрягаемых с комплексами средств автоматизации тактического и оперативного звеньев управления общевойсковых формирований, боевого и технического обеспечения. Реализация этого направления позволит значительно повысить эффективность боевого применения ракетных войск и артиллерии (за счет одновременного охвата средствами автоматизации нескольких уровней и инстанций управления), существенно

сократить расходы на автоматизацию.

Анализ исторического опыта в отношении развития организационных форм артиллерии свидетельствует о высокой ответственности представителей органов государственного и военного управления в решении проблем оптимального соотношения артиллерии резерва главного командования (РГК) и войсковой, недопущения дисбаланса в их соотношении. Однако сегодня по существу ликвидирован РГК. При этом сокращение артиллерии было осуществлено без существенного увеличения в количественном отношении других средств огневого поражения. С позиций исторического опыта и возможного объема задач огневого поражения противника в ходе проведения операции (боя) мощную в огневом отношении артиллерию РГК необходимо охранить. В ее составе целесообразно воссоздать и содержать в постоянной боевой готовности воинские формирования штатным вооружением которых являются реактивные системы залпового огня (РСЗО), то есть дальнобойные системы крупного калибра. Именно об этом напоминает нам опыт локальных войн и вооруженных конфликтов современности. Он свидетельствует о важности и целесообразности усиления артиллерии общевойсковых соединений артиллерией Главного командования. Однако это не всегда можно было реализовать на практике, так как артиллерия РГК по существу была расформирована и зачастую не могла играть той роли для которой она предназначалась - усиление в огневом отношении войсковой артиллерии. Подобные обстоятельства сопутствовали боевым действиям в грузино-осетинском (1991-1992), грузино-абхазском (1992-1994), чеченском (1994-1996) вооруженных конфликтах и др.

В области подготовки командных кадров для органов управления востребованным остается исторический опыт подготовки командных и технических кадров для ракетных войск и артиллерии. А он, особенно с началом войны, засвидетельствовал тот факт, что формирования артиллерии способны эффективно выполнять задачи по боевому предназначению только при наличии хорошо подготовленных офицерских кадров [29, с. 102]. В настоящее время подготовка специалистов для рода войск осуществляется в одном военном учебном заведении страны - Михайловской военной артиллерийской академии Министерства обороны Российской Федерации. Перед коллективом прославленного вуза стоит задача - подготовка для артиллерии высококвалифицированных военных специалистов, не допустить разрыва между ростом технической оснащенности войск и способностью личного состава в полной мере использовать боевые возможности новой техники. Критерием эффективности деятельности выпускников должно быть качество их военно-профессиональной подготовки, степень овладения ими военно-профессиональными компетенциями, установленные Государственным образовательным стандартом.

В подготовке младших специалистов возможно использование исторического опыта обучения личного состава в полковых школах, введенных в штат артиллерийских полков мирного времени, а также опыт учебных артиллерийских центров (лагерей) с расчетом на кратковременные сроки обучения. Как в 1930-е гг., в годы Великой Отечественной войны, так и в современных условиях их подготовка должна быть ориентирована на выработку у них твердых профессиональных знаний навыков действий при боевой работе на технике, в обращении со штатным вооружением, при проведении учений и боевых стрельб (пусков) и т.д.

В области развития теории боевого применения РВиА основное усилие целесообразно сосредоточить на внедрении в практику войск новой концепции огневого поражения противника в операции, создание единой общевойсковой методики планирования огневого поражения противника.

Практическую направленность имеет исторический опыт в решении проблем огневого поражения. В годы Великой Отечественной войны, как наступательных, так и в оборонительных операциях 1943-1945 гг., поражение противника начиналось с нанесения упреждающего огневого удара артиллерией [30]. Его воздействию подвергались заранее запланированные к поражению основные вражеские объекты, такие как склады военной техники и вооружения, парки, стоянки, аэродромы, военные городки, органы управления и штабы, базы и другие места скопления противника. Имели место случаи, когда с началом операции авиация Военно-воздушных сил (ВВС) Красной армии по причине не летной погоды не могла принять участие в артиллерийской и авиационной подготовке атаки общевойсковых подразделений (стрелков-пехотинцев и танкистов). Тогда вся тяжесть огневого поражения противника возлагалась на артиллерию.

Подобные схожие обстоятельства складывались и при ведении локальных войн и вооруженных конфликтов современности в Азии, на Ближнем Востоке, в Африке. Так, например, боевые действия в зоне Персидского залива (17.01-28.02.1991), Сухопутная группировка войск коалиции (США, Великобритания, Франция) подавление обороны иракских войск осуществляла в тесном взаимодействии с артиллерией. В зоне Персидского залива с обеих сторон приняли участие около 12,5 тыс. орудий, минометов и реактивных систем залпового огня (РСЗО), на которые, как и в операциях Великой Отечественной войны, возлагался широкий круг задач, решаемых сухопутными группировками войск.

Изучение и анализ опыта ведения боевых действий ограниченного контингента советских войск в Демократической Республике Афганистан (1979-1989), в вооруженных военных конфликтах в армяно-азербайджанском (19881994), грузино-осетинском (1991-1992), приднестровском (1992), грузино-абхазском (1992-1994), чеченском (1994-

ЛИТЕРАТУРА

1996), контртеррористической операции на Северном Кавказе (1999-2000), в операции по принуждению Грузии к миру (август 2008) показывает, что успех выполнения боевых задач мотострелковыми и танковыми подразделениями зависел от четкой организации и планирования поражения противника огнем артиллерии в сложных географических и климатических условиях, как это имело место и в некоторых операциях Великой Отечественной войны.

Таким образом, вышеизложенное позволяет сформулировать обобщенный вывод о том, что имевшиеся ранее военные опасности и угрозы для нашего Отечества не утратили своей актуальности и в наши дни. Следовательно, при формировании новых взглядов на безопасность нашей страны, особенно важно знать интересы и реальные возможности России, верно определить и учесть те тенденции в развитии военной теории и практике, которые в перспективе могут приобрести существенное (решающее) значение.

Современная международная и внутренняя обстановка для Российской Федерации в условиях нарастающей эскалации военной напряженности во многих регионах земного шара в определенной мере напоминает обстановку, которая складывалась для СССР в конце 1930-х - начале 1940-х гг. Как тогда, так и сейчас органам государственной власти и военного управления приходилось решать вопросы безопасности государства, которые невозможно представить без создания соответствующих группировок Сухопутных войск, на вооружении которых имеются современные средства поражения. Практическая направленность органов управления должна осуществляться с учетом исторического опыта. Актуальным остается решение таких проблем, как создание системы управления артиллерией со своими органами управления (начальниками, командующими) и штабами. И если в предвоенные и военные годы не было возможности оснастить их эффективными средствами связи и разведки, то в современных условиях уже успешно решается задача о приоритетном развитии средств артиллерийской разведки и управления; наращивания совместной подготовки с общевойсковыми командирами; восстановление соединений (частей) артиллерии резерва Верховного Главнокомандования (АРВГК) и др.

1. Борзенков Н.И. О соотношении военной политики и военной безопасности // Вестник Военной академии материально-технического обеспечения. 2016. № 1(5). С. 11.

2. Головня А.И. Государственная политика обеспечения военной безопасности: исследование путей развития // Военная мысль. 2013. № 4, 5.

3. Иванов А.А., Иванов А.В. Международная обстановка и проблемы современной международной политики. В сб. материалов VI-й Международной и 64-й Всероссийской научно-практической конференции «Перспективы развития Восточного Домбаса». Министерство образования и науки Российской Федерации, Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) им. М. И. Платова, Шахтинский институт (филиал) ЮРГПУ(НПИ) им. М. И. Платова. 2015. С. 232-237.

4. Калюжный В.Г. Геополитическое противоборство в современном мире // Ориентир. 2015. № 10.

5. Круглов В.В. О скрытых угрозах национальной безопасности РФ и методах их выявления // Военная мысль. 2010. № 3.

6. Мусаев В.И. О «Русской угрозе» в северной Европе: история и современность // Труды кафедры истории нового и новейшего времени. СПГУ, 2017. Т. 17. № 1. С. 31-43.

7. Павлов Д.А., Бельский А.Н., Клименко О.В. Актуальные вопросы обеспечения военной безопасности Российской Федерации // Военная мысль. 2015. № 1. С. 3-10.

8. Чекинов С.Г., Богданов С.А. Прогнозирование характера и содержания войн будущего: проблемы и суждения // Военная мысль. 2015. № 10.

9. Шевченко И.В., Мищенко Л.Я. Глобальные вызовы и угрозы национальной экономической безопасности // Современная экономика: проблемы и решения. 2014. № 12(60). С. 100-107.

10. Военная доктрина Российской Федерации // Российская газета. 30 декабря 2014. № 298.

11. Чернухин В.А. Главное артиллерийское управление как один из центральных органов в системе управления артиллерией РККА (1921-1941 гг.). В сб. материалов круглого стола «Актуальные вопросы изучения истории формирования и развития РККА и РККФ. МВВА. СПб., 2017. С. 63.

12. Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации".

13. Павлов Д.А., Бельский А.Н., Клименко О.В. Актуальные вопросы обеспечения военной безопасности Российской Федерации // Военная мысль. 2015. № 1. С. 3-10.

14. Шевченко И.В., Мищенко Л.Я. Глобальные вызовы и угрозы национальной экономической безопасности // Современная экономика: проблемы и решения. 2014. № 12(60). С. 100-107.

15. Чернухин В.А. Деятельность государственных и военных органов управления по развитию отечественной артиллерии в годы Второй мировой войны. В сб. материалов круглого стола «630 лет отечественной артиллерии». Под. ред. В.В. Дятлова. СПб.: МВАА. 2012. 420 с.

16. Калюжный В.Г. Геополитическое противоборство в современном мире // Ориентир. 2015. № 10.

17. Трунина А. Посол России в США прокомментировал новую ядерную доктрину Вашингтона // RBC.ru. URL: https://www.rbc.ru/politics/03/02/ 2018/5a7547b69a794737c6e4d202.

18. Послание Президента России Федеральному Собранию // Электронный журнал «Kremlin.ru». URL: http://www.kremlin.ru/events/president/ news/56957.

19. Болгова Е. Путин рассказал о российских межконтинентальных ракетных комплексах // Комсомольская правда. URL: https://www.kp.ru/ online/news/3037471.

20. Чернухин В.А. Деятельность органов государственного военного управления по развитию артиллерии Красной армии накануне и в годы Великой Отечественной войны (середина 1930-х гг. - май 1945 г.). СПб.: МВАА, ВИМАИВиВС. 2013. 400 с

21. Дятлов В.В. Артиллерия на защите восточных рубежей страны 1929-1939 гг. СПб.: МВАА. 2013. 206 с.

22. Чернухин В.А. Деятельность органов государственного военного управления по развитию артиллерии Красной армии накануне и в годы Великой Отечественной войны (середина 1930-х гг. - май 1945 г.). СПб.: МВАА, ВИМАИВиВС. 2013. 400 с.

23. Чернухин В.А. Подготовка командных кадров, организация боевой и оперативной подготовки в артиллерии Красной армии (1935-1945 гг.). СПб.: МВАА, ВИМАИВиВС. 2009. 123 с.

24. Чернухин В.А. Главное артиллерийское управление как один из центральных органов в системе управления артиллерией РККА (1921-1941 гг.). В сб. материалов круглого стола «Актуальные вопросы изучения истории формирования и развития РККА и РККФ. МВВА. СПб., 2017. С. 63.

25. Ащеулов О.Е. Роль советской артиллерии в решающих битвах и операциях Великой Отечественной войны: дис. ... канд. ист. наук. М., 2008. 465 с.

26. Лушин А.И., Чернухин В.А., Щербаков Ю.В. Анализ исторического опыта деятельности органов государственного и военного управления в решении проблем технического перевооружения артиллерии Красной армии в 1930-х годах // Управленческое консультирование. 2017. № 5 (101). С. 142-149.

27. Чернухин В.А. Эволюция артиллерийской науки, возрождение и деятельность артиллерийских научных школ (1935-1945 гг.). СПб.: МВАА, ВИМАИВиВС, 2009. 198 с.

28. Чернухин В.А. Подготовка командных кадров, организация боевой и оперативной подготовки в артиллерии Красной армии (1935-1945 гг.). СПб.: МВАА, ВИМАИВиВС. 2009. 123 с.

29. Щекотихин Е.Е. Деятельность советского государственного и военного руководства по обеспечению и проведению боевых действий Красной армии на Орловском направлении: дис. ... канд. ист. наук. М., 2006. 248 с.

Поступила в редакцию 21.07.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.