Научная статья на тему 'Организация, планирование, координация и контроль процесса формирования информации в системе бухгалтерского учета'

Организация, планирование, координация и контроль процесса формирования информации в системе бухгалтерского учета Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1210
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИЯ / ПЛАНИРОВАНИЕ / КООРДИНАЦИЯ И КОНТРОЛЬ ЗА ПРОЦЕССОМ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИИ В СИСТЕМЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА / ТРУДОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ / НЕОБХОДИМЫЕ УМЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Акатьева М.Д.

Предмет. В содержании одной из трудовых функций профессионального стандарта «Бухгалтер» составлении бухгалтерской (финансовой) отчетности заслуживают особого внимания трудовые действия главного бухгалтера, связанные с организацией, планированием, координацией и контролем за процессом формирования информации в системе бухгалтерского учета. Цели. Оценка указанных трудовых действий с двух точек зрения: научно-теоретической и практической. Формирование замечаний и рекомендаций, направленных на оптимизацию трудовых действий главного бухгалтера организации. Методология. В настоящей работе использованы методы экспертного анализа нормативных и законодательных документов в области профессионального законодательства и бухгалтерского учета, сравнительного анализа и синтеза. Результаты. Представленные теоретические основы организации, планирования, координации и контроля за процессом формирования информации в системе бухгалтерского учета экономического субъекта, а также аспекты их практической реализации позволили автору предложить более логичную группировку этих трудовых действий главного бухгалтера. Сформирован ряд рекомендаций практикующим специалистам по совершенствованию вопросов организации и планирования учетного процесса. Выводы. Выявлено пересечение и объединение вопросов контроля и координации процесса формирования информации в системе бухгалтерского учета по ряду признаков. Определено, что координация процесса формирования информации в системе бухгалтерского учета является на практике трудовым действием, обеспечивающим в том числе профессиональное осуществление контроля за данным процессом, то есть контроль невозможен без предшествующей координации. Сделанные автором замечания и рекомендации позволят оптимизировать как деятельность учетного специалиста, так и перечень трудовых действий главного бухгалтера в профессиональном стандарте «Бухгалтер» с учетом особенностей практической реализации этих действий и содержанием каждого из них.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация, планирование, координация и контроль процесса формирования информации в системе бухгалтерского учета»

pISSN 2079-6714 Проблемы учета

eISSN 2311-9411

ОРГАНИЗАЦИЯ, ПЛАНИРОВАНИЕ, КООРДИНАЦИЯ И КОНТРОЛЬ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИИ В СИСТЕМЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

Марина Дмитриевна АКАТЬЕВА

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и менеджмента медиабизнеса, Высшей школы печати и медиаиндустрии Московского политехнического университета, Москва, Российская Федерация

История статьи:

Получена 17.01.2018 Получена в доработанном виде 16.02.2018 Одобрена 03.03.2018

Ключевые слова:

организация, планирование, координация и контроль за процессом формирования информации в системе бухгалтерского учета, трудовые действия, необходимые умения

Аннотация

Предмет. В содержании одной из трудовых функций профессионального стандарта «Бухгалтер» - составлении бухгалтерской (финансовой) отчетности - заслуживают особого внимания трудовые действия главного бухгалтера, связанные с организацией, планированием, координацией и контролем за процессом формирования информации в системе бухгалтерского учета.

Цели. Оценка указанных трудовых действий с двух точек зрения: научно-теоретической и практической. Формирование замечаний и рекомендаций, направленных на оптимизацию трудовых действий главного бухгалтера организации. Методология. В настоящей работе использованы методы экспертного анализа нормативных и законодательных документов в области профессионального законодательства и бухгалтерского учета, сравнительного анализа и синтеза. Результаты. Представленные теоретические основы организации, планирования, координации и контроля за процессом формирования информации в системе бухгалтерского учета экономического субъекта, а также аспекты их практической реализации позволили автору предложить более логичную группировку этих трудовых действий главного бухгалтера. Сформирован ряд рекомендаций практикующим специалистам по совершенствованию вопросов организации и планирования учетного процесса.

Выводы. Выявлено пересечение и объединение вопросов контроля и координации процесса формирования информации в системе бухгалтерского учета по ряду признаков. Определено, что координация процесса формирования информации в системе бухгалтерского учета является на практике трудовым действием, обеспечивающим в том числе профессиональное осуществление контроля за данным процессом, то есть контроль невозможен без предшествующей координации. Сделанные автором замечания и рекомендации позволят оптимизировать как деятельность учетного специалиста, так и перечень трудовых действий главного бухгалтера в профессиональном стандарте «Бухгалтер» с учетом особенностей практической реализации этих действий и содержанием каждого из них.

© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2018

Профессиональный стандарт «Бухгалтер», утвержденный Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.12.2014 № 1061н, также как и другие профессиональные стандарты, работодатели применяют на практике с 01.07.2016 (если федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции).

Указанным профессиональным стандартом определены две обобщенные трудовые функции бухгалтера:

1) ведение бухгалтерского учета;

2) составление и представление финансовой отчетности экономического субъекта [1].

Каждая обобщенная трудовая функция включает в себя определенный набор трудовых функций, характеризуемых сочетанием трудовых действий, необходимых

умений и знаний, других компетенций, обеспечивающих профессиональное выполнение трудовых функций в области бухгалтерского учета.

Одна из обобщенных трудовых функций -составление и представление финансовой отчетности экономического субъекта -содержит пять трудовых функций:

• составление бухгалтерской (финансовой) отчетности;

• составление консолидированной финансовой отчетности;

• внутренний контроль за ведением бухгалтерского учета и составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности;

• ведение налогового учета и составление налоговой отчетности, налоговое планирование;

• проведение финансового анализа, бюджетирование и управление денежными потоками.

В содержании одной из указанных трудовых функций - составлении бухгалтерской (финансовой) отчетности - по мнению автора, заслуживают особого внимания трудовые действия, в составе которых первыми в профессиональном стандарте «Бухгалтер» определены:

• организация процесса формирования информации в системе бухгалтерского учета;

• планирование процесса формирования информации в системе бухгалтерского учета;

• координация процесса формирования информации в системе бухгалтерского учета;

• контроль за процессом формирования информации в системе бухгалтерского учета [1].

Четыре вида трудовых действий главного бухгалтера (именно такой уровень квалификации заявлен в профессиональном

стандарте «Бухгалтер») связаны с одним процессом формирования информации в системе бухгалтерского учета. Автору представляется необходимым уточнение и детализация составляющих профессиональной реализации данного вопроса.

Начнем с понятия «информация» и процесса ее формирования в системе бухгалтерского учета.

В общем случае информация - сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления [2]. Бухгалтерский учет призван формировать документированную и систематизированную информацию о соответствующих объектах, на основе которой составляется бухгалтерская (финансовая) отчетность, являющаяся в свою очередь информацией о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период [3].

Таким образом, процесс формирования информации в системе бухгалтерского учета представляется определяющей и первоочередной профессиональной задачей учетного специалиста, реализуемой им практически на в сех э та п а х и ур о в нях его пр о ф ессио на льно й деятельно сти в современной экономике. Это непрерывный и каждодневный процесс, который не следует ра с с м а т р и в а т ь к а к о т д е л ь н у ю и л и самостоятельную составляющую или стадию учетного процесса.

Следовательно, остается оценить специфику трудовых действий, связанных в соответствии с профессиональным стандартом «Бухгалтер», с основным учетным процессом.

1. Организация процесса формирования информации в системе бухгалтерского учета. Как известно, основой организации бухгалтерского учета экономического субъекта являются законодательные и нормативные акты, исполнять которые обязаны все юридические и физические лица, зарегистрированные как предприниматели [4, с. 99]. При разработке

нормативной документации экономического субъекта должны соблюдаться основные принципы организации бухгалтерского учета [5, 6].

Организация бухгалтерского учета базируется на положениях учетной политики, на рабочих документах, относящихся к четвертому уровню системы нормативного регулирования. Именно поэтому в понятие организации бухгалтерского учета включаются [4, с. 100]:

• система бухгалтерского учета экономического субъекта;

• учетная политика;

• рабочий план счетов бухгалтерского учета;

• синтетические и аналитические счета;

• первичные учетные документы;

• учетные регистры;

• внутренняя бухгалтерская отчетность;

• инвентаризация;

• формы бухгалтерского учета;

• оценка имущества и обязательств;

• документооборот.

Та ким о б р а зо м, с то чки з р ени я экономического субъекта и соответствующих трудовых действий, организация процесса формирования информации в системе бухгалтерского учета - определенная система профессиональных мероприятий по построению бухгалтерского учета в соответствии с учетной политикой экономического субъекта, с учетом специфики его работы, структуры, другими условиями и предпосылками.

2. Планирование процесса формирования информации в системе бухгалтерского учета. Оценка данного трудового действия, по мнению автора, требует восприятия учетной системы более глобально, как главного инструмента управления экономическим субъектом. При этом учетная система выполняет функцию формирования информационной базы для

планирования, анализа и управления финансово-хозяйственной деятельностью организации. Более того, в зависимости от функции управления в информационной системе принято различать нормативную, плановую, аналитическую информацию, и именно учетная система создает разнообразную информацию для отражения фактического состояния экономического субъекта, более подробную в сравнении с планом [7, 8].

Следовательно, восприятие процесса формирования информации в системе бухгалтерского учета должно осуществляться с двух позиций, в широком и узком смысле.

Более широкое восприятие учетной информации: это информационная система, охватывающая все структурные подразделения экономического субъекта, обеспечивающая их учетно-аналитическими данными для использования внешними и внутренними пользователями.

Более узкий подход к восприятию учетной информации: процесс наблюдения за фактами хозяйственной жизни, их документирование, систематизация, использование учетных данных в управлении организацией.

Профессиональный стандарт неслучайно использует понятие «система бухгалтерского учета», так как любая система подразумевает наличие множества элементов, находящихся в тесной связи и взаимодействии. Так и учетная система экономического субъекта объективно включает в себя, помимо учета фактов хозяйственной жизни, еще и контроль, анализ и планирование. При этом учетная система является основной информационной системой, формирующей данные о фактическом состоянии экономического субъекта, тем самым создавая необходимую информацию для анализа и планирования.

Таким образом, планирование процесса формирования информации в системе бухгалтерского учета - неотъемлемая составляющая учетной системы экономического субъекта, направленная на обеспечение непрерывности профессиональной работы

бухгалтера, повышение ее эффективности и оптимизации деятельности экономического субъекта в целом.

Так, в профессиональном стандарте «Бухгалтер» имеются прямые указания на необходимые умения, связанные с реализацией данного трудового действия:

• определять объем учетных работ, структуру и численность работников бухгалтерской службы, потребность в материально-технических, финансовых и иных ресурсах;

• планировать объемы и сроки выполнения работ в отчетном периоде для целей составления бухгалтерской (финансовой) отчетности;

• планировать сроки, продолжительность и тематику повышения квалификации работников бухгалтерской службы;

• другие умения.

3. Координация процесса формирования информации в системе бухгалтерского учета. Понятие «координация» рассматривается в теории организации с одной стороны как функция управления и как метод организации связей - с другой [9, 10]. При этом существуют различные способы координации, среди которых, по мнению автора, наиболее важными для системы бухгалтерского учета являются:

1) конкурирующее взаимодействие, осуществляемое на формальной основе в соответствии с должностными инструкциями и установленными процедурами [11];

2) сотрудничество, представляющее собой добровольное объединение усилий , взаимную помощь в выполнении задач и профессиональных функций.

Сотрудничество как способ координации процесса формирования информации в системе бухгалтерского учета подразумевает наличие в структуре экономического субъекта бухгалтерской службы как наиболее организованной части информационного обеспечения управленческих решений.

Бухгалтерская служба является единственным источником представления документально обоснованной и системно обеспеченной экономической информации о фактическом наличии и использовании имущества и ресурсов, фактов хозяйственной жизни, результатах деятельности, обязательствах, расчетах, претензиях. Деятельность бухгалтерской службы организации осуществляется на основании организационных, распорядительных, платежных, учетных и прочих документов [4, с. 102].

Реализация конкурирующего взаимодействия как способа координации процесса формирования информации в системе бухгалтерского учета связана с тем, что современные организации, стремясь систематизировать работу своих финансовых служб, вводят внутренние стандарты бухгалтерского учета.

В рамках стандартизации учета в организациях разрабатывается Положение о бухгалтерии, должностные инструкции для работников бухгалтерии и пр. [4, с. 102].

Положение о бухгалтерии — это локальный нормативный акт, определяющий порядок организации бухгалтерской службы, права и обязанности счетных работников.

Логическим продолжением Положения о бухгалтерии являются должностные инструкции работников бухгалтерии. Они составляются для каждого работника бухгалтерии и определяют конкретные операции по учетной работе.

Должностные инструкции — внутренний документ организации, определяющий организационно-правовое положение работника, весь круг его служебных обязанностей, полномочий и ответственности.

Таким образом, представляется возможным рассматривать координацию процесса формирования информации в системе бухгалтерского учета как комплекс организационно-правовых мероприятий, регламентирующих деятельность бухгалтерской службы как структурного подразделения экономического субъекта в целом,

профессиональную субординацию и полномочия каждого ее члена в частности. Одним из примеров необходимых умений по реализации данного трудового действия профессиональный стандарт «Бухгалтер» называет координацию действий работников бухгалтерской службы во взаимоотношениях с представителями внешней и внутренней среды экономического субъекта, что полностью соответствует приведенному авторскому определению.

4. Контроль за процессом формирования информации в системе бухгалтерского учета. Как известно, контрольная функция бухгалтерского учета является одной из основных, направленных на сохранность имущества организации и контроль за выполнением ее бизнес-планов.

В соответствии со ст. 19 Федерального закона «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ экономический субъект обязан организовать и осуществлять внутренний контроль за совершаемыми фактами хозяйственной жизни. В соответствии с положениями по организация и осуществлению экономическим субъектом внутреннего контроля за совершаемыми фактами хозяйственной жизни, ведением бухгалтерского учета и составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности (информация Минфина России от 25.12.2013 № ПЗ-11/2013) [12] внутренний контроль - это процесс, направленный на получение достаточной уверенности в том, что экономический субъект обеспечивает эффективность и результативность своей деятельности, сохранность активов, достоверность и своевременность бухгалтерской (финансовой) и иной отчетности, соблюдение применяемого законодательства.

Основными элементами внутреннего контроля за экономическим субъектом являются:

- контрольная среда;

- оценка рисков;

- процедуры внутреннего контроля;

- информация и коммуникация;

- оценка внутреннего контроля.

Таким образом, внутренний контроль способствует достижению экономическим субъектом основных целей своей деятельности. Он должен обеспечивать в первую очередь предотвращение или выявление отклонений от установленных правил и процедур, а также искажений данных бухгалтерского учета, бухгалтерской (финансовой) и иной отчетности [13, 14].

Кроме того, как было отмечено в начале статьи, внутренний контроль за ведением бухгалтерского учета и составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности -является одной из пяти трудовых функций главного бухгалтера экономического субъекта, позволяющих эффективно реализовать обобщенную трудовую функцию «Составление и представление финансовой отчетности экономического субъекта». Следовательно, факт взаимосвязи элементов внутреннего контроля и трудовой функции указывает на высокий уровень профессиональной реализации компетенций главного бухгалтера и неотъемлемость внутреннего контроля от учетного процесса и формирования информации в нем. Однако, более широкий подход к этому вопросу объективно указывает на то, что сам контроль начинается с оценки данных бухгалтерского учета и заканчивается формированием альтернативных вариантов управленческих решений, то есть в системе бухгалтерского учета создается информация, необходимая как для контроля, так и управления всей деятельностью организации. Что позволяет с уверенностью относить контроль к функциям управления, а формирвоние системы внутреннего контроля -к управленческим задачам экономического субъекта.

На практике можно выделить три разновидности или формы контроля:

- предварительный (представлен наиболее несущественно, так как связан с рассмотрением первичных документов перед их подписанием, визированием);

- текущий, связанный с текущей учетной р а б о т о й п о р е г и с т р а ц и и ф а кт о в хозяйственной жизни и инвентаризации;

- последующий, связанный с обобщением и анализом учетно-отчетных данных. Указанная ранее тесная связь учета и контроля, позволяет автору говорить о реализации соответствующих видов контроля в системе элементов метода бухгалтерского учета [15, с. 104-106], представленной в табл. 1.

По мнению автора, очевидно пересечение и объединение вопросов контроля и координации процесса формирования информации в системе бухгалтерского учета по ряду признаков.

Во-первых, порядок организации внутреннего контроля, в том числе обязанности и полномочия подразделений и персонала экономического субъекта, определяются в зависимости от характера и масштабов деятельности экономического субъекта и особенностей его системы управления.

Во-вторых, положения по организации внутреннего контроля являются частью учредительных и внутренних организационно-распорядительных документов экономического субъекта (приказов, распоряжений, п ол оже н и й , д о л ж н о с т н ы х и и н ы х инструкций, регламентов, методик, стандартов бухгалтерского учета экономического субъекта).

В-третьих, применительно к ведению бухгалтерского учета, в том числе составлению бухгалтерской (финансовой) отчетности, контрольную среду могут описывать положение о бухгалтерской службе, учетная политика экономического субъекта, требования к квалификации бухгалтерского п е р с о н а л а и д р у г и е д о к у м е н т ы , устанавливающие общие требования к среде, в которой организуется и ведется бухгалтерский учет, порядку взаимодействия подразделений и персонала экономического субъекта и принятия решений по вопросам бухгалтерского учета. Все это, очевидно,

связано с вопросами координации, представленными ранее.

Таким образом, можно констатировать что, координация процесса формирования информации в системе бухгалтерского учета является на практике трудовым действием, обеспечивающим в том числе профессиональное осуществление контроля данного процесса, то есть контроль невозможен без предшествующей координации.

Необходимыми умениями по реализации контроля как трудового действия профессиональный стандарт «Бухгалтер» называет:

• контроль за соблюдением сроков и качества выполнения работ по формированию информации в системе бухгалтерского учета;

• обоснование принятых экономическим субъектом решений при проведении внутреннего контроля, внутреннего и внешнего аудита, ревизий, налоговых и иных проверок.

По результатам проведенной работы сформулируем следующие выводы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В связи с тем, что автором определены организация процесса формирования информации в системе бухгалтерского учета как система мероприятий по построению самой системы бухгалтерского учета экономического субъекта; планирование процесса формирования информации в системе бухгалтерского учета как составляющая этой учетной системы, обеспечивающая непрерывность профессиональной деятельности бухгалтера, представляется логичным объединение данных трудовых действий в одно как неразрывно связанные и взаимодействующие, взаимодополняющие друг друга профессиональные действия -«организация и планирование процесса формирования информации в системе бухгалтерскгого учета».

Автором определена организационно-правовая специфика координации процесса формирования информации в системе

бухгалтерского учета, способы координации и ее практической реализации, а также доказана связь учета и контроля, контроля и координации, что позволяет не только констатировать невозможность контроля без предшествующей координации, но и рекомендовать объединение данных трудовых действий в единое: «координация и контроль процесса формирования информации в

системе бухгалтерского учета». Сделанные автором замечания и рекомендации позволят оптимизировать деятельность учетного специалиста, а также перечень трудовых действий главного бухгалтера в профессиональном стандарте «Бухгалтер» с учетом особенностей практической реализации этих действий и содержанием каждого из них.

Таблица 1

Реализация видов контроля в системе элементов метода бухгалтерского учета

Элементы метода Авторское содержание элементов Вид контроля_

бухгалтерского учета_метода бухгалтерского учета_предварительный_текущий последующий

1. Документирование Способ бухгалтерского наблюдения + + -

за деятельностью организаций, ее первичного контроля, основание для последующих бухгалтерских записей обеспечивает точность, достоверность и бесспорность учетных показателей, возможность _их контроля_

2. Инвентаризация Сверка фактического наличия - + +

имущества и кредиторской задолженности организации с данными бухгалтерского учета, единственный способ выявления фактов хозяйственной жизни, не подтвержденных документально и (или) не отраженных

_в бухгалтерском учете_

3. Оценка Способ выражения фактов - + -

хозяйственной жизни в денежном выражении. Величина оценки определяется количеством трудовых, материальных и денежных затрат на изготовление или приобретение _учитываемых объектов_

4. Калькулирование Расчет себестоимости - + -

произведенной продукции (работ, услуг), определение величины затрат, приходящихся _на единицу продукции (работ, услуг)_

5. Бухгалтерские счета Способ экономической группировки - + -

объектов наблюдения, позволяющий отразить начальное и конечное состояние, сами изменения объектов учета в результате свершившихся фактов хозяйственной жизни. Бухгалтерский счет — это локальная система, в процессе формирования которой под воздействием операций осуществляется учет, текущий и последующий контроль за наличием и движением

_экономически однородного объекта_

6. Двойная запись Метод отражения суммы отдельной - + +

операции не менее чем на двух взаимосвязанных счетах: по дебету одного и кредиту другого счета _в равной сумме_

Бухгалтерский учет в бюджетных Accounting in Budgetary

и некоммерческих организациях 10 (2018) 11-19 and Non-Profit Organizations

7. Бухгалтерский баланс Система показателей, - + +

сгруппированных в виде двусторонней таблицы, способ группировки объектов бухгалтерского наблюдения по экономическому содержанию и по источникам образования _имущества на определенную дату_

8. Бухгалтерская Единая система показателей - + + отчетность об имущественном

и финансовом положении организации и о результатах ее деятельности, которая формируется на основе данных бухгалтерского учета _по установленным формам_

Источник: авторская разработка

Список литературы

1. Об утверждении профессионального стандарта «Бухгалтер»: приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 22.12.14 № 1061н.

2. Об информации, информационных технологиях и о защите информации: Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ.

3. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ.

4. Акатьева М.Д., Бирюков М.Д. Бухгалтерский учет и анализ: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2018. 258 с.

5. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008): утверждено приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н.

6. Алборов Р.А. Выбор учетной политики предприятия: принципы и практические рекомендации. М.: Бухгалтерский учет, 2003. 208 с.

7. Никандрова Л.К. Бухгалтерский учет в системе экономической безопасности организации: монография. М.: МГУП, 2007. 174 с.

8. Никандрова Л.К. Формирование учетной системы хозяйствующих субъектов: теория, методология, практика: монография. М.: МГУП, 2010. 240 с.

9. Борисова С.Г., Бирюков В.А., Королев Д.А. Управление процессом создания стоимости в медиаорганизации // Известия высших учебных заведений. Проблемы полиграфии

и издательского дела. 2015. № 2. С. 120-126.

10. Долгова В.Н. Государственное и муниципальное управление: учебное пособие. М.: МГУТиУ, 2009.

11. Шаронин П.Н. Особенности создания организационно-экономического механизма управления конкурентоспособностью полиграфической организации // Известия высших учебных заведений. Проблемы полиграфии и издательского дела. 2012. № 6. С. 276-282.

12. Информация Минфина России от 25.12.2013 № ПЗ-11/2013 «Организация и осуществление экономическим субъектом внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности».

13. Мельник М.В., Пантелеев А.С., Звездин А.Л. Контроль и ревизия. М.: КноРус, 2006.

14. Остаев Г.Я. Внутрихозяйственный контроль доходов и расходов от обычных видов деятельности в торговле // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2017. № 12.

15. Акатьева М.Д. Методология бухгалтерского учета: современный взгляд: монография. М.: МГУП им. Ивана Федорова, 2012. 146 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.