Бухгалтерский учет Accounting
в издательстве и полиграфии 2 (2017) 11-16 in Publishing and Printing
ISSN 2311-942Х (Online) Проблемы учета
ISSN 2079-6781 (Print)
КОНКРЕТИЗАЦИЯ МЕТОДОЛОГИИ ТРУДОВЫХ ФУНКЦИЙ БУХГАЛТЕРА ПО СИСТЕМАТИЗАЦИИ ФАКТОВ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ЖИЗНИ
Марина Дмитриевна АКАТЬЕВА
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и менеджмента медиабизнеса Московский политехнический университет, Москва, Российская Федерация
История статьи:
Принята 01.02.2017 Одобрена 13.02.2017
Ключевые слова:
профессиональный стандарт, трудовая функция, факты хозяйственной жизни, трудовые действия, методология
Аннотация
Предмет. Как показывает оценка международной и российской практики ведения бухгалтерского учета, существуют многочисленные авторские классификации фактов хозяйственной жизни, направленные на определение их различных признаков (критериев) как в текущей, так и в итоговой учетно-отчетной работе бухгалтера. Основой классификации, как правило, является экономическое и юридическое содержание фактов хозяйственной жизни, однако, все эти подходы, по мнению автора, не затрагивают функционала бухгалтерской профессии, ее научно-теоретической базы. Методология бухгалтерского учета должна занять свое достойное место в этом вопросе в свете практического применения профессионального стандарта «Бухгалтер».
Цели. Определить соотношение элементов методологии бухгалтерского учета при выполнении трудовых функций бухгалтера в ходе систематизации фактов хозяйственной жизни. Уточнить носители учетной информации при выполнении соответствующих трудовых функций бухгалтера.
Методология. В настоящей работе использованы методы экспертного анализа нормативных и законодательных документов в области трудового права и бухгалтерского учета, сравнительного анализа и синтеза.
Результаты. В статье последовательно представлены научно-теоретические и практические аспекты реализации элементов метода бухгалтерского учета при выполнении трудовых функций бухгалтера по группировке и обобщению фактов хозяйственной жизни. Автором сформирована оригинальная таблица, определяющая методологию трудовых функций бухгалтера по систематизации фактов хозяйственной жизни.
Выводы. Принципиальные различия в учетной работе с фактами хозяйственной жизни заключаются в текущем и итоговом характере систематизации информации о них. В основе разделения трудовых действий, необходимых умений и необходимых знаний бухгалтера при работе с фактами хозяйственной жизни лежат методологические различия. Учетные регистры являются общим носителем систематизированной информации.
© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2017
Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.12.2014 № 1061н утвержден профессиональный стандарт «Бухгалтер», который наравне с другими профессиональными стандартами работодатели обязаны применять на практике с 01.07.2016, если федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции.
В профессиональном стандарте «Бухгалтер» определен перечень квалификационных требований, а также трудовых функций представителей современной бухгалтерской профессии. Определимся с основными понятиями.
В соответствии со ст. 195.1. Трудового кодекса РФ квалификация работника - это уровень знаний,
умений, профессиональных навыков и опыта работы работника.
Профессиональный стандарт - это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции.
Трудовая функция - это работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессией, специальностью с указанием квалификации, а также конкретного вида поручаемой работнику работы (ст. 57 ТК РФ).
Профессиональным стандартом определены две обобщенные трудовые функции бухгалтера:
— ведение бухгалтерского учета;
— составление и представление финансовой отчетности экономического субъекта.
Каждая из обобщенных функций содержит ряд трудовых функций, которые характеризуются следующими элементами:
• трудовыми действиями;
• необходимыми умениями;
• необходимыми знаниями;
• другими характеристиками.
По мнению автора, в составе обобщенной трудовой функции «Ведение бухгалтерского учета» заслуживают особого интереса и уточнения две трудовые функции (код А/02.5 и А/03.5 соответственно), а именно:
— денежное измерение объектов бухгалтерского учета и текущая группировка фактов хозяйственной жизни;
— итоговое обобщение фактов хозяйственной жизни.
Как показывает оценка международной и российской практики ведения бухгалтерского учета, понятия «классификация», «обобщение», «группировка» применительно к фактам хозяйственной жизни часто рассматриваются как синонимы, в связи с чем существуют многочисленные авторские классификации фактов хозяйственной жизни [3, 6, 8, 9, 11], направленные на определение их различных признаков (критериев) как в текущей, так и в итоговой учетно-отчетной работе бухгалтера. Основой классификации, как правило, является экономическое и юридическое содержание фактов хозяйственной жизни, однако все эти подходы, по мнению автора, не затрагивают функционала бухгалтерской профессии, ее научно-теоретической базы.
Ввиду того, что каждая из указанных ранее трудовых функций подразумевает учетную работу, направленную на систематизацию фактов хозяйственной жизни, представляется целесообразным более детально конкретизировать трудовые действия, необходимые умения и необходимые знания по каждой из трудовых функций, исходя из установок профессионального стандарта «Бухгалтер» (табл. 1).
По мнению автора, очевидна необходимость уточнения границ между представленными трудовыми функциями в части методологического содержания, а также применения учетных носителей информации.
Как показывают данные табл. 1, принципиальные различия в учетной работе с фактами хозяйственной жизни заключаются в текущем и итоговом характере систематизации информации о них.
Как известно из теории бухгалтерской науки, элеме нты ме тода бухгалтерского учета группируются по различным критериям [4, 5, 7], среди которых наиболее значимыми для целей статьи являются два, представленные в табл. 2.
На основании приведенных критериев можно сделать принципиальный вывод 1 о том, что в основе разделения трудовых действий, необходимых умений и необходимых знаний бухгалтера при работе с фактами хозяйственной жизни лежат методологические различия, а именно - совокупность приемов и способов, с помощью которых осуществляется текущая группировка или итоговое обобщение фактов хозяйственной жизни.
В первом случае, для текущей группировки фактов хозяйственной жизни, бухгалтер использует следующие элементы метода бухгалтерского учета.
1. Бухгалтерские счета. Данный элемент метода бухгалтерского учета, по определению, представляет собой способ экономической группировки о бъе ктов наблюде ния , позволяющий отразить не только начальное и конечное состояние, но и сами изменения объектов учета в результате свершившихся фактов хозяйственной жизни. Кроме того, сам бухгалтерский счет - это учетный регистр, в процессе формирования которого под воздействием операций осуществляются учет, текущий и последующий контроль за наличием и движением экономически однородного объекта.
2. Двойная запись - это элемент метода бухгалтерского учета, в соответствии с которым отражение суммы конкретной операции должно производиться не менее чем на двух взаимосвязанных счетах: по дебету одного и кредиту другого счета. Именно поэтому всегда будет соблюдаться равенство итогов дебетовых оборотов всех счетов кредитовым оборотам всех счетов. Отсутствие такого равенства свидетельствует о допущенной ошибке (контрольное значение двойной записи).
Очевидно, что указанные элементы метода бухгалтерского учета неотделимы друг от друга
и находятся в непосредственном взаимодействии при текущей группировке фактов хозяйственной жизни с точки зрения отражения их на счетах бухгалтерского учета.
Однако именно бухгалтерские счета, хотя и относятся к способам и приемам текущей группировки данных об объектах учета, содержат в своем составе разновидность, указанную профессиональным стандартом «Бухгалтер» среди трудовых действий и необходимых умений другой трудовой функции - итогового обобщения фактов хозяйственной жизни (табл. 1). Имеются в виду счета синтетического и аналитического учета.
Как известно, на синтетических счетах объекты бухгалтерского наблюдения отражаются в обобщенном виде в денежном измерителе (в денежной оценке). Аналитические счета детализируют обобщенные показатели синтетических счетов, фактически конкретизируют учитываемые объекты.
Таким образом, синтетический учет формирует обобщенную информацию об учитываемом объекте, а аналитический учет обеспечивает руководство более детальной, конкретной информацией об исследуемом объекте [7].
Как видно, по своим классическим определениям синтетические и аналитические счета строго отвечают исполнению трудовой функции -итоговому обобщению фактов хозяйственной жизни.
Данный факт позволяет сформулировать принципиальный вывод 2: с точки зрения методологии бухгалтерского учета бухгалтерские счета являются элементом, отвечающим как трудовым действиям и необходимым умениям текущей группировки фактов хозяйственной жизни, так и их итоговому обобщению. Таким образом, с позиций профессионального стандарта «Бухгалтер» данные табл. 2 являются недостаточно корректными.
Способы и приемы итогового обобщения данных учета (табл. 2) включают следующие элементы метода бухгалтерского учета.
1. Бухгалтерский баланс - это система показателей, сгруппированных в виде двусторонней таблицы, отображающей наличие имущества и источников его формирования в денежной оценке на определенную дату. Другими словами, бухгалтерский баланс -способ группировки объектов бухгалтерского
наблюдения по экономическому содержанию (по их функциональной роли в финансово-хозяйственной деятельности) и по источникам образования имущества на определенную дату [7]. Кроме того, бухгалтерский баланс -основная форма отчетности, он является главным источником информации об имущественном положении организации.
2. Бухгалтерская (финансовая) отчетность -составляется на основе информации, формируемой в бухгалтерском учете, это информация о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, систематизированную в соответствии с требованиями законодательства.
Указанные элементы метода бухгалтерского учета объе ктивно соотве тствуют итоговой систематизации и обобщению данных учета.
Однако нельзя забывать, что информация о фактах хозяйственной жизни проходит в организации три стадии.
Данные первичных документов накапливаются и систематизируются в учетных регистрах. Результаты фактов хозяйственной жизни, имевших место за определенный промежуток времени, из учетных регистров в сгруппированном виде переносятся в бухгалтерскую отчетность. Схематично процесс трансформации бухгалтерских данных в отчетность можно изобразить следующим образом [7].
Стадии движения информации о фактах хозяйственной жизни:
1. Первичные документы.
2. Учетные регистры.
3. Бухгалтерская финансовая отчетность.
Следовательно, необходимо определиться с позиций профессионального стандарта в отношении учетных регистров в рамках работы с фактами хозяйственной жизни.
Учетные регистры - учетные носители информации определенной формы, приспособленные для регистрации и группировки в них сведений о фактах хозяйственной жизни методом двойной записи. Регистры бухгалтерского учета предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в
принятых к учету документах, для отражения на счетах бухгалтерского учета и в отчетности [7].
Таким образом, профессиональным стандартом «Бухгалтер» совершенно справедливо с позиций теории бухгалтерского учета отнесены учетные регистры и работа с ними как к текущей группировке, так и к итоговому обобщению фактов хозяйственной жизни. Только в первом случае учетные регистры формируются (заполняются), а во втором - в них подводятся итоги (регистры закрываются, комплектуются и т.п.).
Вывод 3: учетные регистры являются общим носителем систематизированной информации для обоих рассматриваемых трудовых функций.
Еще одной особенностью профессионального стандарта «Бухгалтер» в части регламентации трудовых функций по систематизации фактов хозяйственной жизни (табл. 1) является указание на необходимость составления калькуляций и распределение косвенных расходов (трудовые действия для текущей группировки фактов хозяйственной жизни), а также владение и знание методов учета затрат и калькулирования себестоимости продукции, работ, услуг (необходимые умения и знания для текущей группировки фактов хозяйственной жизни).
Вывод 4: в профессиональном стандарте «Бухгалтер» имеется прямое указание на практическое применение в процессе текущей группировки фактов хозяйственной жизни еще одного элемента метода бухгалтерского учета -калькулирования.
Калькулирование - процесс исчисления себестоимости произведенного продукта, то есть подсчет всех затрат предприятия или организации на производство и реализацию своей продукции (выполненных работ, оказанных услуг).
Во многих видах экономической деятельности калькулирование выполняется по инструкциям или методическим рекомендациям, учитывающим отраслевую специфику. Так, например, для предприятий издательской деятельности разработаны методические рекомендации по вопросам планирования и учета затрат на производство и реализацию продукции (работ,
услуг), эффективно применяемые на практике [10]. Научно обоснованное калькулирование себестоимости необходимо для правильного установления цен на продукцию, исчисления рентабельности и эффективности производства.
Калькулирование неразрывно связано на практике с другим элементом метода бухгалтерского учета -оценкой, которая является способом выражения объектов бухгалтерского учета в обобщающем денежном (стоимостном) измерителе. И с точки зрения взаимосвязи с калькулированием, именно цель оценки состоит в определении фактической себе стоимости свершивше гося факта хозяйственной жизни.
Таким образом, оценка и калькулирование -элементы метода бухгалтерского учета, также лежащие в основе трудовой функции по текущей группировке фактов хозяйственной жизни.
В части трудовых действий при текущей группировке фактов хозяйственной жизни профессиональный стандарт «Бухгалтер» предполагает сопоставление результатов инвентаризации с данными регистров бухгалтерского учета и составление сличительных ведомостей, а в ходе итогового обобщения фактов хозяйственной жизни - отражение в бухгалтерском учете выявленных расхождений между фактическим наличием объектов и данными регистров бухгалтерского учета (табл. 1).
С учетом таких формулировок делаем вывод 5: инвентаризация - методологическая составляющая трудовых действий, выполняемых в ходе обеих трудовых функций, связанных со систематизацией фактов хозяйственной жизни.
Проведенное исследование, а также сформулированные выводы позволили автору определить соотношение элементов методологии бухгалтерского учета при выполнении трудовых функций бухгалтера в ходе систематизации фактов хозяйственной жизни (табл. 3).
При этом учетные регистры являются характерным и общим учетным носителем информации, предназначенным для регистрации и группировки данных о фактах хозяйственной жизни как в случае их текущей, так и итоговой систематизации.
Таблица 1
Сравнение трудовых функций по систематизации фактов хозяйственной жизни
Компоненты трудовой функции Трудовая функция
Текущая группировка фактов хозяйственной жизни* Итоговое обобщение фактов хозяйственной жизни**
Трудовые действия Осуществление соответствующих бухгалтерских записей по объектам бухучета Подсчет в регистрах бухгалтерского учета итогов и остатков по счетам синтетического и аналитического учета, закрытие оборотов по счетам бухгалтерского учета
Регистрация данных, содержащихся в первичных учетных документах, в регистрах бухгалтерского учета Контроль тождества данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета
Составление отчетных калькуляций, калькуляций себестоимости продукции (работ, услуг), распределение косвенных расходов, начисление амортизации активов в соответствии с учетной политикой экономического субъекта Подготовка информации для составления оборотно-сальдовой ведомости, главной книги
Систематизация и комплектование регистров бухгалтерского учета за отчетный период
Сопоставление результатов инвентаризации с данными регистров бухгалтерского учета и составление сличительных ведомостей Отражение в бухгалтерском учете выявленных расхождений между фактическим наличием объектов и данными регистров бухгалтерского учета
Необходимые умения Вести регистрацию и накопление данных посредством двойной записи, по простой системе Сопоставлять данные аналитического учета с оборотами и остатками по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца
Составлять бухгалтерские записи в соответствии с рабочим планом счетов экономического субъекта Пользоваться компьютерными программами для ведения бухгалтерского учета, информационными и справочно-правовыми системами, оргтехникой
Владеть методами калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг), составлять отчетные калькуляции, производить расчеты заработной платы, пособий и иных выплат работникам экономического субъекта Исправлять ошибки, допущенные при ведении бухгалтерского учета, в соответствии с установленными правилами
Необходимые знания Основы законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете, о налогах и сборах, о социальном и медицинском страховании, пенсионном обеспечении, а также гражданского, трудового, таможенного законодательства Основы законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете, о налогах и сборах, об архивном деле, в области социального и медицинского страхования, пенсионного обеспечения, о хранении и изъятии регистров бухгалтерского учета, а также гражданского, трудового, таможенного законодательства
Методы учета затрат и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) Практика применения законодательства Российской Федерации по бухгалтерскому учету
Внутренние организационно-распорядительные документы экономического субъекта по вопросам оплаты труда Внутренние организационно-распорядительные документы экономического субъекта, регламентирующие особенности группировки информации, содержащейся в первичных учетных документах
*Для сравнения не берутся трудовые действия, умения и знания в части денежного измерения (А/02.5).
**Не рассматриваются действия, умения, знания организационно-технического характера (копирование, архивирование и т. п.).
Источник: авторская разработка
Таблица 2
Группировка элементов метода бухгалтерского учета (фрагмент)
Критерий Элементы метода бухгалтерского учета
Способы и приемы текущей группировки данных об объектах учета Бухгалтерские счета
Двойная запись
Способы и приемы итогового обобщения данных учета Бухгалтерский баланс
Бухгалтерская (финансовая) отчетность
Источник: авторская разработка
Таблица 3
Методология трудовых функций бухгалтера по систематизации фактов хозяйственной жизни
Категории элементов метода бухгалтерского учета Элементы методологии, лежащие в основе
текущей группировки фактов хозяйственной жизни итогового обобщения фактов хозяйственной жизни
1. Способы и приемы первичного наблюдения за объектами учета Инвентаризация
2. Способы и приемы стоимостного измерения объектов учета Оценка -
Калькулирование
3. Способы и приемы текущей группировки данных об объектах учета Бухгалтерские счета Бухгалтерские счета в части синтетических и аналитических счетов
Двойная запись
4. Способы и приемы итогового обощения данных учета Бухгалтерский баланс
Бухгалтерская (финансовая) отчетность
Источник: авторская разработка
Список литературы
1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ.
2. Об утверждении профессионального стандарта «Бухгалтер»: приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 22.12.14 № 1061н.
3. Акатьева М.Д. Бухгалтерское дело: юридический анализ фактов хозяйственной жизни. М.: МГУП, 2011.
4. Акатьева М.Д. Метод бухгалтерского учета: авторский взгляд // Международный бухгалтерский учет. 2012. № 48. С. 43-49.
5. Акатьева М.Д. Методология бухгалтерского учета: современный взгляд: М.: МГУП им. Ивана Федорова, 2012.
6. Акатьева М.Д. Систематизация фактов хозяйственной жизни по основным классификационным признакам // Бухгалтерский учет в издательстве и полиграфии. 2015. № 3. С. 2-5.
7. АкатьеваМ.Д., Бирюков В.А. Бухгалтерский учет и анализ. М.: ИНФРА-М, 2016. 252 с.
8. Никандрова Л.К., Акатьева М.Д. Факты хозяйственной жизни как объекты бухгалтерского учета // Международный бухгалтерский учет. 2012. № 44. С. 29-32.
9. Бухгалтерское дело / под ред. Л.Т. Гиляровской. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
10. Дмитриева О.В. Бухгалтерский и налоговый учет расходов на продажу в издательствах // Бухгалтерский учет в издательсте и полиграфии. 2016. № 2. С. 2-9.
11. Соколов Я.В. Основы теории бухгалтерского учета. М.: Финансы и статистика, 2000.