Научная статья на тему 'Необходимые умения главного бухгалтера: организационные и расчетные аспекты'

Необходимые умения главного бухгалтера: организационные и расчетные аспекты Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1773
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / НЕОБХОДИМЫЕ УМЕНИЯ / УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА / НОРМАТИВЫ ВРЕМЕНИ / ТРЕБОВАНИЕ РАЦИОНАЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Акатьева М.Д.

Предмет. В содержании одной из трудовых функций профессионального стандарта «Бухгалтер» составлении бухгалтерской (финансовой) отчетности заслуживают особого внимания необходимые умения главного бухгалтера, наиболее интересным из которых с точки зрения расчетно-аналитической работы и теоретических основ представляется определение объема учетных работ, структуры и численности работников бухгалтерской службы, потребности в материально-технических, финансовых и иных ресурсах. Цели. Оценка указанного положения с двух точек зрения: научно-теоретической и практической; формирование замечаний и рекомендаций, направленных на оптимизацию необходимых умений главного бухгалтера организации. Методология. В настоящей работе использованы методы экспертного анализа нормативных и законодательных документов в области трудового права, бухгалтерского учета и в сфере здравоохранения, сравнительного анализа и синтеза. Результаты. Представленные теоретические основы организации бухгалтерского учета экономического субъекта, а также детальное изучение необходимых умений главного бухгалтера, позволили автору предложить более логичную группировку этих умений с формированием оригинального, более однородного, комплексного и самостоятельного умения. Сформирован ряд рекомендаций практикующим специалистам по совершенствованию вопросов организации бухгалтерской службы и бухгалтерского учета, а также оптимизации ряда расчетных операций в этой сфере. Выводы. Научно-теоретическая составляющая рассматриваемой компетенции напрямую связана с требованием рациональности, которое подразумевает, что бухгалтерский учет должен вестись рационально и экономично, исходя из условий деятельности организации и ее размера. Это положение относится к принципам-требованиям, то есть указывает на обязательность соблюдения правил организации и ведения бухгалтерского учета. Профессиональные умения главного бухгалтера в части определения объема учетных работ, структуры и численности работников бухгалтерской службы и пр., отвечая принципу-требованию рациональности, непосредственно связаны с формированием организационных положений учетной политики экономического субъекта в частности и вопросами организации бухгалтерского учета в целом. Представленные теоретические и расчетно-аналитические положения организационного характера позволят на практике максимально рационально реализовать необходимые умения главного бухгалтера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Необходимые умения главного бухгалтера: организационные и расчетные аспекты»

ISSN 2311-942Х (Online) ISSN 2079-6781 (Print)

Проблемы. Мнения. Решения

НЕОБХОДИМЫЕ УМЕНИЯ ГЛАВНОГО БУХГАЛТЕРА: ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И РАСЧЕТНЫЕ АСПЕКТЫ

Марина Дмитриевна АКАТЬЕВА

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и менеджмента медиабизнеса Высшей школы печати и медиаиндустрии, Московский политехнический университет, Москва, Российская Федерация

История статьи:

Получена 21.03.2017 Одобрена 25.05.2017

Ключевые слова:

профессиональный стандарт, необходимые умения, учетная политика, нормативы времени, требование рациональности

Аннотация

Предмет. В содержании одной из трудовых функций профессионального стандарта «Бухгалтер» - составлении бухгалтерской (финансовой) отчетности - заслуживают особого внимания необходимые умения главного бухгалтера, наиболее интересным из которых с точки зрения расчетно-аналитической работы и теоретических основ представляется определение объема учетных работ, структуры и численности работников бухгалтерской службы, потребности в материально-технических, финансовых и иных ресурсах. Цели. Оценка указанного положения с двух точек зрения: научно-теоретической и практической; формирование замечаний и рекомендаций, направленных на оптимизацию необходимых умений главного бухгалтера организации.

Методология. В настоящей работе использованы методы экспертного анализа нормативных и законодательных документов в области трудового права, бухгалтерского учета и в сфере здравоохранения, сравнительного анализа и синтеза.

Результаты. Представленные теоретические основы организации бухгалтерского учета экономического субъекта, а также детальное изучение необходимых умений главного бухгалтера, позволили автору предложить более логичную группировку этих умений с формированием оригинального, более однородного, комплексного и самостоятельного умения. Сформирован ряд рекомендаций практикующим специалистам по совершенствованию вопросов организации бухгалтерской службы и бухгалтерского учета, а также оптимизации ряда расчетных операций в этой сфере.

Выводы. Научно-теоретическая составляющая рассматриваемой компетенции напрямую связана с требованием рациональности, которое подразумевает, что бухгалтерский учет должен вестись рационально и экономично, исходя из условий деятельности организации и ее размера. Это положение относится к принципам-требованиям, то есть указывает на обязательность соблюдения правил организации и ведения бухгалтерского учета. Профессиональные умения главного бухгалтера в части определения объема учетных работ, структуры и численности работников бухгалтерской службы и пр., отвечая принципу-требованию рациональности, непосредственно связаны с формированием организационных положений учетной политики экономического субъекта в частности и вопросами организации бухгалтерского учета в целом.

Представленные теоретические и расчетно-аналитические положения организационного характера позволят на практике максимально рационально реализовать необходимые умения главного бухгалтера.

© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2017

Приказом Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.12.2014 № 1061н утвержден профессиональный стандарт «Бухгалтер», который работодатели наравне с другими профессиональными стандартами обязаны применять с 01.07.2016 на практике, если федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции.

Профессиональным стандартом определены две обобщенные трудовые функции бухгалтера:

1) ведение бухгалтерского учета;

2) составление и представление финансовой отчетности экономического субъекта [1].

Каждая из обобщенных трудовых функций включает в себя определенные трудовые функции, характеризуемые сочетанием трудовых действий, необходимых умений и знаний, других компетенций, обеспечивающих профессиональное выполнение трудовых функций в области бухгалтерского учета.

Так, обобщенная трудовая функция - составление и представление финансовой отчетности

экономического субъекта - содержит 5 трудовых функций:

• составление бухгалтерской (финансовой) отчетности;

• составление консолидированной финансовой отчетности;

• внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности;

• ведение налогового учета и составление налоговой отчетности, налоговое планирование,

• проведение финансового анализа, бюджетирование и управление денежными потоками.

В содержании одной из указанных трудовых функций - составление бухгалтерской (финансовой) отчетности - по мнению автора, заслуживают особого внимания необходимые умения, первым из которых в профессиональном стандарте «Бухгалтер» указано определение объема учетных работ, структуры и численности работников бухгалтерской службы, потребности в материально-технических, финансовых и иных ресурсах [1].

Представляется целесообразной оценка данного положения с двух точек зрения: научно-теоретической и практической.

Профессиональная реализация обозначенного необходимого умения главного бухгалтера (именно такой уровень квалификации заявлен в профессиональном стандарте «Бухгалтер» [1] по данной трудовой функции) неотделима от понятия «рациональность», так как приведенный в стандарте перечень компетенций в вопросах определения объема учетных работ, структуры и численности бухгалтерской службы и пр. очевидно предполагает их оптимизацию, наиболее эффективное решение.

Таким образом, научно-теоретическая составляющая рассматриваемой компетенции напрямую связана с требованием рациональности, которое подразумевает, что бухгалтерский учет должен вестись рационально и экономично, исходя из условий деятельности организации и ее размера. Это положение относится к принципам-требованиям, то есть указывает на обязательность соблюдения правил организации и ведения бухгалтерского учета [7, с. 12].

Как известно, совокупность способов ведения экономическим субъектом бухгалтерского учета (или по-другому - совокупность принятых правил организации и ведения бухгалтерского учета) составляет его учетную политику [4, 7].

Именно стандарты экономического субъекта, являясь документами четвертого уровня в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации, предназначены для упорядочения организации и ведения бухгалтерского учета экономическим субъектом.

Экономиче ский субъе кт самостоятельно ф о р м и р у е т с в о ю у ч е т н у ю п о л и т и к у, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами. При формировании учетной политики в отношении конкретного объекта бухгалтерского учета выбирается способ ведения бухгалтерского учета из способов, допускаемых федеральными стандартами.

Учетная политика организации не только регламентирует деятельность бухгалтерии, но также прямо или косвенно касается деятельности всей организации в целом и отдельных ее подразделений, в частности. Кроме того, учетная политика является важным распорядительным документом, поэтому принимать решения при утверждении положений учетной политики должен руководитель организации, исходя из предварительной оценки экономических последствий того или иного выбора и детального рассмотрения всех возможных вариантов.

По этой же причине в подготовке и проработке учетной политики целесообразно участвовать практически всем структурным подразделениям организации по направлениям своей деятельности; и работа по подготовке и совершенствованию учетной политики должна вестись планомерно в течение всего года [5, с. 29].

Таким образом, содержание и направленность учетной политики должны способствовать такой организации и ведению бухгалтерского учета, при которой учет максимально эффе ктивно воздействует на финансовые результаты деятельности экономического субъекта, его ликвидность и платежеспособность, финансовую ус то йчив о с ть , пр ив ле кате ль но с ть для потенциальных инвесторов в целом [4, с. 17].

В составе учетной политики можно выделить два основных направления: организационное и методологическое.

К организационным положениям учетной политики наравне с другими относятся:

— правила документооборота и технология обработки учетной информации;

— организация бухгалтерской службы;

— другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

Организация бухгалтерской службы, как правило, включает:

— права и обязанности главного бухгалтера;

— порядок взаимодействия бухгалтерии с другими подразделениями организации;

— организационная структура, состав и подчиненность работников и учетных подразделений.

При этом, как известно, учетная политика организации формируется ее главным бухгалтером или другим должностным лицом, на которое это возложено приказом руководителя, и утверждается руководителем организации.

Следовательно, профессиональные умения главного бухгалтера в части определения объема учетных работ, структуры и численности работников бухгалтерской службы и пр., отвечая принципу-требованию рациональности, непосредственно связаны с формированием организационных положений учетной политики экономического субъекта, в частности, и вопросами организации бухгалтерского учета в целом.

Основой организации бухгалтерского учета э ко н о м и ч е с ко го с у б ъ е кт а я в л я ю тс я законодательные и нормативные акты, исполнять которые обязаны все юридические и физические лица, зарегистрированные как предприниматели.

С точки зрения экономического субъекта, организация бухгалтерского учета представляет собой определенную систему мероприятий (условий и элементов) построения бухгалтерского учета в соответствии с учетной политикой, с учетом специфики работы предприятия, его структуры, другими условиями и предпосылками [7, с. 97].

Очевидно, что специфика деятельности организации, принадлежность ее к определенному виду экономической деятельности, например к полиграфии [6, 9], к редакционно-издательской

сфере [8], не могут не сказаться как на формировании учетной политики, так и на вопросах организации бухгалтерского учета.

Организация бухгалтерского учета базируется на положениях учетной политики, на рабочих документах, относящихся к четвертому уровню системы нормативного регулирования.

Пр о ф е с с и о н ал ь но и в по лн о м о бъ е м е сформированная учетная политика одновременно задает и определяет основные элементы организации бухгалтерского учета.

В большинстве организаций (предприятий) преобладают две основных организационных формы бухгалтерской работы:

1) наличие бухгалтерии как самостоятельного структурного подразделения;

2) ведение бухгалтерского учета одним должностным лицом (бухгалтером).

Главный бухгалтер назначается на должность и освобождается от должности руководителем организации.

Бухгалтерская служба - структурная единица организации, наиболее организованная часть информационного обеспечения управленческих решений, единственный источник представления документально обоснованной и системно обеспеченной экономической информации о фактическом наличии и использовании имущества и ресурсов, фактов хозяйственной жизни, результатах деятельности, обязательствах, расчетах, претензиях [7, с. 101].

Организация бухгалтерского дела экономического субъекта на практике обычно включает:

— разработку организационно-распорядительных документов (положения о бухгалтерии, должностных инструкций работников бухгалтерии, штатного расписания);

— составление графика документооборота организации;

— создание номенклатуры дел и организацию хранения документов;

— определение технологии обработки получаемой информации (форма и способ ведения учетного процесса);

— формирование кадровой политики бухгалтерии (порядка аттестации бухгалтеров, системы

подбора персонала и повышения его квалификации).

Современные организации, стремясь систематизировать работу своих финансовых служб, вводят внутренние стандарты бухгалтерского учета. В рамках стандартизации учета в организациях разрабатывается Положение о бухгалтерии, должностные инструкции для работников бухгалтерии и пр.

Положение о бухгалтерии - локальный нормативный акт, определяющий порядок организации бухгалтерской службы, права и обязанности счетных работников. Это у н и ф и ц и р о в а н н ы й о р г а н и з а ц и о н н о -р а с по р я д ит е л ь н ы й д о кум е н т с ч е т ко установленной структурой.

Положение о бухгалтерии составляет главный бухгалтер и утверждает руководитель организации. Логическим продолжением Положения о бухгалтерии являются должностные инструкции работников бухгалтерии, которые составляются для каждого работника бухгалтерии и определяют конкретные операции по учетной работе.

Должностные инструкции - внутренний документ организации, определяющий организационно-правовое положение работника, весь круг его служебных обязанностей, полномочий и ответственности. Должностные инструкции сотрудников бухгалтерской службы разрабатывает главный бухгалтер и утверждает руководитель организации.

Кроме того, в штатном расписании организации должно быть указано:

— общее число работников бухгалтерии;

— наименование должностей;

— основные обязанности работников;

— система оплаты труда и размер заработной платы.

Главный бухгалтер должен обоснованно определить количество работников бухгалтерии и степень их квалификации, решить вопросы взаимозаменяемости сотрудников в случае болезни, отпусков и т.п.

Структура бухгалтерской службы - состав и с о по д ч ин е нн о с ть в за им о ув яз а нны х организационных единиц и звеньев бухгалтерии, выполняющих различные функции, то есть деление аппарата бухгалтера на составные части на основе принципов разделения труда.

Правовой статус бухгалтерской службы регулируется нормативными документами, организационно-правовой формой и общей стр уктуро й упр авле ния ор ганизацие й. Организационная структура бухгалтерской службы зависит напрямую от организационной структуры самого предприятия, в состав которого могут входить обособленные подразделения (филиалы, представительства) [7, с. 103].

Представленные теоретические основы организации бухгалтерского учета экономического субъекта, а также детальное изучение необходимых умений главного бухгалтера, позволяют автору предложить более логичную группировку этих умений с формированием оригинального, более однородного, комплексного и самостоятельного умения - «определять и распределять объем учетных работ между работниками бухгалтерской службы, формировать ее структуру и состав, оптимизировать рабочие места для целей ведения бухгалтерского учета».

Практическая реализация сформированного автором умения представляется особенно значимой.

В качестве рекомендации можно предложить использовать Типовые нормативы времени на работы по бухгалтерскому учету и финансовой деятельности в государственных (муниципальных) учреждениях, утвержденные Минтруда и соцзащиты РФ от 07.03.2014 № 003 [2].

Хотя эти нормативные материалы и носят рекомендательный характер, однако, они основаны на результатах исследований, проведенных Институтом труда за 2012-2013 гг., а также на ранее утвержденных сборниках, и предназначены для расчета необходимых трудозатрат и численности работников по бухгалтерскому учету и финансовой деятельности.

Нормативы времени разработаны на основные виды бухгалтерских работ, начиная с учета основных средств и заканчивая составлением отчетности.

Расчет общей трудоемкости работ, выполняемых работниками бухгалтерии и финансовых подразделений, целесообразно проводить по направлениям их деятельности по формуле

п

То=Ъ Тр-к

1

где То - общая трудоемкость работ, выполняемых в бухгалтерии, финансовом подразделении;

Тр - затраты времени на соответствующее направление нормативами;

деятельности,

охваченное

п -количество видов выполняемых работ;

К - коэффициент, учитывающий трудоемкость работ, носящих разовый характер и не охваченных нормативами.

При этом затраты времени на соответствующий вид нормируемых работ рассчитываются по формуле

I

То = ^ Нър'У1

1

где Ньр - норма времени;

VI - объем работы 1-го вида, выполняемый в течение года.

В качестве примера приведем некоторые нормативы времени на определенные виды работ (табл. 1).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Штатная численность работников определяется по формуле

Т

Ч = — •К

* шт ^ " н ^ п

где Фи - фонд рабочего времени одного работника за год, устанавливается ежегодно;

Кн - коэффициент, учитывающий невыходы работников по уважительным причинам (во время отпуска, болезни и т.п.), как средний показатель за прошедшие 2 года, определяется по формуле

К =1 +

%невыходов 100

где % невыходов - невыходы работников по уважительным причинам, как средний показатель за прошедшие 2 года, определяется по данным бухгалтерского учета.

При расчете штатной численности рекомендуется производить округления только итоговой численности.

В зависимости от объемов работ за группой работников или одним работником закрепляется определенный участок бухгалтерского учета (учет основных средств, учет материальных запасов, учет затрат на производство и др. цели).

При распределении работ между исполнителями следует учитывать их квалификацию, опыт и деловые качества, что будет способствовать ускорению выполнения заданий. Помещение бухгалтерии должно быть специально оборудовано.

В соответствии с Положением о документах и документообороте в бухгалтерском учете следует исключить доступ к рабочему материалу лиц, не работающих в учетном аппарате.

Площадь помещения бухгалтерии должна отвечать у с т ано в л е нн ы м с ан итар н ы м но р м ам , учитывающим требования рационального оборудования. Уровень освещенности рабочего места, кратность обмена воздуха и температура в рабочих помещениях должны находиться в пределах, предусмотренных соответствующими санитарными нормами.

Сегодня весь бухгалтерский учет автоматизирован, поэтому особенно важно с точки зрения практической реализации, что рекомендуемые нормативы времени по бухгалтерскому учету охватывают все виды бухгалтерских работ, в ы п о л н я е м ы х с п р и м е н е н и е м специализированных программных продуктов [2].

В связи с чем возникает необходимость знания и соблюдения санитарно-эпидемиологических правил и нормативов к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работ [3].

Данные санитарные правила действуют на всей территории Российской Федерации и устанавливают санитарно-эпидемиологические требования не только к персональным электронно-вычислительным машинам (ПЭВМ), но и условиям труда, что особенно важно с точки зрения организации бухгалтерской службы и оптимизации рабочих мест как необходимого умения главного бухгалтера в соответствии с профессиональным стандартом «Бухгалтер».

Организацию работы с ПЭВМ целесообразно осуществлять в зависимости от вида и категории трудовой деятельности.

Виды трудовой деятельности разделяются на три группы:

1) группа А - работа по считыванию информации с экрана с предварительным запросом;

2) группа Б - работа по вводу информации;

3) группа В - творческая работа в режиме диалога с ПЭВМ.

Следует учитывать, что в случае выполнения в течение рабочего дня работ, относящихся к разным видам трудовой деятельности, за основную работу с ПЭВМ следует принимать такую, которая занимает не менее 50% времени в течение рабочей смены или рабочего дня.

Для разных видов трудовой деятельности устанавливаются три категории тяжести и напряженности работы с ПЭВМ, которые определяются:

1) для группы А - по суммарному числу считываемых знаков за рабочую смену, но не более 60 000 знаков за смену;

2) для группы Б - по суммарному числу считываемых или вводимых знаков за рабочую смену, но не более 40 000 знаков за смену;

3) для группы В - по суммарному времени непосредственной работы с ПЭВМ за рабочую смену, но не более 6 часов за смену.

В зависимости от категории трудовой деятельности и уровня нагрузки за рабочую смену при работе с ПЭВМ устанавливается суммарное время регламентированных перерывов (табл. 2).

Для предупреждения преждевременной утомляемости пользователей ПЭВМ рекомендуется организовывать рабочую смену путем чередования работ с использованием ПЭВМ и без него.

В случаях когда характер работы требует постоянного взаимодействия с экраном (набор текстов или ввод данных и т.п.) с напряжением внимания и сосредоточенности, при исключении возможности периодического переключения на другие виды трудовой деятельности, не связанные с ПЭВМ, рекомендуется организация перерывов на 10-15 мин через каждые 45-60 мин работы. Продолжительность непрерывной работы с в и д е о д и с п л е й н ы м т е р м и н а л о м б е з регламентированного перерыва не должна превышать 1 часа [3].

Как уже отмечалось, организационные аспекты бухгалтерской службы экономического субъекта в к л ю ч а ю т в с е б я и о р г а н и з а ц и ю документооборота, что подразумевает:

— разработку форм первичных документов, учетных регистров и форм отчетности, отличных от унифицированных;

— создание графика документооборота;

— определение механизма принятия документов к учету;

— выбор системы обработки документов и порядок их хранения.

В ряду наиболее актуальных характеристик документооборота можно назвать его скорость, объем, темпы роста - как в целом по организации, так и по ее отдельным подразделениям.

Скорость документооборота можно оценить, ориентируясь на средний срок прохождения документом всех стадий оборота - от момента создания до момента передачи на постоянное хранение. Сведения об этих сроках можно получить из графика документооборота, который должен быть утвержден и выполняться в каждой организации независимо от формы собственности. Тогда, средняя скорость документооборота (Удо ) может быть рассчитана по формуле

V,

г

N

где ^Т - сумма всех индивидуальных сроков прохождения документов,

N - общее число названий документов.

Очевидно, что ускорение документооборота от одного отчетного периода к другому является положительной тенденцией, при этом автоматизация документооборота дает в этой области немедленный и очень существенный позитивный эффект.

Пр и пр о в е де нии а на лиза с кор о сти документооборота целесообразно также проконтролировать выполнение графика документооборота по срокам и выявить участки, где наиболее часто возникают задержки. В этих зонах следует заменить исполнителей или, если это объективно необходимо, пересмотреть утвержденный график.

Объем документооборота, единицей измерения которого можно избрать документ или реквизит документа (в условиях автоматизации - байт информации), характеризует напряженность информационных потоков в организации. Большой объем документооборота не всегда оправдан и может быть обусловлен плохой продуманностью системы, форм отдельных документов, избыточностью инстанций, через которые проходит информация.

Интерес представляет также анализ сложившейся системы документооборота с точки зрения распространения информации по вертикальным и горизонтальным каналам коммуникаций:

— вертикальные - информационные потоки, направленные как вниз по иерархической лестнице организации - от руководителя к исполнителям различных уровней, так и вверх - обратная связь исполнителей с инстанцией, дающей распоряжения;

— горизонтальные - информационные каналы для обмена информацией между различными не соподчиненными подразделениями [7, с. 104].

Движение первичных документов в бухгалтерском учете (создание или получение от других организаций, принятие к учету, обработка, передача в архив, то есть документооборот) должно регламентироваться графиком. И снова это относится к функционалу главного бухгалтера, так как работу по составлению графика документооборота организует именно он, а утверждает руководитель организации своим приказом. График должен устанавливать в организации рациональный документооборот, что подразумевает:

— определение оптимального числа подразделений и исполнителей для прохождения каждым первичным документом,

— определение минимального срока его нахождения в подразделении.

Все это, очевидно, полностью отвечает рассмотренному ранее требованию рациональности.

Реализация в соответствии с профессиональным стандартом «Бухгалтер» необходимого умения главного бухгалтера по оптимизации рабочих мест

для целей ведения бухгалтерского учета представляется неотделимой от разработки собственно документооборота и технологии обработки получаемой информации.

В структуре документооборота выделяют две составляющие: документооборот внутри организации и документооборот внутри бухгалтерии. При этом целесообразно установить:

• перечень первичных документов, применяемых в организации;

• список работников, имеющих право подписывать данные документы и нести ответственность за правильность их оформления и своевременность представления в бухгалтерию (утверждается руководителем организации);

• рабочую схему действующих отделов организации;

• порядок движения каждого документа между отделами организации и крайний срок их представления конечному потребителю информации (например, бухгалтерии);

• график движения документов внутри бухгалтерии, позволяющий своевременно организовать исчисление налогов и составление бухгалтерской отчетности.

Таким образом, все представленные теоретические и расчетно-аналитические положения организационного характера позволят на практике максимально рационально реализовать необходимые умения главного бухгалтера по определению и распределению объема учетных работ между работниками бухгалтерской службы, формированию ее структуры и состава, оптимизации рабочих мест для целей ведения бухгалтерского учета.

Таблица 1

Нормативы времени на отдельные виды учетных работ [2] (фрагмент)

№ п/п Наименование видов работ Содержание работ Единица измерения Нормативы времени, мин.

3.1.1 Учет наличия основных Выписка данных о наличии основных Инвентаризацинная 2,4

средств при проведении средств в инвентаризационной ведомость или

инвентаризации ведомости основных средств инвентарная карточка учета 1 позиция

3.2.1 Учет оприходования готовых Отражение поступления готовых Книга учета 16,0

изделии и продукции, изделий и продукции, переданной 1 позиция

переданной из производства из производства на склад. Ведение

на склад книги складского учета готовых изделий. Сверка данных бухгалтерского и складского учета

3.4.3 Учет начисления заработной Обработка первичных документов. Ведомость 6,5

платы производственному Удержание начисленного аванса, 1 позиция

персоналу, составление расчетных ведомостей

административно- заработной платы по всем категориям

управленческому и обслуживающему промышленно-производственного персонала:

персоналу

начисление премий 1 позиция 2,5

расчет оплаты отпусков 1 позиция 9,4

расчет листков нетрудоспособности 1 позиция 6,2

учет удержаний по исполнительным ведомость 6,0

листам 1 позиция

учет выдачи депонированной заработной платы ведомость 1 позиция 5,0

учет фонда заработной платы форма отчетности 22,0

3.4.4 Учет начисления сумм Составление расчетных ведомостей Ведомость 9,0

взносов в Фонд социального удержаний в Фонд социального 1 позиция

страхования страхования

3.7.1 Учет расчетов Обработка документов, служащих Ведомость, 5,0

с поставщиками, основанием для осуществления соответствующий

подрядчиками и заказами расчетных операций с поставщиками, учетный регистр

за выполненные работы подрядчиками, заказчиками

и оказанные услуги за выполненные работы и оказанные услуги. Формирование оборотов по указанным счетам. Ведение учета расчетов с поставщиками, подрядчиками и заказами за выполненные работы и оказанные услуги в учетном регистре соответствующей формы

3.7.2 Учет расчетов Обработка авансовых отчетов, Учетный регистр 3,0

с подотчетными лицами выписка кассовых ордеров. Формирование оборотов по счету, отражающему расчеты с подотчетными лицами в учетных регистрах соответствующей формы 1 авансовый отчет

3.7.3 Учет расчетов Обработка документов, служащих Учетный регистр 6,0

с различными дебиторами основанием для осуществления 1 позиция

и кредиторами расчетных операций с дебиторами и кредиторами. Формирование оборотов по счетам, отражающим расчеты с дебиторами и кредиторами. Ведение учета в учетных регистрах соответствующей формы

3.12.2 Учет прибылей Формирование данных по расчету Ведомость 3,8

и убытков (финансовых результатов) сумм прибылей (убытков). Подготовка данных к заполнению форм отчетности 1 позиция

3.16.4 Сдача денег в банк Сдача денег в банк и получение квитанции о сдаче денег в банк 1 сдача денег в банк 12,0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3.17.1 Бухгалтерская отчетность Составление отчета по соответствующей форме 1 проводка 12,0

3.17.2 Составление Главной книги Составление Главной книги за отчетный период 1 проводка 16,0

Источник: авторская разработка

Примечание. На работы, носящие разовый характер и не учтенные в нормативах времени, рекомендуется применять К = 1,05 к трудоемкости работ, рассчитанной по нормативам.

Таблица 2

Суммарное время регламентированных перерывов в зависимости от продолжительности работы, вида и категории трудовой деятельности с ПЭВМ [3]

Категория работы с ПЭВМ Уровень нагрузки за рабочую смену при видах работ с ПЭВМ Суммарное время регламентированных перерывов, мин.

группа А, количество знаков группа Б, количество группа В, ч знаков при 8-часовой смене при 12-часовой смене

I до 20 000 до 15 000 до 2 50 80

II до 40 000 до 30 000 до 4 70 110

III до 60 000 до 40 000 до 6 90 140

Источник: авторская разработка

Список литературы

1. Об утверждении профессионального стандарта «Бухгалтер»: приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 22.12.2014 № 1061н.

2. Типовые нормативы времени на работы по бухгалтерскому учету и финансовой деятельности в государственных (муниципальных) учреждениях, утв. ФГБУ «НИИ труда и социального страхования Министерства труда и социальной защиты РФ от 07.03.2014 № 003.

3. О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.2/ 2.4.1340-03: постановление Главного санитарного врача РФ от 03.06.2003 № 118.

4. Акатьева М.Д. Современные тенденции в формировании учетной политики организации // Бухгалтерский учет в издательстве и полиграфии. 2013. № 5. С. 17-21.

5. Акатьева М.Д. Учетная политика для целей сегментного учета // Международный бухгалтерский учет. 2014. № 18. С. 23-30.

6. Акатьева М.Д. Учетная политика для целей сегментного учета (на примере полиграфических предприятий) // Бухгалтерский учет в издательстве и полиграфии. 2014. № 1. С. 2-9.

7. АкатьеваМ.Д., Бирюков В.А. Бухгалтерский учет и анализ: учебник. М.: ИНФРА-М, 2015. 252 с.

8. Дмитриева О.В. Особенности учета редакционных расходов в книжных издательствах и редакциях СМИ // Бухгалтерский учет в издательстве и полиграфии. 2016. № 3.

9. Никандрова Л.К., Акатьева МД.Бухгалтерский финансовый учет в полиграфии: учебник. М.: Московский гос. университет печати, 2010. 552 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.