Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ "ПЕРЕВЕРНУТОГО ОБУЧЕНИЯ" С ПОМОЩЬЮ МООК'

ОРГАНИЗАЦИЯ "ПЕРЕВЕРНУТОГО ОБУЧЕНИЯ" С ПОМОЩЬЮ МООК Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
52
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"ПЕРЕВЕРНУТОЕ ОБУЧЕНИЕ" / ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / МАССОВЫЙ ОТКРЫТЫЙ ОНЛАЙН-КУРС / СКВОЗНЫЕ ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КОНТЕНТ / ЦИФРОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Круподерова Елена Петровна, Тимофеева Ксения Олеговна, Бобров Сергей Александрович

В статье обсуждаются особенности организации «перевернутого обучения» будущих учителей. Преимущества от использования модели «перевернутое обучение»: экономия времени на занятии; индивидуальный темп для каждого обучающегося при освоении теоретического материала; условия для использования на занятиях совместной деятельности, проектного метода. Рассмотрена возможность использования для «перевернутого обучения» массовых открытых онлайн-курсов. Рассмотрен МООК «Современные информационные технологии». Дисциплина ведется для будущих бакалавров направления подготовки «Педагогические образование» Нижегородского государственного педагогического университета имени Козьмы Минина. МООК «Современные информационные технологии» размещен на портале открытого образования университета. Студенты в МООК изучают лекционный материал, проходят тесты, используют материалы для самостоятельной работы. Лабораторные работы проходят в аудитории с участием преподавателя-тьютора. За счет экономии времени на объяснение нового материала у преподавателя появляется возможность уделить больше внимания отработке практических навыков. При этом хорошие результаты могут достигаться через использование проектного метода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Круподерова Елена Петровна, Тимофеева Ксения Олеговна, Бобров Сергей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF "FLIPPED LEARNING" WITH THE HELP OF MOOC

The article discusses the features of the organization of "flipped learning" of future teachers. Advantages of using the "flipped learning" model: saving time in class; individual tempo for each student in the development of theoretical material; conditions for use in the classroom of joint activities, the project method. The possibility of using massive open online courses for "flipped learning" is considered. The MOOC "Modern Information Technologies" was considered. Discipline is conducted for future bachelors of the direction of training "Pedagogical education" of the Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University. MOOC "Modern information technologies" is placed on the university's open education portal. Students in MOOCs study lecture material, pass tests, use materials for independent work. Laboratory work takes place in the classroom with the participation of a teacher-tutor. By saving time on explaining new material, the teacher has the opportunity to pay more attention to developing practical skills. At the same time, good results can be achieved through the use of the design method.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ "ПЕРЕВЕРНУТОГО ОБУЧЕНИЯ" С ПОМОЩЬЮ МООК»

Педагогика

УДК 378.14

кандидат педагогических наук, доцент Круподерова Елена Петровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); студентка Тимофеева Ксения Олеговна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); студент Бобров Сергей Александрович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ОРГАНИЗАЦИЯ «ПЕРЕВЕРНУТОГО ОБУЧЕНИЯ» С ПОМОЩЬЮ МООК

Аннотация. В статье обсуждаются особенности организации «перевернутого обучения» будущих учителей. Преимущества от использования модели «перевернутое обучение»: экономия времени на занятии; индивидуальный темп для каждого обучающегося при освоении теоретического материала; условия для использования на занятиях совместной деятельности, проектного метода. Рассмотрена возможность использования для «перевернутого обучения» массовых открытых онлайн-курсов. Рассмотрен МООК «Современные информационные технологии». Дисциплина ведется для будущих бакалавров направления подготовки «Педагогические образование» Нижегородского государственного педагогического университета имени Козьмы Минина. МООК «Современные информационные технологии» размещен на портале открытого образования университета. Студенты в МООК изучают лекционный материал, проходят тесты, используют материалы для самостоятельной работы. Лабораторные работы проходят в аудитории с участием преподавателя-тьютора. За счет экономии времени на объяснение нового материала у преподавателя появляется возможность уделить больше внимания отработке практических навыков. При этом хорошие результаты могут достигаться через использование проектного метода.

Ключевые слова: «перевернутое обучение», цифровая образовательная среда, массовый открытый онлайн-курс, сквозные цифровые технологии, контент, цифровые инструменты.

Annotation. The article discusses the features of the organization of "flipped learning" of future teachers. Advantages of using the "flipped learning" model: saving time in class; individual tempo for each student in the development of theoretical material; conditions for use in the classroom of joint activities, the project method. The possibility of using massive open online courses for "flipped learning" is considered. The MOOC "Modern Information Technologies" was considered. Discipline is conducted for future bachelors of the direction of training "Pedagogical education" of the Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University. MOOC "Modern information technologies" is placed on the university's open education portal. Students in MOOCs study lecture material, pass tests, use materials for independent work. Laboratory work takes place in the classroom with the participation of a teacher-tutor. By saving time on explaining new material, the teacher has the opportunity to pay more attention to developing practical skills. At the same time, good results can be achieved through the use of the design method.

Key words: «flipped learning», digital educational environment, massive open online course, end-to-end digital technologies, content, digital tools.

Введение. В 2022 году принята «Концепция подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года» [12]. Среди задач, поставленных в Концепции, названа задача подготовки будущих учителей к решению проблем цифровой трансформации образования. Поэтому перед педагогическим образованием стоят задачи опережающей подготовки будущих учителей к работе в условиях цифровых образовательных сред; включения в образовательные программы современных цифровых технологий.

Сегодняшнее обучение находится в непрерывном поиске лучших, наиболее эффективных методов преподавания, которые можно применять как при очном, так и при дистанционном обучении. Среди педагогических технологий исследователи выделяют: доцифровые педагогические технологии (например, проектный метод, технология «кейс-стади» и т.д.) и цифророжденные педагогические технологии (дистанционное обучение, перевернутый класс, мобильные технологии и т.д.) [1]. Использование инновационных методов обучения особенно важно для обучения будущих учителей, ведь они должны быть готовы к применению современных технологий в цифровой образовательной среде школы.

Одной из технологий смешанного обучения, которая начинает активно использоваться в вузах, является метод «перевернутого обучения». Его использованию посвящены статьи [2, 3, 7, 14]. Особый интерес для нашего исследования представляет опыт применения «перевернутого обучения» для обучения будущих учителей информатики [4]. При «перевернутом обучении» изучение теоретического материала осуществляется студентами самостоятельно путем работы с онлайн-ресурсами, а во время аудиторных занятий обсуждаются с преподавателем наиболее важные и сложные вопросы, выполняются практические задания.

Перед преподавателем, принявшим решение использовать модель «перевернутого обучения», встают две проблемы: как представить контент для внеаудиторной работы студента дома и как организовать занятие в аудитории. Задача грамотного использования различных цифровых инструментов, отбора и структурирования материала для предоставления обучающимся в рамках рассматриваемой модели при обучении будущих учителей информатики видится нам важной научно-практической задачей. Эта актуальность обуславливается еще и тем, что, используя модель «перевернутого» обучения преподаватель демонстрирует пример, который будущие учителя смогут транслировать в свою будущую профессиональную деятельность.

Изложение основного материала статьи. С 2022 г. во всех педагогических вузах России введено Ядро высшего педагогического образования. Один из модулей Ядра - коммуникативно-цифровой. В его состав включены Речевые практики, Иностранный язык, Технологии цифрового образования, учебная практика. В Нижегородском государственном педагогическом университете им. К. Минина, учитывая задачи цифровой трансформации образования, принято решение усилить данный модуль дисциплиной «Современные информационные технологии». Тем не менее количество аудиторных часов, отведенных на освоение цифровых технологий, достаточно ограниченно. Данный факт позволил нам сформулировать проблему исследования: как использовать возможности модели «перевернутого обучения» при подготовке будущих учителей для достижения требуемых образовательных результатов дисциплин коммуникативно-цифрового модуля Ядра высшего педагогического образования. Решение данной проблемы видится нам в возможности использования открытых online курсов.

Массовый открытый онлайн курс (MOOK) - интерактивный курс, разделенный на последовательные блоки или этапы, к которому может присоединиться неограниченное число участников. Трудно переоценить роль MOOK в непрерывном образовании. Преимущества, модели МООК, способы представления контента рассматриваются в статьях [5, 6, 10]. Участию преподавателей вуза в разработке МООК посвящена статья [11].

Авторы сходятся во мнении, что свою эффективность показали следующие варианты применения МООК: «МООК-поддержка дисциплины» - эта модель направлена на конкретную дисциплину; модель, применяющая смешанный тип обучения; «Исключительно МООК». Очевидно, что степень применения МООК у перечисленных моделей разная и требования к наполнению этих моделей элементами МООК сильно отличаются.

Для изучения дисциплины «Современные информационные технологии» выбран второй вариант применения МООК, причем, смешанное обучение предполагает, прежде всего, использование варианта «перевернутого класса».

Был проведен анализ МООК для освоения различных цифровых технологий, прежде всего сквозных цифровых технологий, на различных отечественных платформах. Анализировались МООК для курсов по информатике и информационным технологиям. Было выяснено, что разработчики чаще всего включают в онлайн курсы классические темы информатики, часто повторяя школьный курс информатики. Темы, связанные со сквозными цифровыми технологиями, практически отсутствуют.

В качестве платформы для создания МООК по дисциплине «Современные информационные технологии» использована LMS Mooodle. По каждому из трех разделов разработано по 12-15 10-минутных видеороликов. Для самоконтроля освоения темы предлагаются контрольные вопросы и тесты.

Например, по теме «Информационные ресурсы Интернета» студентам предлагается два видеоролика, демонстрирующих возможности различных электронных библиотек, Интернет-словарей и энциклопедий, открытых систем электронного образования, образовательных сайтов, цифровых образовательных ресурсов. Затем предлагается список контрольных вопросов: «По каким признакам классифицируются информационные ресурсы?», «Какие информационные ресурсы относятся к национальным?», «Что такое электронная библиотека?», «Приведите примеры российских электронных библиотек», «Приведите примеры российских электронных словарей» и т.п.

В курсе также размещены материалы для самостоятельной работы обучающихся. Например, по теме «Информационные ресурсы Интернета» предлагается подобрать электронные учебники для дисциплин, изучаемых в текущем семестре, на образовательной платформе Юрайт, статьи в электронной библиотеке КиберЛенинка по использованию сквозных цифровых технологий, с помощью ресурса «Академик» (https://dic.academic.ru) найти определения указанных понятий, на сайтах открытого образования «Универсариум», «Лекториум», «Национальная платформа открытого образования» выбрать 1-2 курса для собственного самообразования. А в теме «Сервисы Веб 2.0» в рамках самостоятельной работы студентам предлагается построить облако слов по теме «Технологии Веб 2.0», создать инфографику «Основные научные достижения 20 века», ленту времени «История Интернета».

В МООК «Современные информационные технологии» размещено большое количество различных дополнительных материалов: записаны авторские скринкасты, объясняющие работу с различными Интернет-сервисами, приведены полезные ссылки, примеры использования цифровых инструментов.

Лабораторные работы проходят очно на базе технопарка универсальных педагогических компетенций НГПУ им. К. Минина. Опыт использования возможностей технопарка для освоения виртуальной и дополненной реальности описан в статье [9], искусственного интеллекта - в статье [13].

За счет экономии времени на объяснение нового материала у преподавателя появляется возможность уделить больше внимания отработке практических навыков. При этом хорошие результаты могут достигаться через использование проектного метода. Опыт использования метода проектов при обучении будущих учителей представлен в статьях [8, 15]. Например, в дисциплине «Современные информационные технологии» студенты выполняют проектное задание по созданию инфографики на тему «Безопасность в Интернете».

Итоговая оценка за курс выставляется на основе итогового тестирования в МООК и оценивания выполненных лабораторных работ, творческих и проектных заданий.

Сегодня авторы статьи работают над созданием МООК по дисциплине «Технологии цифрового образования», где применение «перевернутого обучения» может быть еще более эффективным, т.к. в данном курсе предусмотрена только треть часов на аудиторную работу. В этой дисциплине будущим учителя предстоит создание цифровых образовательных ресурсов для разных предметных областей, поэтому МООК необходимо наполнить большим количеством обучающих презентаций, видеоинструкций, ссылок на открытые уроки, мастер-классы по применению цифровых платформ, различных сервисов.

Выводы. В нынешних, постоянно изменяющихся условиях, когда очное обучение может быть заменено или совмещено с дистанционным, будущему учителю важно владеть методом, который даст возможность сохранить непрерывность и логическую последовательность в обучении. Поэтому применение метода «перевернутого класса» в обучении будущих учителей информатики подходит в полной мере.

Преимущества от использования модели «перевернутое обучение»: экономия времени на занятии; индивидуальный темп для каждого обучающегося при освоении теоретического материала; условия для использования в учебном процессе совместной деятельности, проектного метода.

Литература:

1. Блинов, В.И. Дидактическая концепция цифрового профессионального образования и обучения / В.И. Блинов, М.В. Дулинов, Е.Ю. Есенина, И.С. Сергеев. - М.: Издательство «Перо», 2019. - 72 с.

2. Воробьев, А.Е. Основы технологии «Перевернутого обучения» в вузах / А.Е. Воробьев, А.К. Мурзаева // Вестник БГУ. Образование. Личность. Общество. - 2018. - №1. - С. 18-30

3. Жерносек, А.К. Способы подготовки и проведения лекций при использовании технологии обучения «Перевернутый класс» / А.К. Жерносек // Сборник материалов Республиканской научно-практической конференции с международным участием. Витебск: Витебский государственный медицинский университет. - 2017. - С. 33-35

4. Заводчикова, Н.И. Использование модели организации обучения «Перевернутый класс» в курсе дисциплины «Методика обучения и воспитания в области информатики» / Н.И. Заводчикова, У.В. Плясунова // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. - 2016. - № 1. - С. 139-146

5. Кожурина, А.В. Об опыте использования открытых онлайн-курсов в подготовке будущих учителей информатики / А.В. Кожурина // Электронный сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. -Сургут, Издательство: РИО БУ «Сургутский государственный педагогический университет». - 2021. - С. 52-53

6. Круподерова, Е.П. Представление контента при использовании дистанционных образовательных технологий / Е.П. Круподерова, К.Р. Круподерова //Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - № 71-1. - С. 193-196

7. Круподерова, Е.П. Организация «перевернутого обучения» математике / Е.П. Круподерова, К.Р. Круподерова, И.А. Печенева // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 67-4. - С. 229-232

8. Круподерова, К.Р. Использование сетевой проектной деятельности для реализации компетентностного подхода в обучении / К.Р. Круподерова, А.С. Румянцева // В мире научных открытий. - 2015. - № 7.1 (67). - C. 351-359

9. Круподёрова, К.Р. Подготовка будущих учителей к использованию технологий дополненной и виртуальной реальности / К.Р. Круподёрова, Е.А. Гордеева, Д.Ю. Пичужкина // Проблемы современного педагогического образования. -2022. - № 75-3. - С. 236-238

10. Лебедева, Т.Н. Формирование цифровой культуры педагога средствами массовых открытых онлайн-курсов / Т.Н. Лебедева, О.Р. Шефер, С.В. Крайнева, Н.А. Белоусова, Е.Н. Эрентраут, Ю.А. Ахкамова // Вестник Мининского университета. - 2022. - Т. 10. - №3. - С. 6.

11. Прохорова, М.П. Участие преподавателей вуза в разработке открытых онлайн-курсов / М.П. Прохорова, О.И. Ваганова // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2019. - №5 (62). - С. 90-103

12. Распоряжение Правительства РФ от 24.06.2022 № 1688-р «Концепция подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года». - URL: https://clck.ru/32VmcE (дата обращения: 20.02.2023).

13. Самерханова, Э.К. Технологии искусственного интеллекта: новые возможности в опережающей подготовке педагога / Э.К. Самерханова // В сборнике «Образование в цифровую эпоху: опыт, проблемы и перспективы». Сборник статей по материалам международной научно-практической конференции преподавателей, студентов, аспирантов, докторантов и заинтересованных лиц. Нижний Новгород, 2021. - C. 132-136

14. Федотова, О.Д. Альтернативная образовательная технология Flipped learning как реализация идеи радикального пересмотра организационных основ процесса обучения / О.Д. Федотова, Е.А. Николаева // Мир науки. - 2017. - Т. 5. - № 1.

- С. 52-58

15. Samerkhanova, E.K. Implementation of the competence approach with the help of network project activities / E.K. Samerkhanova, E.P. Krupoderova, K.R. Krupoderova, L.N. Bakhtiyarova, A.V. Ponachugin, T.I. Kanyanina // Opcion. - 2019.

- T. 35. - № Special Issue 19. - C. 565-590

Педагогика

УДК 378.18

старший преподаватель Круподёрова Климентина Руслановна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород);

студентка Вертинская Анна Сергеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород);

студентка Маркосян Мария Мартиросовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ЧЕРЕЗ СЕТЕВУЮ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

СТУДЕНТОВ

Аннотация. Ключевой единицей цифровой экономики становится команда, способная эффективно решать проектные задачи. В ходе совместной сетевой проектной деятельности формируются проектно-сетевые сообщества обучающихся и педагогов. В сетевых проектах создаются условия для формирования у обучающихся навыков совместного решения проблем, умений распределять роли и брать на себя функции лидера, преодолевать конфликты. В статье рассмотрены возможности формирования навыков работы в команде и развития лидерских качеств студентов в рамках сетевой проектной деятельности. Проанализированы возможности различных цифровых инструментов и сервисов для организации совместной деятельности. Приведены примеры сетевых проектов студентов и преподавателей факультета информационных технологий Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина. Продемонстрированы примеры совместных информационных продуктов проектов. Особенностью конструирования цифровых сред для сетевых проектов является подбор инструментария для осуществления координации проекта и организации линий коммуникации. Показаны инструменты для коммуникации в некоторых сетевых проектах. Названы другие примеры формирования проектно-сетевых сообществ студентов.

Ключевые слова: сетевая проектная деятельность, коммуникация, проектно-сетевое сообщество, сотрудничество, цифровые инструменты.

Annotation. The key unit of the digital economy is a team capable of effectively solving project problems. In the course of joint network project activities, project-network communities of students and teachers are formed. In network projects, conditions are created for the formation of students' skills of joint problem solving, the ability to distribute roles and take on the functions of a leader, and overcome conflicts. The article considers the possibilities of forming teamwork skills and developing leadership qualities of students in the framework of network project activities. The possibilities of various digital tools and services for organizing joint activities are analyzed. Examples of network projects of students and teachers of the Faculty of Information Technology of the Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University are given. Examples of joint information products of projects are shown. A feature of designing digital environments for network projects is the selection of tools for project coordination and organization of communication lines. The tools for communication in some network projects are shown. Other examples of the formation of project-network communities of students are named.

Key words: network project activity, communication, project-network community, collaboration, digital tools.

Введение. Сегодня названы ключевые компетенции цифровой экономики, такие как: коммуникация и кооперация в цифровой среде, саморазвитие в условиях неопределенности, креативное мышление, управление информацией и данными, критическое мышление в цифровой среде [11]. Коммуникативная компетенция предполагает способность человека в цифровой среде использовать различные цифровые средства, позволяющие во взаимодействии с другими людьми достигать поставленных целей. Эта компетенция связана с универсальной компетенцией УК-3 «Командная работа и лидерство», одинаковой для всех направлений подготовки в бакалавриате.

Авторы дидактической концепции цифрового профессионального образования [1] подчеркивают, что ключевой единицей новой экономики становится уже не отдельный квалифицированный работник - «человек на своем месте», а

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.