Научная статья на тему 'Организация педагогического мониторинга и воспитательной работы с коллективом сотрудников ОВД'

Организация педагогического мониторинга и воспитательной работы с коллективом сотрудников ОВД Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
87
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОТРУДНИКИ ОВД / РУКОВОДИТЕЛИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ОВД / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / КОЛЛЕКТИВ / САМОУПРАВЛЕНИЕ / POLICE OFFICERS / HEADS OF INTERNAL AFFAIRS UNITS / EDUCATIONAL WORK / TEAM / SELF-GOVERNMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Устинова Лариса Геннадьевна, Султанова Милада Викторовна

В статье показана необходимость организации педагогического мониторинга и воспитательной работы с коллективом сотрудников ОВД, в соответствии с полученными данным в результате мониторинга. авторы приводят общие подходы, методы работы с сотрудниками ОВД. В статье показано, что в современных условиях руководителю подразделений необходимо проводить комплексную работу с сотрудниками, совмещая педагогические и психологические методы работы, а также используя взаимодействие с другими службами, ответственными за физическое и психическое здоровье сотрудников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF PEDAGOGICAL MONITORING AND EDUCATIONAL WORK WITH THE STAFF OF ATS

The article shows the need for the organization of pedagogical monitoring and educational work with a team of police officers, in accordance with the data obtained as a result of monitoring. the authors give General approaches, methods of work with the police officers. In the article it is shown that in modern conditions the head of divisions needs to carry out complex work with employees, combining pedagogical and psychological methods of work, and also using interaction with other services responsible for physical and mental health of employees.

Текст научной работы на тему «Организация педагогического мониторинга и воспитательной работы с коллективом сотрудников ОВД»

12. Устинова Л.Г., Султанова М.В. Личная профессиональная безопасность сотрудников ОВД: структура и содержание // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 2 (69). С. 437-438.

Педагогика

УДК 378

кандидат социологических наук, доцент, начальник

кафедры общеправовых дисциплин Устинова Лариса Геннадьевна

ФГКОУ ВПО «Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации» Ставропольский филиал (г. Ставрополь); кандидат философских наук, доцент, доцент

кафедры общеправовых дисциплин Султанова Милада Викторовна

ФГКОУ ВПО «Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации» Ставропольский филиал (г. Ставрополь)

ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА И ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С

КОЛЛЕКТИВОМ СОТРУДНИКОВ ОВД

Аннотация. В статье показана необходимость организации педагогического мониторинга и воспитательной работы с коллективом сотрудников ОВД, в соответствии с полученными данным в результате мониторинга. авторы приводят общие подходы, методы работы с сотрудниками ОВД. В статье показано, что в современных условиях руководителю подразделений необходимо проводить комплексную работу с сотрудниками, совмещая педагогические и психологические методы работы, а также используя взаимодействие с другими службами, ответственными за физическое и психическое здоровье сотрудников.

Ключевые слова: сотрудники ОВД, руководители подразделений ОВД, воспитательная работа, коллектив, самоуправление.

Annotation. The article shows the need for the organization of pedagogical monitoring and educational work with a team of police officers, in accordance with the data obtained as a result of monitoring. the authors give General approaches, methods of work with the police officers. In the article it is shown that in modern conditions the head of divisions needs to carry out complex work with employees, combining pedagogical and psychological methods of work, and also using interaction with other services responsible for physical and mental health of employees.

Keyword: Police officers, heads of internal Affairs units, educational work, team, self-government.

Введение. В условиях современной экономической, правовой, социальной, психологической действительности воспитательно-управленческая деятельность все в большей мере становится фактором повышения эффективности работы ОВД. Современные условия требуют новых подходов к воспитанию сотрудников ОВД. Основными из них являются: повышение психолого-педагогической составляющей в деятельности и подготовке руководителей ОВД; разработка концептуальных и технологических основ воспитания личного состава ОВД в современный период.

Одной из основных целей воспитательной работы с сотрудниками ОВД является - формирование профессионально подготовленной, морально и психологически устойчивой личности сотрудника. При этом персональная ответственность за организацию и проведение воспитательной работы возлагается на начальников органов внутренних дел, их заместителей по кадровой и воспитательной работе.

Изложение основного материала статьи. Как показывает анализ материалов печати последних лет, а так же результатов проведённых исследований [2; 8 и др.], негативное влияние на совершенствование деятельности органов внутренних дел оказывают недостатки воспитания личного состава. По свидетельству учёных, практиков, не смотря на постоянно проводимую воспитательную работу со сотрудниками ОВД, уровень профессиональной воспитанности личного состава пока не удовлетворяет тем требованиям, которые предъявляются сотрудниками со стороны граждан, общества в целом, государства. Так, состояние служебной дисциплины всё ещё не соответствует предъявляемым требованиям; у многих сотрудников отсутствует стремление к повышению профессионального мастерства и мотивация как можно лучше выполнять свои профессиональные обязанности.

Многими исследователями [7; 9; и др.] выделяются следующие причины недостаточной эффективности воспитательной работы в органах внутренних дел:

- недостаточный учет человеческого фактора при решении оперативно-служебных задач;

- низкий уровень психолого-педагогической подготовки руководителей;

- отсутствие целенаправленной работы по использованию потенциала педагогики в деятельности органов внутренних дел (ОВД) и др.

При организации и проведении воспитательной работы в коллективе руководители должны использовать свой авторитет и силу влияния на сотрудников.

В целом, воспитательная работа с сотрудниками ОВД должна способствовать:

- реализации принципа социальной справедливости и правозащитной деятельности в коллективах;

- закреплению молодых сотрудников на службе и уменьшению общей текучести кадров;

- укреплению здорового морально-психологического климата в коллективе;

- профилактике и конструктивному разрешению конфликтов;

- постоянному использованию боевых, служебных, спортивных традиций и обычаев коллектива, приобщение к ним молодых, вновь прибывших сотрудников;

- укреплению служебной дисциплины и профилактике нарушений законности и др. [2].

В последнее время, в связи с участившимися случаями нарушения служебной дисциплины, для своевременного выявления таких сотрудников и организации работы с ними, руководители подразделений ОВД, совместно с психологами, должны регулярно проводить психолого - педагогический мониторинг коллектива. Это связано с тем, что выявленные проблемы в коллективе не могут решены только педагогическими методами и требуют комплексного подхода, слаженной работы как руководителей подразделений, так и психологов.

В менеджменте мониторинг - это универсальный тип деятельности, который требует специфических навыков, и профессионализма. Но, прежде всего, он требует культуры сбора информации. Поэтому мониторинг нередко называют специфической информационной технологией.

Психолого-педагогический мониторинг в органах ОВД - это сложный процесс, включающий в себя систему взаимосвязанных специфических видов деятельности, носителями которых являются разные участники, выполняющие различные функции, необходимые для оперативного отслеживания результатов педагогических воздействий и среды на функционирование сотрудников в условиях выполнения ими профессиональной деятельности.

В Приказе МВД России 6. «Об утверждении Положения об основах организации психологической работы в органах внутренних дел Российской Федерации» [6] вводится понятие «сотрудники, нуждающиеся в повышенном психолого-педагогическом внимании». В этом приказе предписано проводить психолого -педагогическую работу с сотрудниками, нуждающимися в повышенном внимании, в первоочередном порядке.

Сотрудники, нуждающиеся в повышенном психолого-педагогическом внимании - это сотрудники, у которых личностные и функциональные особенности определяют повышенную вероятность возникновения состояний дезадаптации, способствующих развитию нервно-психических и психосоматических заболеваний, асоциального (делинквентного) поведения, аутоагрессии, приводящих к снижению эффективности и надежности профессиональной деятельности [12].

К таким сотрудникам относятся следующие категории:

- имеющие низкие адаптационные способности к условиям оперативно-служебной (учебной) деятельности, а так же признаки нервно-психической неустойчивости;

- имеющие низкий социометрический статус, находящиеся в неудовлетворительном морально-психологическом состоянии, вызванными разными причинами, как касающиеся службы, так и личными;

- допустившие грубые нарушения служебной дисциплины или неоднократные нарушения служебной дисциплины при наличии у них дисциплинарного взыскания;

- склонные к аддиктивному поведению и др. категории [12].

Психолого - педагогический мониторинг основывается на следующих основных критериях:

Таблица 1

Основные критерии психолого - педагогического мониторинга для выявления лиц, нуждающихся в особом психолого-педагогическом внимании со стороны руководителей подразделений и

психологической службы

№ Критерий Его содержание

1. Диагностический критерий Основывается на результатах психодиагностических обследований при мониторинге оперативно-служебной деятельности сотрудников полиции

2. Поведенческий критерий выявляет признаки нарушения служебной дисциплины, аддитивного поведения сотрудников

3. Ситуационный критерий оценивает проблемные, кризисные жизненные обстоятельства, складывающиеся у сотрудника

На основе анализа психолого - педагогической литературы [12], личного опыта, выделим ведущие направления работы руководителя с сотрудниками ОВД, которые нуждаются в повышенном психолого-педагогическом внимании (табл. 2):

Таблица 2

Ведущие направления работы руководителя с сотрудниками ОВД, которые нуждаются в повышенном психолого-педагогическом внимании

№ Направление Его содержание

1. Индивидуальная психологическая работа с сотрудником • динамическое психологическое наблюдение и анализ результатов служебной деятельности, изучение характерологических особенностей и диагностику психоэмоционального состояния сотрудника; • индивидуальные психологические консультации; коррекцию психического состояния сотрудника (при необходимости); • взаимодействие с руководителями, сотрудниками подразделений психологического обеспечения и др. службами.

2. Работа со служебным коллективом, в котором проходит службу сотрудник • изучение социально-психологического климата в подразделении, совместимости сотрудников в служебных подразделениях (нарядах, дежурных сменах и пр.); • мероприятия по сплочению коллектива (психологические тренинги, совместный досуг и др.); • разработка рекомендаций, обеспечивающих организацию мероприятий, необходимых для улучшения социально-психологической адаптации сотрудников; • психологическое консультирование руководителей.

Как видно, кроме индивидуальной воспитательной работы с сотрудником, необходима организация с коллективом в целом. Рассмотрим основные подходы к организации эффективной работы.

На первом и последующих этапах работа с персоналом должна предусматривать создание актива и работу с ним. Наблюдая за действиями и поведением членов коллектива, руководитель подмечает наиболее добросовестных и морально устойчивых сотрудников со сформированной оптимальной для службы профессиональной направленностью. Таким образом руководитель собирает активистов для совместных обсуждений разных проблем улучшения жизни и деятельности коллектива. Одновременно проявляется забота о постепенном расширении актива, включении в его состав и других членов, у которых (по итогам наблюдений) так же сформирована необходимая профессиональная позиция, основанная на высоких моральных устоях сотрудника и сформированными необходимыми для службы профессионально - значимые качества [2].

Таким образом постепенно создается демократическая структура самоуправления в коллективе в виде ряда общественных групп, комиссий, клубов, секций. По возможности в состав таких микрогрупп включаются почти все члены коллектива. При организации органов самоуправления (общественных формирований) важно удачно подобрать старших групп (чаще всего из актива и лиц, обладающих организаторскими и иными положительными качествами). Наставники, активисты прикрепляются к отстающим для оказания им помощи.

В системе работы с коллективом постоянно проводится работа по совершенствованию всех факторов, влияющих на настроения персо-нала. Значительный педагогический потенциал такого совершенствования содержат групповые формы работы: собрания, совещания, подведение итогов — общих и по структурным подразделениям, разборы событий, происшедших внутри и вне коллектива, встречи с интересными людьми и др.

Как отмечают современные ученые - практики [2; 9-12 и др.], важно не обилие мероприятий, а продуманная педагогическая проработка их проведения и подготовки:

- выяснение руководителем педагогических возможностей каждой формы работы с коллективом, определение степени их эффективности;

- осознание руководителем, организатором педагогического результата, достижению которого должны быть подчинены вся подготовка и проведение намеченной системы мероприятий;

- включение в подготовку мероприятий тех сотрудников, которые могли бы оказать реальную помощь советом и делом, привлечь других, обеспечить рекламу, подогреть интерес в коллективе к предстоящему мероприятию;

- подбор и подготовка ответственных исполнителей мероприятий;

- обоснованный выбор времени и места проведения мероприятий, их педагогической целесообразности [2].

Выводы. Как отмечает в своём исследовании А.В. Толкачев [8], с чьим мнением мы солидарны, современная система воспитания и профессиональной подготовки сотрудников ОВД должна выполнять стоящие перед ней задачи, учитывая следующие обстоятельства:

- изменения психолого-педагогической установки руководителей на объекты воспитательных воздействий;

- понимания сущности управленческой деятельности как создания психолого-педагогических условий для развития и самосовершенствования личности сотрудников;

- учета влияния общественного мнения населения, роли коллективов сотрудников, передового педагогического опыта, накопленного в органах внутренних дел и перенесённого из социально-педагогической практики.

Воспитание сотрудников органов внутренних дел должно проводится на основе выявление и учета уровня воспитанности, личностного развития, психологической подготовки, индивидуальных и групповых психолого-педагогических особенностей сотрудников ОВД в целях повышения эффективности профессиональной подготовленности кадров ОВД. При этом для организации работы с личным составом необходимо использовать самые современные инновационные технологии [1; 3; 4], которые успешно зарекомендовали себя как при работе с сотрудниками ОВД, так и при обучении и воспитании слушателей различных возрастов.

Литература:

1. Ватунский А.А. Современные инновационные технологии в профессиональном образовании // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 4 (71). С. 225-226

2. Воспитательная работа с личным составом в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации: Учебник / Под общ. ред. докт. педаг. наук, докт. юрид. наук, проф. В.Я. Кикотя. — М.: ЦОКР МВД РФ, 2009.

3. Егоров М.А. Педагогические условия развития патриотизма сотрудников пограничных органов на основе совершенствования критического мышления // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 3 (70). С. 28-30.

4. Егоров М.А., Томилин А.Н. Особенности моделирования процесса развития патриотизма личности на основе совершенствования критического мышления // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 2 (69). С. 366-368.

5. Организация работы с личным составом органов внутренних дел: учебное пособие / А.А. Алексеев и др. - СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2018.

6. «Об утверждении Положения об основах организации психологической работы в органах внутренних дел Российской Федерации» ПРИКАЗ от 2 сентября 2013 года N 660

7. Медведицкова Л.В. Формирование благоприятного психологического климата в подразделениях ОВД как педагогическая проблема // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 4 (71). С. 307-308.

8. Толкачев А.В. Теория и практика воспитания сотрудников органов внутренних дел: автореф. ...д-ра пед. наук - Москва, 2002

9. Устинова Л.Г., Султанова М.В. Влияние экстремальных ситуаций на личность и деятельность сотрудников ОВД // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 1 (68). С. 323-324.

10. Устинова Л.Г., Султанова М.В. Личная профессиональная безопасность сотрудников ОВД: структура и содержание // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 2 (69). С. 437-438.

11. Устинова Л.Г., Султанова М.В. Основные подходы к реализации педагогической требовательности руководителем ОВД // Мир науки, культуры, образования. 2015. № 1 (50). С. 132-134.

12. Шаповал В.А., Кобозев И.Ю., Золотенко В.А. Психологическая работа с личным составом органов внутренних дел. Организация психологической службы в органах внутренних дел: Учебное пособие. СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2016.

Педагогика

УДК 378.2

магистрант Ушницкая Оксана Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); кандидат психологических наук, доцент Жулина Елена Викторовна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

ПРОГРАММА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БИОЭНЕРГОПЛАСТИКИ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ СТЕРТОЙ ФОРМЫ ДИЗАРТРИИ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Аннотация. В статье представлена программа использования биоэнергопластики для коррекции стертой формы дизартрии у дошкольников. Изучены возможности и принципы использования биоэнергопластики совместно с артикуляционной гимнастикой. На основе анализа теоретических источников составлена и апробирована поэтапная программа коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста со стертой формой дизартрии, проанализированы полученные результаты.

Ключевые слова: биоэнергопластика, артикуляционная гимнастика, дизартрия, коррекция звукопроизношения, артикуляционный аппарат.

Annotation. The article presents a program of using bioenergoplastics for correction of the erased form of dysarthria in preschool children. The possibilities and principles of using bioenergoplastics in conjunction with articulation gymnastics were studied. Based on the analysis of theoretical sources, a phased program for correcting sound pronunciation in older preschool children with an erased form of dysarthria was compiled and tested, and the results obtained were analyzed.

Keywords: bioenergoplastyc, articulatory gymnastics, dysarthria, sound pronunciation correction, articulatory apparatus.

Введение. В настоящее время одной из актуальных проблем является увеличение числа детей с речевой патологией. В соответствие с многочисленными исследованиями в данной сфере, с каждым годом возрастает количество детей с дизартрией, часто в массовых группах дошкольных образовательных учреждений можно наблюдать детей со смазанным, нечетким звукопроизношением, со стертой формой дизартрии. Коррекционно-логопедическая работа с дошкольниками со стертой формой дизартрии основана на достаточном знании структуры речевого дефекта, механизмов нарушения артикуляционной и общей моторики, при учете личностных качеств ребенка.

Для достижения положительных результатов коррекции стертой формы дизартрии необходимо соблюдение следующих принципов: взаимосвязанного и поэтапного формирования всех компонентов речевой деятельности ребенка; проведение системного анализа речевого дефекта; регуляции психической деятельности дошкольников посредством развития у них обобщающей и коммуникативной функций речи [7].

В ходе целенаправленных и зачастую длительных занятий осуществляется постепенная нормализация моторики артикуляционного аппарата у дошкольников со стертой формой дизартрии, формирование навыка произвольного переключения подвижных органов артикуляции с одного движения на другое в различном темпе, преодоление нечеткости, смазанности и нарушенного темпа речи.

Изложение основного материала статьи. Звукопроизношение у дошкольников со стертой формой дизартрии существенно отличается от их нормально развивающихся сверстников. Речевое дыхание характеризуется слабостью дыхательной мускулатуры, низким объемом легких. Дыхательная недостаточность проявляется в основном в неправильном типе дыхания (в основном ключичное или грудное) с резким поднятием плеч и коротком речевом выдохе. Часто дети с дизартрией в ходе речевого высказывания не могут рационально расходовать воздух, почти перед каждым словом делают новый вдох. Речь носит монотонный характер, с «придыханием». Отмечается «носовой» характер оттенок речи, нарушения темпа речи, модулированности [1].

Артикуляционная моторика у дошкольников со стертой формой дизартрии нарушена по такому же принципу, что и общая. Нарушения фиксируются при удержании детьми статической позы: отмечаются тремор, чрезмерная саливация, нарушения дыхания, девиация (отклонение от вертикальной оси) подбородка, губ, языка, дисфункции вегетативной нервной системы - покраснение или побледнение кожных покровов, потливость и др.

Известно, что правильное и четкое произношение звуков обеспечивается хорошей подвижностью и взаимосвязанной работой артикуляционного аппарата. Выработать согласованные и точные движения органов артикуляции помогают не только занятия артикуляционной гимнастики в ее традиционной форме, но и различные нетрадиционные методы. Для большей эффективности при подготовке артикуляционного аппарата к постановке звуков, в последнее время все большую популярность набирает метод биоэнергопластики, который основан на совместном действии языка и рук [9].

Термин «биоэнергопластика» состоит из двух составляющих: биоэнергия и пластика. Биоэнергия находится непосредственно внутри человека, пластика в данном случае подразумевает раскрепощенные, плавные движения рук и всего тела, что и составляет основу метода биоэнергопластики. Для коррекции звукопроизношения у дошкольников со стертой формой дизартрии наиболее эффективным является сочетание элементов биоэнергопластики (в данном случае движений кистей рук) с движениями органов артикуляции. Во время выполнения артикуляционного упражнения рука показывает положение, которое в это время занимает язык, губы или нижняя челюсть. Артикуляционная гимнастика с элементами

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.